Спасский мужской монастырь (Якутск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь во имя Спасителя Иисуса Христа (Якутский Спасский монастырь) — мужской монастырь Якутской епархии Русской Православной Церкви. Первая православная мужская обитель когда-либо действовавшая в Якутии. Постройки Спасского монастыря неоднократно уничтожались пожарами. Всего их было 10. В начале XX века на территории монастыря были расположены три храма, колокольня и каменные монашеские кельи. В советское время был упразднён и разрушен. Вновь открыт в 2012 году и в настоящее время восстанавливается. Содержание История [ править править код ] XVII—XVIII века [ править править код ] Монастырь был основан при Якутском остроге в 1640 году прибывшим из Вологды игуменом Нафанаилом, на пожертвования царя Михаила Фёдоровича. Первая монастырская церковь была освящена во имя преподобного Михаила Малеина . Из-за частых переносов острога положение обители было непостоянным. Известно, что в 1663 году служилые люди Якутского острога «изволили быть в Якуцком остроге монастырю во имя Спаса» и избрали Ивана Афанасьевича Овчинникова в чёрные священники и строители монастыря. В 1663—1665 годах монастырь получил пожертвование от царя Алексея Михайловича, на которое была построена Спасская церковь. Немногочисленная братия Спасского монастыря, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. В 1735 году, по указанию епископа Иркутского Иннокентия (Неруновича), настоятелем Спасского монастыря архимандритом Нафанаилом была организована при монастыре первая в Якутии низшая школа для обучения грамотности местных детей, однако в 1747 году школа закрылась. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы, проводимой Екатериной II, монастырь был исключён из штата синодального ведомства и содержался только на пожертвования. В 1766—1769 годы пришлось ликвидировать монастырское хозяйство и продать рогатый скот. XIX век [ править править код ] Якутский Спасский мужской монастырь (1900)

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_мужск...

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

Усвятье. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:1803. Год утраты:приблизительно 1925 Адрес: Смоленская область, Дорогобужский район, деревня Усвятье Координаты: 54.937206, 33.10902 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Старинное село (ныне - деревня) Усвятье, стоящее на Старой Смоленской дороге, ведущей из Москвы, раскинулось по холмам Смоленско-Московской возвышенности по левобережью небольшой речки Ужа, левого притока Днепра. Деревня находится в географическом центре Смоленской области, в современных её границах, о чём повествует обелиск, установленный около деревни. Первое упоминание о селе Усвятье относится к 1621 году. По местному преданию, название восходит к святому роднику, называемый местными жителями Святым ручьём. По преданию, на этом месте некогда стоял храм, который ушёл под землю. Рассказывают, что в ясную солнечную погоду можно услышать звон его колоколов. Святой ручей почитается целительным и чудотворным. Выбивается он в глубоком овраге левого склона р. Ужи, в урочище Пески, что в 1,4 км юго-западнее села. 16 марта 2020 года святой источник был освящён митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. У родника построена купель. С древних времён в селе стоял храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, или, как его в народе называли, " Иван Святой " . Владельцами Усвятья в первой половине XVII века были бояре Салтыковы. В их родовом имении Бизюково, находящееся в 5 верстах к северо-востоку от Усвятье, наследниками боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне, в начале 1640-х годов был основан Бизюков Крестовоздвиженский мужской монастырь. После того, как один из основателей монастыря Фёдор Михайлович Салтыков в 1648 году принял монашеский постриг, всё своё имение, включая село Усвятье, он отписал монастырю, который владел селом до секуляризационной реформы 1764 года.

http://sobory.ru/article/?object=61079

Последние досинодальные патриархи не случайно подчеркивали наличие у человека свободной воли. Вопрос, насколько простирается это «дальнейшее», каждый решает сам. Флоровский Г. Пути русского богословия. Изд. 2-е. Париж, 1981. С. 83—85, 89 и др. Убеждение, что преобразование высшего духовного управления Церковью в виде ликвидации патриаршества и учреждения Синода означало полное подчинение Церкви государству, вполне разделяют и советские исследователи. См., напр.: Слицан Б. Г. Реформа церковного управления//Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954. С. 371—379; Сахаров А. М., Зимин А. А., Грекулов Е. Ф. Церковная реформа и раскол//Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.). Критические очерки. М., 1967. С. 156; Павленко Н. И. Церковь и государство в первой половине XVIII в.//История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Ч. III. С. 277—278. Сей Феофан обучался в Киеве-Могилянской коллегии, затем в Польше и Риме, вернувшись в Киев, возглавил alma mater (1711 г.), но в 1716 г. перебрался в Петербург и сделался подручным Петра в проведении церковной реформы. Талантливый наемник и авантюрист, имевший одну веру — в беспредельную власть монарха, выразил свои нетленные взгляды, помимо «Духовного регламента», в трактатах «Слово о власти и чести царской» (1718 г.), «Правда воли монаршьей» (1722 г.) и др. Епископ Псковский (с 1718 г.), архиепископ Новгородский (с 1724 г.), а с 1721 г. Феофан — вице-президент святейшего правительствующего Синода. Комиссаренко А. И. Вотчинное хозяйство духовенства и секуляризационная реформа в России (20—60 гг. XVIII в.). М., 1984. С 23; И. А. Булыгин считает сохраненные духовенством юридические права «чистой фикцией» (Церковная реформа Петра I//ВИ. 1974. 5. С. 85—89). NCЗ-I Т 6 3534 3749 NCЗ-I. Т. 7. 4567, 4632, 4488; Горчаков М. Монастырский приказ (1649—1725 гг.). Опыт историко-юридического исследования. Спб., 1868. С приложением документов Синодального архива. NCЗ-I. Т. 6. 3778.

http://sedmitza.ru/lib/text/439394/

Козельск. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История Вознесенского монастыря берет свое начало в 1499 году. Именно тогда инокини, проживавшие прежде в Оптиной Пустыни, были выведены в Козельск, где и основали обитель. В 1610 году она была разорена, но вскоре восстановлена. В числе прочего, выстроена каменная пятиглавая церковь Вознесения Господня. Как и прежде, она является «сердцем» монастыря. По разным сведениям, храм был основан в 1620 году и на данный момент является самой древней постройкой города. Это очень редкий памятник архитектуры, так как в первые годы после Смутного времени в истерзанной стране строили мало и церкви были очень скромны. После ухода самозванца Лже-Дмитрия II Вознесенский храм имел шатровую колокольню, отдельно стоящую перед западным входом. В 1740 году была построена трапезная, что по ошибке считается временем построения церкви. Также в состав обители входил храм Василия Великого (Георгия Победоносца, Преображения Господня) 1746 года основания. Он возведен из кирпича на средства Матрёны Ивановны Воейковой. А в 1779 г. при благотворительной помощи Желябужских сооружены объёмные пристройки, после чего трапезная стала, как и настоящая часть, двухэтажной. Весь же храм был шестипрестольным: на нижнем этаже располагались приделы Георгия Победоносца и Иоанна Предтечи; на верхнем – Василия Великого (главный, в настоящей части), Преображения Господня, Казанской Богоматери и Параскевы Пятницы. 4 престола находились в трапезной. Четырёхъярусная колокольня выстроена в 1835 году. Завершена восьмериком с куполом. Некоторые историки «приписывают» монастырю и ныне функционирующую Никольскую церковь (1740 г.). Она расположена на противоположной стороне улицы Земляной Вал. Надо отметить, что история Вознесенского храма, как и монастыря в целом, наполнена различными событиями. Церковь то приходила в упадок и буквально разрушалась, то вдруг возрождалась вновь. Так, в 1760 году пожар города Козельска привел к серьезным повреждениям в конструкции храма. А спустя четыре года в рамках секуляризационной реформы Екатерины II монастырь упразднили, и Вознесенская церковь была обращена в приходскую. В ней хранились такие монастырские реликвии, как: оловянный ковчег, Синодик, переписанный в начале XVIII в. с древнего оригинала, Евангелие 1703 г. с надписью: «1711 г. апреля в 18 день сие Св. Евангелие с ковчегом дал стольник Авраам Феодорович Лопухин в Козельск в Вознесенский девичий монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=27797

По материалам: Редкий вид храма, стоявший на правом берегу реки Ваги, можно было видеть ещё совсем недавно. Это церковь Сошествия Святого Духа на Пинежке, стоявшая у д. Смотраковская Шенкурского района Архангельской области. Церковная история этого места началась около 1426 года, когда новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги в устье р. Малой Пинежки был построен Пинежский городок, куда он переехал вместе с семьёй. В конце 1440-х годов, однажды молясь в своем доме в Пинежском городке в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, В.С. Своеземцев услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся в 1 версте выше по течению р. Ваги. Вскоре на этом месте, между устьями рек Пинежки и Малой Пинежки был основан Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь (именовался также по названию храма - Трёхсвятительской пустынью). Основатель обители в 1456 году принял постриг с именем Варлаам у первого игумена Иоанно-Богословского монастыря отца Серапиона. Прожив в иночестве шесть лет, он был погребён рядом с алтарной стеной построенной им церковью ап. Иоанна Богослова. Варлаам Важский был прославлен Церковью в лике преподобных. В XV веке обитель оставалась единственным крупным монастырем в Важском крае. В пер. пол. XVIII века монастырь был одним лучших по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нём проживало от 15 до 30 монахов. Рядом с монастырём постепенно складывается небольшая монастырская слобода Богословка. В 1764 году в ходе секуляризационной реформы монастырь был упразднён, его храмы стали приходскими, а братию перевели в Шенкурск, в упраздненный Троицкий женский монастырь. Так образовался Богословский погост на Пинежке; на картах XIX века это место отмечалась как Богословка. В 1782 году на месте обветшавшей Свято-Духовской церкви срубили новый деревянный храм с таким же посвящением и с пределом Трёх святителей Великих. Это был редкий для русского деревянного зодчества небольшой храм «иже под колоколы» стоящий на высоком подклете. На четверик основного объёма был поставлен высокий восьмерик, несущий ярус звона. Завершалась звонница первоначально, по всей видимости, грушевидным восьмигранным куполом с луковичной главой, которые были покрыты лемехом. С востока к основному объёму примыкал пятистенный алтарь, имевший два престола, но внешне они не как не выделялись, имея лишь по небольшому косящатому окну в восточной стене алтаря. С запада к основному объёму примыкала небольшая трапезная с притвором под одной крышей. Украшением храму служила двухвсходное крыльцо на ряже с резными балясинами.

http://sobory.ru/article/?object=24804

Предыстория появления храма такова – Архангельский монастырь был восстановлен после разорения начала XVII столетия, но так и не обрёл прежнего значения. Позднее в 1654 году по прошению ростовского митрополита Ионы и по царскому указу обитель со всеми угодьями приписана к угличскому Воскресенскому монастырю, после чего, вероятно, бытовала в качестве приходского храма для вотчинных крестьян. В 1764 году в результате секуляризационной реформы Воскресенский монастырь был упразднен, а его владения перешли в государственную собственность, в ведение Коллегии экономии. В середине XVIII века село Архангельское не имело постоянных жителей и, по сути, включало только церковный погост. Деревянный храм постепенно обветшал, и прихожане решают возвести каменный. Он датируется 1787 годом, но это обобщённая дата. Более точно проследить историю строительства позволяют старинные документы, к которым и обратимся далее. В апреле 1787 года «Угличского уезда села Архангельского что в бору» священник Иоанн Иоаннов и церковный староста крестьянин деревни Селиванова экономического ведомства Василий Егоров с прихожанами подали «покорнейшее прошение» архиепископу ростовскому и ярославскому Арсению (Верещагину). В прошении сообщалось: «Во оном селе Архангельском имеется новопостроенная о дву апартаментах каменная церковь во именование Святаго Архистратига Михаила, из коих в нижнем апартаменте во именование Введения Пресвятыя Богородицы церковь уже освящена, да и другая, состоящая в верхнем апартаменте Архангельская церковь всем церковным благолепием украшена… и ко освящению никакого во оной препятствия не имеется, которую и желаем мы именованные освятить». Прежнюю деревянную церковь планировалось упразднить и разобрать, «из оной лес употребить в продажу на обжиг, где потребно будет церковного кирпича». При рассмотрении прошения, 22 апреля Духовной Консисторией была подготовлена справка, обобщавшая основные сведения о храме. В справке сообщалось, что, по данным второй ревизии, приходских дворов 110, в них проживало 377 мужчин и 414 женщин, а всего обоего пола 791 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00489

Псков. Церковь Воскресения Христова со Стадища. Добавить фотографии Автор: Василий Шелёмин Снято: 20 марта 2010 Добавлено: 26 июня 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Воскресения со Стадища. 1532 г. — 19 в. ул. Набат, 4а Девичий Воскресенский монастырь стоял на Запсковье, на перекрестке улиц Воскресенской и Званницы (Леона Поземского). Храм принято датировать 1532 г., на основании сообщения летописи о пожаре в монастыре, во время которого каменный храм «не доделан бысть». Позднее церковь также неоднократно перестраивалась. Древний четверик храма четырехстолпный, трехапсидный, перекрыт слитными сводами (с невыявленными подпружными арками), установлен на подклет. Крыльцо со столпами, притвор, звонница, южный придел и северная часть церкви относятся к 17–18 векам. Звонница на притворе вначале имела два пролета, третий добавили в 19 веке. Несмотря на некоторое огрубление форм, заметное, впрочем, больше в интерьере, Воскресенская церковь очень выразительна, прекрасно, по–псковски скомпонована. Тяжеловесность храма, вырастающего из небольшого холма, придает его архитектуре еще большую цельность и выказывает народный, полный практической сметки вкус. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Необычное название псковской церкви " со Стадища " объясняется просто: так прежде называлась местность, где располагалась Воскресенская обитель, о которой письменные источники впервые упоминают в связи с городским пожаром в 1458 году. Здесь и была построена на небольшом холме деревянная церковь Воскресения Христова. В 1532 году огненная стихия разыгралась в очередной раз, и храм полностью сгорел. Новое здание, возведённое на её месте в том же году, было уже каменным. Примечательно, что Ю.П. Спегальский датирует его на полвека позже - между 1585-м и 1587 годами. Воскресенский девичий монастырь закрыли в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, и храм получил самостоятельный приход, а спустя четверть века был приписан к соседней церкви Варлаама Хутынского. Над зданием Воскресенской церкви тучи периодически сгущались из-за технического состояния его помещений. С приходом XIX века власти вообще вознамерились его сносить, но Синод в очередной раз отстоял храм. Однако с этим зданием действительно нужно было что-то делать, и в 1880 году здесь начались реставрационные работы, в ходе которых в храме появился новый красивый иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01061

Первым каменным храмом Касимова стала построенная в 1700 году в Пушкарской слободе Богоявленская церковь. Миновало пять лет, и каменным храмом обзавелся и Николаевский монастырь. В 1705 году вместо разобранной деревянной Никольской церкви посадский человек Яков Яцков возвёл здесь каменную - небольшую, одноглавую. Благословенную грамоту на её постройку дал известный сподвижник Петра Великого - митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Никольская церковь оставалась монастырским храмом до 1778 года. Удивительно, но обитель уцелела в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы упразднению подверглось более четырёхсот монастырей (из 950-ти). Перед принятием решения, быть или не быть той или иной обители, составлялись их описи. В Николаевском монастыре этим занимался подпоручик Алексей Житков. Он указывал, что Никольская церковь " крыта тесом сосновым " , что глава её " обита чешуею деревянной " и что в храме имеется три престола: главный - Никольский, и два придельных - святого мученика Иоанна Воина и святителя Димитрия Ростовского. Кроме того - к " каменной церкви прикладена каменная же колокольня, оная крыта тесом, на ней глава из черепиц каменных, крест железный, в местах позлащён " . На колокольне - четыре колокола, весом от одного до пяти пудов. Однако дни обители были сочтены. После её закрытия монастырский храм был обращён в приходскую церковь. Стоит отметить, что Никольскую церковь лицезрели два самодержца. Но заходили ли они в храм, история умалчивает. Первым из них был Пётр I. Он побывал в Касимове дважды - в 1695 и 1722 годах. Вторым венценосным гостем Касимова стал Александр II, когда цесаревич совершал ознакомительную поездку по России, где одним из её пунктов значился Касимов. Спутники, сопровождавшие Александра запомнили фразу, брошенную будущим императором: " Со стороны Мурома Касимов - деревня, а из-за Оки - губернский город... " XIX век запомнился ещё и тем, что Никольский храм, как и многие церкви Касимова, расширили, пристроив с юга и севера два просторных придела к трапезной в 1867 году.

http://sobory.ru/article/?object=03618

В 1764 г. императрица Екатерина II провела секуляризационную реформу. Все монастырские земли передали в коллегию экономии, сами монастыри разделили на три класса, в зависимости от числа монашествующих, и назначили содержание. Монастыри Иркутской епархии зачислили в 3-й класс и установили содержание 806 рублей 30 копеек. Для Вознесенского монастыря наступили нелучшие времена, которые удалось пережить благодаря деятельности архимандрита Синесия и поддержке епархиальных властей. Синесий управлял монастырем с 1754 по 1787 г. В этот период в монастыре развернулось каменное строительство, было проведено преобразование хозяйственного управления, организованы восстановительные работы после пожара 1783 г. Архимандрит Синесий подготовил основу для дальнейшего развития монастыря и его перевода во 2-й класс, состоявшегося спустя 10 лет - в 1797 г. Количество монашествующих Вознесенского монастыря в XVIII в. было невелико: к моменту открытия Иркутской епархии (1727) в монастыре проживало 28 человек, в период секуляризационной реформы их число сократилось до 12, а к концу века увеличилось до 40. Иркутский Вознесенский монастырь сыграл огромную роль в истории Иркутской епархии. Он способствовал организации церковного строительства в регионе. Во многих его вотчинах уже в первой половине XVIII в. были построены церкви и часовни, а иеромонахи монастыря нередко становились первыми священнослужителями. В 1725 г. в нем открыли школу для обучения детей духовенства, ставшую первым учебным заведением Восточной Сибири. За период существования школы с 1725 по 1746 г. в ней смогли получить образование более 200 человек. До начала 1750-х г.г. монастырь являлся резиденцией иркутских епископов, здесь же размещался архиерейский приказ и консистория (до постройки отдельного здания в Иркутске). Настоятель Вознесенского монастыря входил в число членов консистории и неофициально являлся вторым лицом в епархии. В 1731 г. здесь был похоронен первый иркутский епископ Иннокентий (под алтарем Тихвинской церкви). Монастырь считался духовным центром Иркутской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=32552

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010