До нас дошло немного произведений, написанных против иудеев. Это прежде всего самый ранний «Диалог Ясона и Паписка о Христе», написанный ок. 140 г. Аристоном из Пеллы, затем «Диалог с Трифоном иудеем» св. мч. Иустина Философа (2 в.), а также Аполлинария, еп. Иераполя (2 в.) «К иудеям», 2 книги против иудеев ритора Мильтиада (2 в.), «Против иудеев» Тертуллиана (2 в.), «Книги свидетельств против иудеев» св. Киприана, еп. Карфагенского, 8 слов против иудеев свт. Иоанна Златоуста (4 в.). Цель этих апологий – показать окончание Ветхозаветного закона, исполнившего свою подготовительную миссию, и мессианское достоинство и Божественность Иисуса Христа. Апологий, обращенных к язычникам, было написано значительно больше. Первые, не сохранившиеся, принадлежали Кодрату и Аристиду (нач. 2 в.). Из дошедших до наших дней – прежде всего две апологии св. мч. Иустина Философа , «К эллинам» и «Об истине» Аполлинария, еп. Иерапольского, «Против эллинов» и «Апология христианской философии» Мильтиада, «Слово к эллинам» Татиана (2 в.), анонимное послание «К Диогнету» (2 в.), «Осмеяние языческих философов» Ермы (2 в.), еп. Филиппопольского, «Увещание к эллинам» Климента Александрийского (3 в.). Оригену (3 в.) принадлежит одна из самых крупных древних апологий христианства – «Против Цельса», где подвергаются серьезной критике все существовавшие направления языческой философии. Свт. Григорий Чудотворец (3 в.) написал «К Феопомпу о способности и неспособности Бога страдать», Евсевий Кесарийский (4 в.) – «Евангельское приготовление» и «Евангельские доказательства», а также «Против Иерокла», Феодорит Кирский – «Лечение эллинских недугов» (V в.). Из сочинений западных апологетов следует назвать «Октавий» Минуция Феликса (2 в.), «К язычникам», «Апологетика» и «О свидетельстве души» Тертуллиана , «О том, что идолы не есть боги» и др. свт. Киприана Карфагенского (3 в.), «Против язычников» Арнобия (4 в.), «Божественные установления» и др. Лактанция (4 в.), «Об ошибочности языческих верований» Фирмика Матерна (4 в.), «История против язычников» Орозия (5 в.), а также «О граде Божьем» блаж. Августина (5 в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Неприемлемо использование методов генетического тестирования в отношении зачатого плода с целью выбора желаемых свойств будущего ребенка, в том числе его пола, поскольку такой метод предполагает умерщвление детей, не прошедших отбор на стадии их эмбрионального развития. Совершенствование генных технологий в ближайшие годы может сделать возможной коррекцию генетических характеристик эмбриона на самых ранних стадиях его развития и способствовать устранению генетических заболеваний. Однако подобное вмешательство может быть сопряжено с высокими рисками, включая непредвиденные повреждения и даже гибель ребенка. Возможность применения подобных технологий с нравственной точки зрения требует детального рассмотрения в каждом конкретном случае. 1 Апологетик, IX. 8. 2   Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека . IV. 2. 3 Дидахе. 2.2. 4 Послание Варнавы. 19.5. 5 Там же. 20.2. 6 Апологетик, IX, 8. 7 Беседы на Послание к Римлянам, 24.4. 8 Письмо XXIII.13. 9 Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви . XII. 2. 10 Там же. 11 Там же. 12 О канонических аспектах церковного брака . V. 13 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 1. 14 Там же. XII. 2. 15 Там же. 16 Там же. XII. 7. 17 Там же. XII. 3. 18 См. там же. 19  Там же. XII. 5. Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6088088.ht...

Рим 341 К сожалению, у нас крайне мало источников и документов, касающихся литургической практики Римской Церкви в первые три века. Описание крещальных обрядов, содержащееся в «Первой Апологии» мч. Иустина, написанной в середине II века и адресованной императору, в целом дает достаточно хорошую общую картину, хотя его богословие Крещения и является скорее сирийским, чем западным. Помимо краткого описания мч. Иустина, мы располагает лишь одним бесспорным свидетельством об этом раннем периоде – комментарием на книгу пророка Даниила 342 , написанным в начале III века сщмч. Ипполитом Римским , который был схизматиком, ригористом и позднее консервативным епископом, находящимся в оппозиции действующему епископу Рима Каллисту (217–222). В своем комментарии Ипполит свидетельствует: 1) об обычае пасхального Крещения в Риме в начале III века и 2) о том, что этот обряд содержал послекрещальное помазание. А это, как мы видели, – характерные черты также и североафриканской практики. Имя сщмч. Ипполита Римского весьма важно в силу того, что современные ученые приписывают ему авторство еще одного документа – «Апостольского предания» (Traditio Apostolica). Это церковный устав, состоящий из 42 глав и содержащий указания относительно различных литургических чинов, а также по другим церковным вопросам. В главах 15–21 речь идет о катехуменате и обрядах христианского посвящения 343 . Мы упомянем о некоторых текстологических и герменевтических проблемах, связанных с этим памятником. Не существует раннего и полного текста «Апостольского предания». Изначально оно было написано по-гречески, но сохранились лишь некоторые фрагменты греческого текста – в христианской литературе IV века. И ни один из этих фрагментов не содержит сведений о катехуменате или крещальных обрядах. Самая ранняя версия – латинский перевод конца V века – сохранилась в рукописи из Вероны (Италия). К сожалению, эта латинская версия является неполной. И даже если допустить, что первоначальная греческая версия отражала римскую практику начала III века, мы не можем быть уверены, что латинский перевод не содержит черты последующего развития этой практики, то есть то, чего не было в первоначальном тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Кодратом» найдены статьи: ИСААКИЙ, АПОЛЛОС И КОДРАТ († 303), мученики Никомидийские (пам. 21 апр.) КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) КОДРАТ мч. (пам. греч. 4 марта) - см. Павел, Иулиания и др. мученики (пам. греч. 4 марта) КОДРАТ († 50-е гг. III в.), мч. Коринфский (пам. 10 марта) КОДРАТ мч. Никомидийский (пам. 10 марта; пам. греч. 7, 9, 10 мая) КОДРАТ мч. Никомидийский (пам. 21 апр.) - см. в ст. Исаакий, Аполлос и Кодрат, мученики Никомидийские КОДРАТ (I - сер. II в.), один из апологетов раннехристианских КОДРАТ И АНАНИЯ мученики (пам. визант. 9, 10 июня) КОДРАТ КАРАКАЛЬСКИЙ (в миру Кириак Вамвакас) (1859 - 31.01. 1940), игум. мон-ря Каракал но Афоне, старец Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Кодратом.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Ермы» найдены статьи: ЕРМА ап. от 70 (пам. 8 марта, 5 нояб.) ЕРМА [употребляются и менее точные варианты передачи имени как Ерм или Герм], автор «Пастыря», памятника раннехрист. письменности (приблизительно сер. II в.), традиционно причисляемого к лит-ре мужей апостольских ЕРМЕЙ пресв., сщмч. (пам. 4 нояб.) - см. Никандр и Ермей, священномученики ЕРМИЙ еп. Далматский, ап. от 70 (пам. 8 апр. и 31 мая, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов) ЕРМИЙ мч. Аполлониадский (пам. 6 июля) - см. Исавр диакон и др. мученики Аполлониадские ЕРМИЙ († сер. II в.), мч. Команский (пам. 31 мая) ЕРМИЙ ФИЛОСОФ греч. апологет, автор небольшого соч. «Осмеяние языческих (букв.- внешних) философов» ЕРМИЛ (Ермолай), мч.- см. Фока и Ермил, мученики (пам. греч. 18, 19 дек.) ЕРМИЛ И СТРАТОНИК († ок. 315), мученики Сингидунские (пам. 13 янв.; пам. греч. 1, 2 июня) ЕРМ, СЕРАПИОН И ПОЛИЕН мученики Римские (пам.18 авг.; пам. визант. 19 авг.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Ермы.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Евсевий» найдены статьи: ЕВСЕВИЙ (Тюхлов Константин Дмитриевич; род. 26 марта 1975), епископ Друцкий, викарий Витебской епархии ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания

http://pravenc.ru/text/Евсевий .html

4) Чудеса возможны (см. чудеса: аргументы против). 5) Чудеса подтверждают истины, провозглашённые Божиими пророками (см. чудеса: значение для апологетики). 6) Новозаветные документы исторически достоверны (см. Новый Завет: датировка; Новый Завет: историческая достоверность; Новый Завет: рукописи). 7) Как засвидетельствовано Новым Заветом, Иисус провозглашал Себя Богом (см. Христос: божественная сущность). 8) Провозглашение Иисусом Своей божественности было подтверждено чудесами (см. воскресение Христа: свидетельства; чудеса в Библии; чудеса: значение для апологетики). 9) Следовательно, Иисус есть Бог. 10) Всё, что Иисус (как Бог) утвердил в качестве истины, есть истина (см. Бог: сущность). 11) Иисус, Который есть Бог, подтвердил, что Библия есть Слово Божье. 12) Следовательно, истинно, что Библия есть Слово Божье, а все, что противоречит любой библейский истине, есть ложь (см. мировые религии и христианство; плюрализм религиозный). Что Иисус утверждал относительно Библии . Шаг 9 имеет решающее значение для всего доказательства. Коль скоро Иисус – Сын Божий, то всё сказанное Им о Библии истинно. А утверждал Иисус, что Библия есть ненарушимое, неизменное, непогрешимое Слово Божье (см. Библия: предполагаемые ошибки). Что Иисус утверждал относительно Ветхого Завета. Новый Завет был написан только после Вознесения Иисуса. Поэтому Его утверждения о Библии относятся к Ветхому Завету. Однако, то, что Иисус подтвердил в отношении Ветхого Завета, Он также обещал в отношении будущего Нового Завета. Иисус подтвердил божественную авторитетность Ветхого Завета. Иисус и Его ученики употребляют фразу «написано» свыше девяноста раз. Обычно используется совершенный вид греческого глагола, чем подразумевается: «Это было написано в прошлом, и это по-прежнему остаётся истиной, как записанное Слово Божье». Нередко Иисус говорит это в смысле «таково последнее слово по данному вопросу; дискуссия окончена». Так было в случае, когда Иисус противостоял искушению от диавола. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (...] Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» [...] Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [ Мф. 4:4, 7, 10 ; курсив Н. Г.].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

В то же время всегда актуальным остается предупреждение Господне: " Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас " (Мф. 7:6). Это заповедь рассмотрительного отношения к проповеди, чтобы она не оказалась раздражающим вызовом для неподготовленных и духовно неспособных к ее восприятию. Апостол Павел наставляет своего ученика Тимофея и в его лице каждого христианина: " От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины " (2 Тим. 2:23-25). 2. Краткий очерк истории апологетики Для более удобного рассмотрения историю апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление: Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, например, отражение в трудах Филона Александрийского, Иосифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апологетики, но и использовали их Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих местах Евангелий, Деяний и посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христианина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1Пет. 3:15). В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений - апологии. Раннехристианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христианству. " Мы проповедуем Христа распятого, - пишет ап. Павел, - для иудеев соблазн, а для эллинов безумие " (1 Кор. 1:23). Защита от тех и других имела свою ярко выраженную специфику. Если с иудеями дискуссия шла, главным образом, о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Божественности, то с язычниками - о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различного рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Как писал В. Болотов, эти апологии были одной " из форм обращения к общественному мнению " . Они, " хотя и медленно, но верно достигали своей цели: они знакомили общество с христианством и разрушали предрассудки и предубеждения против христиан " Что особенно обращает на себя внимание в апологиях древнего периода - это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих самих писателей и их учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Мф. 28:20 ). А чтобы маловерное сердце не помыслило, что крест или имя Христово действуют сами по себе, эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа Господа и не поверю от сердца во всё то, что Он совершил нашего ради спасения». Эти слова совсем не мирятся с новым догматом о. Илариона и о. Антония Булатовича, будто «Имя Иисус всесильно творить чудеса вследствие присутствия в нём Божества» 697 , а, напротив, подтверждают то, что говорили и писали против такого учения о. Хрисанф и др., т. е. что Имя Божие чудодействует лишь под условием веры, другими словами, когда человек, произнося его, не от произношения ждёт чуда, а призывает Господа, Которого имя означает, и Господь по вере этого человека творит чудо. Это же непременное условие чуда указывает в Евангелии и Господь («Если будете иметь веру и не усомнитесь»... Мф. 21:21; 17:20 и др.). Тем же объясняет исцеление хромого и апостол Пётр в Деян. 3:16 : «ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего... и вера, которая от Него, даровала ему исцеление». Неправда нового догмата изобличается, наконец, и теми выводами, какие делают из него его приверженцы, в частности, о. Булатович в своей «Апологии». По нему выходит, что и иконы, и крестное знамение, и самые таинства церковные действенны только потому, что на них или при совершении их изображается или произносится Имя Божие. Нельзя без крайнего смущения читать XII главу «Апологии» 698 , где о. Булатович даёт из своего нового догмата объяснение Божественной литургии. До сих пор Церковь Святая нас учила, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господними потому, что Бог, по молитвам и вере (не самого, конечно, священника или кого-нибудь из предстоящих, а Церкви Христовой) «ниспосылает Духа Своего Святого и творит хлеб – Телом, а вино – Кровью Христа Своего»... Отец же Булатович в «Апологии» пишет, что таинство совершается «именно силою произнесённого Имени Божия», т. е. будто бы просто потому, что над хлебом и вином произнесены слова «Дух Святый», «Имя Святого Духа» и совершено крестное знамение с именословным перстосложением 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Призвавшие смерть Священное Писание довольно неохотно повествует о тех людях, которые самостоятельно прервали свою жизнь. Такое умолчание открывает некоторым «апологетам самоубийства» возможность говорить, что, мол, Библия вовсе не осуждает суицид, а Церковь придумала свои запреты существенно позже. Что в Библии говорится о самоубийстве? 26 июля, 2011 Священное Писание довольно неохотно повествует о тех людях, которые самостоятельно прервали свою жизнь. Такое умолчание открывает некоторым «апологетам самоубийства» возможность говорить, что, мол, Библия вовсе не осуждает суицид, а Церковь придумала свои запреты существенно позже. Что в Библии говорится о самоубийстве? Священное Писание довольно неохотно повествует о тех людях, которые самостоятельно прервали свою жизнь. Такое умолчание открывает некоторым «апологетам самоубийства» возможность говорить, что, мол, Библия вовсе не осуждает суицид, а Церковь придумала свои запреты существенно позже. Однако внимательный читатель Библии не только поймет причины описанных самоубийств, но и увидит особую любовь и щедрость Бога к людям, стоявшим на грани смерти, но не потерявшим упования на Промысел. Душевные переживания библейских персонажей, которые вот-вот перешагнут за грань самоубийства, в большинстве своем остались сокрытыми от нас — повествователи сочли более целомудренным об этом умолчать, — но все же богодухновенные авторы обрисовали картину достаточно ясно, чтобы мы могли понять их отношение к описанным поступкам. Иудин грех Удавившийся Иуда. Миниатюра из Киевской Псалтыри XIV века Другое самоубийство предателя — это история Ахитофела, близкого и мудрого советника Давида. Во время восстания сына Давида — Авессалома — он перешел на сторону бунтарей, и когда уже была возможность полностью захватить власть, Авессалом не послушался совета Ахитофела, и бунт был обречен на провал. И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер, и был погребен в гробе отца своего (2 Цар. 17:23).

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010