разделы   рассылка  распечатать Константин Мацан Религия в школе: Чем грозит нам ОПК? Источник:  Фома С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса " Основы религиозных культур и светской этики " . Одно из направлений нового курса – " Основы православной культуры " . Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли " принудиловка " интерес к предмету – то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой " Теме " , которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком. Преподавателей хватает – С какими главными стереотипами об " Основах православной культуры " Вы сталкиваетесь? – Главный стереотип – то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких – никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться. – А откуда этот стереотип берется? – Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое – неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле " Основы православной культуры " – необычный предмет. Самое главное в нем – личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала. " Основы православной культуры " – это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка – именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

http://religare.ru/2_96917.html

Такое отвержение собственной воли должно открываться не только в важных и редких случаях, но и в обыкновенных ежедневных делах и занятиях. Важно и трудно правило сие; но совершенства нельзя достигнуть без великого труда. «Начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова» ( Филип.1:6 ). Предмет наставлений и увещаний Предмет для наставлений часто доставляет самая исповедь кающегося; но случается, что на исповеди священник слышит иногда только обыкновенные грехи немощи человеческой и неважные проступки. Отец духовный хорошо сделает, если для таких случаев будет иметь готовый предмет (а не слова) наставлений. Таким предметом могут быть обстоятельства времени или места, или особенные потребности и нужды, обязанности, выгоды и опасности для духовной жизни в известном состоянии или звании. Обыкновенный предмет сих наставлений: возбуждение отвращения и ужаса к грехам тяжким и легким, возвышенность добродетели, вера, надежда и любовь к Богу и ближнему, опасности для всех общие, искушения, непостоянство духа человеческого, также благочестивые занятия, сообразные с состоянием и званием. А так как отец духовный при Таинстве покаяния есть наместник Иисуса Христа, то он должен предлагать грешникам слово не свое, но Божие. Известно из опыта, что для многих ученых простые человеческие наставления не имеют никакого значения, а слово Божие всегда сильно и действенно. Бог сего требует; на это воля Божия – и дело решеное. Изречения Священного писания имеют особую силу. «Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» ( 2Тим.3:16,17 ). Качества наставлений Наставления и увещания отца духовного кающемуся должны быть: 1) кротки и исполнены любви; в словах и в самом звуке голоса его должны обнаруживаться сострадание к кающемуся грешнику и ревность о его спасении. «Братие, (пишет апостол Павел – от авт. ), аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» ( Гал.6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Религия в школе: Чем грозит нам ОПК? 10.09.2012 476 Время на чтение 9 минут С сентября 2012 года во всех школах страны начинается преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Одно из направлений нового курса - «Основы православной культуры». Вокруг этого предмета давно и прочно сформировался устойчивый круг вопросов. Где взять грамотных преподавателей? Не отобьет ли «принудиловка» интерес к предмету - то есть к Православию? Как говорить с десятилетним ребенком о нравственном выборе? Какой опыт в преподавании связанных с религией дисциплин есть в Европе? Мы постараемся найти ответы на самые часто задаваемые вопросы про ОПК в этой «Теме», которую открывает разговор с директором московской Православной Свято-Петровской гимназии священником Андреем Постернаком. Преподавателей хватает - С какими главными стереотипами об «Основах православной культуры» Вы сталкиваетесь? - Главный стереотип - то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких - никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться. - А откуда этот стереотип берется? - Очевидно, что само по себе Православие навредить не может. Но в XXI веке навредить может другое - неправильно поданная информация о Православии. В этом смысле «Основы православной культуры» - необычный предмет. Самое главное в нем - личность преподавателя. Конечно, успешность преподавания других предметов тоже в известной степени связана с личностью преподавателя, но не так, как в случае с данным предметом. Если учитель математики окажется плохим преподавателем и скучным человеком, дважды два не перестанет быть четыре, и ребенок, по крайней мере, собственными усилиями сможет чего-то достичь в усвоении материала. «Основы православной культуры» - это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия. Очевидно, что такой предмет, как обществознание, не может определить нравственную позицию молодого человека. И главная ловушка - именно в личности преподавателя. Вести предмет, связанный с нравственным, а соответственно, и религиозным воспитанием, должен не просто хороший преподаватель, но человек с определенным житейским опытом, может, даже и немолодой, или священник, которому говорить об этих вещах проще уже в силу его служения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Между тем, в Вифлееме " праздника Рождества не будет " . Об этом сообщает агентство " Русская линия " : " 27 ноября глава Палестинской автономии Ясир Арафат объявил об отмене праздничных рождественских мероприятий в Вифлееме, который до конца декабря объявлен израильским военными " закрытой военной зоной " . Как передает AFP, выступая перед журналистами в Рамалле, Арафат назвал новую оккупацию города израильскими войсками " международным преступлением " , на которое мировое сообщество никак не отреагировало. Вице-губернатор Вифлеема Мунир Саламех подтвердил AFP отмену праздничных мероприятий. Тем не менее, по его словам, в церкви Рождества Христова в канун Рождества состоится ночная служба " . Всю прошлую неделю в СМИ активно продолжалось обсуждение введения факультатива " Основы православной культуры " . В " Независимой газете " опубликовано интервью министра образования РФ Владимира Филиппова, который " уверен, что необходимо восполнять пробелы в православном образовании российских школьников " . Говоря о школьной программе, министр напоминает, что часы школьной программы делятся на три части: 75% часов - федеральный компонент, 15% - региональный компонент и 10% - школьный компонент: " утверждается, что якобы программа " Основы православной культуры " станет обязательной для всех даже в школьном компоненте... Этого абсолютно не было в письме Минобразования... Мы и дали эту программу с запасом - в ней 364 часа. Ее никогда никто не будет реализовывать в таком объеме, но выберет из нее десять часов, сто часов... И нигде в этом письме ни слова не говорилось, как и где преподавать. Это уже за нас стали домысливать, что этот предмет будет обязательным для всех " . Далее Владимир Филиппов заявляет: " Первое. Предмет " Основы православной культуры " не будет в федеральном базисном учебном плане обязательным для всех школ страны. Второе. Вопрос о его преподавании может решаться в рамках только либо школьного, либо регионального компонентов. Но даже в этих рамках этот предмет не будет, не должен и не может быть обязательным для всех учеников данного класса и данной школы. " Основы православной культуры " - предмет или факультативный, или по выбору " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor22.htm

Следует заметить, что воля, хотение, предмет хотения, — способный хотеть и хотящий, — различаются между собою. Воля есть простая способность желать. Хотение есть воля, устремленная к определенному предмету. Предмет хотения есть вещь, на которую направляется воля, или то, чего мы хотим. Допустим, например, что у нас появляется влечение к еде. Простое разумное влечение есть воля; влечение к еде есть хотение; а самая пища — предмет хотения; способным хотеть называется тот, кто имеет силу хотения; хотящим же называется сам пользующийся волей. Следует иметь в виду, что слово воля иногда означает способность хотения — тогда она называется естественной волей, а иногда означает предмет хотения — и тогда она называется волею разумной. "   Максим Исповедник, Диалог с Пирром. " Итак, видим, что сознание не является личностью... Единство сознания, воли и проч. также таковой не является... Сознание подобно седлу и поводьям, личность -- всаднику, а естество -- лошади...    Слово " Я " человек начинает говорить с возраста около трех лет, но он с момента зачатия является личностью, ипостасью... Когда Христос говорит: " Я есть путь... " , то это означает: (цитирую:  ) " Христос говорит: " Я есть Путь, Истина и Жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня " .  В Псалме 24 написано: " все пути Господни -- милость (верность) и истина на боящихся Его " .  На Синае явился Господь Моисею и когда тот просил показать лицо Своё, Господь прошёл перед Моисеем, позвал Своим именем и закрыл Моисея рукой. На Фавор явился Моисей Христу также, показывая, что Говоривший с Моисеем Бог вочеловечился.  Вообще путем называется в Ветхом Завете всякий " образ жизни " . Так, различаются " пути Господа " ( " образ бытия Бога, Господа " , то, как Он есть, каким Он есть, как действует неизменно) и " пути Господу " , о которых говорит Исаия: " Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему... " (Ис. 40), которое затем повторяет Иоанн Предтеча. В Ином месте: " Пути Мои -- не пути ваши. И мысли Мои -- не ваши мысли " , -- говорит Господь. " Пути " , таким образом, предстают как синоним дел, образа жизни, поведения. 

http://bogoslov.ru/article/1144159

К нему прибегайте, ему исповедайте грехи свои, у него просите помощи: он не оставит чад своих! Прочее же, братие (моя), елика истинна, елика суть честна, елика праведна... елика прелюбезна... аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте (Флп. 4; 8). Бог же всякия благодати, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго, Кровию завета вечного (Евр. 13; 20), и призвавый нас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Господе нашем, Той нас, мало пострадавших, да совершит, да утвердит, да укрепит, да оснует, и да сокрушит сатану под ногимаши (Рим. 16; 20). Аминь.         Слово при посещении паствы, сказанное в Тотемской церкви Воскресения Господня, что на соляном заводе   Добро соль: ащеже соль не слана будет, ним осолится... Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки... Имейте соль в себе (Мк. 9; 50. Мф. 5; 13) Как богата и неисчерпаема сокровищница слова Божия! И как легко .христианским проповедникам делать свое дело! Стоит только обращаться к сей сокровищнице и взимать из нее, что нужно. Сами согласитесь, братие, что промысел, которым постоянно занимаетесь вы здесь, не из самых обыкновенных занятий и промыслов. Мне хотелось, однако же, преподать вам наставление по роду самых занятий ваших. И вот, едва только я помыслил об этом, как представились мне вышесказанные слова Спасителя. Сами видите, как они близко идут к вашему состоянию, и что в них содержится богатый урок для вас. Углубимся же в сей божественный источник назидания для приобретения из него соли духовной. Добро соль. Итак, само слово Божие похваляет предмет ваших занятий. Обстоятельство немаловажное для вас, кои проводите (в занятиях - ред.) над солью, можно сказать, всю жизнь вашу. Хотя никакой предмет труда не может унизить трудящегося, коль скоро он честен и полезен обществу, однако же лучше, без сомнения, для трудящегося, если самый предмет его всегдашних занятий чист и здоров, тем паче если и поучителен для него. Предмет вашего труда таков именно, по свидетельству самого слова Божия.Добро соль... Чем добро? - тем, что это одна из самых чистых стихий земных; тем, что соль придает в устах человека всему вкус и приятность; тем, наконец, что соль есть употребительнейшее средство к сохранению слабых вещей от порчи и тления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Мы имеем телесные чувства, которые доставляют нам сведения о вещественном мире, но у нас есть и духовное чувство, которое в Евангелии называется сердцем. Этим сердцем мы видим Бога, и такое внутреннее, духовное зрение и есть главное. Во времена Спасителя многие смотрели на Него телесными глазами, но немногие при этом видели в Нем Бога – только те, кто были чисты сердцем, по крайней мере были искренни и не предубеждены против Него, имели детскую простоту. Увидеть сердцем для нас столь же убедительно, как увидеть что-то своими глазами. Но сердце видит не так, как глаза. Человек смотрит на предмет, оценивает его вид, а сердце испытывает к этому предмету сочувствие или отвращение. Может быть и так: предмет вызывает в нас вожделение, глаза смотрят с любопытством, а сердце в это время чувствует отвращение. Сердце рассматривает все предметы, как и глаза. И если оно не участвует в зрении, то человек и не заметит того предмета, на который смотрит. Он скользнет по нему глазами и не почувствует, что увидел нечто особенное, останется безразличным. Скажем, перед нашими глазами находится предмет, который должен бы вызвать соблазн, но если наше сердце устремлено к Богу, то мы этот предмет можем даже не увидеть. Бывает, что мы с кем-то разговариваем и одновременно думаем о чем-то своем, сердце наше сочувствует этим мыслям, и мы даже забываем о собеседнике. Значит, сердце тоже видит, и если оно на что-то не смотрит, то можно сказать, что человек этого в себя не принял. О том, что видит сердце, когда оно устремлено на духовные предметы: на Господа, святых, на созерцание тайн Царствия Небесного, – наверное, не нужно много говорить. Здесь опять следует обратиться к описаниям духовных переживаний таких великих подвижников благочестия, как преподобные Симеон Новый Богослов , Серафим Саровский , Силуан Афонский . Наиболее подробное описание духовных переживаний мы найдем в беседе Серафима Саровского с Мотовиловым. Как Мотовилов ощущал благодать? Как свет, тепло, благоухание, тишину в душе. Мы сегодня говорили, что блаженство, которое предлагает Спаситель, отличается от того, которое предлагает нам мир. И все ощущения, испытанные Мотовиловым, как будто бы и напоминали обычные ощущения, но не были таковыми по сути. Например, Мотовилов с простотой говорит, что он чувствует тепло, а Серафим Саровский спрашивает: «А какое тепло?» – и тот отвечает: «Такое, какое бывает в баньке, когда поддашь на каменку и из нее пар валит». А дело было зимой, был трескучий мороз, и сидели они на полянке. Преподобный Серафим спрашивает: «И запах такой, как в бане?» Тот говорит: «Нет, запах не такой. Бывало, матушка купит самые лучшие французские духи… Вот такой, но только еще лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

На эту же тему – опубликованная в «Российской газете» статья Марии Алексеевой «Божья грамота» . В статье приводится мнение преподаватель предмета истории религий в московской гимназии Елены Титовой, которая отмечает, что интерес к новому предмету есть, «но сил (у школьников) уже нет». «О широкомасштабном эксперименте по введению истории религий мне, например, ничего не известно. Я очень сомневаюсь, что он возможен, так как педагогов по этому предмету специально не готовят, а желающих его преподавать очень мало», - отмечает учительница. Автор «Курантов» Надежда Тарбаева в статье «Толерантность» по ксенофобии» утверждает, что предмет в московских школах вводится для того, чтобы решить проблему нарастания в обществе антимусульманских настроений и межнациональных проблем. Этот вывод она делает со слов чиновника мэрии М. Меня, который намерен таким образом «менять сознание молодого поколения»: «Подросткам легче привить некоторые моральные нормы и ценности, обучить веротерпимости и лояльности», хотя, как утверждают психологи, подростки уже имеют свои ценности и нормы и прививать их, уповая на один предмет, да еще и в подростковом возрасте, довольно безнадежное занятие. Так что, слова М. Меня, как и его заявления о том, что «Москва должна стать примером толерантности», по-видимому, не более, чем оправдание для спешного введения нового предмета. Видимо, толерантность воспринимается в московской мэрии как этакая сборная солянка – вот, мол, у нас в школе изучают и христианство, и иудаизм, и ислам, и еще  много чего. Такие мы толерантные! А если бы ввели только основы православной культуры, нечем бы было хвастаться. Поэтому московские власти сделали все, чтобы никаких упоминаний о предмете «Основы православной культуры» в Москве не звучало. Тем не менее, передача «Православная энциклопедия» поднимает вопрос о преподавании этого предмета. На сайте «Седмица.Ru» опубликована расшифровка программы на тему «Основы Православной культуры в школе: pro et contra» . В передаче участвовал аналитик Александр Журавский. Он отмечает, что «на протяжении нескольких лет … в основном дискуссия вращается вокруг основ православной культуры, хотя известно, что в таких регионах как Башкортостан, Татарстан преподаются свободно и достаточно давно основы исламской культуры, основы ислама». У этой дискуссии есть несколько аспектов: предмет преподавания, место подобного предмета в школе и т.д. При этом, Александр Журавский считает, что изменение названия предмета на основы религий не должно пугать: «Важно не то, как называется предмет, важно то, что в нем преподают. Здесь Церковь должна быть открыта общественной дискуссии и конкретным предложениям».

http://pravoslavie.ru/4910.html

Глава I. Содержание христианской нравственности 1. Название науки, основные моменты ее содержания Название науки, основные моменты ее содержания: наука Нравственное богословие, предмет ее исследования – нравственность и источник раскрытия – богословие; сущность духовно-нравственной природы человека, природа семьи и Церковь ; порядок изучения Нравственного богословия: усвоение естественных нравственных основ самой природы человека и сверхъестественного закона, данного в Божественном Откровении. Примирение человека с Богом, участие в нем двух сил; благодатные средства Церкви Христовой. Какая наука говорит об основах христианской нравственности? Что данная наука говорит об этом? Об основах христианской нравственности говорит наука, именуемая Нравственное богословие. В ее названии кроется указание на предмет исследования (нравственность) и на главный источник, с помощью которого этот предмет раскрывается (богословие). Нравственное богословие охарактеризовывает свой предмет, показывая сущность духовно-нравственной природы человека, созданного по образу и подобию Божию, как об этом говорят первые страницы Библии ( Быт. 1, 25; 2, 7 ), а также сущность природы семьи и Церкви, в которых человек обитает и с членами которых он постоянно взаимодействует. Какой систематический порядок изучения предлагает нам наука Нравственное богословие? Нравственное богословие предлагает нам систематическое усвоение, во-первых, христианского понимания естественных общечеловеческих нравственных основ, имеющих место в самой природе человека: нравственного чувства, совести, нравственной свободы и других, действующих в духе-душе человека и подтверждающих существование естественного нравственного закона и его особенностей. Во-вторых, Нравственное богословие говорит о сверхъестественном законе, данном человеку в Божественном Откровении. Раскрывая содержание богооткровенного закона, наука показывает его тесную внутреннюю связь с естественным нравственным законом, ибо «принципиально они – одно и то же» 1 , и отмечает его благотворное влияние на естественный нравственный закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Об отношении к сектантам О ходатайстве св. угодников Из книги «Притчей Соломона» Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О разделениях О Соборах Церкви О главных предметах нашего спасения и об уклоняющихся от этих предметов Из книги «Екклесиаст» Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О взаимной связи между церковью земной и небесной О молитве за умерших Из книги Премудрости Соломона Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О священ. изображениях О кресте Прем.14:7–8 . Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20 . Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и св. крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24 . Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18 . Об иконах Прем.14:12–20 . Здесь говорится об идолах, которых у христиан и быть не может, запрещения же иметь священные изображения или иконы в слове Божием нет, ибо сам Господь повелел их иметь: Когда Соломон выстроил великолепный храм Богу, вместо Давидовой скинии, то ко всему этому присоединил еще разные изображения херувимов на дверях и на стенах храма: ( 3Цар.6:23–29, 35; 9 2Пар.3:7–14 ). Из книги Иисуса, сына Сирахова Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О прославлении Бога через св. мощи Сир.17:25 . Нельзя сказать того, что здесь говорится об умерших праведниках. Их тела, по смерти, свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сир. 48:12–15 , а потом, при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи св. угодников, мы сами должны прославлять Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010