В иудаизме и христианстве представление о четко ограниченном каноне священных текстов сформировалось не сразу, а складывалось столетиями. Важную роль в фиксации канона играла необходимость полемики с сектантами и еретиками, к-рые апеллировали к своей лит-ре как к авторитетной и «богодухновенной». Именно в ходе этой полемики определялись границы канона. Становление понятия о каноне шло параллельно с образованием канона. Попытки же развернутого богословского осмысления этого понятия относятся к еще более позднему времени и также связаны с богословской полемикой. Вызов протестантизма привел к тому, что католическая Церковь была вынуждена более четко сформулировать свое учение о К. б. на Тридентском Соборе (1545-1563). Как отмечает Б. Мецгер, на этом Соборе «впервые в истории Церкви вопрос о содержании Библии превратился в предмет вероисповедания...» ( Мецгер. 2011. С. 244). Проблема К. б. заняла важное место в протестант. исповеданиях веры XVI в., направленных против католич. учения. Декрет Тридентского Собора подтвержден догматической конституцией «Dei Filius» и каноном (2. 4) I Ватиканского Собора (8 дек. 1869), а затем с особыми акцентами на богодухновенности и безошибочности Свящ. Писания в энциклике «Spiritus Paraclitus» (15 сент. 1920) папы Римского Бенедикта XV. Споры между католич. и протестант. богословами повлияли в свою очередь на дискуссии о природе К. б. в правосл. богословии. Правосл. Церковь считает библейские книги священными и богодухновенными, но важно понимать, что понятия святости и богодухновенности в правосл. традиции, как и в ранней Церкви, не связываются исключительно с К. б. «Святыми» и «богодухновенными» могут именоваться слова и тексты, не входящие в К. б. Исследователь истории К. б. Мецгер отмечает 3 критерия каноничности библейской книги в ранней Церкви: 1) соответствие «правилу веры»; 2) апостольское происхождение (применительно к текстам НЗ); 3) уже сложившееся церковное признание. При этом он подчеркивает, что «в обсуждении критериев, которыми пользовались древние христиане при определении границ канона, ничего не сказано о боговдохновенности.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

О гонениях Об исповедниках имени Божия О христианском единении О кресте О пастырстве Об учености О труждающихся и обремененных О праздновании воскресного дня О смирении Кто не со Христом О молитве за умерших О знамениях и чудесах О почитании Пресв. Богородицы О богатстве О Божестве Иисуса Христа О предании О посте О крещении младенцев О церкви Христовой О кресте О молитве за умерших О пошлинах О жертвоприн. на храм О посте Об Ангелах хранителях О заблудших Об отлучении (анафематствовании) О церкви О таинстве покаяния О браке О крещении младенцев О жизни вечной О раздаче имения О богатстве О молитвенном призывании святых О крещении Об искуплении О храме О крещении младенцев О храмах О священных изображениях О воскресении мертвых и о молитве за умерших О недостойных пастырях О священнической одежде О пастырях О названиях иерархии: учитель, отец и наставник О незаконных учителях О богослужении О пастырстве О святости храма и о клятве О почитании святых мощей О храме О недостойных пастырях О храме Об отношении к сектантам О праздновании Воскресного дня, а не Субботы О кончине мира О иерархии О причащении О войне О крещении О церкви Из Евангелия св. ап. Марка Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О крещении О монашестве О покаянии О праздновании Воскресного дня О крещении младенцев О таинстве покаяния Мк.2:5 . Примеры непосредственного прощения Христом грешников не говорят против исповеди пред пастырями Церкви Христовой, так как они были до установления таинства св. Покаяния, еще до страданий Христа за грехи мира. Пока Христос пребывал плотно на земле и жил среди грешных людей, Он Сам и прощал их грехи, а перед вознесением на небо, дал эту власть пастырям Церкви: Ин.20:23 . О покаянии О почитании Пресв. Богородицы О церковном учительстве О богатстве О чудесных исцелениях О праздновании Воскресного дня, а не Субботы Мк.6:2 . На том основании, что Христос по субботам посещал синагогу, нельзя утверждать, что и мы должны чтить субботу; ведь Христос принял и обрезание, Он праздновал еврейскую пасху и другие еврейские праздники, но нам этого не заповедал. День воскресный является для христиан великим днем потому, что Христос в этот день совершил для рода человеческого искупление. В этот же день дал апостолам власть прощать грехи, учить и проповедовать Евангелие всему миру: Мф.28:18–20 . Апостолы чтили этот день: Деян.20:7 ; 1Кор.16:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Следует отличать понятие «учитель Церкви» в патрологической науке и в широком общецерковном употреблении. В широком смысле «великими учителями и святителями» могут быть названы даже самые выдающиеся из святых отцов, и здесь, совершенно напротив, нежели в патрологическом значении, выражение «учитель» будет указывать на величие святости, а не на его недостаток. 1.2.3. Подведение итогов темы Итак, мы видим, что начальное звено предметной области патрологии, первичный и основной предмет её изучения, составляют отцы и учителя Церкви – те люди, которые внесли и оставили по себе в письменном наследии (как правило, но не обязательно сохранившемся до наших дней) существенно значимый вклад в церковную жизнь, решали её насущные задачи, способствовали осуществлению её исторического бытия. Традиционною и практически неизменною схемою изучения отцов и учителей Церкви в патрологической науке выступает следующая последовательность: 1. Жизнь (жизнеописание); 2. Труды (творения); 3. Учение (богословие). Всё это, разумеется, относится к предметной области патрологии, более того, к наиболее очевидной, видимой и легко идентифицируемой её стороне. 1.2.4. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия Понятие об отцах Церкви в западной патрологической науке отличается от такового в православной патрологии. Основным отличием (могут быть и другие нюансы в определениях) является хронология. Если понятие о святых отцах, или отцах Церкви, в православной патрологии не ограничено какими-либо временными рамками и к таковым могут быть с равным успехом причислены, например, свт. Афанасий Великий , живший в IV веке, и прп. Иустин Попович , живший в XX веке, то таковое же понятие в патрологии, например, Римо-Католической Церкви, ограничит «эпоху отцов Церкви» определённым историческим периодом, как правило, заканчивающимся в VIII веке. В некоторых, особенно старых, курсах патрологии православных авторов можно встретить отголоски западного определения отцов Церкви. Это объясняется именно влиянием западной церковной науки на того или иного автора; сегодня церковная наука отказалась от такого подхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Таким образом, богословские школы и течения, тенденции мысли и т. п. особенности святоотеческого бытия являют собой своего рода среднее звено той области, которая составляет предмет патрологической науки. Этот звено менее очевидно, менее наглядно, чем собственно персоналии, в каком-то смысле более неуловимо, но оттого не менее важно. 2.2.1. Богословские школы – место «встречи» личности и Предания Роль личности в истории и в жизни Церкви (взятой в её едином и неделимом измерении) неизменно начинается с той роли, которую личность играет в локальных процессах своего места и времени. Личность и история, отдельный член Церкви и всецелая, всеобщая жизнь Церкви Христовой представляют собой как бы две грани единого экклезиологического бытия. Соприкосновение, схождение этих граней, взаимодействие личности и истории начинается именно здесь – в горниле богословских направлений и школ, – в том реальном и осязаемом преемстве живых людей, которые составляют эти тенденции и направления, невидимо пронизывающие ткань истории, ткань всецелого церковного бытия. 2.2.2. Школа как направление мысли и как институт Следует отличать понятие о богословской школе как о тенденции мысли (о чём мы и говорили выше) и как об институте. Школа как направление, как акцент и тенденция – это некий неуловимый дух, так или иначе выражаемый во взглядах, самом складе мысли, богословствовании, трудах тех людей, которые являются её представителями. Тенденции мысли незаметно вызревают в истории, уходя корнями даже в античную древность; столь же неспешно, незаметно и долговременно они и уходят со сцены истории, проживая, как правило, очень долгую жизнь и даже после своего исчезновения оставляя в истории некий след и своего рода духовное «потомство» в далёких и новых реалиях церковной жизни. Именно такое понятие о школе как о тенденции и составляет «срединную» область патрологии и, соответственно, предмет нашего внимания. Школа как институт имеет совершенно реальные и конкретные, в той или иной степени сохранившиеся в исторической памяти, исторические же параметры: основателей, руководителей, время возникновения, место расположения (например, город) и т. п. Характерный образец школы-института представляет, например, Александрийское огласительное училище, позднее переименованное в Александрийскую богословскую школу: основанное в Александрии во 2-й половине II века Пантеном, просуществовавшее определенное время, имевшее определённых руководителей и действующих лиц и т. д. 2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В 1708-1710 гг. выяснилось, что в керженских скитах нет единства и по вопросу о чине приема в старообрядчество священников из правосл. Церкви («беглых попов»). Дьяконовцы отстаивали прием 3-м чином (через покаяние), во мн. скитах принимали иереев 2-м чином (через миропомазание). Др. особенностью учения дьяконовцев было мнение о равной спасительности 2 вариантов Исусовой молитвы. В связи с нарастанием противоречий противники дьяконовцев направили жалобу Феодосию (Ворыпину) на действия диак. Александра, Л. и свящ. Димитрия. В 1710 г. на Ветке состоялся новый собор, на который Л. не приехал, явились диак. Александр и свящ. Димитрий, которые дали клятву от своего «мудрования» отстать, «и написанную книгу о том мудровании советника их Тимофея Лысенина сыскати, и тое книгу принести пред нижегородских отец на собор, и в той книге несогласное и противное мудрование чтоб до конца истребити» ( Смирнов. 1909. С. 268-280). Однако, вернувшись на Керженец, дьяконовцы продолжили прежнюю практику. По всей видимости, в 1716-1719 гг. Л. активно участвовал в работе над «Дьяконовыми ответами» на вопросы Нижегородского еп. Питирима , ставшими плодом коллективного творчества дьяконовцев и выговцев (см. Выголексинское общежительство ). Л. одним из первых обратился к планомерному сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старых рус. обрядов. Эти свидетельства, почерпнутые из рукописных и старопечатных книг, икон, предметов церковного искусства в местах их непосредственного бытования, были им систематизированы и приведены в его сочинениях. Л. сумел охватить значительный круг вопросов, составляющих предмет полемики между сторонниками и противниками богослужебной реформы. Наиболее полно им были разработаны вопросы формы перстосложения при крестном знамении и иерейском благословении, «сугубой» аллилуии, написания имени Спасителя. Как свидетельствует «Житие Андрея Денисова», именно Л. обратился к Андрею Денисову (см. в ст. Денисовы ) за помощью при составлении ответов на вопросы еп. Питирима и передал выговскому киновиарху свои материалы. Установлено, что 2 дьяконовских сборника с подборками Л. (РГБ. Егор. 383, 1040) имеют вставки и пометы, выполненные ранними выговскими почерками, что подтверждает факт их раннего бытования на Выге. И в «Дьяконовых ответах», и в близких к ним «Поморских ответах» были использованы доказательства, собранные Л. Из «Книг» этого начетчика была заимствована большая часть ссылок на древние рукописи и иконы (в т. ч. знаменитая ссылка на Изборник Святослава 1073 г.); мн. доказательства перешли в «Дьяконовы ответы» в той же последовательности, в которой приводились в «Книгах» Л.

http://pravenc.ru/text/2110940.html

Особый статус Свящ. Писания как высшего авторитета для христиан К. обосновывал тем, что оно есть Слово Божие в букв. смысле: «Бог есть Автор» книг Свящ. Писания; Он по Своей премудрости и по любви к Своей Церкви предложил их как «правило, в полноте и совершенстве ведущее верующих к вечной жизни» (Ibid. P. 77-78). Т. о., Свящ. Писание есть совершенное «откровение воли Божией относительно спасения человека» (Ibid. P. 74). Как Слово Божие, оно обладает «божественным авторитетом» (Ibid. P. 78), поэтому книги Свящ. Писания являются универсальным «правилом, мерилом, образцом и светом»; посредством сравнения с их учением все человеческие суждения и мнения должны оцениваться на предмет того, одобряет ли их Бог (Ibid. P. 79). Как и др. протестанты, К. отвергал католич. учение о том, что основанием признания тех или иных книг в качестве Свящ. Писания является авторитет Церкви; по его словам, в этом случае оказывается, что «слово Церкви имеет больший вес и авторитет, чем Слово Божие», а это является «ужасным оскорблением и унижением Бога» (Ibid. P. 79). Свящ. Писание, по убеждению К., не нуждается во внешнем свидетельстве и само свидетельствует о своей истинности и своем авторитете. К. выделял ряд признаков, позволяющих безошибочно опознать в книгах Свящ. Писания Слово Божие: 1) они обладают чистотой и святостью; 2) они способны приносить пользу, наставляя в спасении; 3) все они согласны между собой и содержат единое учение; 4) они обладают особой силой, подвигающей читающего их отказываться от зла и обращаться к добру; 5) они содержат ясное и понятное учение, выраженное с божественной властью и авторитетом; 6) они правдивы во всем; их составители не стыдятся признавать свое несовершенство, восполняемое силой Бога (Ibid. P. 76-77; ср.: Idem. Confut. Fol. Хотя эти внешние признаки могут подвести человека к признанию авторитета Свящ. Писания, К., следуя Кальвину, считал, что христианин может приобрести твердую веру в истинность всего Свящ. Писания лишь при помощи божественной благодати, а не рациональными способами: «Дух Божий, действуя в сердцах Его детей, убеждает их, что книги Писания суть Слово Божие» ( Idem. Catech. P. 77).

http://pravenc.ru/text/1681191.html

О познании Христа О постах и праздниках О чтении и толковании Свящ. Писания О кресте Флп.3:18 . Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Пр.Сол.14:7; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.118 . Вот почему Апостол ничем иным не желал хвалиться, как только крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . О свящ. мощах Флп.3:20–21 . Правда, ап. Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8 ; 1Кор.15:51–53 . Здесь же Апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечется в бессмертие и т. д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14, 19 . О молитве Флп.4:5 . Возбуждая в филиппийцах радость о Господе, апостол просит быть кроткими, не заботиться ни о чем, но все испрашивать молитвою у Бога и для пребывании в мире с Богом соблюдать все, чему они научились у апостола, ст.4–9. Для страдальцев за Христа близость к Господу была признаком скорого окончания их страданий: Фил.1:23 . О богообращении О благодати Божией Из послания Колоссянам Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О святости христианской О святости Церкви Христовой Об искуплении О кресте О церкви Христовой О посланничестве на проповедь О соблюдении заповедей О Свящ. Предании О Божестве И. Христа и об ангелах О крещении О прощении грехов чрез таинства Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Свящ. Архангельский Иоанн Аскалонов Стефан Вознесенский Федор Франц. Волский Харлампий Свящ. Вышелесский Константин Добросердов Сергей Любимов Александр Никольский Григорий Петков Стоян, болг. ур. Пикунов Александр Успенский Владимир Цвинов Иван Б. Предметы второй группы (Библейскую историю, в связи с историей древнего мира, и Еврейский язык с библейской археологией): 1. Бажанов Василий Беляев Николай Франц. Введенский Михаил Иеродиак. Сергий (Дабич) Десятов Александр Крылов Григорий Никольский Леонид Петров Сергей Франц. Покровский Гавриил Франц. Покровский Сергей Постников Сергей (Самар.) Прытков Николай Сиков Максим Соколов Александр Франц. Соловьев Алексей Херсонский Василий Франц. Холмогоров Сергей Щукин Александр Б. Предметы третьей группы (Церковно-славянский и русский языки с палеографией и Историю русской литературы): 1. Арбеков Евгений Бельчиков Николай Франц. Вахаев Михаил Франц. Георгиевский Сергей Гераскевич Николай Франц. Голубцов Михаил Франц. Драчев Николай Загорский Александр Иванов Сергей Колосов Сергей Колчицкий Николай Куханов Александр Ленчинский Иван Матвеевич Виктор Мещерский Константин Орлов Александр Франц. Орлов Николай Постников Сергей (Твер.) Пясецкий Петр Садовский Евгений Франц. Сапожников Николай Б. Предмет четвертой группы (Историю и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени): 1. Архиппов Петр Франц. Свящ. Делекторский Феодор Дюлгеров Дмитрий, болг. ур. Олейкин Михаил Орлов Антоний Свящ. Попович Димитрий, серб. ур. б) Из студентов II курса: А. Историю философии: 1. Богоявленский Николай. Василевский Иван. Введенский Пантелеимон. Вознесенский Александр. Глаголев Николай. Добров Георгий. Дьяков Святослав. Зыков Вячеслав. Ключарев Василий. Козырев Сергей. Лебедев Николай. Левковский Александр. Иером. Иоанн (Маргиев). Оглоблин Аркадий. Орлов Василий. Паргачевский Алексей. Плотников Александр. Иеродиак. Максим (Руберовский). Садковский Георгий. Смоленский Алексей. Соболев Василий. Струменский Михаил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ос.9:2 . Пророк Осия, обличая евреев ст.1–9 в идолопоклонстве, во 2-м стихе говорит о том, что за их грехи постигнет голод, так что у евреев не будет ни хлеба, ни вина за их жертвоприношения идолам. К христианскому же Причащению означенные слова пророка не имеют никакого отношения, а потому только по крайнему невежеству можно приводить подобные возражения. О вероотступничестве Из книги пророка Иоиля Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О праве на проповедничество О спасении Иоил.2:32 . Утверждающим на основании этих слов, будто для спасения достаточно только «призвать имя Господне», так как – де «всякий» призывающий имя Господне спасется, следует припоминать слова Писания: «не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное»: Мф.7:21 , но творящий волю Господню: Лк.6:46 . Из книги пророка Амоса Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О праздниках Амос.5:21 . Слова эти были сказаны в обличение иудеев, которые полагали, что совершенным безделием всего лучше можно исполнять заповедь о седьмом дне и которые, с другой стороны, обнаруживали потерю духа благочестия, «превратив суд в отраву и правду повергнув на землю»: ст.11. При таком их беззаконии, само собой понятно, бесполезны были для них и неугодны Богу всякие их праздники. Таким образом, этими словами пророка Амоса вовсе не отменяется четвертая заповедь о святости 7-го дня недели. Далее, пророчество того же пророка о возвращении скинии Давидовой падшей: 9:11 ясно показывает, что у нового Израиля, т. е. верующих во Христа, должны быть установлены праздники, временно уничтоженные беззаконием Евреев, когда сказано: «разрушенное восстановлю»: 9:11. Наконец, об учреждении новозаветных праздников Бог говорит ясно и чрез пророка Софонию: «Сетующих – говорит Он, – о торжественных праздниках Я соберу»: 3:18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

14. VI Всел. 5. 72. Вас. 12), – дд) нравственности их, – как то грехи, прежде рукоположения подлележавшие церковному суду и открытому покаянию, хотя бы и невольные (напр. невольное убийство) (1 Всел. 10. Карф. 68. Григ. Нисс. 3), – скопечество (Ап. 22. I Всел. 1), и пр. и пр.; г) незаконность самого поставления священных лиц, напр. не от своего местного епископа, а, без воли его, от постороннего (Ап. 14. 55. I Всел. 15 и пр.), определение в чужую епархию (I Всел. 16. IV Всел. 20 и пр.), или поставление без определенного назначения (IV Всел. 6). 2) В самом служении духовных лиц: а) нарушение церковных правил в священнодействии, – хотя бы одного из них; б) произвольное изменение в церковных уставах, особенно – противное православному исповеданию веры (Ап. 49. 50. VI Всел. 52. 81в) продолжительное опущение церковных служб (VI Всел. 80 сард. 12); г) самочиние, или совершение священнодействий вне зависимости от законной власти (Ап. 51;Карф.10,11); д) святокупство, или обращение свящ. действий в предмет корыстолюбия и продажи (VI Всел. 25); е) злоупотребление духовной власти вязать и решить (Ап. 52); ж) совмещение церковного служения с мирскими званиями и должностями (IV Всел. 5. 7. VII всел. 10) и пр. 3) В нравственном поведении клира Церковь осуждает как все вообще греховные дела, так в особенности некоторые, наиболее оскорбляющие святость духовного сана и противные чистоте нравов, требуемой священнослужением. Таковы: грехи плотские (Ап. 23. Неокес. 1. Вас. В. 52. 31); лихоимство (Ап. 41. I Всел. 17. VI всел. 10); многобрачие (Ап. 17. Вас. 12); петрезвое поведение (Ап. 42); отречение от своего сана, по страху гонений (Ап. 62); отпадение от веры, хотя бы и временное и невольное (I Всел. 10. Петр. Алекс. 10. анкир. 1. 2); оставление своего звания и переход в мирское (IV Всел. 7). Во всех членах Церкви – вообще, относительно свящ. предметов н действий, преступлениями почитаются: а) самочинные сборища, составляемые буйными и упорными людьми, не признающими законного священства и священновачалия; и мечтающими иметь у себя свои самостоятельные священнодействия (Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010