Тринадцатый день. Поуч. 3-е. Св. священномучен. Корнилий Сотник. (Без любви кь ближнему не спасешься). I. Известия о св. Корнилии, ныне прославляемом в церковных песнопениях и чтениях, сообщены святым евангелистом Лукою; который упоминает о нем в 10-й главе книги Деяний апостольских. Он был сотник из полка, называемого Италийским; веровал в Бога со всем семейством своим и угодил Господу благочестивою жизнию и милосердием к бедным. Господь в милости Своей захотел открыть доброму Корнилию путь ко спасению, чрез веру во Христа, о Котором Корнилий еще не знал. И вот однажды ангел явился Корнилию и сказал ему: «молитвы твои угодны Богу. Пошли людей в город Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, дом которого находится при море. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Когда ангел отошел, то Корнилий тотчас послал слуг и воина в Иоппию, чтобы пригласить апостола Петра к себе в Кесарию. Апостол жил в то время в Иоппии, для проповедывания слова Божия. Апостол Петр по чудесному видению и наставлению прибыл к Корнилию и огласил его словами евангельского учения, – причем Дух Святый сошел на всех слышавших слово Божие, и они стали говорить на разных языках, после чего Корнилий с семейством был крещен. Священное писание умалчивает о дальнейшей судьбе Корнилия, но есть предание, что он некоторое время делил труды апостола Петра, который впоследствии посвятил его в епископы. Он обратил к истине множество идолопоклонников, творил чудеса силою Божией, терпел от язычников истязания за исповедание своей веры, и почил в глубокой старости. II. Жизнь св. священномученика Корнилия, ныне прославляемаго, отличавшегося благочестивою жизнию, и в особенности милосердием к ближним, что и привлекло на него спасающую силу благодати Божией, учит нас, братие мои возлюбленные, той истине, что без милосердия и без любви к ближнему не спасешься. Вот как о сей великой и спасительной истине учит св. Иоанн Златоуст : «христианин! Хотя бы ты воздерживался от пищи и вместо ложа спал на земле; хотя бы даже вкушал пепел и всегда плакал; несмотря на это, ты ничего важного не делаешь, когда не печешься о пользе ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмой день. Св. священномучен. Маркелл, папа Римский. (О долготерпении Божием). I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову. – Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников. За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.). Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению. II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?» Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Св. священномучен. Автоном. (О том, что между сном и смертию существует великое сходство). I. Св. епископ Автоном, память коего совершается ныне, удалясь в Вифинию во время гонения при Диоклитиане, ревностно проповедывал веру Христову и за это был умерщвлен язычниками (в 313г.) в то время как он совершал божественную службу. Через 200 лет мощи его были обретены нетленными. Писатель жизни св. Автонома, живший в VI в., говорит: – «Приникая иногда очами в гроб мученика, я сам видел мощи его нетленными, я видел святыя мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в 3 дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волос сего славного мужа: волосы его густы, лице его цело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты, и проч.» В стишном прологе, писанном еще 6 веков спустя, говорится о неповрежденном состоянии мощей св. Автонома и доселе... II. При изображении нетления св. мощей священномученика Автонома невольно приходит на мысль сравнение смерти со сном. Проходят века, тысячелетия, а святые угодники Божии в своих нетленных мощах как бы живые спят до времени своего пробуждения в день всеобщего суда Божия. Впрочем, смерть каждого человека может назваться сном, хотя бы тело его и предалось истлению. Это не наша только мысль, это внушал Сам Иисус Христос, когда говорил, что Лазарь и дщерь Иаирова не умерли, а только уснули ( Иоан. 11, 14 . Марк. 5, 35–39 ); сему верует наша церковь , называя умерших усопшими. Но почему смерть называется сном? Потому что между сном и смертию действительно находится великое сходство. а) Сон для всех людей естествен и неизбежен. Так точно и смерть для всех неизбежна. Как ни сохраняйте свою жизнь, как ни остерегайтесь всего вредного для здоровья, чрез это вы можете продлить свою жизнь, но никак не избегнете смерти, потому что над каждым потомком перстного Адама должно исполниться определение Божие: земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3, 19 ). б) Сон, сжимая наши очи, закрывая слух наш и приводя все тело в безчувственность и некое разобщение с душею, не прекращает в нас дыхания, не лишает нас жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать третий день. Св. священномучен. Аполлинарий. (Что значит веровать в Спасителя?) I. Св. Аполлинарий, память коего совершается ныне вместе с мучениками Трофимом и Феофаном, из Антиохии прибыл в Рим с апостолом Петром и поставлен им в епископа Равенны. Прибыв сюда, Аполлинарий остановился у одного воина, Иринея, и проповедывал ему об И. Христе. Ириней сказал: «сын мой слеп; если ты проповедуешь правду, исцели его, и я уверую в Бога твоего». Аполлинарий велел позвать слепого юношу и, при всех домашних, осенив его крестом, громко сказал: «Боже вездесущий! Внеси познание Сына Твоего в город сей и пусть просветятся не только плотския, но и душевные очи людей сих; пусть люди познают Тебя и Сына Твоего Иисуса Христа». Едва он кончил молитву, как юноша прозрел и с родителями пал к ногам Аполлинария. Ириней крестился со всем домом своим. Жена равенского трибуна, страдавшая тяжкою болезнию, не могла исцелиться от искуснейших врачей. Трибун, по совету Иринея, призвал к себе Аполлинария. Аполлинарий, войдя к трибуну, громко сказал: «да почиет на вас мир Господа нашего Иисуса Христа». Потом, подошедши к больной жене трибуна, Аполлинарий взял ее за руку и сказал: «во имя Господа Иисуса Христа, встань и веруй в Него». И больная тотчас встала с постели, воскликнув: «нет другого Бога, кроме Того, Которого ты проповедуешь». С той минуты она выздоровела совершенно, а трибун со всем семейством, уверовал и крестился. Многие из жителей города тайно приходили к Аполлинарию, слушали его поучения, принимали веру Христову и приводили детей, прося Аполлинария наставить их в вере. Таким образом дом трибуна сделался церковию, где верующие молились и причащались св. Таин, а Аполлинарий рукополагал священников и диаконов. Начальник города, узнав об этом, предал Аполлинария истязаниям. Святого едва живого вынесли за город, и одна благочестивая женщина скрыла его в доме своем. После странствий по разным странам, Аполлинарий возвратился в Равенну, и здесь, после новых страданий, наконец был оставлен в покое и дожил до мирной кончины, правив равенскою церковию 28 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одиннадцатый день. Св. священномучен. Антипа, еп. Пергамский. (Без трудов и подвигов нельзя наследовать царствия Божия). I. В «Апокалипсисе» св. апостола Иоанна Богослова сказано, что Господь в откровении св. Иоанну повелел ему писать к семи ангелам, т. е. епископам семи мало-азийских церквей. При этом упоминается и о святителе Антипе, бывшем епископом церкви пергамской, память коего совершается ныне. «И ангелу пергамской церкви напиши, слышался голос Иоанну: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откровение св. Иоанна, II, 13). Из слов этих, относящихся к преемнику Антипы в Пергаме, видно, что св. священномученик Антипа предан был смерти за веру свою. По словам составителя жития его он был между пергамцами как «свет посреди тьмы, роза посреди терний, злато посреди блата, или паче рощи посреди огненной пещи». Поставленный во епископа Иоанном Богословом в то время, когда еще везде царило язычество, Антипа епископ должен был вести упорную и трудную борьбу с господствовавшим верованием. Наконец, во время гонения, воздвигнутого Домицианом, он был взят, как распространитель гонимого нового учения, и представлен правителю города. – Ты ли Антипа? спросил его игемон, который не только сам не повинуешься царским указам, но еще и других учишь не почитать их... Жрецы доносят, что языческие храмы пустеют, они жалуются на оскудение жертв, говорят, что разгневанные боги перестали покровительствовать городу, в котором не воздается подобающая им почесть... – Бессильны те боги, которые требуют приношений от людей, возразил Антипа, и потому они – ложные боги; верить в них – заблуждение... Истина же в том, чтобы веровать в Бога всемогущаго, Христа, сшедшего с неба, чтобы спасти род человеческий... Безумием было бы то, если бы, приближаясь к кончине, я отрекся от спасительной истины, которую постиг разум мой, просвещенный изучением Божественных писаний. Сознай сам эту истину, если не хочешь погибнуть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Смутное Время шайки из поляков, литовцев, немцев, татар, казаков несколько раз пытались взять штурмом Кирилло-Белозерский монастырь. В показаниях кирилловской братии имеются строки: «…в Белозерском уезде в селе в Романовой Слободке и на Новой Ерге литовские люди пана Песоцского замучили старца Иосифа до смерти, да монастырского слугу Матфея Слотова да поварка Данилка замучили до смерти же, а лошадей монастырских взяли шестьдесят восемь кобылиц да девять меринов да тридцать лошадей пашенных» 8 . И до появления в крае преподобного Кирилла Белозерского в боярских вотчинах стояли церкви, и при них проживало духовенство. В церковно-административном отношении они подчинялись Ростовской епархии 9 . Ростовские владыки давали разрешение на строительство храмов, назначали игуменов, ставили священников и диаконов, наблюдали за ставленными грамотами 10 . Имена белозерского духовенства той поры можно найти в первых документах монастыря − записях о дарении угодий и деревень. Так, некая Марфа Данилова, «по приказу мужа, своего господина, дала в дом пречистои богородици старцу Кирилу землицу на реце…», а свидетель тому был «отец её духовный поп Семён». Отдала игумену Кириллу и его братии деревню с поженями и Елена Иванова − на поминанье души отца и матери, при этом присутствовали: «Касьян старец митрополичий, да Ферапонт старец, да поп Никодим, да поп Евагрий, да дьякон Нестор». Ещё одним жертвователем был Прокопий Иванов сын Лубнин. Он также отдал часть своей собственности (пожни, наволоки) «на помин по своем деде, по попе по Савве». Наконец, когда некий «Панкрат Евсевьев сын» отдавал преемнику св. Кирилла игумену Христофору деревню и пустоши в поминанье по своим отцу, матери и сыну, на акте дарения присутствовали его «духовный отец поп Осташ, да поп Трифон» 11 . Упомянутые здесь священнослужители, возможно, влились в ствол родословной епископа Пимена. Указанием на древность прихода Васильево-Романово служит его местонахождение на старинном тракте, соединявшем Череповецкий Воскресенский монастырь с Кирилло-Белозерским. Первое известное нам упоминание датируется 1468 годом. В жалованной грамоте ростовского архиепископа Вассиана Кириллову монастырю говорится об освобождении двух церквей Романовой слободки − Рождественской «да святы Василей» − от пошлин и от «десятиничья» суда 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В виду таких обстоятельств христианская Грузия с течением времени была постепенно сокращаема в своих пределах: многие окрайние и лучшие её провинции подпали под деспотическое владычество мусульман и обители их, с трудом расставаясь с верованиями своих отцов и предков, в конце концов должны были заменить отечественную христианскую веру пустым и безжизненным учением корана. Такой участи подверглись ингилойцы, ныне живущие в Закатальском округе, вся бывшая до последней войны 1878 года турецкая Грузия с ахалцихским уездом и Абхазия. Находясь в таком печальном положении, некоторые из царей Грузии, чтобы отстоять свой прародительский престол, вынуждены были обстоятельствами и бедственным состоянием царства наружно принимать мусульманство. Следя за дальнейшим ходом событий, мы видим, что сношения между обоими единоверными царствами снова завязываются при царе Алексее Михайловиче, который просил грузинского царя Теймураза прислать в Москву царевича Николая, внука Теймураза, чтобы женить его на дочери своей Евдокии 7 . Знаменательно то обстоятельство, что в это же самое время и грузинские пастыри, верные церкви среди смут и бедствий Грузии, не оставляя без внимания внутреннего состояния учения православного, посещают Москву и таким образом становятся с русским высшим духовенством в ближайшие сношения. Мы говорим об участии на соборе против Никона, по приглашению патриархов александрийского Паисия и антиохийского Макария, призванных в Москву царем Алексеем Михайловичем в 1666 году, грузинского митрополита Епифания с Филофеем трапезундским и архимандритом грузинским же Пахомием. Собор этот имел благотворные последствия и для Грузинской церкви. Особенно же близкие отношения между грузинским и русским царствующими домами и вообще между грузинами и русскими возникают с XVII века, непрерывно продолжаясь в течение всего XVIII столетия, когда в Россию переселяются, в силу неблагоприятных политических обстоятельств в Грузии, сами грузинские цари. Так, в летописях 1607 года мы находим известие, что в царствование царя Василия Иоанновича в Москве был сын кахетинского царя Иессея, царевич Панкрат, при Гришке Растриге сосланный в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из писем видно, что родные считали обращение Якова Гурьевича в православие «обидой всего своего рода». О буковинских привилегиях знали на Иргизе, куда нередко приходили из Молдавии и Буковины тамошние раскольники. Один такой старец Вениамин в ту самую пору жил в Средненикольском иргизском монастыре. Это был московский мещанин Василий Петров, живший то в Яссах, то в Белой-Кринице, то на Иргизе. В 1826 году он приписался в московское мещанство. По обращении Средненикольского монастыря в единоверческий (1837), жил в Москве, работая лестовки и правя службу в моленной Арженикова. Летом 1839 года взят полицией за ношение монашеского платья и показал, что отец его был австрийским подданным и в Яссах, во время восстания греков против турок, сгорел, после чего Вениамин, постриженный еще в 1830 году, то есть 14 лет от роду, приехал в Россию («Дело архива московского генерал-губернатора» 1839 г., О нем рассказывает В. А. Сапелкин («Русский Вестник» 1864 г., и 244). Протоиерей Арсеньев. «Записки о действиях Кочуева». Лаврентьев, Пахомиев и Макариев, и кроме того девичий в Спасовой слободе. Подлинник (29-го марта 1804 г.) находится в «Деле департамента общих дел министерства внутренних дел» 28-го сентября 1853 г., Там же и письмо графа Румянцева. Крестьянин г. Дубовского, из Богородского уезда Московской губернии, Панкрат Александров, лично нам известный, старец умный, хитрый, но мало начитанный и не всегда трезвый. Он уже умер. Имел большие связи в Москве. В «Записке протоиерея Арсеньева» он назван Иваном Гурьевичем, но это ошибка. Ивану Гурьевичу в 1832 году было только 14 лет. Протоиерей Арсеньев. «Записка о действиях Кочуева» и «Записка о Рогожском кладбище». Ерофея Иевлева, саратовского мещанина, сотоварища Кочуева, «Записка об австрийских архиереях», доставленная им мне в 1853 году. Иевлев вместе с Кочуевым был выслан из Петербурга в 1844 году. Протоиерей Арсеньев. «Записка о действиях Кочуева». Дом Гутуева, в котором была устроена моленная, находился в центре города, близ Сенной площади, в Спасском переулке.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк. 2006. Введенский спуск, на котором располагается Введенский храм, вёл от древних Данковских ворот елецкой крепости к мосту через речку Ельчик. Введенский приход города Ельца возник в конце XVI века из казаков Александровской слободы. По записям в " Елецкой явочной книге 1615-1616 гг. " , церковь значится как существующая. Находилась она тогда за пределами крепостных стен. Согласно летописным документам, " строена попом Леонтием " и была тогда деревянной. Обветшавшую церковь в середине XVIII столетия разобрали и стали строить каменную. К 1750 г. она была уже частично выстроена и согласно надписи на подпрестольном закладном кресте " освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году " . Из материала книги: " Земля Липецкая " . Изд-во Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики - 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище. В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

http://sobory.ru/article/?object=03566

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010