В стране было приостановлено действие Конституции, распущены Сейм и все политические партии, введено чрезвычайное положение, отмененное лишь в 1938 году. На пути формирования националистического государства стоял глава Латвийской Православной Церкви, имевший за плечами поддержку Московской Патриархии и многотысячной наднациональной православной паствы. В ночь с 11 на 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн (Поммер) принял мученическую смерть, он был убит на своей даче на окраине Риги. Убийство так и не было раскрыто. Смерть архиепископа Иоанна повлекла серьезные осложнения для Латвийской Церкви. Тотчас в 1935 году под давлением националистических властей она вышла из юрисдикции Московской Патриархии и с каноническими нарушениями перешла в подчинение Константинополя. 17 июля 2001 года архиепископ Иоанн (Поммер) Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников Российских от Латвийской Православной Церкви. Чуть позднее, 3-4 октября 2003 года, состоялось обретение и перенесение мощей священномученика Иоанна с Покровского кладбища в Рижский собор Рождества Христова, где они в настоящее время и пребывают. Священномученик Иоанн (Поммер) смог реализовать идеальную модель взаимоотношений Московской Патриархии и церковных структур лимитрофных государств, которую заложил Святейший Патриарх Тихон в 1920-х годах: широкая автономия с сохранением канонической связи с Московской Патриархией. Данная модель взаимоотношений на практике оказалась жизнеспособной в условиях принятия Декларации Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского). Благодаря твердой позиции архиепископа Иоанна (Поммера), не были реализованы планы по созданию прибалтийской Церкви как фактора общей геополитики региона. В то же время Латвийская Православная Церковь вплоть до его мученической кончины сохранила независимость от константинопольской церковной политики и свой канонический статус, благодаря чему не считалась выбывшей из канонического подчинения Московской Патриархии вплоть до 1935 года.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

РГИА, ф. 796, оп. 204,1 отд., V ст., д. 132. Имя архиепископа Кирилла назва­ли: епископ Нестор (Анисимов) – л. 42; архиепископ Владимирский и Шуйский Алексий (Дородницын) – л. 44; епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) – л. 49; архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георги­евский) – л. 51; епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский) , викарий Волынской епархии – л. 52; епископ Вятский Никандр (Феноменов) – л. 57; епи­скоп вазовский Павел (Поспелов) – л. 58; архиепископ Платон (Рождествен­ский), экзарх Грузии – л. 60; архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич) – л. 64; архиепископ Казанский и Свияжский Иаков (Пятниц­кий) – л. 70; епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) – л. 71; епископ Чебок­сарский Борис (Шипулин) – л. 72; митрополит Владимир (Богоявленский) – л. 7о; епископ Чигиринский Никодим (Кротков) – л. 77; епископ Костромской и Галичский Евгений (Бережков) – л. 80; епископ Кинешемский Севастиан (Вес­ти) – л. 81; епископ Слуцкий, викарий Минской епархии Феофилакг (Клементь­ев) – л. 87; епископ Гомельский Варлаам (Ряшенцев) – л. 89; епископ Волоколамский Феодор (Поздеевский) – л. 92; епископ Можайский Димитрий (Добросердов) – л. 93; епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) – л. 97; архи­епископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий) – л. 98; епископ Олонецкий и Петрозаводский Иоанникий (Дьячков) – л. 102; епископ Кустанай­ский Дионисий (Прозоровский) – л. 108; епископ Челябинский Серафим (Алек­сандров) – л. 111; епископ Орловский и Севский Макарий (Гйевушев) – л. 112; епископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) – л. 116; епископ Со­ликамский Феофан (Ильминский), викарий Пермской епархии – л. 117; архи­епископ Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) – л. 118 об.; епис­коп Нарвский Геннадий (Туберозов) – л. 120; епископ Полтавский Феофан (Быстров) – л. 127; епископ Прилукский Неофит (Следников), викарий Полтав­ской епархии – л. 129; епископ Псковский и Порховский Евсевий (Гроздов) – л. 130; архиепископ Рижский и Итавский Иоанн (Поммер) – л. 131; епископ Самарский и Ставропольский Михаил (Богданов) – л. 134; епископ Уральский и Николаевский Тихон (Оболенский) – л. 135; епископ Вольский Досифей (Про­топопов) – л. 136; епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодоси­ев) – л. 140; епископ Томский Анатолий (Каменский) – л. 151; архиепископ Туль­ский и Белевский Парфений (Левицкий) – л. 154; епископ Каширский Иувеналий (Масловский) – л. 155; архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) – л. 158; епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов), викарий Финляндской епархии – л. 159; епископ Сумский Митрофан (Абра­мов) – л. 161; архиепископ Херсонский и Одесский Назарий (Кириллов) – л. 162; епископ Бельский Серафим (Остроумов) – л. 165; епископ Новгород-Север­ский Иоанн (Доброславин), викарий Черниговской епархии – л. 167; архиепис­коп Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский) – л. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остается на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Ее положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II. Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5-6. Там же. С. 7-8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10-11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II: 1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X-XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т. 2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173-177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54-56.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725900...

Автономия, полученная ЭАПЦ в 1920 г. в составе Русской Православной Церкви и продолжающаяся ныне в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата на основе томоса 1993 г. и действующего церковного устава, была и остаётся на сегодняшний день актуальной и наивысшей точкой в историческом развитии Эстонского Православия. Её положения пастырски и канонически оправданы, будучи обусловлены свободным волеизъявлением православного церковного народа Эстонии и заботой о его благе со стороны Матери-Церкви. Алексий II , Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии//Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 1. С. 57. Там же. С. 72. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. Энциклопедический справочник. Таллин, 2014. С. 161. Там же. С. 315. Алексий II . Православие в Эстонии. С. 80. Православие в Эстонии/Ред. прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец. М.: Православная энциклопедия, 2010. Т. 2. С. 7. Там же. С. 64. Там же. С. 5–6. Там же. С. 7–8. Там же. С. 9. Там же. С. 12. Там же. Там же. С. 10–11. Эстонский церковный кризис//Православие в Эстонии. Т. 1. С. 196. Православие в Эстонии. Т.2. С. 14. Там же. Там же. С. 15. Там же. С. 16. Там же. С. 20. Там же. С. 22. Там же. С. 26. Там же. С. 40. Шевченко Т.И. К вопросу о юрисдикции Финляндской Православной Церкви//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. II:1(26). С. 51. Православие в Эстонии: X–XXI столетия. С. 359. Православие в Эстонии. Т.2. С. 26. Там же. С. 27. Там же. Там же. С. 32. Там же. С. 38. Там же. С. 33. Там же. С. 43. Там же. С. 40. Балашов Николай, прот., Прекуп Игорь, прот. Проблемы Православия в Эстонии. Таллин, 2013. С. 32. Цит. по: Гаврилин А.В. Архипастырский путь Иоанна Гарклавса. Православные латыши: введение во храм//Русский мир и Латвия. Seminarium hortus humanitatis: Альм. XXI. Рига, 2010. С. 43. См.: Гаврилин А.В. Латвийская Православная Церковь в тридцатых годах XX века//Церковь и время. 2003. 22. С. 173–177; Феофан (Пожидаев), игумен. Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский. Рига, 2004. С. 54–56.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

АЛЕКСИЙ. Божией милостию Патриарх Московский и всея Руси ЧЛЕНЫ ОСВЯЩЕННОГО APXIEPEЙCKOГO СОБОРА Собор новомучеников и исповедников Российских Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, исповедник (†1925; память 25 марта и 26 сентября). Царственные страстотерпцы: Император Российский Николай II Александрович, Императрица Российская Александра Феодоровна, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия (†1918; память 4 июля). Священномученики: Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский (†1938; память 10 января). Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский (†1922; память 31 июля). Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918; память 25 января). Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (†1937; память 7 сентября). Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский (†1937; память 7 ноября). Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего престола (†1937; память 27 сентября). Серафим (Чичагов), митрополит (†1937; память 28 ноября). Августин (Беляев), архиепископ Калужский (†1937; память 10 ноября). Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (†1940; память 11 мая). Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (†1938; память 1 января). Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (†1937; память 17 октября). Алексий (Бельковский), архиепископ Великоустюжский (†1937). Алексий (Орлов), архиепископ Омский (†1937; память 22 августа). Андроник (Никольский), архиепископ Пермский (†1918; память 7 июня). Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский (†1918; память 14 августа). Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский (†1937; память 21 октября). Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский (†1937; память 8 октября). Захария (Лобов), архиепископ Воронежский (†1937; память 9 сентября). Иаков (Маекаев), архиепископ Барнаульский (†1937; память 16 июля). Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (†1929; память 27 апреля (прославление); 11 июля (обретение мощей); 15 декабря). Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский (†1934; память 29 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вы видите, какие папистические замыслы теперь зреют в Царьграде: там хотят подчинить себе Русскую Церковь , пользуясь нашим безвремением. Лакей Евдоким, лишь бы найти где себе опору, на все соглашается. (...) Надеюсь, что народ наш не пойдет за этими лукавыми и льстивыми греками, особенно если они свяжутся с Евдокимом. (...) Идет [определенный ход] Конст[антинополь]ского Патриарха поглотить сначала все русские церкви за границей, а потом подчинить себе и всю Русскую Церковь » 582 . Православный народ в России за «лукавыми и льстивыми греками» действительно не пошел. Не пошел и священномученик Иоанн Рижский , Латвийская Церковь была переведена в константинопольскую юрисдикцию лишь после его убийства в 1934 г. Пошел сам управляющий западноевропейскими приходами, увлекая за собой заметную часть русского эмигрантского духовенства и паствы. Про митрополита Евлогия и его приверженцев никак нельзя сказать, что они не знали, кто такие обновленцы, какую поддержку раскольники получали от Фанара и зачем он им ее оказывал. По этой причине деяние евлогиан многими было воспринято как сознательное предательство. Спровоцированный советской властью конфликт с Московской Патриархией мог бы оправдать их временное самоуправление (этим путем пошла Русская Зарубежная Церковь ), но не переход в юрисдикцию, поддерживающую обновленческих раскольников. Советские кураторы церковных дел акцией Фанара по захвату русских западноевропейских приходов тоже были возмущены, что дали понять архимандриту Василию. В объяснение действий своей Патриархии он отправил П. Г. Смидовичу два письма подряд, 17-го и 23 марта 1931 г. Примечательно, что митрополиту Сергию он по тому же вопросу написал 18 марта 583 , четко выдерживая приоритеты: сначала советская власть, потом Московская Патриархия. «События недавнего прошлого, – писал Димопуло Смидовичу, – потребовали со стороны Великой Христовой Церкви, как Матери всей Русской Церкви, в лице Вселенской Патриархии, особенно энергичного вмешательства для предотвращения усилившихся и обострившихся за последнее время беспорядков в русских заграничных эмигрантских православных кругах, в связи с тем обстоятельством, что русские православные приходы не захотели канонически подчиниться ни одному из посланных Митрополитом Сергием Архиереев. Из этого положения вещей грозили произойти весьма опасные и страшные и страшные (так, два раза. – свящ. А.М.) последствия в виде усиления инославной пропаганды и возобновления антиканонических попыток из Карловиц для подчинения русских православных беженцев своему вредному как в церковном, так и в политическом во вред Советскому Союзу, влиянию». Вслед за Патриархом Фотием архимандрит Василий утверждал, что «на основании канонических правил, всякая Епархия, находящаяся вне пределов той или иной Автокефальной Православной Церкви в Европе, обязана признать юрисдикцию Вселенского Патриарха» 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жесточайшими, грубейшими мерами подавляются даже частные проявления религиозной веры. Жесточайшие приемы гонений направлены именно против православной Церкви, являющей собою чистейшее воплощение заветов Христа. С глубочайшею скорбью приходится свидетельствовать, что, как это наблюдалось и в первые дни христианства, к многострадальной Церкви окружающие относятся одни с тупым равнодушием, другие с злорадством, а третьи не стыдятся способствовать гонителям. Беззащитною, одинокою, обреченною на беды сиротою начинает казаться ныне многим св Православная Церковь . На виду у всего мира истекает она кровию от каждодневно умножаемых ран. По силе возможности враги и соседи приступают уже к дележу окровавленных риз, «метающе жребий, кто что возьмет». Начинает нарождаться сознание беспросветного горького сиротства. Но, дорогие братья и сестры по вере православной, или вы забыли обетование Христа Спаса: «Я не оставлю вас сиротами». То правда, что гонители довели Православную Церковь до незапамятного внешнего убожества, что жесточайшими приемами устрашения во многих местах православные вновь доведены до необходимости собираться для молитвы и взаимного назидания «дверем заключенным», что на широчайших пространствах православные вынуждены таиться, и поверхностному наблюдателю может показаться, что православие, если не окончательно подавлено, то умалено до последних пределов. Но нам с вами ведомо, что под этою внешнею убогостью таится великое богатство духовное, таится непобедимая сила Христова, «в немощи совершающаяся». Не менее, если не более, чем в пору блеска и славы, мы в праве исповедовать: с нами Бог , и мы не сироты. На протяжении последнего десятилетия угнетаемая и гонимая св Православная Церковь явила такое множество славных исповедников и мучеников, какого наши черствые и гордые соседи, не стыдящиеся принимать участие в дележе риз св Церкви, не имеют на протяжении всей своей истории. Нет ни одной епархии в областях, посещенных гонениями, в которой не было бы своих достохвальных мучеников и священномучеников, исповедников и подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Как известно, согласно волеизъявлению покойного патриарха, заместителями его должны были быть митрополит Кирилл, в случае его отсутствия – митрополит Агафангел, а в случае отсутствия последнего – митрополит Петр. Митрополит Кирилл, по слухам, был выслан из Москвы, митрополит Агафангел находится в ссылке, и блюстителем патриаршего престола является митрополит Петр. Последний был близок почившему патриарху и считается твердым блюстителем древних канонов. В Москве убеждены, что митрополит Петр будет руководить церковью в духе почившего патриарха Тихона» 573 . Автор этой краткой заметки не был указан, но, судя по ее первым словам, источником информации был или сам архиепископ Рижский Иоанн (Поммер) , или кто-то из его окружения. Однако можно повториться, что озвученная в рижской газете уверенность в том, что «митрополит Петр будет руководить церковью в духе почившего патриарха Тихона», была для русских беженцев весной 1925 г. нехарактерной. Настороженность заграницы в отношении митрополита Петра имела несколько причин. Во-первых, в зарубежье (части его) популярной была мысль, что наиболее достойный кандидат в Местоблюстители – это митрополит Антоний (Храповицкий) . Пожелания (свидетельствовавшие о глубоком непонимании церковной жизни в России) о том, чтобы именно он возглавил Русскую Церковь , высказывались еще при жизни Патриарха Тихона. Одним из последних и наиболее значимых заявлений подобного рода стало письмо начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа Иннокентия (Фигуровского) на имя самого Председателя Зарубежного Архиерейского Синода от 28 января 1925 г. «с убедительнейшей просьбою возглавить временно Российскую Православную Церковь теперь же заграницей в качестве Патриаршего заместителя, так как Свят[ейший] Патриарх Тихон совершенно лишен всякой свободы действий и распоряжений и его именем всякий может злоупотреблять, а он не в силах этому воспрепятствовать» 574 . Синод собрался обсудить это «китайское» предложение 9 апреля – в тот самый день, когда в Сремских Карловцах было получено известие о кончине Святейшего Патриарха в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Преемником преосвященного Доната и восьмым епископом Рижским, с 28 марта 1887 г. и по 4 октября 1897 г., был преосвященный Арсений, ныне архиепископ Казанский. Слишком десять лет преосвященный Арсений, не останавливаясь ни пред какими препятствиями, ревностно и успешно трудился в Остзейском крае над утверждением и распространением православия, деятельно продолжая многоплодное служение своих предшественников. Православная паства при преосвященном Арсении продолжала ежегодно увеличиваться (средним числом около 1,000 человек в год) новыми чадами из обращающихся к православию эстов и латышей. Заботами преосвященного Арсения восстановлена память одного из древних насадителей православия в Лифляндии священномученика Исидора и сопострадавших с ним 144 . В особенности же нужно отметить основание при преосвященном Арсении, замечательного по своей деятельности Пюхтицкого женского монастыря (в 1892 г.). Эта обитель является оплотом и рассадником православия в Эстском крае и известна своими благотворительными учреждениями, каковы – больница, община сестер милосердия, богадельня, приют и училище. Полезная деятельность преосвященного Арсения в Рижской епархии обратила на него внимание высшей власти и ему 15 мая 1893 г. был пожалован сан архиепископа, a 4 октября 1897 г. архиепископ Арсений был переведен в Казань, где и святительствует доныне. Прощаясь с Рижской паствой, преосвященный Арсений принес 25 тысяч рублей в пользу епархиального попечительства о вдовах и сиротах духовенства 145 . В настоящее время, с 4 октября 1897 г., на Рижской кафедре святительствует девятый Рижский епископ преосвященный Агафангел, по примеру своих предшественников прилагающий все заботы к утверждению православия в Прибалтийском крае. Заканчивая свое повествование о «судьбах православия в Прибалтийском крае», приведем некоторые данные из «всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1896 и 1897 гг. В рижской епархии, обнимающей собою весь Прибалтийский край, православных числится до 250,522 человек обоего пола, из коих русских только незначительная часть, большинство же латыши и эсты, есть также ливы (в Курляндской губернии) и шведы (на острове Вормсе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме обычных праздников, крестьяне празднуют еще: Николаю Чудотворцу, в деревне Извоз, вероятно по причине близости к Никольскому монастырю; Преображению и Казанской Божией Матери – в Виковщине; Введению во храм – в Быльчине, в память бывшей некогда здесь приходской церкви; Знамению Божией Матери – в селе Ильинском; Казанской Божией Матери – Симанкове, Запольке и Стуглеве; Рождеству Богородицы – в Кикине. Кроме обычных крестных ходов, совершаются еще: 1) в селе Ильинском – 23 июня, в память пожара 1848 года, вокруг села, и 20 июля, вокруг церкви; 2) в деревне Заполек – в Ильинскую пятницу, в память падежа скота, и 29 октября с ношением по домам иконы Казанской Божией Матери; 3) в деревне Извоз – 9 мая, для окропления скота; 4) в Виковщине – 8 июля, с тою же целью; 5) в Кикине – 8 сентября. Часовни находятся: 1) в Запольке – во имя Покрова. В ней есть деревянный 8-конечный крест, вышиною в сажень и аршина. На нем, между прочим, написано: «Праздновать праздники: Покрову Богородицы, священномучен. Димитрию, Флору и Лавру и священномучен. Власию» и еще: «поставлен сей Святый Животворящий крест Господень на поклонение православным христианом, 7195 года, июня 3 дня». 2) В Виковщине – Преображения. 3) Между деревнею Быльчино и усадьбою Стуглево, в 40 саж. от Волхова, часовня, в память бывшей церкви Введения. У деревни Симанково есть две сопки. Попечительство учреждено в 1872 г. Председатель его почетный гражданин Гавриил Егоров Ильинский. Денег собирается в год до 15 рублей. 1884 года, мая 4 дня. Священник Алексей Иродионов. Церковь Архангела Михаила в Михайловском погосте Михайловский погост, или село Михаило-Архангельское находится в 150 верст, от Петербурга и в 22 верстах от Новой Ладоги, на возвышенном левом берегу Волхова, подле дороги из Новой Ладоги в Новгород. Прежняя, деревянная, двухпрестольная церковь сгорела в 1812 г., с 6-го на 7-е декабря, от неисправной печки. Вместо нее, усердием прихожан и доброхотных дателей, за 6,600 р. построен настоящий каменный храм, во имя Архистратига Михаила, с теплым приделом во имя св. великомученицы Екатерины. Антиминс главного престола освящен епископом Нафанаилом 1846 г., марта 3-го и подписан митрополитом Антонием. Антиминс придела освящен и подписан митрополитом Гавриилом 1772 г., марта 25-го. На нем евангелисты изображены не по углам, а по два внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010