С 1841 г. полвека настоятелем Введенской церкви служил протоиерей Стефан Васильевич Филаретов, один из самых выдающихся пензенских пастырей XIX в., духовник благотворительницы Марии Михайловны Киселевой. Под сводами храма он и погребен. С церковью Введения связана судьба Марии Владиславовны Захарченко, урожденной Лысовой, участницы Первой мировой войны, кавалера двух Георгиевских крестов, героини белого движения. Здесь ее крестили, здесь она венчалась первым браком и крестила свою дочь. Во Введенской церкви многократно совершал службы преосвященный Иоанн (Поммэр), в 1918-1921 гг. епископ Пензенский и Саранский, будущий священномученик Рижский. В 1929 г. Введенский храм закрыли, в 1930 г. его из-за аварийного состояния было решено снести. Но на самом деле здание передали под пожарное депо. Оно и располагалось здесь долгие годы. Только 25 июня 1999 г. решением городской думы полуразрушенное здание было передано епархии, и по благословению архиепископа Серафима вскоре приписано к Покровской церкви. Правый придел во имя Архангела Михаила был освящен 21 ноября 1999 г. протоиереем Вячеславом Логиновым, а 4 декабря здесь состоялась первая архиерейская служба. С февраля 2010 г. Введенская церковь – самостоятельный приход. Заметно активизировались реставрационные работы, за строительный летний сезон были восстановлены стены и кровля алтарной апсиды. К работам приступают с особой ответственностью, ведь в Пензе сохранилось всего три храма (Преображенский, Покровский и Введенский), построенных в XVIII в. С февраля 2011 г., по благословению владыки Вениамина, Введенский храм стал войсковым для пензенских казаков, что исторически справедливо: ведь когда-то церковь и строилась в слободе пеших казаков. В 2012-2014 гг. к юго-востоку от храма был построен двухэтажный причтовый дом, в котором расположатся воскресная школа, библиотека, крестильная, трапезная. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2923 Комментарии и обсуждение Судя по фотографии 2019 г. с подписью " частично снесена в недавнее время " , между 2010 и 2019 гг. безжалостно снесен двусветный четверик, выполненный в формах " нарышкинского барокко " с примыкающей к нему алтарной апсидой (на снимке 2010 г. он еще цел). Таким образом, Введенская церковь лишилась своей основной части, наиболее ценной в художественном и историческом отношении. Даже после владычества большевиков в Пензе остались 3 церкви, построенные в XVIII веке, тогда как " активизация реставрационных работ " в начале XXI века одну из этих трех древнейших уцелевших церквей погубила.

http://sobory.ru/article/?object=23270

Во время сугубой ектении возносились прошения о единстве Православной Церкви, о мире на Украинской земле и благодарственные прошения о здравии и долгоденствии Высокопреосвященнейшего митрополита Александра. По окончании Божественной литургии было совершено славление перед Якобштадтской иконой Пресвятой Богородицы и возглашены уставные многолетия. От лица Латвийской паствы владыку Александра поздравили епископ Даугавпилсский Александр и епископ Елгавский Иоанн. Преосвященные владыки преподнесли в дар владыке комплект из двух панагий и креста; от Даугавпилсско-Резекненской епархии епископ Александр преподнес дикирий и трикирий. Затем были зачитаны поздравительные адреса Президента Латвии Эгилса Левитса, председателя Сейма Латвийской Республики Инары Мурниеце, президента министров Латвийской Республики Артурса Кришьяниса Кариньша, а также Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Митрополит Таллинский Евгений поздравил владыку Александра и вручил Его Высокопреосвященству орден Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата священномученика Сергия Ракверского I степени. Митрополит Евгений передал приветственный поздравительный адрес Эстонской Православной Церкви и преподнес в дар комплект из двух панагий и креста, а также икону преподобного Феодора Санаксарского. От Виленско-Литовской епархии митрополита Александра поздравил митрополит Виленский Иннокентий, который преподнес Его Высокопреосвященству складень с изображением всех икон Пресвятой Богородицы, которые прославились на территории Литовского государства. Митрополит Пензенский Серафим подарил архипастырю панагию с иконой всех святителей Пензенских, среди которых изображен священномученик Иоанн, архиепископ Рижский, и двухтомник, посвященный святителю Иннокентию Пензенскому. В ответном слове митрополит Александр поблагодарил прибывших архипастырей, духовенство и всех верующих за теплые слова и поздравления. « " Не нам Господи, не нам, но имени Твоему " , — говорится в одном из псалмов. И действительно, лично я не достоин всех этих прекрасных подарков и теплых слов, которые звучали сегодня здесь, — сказал владыка Александр. — Я в первую очередь благодарен Господу Богу, Пречистой Владычице нашей Деве Богородице и священномученику Иоанну, архиепископу Рижскому и Латвийскому, ибо без их неизреченной, но явственно осязаемой помощи служение мое было бы невозможно и тщетно… Поэтому в эти праздничные дни прошу ваших святых молитв о мне грешном, а я же, в свою очередь, молюсь постоянно о всей своей латвийской пастве».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5478399...

Монастырское кладбище считалось самым престижным некрополем в губернии, здесь были похоронены дворяне Араповы, Бекетовы, Загоскины, Киреевы, Киселевы, Мартыновы, Сабуровы, Чемесовы и многие другие. В годы гражданской войны в обители жили управляющие епархией – епископы Иоанн (Поммэр), будущий священномученик Рижский, и Григорий (Соколов). Скорее всего, именно в Спасо-Преображенской обители в 1920 г. Преосвященный Иоанн рукоположил во диаконы старца Иоанна Оленевского (Ивана Васильевича Калинина, ок. 1861-1951), будущего священноисповедника, и здесь же тот проходил сорокоуст. Последний настоятель монастыря архимандрит Иоанникий (Жарков) был духовником старца. Формально монастырь закрыли в 1918 г., в 1919-1921 гг. здесь уже помещалась «колония дефективных детей», а с 1924 г. на территории обители организовали конный обоз по вывозу нечистот. Часть помещений отняли под конюшни и квартиры рабочих обоза. Но монашеская жизнь еще теплилась вплоть до ареста в 1932 г. последнего настоятеля, архимандрита Иоанникия. С 1927 г. вокруг монастыря разрешили частную застройку, постепенно здесь появились улицы Индустриальная, Отдельная, Полевая. Позже этот микрорайон получил название «Свинтрест». В 1929-1934 гг. все монастырские храмы закрыли. В апреле 1933 г. было принято решение о ликвидации уцелевших построек для использования территории под электростанцию, и к маю 1934 г. площадь уже освободили. Последние следы обители, каланчу и ограду, уничтожили в середине 70-х гг. Территорию монастыря постепенно заняли различные организации – автобаза МЧС, корпус Кузнецкого мебельного комбината. В 2002 г. в одном из корпусов, по стечению обстоятельств, разместилась архитектурно-творческая мастерская «Дабор», занимающаяся строительством храмов. В память об уничтоженной обители в 2005 г. здесь был открыт Вознесенский молитвенный дом. Закрыли и обезглавили в советские годы и Преображенскую церковь, которая после переноса в 1794 г. монастыря за город благополучно просуществовала еще полтора века в качестве приходской. В 1929-1931 гг. она принадлежала григорианскому расколу, а 26 сентября 1931 г. была закрыта под общежитие швейной фабрики. Вскоре туда перевели пензенский архив, в 1933 г. к зданию была сделана двухэтажная пристройка, а с 1984 г. здесь помещалось хранилище областной библиотеки.

http://sobory.ru/article/?object=46086

Свою поддержку проекту оказал посол России в Латвии в 2007-2016 гг. Александр Вешняков, отметив, что «фильм получился и будет воспринят многочисленными зрителями, это труд, который нужен для нас и наших потомков». Руководитель проекта, директор московского представительства телеканала «Союз» Сергей Юргин поблагодарил за поддержку проекта всех к нему причастных людей, и выразил надежду, что в дальнейшем будут реализованы подобные проекты по прославлению Бога, Церкви и ее исповедников. Автором сценария и режиссером картины выступил журналист Николай Васильев, известный своими работами на исторические, культурные и религиозные темы. Научным консультантом и продюсером фильма стала начальник юридического отдела Пензенской епархии , кандидат исторических наук, доцент Пензенской духовной семинарии Кира Аристова. Первая часть фильма посвящена жизненному пути священномученика Иоанна от рождения до отъезда из Пензы в Ригу в 1921 году.  Архиепископ Иоанн в годы гражданской войны смог сохранить пензенскую церковь от раскола и уничтожения, за три года (1918-1921) перевернуть ход церковной истории. Показ состоялся в эфире православной телекомпании «Союз» в декабре 2020 — январе 2021 года. Вторая часть рассказывает о владыке Иоанне как Предстоятеле Латвийской Православной Церкви, его служении, мученическом подвиге и почитании во всем православном мире. Съемки проходили в России, Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Израиле и США. При реализации проекта по созданию документального фильма свою поддержку оказали заместитель председателя Государственной Думы РФ Анна Кузнецова, посольства России в Латвии и Латвии в России, посольства Республики Беларусь в России и России в Республике Беларусь, Министерство иностранных дел России, Министерство иностранных дел Латвии, Правительство Пензенской области, Управление делами Московской Патриархии , Отдел внешних церковных связей  Московского Патриархата, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , Русская духовная миссия в Иерусалиме Русской Православной Церкви Заграницей , Императорское православное палестинское общество и многие другие структуры.

http://patriarchia.ru/db/text/5899386.ht...

Иерей Матфей Хаустов, член Комиссии по канонизации святых при Епархиальном совете г. Москвы, представил новые данные о святой блаженной Матроне Московской и ее связи с районом Царицыно. По окончании пленарного заседания прошло совещание епископа Троицкого Панкратия с руководителями епархиальных комиссий по канонизации святых. В тот же день состоялась работа секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» , которую возглавили протоиерей Кирилл Каледа и директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской И.В. Гарькавый. В ходе мероприятия была представлена программа церковных мероприятий, посвященных 100-летию подвига пострадавших за веру и Церковь во время гонений в ходе процессов по изъятию церковных святынь 1922-1923 гг. Также прозвучали доклады, посвященные региональным проектам по увековечению памяти пострадавших в годы гонений на Церковь в Пензенской , Урюпинской , Рыбинской епархиях. Особое внимание было уделено проекту Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Слово новомучеников» и программе мероприятий, посвященных памяти митрополита Гурия (Егорова). Продолжением секции стала прошедшая 25 мая методическая экскурсия-семинар по Бутовскому полигону. В ходе мероприятия, которое провели протоиерей Кирилл Каледа и И.В. Гарькавый, состоялись экскурсия по музею памяти пострадавших в Бутове и презентация епархиальных проектов по увековечению памяти новомучеников. В  экскурсии-семинаре приняли участие 25 человек — представители епархий Русской Православной Церкви. Также в рамках конференции 24 мая состоялся премьерный показ документального фильма «Священномученик Иоанн Рижский. На страстном пути» , посвященного 20-летию канонизации священномученика Иоанна Рижского Русской Православной Церковью и 100-летию Латвийской Православной Церкви. Фильм создан по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и митрополита Рижского и всея Латвии Александра , при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, православной телекомпании «Союз » .

http://patriarchia.ru/db/text/5932312.ht...

Создаваемые выступающей с антицерковных позиций прессы мифы живут своей жизнью. Часть этого мифа – рассмотрение Латвийской православной церкви как угрозы Латвии. Если православные верующие России и Латвии духовно едины, то кому-то кажется, что это непорядок. В этой логике визит патриарха может рассматриваться как вынужденная и опасная необходимость. При этом всем хорошо известно, Латвийская православная церковь Московского патриархата является лояльной правительству Латвии религиозной организацией, она не занимается ни политической борьбой, ни даже сколько-нибудь заметной деятельностью, которую можно было бы назвать оппозиционной. Если обратиться к истории этой Церкви, то у неё есть собственная история, свои святые, и в первую очередь священномученик Иоанн Рижский, латыш по национальности. И он вовсе не по указанию из Москвы принял мученическую смерть. Позиция Московского патриархата по вопросу русскоязычного меньшинства Латвии понятна и вполне соответствует тому, за что всегда выступали любые религиозные организации. Язык – важнейшая часть культуры, в том числе религиозной, и поэтому ограничения в отношении языка не могут не отразиться на жизни религиозной организации. Запреты на въезды иностранных религиозных лидеров на собственную территорию были всегда в арсенале тех государств, которые на Западе принято называть недемократическими. Даже в худшие времена холодной войны западные государства никогда не прибегали к запрету въезда представителей Русской православной церкви. Латвия – страна, сделавшая европейский выбор, и его уважают верующие во всём мире, даже принимая во внимание, что этот выбор подчас означает вызов традиционной нравственности. И когда бывший архиепископ Риги кардинал Янис Пуятс, как и лидеры других религиозных общин стран, в 2008 году выступал против гей-парада в Риге – это вовсе не значит, что он действовал в интересах России, которая тогда ещё, кстати, не приняла законов, ограничивающих пропаганду гомосексуализма. Отмена майского визита Святейшего Патриарха Кирилла – результат стереотипного восприятия религиозности как таковой, выражение попыток идеологов секулярного мира неуклюже встроить чувства верующих в мировую борьбу за влияние и ресурсы.

http://religare.ru/2_104224.html

Именно в Пензе священномученик Иоанн состоялся как святой всероссийского значения Доктор церковной истории иерей Александр Мазырин отмечает, что в церковном календаре священномученик Иоанн именуется Рижским и служба ему акцентирует именно латвийский период его служения. Это и понятно, ибо служба была написана в Латвии, и принижать значение священномученика Иоанна как первого латвийского предстоятеля и вообще первого латышского святого нельзя. Но все-таки топонимы Рига и Латвия встречаются в службе десятки раз, в то время как та же Пенза – всего один раз наряду с другими городами: Минском, Таганрогом, Тверью. Между тем, как отметил отец Александр, именно в Пензе священномученик Иоанн состоялся как святой всероссийского значения. Его опыт противостояния направляемой богоборцами внутрицерковной смуте, полученный в Пензе, помог позже уже всей Русской Православной Церкви в борьбе с расколом обновленчества. Священномученик Иоанн был первым, кто внес решающий вклад в борьбу с этим провокативным явлением. Как архипастырь он, конечно, Рижский, – уверен церковный историк, – а вот как священномученик – прежде всего Пензенский. «Может быть, это даже стоило бы и в службе отразить, – говорит отец Александр, – и точно так же, как принято у нас именовать святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского двойным титулом, хотя Шанхай и Сан-Франциско далеко отстоят друг от друга и никак не связаны, возможно, также и священномученика Иоанна правильнее было бы именовать Пензенским и Рижским». Тот, от кого с самого детства не скрывали правду, стал святым Тем более что ныне в Пензенской митрополии пензенский период служения священномученика Иоанна (Поммера) постоянно изучается, многие факты уже реконструированы. С разных сторон он раскрывается в исследованиях правящего архиерея митрополита Серафима (Домнина) и начальника юротдела Пензенской митрополии, доцента Пензенского государственного университета (ПГУ) Киры Георгиевны Аристовой. Митрополит Пензенскии и Нижнеломовскии Серафим – в руках Пензенскии мартиролог пострадавших за веру Христову «Праведныи верою жив будет» Кстати, ее мама еще в советские времена, когда это было отнюдь небезопасно, получала из Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле посылки с православной литературой: в основном это было Священное Писание, молитвословы, акафистники, ноты… Но вот однажды за год до рождения Киры – в 1984-м – среди присланного оказалась тоненькая брошюрка о священномученике Иоанне (Поммере), и когда Кира, уже студентка исторического факультета, выбирала себе тему диплома, она, порывшись дома в книгах, нашла это послание из Русского Зарубежья и посчитала его промыслительным…

http://pravoslavie.ru/134510.html

Но это только начало. Самое главное – это даже не подвиги, чтобы получить руку Лаймдоты, описанные в поэме на основе народного эпоса в конце девятнадцатого века Андреем Пумпуром, русским офицером и поэтом латышского происхождения из бедной крестьянской семьи. Главное в жизни героя — это схватка с Черным Рыцарем. +++ Родители владыки Иоанна Янис Поммер, мальчик с бедного латышского хутора, тоже был похож на Андрея Пумпура. Упорный, как его отец, отказавшийся по приказу лютеранина-барона сменить православную веру, принятую его предками, он упорно учился и, на удивление соседям, сын бедняка стал студентом Рижского Духовного училища. Он отличался от друзей не только поразительной работоспособностью и отличной учебой – никому в голову не приходило дразнить богатыря с далекого хутора «ботаном». И вовсе не потому, что молодого студента-силача боялись. Он был тих, молчалив, но приходил на помощь первым. И еще он любил петь. Песня – душа любого латыша, вспомним знаменитый «Праздник песни». В церковном пении и в чтении за богослужением ему не было равных, хотя церковнославянский язык был ему неродным. Богослужение было для юного Иоанна, как и для его прославленного Кронштадского тезки, (еще живого в те годы!) той пищей его души, которая поспевала за ростом и силой его богатырского тела. Святой Иоанн Кронштадский и будущий священномученик Иоанн встречались, и праведный Иоанн благословил своего юного тезку на иноческий путь. Вызов Черному Рыцарю был брошен. …Потом последовала Рижская семинария, блестяще окончив которую, он стал учителем, затем Киевская Духовная Академия. Затем он стал преподавать в Черниговской Духовной Академии, руководство быстро отмечало его способности, и бывший босоногий латышский мальчишка стал ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Для него главным были проповедь и богослужение, в котором важное место занимало хорошее церковное пение. Но образованный, разносторонне одаренный, в том числе и музыкально,  огромный настоятель-богатырь в душе  оставался все тем же простым хуторянином, с добрым и чутким сердцем, другом бедных и страдальцев.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископскому служению. 11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре в Петербурге собором епископов во главе с митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским, † 1918) и митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким, † 1915) архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусова, † 1912). В 1912 году епископ Иоанн совершал епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Ковальницкого, † 1913) был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы). Не изменился он, и став епископом. Судьба связала его с многими городами России, Белоруссии, Украины – от Санкт-Петербурга до Одессы и от Слуцка до Пензы. Далекий хутор Илзессала в Праулиенской волости казался теперь таким маленьким, как путешественнику Андрею Пумпуру и его герою Лачплесису, плывущему на корабле в дальние страны, казалась их родина… Епископ Иоанн (Янис Поммер) Он вернулся в Ригу, после многих испытаний, гонений, ареста, суда – Промысл Божий привел его засвидетельствовать на родине. Латвийская паства писала  тогда Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество! Корабль нашей Церкви, обуреваемый волнами житейского моря, уже испытал много опасностей и бед, но мы не пали духом и устояли в вере. Несмотря на покинутость и сиротство наше, мы все еще мужественны и тверды и не намерены опускать знамени Православия и впредь. Но Святейший отец! Не возлагай на наши слабые рамена непосильного бремени ожидания без надежды, моления без ответа, прошения без даяния. Ваше Святейшество! Море бушует, волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала. Нужен кормчий…» 8 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Латвии права широкой автономии и назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и Латвийским.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

– Вы теперь знаменитость в России. – Думаю, что так. Еще я был в кафедральном соборе Воткинска, где служил священномученик Николай; посетил его могилу. Отслужил всенощную в милом приходе отца Георгия и Литургию в красивом Михайло-Архангельском соборе. Прекрасно провел время, был очень радушно принят и получил мощи. – Я видел на фотографиях, что вам подарили частицы мощей, вставленные в икону. Это та же икона, которую вы заказывали пару лет назад? – Нет, я не привозил с собой икону – это копия иконы, которую мы заказывали. Надеюсь приобрести реликварий и еще мощи нескольких святых. Хотим попросить у архиепископа Западно-Американского Кирилла (РПЦЗ) частицу мощей святителя Иоанна (Максимовича), потому что несколько наших прихожан знали его лично; а я хотел бы приобрести частицы мощей преподобного Германа Аляскинского и нескольких других американских святых. Отец Николай Виглайс, выходец из Латвии, служил настоятелем нашего прихода 40 лет (1951–1991). Святитель Иоанн (Поммер) Рижский, священномученик, должен был рукоположить его во диакона, но святитель был сожжен живьем на своей даче, так что рукоположение пришлось отложить. Поэтому я был бы рад получить и частицу мощей священномученика Иоанна Рижского, если, конечно, мощи сохранились. Мы начали служить молебны о страдающих алкоголизмом и наркоманией – это одна из основных причин большого числа бездомных в Области залива Сан-Франциско. У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина прямо на улице У нас обычное явление – увидеть людей, вкалывающих себе дозу героина, курящих кокаин или испражняющихся на улице на глазах у всех. Я уже видел все типы антисоциального поведения. Торговцы наркотиками орудуют прямо через дорогу от нашего храма. Если бы можно было от них избавиться, это стало бы большой поддержкой нашему приходу. Не хочу показаться жестоким, но было бы хорошо, если бы наркодилеры исчезли навсегда. – Осуществляют ли какие-нибудь православные приходы программу помощи наркоманам или бездомным?

http://pravoslavie.ru/125587.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010