http://www.vilnius.skynet.lt/hramy28.html Храм-памятник свв. Константина и Михаила в Вильно был посвящен 300-летию Дома Романовых и 300-летию со дня кончины кн. Константина Острожского (Храм святых Константина и Михаила. История в документах. Сост. иерей Владимир Ринкевич, Л. Смодлева. - Вильнюс, 2013).   В октябре 1908 г. был проведен общероссийский сбор на постройку храма-памятника в Вильно, который предполагалось сооружить на Георгиевской, или Лукишской площади. 2 марта 1909 г. состоялось первое заседание Строительного комитета. 17 апреля 1911 г. участок под постройку площадью 310,25 кв. саженей на самом высоком месте города – Закретной площадке, освятил архимандрит Иоанн (Поммер), впоследствии Рижский архиепископ – священномученик. Строительство велось под началом Виленского Православного Свято-Духовского братства. По желанию жертвователя, действительного статского советника И.А. Колесникова, одного из крупнейших храмоздателей рубежа XIX – XX вв., первоначальный эскиз храма составил московский архитектор В.Д. Адамович, с которым он ранее сотрудничал по постройке церкви на Ходынском поле. Он был сделан «по типу, выработанному им совместно с епархиальным архитектором А.А. Шпаковским» и одобрен Братством. 21 декабря 1909 г. Совет Братства постановил Шпаковского изготовить проект храма вместимостью до 1000 человек в русском стиле, «пользуясь планом Рижского собора». Шпаковский внес в первоначальный эскиз изменения и дополнения и, с согласия ктитора, разработал свой проект, который (уже как его собственный) был высочайше одобрен 10 февраля 1911 г. Шпаковский стал и строителем храма, подрядчиком – И.К. Гуринович, скульптурные работы выполнил И.К. Возницкий. Закладка храма состоялась 14 мая 1911 г., освящение – 9 мая 1913 г. архиеп. св. Агафангелом (Преображенским) в присутствии вел. кн. св. Елисаветы Феодоровны. Историк А.И. Миловидов (Виленский храм-памятник в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых и в память князя К.К. Острожского. - Вильна, 1913. С. 9-10, 13) отмечал, что «это в Вильне первый храм, построенный в ростово-суздальском стиле и вместе с тем первый по своему величию и красоте не только в Вильне, но, пожалуй, и во всем Северо-Западном крае».

http://sobory.ru/article/?object=07926

- Как обстоят дела с возвращением церковной собственности? - Тема возвращения церковной собственности в Латвии, к сожалению, также неоправданно становится предметом слухов и инсинуаций. Закон о реституции, принятый в Латвии гласит, что прежним владельцам возвращается имущество, принадлежавшее им до 1940 года. Нам многое вернули, хотя, конечно, проблемы есть. Государство своим законодательством определяет, что собственность подлежит возвращению, но дальнейшее зависит от отношения местных властей. Если оно благожелательное, то все происходит достаточно быстро. Но есть и негативные примеры, как, скажем, с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который сейчас именуется концертным залом " Ave sol " . К слову, некоторые горлопаны, очевидная цель которых - использовать любую ситуацию, чтобы опорочить Церковь, кричат, что судебные иски, связанные с возвращением церковной собственности, - это чуть ли не скандал. Меж тем, это нормальная, хотя, конечно, и неприятная практика для такого рода случаев. Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла - это первый Кафедральный собор Риги. Он был построен по велению императрицы Екатерины II. Посещая город, она увидела в Рижской цитадели ветхую деревянную церковь, посвященную святым, являющимся небесными покровителями некоторых государей династии Романовых, и повелела воздвигнуть в честь святых апостолов Петра и Павла новый храм. Он был отобран у Церкви властями еще в 1919 году, и сегодня фактически принадлежит Рижской городской Думе, хотя у нее нет документов, подтверждающих право собственности на церковное здание. Сейчас мы готовимся к очередному судебному разбирательству и надеемся, что на этот раз нам удастся вернуть храм верующим. Сделать это пытался в свое время еще священномученик Иоанн Рижский, который неоднократно утверждал, что собор построен " православными и для православных " . Но даже ему - депутату Латвийского парламента, коренному латышу было отказано. - Как вы считаете, сохранились ли между Россией и Латвией связи, могущие способствовать укреплению Святого Православия в наших странах?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Иоаким (Левицкий Иван Акимович ; 1855–1918), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Нижегородский и Арзамасский, а по увольнении 22 марта (4 апреля) 1918 г. на покой по особому постановлению Собора. В 1879 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1896 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1916 г. архиепископ. В 1918 г. уволен согласно прошению на покой, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Осенью 1918 г. уехал к родственникам в Крым, где был повешен местными большевиками на даче под Севастополем. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. Член Собора как епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 22 апреля 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. Председатель Отдела о духовно-учебных заведениях. В 1904 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1912 г. хиротонисан во епископа. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии, с 1918 г. епископ Пензенский и Саранский. В 1919 г. арестован, приговорен к расстрелу, но помилован. В 1918–1919 гг. в заключении. С июля 1921 г. архиепископ Рижский и Митавский. По его ходатайству Латвийская Православная Церковь получила автономию в составе Российской Православной Церкви: данное решение было утверждено в 1921 г. Патриархом Тихоном, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом. В 1926–1931 гг. депутат латвийского Сейма, в котором активно защищал интересы Православной Церкви. Был убит на своей пригородной даче. В 2001 г. внесен в поименный список новомучеников и исповедников Российских. Иоанн I (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. Член Собора по должности как архиепископ Рижский и Митавский, а затем Рязанский и Зарайский. В 1867 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1902 г. хиротонисан во епископа. С 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. С апреля 1917 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Скончался в Рязани. Иоанникий (Сперанский Иван Никанорович; 1885–1969), епископ. Член Собора по избранию как клирик (псаломщик) от Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Соприкасаясь с рационализмом западноевропейского богословия, южнорусская богословская школа сама во многом заимствовала его скрупулезную логику и отточенную риторику. В церковных кругах старой России эту «киево-могилянскую складку» принято было приписывать всем ее выпускникам, хотя далеко не все из них тяготели к сугубой схоластике. В проповедях епископа Пимена уроки Киевской Академии выразились в твердой логичности и последовательности, а что касается церковной риторики (красноречия), то у епископа Семиреченского и Верненского она питалась более искренней верой, чем традицией, которая в чем-то, конечно же, помогала ему. С судьбой Академии тесно переплелось множество человеческих судеб. В 1900 году в число ее 175 студентов вошел Петр Захариевич Белоликов. Вместе с ним на одном курсе учились замечательные личности – будущие иерархи- новомученики митрополит Одесский и Херсонский Анатолий (Грисюк) и архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер) К этим именам нужно добавить имя известного в Грузии блестящего литературоведа и историка Корнилия Кекелидзе. Отзывы о богословских диссертациях 45 выпускников Киевской Духовной Академии 1904 года дают возможность ближе узнать этот курс. С кем-то Петр Белоликов, а с 1903 года – иеродиакон Пимен разделял студенческий быт: киевские академисты жили в главном корпусе (он же был и учебным) по двое. Выбранная тема обязательного выпускного сочинения была хорошо известна всем. Названия сочинений очерчивают круг научных интересов всего выпуска. Работы оценивались как отлично хорошие, отличные, весьма хорошие, очень хорошие, очень удовлетворительные, удовлетворительные и, наконец, достаточные для степени кандидата богословия. Первый по списку (т.е. по общим учебным успехам) иеромонах Анатолий (Грисюк) пишет сочинение на тему «Учение святого апостола Павла о лице Иисуса Христа в Послании к Евреям». Но лучшим на курсе (отлично хорошее) признано сочинение Корнилия Кекелидзе «Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение». Отмечаются его «изумительное трудолюбие и научная работоспособность». Будущий рижский святитель иеродиакон Иоанн (Поммер) подает сочинение на тему «Религиозное воспитание в дохристианском мире и в первые века христианства», оцененное как весьма хорошее. Отмечено сочинение Митрофана Инсарского «Раскрытие мысли апостола Павла о законе как пестуне во Христе». Митрофан Инсарский и иеромонах Анатолий были оставлены в Академии профессорскими стипендиатами: первый – по кафедре догматического богословия, второй – по церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Иоаким, митрополит Халкидонский, представитель Константинопольского Патриарха в 1925 г. Иоанн (Братолюбов Сергей Васильевич; 1882–1968), архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. В 1924–1930 гг. епископ Иркутский, Боткинский, Суздальский, Шацкий, Уральский и Покровский; с августа 1930 г. епископ Курганский. С 1931 г. под арестом; был в ссылке в Средней Азии. В 1937 г. арестован, приговорен к 10 годам заключения. Освобожден в 1943 г. из лагеря досрочно как инвалид. С 1943 г. архиепископ Сарапульский; затем Ижевский; с 1945 г. архиепископ Уфимский. С 1948 г. на покое; с 1953 г. архиепископ Ульяновский и Мелекесский; с 1959 г. на покое. Иоанн (Василевский Иван; † 1931), епископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Бронницкого, викария Московской епархии. С 1926 г. епископ Воскресенский, викарий Московской епархии. Иоанн (Восторгов Иван Иванович; 1864–1918), священномученик, протоиерей. В 1887 г. рукоположен во иерея. С 1913 г. настоятель Покровского собора в Москве (храм Василия Блаженного). В 1917–1918 гг. секретарь Миссионерского совета при Св. Синоде. В 1918 г. арестован. Расстрелян. Иоанн (Котляревский Михаил Михайлович; 1905–1964), игумен. Духовный сын епископа Василия (Зеленцова). С 1922 г. неоднократно арестовывался. В 1936 г. пострижен в монашество. С 1951 г. иеромонах, затем игумен. В 1951–1964 гг. служил в церкви закрытого скита Велико-Будищанского женского монастыря в Полтавской епархии. Иоанн (Никольский), обновленческий «епископ». Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич; 1881–1938), священномученик, епископ. В 1923 г. хиротонисан в обновленческого «епископа Мозырского, викария Минской епархии»; вскоре принес покаяние, сразу же был арестован, выслан в Зырянский край. В 1929 г. был переведен на вольное поселение в г. Рыльск, назначен епископом Рыльским. Арестован в 1932 г., отправлен в лагерь. Расстрелян. Иоанн (Поммер Иван Андреевич ; 1876–1934), священномученик, архиепископ. В 1912 г. хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. С 1913 г. епископ Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии. В 1917 г. был арестован. С 1917 г. епископ Старицкий, викарий Тверской епархии. С 1918 г. архиепископ. В 1918 г. направлен в Пензу во время смуты, поднятой лишенным сана бывшим архиепископом Владимиром (Путятой), где был вскоре арестован, приговорен к расстрелу, освобожден по требованию германского консула. В 1919 г. вновь арестован, до 1920 г. в тюремном заключении. В 1920 г. Собором Латвийской Православной Церкви избран ее предстоятелем, архиепископ Рижский. Убит.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В поисках компромисса с правительством священномученик Иоанн ходатайствовал перед патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления, и это ходатайство было удовлетворено: 21 июня 1921 г. патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Церкви. Архиепископ Иоанн стремился объединить православных латышей и русских, нему это удавалось. Популярность его в Латвии была велика, и в 1925 г. его избрали в республиканский сейм. В парламенте архиепископ Иоанн не без успеха отстаивал равноправие Православной Церкви с другими Церквами Латвии. Священномученик Иоанн одинаково хорошо проповедовал на родном латышском и на русском языках. Многим особенно запомнилась его речь, произнесенная в память о почившем первосвятителе Российской Церкви патриархе Тихоне, которого он глубоко чтил. Свято хранил архиепископ Иоанн каноническое единство с Московской Патриархией, что после кончины патриарха Тихона многих в Латвии раздражало. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. священномученик Иоанн был заживо сожжен на пригородной даче. Преступление так и не расследовали до конца, однако в народе считали, что возможных виновников убийства следует искать среди агентов латвийских властей или советской разведки. После его кончины в жизни Латвийской Церкви произошли серьезные перемены. Церковь без согласия Московской Патриархии перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. 29 марта 1936 г. митрополит Фиатирский Герман возглавил хиротонию во епископа с возведением в сан митрополита Рижского и всей Латвии бывшего до тех пор гарнизонным священником в Даугавпилсе Августина (Петерсона). После присоединения Латвии к Советскому Союзу латвийское духовенство через покаяние было принято в юрисдикцию Московской Патриархии. Митрополит Рижский Августин (Петерсон) ушел на покой. С 1917 по 1921 г. Литовской епархией временно управлял викарный епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский). 28 июня 1921 г. он был назначен правящим архиереем с возведением в сан архиепископа Литовского и Виленского. В конце Гражданской и Первой мировой войн его епархия оказалась разделенной государственной границей между Литвой и Польшей. Епархиальный центр Вильно вместе с Виленским краем, в котором была сосредоточена большая часть православного населения епархии, оказались в пределах Польского государства. Владыка Елевферий за решительное неприятие незаконной автокефалии Польской Церкви был подвергнут в Польше трехмесячному аресту и содержался при этом в одном из католических монастырей. Только в апреле 1923 г., по настоянию литовского правительства, он был освобожден и смог переехать в столицу Литвы Каунас. Архиепископ Елевферий не признал раздела своей епархии, учиненного священноначалием Польской Церкви, поставившей на Виленскую кафедру в 1922 г. архиепископа Феодосия (Феодосиева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

См. о нем подробнее в NoNo 389 и 405 газеты «Слово» за 1927 г., а также документ, опубликованный в изд: Из архива св. священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) : Письма и другие документы. Т. 3. Рига, 2011. [Seminarium hortus humanitatis: Альманах XXIV]. С. 88–90. 13 По законам Российской империи единственные сыновья в семьях на военную службу не призывались. 14 Современное название – Слока. 15 Речь в данном случае идет о заявленных в феврале 1927 года претензиях латвийского военного ведомства на владение даугавпилсским Борисоглебским собором (поскольку в дореволюционное время он являлся гарнизонною церковью). Более подробно об обстоятельствах этого дела см. ниже в заявлении архиепископа Иоанна «О двинской православной церкви», а также: Из архива св. священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) ... Т. 3. С. 94–95 (в рапорте двинского Борисоглебского русско-латышского объединенного церковного совета). 16 Заявление это является ответом на письмо, опубликованное в том же номере газеты и предшествовавшее ему. Приводим полный его текст: «В No 459 газеты «Слово» архиепископ Иоанн в своей статье «Искусственная пролетаризация», между прочим указывает, что в Двинске военное ведомство оказывает энергичное давление на двинскую православную церковь , что будто бы получено уже распоряжение об уплате оброка и что будто бы имеются ясные указания о дальнейших намерениях военного ведомства в этих вопросах. Обстоятельства дела в действительности таковы: в 1920/21 г военное ведомство приступило к восстановлению поврежденной снарядами во время войны гарнизонной церкви, выдав на это 40.000 латв рублей. За недостатком средств работы по восстановлению церкви были прерваны, и дальнейший ремонт церкви делал двинский православный приход. Военное ведомство никаких возражений против использования церкви двинским православным приходом не делало, хотя церковь с окружающими ее земельными угодьями принадлежит военному ведомству и считается гарнизонною церковью. В последнее время военное ведомство приступило к выяснению вопроса о дальнейшей судьбе церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Иоанн (Попов Иван Васильвич; 1867–1938), мученик, профессор, доктор церковной истории, профессор МДА. В 1903–1906 гг. редактор журнала «Богословский вестник». С 1919 г. профессор Московского университета. Член правления Православных церковных общин г. Сергиева Посада. Арестован в 1924 г., приговорен к трем годам концлагеря. В 1925–1928 гг. в лагерном заключении в Соловецком лагере, затем в Кемлаге. Один из составителей «Памятной записки соловецких епископов» («Соловецкого послания»). В 1931 г. освобожден. В 1931–1938 гг. в заключении. Расстрелян в г. Енисейске. Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич; 1883–1933), архиепископ. В 1922 г. хиротонисан во епископа Давлекановского, викария Уфимской епархии. С 1928 г. епископ Уфимский и Давлекановский. С 1931 г. архиепископ. Иоанн (Смирнов Иоанн Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ. В 1902 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 1904 г. епископ Полтавский и Переяславский, викарий Полоцкой епархии; с 1910 г. епископ Рижский и Митавский. С 1912 г. архиепископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. В 1917–1919 гг. архиепископ Рязанский и Зарайский. Иоанн (Снычев Иван Матвеевич; 1927–1995), митрополит. В 1965 г. хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. С 1969 г. епископ Куйбышевский и Сызранский; с 1976 г. архиепископ. С 1990 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1991 г. Санкт-Петербургский и Ладожский. Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич; 1902–1989), архиепископ автокефальной Православной Церкви в Америке. В 1920 г. эмигрировал из России. С 1946 г. проживал в США. С 1947 г. епископ Бруклинский, с 1950 г. епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, с 1961 г. архиепископ. С 1978 г. на покое. Иоанн (Широков Андрей Алексеевич; 1893–1937), епископ. В 1929 г. хиротонисан во епископа Марийского, викария Нижегородской епархии. С 1931 г. епископ Чебоксарский, затем епископ Волоколамский, викарий Московской епархии. С 1934 г. епископ Муромский, викарий Горьковской епархии, затем епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии. С 1936 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Арестован в 1937 г. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Происходившие в Пензенской епархии события, самоотверженное противостояние священномученика Иоанна раскольнической «народной церкви» обратили на себя пристальное внимание центральных органов советской власти. К 1920 году ситуация в Пензенской епархии заставила партийное руководство активизировать полемику по вопросу о возможности использования церковного раскола. Особо поддерживал эту идею нарком просвещения А.В. Луначарский, который лично встречался с В.Путятой. Реализацию замысла по разрушению церковного единства взял на себя Л.Д. Троцкий, который подчинил «религиозный вопрос» партийно-чекистскому контролю и взял общее руководство по подготовке раскола. Таким образом, обновленческий раскол в Пензенской епархии, удачно использованный в борьбе с Пензенской церковной организацией местными властями, затем был в полной мере реализован в отношении всей Русской Православной Церкви. Своей деятельностью Владимир Путята и иже с ним, вызвалив конечном счете недоверие и брезгливое отношение верующих ко всей Церкви: ведь внешне обновленческие и православные храмы были схожи, а то, что происходило внутри, толком понимали не многие. Верующих, оставшихся верными Патриарху Тихону, равно возмущали и попытки обновленцев разрушить традиционный уклад церковной жизни, и их откровенное низкопоклонство перед властями. Итог для обновленцев также был закономерен: «новая свободная церковь», едва ли просуществовав два десятилетия, бесследно исчезла из советской действительности. 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн был подвергнут пыткам и убит неизвестными на пригородной даче в Озолкалне на Кишозере; погребен на Покровском кладбище в Риге. В похоронной процессии приняло участие не менее 100 тыс. человек. В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Латвийской Православной Церкви. Чуть позднее, 3–4 октября 2003 года, состоялось обретение и перенесение мощей священномученика Иоанна с Покровского кладбища в Рижский собор Рождества Христова.

http://e-vestnik.ru/history/ioann_pommer...

Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, в течение долгих лет была местом паломничества православных. Святитель Иоанн не оставлял своей благодатной помощью никого из тех, кто приходил к нему с искренней верой. Православный люд шел к месту упокоения мученика со своими нуждами, болезнями, бедами и слезами и обретал утешение, исцелялся от недугов, получал поддержку, укреплялся в вере. День за днем являл Господь на этом святом месте чудеса. Есть десятки свидетельств об исцелениях, о помощи в нуждах житейских. Далеко пронесся слух об умученном Рижском архиерее. Архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Православной Русской Церковью Заграницей и Сербской Православной Церковью. Во множестве расходились по рукам его почитателей маленькие бумажные иконки святителя Иоанна Рижского . Начало нового, XXI века ознаменовалось для православных Латвии долгожданным радостным событием. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Латвийской Православной Церкви был включен архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер) . 24 сентября 2001 года в Риге состоялся очередной Собор Латвийской Православной Церкви. Главным событием на нем стало принятие Деяния Собора и Определение о канонизации священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского. 24 октября 2001 года к Покровскому кладбищу из Риги и других городов и сел Латвии потекли тысячи людей. Собором священнослужителей при огромном стечении народа в Покровском кладбищенском храме рядом с местом упокоения Владыки был совершен парастас. Медленно, до самой ночи, к усыпальнице святителя шел народ, освещая темноту огоньками свечей и согревая холодный воздух теплыми слезными молитвами. Всю ночь горели свечи на его могиле и вдоль дороги, ведущей к ней. Утром крестный ход с иконами, хоругвями, зажженными свечами и ковчегом, хранящим собранные когда-то на месте убиения останки Владыки, двинулся в Христорождественский собор Риги. Казалось, Владыка Иоанн возвращался в храм, где служил долгие годы и где желал быть погребенным, хотя мощи его все еще покоились в могиле. Собор не мог вместить всех собравшихся. Божественная литургия и чин канонизации архиепископа Иоанна (Поммера) были совершены архиепископом Рижским и всея Латвии Александром в сослужении собора латвийского духовенства в присутствии Президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, вице-мэра Рижской Думы, депутатов Сейма, представителей традиционных христианских конфессий Латвии и многочисленных гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010