Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников. Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг. В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. И только Православная Церковь снова встала на защиту преследуемых. Рижский архиепископ Агафангел (Преображенский) образовал специальную спасательную комиссию, встал во главе ее и в полной мере использовал свое высокое положение для спасения гонимых. Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией. 20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками. Платон (Кульбуш) (1869-1919), епископ Ревельский, временно управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг., убиенный большевиками, священномученик. В это страшное время, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства. После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Из мученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор.

http://pravoslavie.ru/5287.html

+++ Промчался над морем ветра порыв, Высокие сосны на дюнях сломив. Их взоры стремились до края земли, — Укрыться и гнуться они не могли. И сосны, хотя и сломило их, Плывут кораблями средь волн морских. Идут против бури грудью крутой, и снова с волной закипает бой. «Враждебная сила, волну вздымай. А все ж мы увидим счастливый край. Ты можешь сломить нас, щепой разметать — Достигнем мы дали, где солнцу вставать!»   Янис Райнис (пер. Вс. Рождественского) +++ На огромном, богатырском теле священномученика Иоанна (Поммера), обретенном при открытии его мощей в часовне на Покровском кладбище Риги, куда всегда ходили молиться рижане, знавшие, что святой всегда услышит их, видны следы страшных ран. Тело его не истело, истлели только цветы, покрывавшие его… Священномученик Иоанн, носящий имя возлюбленного ученика Христова, теперь покоится в величественном Христорождественском соборе Риги, в самом сердце своей родины, но он слышит молитвы всех, из всех концов родины своей великой, из России, Белоруссии, Украины, всего мира. Потому что воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе. И Новый Лачплечис победил Черного Рыцаря силою Христовой. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Kristus no miroiem augšmclies, nvi ar nvi izncinjis un tiem, kas kapos, dzvbu dvinjis. Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 12 марта, 2022 9 февраля, 2020 10 октября, 2019 6 января, 2019 13 ноября, 2018 7 февраля, 2018 20 сентября, 2017 19 февраля, 2017 7 февраля, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

— Сколько фильмов вы отсмотрели? Были ли среди них те, которые произвели сильное впечатление, стали открытием лично для Вас? — Отборочная комиссия, в составе Марии Чугуновой, Татьяны Мальцевой и меня, отсматривает все фильмы, которые нам присылают. Мы, как правило, обираем то, что устраивает нас трех. То, что отобрано, становится «своим». Мы знаем, по каким критериям тот или иной фильм вошел в программы. В первую очередь это работы о новомучениках, почивших и живых старцах. Очень серьезное духовное осмысление судьбы святого на фоне близкой к нам истории присутствует в картине «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути» Николая Васильева. Камерная работа Марины Михайловой «Особый дар. Памяти старца Андриана (Кирсанова)» рассказывает о старце, у которого был дар изгнание бесов. В цикле «Живое слово» есть очерк  «Священномученик Василий Соколов» Екатерины Орловской. Фильм «Старица Сепфора. Во тьме увидеть свет» Инны Веденисовой трогает до слез. Заставляет сопереживать и 6-й фильм из цикла «Замоскворецкое купечество. Свет из сердца» Николай Григорьевич Григорьев« Элины Малютиной. В программах этого года собралось несколько ярких проблемных картин. Например, о наследии русской интеллигенции серебряного века, которые воплощает в себе наша современница, „Анна Ардова. Маленькие пьесы“ Арины Прошиной-Кулик. Удивительный фильм „Квартет“ Никиты Сташкевич о детях, выросших в Донецке, в страшной и разрушительной атмосфере войны, которых учительница скрипки Лариса, талантливый педагог и потрясающий человек, собирает в детский квартет. Главным в их жизни становятся занятия по музыке, а война присутствует фоном в точных и скупых деталях.  Этот фильм драматургически выстроен очень точно: на крупных планах красивых отроческих лиц-ликов.  Мальчики и девочки, снятые с огромной любовью, принимают жизнь такой, как она есть. Тема Донбасса звучит в двух хроникальных работах „Крест над Азовсталью“ Елены Козенковой. И „Крест Северодонецка“, где главным героем стал  протоиерей Александр Беспалов уже 7 лет, почти с самого начала войны на Донбассе, возглавляющий отдел Социального служения Луганской епархии (реж. Наталья Смирнова). Донбас присутствует в игровой миниатюре „Женщина у окна“ Арсения Михайлович. 

http://fest.radonezh.ru/2022/11/24/bylo-...

Святые, вошедшие в Собор Пензенских святых (21 человек), расположены в три ряда. Первый ряд (слева направо): Августин (Беляев), архиепископ Калужский, священномученик ; Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский, священномученик ; Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский, святитель ; Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский, священномученик ; Феодор (Смирнов), епископ Пензенский, священномученик . Второй ряд (слева направо): Николай Прозоров, пресвитер, священномученик ; Феодор Каллистов, пресвитер, священномученик ; Герасим (Сухов), преподобномученик ; Пахомий (Ионов), преподобномученик ; Иоанн Калинин, пресвитер, священноисповедник ; Василий Смирнов, пресвитер, священномученик ; Гавриил Архангельский, пресвитер, священномученик ; Петр Покровский, пресвитер, священномученик . Третий ряд (слева направо): Иоанн Паташев, Кочетовский, блаженный ; Григорий Самарин, диакон, священномученик ; Арефа Насонов, пресвитер, священномученик ; Филарет Великанов, пресвитер, священномученик ; Ева (Павлова), игумения, преподобномученица ; Елена (Асташкина), преподобномученица ; Гермогена (Кадомцева), преподобномученица ; Агриппина Киселева, мученица. В композиции иконы соблюдена симметричность, а расположение святых является логически выверенным. В первом ряду расположены пять архиереев, по центру — святитель Иннокентий Пензенский, который возглавляет Собор Пензенских святых. Это первый пензенский святой и по времени жизни, и по времени канонизации. День его рождения стал днем празднования Собора Пензенских святых. По бокам от святителя Иннокентия располагаются епископы по старшинству. Рядом с архиепископ Иоанном Рижским двое священномучеников, которых он рукополагал в священный сан, — это Августин (Беляев), архиепископ Калужский (в первом ряду) и пресвитер Николай Прозоров (во втором ряду). Во втором ряду — только святые в священном сане: пять священномучеников, два преподобномученика и один священноисповедникИоанн Оленевский. В верхнем ряду — младшее священство, единственный диакон Григорий Самарин, три преподобномученицы, а по краям — двое мирян: слева — блаженный Иоанн Кочетовский, справа — мученица Агриппина Киселева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5820185...

II Впоследствии книга эта под несколько иным названием была переиздана в России: Феофан (Пожидаев), иг. Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика архиепископа Иоанна (Поммера) . М., 2005. III Ранее подобная же программа была положена в основу просуществовавших недолгое время газет «Маяк» и «Вечернее время». Выступления архиепископа Иоанна на страницах газеты «Слово» Арх Иоанн об аресте митр Петра. Беседа для «Слово» В беседе с нашим сотрудником по поводу ареста местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра Крутицкого архиепископ Иоанн сказал следующее: – Телеграмма эта требует проверки, так как бывали случаи, что телеграфные агентства сообщали случаи, несоответствующие действительности. Самый повод ареста митр Петра представляется странным с точки зрения советских законов. И закон, и уклад жизни СССР ставит власть вне всяких религиозных споров. Арест же за непризнание живоцерковников как бы связывает власть, выражаясь вульгарно, с платформой которые, хотя и состоят слугами большевизма, но, все-таки нельзя отрицать, являются и церковниками. Это так с точки зрения здравого смысла, но не все в СССР делается по здравому смыслу. Митрополит Петр в бытность свою московским викарием был арестован за «кражу дров», причем эта «кража» состояла в том, что митрополит топил в своей кельи печку своими дровами, которые по декретам считались советскими. В стране, где возможно невозможное, возможно, конечно, что атеистическая власть арестовала митрополита за непризнание догматов и канонов «живой церкви». Если арест и состоялся, он митрополита не смутит, т к это человек, закаленный в борьбе за церковную правду. Ученик и преемник Патр Тихона потщится не посрамить заветов своего учителя. Святительский престиж митрополита Петра после этого ареста и в СССР, и вне ее только выиграет. Отныне в устах народа он будет по праву именоваться исповедником. 1926. No 46. С. 1. Правда о Православной Церкви в Советской России. Специальная беседа «Слова» с архиепископом Иоанном. В связи с арестом митрополита Петра в Сов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Однако с завершением издательского проекта по фонду 7131 работа по изучению наследия архиепископа Иоанна (Поммера) не завершена. Благодаря поддержке посольства Российской Федерации в Латвии стал возможным выпуск 38-го номера альманаха, в котором, с одной стороны, продолжается линия публикации исторических источников (Ю.Л. Сидяков – “Архиепископ Иоанн (Поммер) в газете «Слово»”, также “Архиепископ Иоанн (Поммер) глазами современников”), с другой стороны, центральной темой становятся его биографические аспекты жизни в латвийский период времени (С.А. Мазур – “Летопись жизни архиепископа Иоанна (Поммера) в 1921–1922 гг.”). Изучение биографии священномученика ставит перед исследователями несколько совершенно новых задач. Главный вопрос биографии архиепископа Иоанна следующий: в чем суть его подвижничества, его жертвы, его священномученичества? А ведь на эти вопросы ни одна современная книга ответов не дает, как, впрочем, и тексты 30-х гг. XX века. Возьмем, к примеру, опубликованное в журнале «Вера и жизнь» в 1935 году в 11-м номере (с. 241–243) слово, сказанное в Рижском кафедральном Соборе на торжественной панихиде по случаю первой годовщины со дня смерти протоиереем П. Балодисом «Смысл мученической кончины архиепископа Иоанна». «Обратимся теперь к жизни нашего покойного архипастыря. Всем нам известно, как величественно и спокойно наш покойный архипастырь с церковной и общественной кафедры доказывал правоту христианских истин и с каким бесстрашием обличал отступников и хулителей веры. Мы видели, как противники его отступали, пораженные силою его слова. И как было устоять? Ведь, учение его было не его, а веками проверенное учение христианской церкви. Рассуждения его были не рассуждения простого человека, а человека талантливого и высокообразованного. Слово его было – слово превосходного оратора...” и т.д. Что мы видим в слове о. П. Балодиса? Произвольные рассуждения. Нужно ли выдумывать речи за архиепископа, если его современники располагали конкретными фактами, позволявшими говорить о владыке как молитвеннике, исповеднике и защитнике православной церкви. Тем более речи архиепископа Иоанна обладают одним очень важным свойством – автобиографичностью. Они в какой-то мере являются свидетельствами и исповеданием пастыря перед своей паствой. Речь 20 сентября 1931 года в Рижском кафедральном соборе в связи с 10-летним юбилеем возглавления владыкою православной кафедры в Латвии тому подтверждение. По ней даже ничего не знающий о православии в Латвии читатель может судить об истории и положении церкви после Первой мировой войны, о вкладе владыки в восстановлении прав православия в Латвии, о смысле его политической борьбы и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства — с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14 (1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5725900...

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства – с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и Эстонии . 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления епархией» . Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14(1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из совета» , что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является эстонский» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

В соседнем с Эстонией государстве – Латвии – 3 октября начались торжества по случаю обретения святых мощей бывшего архиепископа священномученика Иоанна Рижского (в миру - Янис Поммерс), сообщает сайт « Newsru.com » . «Латыш Янис Поммерс был видным религиозным и политическим деятелем Латвии в предвоенный период. В ночь на 12 октября 1934 года в своем доме в Риге после жестоких пыток он был убит неизвестными лицами… С 1921 до своей мученической смерти возглавлял Православную церковь Латвии. Одновременно он являлся депутатом латвийского сейма. В качестве архиепископа и парламентария Янис Поммерс много сделал для восстановления православной церкви в Латвии, укрепления ее материальной базы и увеличения количества верующих. Два года назад Иоанн Рижский был причислен к лику священномучеников - первым и единственным латышом среди святых, почитаемых православной церковью. Было решено перенести его мощи с Покровского кладбища в Риге в собор Рождества Христова. При вскрытии гроба обнаружилось, что его прах, пролежав в земле почти 70 лет, остался нетленным». Тема визита президента России Владимира Путина в Америку была не менее актуальна на прошлой неделе, чем непосредственно в дни поездки главы государства в другое полушарие. Журналисты продолжали обсуждать встречу президента с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, пытались подвести итоги и сделать прогнозы. Как считает автора газеты «Время новостей» Кирилл Василенко, «в Московской патриархии удовлетворены посреднической миссией Владимира Путина» . «В Московской патриархии итоги американской поездки президента восприняли с большой радостью. «Мы очень приветствуем эту встречу и надеемся, что рано или поздно русские люди здесь и на чужбине объединятся, -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» священник Владимир Александров. -- Мы всегда выступали за конструктивный диалог с РПЦЗ, считая ее частью Русской православной церкви. Это трагедия русской эмиграции 1917 года отразилась на церковной жизни и привела к разделению русских людей».

http://pravoslavie.ru/4853.html

Очевидно, целью действий латвийских властей также является перевод Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархата, а отнюдь не повышение ее статуса до уровня автокефалии. Во всяком случае, об этом упоминал в своем выступлении по поводу внесения законопроекта в Сейм президент Элиг Левитс. Правда, президент слукавил, когда упомянул о том, что инициатором перехода Латвийской православной церкви под юрисдикцию Константинопольского патриархат был в свое время архиепископ Иоанн Поммер. Поммер всеми силами старался сохранить латвийских православных – и русских, и латышей – в рамках Русской православной церкви Московского патриархата. Именно из-за непримиримой позиции архиепископа и убили в 1934 г. представители латвийских спецслужб после жесточайших пыток. За свой мученический подвиг Поммер был прославлен в 1981 г. в лике святых Русской православной зарубежной церковью, как священномученик Иоанн Рижский. В 2001 г. он был п рославлен  в лике святых Русской православной церковью Московского Патриархата. Переход ЛПЦ в Константинопольский патриархат произошел только в 1936 г., при архиепископе Августине (Петерсоне). Перемена юрисдикции повлекла тогда за собой тотальный перевод служб на латышский язык, введение нового стиля летоисчисления. Священников стали готовить не в семинарии, а на теологическом факультете университета, чтобы прервать православную традицию и модернизировать обряды. Очевидно, что это же рода перемены ждут латвийских православных в ближайшее время. Александр Владимирович Гапоненко , доктор экономических наук, русский политик, преследуемый латвийским политическим режимом, Рига Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/07/a_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010