Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла. Дворцовая церковь Святых апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Придворный храм Большого Петергофского Императорского дворца 12июля 2011 года в Петергофском музее-заповеднике произошло необычное и долгожданное событие: в этот день второй раз в своей истории была освящена придворная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Открытый после длительной реставрации, придворный храм на протяжении полутора столетий являлся молчаливым свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь совершались бракосочетания, крестились новорожденные дети, торжественно отмечались важнейшие государственные и религиозные праздники, служились молебны в ознаменование воинских побед… Глядя сейчас на Большой Петергофский дворец, трудно себе представить, что изначально расположившихся по бокам Церковного и Гербового корпусов в нем не существовало: настолько органично они вписались в общий архитектурный замысел главной летней императорской резиденции. Первый дворец, построенный в стиле петровского барокко, был куда более скромным и представлял собой двухэтажное здание, сопоставимое по ширине с Большим каскадом. В 1732 году царский дворец прибавил в ширине за счет пристроенных галерей, но, несмотря на это, его облик не соответствовал тому уровню роскоши и блеска, который был присущ русскому двору середины восемнадцатого века. За перестройку дворца взялась любимая дочь Петра – Елизавета. Весной 1747 года она отдает распоряжение о расширении дворца. Непростая задача по обрамлению петровского наследия в пышные рамки елизаветинского барокко была поручена придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. К тому моменту за его плечами уже был опыт строительства в на берегах Невы. Однако в этот раз на пути достижения конечной цели выдающемуся архитектору пришлось преодолеть немало сложностей. В перестройку Большого Петергофского дворца и строительство придворной церкви Бартоломео Франческо Растрелли вложил весь свой архитектурный гений.

http://sobory.ru/article/?object=02847

229. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Успенск. соборе Авг. 15; напечатано в Твор. Св. От. 1848 г. и в собрании 1861 г.) 1848 год Собор ученик и Божественных Апостол собрася погребсти Богоприятное тело единыя Богоматере 685 . Сим песнословием святая Церковь имеет обычай оглашать нас еще в предначатии настоящаго праздника. Церковь говорит как бы о том, что видит: и поелику говорит для всех нас; то, кажется, желает, чтобы и все мы, не просто воспомянули, но как бы видели успение и погребение Божией Матери. Можем ли мы соответствовать сему намерению Церкви? – Не трудно понять, что это дело не телесных очей. Требуются два ока: око ума чистаго, и око сердца верующаго и любящаго. Признаем несовершенство наших очей. Но не можем ли мы хорошо смотреть очами Святых, которые умели созерцать, и желали помочь нашему созерцанию? Испытаем воззреть на преставление Божией Матери очами Святых: Дионисия Ареопагита , Ювеналия Иерусалимскаго, Андрея Критскаго и Иоанна Дамаскина . Правда, Святый Андрей и сам встречает некоторое затруднение. В Слове на нынешний праздник, он предлагает недоумение любознательных: почему преставления Богоматери не описал никто из составивших книгу Божественных Евангелий? Впрочем он и разрешает сие недоумение, говоря: «это может быть потому, что Ея богоприятное успение произошло долгое время спустя» по вознесении Господнем; «ибо, – как сказывают, – Она, достигши глубокой старости, преставилась от здешней жизни; или же, тогдашния времена не допускали таковаго изложения». Далее, в том же Слове, св. Андрей поступает так, как и мы теперь. Он смотрит на успение Божией Матери очами современника сему событию, святаго Дионисия Ареопагита , приводя его слова из его книги о «Божественных именах». Св. Дионисий, обращая речь к св. Тимофею, и упомянув о св. Иерофее, говорит: «и мы, как тебе известно, и он, и многие из священных наших братий, стеклись для зрения живоначальнаго и богоприемнаго тела. Присутствовал и Богобрат Иаков, и первоверховный и старейший из Богословов Петр. Потом, после зрения, угодно было всем священноначальникам, поколику каждый способен был, воспевать безмерномогущественную благость богоначальственной немощи», то есть, как изъясняет св. Максим, восхвалять вольное снисхождение Сына Божия, принявшаго на Себя немощное тело человеческое, кроме греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

29-е Святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла Святой Апостол Пётр, прежде Апостольства своего называемый Симон, родом из Вифсаиды, Еврей, сын Ионин, старший брат Андрея Первозванного, был рыбарь, женат ( Мф.8:14–15 . 1Кор.9:5 ) и имел детей. По выражению св. Златоустого, был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и Богобоязненный. Первоначально он приведён был к Господу братом своим Андреем и тогда же – при первом воззрении Своём на простого рыбаря – Господь пред-нарёк ему имя Кифа по-Сирски или Пётр по-Гречески, т. е. камень ( Ин.1:40–42 ). Но Пётр оставался при своих обычных занятиях, доколе Сам Спаситель не призвал Петра от ловитвы рыб в число премудрых ловцов человеков, причём показал Пётр своё высокое послушание и глубокое смирение; сделался последователем Христу ( Мф.4:18–19 ; Лк. 5:10–11 ) и был отличный ученик Господа. По избрании Петра в число Апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тёщу его от горячки ( Мк.1:19–31 ). Между трёх избраннейших учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира ( Мк.5:37 ) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском. Господь отличал Петра, который сам отличал себя от других простотой правого сердца, особенной преданностью и горячностью к Иисусу Христу. Пётр столько был ревностен и усерден к Иисусу Христу, что чаще, прежде, скорее и пламеннее других Апостолов выказывал к Нему свою веру и готовность, и по своей великой ревности, до сошествия Святого Духа, нередко и чаще других учеников Христовых обнаруживал свои человеческие немощи, которые Господь премудро обличал и исправлял. Так некогда из среды учеников, смущённых видением не узнанного Господа, шедшего по водам, Пётр возопил: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам. По повелению Господа Пётр пошёл по водам. Но от маловерия начал утопать и был спасён и обличён Господом в маловерии ( Мф.14:25–31 ). После того как Спаситель учением и чудесами Своими явил Себя народу Сыном Божиим, будучи в Кесарии Филипповой или Панее, Он спросил учеников: за кого они почитают Его? Пётр по внушению Божию от лица всех Апостолов исповедал Его Христом, Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

9 мая 2010 г. Храмы в память о войне: от Мамаева кургана до Поклонной горы Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. На Мамаевом кургане В Волгограде на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане завершается строительство храма Всех Святых. Первый камень в основание белокаменного пятикупольного храма был заложен в ноябре 2000 года, но само место строительства освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1995 году. Все это время строительство церкви велось на добровольные пожертвования верующих и деньги спонсоров. Сегодня уже закончены отделочные работы внутри помещений, на пол положена трехцветная гранитная плитка, осталось установить иконостас и облагородить зелеными насаждениями прилегающую территорию. Ко дню Победы в обновленном виде предстанет и военно-мемориальное кладбище. Здесь будут установлены 540 гранитных плит с именами воинов, погибших в боях под Сталинградом. 9 мая 2005 года состоится торжественный крестный ход из центра города на Мамаев курган, который возглавит мотрополит Волгоградский и Камышинский Герман.   На Курской дуге 12 июля 1943 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее в истории Великой Отечественной войны танковое сражение. Битва под Прохоровкой, в которой сошлись свыше 1200 танков, стала переломным моментом в ходе войны. Это было настолько значимое событие, что тогда в честь победы наших танкистов прозвучал первый салют Великой Отечественной войны. В наши дни в этих легендарных местах на Курской дуге построен мемориал, включающий в себя несколько храмов и колокол единения. 

http://e-vestnik.ru/society/hramy_v_pamy...

     14 июня – день памяти преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, т. е. такого, который не берет платы за свою медицину. Это дает нам возможность поговорить с Божьей помощью о здоровье вообще… Часто человек видит в здоровье непреложную и неизменную ценность или даже, можно сказать, самоценность – самодостаточную величину, кроме которой часто ничего более не нужно. «Просим у Бога здоровья и благополучия, а более ничего не нужно. Этого достаточно», – так мыслит плотяной человек. И действительно наши храмы наводнены просящими здоровья себе и своим близким. Мало того, на этом могучем желании людей иметь здоровье паразитируют множество экстрасенсов да колдунов. Можно видеть, как много их приходит именно к мощам святых лекарей-целителей (в частности, к мощам преподобного Агапита Печерского, которые почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры). Они приходят для того, чтобы «подзарядиться» от мощей, как от «батарейки», некоей целительной силой, чтобы дальше могли творить свое пагубное для человека колдовское дело. Это, конечно, очень узкий и антихристианский подход. Но не будем голословными. Вчитаемся в жития и высказывания различных святых… Святой первоверховный апостол Павел: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1:21, 23, 24). Житие святого апостола Андрея Первозванного в изложении святителя Димитрия Ростовского: «Когда слуги хотели отвязать его (святого апостола Андрея. – Прим. авт.) от креста, то не могли прикоснуться к нему; множество и других людей, одни за другими, старались отвязать его, однако не могли, потому что руки их приходили в омертвение. После сего святой Андрей воскликнул громким голосом: – Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое, но приими меня, Учитель мой, Которого я возлюбил, Которого познал, Которого исповедую, Которого желаю видеть, чрез Которого я стал тем, что есмь! Господи Иисусе Христе, приими дух мой с миром, ибо время уже мне придти к Тебе и зреть Тебя, так сильно желаемого мною! Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!

http://pravoslavie.ru/113686.html

Богослужение от начала Петрова поста до конца церковного года Раздел ещё не заполнен. Апостольский пост и празднования в честь святых апостолов В понедельник второй седмицы по Пятидесятнице начинается Апостольский, или Петров, пост. Продолжительность этого поста в каждом году бывает разная, поскольку начинается он по подвижному пасхальному календарю, а заканчивается всегда в день памяти апостолов Петра и Павла. Максимальная продолжительность Петрова поста – 42 дня, минимальная – 8 дней. Установив Апостольский пост в этот период церковного года, Церковь подчеркнула исключительную роль апостолов в деле распространения христианства. Получив дар Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы разошлись в разные страны для проповеди учения Христа. Церковь является апостольской, поскольку построена на основании апостольской проповеди и поскольку преемство рукоположений, восходящее к апостолам, сохраняется в ней до сего дня. День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня/12 июля, принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. В этот день Церковью прославляются «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие» 1 , «безбожия заклавшия незатыкаемая уста, страшныя Духа мечи, Рима светлая удобрения, всея вселенныя питатели, Нового Завета богописанныя скрижали мысленныя» 2 , «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» 3 . На следующий день после памяти Петра и Павла совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число 12-ти входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя (см.: Деян. 1:23–26 ). Преображение Господне Следующим после Пятидесятницы великим двунадесятым праздником является Преображение Господне, 6/19 августа, выпадающее всегда на период Успенского поста. Дата праздника выбрана, как предполагается, в связи с праздником Воздвижения Креста Господня. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до распятия Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Кировограде состоялась канонизация блаженного старца Даниила Елисаветградского 18 сентября, 2013. Новостная служба Кроме дара чудотворения, блаженный старец Даниил имел дар исцеления, а также изгонял из людей бесов и всегда призывал народ к покаянию, обучая горожан теплой искренней молитве. 18 сентября. ПРАВМИР. 17 сентября в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы Кировограда состоялось праздничное богослужение, за которым был канонизирован первый в истории города святой — блаженный старец Даниил Елисаветградский. Об этом сообщается на сайте Кировоградской епархии . На малом входе, после того, как хор духовенства Кафедрального собора в последний раз пропел старцу Даниилу заупокойные песнопения «Со святыми упокой» и «Вечная память», архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем зачитал решение Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 апреля 2013 г. о причислении к лику святых блаженного старца Даниила Елисаветградского, а епископ Александрийский и Светловодский Боголеп торжественно прочитал житие канонизируемого угодника Божьего. Справка Даниил родился в конце XVIII века. Желая послужить Господу, он всецело предал себя Его святой воле и принял монашеский постриг. В монашестве ему дали имя Даниил, что значит судья Божий. И он, по благословению Божию, воистинну был судьей всякого греха, ибо в подвиге юродства, принятом им ради Христа, он судил мир, лежащий во грехе и не понимающий такого подвига глумления над пустым и горделивым миром. Как некогда преподобный Симеон, Христа ради юродивый, оставил в пустыне своего духовного брата и спостника Иоанна и пошел в город юродствовать, так и блаженный Даниил, промыслом Божиим, пришел в г. Елисаветград. Поселился Даниил в землянке, которую сам выкопал возле кладбищенской церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Юродствуя, Даниил не себя одного, но и других спасал: многих грешников приводил к покаянию, наставляя словами и делами. И многие горожане постепенно привыкли к необычному высокому монаху, худощавого телосложения, с длинными волосами и большой бородой, в грубой власянице черного цвета, поверх которой был одет большой крест на крупной цепи. На голове блаженный носил черную шапочку, и все время ходил босиком.

http://pravmir.ru/v-kirovograde-sostoyal...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве» Святитель Иоанн Шанхайский о пути Русского народа, его исторической миссии и о почитании Царской семьи 12.08.2022 1350 Время на чтение 17 минут Фото: yarcenter.ru 12 августа, в день рождения святого Цесаревича Алексея Николаевича Романова, начнется посвященный ему ежегодный Свято-Алексеевский крестный ход, в котором по милости Божией мне посчастливилось участвовать в 2020 и 2021 гг. Ранее я также дважды участвовала в Царском крестном ходе на Ганину яму, в Царских днях в Екатеринбурге и Алапаевске. Дважды Бог сподобил меня участвовать и в ежегодном крестном ходе «Царский путь», который проходит по всем царским местам Санкт-Петербурга и области. В этом году крестный ход начался 12 июля, в день памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, а закончится 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери, в Кронштадте. Незабываемой была Божественная литургия в ночь с 16 на 17 июля в Феодоровском Государевом соборе Царского села. В ту ночь там собрались те, кто горячо почитает память святых Царственных великомучеников, включая участников крестного хода «Царский путь», организованного Владимиром Васильевичем Знахуром. Под колокольный звон во главе с духовенством мы прошли крестным ходом вокруг собора. Крестоходцы молились о даровании мира России и Украине и истинного покаяния, ведь по словам святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), Россия восстанет, когда всенародно покается в цареубийстве. Владыка в своих записках доказывал, что Император и его семья обрели в Царствии Небесном венцы за свой подвиг. По словам протоиерея Петра Перекрестова, бесспорно, эти записи оказали влияние на процесс канонизации Царской семьи и в рассеянии, и в самой России. А в наши дни дело святителя Иоанна Шанхайского продолжают Фонд Иоанна Чудотворца и Музей Иоанна Чудотворца, которые уже много лет издают книги о владыке. Перечитывая недавно опубликованную ими книгу «Судьба человека и история человечества. По трудам Святителя Иоанна Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Чудотворца» (М., 2021), мне захотелось, чтобы слова из его проповедей на день 4/17 июля и на день 8/21 июля прочитали и те, кому эта книга пока не доступна.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/ro...

Митрополит Иларион: Через двух апостолов Церковь получила учение, которым живет Они закончили жизнь в один день, но начинали ее совсем по-разному 13 июля, 2017 Они закончили жизнь в один день, но начинали ее совсем по-разному Слово митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня, дорогие братья и сестры, наша Святая Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В этом году исполняется предположительно 1950 лет со дня мученической кончины обоих апостолов. И кончина их, опять же, как предполагается, произошла именно в этот день в 67-м году, в гонения императора Нерона. Сегодня Святейший Патриарх Кирилл совершает торжественное богослужение в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, посвященном этим двум святым первоверховным апостолам. Почему Церковь их прославляет, и почему она празднует их память одновременно, в один и тот же день? Согласно преданию, свою жизнь они закончили в один день, но начинали они ее совсем по-разному. Петр был малограмотным галилейским рыбаком, одним из тех, кого Господь Иисус Христос призвал на служение в самом начале, когда Он набирал Себе, как сейчас бы сказали, «команду» для того, чтобы она следовала за Ним, чтобы эти люди слушали Его слово, впитывали то, что Он говорил, были свидетелями того, что Он делал, а затем могли рассказать об этом всему миру. Почему-то Господь захотел избрать именно этих простых людей, хотя в Его время было много людей образованных, начитанных, знатоков Закона, пророческих писаний. Мы их постоянно встречаем на страницах Евангелия, но только эти люди почему-то оказываются не на стороне Господа Иисуса Христа, а на стороне Его противников. Что они вычитали в Законе и пророках такого, что не сделало их последователями обетованного Мессии? Как-то не так они читали «закон и пророки» (см. Мф. 7. 12) и не смогли в ветхозаветных писаниях услышать ясный пророческий голос о том, что придет Спаситель народа израильского и всего мира. А вот эти простые галилейские рыбаки, среди которых был и Петр, откликнулись на слово Спасителя. И когда Господь призвал их на апостольское служение, они без колебаний оставили то, чем занимались раньше, оставили свои дома, своих сродников, и последовали в неизвестность – туда, куда вел их Господь Иисус Христос.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

Наречение и хиротония во епископа Чистопольского, 2-го викария Казанской епархии, архимандрита Анастасия, ректора Казанской духовной академии Источник (Слово на хиротонии) Богомудрии Архипастыри и Отцы! Предстоя пред Вашим Священным Собором, нарекшим меня во епископа, не могу не поведать вам глубокого смущения, которое объемлет меня при мысли о высоте обязанностей возлагаемого на меня епископского служения. Помышляя о том, что епископское служение есть преемственное от апостолов служение, духовными своими очами я вижу первоверховного апостола Павла, как он неустанно благовествует Христа, и прочих святых апостолов, неумолчно предвозвещавших людям Божию правду. Их мощное слово призыва к свету и добру слышит вся империя римская. Иудеи, эллины, варвары нравственно перерождаются и становятся общниками сладостей Божественной жизни. Никакие трудности не могут ослабить ревности святых посланников на дело Благовестия, все скорби и страдания не в состоянии сомкнуть их святые уста, вещающие слово Божией правды. Умственному взору моему предносится, далее, деятельность великих архипастырей-богословов: Афанасия Великого , Василия Великого и Григория Богослова , поборников православия и защитников Евангельского учения от еретических толкований. Затем вспоминаются мне епископы – великие проповедники во главе со святым Иоанном Златоустом , своим пламенным словом и возвышенным душевным настроением согревающие сердца слушателей и приводящие их к добродетелям. Но оставлю воспоминания о давних временах, бывших в далеких странах. Предо мной ясны сейчас, во всей полноте силы и деятельности, священные образы великих святителей нашего края, просветивших землю Казанскую. Из них первыйсвятитель Гурий, первый архиепископ Казанский. Он неутомимо благовествует Христа среди иноверных и иноплеменных насельников Казанской земли. Во всех пределах ее раздается его дивное, вдохновенное слово призыва к свету Христову: татары, чуваши, черемисы, мордва и прочие инородцы оглашаются благодатным учением, духовно возрождаются и приобщаются святой жизни, присоединяясь к церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010