Из истории русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. Фото сайта http://vary.ru История русского православного храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах достаточно хорошо известна. Однако нельзя сказать, что все ее аспекты изучены с одинаковой полнотой. В настоящей статье мы решили изложить некоторые стороны истории храма, на которые прежде историки обращали мало внимания. Главным образом речь пойдет о проблеме канонического и юридического статуса этого храма. При написании статьи были использованы документы из Центрального государственного архива (Прага), Архива Министерства иностранных дел Чешской республики (Прага), Государственного архива Российской федерации (Москва), Архива епархиального управления православных русских церквей в Западной Европе (Париж). К сожалению, нам остались недоступны фонды Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург), который в минувшем году был временно закрыт. Автор заранее выражает признательность всем, кто может представить уточнения и дополнения к содержанию настоящей статьи. I. Русские курортники начали приезжать в Карлсбад (таково немецкое название Карловых Вар) еще в XVIII веке. Город дважды посетил император Петр Великий, бывал здесь и его сын — царевич Алексий. Впрочем по-настоящему заметным приток русских гостей стал лишь к середине XIX века. В сороковые годы позапрошлого столетия сюда приезжало около трехсот русских посетителей в год, а к началу 1860-х годов эта цифра достигла уже пятисот человек. Именно по причине заметного количественного роста русских туристов и было решено начать работу по созданию в Карлсбаде русского храма. Этому начинанию способствовали и значительные перемены в конфессиональной политике Австрийского государства. Начиная с 1848 года империя Габсбургов постепенно трансформируется из католического конфессионального государства в светское. Особенно активным этот процесс стал после 1860 года. Был издан ряд законодательных актов, положивших начало уравниванию в правах католиков с некатоликами. Это существенно облегчило задачу организации русской православной церковной жизни в Карлсбаде.

http://pravoslavie.ru/5459.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 июля 2023: день святых первоверховных апостолов Петра и Павла 13 мин., 11.07.2023 Содержание День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Смысл названия дня Петра и Павла День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник, который отмечается 12 июля по новому стилю. Он назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Апостол Петр До того, как стать учеником Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Генисаретском озере. Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы. Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю. После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии. До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои Послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «В душе этих людей ничто не дрогнуло» Предстоятель Русской Церкви возмущен поведением зевак, снимавших на мобильные телефоны утопающих в Волге людей 13.07.2011 1143 Время на чтение 6 минут 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади, сообщает Патриархия.Ru. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в результате недавнего кораблекрушения на Волге, а затем славление первоверховных апостолов, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. «Всех вас сердечно поздравляю с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, завершением Апостольского поста, а также с особым событием в жизни нашего Первопрестольного града и всей Церкви с 450-летием освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который в народе известен как храм Василия Блаженного. Именно в этом уникальном произведении средневекового русского архитектурного искусства мы празднуем сегодня и память святых апостолов, и эту замечательную дату», - отметил Предстоятель Русской Церкви. По его словам, «апостолы заложили основу церковной жизни, но они сформировали этот фундамент не от ветра главы своея, не от человеческой мудрости, не от фантазии, не от больного воображения, не из корыстных целей, как иногда лжеименные исследователи истории пытаются это объяснить». «Апостолы заложили фундамент церковного бытия на основании всего того, чему они были научены от Спасителя. Многое из слов Христа, Господа нашего, было самими же апостолами положено на бумагу и сохранилось до наших дней как евангельское повествование. Но не все вошло в это повествование — было и устное предание, столь важное для формирования Церкви. Святые апостолы заложили фундамент, и сегодня, празднуя имена первоверховных из них Петра и Павла, мы вспоминаем это великое деяние, совершенное апостолами. Оно не было простым, ибо основание бытия Церкви, формирование первых христианских общин вводило святых апостолов и Церковь в соприкосновение с окружавшим их миром. То был мир иудейской и греко-римской культуры, и мы знаем, что этот мир с трудом принимал апостольское слово», - продолжил Патриарх.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/07/13/pa...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Календарные заметки на 12 июля: память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Сегодня Русская Православная Церковь празднует память самых известных и наиболее почитаемых в христианском мире апостолов Петра и Павла. Статья Общеизвестно, что с именами первоверховных апостолов связаны целые пласты преданий и бесчисленные тома книг как художественного, так (в основном) назидательного и научно-богословского характера. При этом, однако, до сих пор остается нерешенными огромное количество вопросов, относящихся к биографии, письменному наследию и истории почитания святых Петра и Павла. В сегодняшних заметках, приуроченных к празднованию их памяти, хотелось бы остановится на одном из наиболее дискуссионных (если не самом дискуссионном) моментов, касающихся личности и авторитета одного из прославленных апостолов Петра, и связан этот момент с содержанием и смыслом фрагмента Евангелия от Матфея (далее - Мф ) 16:15-19. По единодушному мнению исследователей одна из частей рассматриваемого фрагмента - Мф 16:16 - является одним из ключевых мест в этом Евангелии, «центральным поворотным пунктом в повествовании» ; представляет оно собой керигматическое утверждение относительно мессианского и божественного статусов Господа Иисуса. Публичное провозглашение керигмы вкладывается в уста одного из Двенадцати - апостола Петра. Но кроме этого провозглашения, которое описано примерно в тех же словах и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки , в Мф , в отличие от упомянутых Евангелий, имеется ещё продолжение данной сцены в стихах 17-19, где содержатся уникальные речения Христа.

http://bogoslov.ru/article/947840

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Учитель мой, Павел… Ко дню Первоверховных апостолов Михаил Красильников   21:02 12.07.2023 326 Время на чтение 4 минуты Книга «Апостол», как ярчайшая проповедь христианства, чтомая за Литургией перед Евангелием словно Откровение, даёт представление о том, что происходило после Воскресения Христова и Вознесения. Сначала главы «Деяний святых апостолов», написанные апостолом Лукой, «Соборные Послания» и, наконец, «Послания апостола Павла»… У нас теперь неразрывное понимание единства святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Павел не ходил за Господом в числе двенадцати учеников, и тогда не был другом и соратником апостола Петра при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Однако впоследствии стал, если можно так сказать, первым историком христианства, не только уверовавший в Спасителя, но и пострадавший за Него. Павел был страшным гонителем христиан, участвовал в убийстве архидиакона Стефана в Иерусалиме, а после того, как услышал Христа и был ослеплен Ярким Светом, долго был не принимаем самими апостолами: они боялись его, думая, что Павла подослали иудеи, дабы разорить общину, предать аресту и далее на мучения и смерть. Павлу пришлось доказывать свою веру, что Господь посетил его, и готов служить Господу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/12/uc...

Москва. Домовая церковь Петра и Павла при Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко. Домовая церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:1801. Адрес: Россия, город Москва, Госпитальная площадь, дом 1-3, строение 2. Координаты: 55.7694, 37.6942 Проезд:м. " Бауманская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1996 год. По многочисленным просьбам больных и их родственников в стенах старейшей госпитальной домовой церкви во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла каждую неделю стали совершаться молебны о здравии больных. Молебны проводились силами священников храма Первоверховных апостолов Петра и Павла на Солдатской улице, расположенного рядом с госпиталем. Настоятель этого храма протоиерей Василий, протоиереи Владимир и Иоанн, иереи Георгий и Михаил приходили к больным для совершения таинств крещения, исповеди, соборования, причащения Сятых Животворящих Таин. Сотрудники госпиталя на общественных началах помогают священникам, проводят подготовительные беседы с больными, передают просьбы пациентов и их родственников о принятии таинств. На молебнах больные получают возможнотсь приобрести иконы, предметы церковной утвари, духовную литературу. Начальник отделения торакальной хирургии подполковник Андрей Георгиевич Васюкевич при поддержке председателя московского общества православных врачей профессора Александра Викторовича Недоступа выступил с предложением о восстановлении на территории госпиталя больничного храма во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в неврологическом корпусе. Командование госпиталя поддержало это предложение, и было подписано прошение на имя митрополита Солнечногорского Сергия, возглавлявшего отдел по церковной благотворительности и социальному служению при Московской Патриархии, о благословлении и помощи в деле восстановления храма. 1997 год. Московский Патриархат назначает в госпиталь настоятелем возрождаемого храма иерея Сергия Волкова, в прошлом - врача-хирурга, любимого и уважаемого коллегами и пациентами, выбравшего путь духовного служения.

http://sobory.ru/article/?object=05806

Поучение на день памяти святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, месяца июня, в 29 день («Бог водил их днем, столпом облачным показывая им путь; ночью же столпом огненным светил им. И не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью пред всеми людьми» (Исх. 13:21–22)) Блаженны были те люди, которым в течение сорокалетнего странствования по непроходимым пустыням проводниками, путь показывающими, были столпы небесные, устроенные Богом, слушатели возлюбленные! Блаженны были те очи, которые постоянно, днем и ночью, видели одно чудо, прежде никогда не виданное. Смотрели ли ночью, видели столп огненный, достигающий от земли до неба; смотрели ли днем, видели столп облачный, идущий пред полком. Направлял их облаком в течение дня и всю ночь освещал огнем. Блаженны были те ноги, которые знали, за кем идут, которые знали, что они не блуждают и были осведомлены, что некогда достигнут земли обетованной, кипящей молоком и медом. Однако не завидуем, Израиль, твоему блаженству, не завидуем благополучному твоему пути, не завидуем пречудным столпам твоим, ибо имеем мы своих, новозаветных двух мысленных столпов, святых верховных апостолов Петра и Павла, которых ныне совершаем пречестную память и которым Церковь воспевает на литии слова: «Ученики Христовы, основания Церкве, истинный столпы тверди». Руководимые этими столпами, мы не сойдем с правого пути, и взирая на них, как бы на некое зрелище, мы насмотримся дивных вещей и, следуя за ними, поистине достигнем царства небесного, уготованного и обещанного любящим Бога и исполненного неизреченной сладости. Я же, грешный, желая восхвалить память святых верховных апостолов Петра и Павла в день их празднества хотя бы и не хитроумными словами и как бы живыми представить их пред вашими мысленными очами, приму за образ два те столпа из ветхого закона – облачный и огненный, которыми люди израильские были изведены из рабства египетского и доведены до земли обетованной. Представляя их мысленным очам вашим, начну с помощью Божией уподоблять тем столпам двух, празднуемых ныне, святых верховных апостолов и показывать, что эти два апостола – это два столпа в Церкви Христовой, как бы столпы облачный и огненный, ведущие нас к небу. И это – в честь Христа и похвалу святым Его апостолам, нам же на пользу душевную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 13 июля. ПРАВМИР. Накануне, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, накануне прибывший с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в Императорском мемориальном соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Представители государственной власти города Санкт-Петербурга! Дорогие отцы, братья и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с днем первоверховных апостолов Петра и Павла — престольным праздником исторического кафедрального собора Санкт-Петербурга, где мы совершили сегодня Божественную литургию. Уже становится традицией, что Патриарх каждый праздник святых Петра и Павла проводит в Петербурге и совершает вместе с епископатом и клиром Санкт-Петербургской митрополии Литургию в присутствии многих и многих благочестивых людей. Всякий раз, когда задумываешься о жизненном пути святых апостолов, задаешь себе много вопросов. Повествование об их жизни, трудах, мученической кончине вообще трудно понять. Представьте: Господь, Воплотившийся Бог, полагает основание Церкви и, призвав апостолов, повелевает им идти и проповедовать. Не начальником, не императором, не государственным деятелем — Самим Богом они были посланы на проповедь. Человек, получив высокий государственный мандат, многое себе позволяет, поскольку считает, что обладает законной властью. Про такого говорят: «О, это большой начальник!» И он глубоко убежден в том, что люди должны его слушаться. Какой же мандат был у апостолов? Божественный! Стало быть, они должны были идти по миру с высоко поднятой головой. Фарисеи, саддукеи, римские гонители — все должны были расступаться перед ними, всякое сопротивление должно было рассыпаться в прах и в пепел. Но ведь ничего такого не произошло! Апостолы прожили страшную жизнь, как повествуется в читавшемся сегодня за Литургией послании святого Павла (2 Кор. 11:21-12:9). Чего только он не пережил: трижды тонул, был изгоняем из городов, пять раз получил сорок без одного ударов палками — и это будучи римским гражданином, имевшим Божественный мандат! Его побивали камнями, на него нападали разбойники, его никто не защищал, он терпел даже от братьев, которые оказывались, по его словам, лжебратьями… И как должен был вести себя апостол Павел, с точки зрения современного человека? Разве Бог допустил бы столько страданий на долю того, кто Его проповедует, кто услышал Его голос на пути в Дамаск, кто стал Ему свидетелем даже до смерти? Ведь и смерть, которую Павел принял в Риме, была мученической — он был усечен мечом.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nescha...

Плёс. Церковь Петра и Павла (деревянная). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Петропавловская гора (с 1972 года – гора Левитана) – одно из старинных святых мест Плёса. Как минимум с XVI столетия, а может быть, и с более раннего периода, здесь располагался погост (кладбище) с деревянным храмом. Памятниками этого времени являются два старинных белокаменных надгробия, выявленные в ходе проводившихся в последнее время работ по реконструкцию территории горы Левитана. Их сейчас можно видеть с восточной стороны от храма. До революции на одном из белокаменных надгробий еще сохранялась надпись, свидетельствующая, что здесь погребен «раб Божий Сидор Кириллов сын Ошерин», преставившийся 1 сентября 1572 года. В трапезной части деревянной церкви находились три склепа, в которых, по местному преданию были похоронены «три сестры-царевны» (иногда их называли «особами царского или княжеского рода»). Петропавловский храм почитался не только жителями Плёса. Так, 27 января 1659 года «московский торговый человек» Евстафий Кириллов вложил в него напрестольное Евангелие «по своей душе и по своих родителях». В иконостасе на себя обращал особое внимание образ Спаса Нуркотворного, под изображением которого имелась следующая надпись: «Лета 7204 (1696) месяца иулиа сей образ приложил к верховерховным апостолам Петру и Павлу Нефед Савинов». В Плёсе ежегодно проходили две ярмарки – в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (престольный праздник Петропавловского храма) и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Петропавловский храм не являлся центром соответствующей ярмарки, однако обращает на себя внимание привязка ее к празднику именно святых первоверховных апостолов, которым этот храм был посвящен, что свидетельствует об его особом значении для торговых людей. В 1838 году было демонтирована обветшавшая колокольня, имевшаяся при деревянном храме. В 1845 году каменный храм был освящен. В него была перенесена часть икон XVII века из деревянного храма. Кроме старинного погоста при деревянном храме теперь возникает новое кладбище в ограде новой каменной церкви (при этом сама кладбищенская ограда была деревянной).

http://sobory.ru/article/?object=39039

30-е Собор св. славных и всехвальных Апостолов двенадцати Православная Церковь , празднуя каждому из двенадцати Апостолов порознь, равно благоговеет и перед всем их собором вместе. Ибо Писание и предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого отдельно из 12 Апостолов, прославляют всех их купно и равночестно. По словам Писания, все они суть друзи Божии ( Ин.15:14 ), и егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). А священное предание называет всех двенадцать славными и всехвальными. Посему для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров разделений, в коих Ап. Павел обличает первых христиан, говоривших: аз Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин ( 1Кор.1:12 ), Церковь соединяет дванадесять в один день для празднования всем им вместе, называя этот день Собором дванадесяти славных и всехвальных Апостолов. Они суть: 1) Пётр Первоверховный (июня 29 и января 16). 2) Андрей Первозванный (ноября 30). 3) Иаков Зеведеев (апреля 30). 4) Иоанн Евангелист (26 сентября и 8 мая). 5) Филипп (14 ноября). 6) Варфоломей или Нафанаил (11 июня и 25 августа). 7) Фома (6 октября). 8) Матфей Евангелист (ноября 16). 9) Иаков Алфеев (октября 9). 10) Иуда Иаковлев – брат Ап. Иакова из 70 (19 июня). 11) Симон Зилот (10 мая). 12) Матфий (августа 9). 13) Павел Первоверховный. Хотя собор Апостолов, прославляемых Церковию 30 июня, заключает в себе 13 Апостолов, но в книгах Богослужебных этот день называется Собором дванадесяти, потому и что это число Апостолов первоначальное и Христово ( Мф.10:1–5 ); посему оно сохранилось и тогда, как к собору Апостолов причислен Ап. Павел. Начало Собора в честь дванадесяти относится к первым временам христианским, как можно заключать из постановлений Апостольских, предписывающих праздновать дни Апостолов. Евсевий в истории своей о Константине Великом пишет, что сей благочестивый государь в честь двенадцати Апостолов соорудил храм в новой своей столице, в Константинополе, возобновлённый императором Констанцием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010