Тобольск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1768 г.; в ней три престола: св. апостолов Петра и Павла, святителя Алексия, препод. Нила Столбенского. В приходе 9 деревень: Ивановская (11 в.), Алемасова (7 в.), Анисимова (3 в.), Серебрянка (12 в.), Клюсова (16 в.), Токарева (14 вер.), Утемова (13 в.), Денисова (12 в.), Соколова (8 в.). Всего 286 дворов, прихожан 806 муж. пола, 797 жен. пола. В приходе одна часовня в дер. Анисимовой, деревянная, во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста. Причтовый капитал 535 руб. Жалованье священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Дом церковный имеется только для одного священника. Штат: священник и псаломщик. В дер. Соколовой сельскохозяйственная школа, построена в 1900 г. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского./Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Первоначально на этом месте была построена деревянная церковь, освященная во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Дату постройки этого храма история не сохранила, однако можно утверждать, что храм сей заложен не позже 1652 года. Судьба этой церкви, как и многих российских деревянных церквей, непростая. Она сгорала дотла и вновь восставала из пепла. Храм был дважды уничтожен пожаром – в 1701 и 1765 годах. В последнем случае вместо сгоревшего храма из Иоанновского Междугорского монастыря был перевезен и освящен 18 июня 1765 года деревянный Предтеченский храм. Этот храм был старый и использовался как временный до постройки постоянной каменной церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. 13 сентября 1768 года был заложен каменный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, с приделами во имя Алексия, Митрополита Московского, Чудотворца и преподобного Нила Столобенского. Храм строился около пяти лет, по всей видимости, строили всем приходом, больших пожертвований не было. Архитектура церкви не претендовала на исключительность и представляла пример рядового посадского храма с типичным для Тобольска трехчастным делением. Главный придел церкви был освящен Преосвященным Варлаамом I 10 августа 1774 года, придел во имя преподобного Нила – 7 декабря того же года. В 1807 году к храму была пристроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=00971

404. Слово по освящении храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в Московском кадетском корпусе (Говорено октября 7-го; напечатано в Твор. Св. От.) 1846 год Благ Господь надеющимся на-Нь; души ищущей Его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей. ( Плач. 3:25–27 ). Слова сии взяты из печальной песни, которую пророк Иеремия воспел на развалинах Божия храма и града Иерусалима. Можете сказать: к чему здесь слова печальной песни, когда мы с радостью видим храм, некогда благочестивою волею созданный, и ныне благочестивым усердием возобновленный и украшенный? А я, вместо ответа на сие, могу предложить обратный вопрос: к чему были там слова, мною приведенные? Развалины храма и города о том ли говорили, что «благ Господь»? Однако, не можем не признать, что Пророк, говоривший Духом Божиим, говорил премудро и прилично, и что богодухновенное слово пророческое всегда и везде полезно и спасительно. Постараемся же понять, как слова Пророка приличны были там: и увидим, как они могут быть полезны здесь. «Благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия». К чему подлинно могли клониться сии слова, сказанные пророком на развалинах Иерусалима и храма? Могли клониться к вразумлению и назиданию Иерусалимлян. Слыша сию всеобщую истину, что благ «Господь надеющимся на-Нь», сей непреложный закон Провидения, что душе ищущей Господа должно быть благо, Иерусалимляне должны были заключить, что благим явился бы Господь и для них, если бы они Его искали, если бы надеялись на Него. Тогда благодать храма была бы покровом и охранением граду: Иерусалиму было бы благо. Если же постигло Иерусалимлян зло: то, конечно, потому, что не искали Господа, и не надеялись на Него. Таким образом оказывается, что на развалинах храма и города написан был урок: а Пророк пришел и читал и преподавал его. Какой урок? – Ищи Господа; и благо будет душе твоей. Надейся на Господа; и «вкусишь и увидишь, яко благ Господь» ( Пс. 33:9 ). Ищи Его свободным движением сердца, и тем утверждай твое благоденствие. Берегись забывать Его, чтобы не разрушить твоего благоденствия. Но если, по несчастию, ты уже и впал в забвение Бога, и разрушено твое благоденствие: то вспомни, хотя теперь, что «благ Господь», и не отчайся; ищи Его сокрушенным сердцем; принимай бедствия и скорби с «молчанием» терпения; «надейся спасения Божия». Вместе с вразумлением, слова пророка могли относиться и к утешению. Когда Иерусалим поражен был гневом Божиим, и самый храм не пощажен: тогда могло казаться, что после сего поражения уже нельзя ожидать восстановления, что рана не исцельна, и печаль безутешна. Но нет, говорит пророк, «благ Господь надеющимся на-Нь, души ищущей Его благо есть»: следственно, надобно только искать Господа, сокрывшего благодать Свою; надобно только восприять надежду на Него: и Господь вновь явится благим к народу Своему; душам ищущим Его будет благо; Иерусалим восстанет; храм воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Карловы Вары. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 29 июня (12 июля) 1862 г., в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, под покровительством великой княгини Елены Павловны открылась подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах. Жертвователи записывались в специальной книге. Граф Андрей Петрович Шувалов, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, Александр Иванович Кошелев, князь Семен Михайлович Воронцов, граф Матвей Юрьевич Вильегорский и Петр Александрович Дубовицкий обратились к австрийскому правительству от русского общества с просьбой разрешить постройку в Карловых Варах первого в Австрийской империи православного храма. Разрешение было получено. Карловарский городской совет предложил безвозмездно землю под строительство православного храма на улице Шлоссберга (сейчас улица Петра Великого). Известный архитектор - академик Д. В. Ухтомский составил проект, но из-за недостатка средств строительство начать не удалось. В 1877 году на этом месте был построен англиканский храм во имя святого апостола Луки в неоготическом стиле, сейчас он принадлежит Методистской церкви. Русское же общество приобрело дом, в котором можно было устроить домовую церковь. В 1862 году по подписке было собрано около 4000 рублей. 27 марта 1863 года митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор благословил собирать пожертвования в течение года на строительство храма. 30 августа 1863 года протоиерей Василий Миронович Войтковский освятил временную церковь в так называемом " Богемском зале " гостиницы " Пупп " во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и начал совершать здесь богослужения. В одном из залов отеля " Пупп " размещалась временная церковь. Но с окончанием сезона приходилось этот храм разбирать, что представляло большие неудобства. Сборы на устройство постоянной церкви продолжались. Наконец, купили здание " Вашингтон " на Марианской улице, против гостиницы " Пупп " , в котором была устроена домовая церковь по проекту Санкт-Петербургского архитектора Майблюма. 25 мая 1867 года протоиерей Василий Войтковский совершил ее освящение. Великая княгиня Елена Павловна пожертвовала храму дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным. Неустанно заботились о строительстве этой церкви император Александр II, великая княгиня Елена Павловна, ее дочь, великая княгиня Елена Михайловна, граф А. И. Мусин-Пушкин, впоследствии церковный староста построенной церкви, граф А. П. Шувалов, князь С. М. Воронцов, который подарил напрестольный крест в 1863 году, граф М. Ю. Вильегорский, А. И. Кошелев, П. А. и М. А. Дубовицкие и другие. С течением времени домовая церковь становилась тесной. Число православных в Карловых Варах с каждым годом увеличивалось: в 1871 году русских было уже около тысячи; православный храм посещали сербы, румыны, греки, болгары и даже галицкие и венгерско-русские униаты. Все острее ощущалась необходимость в большом православном храме.

http://sobory.ru/article/?object=10146

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Председатель ОВЦС и Первоиерарх РПЦЗ совершили Литургию в Синодальной резиденции Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке 12 июля 2021 года, в день памяти святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершили Божественную литургию в кафедральном Знаменском соборе Русской Зарубежной Церкви в Нью-Йорке. Иерархам сослужили епископ Манхэттенский Николай, клирики Знаменского собора и духовенство приходов Московского Патриархата в США. Обратившись по окончании богослужения к председателю ОВЦС со словами приветствия, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви сказал: «Ваше Высокопреосвященство, братски приветствуя Вас с днем памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, сердечно благодарствую за совместную молитву, которую мы вознесли в нынешний праздничный день, за любовь, внимание, слова назидания. Я не нахожу достаточных слов, чтобы выразить, с каким особенным чувством мы совершили сегодня Божественную литургию». «Вспоминая архипастырские подвиги одного из моих предшественников митрополита Анастасия (Грибановского), автора популярных бесед с собственным сердцем, который был хиротонисан во епископа в этот день 115 лет тому назад в Успенском соборе Московского Кремля, мы молились сегодня о том, чтобы Пастыреначальник Христос продолжил, умножил Свои милости над тем духовным единением между Русской Зарубежной и Отечественной Церквами, которого мы добивались братской любовью и большим трудом», – отметил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Он подчеркнул: «Верим, что это единение между нами будет служить источником благодатного утешения и укрепления для всех чад Поместной Русской Православной Церкви в нынешний сложный для православного мира период».

http://mospat.ru/ru/news/87724/

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

архим. Мефодий (Алексиу) Проповедь на праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла Память каждого из святых – это повод и причина для великой радости и пользы. Когда ночью мы зажигаем большую свечу, её свет даёт радость и помогает всем, кого он освещает, делать необходимое и не пребывать в темноте. Подобно этому и богоугодная жизнь, блаженная кончина и полученная от Бога благодать пожившего в чистоте на земле любого из святых сияет подобно факелу, подавая всем духовную радость и пользу. Когда земля даёт изобильные плоды, то радуются не только земледельцы, но все люди, поскольку земные плоды произрастают ради питания и наслаждения всех людей. Святые и тогда, когда живут на земле, побуждают нас к исполнению добродетели и, когда мы видим и слышим их, подают нам силу. Ведь они – живые образы добродетелей. Вспоминая и почитая святых, мы исполняем свой долг перед ними. Духовная польза от этого огромна. Обычный человек не может ничего добавить к тому, что уже есть у святых, потому что все мы слабы и немощны. Сами святые, насколько это было возможно для них, подъяли любочестный подвиг, дабы прожить так, чтобы это превосходило всякое слово. Для нас польза будет состоять в том, что, приближаясь ко святым, мы станем возвышаться и просвещаться. Делая это, мы будем в состоянии больше постичь нашу собственную слабость и приять силу, которая исходит от них. Память каждого из святых мы совершаем гимнами и похвалами. В праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, общих отцов и руководителей всех тех, кто носит имя христианина, мы принимаем великую духовную помощь и просвещение. Эти святые первоверховные апостолы – наставники и руководители и всех остальных апостолов, мучеников, преподобных, священников, иерархов, учителей и всех христиан. Они – строители благочестия и добродетели, они просвещают мир, распространяя слово Жизни через Священное Писание . Распространяя это слово, они всех людей делают причастниками Света. Оба этих святых апостола, став причастниками Христа, стали одновременно причастниками славы и сияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Петр» найдены статьи: ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР († посл. четв. XIII в.), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке, прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ПЕТР († ок. 403-405), молчальник, прп. Галатийский (Антиохийский) (пам. 1 февр., 25 нояб.; пам. греч. 1 февр.) ПЕТР (XV в.?), Каменский, игум. Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПЕТР (XI-XII вв.?), Киево-Печерский, прп. (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ПЕТР (Полянский Петр Федорович; 1862-1937), митр. Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1936), сщмч. (пам. 27 сент., в Соборе Московских святтителей, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг. и в Соборе святых Челябинской митрополии) ПЕТР сщмч. Адрианопольский (пам. 22 янв.) - см. ст. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников ПЕТР († янв. 1613 (?)), Черевковский, Сольвычегодский, сщмч. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и 19 окт.- в Соборе святых Архангельской митрополии)

http://pravenc.ru/text/Петр.html

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 8. Раннехристианские мученики в восприятии православных христиан и христиан-католиков В Беларуси, где Православие и католицизм являются основными конфессиями, существенное значение имеет исследование общих черт и особенностей восприятия раннехристианских мучеников в Православии и католицизме как на уровне церковной доктрины, так и на ментальном уровне верующих. Важным представляется и общеславянский исторический контекст, в том числе выявление роли культа раннехристианских мучеников в политике государственной власти на различных этапах развития государственности у славян, специфика восприятия раннехристианских мучеников в странах, где Православие и католицизм являются основными конфессиями. Важнейшей общей чертой восприятия раннехристианских мучеников в Православии и католицизме является их общецерковное значение как святых, а не региональное, как для большинства остальных почитаемых святых. Особенно это было характерно для Русской Православной Церкви, в которой в XIII–XVI вв. процесс канонизации не только значительно уступал по масштабу в целом канонизации в Католической Церкви того времени, но и из числа новых святых почитание только пяти из них имело общецерковный характер 283 . Сравнительный анализ номенклатуры наиболее почитаемых раннехристианских мучеников в Православии и католицизме позволяет определить как общие черты, так и особенности. Общецерковный характер имеет культ апостолов, принявших венец мученичества, прежде всего святых Петра и Павла. Русская Православная Церковь 12 июля (29 июня по старому стилю) отмечает один из своих великих праздников – славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. И в Католической Церкви существует праздник в честь святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 29 июня 284 . Единый день памяти этих двух апостолов указывает, прежде всего, на их особую роль в проповеди христианского учения – они более всех апостолов потрудились на этой ниве. Для Православия типично посвящение храмов не раздельно Петру и Павлу (что характерно для католицизма), а им обоим – Петропавловские соборы и церкви. Однако многие католические храмы в Беларуси издавна также были посвящены Петру и Павлу, хотя для католицизма в других странах присущи храмы, посвященные отдельно либо Петру, либо Павлу. Характерно, что традиция соединения имен двух святых апостолов в Беларуси присуща и православным, и католикам. И в этом прослеживается специфика конфессиональной ситуации в Беларуси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост. Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето. Церковный год – это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью. Так в чем же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?  Апостол Петр, которого до его встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем неграмотным. У него была жена, возможно, были дети, ежедневно он занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все: свое ремесло, дом, имущество, даже семью – и пойти за Христом.

http://pravoslavie.ru/2414.html

О книге Деяний Святых Апостолов Предварительные сведения Писатель книги и цель её написания Книга Деяний святых апостолов, как это видно из первых же слов её, является прямым продолжением Евангелий. Автор её поставил себе целью описать события, происшедшие вслед за Вознесением Господа Иисуса Христа, и дать очерк первоначального устроения Церкви Христовой на земле трудами святых апостолов, по преимуществу святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой Иоанн Златоуст в первой своей беседе на книгу Деяний апостольских пространно разъясняет великое значение для христианства этой книги как подтверждающей фактами из жизни апостолов истину евангельского учения. «Настоящая книга, – по словам св. Златоуста, – содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения... Итак, вот в чём состоит содержание и главная цель этой книги». Этим и объясняется, почему в пасхальную ночь до наступления часа прославления события Воскресения Христова верующие подготавливают себя к празднованию этого великого и радостного события чтением в храме книги Деяний. По этой же причине книга Деяний Апостольских прочитывается вся в период Пятидесятницы за Божественной литургией, совершаемой ежедневно. Книга Деяний апостольских, по указанию самого писателя её (см. 1:1–2), является второй его книгой, написанной для некоего Феофила. Из этого несомненно, что книга Деяний написана как продолжение третьего Евангелия и, следовательно, автором её является то же самое лицо, которое было автором третьего Евангелия, то есть святой апостол и евангелист Лука, бывший спутником и сотрудником св. апостола Павла. О принадлежности книги Деяний св. Луке мы находим сведения уже во второй половине II века – у св. Иринея Лионского , в послании Лионской и Виеннской церкви к церквам Асийским и Фригийским, у Климента Александрийского , у Тертуллиана , в древнем так называемом Мураториевом каноне, у Оригена , в древнем сирском Пешито, а также и у многих позднейших христианских писателей. Намёки на существование этой книги и даже ссылки на неё мы находим и у более ранних писателей, как, например, у св. Игнатия Богоносца , еп. Антиохийского, у св. Поликарпа, еп. Смирнского, у св. Иустина Мученика .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010