Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги.    Точно так же — и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода — и все это претерпели ради Христовой любви.    Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же — свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды.    Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, — но только не обоготворять их.    И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него — свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26). И еще «Вы друзья Мои» (Ин. 15:14), — и «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» (Ин. 15:19), — и «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). И еще «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» (2 Кор. 6:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет. 1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвенного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братьям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников и уши Его к воплю их» ( Псал.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

«Покланяемся мы тем, в которых почивает Бог, един Святой и во святых почивающий, как–то: Святой Богородице и всем Святым. Ибо они всевозможно уподобились Богу – и по действию собственной своей воли, и по обитанию в них Бога, и по Его содействию. Достопокланяемы они не но естеству своему, но потому, что имеют в себе Того, Который по естеству Своему достопокланяем: так как раскаленное железо не по природе своей неприкосновенно и жжет, потому, что приняло в себя огнь, коего естественное свойство есть жечь. И так мы покланяемся им потому, что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих в ним с верою; покланяемся им не как богам и благодетелям по естеству своему, но как рабам и служителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу, по любви к Нему; покланяемся им потому, что Сам Царь относит к себе почтение, когда видит, что почитают любимого им человека, не как царя, но как послушного слугу и благорасположенного к нему друга». 254 5. Призывание святых «Почитая святых угодников Божбих св. церковь учит еще призывать их, то есть обращаться к ним с благопотребными приношениями, не так, конечно, как бы они были самостоятельными подателями благ, но как к таким лицам, которые, имея ближайший доступ и дерзновение к Иисусу Христу и вместе с тем будучи Его слугами в исполнении благих Его намерений касательно нас, суть таким образом ближайшие посредники между Ним и нами и могут споспешествовать нашим недостойным молитвам к Нему и наперед преклонять Его к милости своим предстательством 255 . Догмат о призывании святых основывается на Священном Писании, священном предании и бесчисленных опытах предстательства и помощи, каковую во все времена церкви оказывали верующим святые, преимущественно же Пресвятая Матерь Божья, милосердая Заступница рода христианского. Священное Писание внушает нам обязанность молиться друг за друга и придает молитвам святых великую силу пред Богом. Так, напр., св. апостол Иаков говорит: Молитесь друг за друга: много может усиленная молитва праведного ( Uak. V, 16 ). Сам Бог повелел Авимелеху просить молитв за себя Авраама, говоря: Он пророк, помолится о тебе, и ты будешь жить ( Быт. ХХ, 7 ), а также согрешившим друзьям Иова просить молитв этого праведника: Возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. XLII, 8). Израильтяне просили молитв за себя у Самуила: И воззвал Самуил к Господу, и услышал его Господь ( 1Цap. VII, 8 – 9 ). Апостол Павел неоднократно просил молитв за себя у своих учеников ( Puм. XV, 30, 31 ; Eфec. VI, 18, 19 . Koл. IV, 3 ; 2Kop. I, 10, 11 ; Сол. V, 25).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Получив такое нечестивое повеление, слуги устремились на страдальца Христова, как неукротимые звери и, ввергнув его в темницу, 8 дней мучили лютейшими муками: они - диавольские слуги - растянули его ноги в дереве до того, что так называемые пахи едва не разрывались, затем принесли металлическую, сильно раскаленную чашку и надели ее на голову ему, как скуфью; потом обвили веревкой голову его и стянули ее так сильно, что белки глаз его выступили из своих мест. Но мужественный воин Христов, от таковых безчеловечных мук полумертвый, взывал:    – Если и еще что сделаете мне, не отрекусь веры своей: христианином родился, христианином живу, христианином и умру.    Итак, нечестивцы, будучи не в силах привести его к своему нечестию, возвестили о том судье, и он тогда же подписал мученику смертный приговор, по которому палачи, взяв его из темницы, привели на место казни и там обезглавили. Это совершилось в 1794 году, 2 октября. Так приял блаженный Георгий венец мученический от подвигоположника Христа Бога нашего, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.    Из Neon Martirologon. 5 ОКТЯБРЯ Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского     «Хранит Господь вся кости святых Своих» (Пс. 33:21), - так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают всякое чудо, но даже с презрением относятся к тем, которые имеют чистую веру в Бога и в ходатайство святых угодников Его. Эти люди, по словам пророка Исаии, «ослепили глаза свои и окаменили сердце свое, да не видят глазами и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис. 6:10). Между тем, сердце верующего и горящего любовью к памяти святых всегда получает благодатное утешение.    Из нижеприведенного события, бывшего в Ватопедском монастыре, каждый должен убедиться, что действительно Бог чудодействовал и чудодействует чрез святых Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Почему же стал бы Он отвергать молитвы Святых на небе? . Отвергая ходатайства Святых, сектанты естественно отвергают и молитвенное к ним обращение, считая последнее делом не только бесполезным, но и греховным. При этом сектанты приводят в подтверждение следующее место Св. Писания: 5) Иер.17:5 . « Проклят человек, который надеется на человека ». Но в приведенном свидетельстве говорится совсем не о молитвенном призывании Святых Угодников. Слова пророка направлены против того, кто надеется на человека, живущего на земле, более, или вместо Бога, и, как говорит пророк, « плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа » (Ст.5). Между тем призывающие в молитвах Святых Угодников не только не удаляются сердцем своим от Господа, но и к Святым обращаются именно за тем, чтобы они подкрепили их прошения своим ходатайством пред Богом. Оставаясь последовательными в своем ложном толковании этих слов, сектанты должны воспрещать и у живых просить молитвы друг за друга вопреки Слову Божию ( Иак.5:16 ), ибо и этот обычай должно тогда назвать человеконадеянием. Отвергая молитвенное обращение к Святым Угодникам, сектанты, разумеется, восстают и против почитания и прославления Святых Угодников. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 6) 1Тим.1:17 . « Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков » ( Рим.14:26 ). Из этих слов сектанты делают вывод, будто прославление нужно воздавать только одному Богу, а не Святым. Но если принять означенное толкование, то станут совершенно непонятны следующие слова того же Апостола: «Слава, и честь, и мир всякому делающему доброе, во-первых иудею, потом и еллину» ( Рим.2:10 ). Очевидно поэтому, что вышеприведенное свидетельство нельзя понимать по сектантски в смысле исключительного прославления только одного Бога, так как, по Апостолу, слава и честь вообще приличествует всякому делающему доброе. Правильное же объяснение будет такое: Слово « единому » означает не то, будто только одному Богу вообще принадлежит честь и слава, а относится к слову «премудрому» и указывает, что только один Бог может быть назван премудрым. А если так, то вышеприведенным свидетельством совсем не запрещается прославление Святых, как неправильно думают сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Так что же могут ответить на это православные, и как могут оправдать своё «человекопочитание»? . Во-первых, в Ис.42:8 совершенно ничего не говорится о славе святых. Прочтём этот стих полностью: «Я – Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам ». Здесь использован обычный для Ветхого Завета приём, называемый параллелизмом , и таких мест в Библии множество. Например: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты»; «я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего»; «Служите Господу с веселием; идите пред лицом Его с восклицанием» ( Пс.31:1,5; 99:2 ). В этих и других подобных местах вторая часть стиха говорит о том же, что и первая, только другими словами. Таким образом, «не дам славы Моей иному» и «не дам хвалы Моей истуканам» – одно и то же; то есть речь идёт о том, что Бог не даст славы своей истуканам, идолам – иному ложному богу . Поэтому здесь вообще нет речи о славе святых, и относить этот стих к данной теме, как постоянно это делают протестанты, совершенно нелепо. Во-вторых, о славе святых говорится в других местах Библии, но только противоположное тому, что сказано в Ис.42:8 , ибо если истуканам Бог не даст Своей славы, то Своим верным рабам Он с радостью её даёт – и вот тому библейские подтверждения. 1) " Славу , которую Ты дал Мне , Я дал им « ( Ин.17:22 )! Ясно, чёрным по белому написано, что Христос дал славу Своим рабам. 2) «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил » ( Рим.8:30 ). Если Сам Бог прославляет Своих избранных и святых людей, то тем более и мы должны их прославлять. 3) " Господь возвысил рог 188 народа Своего, славу всех святых Своих... « ( Пс.148:14 ). Так Бог возвышает и дарует святым Своим славу, как православные, или унижает и отнимает её, как протестанты? 4) Бог прямо говорит: » Я прославлю прославляющих Меня » ( 1Цар.2:30 ). 5) В 1Тим.1:17 ап. Павел говорит: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Но он же говорит и другое: «... слава и честь , и мир всякому , делающему доброе...» ( Рим.1:10 ). То есть Божественная слава и честь в высшем смысле принадлежит только Богу, но слава и честь есть у Бога и для Его святых, делающих добро.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги. Точно так же — и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода — и все это претерпели ради Христовой любви. Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же — свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды. Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, — но только не обоготворять их. И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него — свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: “Где Я, там и слуга Мой будет”(Ин. 12, 26.). И еще: “Вы друзья Мои”(Ин. 15, 14.), — и: “Вы не от мира, но Я избрал вас от мира”(Ин. 15, 19.), — и: “Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается”(Лк. 10, 16.). И еще: “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом”(2 Кор. 6, 16.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Точно так же следует почитать иконы и святых бессребреников и чудотворцев, всегда исцеляющих наши немощи и недуги. Точно так же – и иконы преподобных и богоносных отцов наших, архиереев и святителей, пощением и злостраданием, слезами и постами угодивших Ему. Хотя и не пришлось им пролить кровь, однако слез и пота они пролили много и понесли труды весьма многочисленные, тяжелые, мучительные и опасные: всячески томили свое тело, не насыщали свою утробу, не высыпались, не утоляли жажаду, но пребывали голодными, босыми, нагими, дрожали от холода – и все это претерпели ради Христовой любви. Подобным же образом следует почитать и иконы святых мучениц и преподобных жен, претворивших женскую немощь в мужество: ибо одни из них пролили Христа ради свою кровь, другие же – свой пот, и все, оставив жизнь этого мира, перелетели ко Христу, соделав землю подобной небу и темные места просветив, словно звезды. Эти честные и любезные образы святых мы почитаем и поклоняемся им и воспринимаем святых этих как живых и стоящих с нами, с ненасыщаемой любовью. И потому мы стремимся подражать их богоугодному житию и постоянно видим удивительные чудеса, происходящие, по Божией благодати, от честных их икон и святых церквей и хранящихся в них цельбоносных мощей. Потому нам следует писать всечестные образы святых на стенах и на досках и священных сосудах, делать из золота и серебра или из иного материала, и строить святые церкви во имя их и в честь их, и почитать их, как ближайших Его угодников, словесно, и в написании, и в рассуждениях, и жертвоприношениях, и в храме, и на иконах, – но только не обоготворять их. И человеколюбивый Владыка и Господь наш Иисус Христос не скорбит, видя нас, поступающих так, но с любовью смотрит на нас и веселится об этом: ведь они для Него – свои и любимы Им. И Сам Он говорит о них: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). И еще «Вы друзья Мои» ( Ин. 15, 14 ), – и «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» ( Ин. 15, 19 ), – и «Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10, 16 ). И еще «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» ( 2Кор. 6, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

1.1. Те, кто выше, всегда принимают на себя грехи и ошибки тех, кто ниже. Ибо и Апостол говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи бессильных» ( Рим.15:1 ). Если израильтянин, то есть мирянин, согрешит, то сам он не может снять с себя грех – ему нужен левит, ему требуется священник, вернее, он взыскует чего-то более высокого – чтобы получить прощение грехов, ему необходим первосвященник. Если же проступок совершит священник или первосвященник, он сам может очистить свой грех, но только если он не согрешил против Бога; ибо прощения такого рода грехов, как читаем мы в букве закона, добиться не так легко. 1.2. Все это мы сказали в отношении того, что сегодня читалось нам: «И сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» ( Чис.18:1 ). Этот отрывок можно истолковать так: «ты и сыны твои и дом отца твоего с тобою понесете на себе грех святых» свидетельствует о том, что первосвященник жертвует за грех каждого и очищает того, за кого он принес жертву. При этом мне не кажется избыточным упоминание о грехах святых, ибо это слово повторяется во многих местах Писания. И потому должно спросить, как получается, что святыми названы те, чьи грехи записаны. 1.3. Некоторые думают, что как только кто-то становится святым, то больше уже не может грешить и считается безгрешным. Это не так, ибо если бы святые не грешили, то не было бы написано: «Понесете на себе грех святых». Если бы святые были без греха, Господь не сказал бы через пророка Иезекииля ангелам, посланным покарать грешников: «Начните со святых Моих 23 ». Если святые безгрешны, как же тогда они первыми претерпевают наказания за грехи? Если бы святые были без греха, в Писании не было бы сказано: «Праведный в начале слов становится своим обвинителем» ( Прит.18:17 ). Если бы святые были без греха, апостол Павел не сказал бы, когда писал римлянам: «Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим.14:20 ), тем людям, которым в начале послания он написал: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым» ( Рим.1:7 ). И опять же Апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа» ( 1Кор.1:1 ), и немного ниже: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» ( 1Кор.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вчитайтесь в жизнеописания - и в особенности - наших русских святых. Им ли не были известны слова великого апостола любви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, похоть его...» (1 Ин. 2-15,16,17). И всё же никто из них не звал к уходу из него, к бегству из жизни: они понимали, что ненавидеть должно похоть плоти, похоть очей житейскую, господствующие в мире, но не самый мир, Божье творение в котором Бог не только являет Себя как Творец, но в которое в Боговоплощении вливает освящающие мир Свои силы, в нераздельном и неслиянном соединении в Богочеловеке Бога и человека. Остановитесь на наставлениях русских святых, обращенных к нам: преп. Сергия, посылающего в княжеское войско двух своих иноков, Серафима Саровского, говорившего о своём тысячедневном стоянии на камне: «томлю томящего мя» и потом встречавшего каждого приходившего к нему не иначе как из последней глубины сердца вырывавшимися словами - «радость моя». Вспомните наставления Оптинского старца Амвросия в ответ на вопрос, как надо нам жить? «Надо жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать..» Это потому что святые отцы хорошо знали и понимали и другое, сказанное о мире тем же великим апостолом любви: «Кто говорит - я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.» (1 Ин.4,20). Разрыв и противопоставление святости и «мира», трагический дуализм религии и жизни, сакрального и профанного порядка вещей, их нет у отцов, у святых, они надуманы нами, они являются достоянием несовершенного, недоразвитого религиозного сознания, в особенности в форме обычных, довольно ещё распространенных у нас, плоских, большей частью и неискренних и - во всяком случае - недодуманных до конца обличений «мирской деятельности». Мы празднуем сегодня память всех святых, сподобившихся многоразличных даров одного Духа. Многоразличнейшими подвигами подвизались они в удалении от мира и в самом миру, каждый по своему снискав благодать Св. Духа, освятившую его. Светлее звёзд светят они с высоты умного духовного неба, освящая пути нашей жизни в этом мире. Каждого из нас они зовут к святости, т.е. к очищению сердца, к освящению жизни, к освобождению от подавленности грехом, к уничтожению похоти плоти и очес. К святости, которая есть раскрытие в нас образа Божия, данного в присущей каждому человеческому сердцу силе чистой, возвышенной любви, придавленной и обезображенной страстной похотливостью... Святые, сияющие дивной своей светлостью от Света присносущного, зовут и нас к просветлению, к преображению и к озарению, к осиянию жизни своего сердца тем же светом, чтобы таким образом предначалась во времени жизнь вечная и для каждого из нас. Наши сердца жаждут жизни, достойной вечности.

http://sedmitza.ru/text/1187809.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010