37. Свидетельства слова Божия о призывании в молитве святых В книге «Исход» мы читаем: «И помолися Моисей пред Господом Богом и рече... милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама и Исаака и Иакова, рабы твоя» ( Исх. 32:11–13 ); и Господь оставил гнев Свой на людей израилевых. Молились три отрока в пещи вавилонской, говоря: «Не предаждь... нас до конца имене Твоего ради, и не разори завета Твоего, и не остави милости Твоей от, нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе, и за Исаака раба Твоего и Израиля святаго Твоего» ( Дан. 3:34, 35 ). И Господь услышал их молитву и претворил пламень пещи в росу. Соломон молился: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его... Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего» ( Пс. 131:1, 10 ) – и «Давида ради остави ему Господь Бог его останок в Иерусалиме, да восстановит по нем чада его и утвердит Иерусалим, понеже сотвори Давид правое пред Господом» ( 3Цар. 15:4, 5 ). В слове Божием мы находим даже прямую заповедь о призывании святых. Так в книге «Иова», Бог повелевает друзьям Иова просить у него молитв ( Иов. 42:8 ), и в книге «Бытия» Бог посылает Авимелеха к Аврааму за молитвами ( Быт. 20:7 ). Да и в Новом Завете видим весьма много свидетельств, подтверждающих истину призывания в молитвах святых. Так ап. Петр пишет: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в сей телесной храмине, возбуждать вас напоминанием (т. е. делать твердым ваше звание и избрание во Христе)... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили сие на память« ( 2Пет. 1:13, 15 ). Так св. апостол обещает свое содействие верным по отшествии в другую жизнь; а св. Иоанн Богослов и собственными очами видел в откровении молитвы святых за нас: »Я видел, – говорит он, – седьмь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им седьмь труб. И пришел иной Ангел... стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил... на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок. 8:2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

г) О святых мощах Кроме этих святынь Церковь научает нас почитать и оставшиеся на земле мощи, или телеса угодников Божиих, и другие останки святых, получившие от них освящение. Это чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в Слове Божием, которое учит, что Сам Бог благоволил почтить и прославить тела и останки святых Своих. Прославил и прославляет их Он в смерти, ибо дорога в очах Его смерть святых Его, как говорит псалмопевец ( Пс.115:6 ). Некоторые из праведников, каковы Энох и Илия, даже не видели смерти ( Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ). Те же, которые умерли, после смерти прославлены в теле своем чудотворением и нетлением. Таков, напр., Елисей, одно прикосновение к костям которого воскресило мертвеца ( 4Цар.13:21 ). Ничто не одолело его (Елисея), говорит Премудрый, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир.48:13–14 ). О нетлении телес святых Псалмопевец говорил: Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ), и премудрый Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Пс.2:23–24 ). Человека Бог сотворил не для тления. Тление есть следствие греха; следовательно, чем менее человек, искупленный Иисусом Христом, работает греху, чем более соединяется со Христом, тем более он имеет надежды на нетление и после смерти. Поэтому апостол Павел говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие ( 1Кор.15:53 ) и в другом месте: всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10–11 ; чит. 2Тим.1:8:10 ). О телах святых в Слове Божием повествуется, что по смерти Христа Спасителя гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли ( Мф.27:53 ) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Спасение, которое мы, христиане, приобрели и получили благодаря Спасителю, есть осуществление предвечного замысла Божиего о нас,  так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира . Избрал весь род человеческий в целом, а нас, христиан, в отдельности, в предвидении, что мы с верой и любовью примем Спасителя и спасение. Этот  выбор  ни в коем случае не означает Божественного предопределения, ибо есть Божественное предузнавание и предвидение, как кто из людей поведет себя в отношении Спасителя и спасения, Им предложенного. Ибо человеколюбивый Спас предлагает спасение всем, однако Ему известен выбор каждого. Принимают его те, кто добровольно решился жить  святой и непорочной  жизнью во Христе и пред Христом. А такая жизнь есть жительство Духом Святым и в Духе Святом посредством святых Таинств и святых добродетелей, коренящихся в святых Таинствах. В большей или меньшей степени такую жизнь осуществляет каждый христианин по мере своих усилий и подвигов, ибо никто не может насильно заставить жить праведной и  святой  жизнью. Все здесь зиждется на свободной воле, на добровольных усилиях и труде. Добродетели, святые добродетели не могут быть навязаны силой или неким предопределением, ибо от начала и до конца они суть дело доброй воли. Вот почему святой Апостол и сказал:  избрал нас в Нем прежде создания мира , а потом и добавил:  чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ; — пред Ним: всесвятым, всевидящим, всезнающим, всебеспорочным. Достигнуть этого возможно только в том случае, если душу свою, сотворенную Богом богоподобной и богоустремленной, сохранять в этой жизни посредством святых Таинств и святых добродетелей. 1:5. Жизнь в святых Таинствах и святых добродетелях спасает нас, потому что освящает, ибо исполняет нас Единым Святым; потому что обоживает, ибо исполняет нас Богом; потому что  усыновляет  Богу, ибо соединяет нас со Единородным Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. Спасение и есть не что иное как  усыновление  человека с помощью Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Хотя Бог есть везде, однако здесь говорится о том, что Ему свойственно пребывать на Небесах, где Он насыщает явлением Своей славы удостоившихся там быть. Поэтому святой Кирилл в Катехизисе, раздел 9, называет Небо завесой Божества, за которой для нас, пребывающих вне завесы, Бог утаен. Но и Апостол Павел сравнивает вход Христа в святую Небесную обитель со входом первосвященника внутрь завесы в святая святых. Отсюда ясно, что Апостол учит о сущности Божественного Неба, проводя аналогию с завесой ветхозаветного ковчега. И поистине мало разницы в пребывании душ святых на Небе, на земле или еще где-нибудь, если они все равно не видят Бога. Доказательство седьмое Павел говорит: имею желание разрешиться и быть со Христом ( Фил. 1, 23 ). Если души святых пребывают в некоем месте вне Неба, напрасно это желание Павла, ибо Христос пребывает на Небе. Доказательство восьмое Сим дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния (Евр. 9, 8). Эти слова святой Феофилакт вместе с другими святыми Отцами толкует следующим образом: в святая святых не могут войти священники и мирские люди, это образ преграды на пути к Небу для людей Ветхого Завета. Поэтому тогда и праведники спускались в преисподнюю. Когда же Христос разрушил завесу скинии и упразднил ветхозаветные образы, тем самым Он открыл святым путь в Небесное святилище. Доказательство девятое Вы приступили не к горе осязаемой (Евр. 12, 18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства ( Евр. 12, 22–23 ). Здесь по толкованию святых Отцов описывается Церковь , торжествующая на Небе, и ее граждане. Прежде всего это Ангелы, а также души Первенцев, то есть тех. кто первыми уверовал и умер, такие как Апостол Иаков, Стефан и другие, которые, как сказано, написаны ка Небесах, то есть причислены к Ангельским чинам. Другие же толкуют церковь Первородных с написанными на Небесах как души Патриархов и Пророков, царствующих со Христом. Духами же совершенных называют души Апостолов и мучеников. Примите первое или второе толкование, из обоих ясно, что души святых, живших на земле, блаженны тем блаженством, которым прежде были почтены одни только Ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В Новом Завете приведен случай исцелений от предметов, которыми пользовался Апостол Павел: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». 251 Эта ситуация ничем не отличается от чудес, происходящих у мощей святых. О том, что святые имеют возможность помогать людям, живущим на земле в какой–то мере говорит и притча о богатом и Лазаре 252 . Авраам ведь не говорит о том, что он не может послать Лазаря к братьям, а только утверждает, что не послушаются воскресшего! Несмотря на то, что это притча, можно с полной уверенностью сказать, что Христос даже в ней не выбрал бы форму повествования, позволяющую сделать неправильные выводы. Мы обращаемся к святым потому, что они предстоят перед Богом и их молитвы возносятся перед престолом Господа: «... золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» 253 . В Откровении золотые чаши с фимиамом символизируют молитвы святых перед Агнцем. Понимая свою греховность, мы просим помощи у тех, о которых нам достоверно известно, что они прославлены Богом и по их молитвам Бог помогает людям. Прославление святых (канонизация) не является волевым актом людей. На основании известной благочестивой жизни, совершавшихся до и совершающихся после смерти чудес, после тщательнейшей проверки всех фактов жизни и чудес делается вывод о том, что Бог прославил человека святостью. Канонизация – просто признание факта, что воля Божия совершилась и умерший прославлен на небесах. Оснований для почитания святых более чем достаточно. Суть почитания икон и святых Мы, поклоняясь иконам и молясь перед ними, воздаем честь не материалу или произведению искусства, мы в молитве обращаемся к изображенному на иконе: «И так, мы поклоняемся иконам, воздавая поклонение не веществу, но посредством их тем, кто на них изображается. Ибо, как говорит Божественный Василий, воздаваемая иконе честь переходит не первообраз». 254 Если на иконе изображен Иисус Христос, мы, молясь, беседуем с Ним, обращая к Нему нашу благодарность и просьбы. Бог явился во плоти, и с того момента стало возможным создавать Его изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Путь святости. Опубликовано: 25 июня 2022 Будьте святы, потому что Я свят. (1 Пет. 1, 16) В Неделю Всех святых Православная Церковь творит память всех лучших своих сынов и дщерей – угодников Божиих. Не только извест­ные нам святые, но и многочисленные сонмы святых, имена коих ведо­мы только Богу, прославляются ныне Святой Церковью Божией. Все они прошли свой земной путь и ныне на небе сияют, как светила. Нам, еще сынам земли, важно знать, что общего у всех этих святых угодни­ков Божиих, какие их отличительные черты. Много разных святых сияет: и пророки, и апостолы, и мученики, и святители, и преподобные, и праведные, и другие. Но общее у них то, что все они прошли скорбный путь к жизни вечной. Никто из свя­тых в этой жизни не пользовался покоем, мирскими удовольствиями, суетной славой, но все они страдали, болели душой и телом, переноси­ли насмешки, гонения. Жизнь всякого святого была мученичеством во Христе. Вот почему и Церковь Божия, празднуя память всех святых (и пророков, и апостолов, и святителей, и мучеников, и преподобных, и праведных, и других), поет о них как о мучениках: «Иже во всем ми­ре мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже.» Святые угодники гово­рят всем нам, братьям и сестрам, подвизающимся здесь, на земле: мно­гими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Если ты думаешь насладиться здесь радостями земли, не иметь никаких за­бот и печалей, ты не увидишь вечного блаженства, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7, 14). Другой главнейшей чертой всех святых угодников было то, что они любили Бога больше всего. Всякая земная привязанность, даже любовь к своим родным, к своей семье, пристрастие к искусствам, наукам и ко всему, чему отдавал свои силы человек, – все это ставили угодники Божии на второй план, а паче всего любили, кланялись и молились Богу. За Божественной литургией Церковь Божия говорит нам слова Спаси­теля: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет крес­та своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38). Святые угодники и говорят нам: не любите никого и ничего, кроме Бога. Он есть наше вечное блаженство, наша радость, мир. Святые призывают нас, чтобы мы жили Богом, Им дышали, всегда о Нем думали (Пс. 15, 8).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/742-...

Что сказать о таких людях? Поистине заблуждаются они, не зная Писания, ни силы Божией. И чем оправдают они свою духовную слепоту? Скажут ли, что им не нужно помощи Святых, ибо они обращаются прямо к Богу; но этим они показывают лишь свою духовную гордость. И мы обращаемся к Богу, и мы молимся Ему Милосердному; но, зная в своем христианском смирении, что наши молитвы слабы и немощны, мы просим у Святых подкрепления и поддержки. Сектанты не хотят этого делать по гордости своей и тем лишают себя духовных благ, ибо, говорит Слово Божие: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» . Или станут толковать сектанты, что по словам Святого Писания «Един есть Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ). Но Христос называется единым посредником как искупитель мира, каковым действительно является Он один. Что же касается посредников молитвенных, каковыми являются св. угодники, то таковых может быть много. Вот почему св. апостол Павел и писал в послании к Коринфянам: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор.1:11 ). Быть может сектанты начнут утверждать, что наше поклонение Святым и прославление их не угодно Богу. Но как царю земному не может быть угодно, когда люди чтут его верных и лучших слуг, ибо, почитая последних, они выражают доверие и признательность велениям царским; так Господу Богу не может быть не угодно наше почитание Святых, ибо в лице их мы чествуем Самого Бога, «дивного во Святых Своих». Знайте же это, православные христиане, и не забывайте обращаться к святым угодникам с молитвами, прославляя их за милости и небесное заступление. А прославляя святых угодников, старайтесь подражать их жизни и делам. «Поминайте наставником ваших,– завещает христианам Святой апостол Павел,– и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). О почитании святых икон В последнее время появились люди-сектанты, которые говорят, что иконы почитать не следует. Они осуждают нас, православных христиан, и утверждают, что мы неправильно поступаем, почитая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, лютеране почитают кальвинистов за еретиков, а кальвинисты лютеран. И те, и другие достойны осмеяния, подобно тому, как горшок котлу досаждает, тогда как оба они почернели. Но это и неудивительно, ибо во лжи единогласия не обрести, как это было в древности во лжи судей, клевещущих на Сусанну: ложь постоянства не знает и единогласию не причастна, а Истина Господня пребывает вовек. Мы же, Православные, пренебрегаем их обманом и еретическими кознями и не боимся их злоумышления, а благочестиво исповедуем КАМЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ: Не только иметь и бережно хранить, но и благоговейно почитать икону Христа, икону Богородицы и иконы прочих святых подобает, и им должно поклоняться не как Богу, но как изображению Христа, Бога нашего, и его святых друзей. Глава 2. Твердость камня веры от Священного Писания В Книге Бытия, глава 18. Явился Господь Аврааму. Он возвел очи свои и взглянул. И вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (...) и поклонился до земли ( Быт. 18, 2 ). Эти три мужа были образом триипостасного Бога нашего, по общему разумению и толкованию всех святых Отцов, и об этом же говорится в дальнейшем в этой же главе Священного Писания, а также в начале этой главы, где написано: И явился ему Господь ( Быт. 18, 1 ). Исходя из этого, СПРАШИВАЮ: Естество ли Божие Само по Себе видел Авраам, или он видел Бога в ином образе? Не можете утверждать первое, потому что невидимого, непостижимого и неописуемого Бога никто не видел. Поистине, он в ином образе видел триипостасного Бога, то есть в образе троих мужей. Если же он этому образу поклонился до земли, то кто нам запретит поклоняться образу Христа Бога нашего и прочих святых другое Божиих? СПРАШИВАЕТЕ: Действительно ли познал Авраам в этом образе троих мужей триипостасное Божество? Но как же не познал, если видел он троих, а обращался к Одному: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18, 3 ). Не говорит: «Владыки», но Владыка, и не говорит: «Не пройдите мимо», но не пройди мимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если мы любим Бога, то должны любить Его Пречистую Матерь, и друзей Его – Святых, которые всю жизнь свою посвятили на служение Ему, терпели страдание за Него, жертвовали Ему всем, и столько угодили Ему, что получили от Него дар чудотворения и в жизни своей, и по смерти. Как же возможно не прославлять Святых, когда Св. Писание говорит: «Хвалите Бога во святыне Его»» ( Пс.150:1 ); «Честь сия – всем святым Его» ( Пс.149:9 ). «Память праведника пребудет благословенна» ( Притч.10:7 ). А в Евангелии сама Преблагословенная Богородица говорит: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Если мы чувствуем свою греховность, своё недостоинство перед Господом, «пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы», то мы непременно должны сознавать необходимость иметь молитвенников за нас, более угодных Ему. Мы видим из Св. Писания, сколь полезна нам молитва святых. Сам Бог говорит: «Пойдите к рабу Моему Иову; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). И Апостол пишет: «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). Если Ап. Павел просил верных молиться за него ( 1Фес.5:25 ; Кол.4:2–4 ), и почитал это нужным для себя, то тем более для нас, грешных, необходимы молитвы святых. Ещё в Ветхом Завете мы видим, что Ангелы были всегда помощниками человекам, и что их призывали в молитве. Так Иаков, благословляя детей Иосифовых, говорит: «Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих» ( Быт.48:16 ). Ангел Товии говорит: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Тогда праведное семейство, падши на землю, поклонилось вестнику небесному. И Ап. Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Как же нам не молить этих добрых помощников, этих хранителей ангелов, которых даёт нам Бог? Если Ангелы слышат молитвы верных, то уже конечно слышат нас и Св. Угодники Божии, ибо Господь сказал: «сподобившиеся достигнуть того века равны Ангелам» ( Лк.20:35–36 ). Ап. Пётр обещает верным молиться за них по кончине своей ( 2Пет.1:15 ). В Апокалипсисе Иоанн пишет: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Откр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/otv...

Иез.41:3 .  И по­шел внутрь, и намерил в столбах у дверей два локтя и в дверях шесть локтей, а ширина двери – в семь локтей. В Святое Святых пророк, хотя и священник, не может войти, посему ангел без него «пошел внутрь», т. е. в священную глубь святилища (LXX имеют здесь странное: «и вниде во двор внутренний») и приступил к измерению входа во Святое Святых. Этот вход, как и ворота внешние и внутренние, как и вход в притвор храма и святилище, имел два столба в 2 локтя, очевидно толщины, т. е. такой же толщины, как столбы Иез.40.9 ; следовательно, такой толщины была и стена (uú, tt»), отделявшая святилище от святого святых. Дверь (петах см. ст. 2) была 6 локтей, т. е., очевидно, ширины (t " ú); далее, исправляя совершенно непонятное замечание мазоретского текста: «ширина двери» (только что указанная! О высоте двери предыдущее выражение никак нельзя понимать, так как о высоте нигде в главе не было речи, исключая сомнительную дату Иез.40.14 ) по LXX на «бока же дверная», т. е. часть стены, незанятая дверью (rt» и ú " s) была «седми лактей о сию страну и седми об ону». Входы в притвор, святилище в Святое Святых, как сказано, суживались в арифметической прогрессии: 14–10–6 и соответственно расширялись бока стены: 3–5–7. Иез.41:4 .  И отмерил в нем двадцать локтей в длину и двадцать локтей в ширину храма, и сказал мне: «это – Святое Святых». «Святое Святых» (по евр. здесь rella) было, как в скинии и Соломоновом храме, квадратное 20 локтей. Выражение «в ширину храма», LXX: «пред лицем храма» дает понять, что Ангел определил величину святого святых через измерение его лишь передней стены, не входя в него или из благоговения или чтобы пророк, которому уже никак нельзя было идти туда, мог следить за ним глазами; следовательно, величина vy (на плане 4) была указана Ангелом а priori. LXX странно: «долготу дверий 40 локтей»; после святилища LXX со ст. 3 дают какие-то измерения ворот внутреннего двора. Иез.41:5 .  И намерил в стене храма шесть локтей, а ширины в боковых комнатах, кругом храма, по четыре локтя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010