Слово Божие указывает нам ряд примеров, когда благочестивые люди призывали в своих молитвах имена Святых Угодников и ради них просили у Бога милости. Так праведные три отрока в своей хвалебной молитве взывали к Святым Угодникам: « Благословите, духи и души праведных Господа, пойте и превозносите Его во веки » ( Дан.3:86 ). Подобным образом и Моисей, умоляя Господа о прощении народа Израильского, призывал в молитве своей имена Святых Угодников, когда говорил: « Вспомни рабов Своих, Авраама, Исаака и Иакова; не смотря на ожесточение народа сего и на нечестие его, и на грехи его » ( Втор.9:27 ). Точно также молился и Давид, восклицая: « Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцев наших » ( 1Пар.29:18 ). Этих же Угодников поминал в молитве и праведный Азария, говоря: « Не отними от нас милости Твоей, ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего и Израиля, Святого Твоего » ( Дан.3:35 ). Если же люди призывали имена Святых в Ветхом Завете, то тем более надлежит делать это теперь, когда Святые Угодники, как прославленные Кровию Великого Агнца, имеют несравненно большее дерзновение у Престола Божия. Обращаясь к Святым с молитвами, люди, по свидетельству Слова Божия, прославляли их и ублажали. Так, Премудрый Сирах в свое книге призывает к прославлению Святых Угодников, говоря: « Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл через них величие Свое от века » ( Сир.44:1 ). Сообразно с этим и писатель третьей книги Ездры повествует, что когда он увидел в откровении небесный сонм Святых Угодников, то « начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне » ( 3Ездр.2:47 ). Равным образом и Святой апостол Иаков пишет: « Вот мы ублажаем тех, которые терпели » ( Иаков. 5:11 ). Таково православное учение о молитвенном призывании и почитании Св. Угодников. 4. Возражение сектантов против молитвенного призывания и почитания Святых Угодников Отвергая ходатайства за людей Святых Угодников, сектанты прежде всего говорят, будто за нас пред Богом не может быть других ходатаев, кроме Господа нашего, Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Да постыдятся еретики и сектанты, не почитающие святых и не возносящие им молитв. Священное Писание обличит их ложь. Святой Иоанн-тайнозритель обличит их ложь, ибо он созерцал живых святых Божиих, видел, как они молятся Богу за грешный мир. Видел Ангелов Божиих, которые освящают молитвы святых множеством фимиама. Видел, как молитвы всех святых возносятся к пречистому престолу Всевышнего. Кому поверим, если Богу не поверим? Кто кроме Самого Бога откроет нам тайны Божии? Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших ( Ис.41:26 ) – так говорит пророк о людях и тщетности человеческой. Только Бог откроет истину, и Бог открыл истину через пророков Своих и через евангелистов и апостолов. А еретики и сектанты свои измышления выдают за Божию истину. Да возрадуются и возвеселятся все православные, возрадуются от истины, которая хранится неповрежденной в Церкви православной. Да возрадуются от святого Иоанна, евангелиста и тайнозрителя, который удостоился видеть истину Божию на небесах и открыть ее людям. Да возрадуются от всех святых Божиих на небесах, которые день и ночь приносят свои молитвы за нас, грешных, Господу Богу. Да возрадуются от Ангелов Божиих, которые помогают святым молиться Богу за нас, грешных. Жив Господь Бог наш, и Он видит и слышит. Живы все святые небеса Божии и все спасенные народы, и видят и слышат. В наше время человеческий разум изобрел машины и приборы, с помощью которых человек может слышать и видеть другого человека на большом расстоянии. Как же тогда Создатель разума не может видеть все и все слышать? И как первые служители Царя Небесного не могут видеть и слышать с небес все, что происходит на земле? И поэтому, братья, с великим упованием принесем молитвы свои Божиим святым и с великим упованием будем ждать, что святые Божии примут молитвы и к нашим молитвам присоединят свои. И что Ангел молитвы с золотой кадильницей и множеством фимиама освятит наши молитвы и молитвы всех святых и вознесет их к пречистому престолу Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Когда еврейский народ находился на краю погибельной пропасти, в ко­торую его влекло отпадение от истинного Бога, то Господь чрез Своего про­рока Иезекииля говорит такие слова: «Сын человеческий! Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они – олово, медь и железо и свинец в гор­ниле, сделались, как изгарь серебра... Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак, изолью на них негодование Мое» (Иез. 22 гл., 18, 30-31 ст.). Из этих слов ясно видно, что Сам Бог ищет такого челове­ка, который бы стал стеною между Ним и Израилем или, другими словами, ходатайствовал бы пред Богом за нечестивый народ. Если же Богу приятны ходатайства святых, если их Он даже Сам ищет, то нам грешным не остаётся ничего другого, как просить у праведных, чтобы они неумолчно воссылали к Богу свои молитвы о нас, коснеющих и ежечасно погрязающих во грехах. Для нас не должно иметь значения то обстоятельство – живут ли свя­тые на земле, или наши ходатаи уже перешли на небо; мы должны знать только одно, что для Бога, внимающего их молитвам, а также и для их любящего сердца пространства не существует. Наша вера в молитвы святых, перешедших на тот свет, имеет основа­ние и в Священном Писании. В откровении Иоанна Богослова повеству­ется о том, как тайнозритель видел, что пришёл к Престолу Божию святой ангел «и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фимиа­ма с молитвами святых от руки ангела пред Бога» (8 гл., 3-4). А в другом месте этой же книги (6 гл., 9-10) записано, что святые на небе молят Бога, чтобы Бог наказал злых людей, живущих на земле. История же христианства сохранила множество фактов, доказывающих действительность ходатайств почивших святых. Возноси же и ты, православный христианин, пламенные молитвы к тем, кто их слышит и может исполнить, т.е. к Богопрославленным праведни­кам! Не забывай Божиих угодников, и они не забудут тебя! В радости ли, в горе, всегда прибегай к ним, ибо они не чужие нам, но близкие наши хра­нители, молитвенники и ходатаи, которые чутко своим, исполненным любви, сердцем прислушиваются к стонам и воплям нашей страдающей земли!

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/753-...

Но, прославляя святых и прибегая к их молитвенной помощи, мы должны сами быть добродетельными или, по крайней мере, ревновать о добродетели и чувствовать отвращение к своим порокам и грехам. А иначе святые отвратят от нас свое лицо и не будут за нас посредниками перед Богом, потому что они любят чистоту, святость и одно только доброе. Святых, просиявших благочестивой и праведной жизнью, очень много. По слову одного церковного историка, как звезды на небе просвещают все концы земли и указывают путь путешествующим и плавающим на морях, так и подвиги святых сияют и духовно просвещают и указывают путь хотящим спастись. И пусть никто не отчаивается в своем спасении, ибо примеры святых свидетельствуют, что люди всякого звании, сословия, пола при разных обстоятельствах и условиях жизни достигли вечного блаженства. Не место спасает человека, не условия, но одно только требуется — чтобы работой и жизнью нашей не нарушались требования совести и закона Божия. Из жизни святых угодников Божиих мы видим, что человека спасает вовсе не место, не тот или другой род службы и занятий. Спасают человека единственно добрая совесть и честное исполнение своих обязанностей. Кто слушается закона Божия и своей совести, тот спасется, где бы он ни был и в каких бы условиях ни жил. В житиях святых каждый найдет для себя пример, подходящий для его образа жизни, указание, каким путем надо идти ко спасению. Вот перед нами пример земледельца Филарета Милостивого, пример богатых Авраама и Иова. Бедный же пусть взирает на нищего Лазаря и древокола с острова Кипра, жившего ежедневным трудом и не имевшего даже крова и притом хвалившего Бога. Ремесленник да смотрит на швеца — святого Симеона Верхотурского, который своей иглой совершал дела милосердия и сеял слово Божие. Вот огородник Конон. Вот бродячий певец, флейтист, подвиг которого ставится наравне с подвигом великого подвижника — преподобного Пафнутия. Вот пастух Евхарист, вот кожевник Усмарь и прочие, и прочие. Вот бедная женщина, святая Тавифа, которая также своей иглой достигла праведной жизни. Вот две женщины, вся заслуга которых состояла в том, что они, будучи невестками, в семейной жизни сохраняли согласие и мир. Вот святая Нонна, спасшаяся смиренным несением своего жребия замужней женщины, и множество других примеров. Поэтому святой апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении и говорит:  Имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия  ( Евр.12:1-2 ). Ему же от нас со Отцем и Святым Духом да будет честь и слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Те, кто читают и образовывают свой ум учением святых отцов, «из которого составляется догматическое и нравственное предание Церкви» (святитель Игнатий Брянчанинов), утверждают веру на надёжном основании. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» ( Еф. 2:19 ), Часть верующих на вопрос о чтении духовной литературы отвечает: «Мы люди тёмные, нам это непонятно. Мы к этому не привыкли». Евангелие написано для всех. И для мудрецов, и для простецов. Евангелие — по-русски Благая весть . Благая весть о жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери, святых Апостолов. Евангелие — это проповедь Спасителя, слово Божие, правда о «Свете истинном», «который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). Всякого человека. Впрочем, «если ты не понимаешь Слово Божие, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут» («Цветник духовный»). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему» ( Иак. 1:5 ), — советует апостол Иаков. Чтение житийной литературы не требует какой-либо подготовки, оно доступно каждому, даже ребёнку. Жития святых были излюбленным чтением русского человека в любом звании. Такое чтение позволяет увидеть отражение Божиих свойств в земных людях, укрепляет духовное мужество, даёт утешение в скорбях, помогает в житейских раздумьях. «Дивен Бог во святых Своих» ( Пс. 67:36 ). «Мы читаем духовные книги, но почти ничего не понимаем и не запоминаем», — сетуют те, кто имеет несколько более воли к доброделанию. Что же, в «Древнем патерике», где собраны рассказы о святых старцах, есть и такой. Один инок, придя к старцу, пожаловался: «Отче, я читаю Божественное Писание, но лишь только закрою книгу, уже ничего не помню. Что мне делать? Мне кажется занятие это бесполезным для моей души». Старец отвечал: «Возьми этот кувшин. Налей в него несколько воды. Поболтай. Вылей. Посмотри, есть ли в кувшине вода?» «Нет, отче», — ответил ученик. «Зато кувшин стал чище, — сказал старец. — Так и ум твой — после чтения святых слов».

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Церковь созидается " на основании Апостолов и пророков " (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано: " Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего " , то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые — это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что " Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,8). О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: " И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему " (Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: " ... видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский " (2 Мак. 15, 12). Ония обращаыся к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: " .. это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий " (2 Мак.15,14). В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о предстательстве святых за живущих: " ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых " (Откр. 5, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

12) Сектант: Святые молятся только о наказании живущих на земле грешников: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Праведный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»? (От. 6: 9–10). Объяснение православного: Приводимое сектантами место св. Писания их же самих и опровергает. Прежде всего из него сектанты должны убедиться, что святые на небе не только могут, а и действительно знают, как люди живут на земле – благочестиво или злочестиво, ибо молятся о наказании последних, т. е. злых. Затем, этим местом св. Откровения доказывается та истина, что святые на небе действительно молятся не о себе только, а и о живущих на земле. Наконец, сектанты должны согласиться, что молитва святых о наказании злых на земле есть в то же время молитва о благополучии благочестивых на ней, ибо если злые на земле будут Богом наказаны, то благочестивые перестанут терпеть от них всякое зло и притеснения и легче будут устраивать свое вечное спасение. Уничтожение, по молитвам святых, какого бы то ни было зла на земле ведет к увеличению на ней добра и правды Божией, к увеличению на земле Царства Божия, которое есть «праведность, и мир, и радость во Святом Духе“ ( Рим. 14: 17 ). Было бы крайне нечестиво и оскорбительно для Бога думать, что «друзья Его“, пребывающие в вечной любви Его, исполнены только чувства мести и не имеют в себе духа любви, что они молятся только о наказании злых и не ходатайствуют пред Богом о помиловании грешных. Это противоречило бы и здравому смыслу и всему тому, что говорится о святых в слове Божием. 13) Сектант: Мы молились бы святым да не знаем, кто из людей причислен Богом к святым до всеобщего суда над миром: «Никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его“ (3 Едр. 13: 52). Объяснение православного: Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1: 1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11-ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей“( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божии, «достигшие совершенства“, «первенцы Церкви написанные на небесах“ ( Евр. 12: 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Однако речь идет не о происхождении четырехколончатой классической формы портика вообще и не об унаследовании ее христианской традицией, а об устойчивости восприятия такой формы на протяжении всего средневековья как образа идеальной алтарной преграды, отделяющей Святая Святых христианского храма от наоса. Об этом свидетельствуют даже совсем поздние, поствизантийские изображения храма и древнерусские рукописи, фронтисписы которых зачастую украшались символическим образом Соборной Церкви или Города-Храма Небесного Иерусалима, представленным в виде разреза трехчастного храма и четырех столпов, отделяющих три алтарные пространства 110 . Кажется очевидным, что сохранившиеся до настоящего времени древние алтарные преграды и их реконструкции, воссоздаваемые по археологическим остаткам, большой иконографический материал – воспроизводит ли он реальный памятник или изображает образ идеальной алтарной преграды, зачастую понимаемой как образ-икона идеального храма, – убеждают в устойчивости архитектурной формы преграды и существовании в восприятии средневековья ее определенного архитектурного клише. В основе этого образа должна была также лежать некая конструкция, представляющая собой какую-то идеальную модель. На наш взгляд, конструкция алтарной преграды, состоящая из колонок и архитрава, восходит к архитектурному облику входа в Святая Святых ветхозаветной Скинии. Она точно повторяет вид сквозной преграды, отделяющей Святая Святых – самую сокровенную часть Скинии, место хранения Ковчега завета, от помещения «Святого» – передней части Скинии. Библейское описание ее создания ( Исх. 25–27; 36–38 ) и выполненные на его основании реконструкции 111 свидетельствуют, что вход в Святая Святых был оформлен в виде четырех деревянных колонн, обложенных золотом, и образуемого ими тройного прохода, пролеты которого были тщательно завешены ткаными завесами, украшенными изображениями херувимов: «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы. И повесь ее на четырех столбах из ситтим, обложенных золотом, с золотыми крючками, на четырех подножиях серебряных. И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святого–святых» ( Исх. 26:31–33 ). И далее: «А для ворот двора завеса в двадцать локтей из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы; столбов дня нее четыре и подножий к ним четыре» ( Исх. 27:16 ). Сходное устройство стены – т.е. тканых завес, плотно натянутых между столпами, – отделяющей Святая Святых от Святого, сохранялось в Иерусалимском храме, построенном Соломоном и перестроенном Иродом. По-видимому, оно повторялось и на фасаде всего сооружения 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Придя туда, он становился на то место, на котором стоял раньше при воскурении фимиама, 205 и затем кропил 206 один раз на крышку спереди и семь раз на землю пред ковчегом, и выходил оттуда. Семикратное кропление совершалось в знак полноты и совершенства. Блаженный Феодорит объясняет иначе семикратное кропление. «Поскольку в семи днях, – говорит он, вращается жизнь, и каждый, так сказать, день прегрешаем в большом или малом, то равночисленное дням кропление крови приносилось за совершаемые в них прегрешения». 207 Очистив себя и свой дом, первосвященник мог совершить очищение всего народа. Постановление об очищении народа, изложено в 16 гл. очень кратко. Здесь читаем: «и заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, чти делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и пред крышкою» (15). Восполняя указания текста преданием, мы имеем возможность ясно представить акт очищения народа. Он состоял в следующем. Первосвященник после кропления кровью тельца в святом святых, приходил во двор, убивал козла, предназначенного жребием в жертву за грех народа, брал его кровь в особый сосуд и шел в святое святых. Там он делал с кровью козла то же, что и с кровью тельца, т. е. кропил один раз на крышку спереди и семь раз пред крышкою. 208 Но в очищении нуждались не только священники и народ. Сыны Израилевы своими грехами и преступлениями сквернили скинию (ст. 16), поэтому первосвященник очистив себя, дом свой и весь народ, должен был очистить «святое святых и скинию собрания и жертвенник». Об очищении скинии в 16 гл. говорится очень кратко и обще. Сказав относительно вхождения в святое святых и кропления там кровью, автор непосредственно затем говорит об очищении святого святых: «и очистить святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их» (16 ст.). Что здесь под словом святилище нужно разуметь святое святых, это видно из 17, 20, 23, 27 стихов. Когда совершалось очищение святого святых, автор не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Пророк Давид, в молитве взывая: Господи Боже Авраама, и Исаака, и Израиля, отец наших ( 1Пар. 29:18 ), – воспоминает о святых праотцах в подкрепление своей молитвы к Богу, подобно тому, как православная церковь повседневно призывает Христа, истинного Бога нашего, молитвами пречистой Матери Его и всех святых. Апостол Иаков пишет: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой ( Иак. 5:16–18 ). Апостол Павел самому себе просил молитв у христиан: молю вы, братие, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим. 15:30 ). Святой апостол Иоанн Богослов, изображая бывшее ему видение, говорит: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы, полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Апок. 5:8 ). И еще: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имеяй кадильницу злату: и дани быша ему фимиами мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый сущий пред престолом. И изыде дым кадильный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Апок. 8:3, 4 ). Вселенская церковь Христова, последуя примеру и наставлению апостольскому, всегда призывала святых, как и ныне призывает. От времен апостольских совершается призывание святых на Божественной литургии. Святой Кирилл Иерусалимский , один из преемников первого Иерусалимского епископа Иакова, изъясняя литургию церкви Иерусалимской, по преданию дошедшую от апостола Иакова, говорит: «потом поминаем и прежде почивших, во первых патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше». 35 Также призываются святые в литургиях Василия великого и Иоанна Златоустог о. 36 Василий великий в слове на сорок мучеников говорит: «Сколько употребил бы ты труда, найти одного молитвенника ко Господу! и вот сорок молитвенников, воссылающих согласную молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010