Седмица 2-я по Пятидесятнице Воскресенье. О тайне и о суде святых Неделя 1-я, Всех Святых Мф.10:32–33, 37–38, 19:27–30 В первое воскресенье после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых. Для мира жизнь и подвиги святыхнепостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые «испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления», «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли». Мир вопрошает: «Зачем это нужно? К чему этот фанатизм»? Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: «всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». И другое: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня». Вот, собственно, и вся тайна. Те, которых мы называем «святыми», приняли Иисуса Христа не как «идеал», не как «принцип», не как «энергию», но – как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне, кто бы ни сказал: «выбирай: я или Христос», – они, не сомневаясь, выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому – дает им и силу, и терпение. Поэтому, когда придет время последнего Страшного суда, «когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей», сядут и они «на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все «святые будут судить», и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь «мир» ( 1Кор.6:2 ). И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь – слава, весь – могущество, весь – любовь. Весь – такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И, как говорит святой Григорий Палама , если мы сами себя осудим на ад, то уже не сможем противиться и негодовать, когда кто-нибудь осуждает нас, потому что это осуждение самое легкое, временное и имеет конец. Напротив, говорит он, «кто готов пойти на истинное самоосуждение за свое отчуждение от Бога, те не только не принимают во внимание оскорбления и упреки, возводимые на них, но и обретают исцеление от болезней телесных и духовное совершенство». Итак, мы видим, что с момента грехопадения праотцов наших эта позиция является правильной не только по отношению к Богу, но и по отношению к нашим собратьям, потому что две великие евангельские заповеди не могут быть отделены одна от другой. Мы любим Бога всем сердцем и братий наших, как свою жизнь. Единственная позиция, благоугодная Богу, – считать самих себя недостойными и Его, и собратий наших. Это начало любви к Богу и ближнему. Тогда из наших уст уже не выйдет ни слова суда или осуждения против собратий наших, потому что энергия, которую мы получаем от Бога в воздаяние за сокрушение сердца и пролитые слезы, не позволит ни одному негативному слову выйти из нашей гортани. Дай нам Бог всегда иметь это сокрушение сердца, чтобы стать безгрешными, ведь единственное мгновение, когда человек бывает без греха, это когда он осуждает себя. Евангелист Иоанн говорит то же самое: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 8–9). Мне жаль тех, кто не почитает святых: они не становятся причастниками богатства даров всех святых Святые отцы говорят то же, что и Писание. Мне жаль тех, кто не почитает святых и читает только Священное Писание, как протестанты. Они пребывают в великой духовной бедности, потому что не проникают в богатство Царствия, не становятся причастниками богатства даров всех святых. В Церкви мы пользуемся двояким причащением. В первую очередь причащаемся Тела и Крови Христовых, через которые нам даруется Его жизнь, пока и мы приносим Ему в жертву нашу жизнь. Мы причащаемся также и даров всех святых, потому что все они присутствуют во Христе. Там, где Христос, там находятся и все святые и ангелы Его. Если мы почитаем литургическое собрание, принося сюда все благие чувства, родившиеся в нас из пронзения сердца и из слез соответственно нашему приготовлению к Святой Литургии, тогда мы удостаиваемся чести стать причастниками даров мощных членов – всех святых, особенно Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

http://pravoslavie.ru/77524.html

Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, но ни разу не высказался против этого верования. В Новом Завете также можно указать основание для учения о предстательстве святых за живущих: ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). На этом основании в Церкви установлено молитвенное призывание святых. Своим ходатайством святые усиливают наши молитвы, испрашивают нам необходимые блага от Бога, помогают нам в совершении нашего спасения. 5.2. Почитание святых О святых мы говорим как о ходатаях и посредниках между Богом и человеком. Между тем в Священном Писании Ходатаем и Посредником называется Сам Иисус Христос. Например, в Евр.12 Господь назван Ходатаем Нового Завета. В 1Тим.2:5–6 ап. Павел высказывается еще более определенно: ...един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Обычно именно этим высказыванием ап. Павла протестанты обосновывают свое отрицание церковной практики почитания святых. Действительно, в деле искупления, в деле примирения человека с Богом Христос есть единственный Посредник, никакого другого нет и быть не может. Но спасение каждого человека, т. е. усвоение им плодов искупления, совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся на пути к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. О необходимости почитания угодников Божиих в Священном Писании говорится неоднократно. Божия Матерь восклицает: ...ибо отныне будут ублажать Меня все роды... ( Лк.1:48 ). О необходимости чтить память святых говорится в Книге Притчей: Память праведника пребудет благословенна ( Притч.10:7 ). Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка... ( Мф.10:41 ), т. е. необходимо воздавать людям Божиим подобающую им честь.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Сохранение останков святых в нетлении и совершение при посредстве их чудес служит для Церкви православной основанием и побуждением к чествованию мощей святых угодников и вместе с тем уверением, что такое чествование есть дело богоугодное. Это чествование выражается в установлении праздников в дни обретения и перенесения святых мощей, в благоговейном хранении их, в поставлении их в святых храмах, в сооружении гробниц, в возжигании пред ними свечей и лампад, каждении фимиамом, лобзании и поклонении. Свидетельства Писания о святых мощах Господь хранит останки святых и творит чудеса через них: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ). «Гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея и ожил и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:21 ). Останки святых почитали «И сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? и сказали ему жители города: это могила человека Божия... И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» ( 4Цар.23:17–18 ). «Иаков поставил над гробом ее (Рахили) памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» ( Быт.35:20 ; ср. Мф.23:29 ). Свидетельства древних отцов Церкви Евсевия, епископа Кесарийского : «смирнские христиане в своем послании писали: сотник, видя враждебную настойчивость иудеев, положил тело (святого Поликарпа) в огонь, как они обыкновенно это делают, и сжег. Α мы потом собрали его кости, сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их, где следовало. Туда, как только можно будет, мы станем собираться с весельем и радостью, – и Господь соизволит нам праздновать день его мученического рождения (т.е. в жизнь вечную) в научение и утверждение будущих подвижников». 399 Святого Ефрема Сирина : «по смерти мученики действуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа. Поскольку мученики мужественно, с великим терпением исповедали Христа пред человеками, то и Он провозгласил их пред Отцом и ангелами Своими и обетовал им блага ( 1Кор.2:9 400 ). 401 Они (христиане) поют псалмы, и, радуясь, славословят Бога, увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости окружают святые останки вашего страдальчества, желая принять благословение и взять с собою врачевства для души и тела». 402

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Я выделил здесь один маленький кусочек – о молитвенном призывании. Но есть еще история мощей, история икон, которая все это подтверждает. Почитание святых В каких формах происходит почитание святых? Мы строим храмы в честь святого, составляем в их честь молитвословия. Формой этого почитания можно считать каждение, славословия. Как Господь прославил пред людьми того или иного святого, так и мы чтим его. Мы чтим мощи святого, если они остались, посещаем места служения святого. В ветхозаветные времена такое почитание тоже существовало (например, почитание пророка Илии). ( Притч. 10:7 ) – “Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет”. В Новом Завете есть много мест о почитании святых. ( Ин 15:14 , Мф. 10:40–41 ) – “Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника”. ( Евр. 13: 7 ) – “Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их”. ( Лк. 1:48 ) – “...отныне будут ублажать Меня все роды”. Это означает, в частности, и ублажение после кончины, то есть до конца мира будет почитание Божией Матери. Поэтому неправы те, кто утверждает, что надо почитать только Господа Иисуса Христа и ни в коем случае нельзя почитать Божию Матерь и святых. Кстати, протестанты на этой почве упрекают нас в идолопоклонстве, когда речь идет о почитании святых. Но здесь есть разница, и она находит отражение в языке. В русском языке ее уловить труднее, чем, скажем, в греческом, где существуют разные глаголы о Богопочитании (“латрия”) и почитании святых. Когда мы говорим о почитании Бога и почитании святых, то понимаем это в разных смыслах: почитание Бога означает воздание Богу Божественных почестей, Его достойных. Но эти же самые почести нельзя воздавать святым, потому что они являются не более мелкими богами, а нашими сотрудниками, но находящимися в Церкви торжествующей. Мы идем по пути спасения, а они помогают нам на этом пути, т.е. это сотрудничество. Мы чтим святых за те подвиги, которые они совершили, но, конечно, не без “корыстного” для нас намерения – опереться на них ради спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

12. И над той расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место. 13. И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. 14. Ангел сказал мне: «это то место, где оканчиваются небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных и для воинства небесного. 15. И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в свое определенное время. 16. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, – в год тайны». Глава 19 1. И Уриил сказал мне: «здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с женами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, – будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведен великий суд, пока не постигнет их конечная участь. 2. Также и с женами их, которые соблазнили ангелов неба, будет поступлено точно так же, как и с друзьями их. 3. И только я Енох созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я. Глава 20 1. И вот имена святых ангелов, которые стерегут: 2. Уриил, один из святых ангелов, ангел грома и колебания; 3. Руфаил, один из святых ангелов, ангел духов людей; 4. Рагуил, один из святых ангелов, который карает мир и светила; 5. Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, – над избранным народом; 6. Саракаел, один из святых ангелов, который поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху; 7. Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами. Глава 21 1. И я обошел кругом до одного места, где не было никакой вещи. 2. И я видел там нечто страшное, ни небо возвышенное и не землю утвержденную, но одно пустое (пустынное) место, величественное и страшное. 3. И здесь я видел сем звезд небесных, вместе связанных в этом месте, подобных великим горам, и пылающих как бы огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. О том, что Господь дарует нам жребий святых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Апостол Павел, обращаясь к колоссянам, говорит: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете» (ст. 12). Мы должны благодарить Бога и Отца, потому что именно Он призвал нас к тому, чтобы быть участниками наследия святых, или, как перевел епископ Кассиан (Безобразов), сделал нас «способными участвовать в жребии святых во свете». Есть изречение Самого Спасителя: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» ( Ин.6:44 ). То, что мы получаем жребий святых — это не наша заслуга или какое-то исключительное наше право, но дар свыше. Именно Бог Отец сделал нас способными к участию в жребии святых. Под призванием имеется в виду не просто наш отклик на зов Божий, но то, что Господь изменяет нас таким образом, что мы можем уподобиться святым, хотя сами по себе немощные, грешные и скорее несем в себе залог вечных мук, чем блаженства. Но такова великая и неизреченная милость Божия, что грешников и падших людей Он делает способными участвовать в жребии святых во свете. Конечно, здесь говорится о Божественном свете и Божественной славе. «Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (ст. 13). Бог настолько возлюбил нас, что избавил от власти тьмы. Власть тьмы — это не только власть неведения и неверия, но и власть самого диавола, потому что человеческое неведение — это плод действий сатаны. Мало того, что своими силами мы были не способны уподобиться святым, получить их жребий и наслаждаться Божественным светом и не могли сделать ничего доброго, но мы находились под властью диавола. Бог Отец по Своей неизреченной милости (само имя «Отец» говорит о любви) избавил нас от этой власти и ввел в Царство Сына Своего. В славянском тексте — «престави в Царство Сына любве своея», а в переводе епископа Кассиана — «перенес в царство Сына любви Его».

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он сошел для всего мира… И мы делаемся причастными этому Духу в момент крещения, в момент совершения святых Таинств, в момент, когда подходим к Святой Чаше. Но как быстро мы теряем способность удержать в себе плоды Духа, сохранить их в своем сердце и в своей душе Дух истинный! Дух Святой сходит на нас, а мы не в состоянии Его удержать и часто даже не хотим этого! И что же получается? И этот великий день праздника Всех святых мы радуемся, почитая их память и вспоминая их жизнь, а они?.. Остаются ли они в этот момент пассивны? Нет! Если мы с ними общаемся в молитвах, то они общаются с нами. Но если, глядя на их жизнь, мы радуемся и празднуем, то они в это время, глядя на нас и на нашу жизнь, скорбят и плачут, потому что они знают, что хотя и нелегко стать святым, но можно и должно, а, глядя на нас, они видят, что мы не стремимся к этому. Мы ублажаем святых и… ничего не делаем, чтобы присоединиться к ним. И Святая Церковь, заканчивая эту страницу церковного календаря днем Всех святых, напоминает нам, с одной о величии всех святых, которые, как звезды, наполнили весь необъятный небосклон, а с другой стороны, о том, что мы с нами это время пропустили мимо себя, едва-едва вынеся самые крохи духовного опыта и духовного назидания. И чтобы помочь нам, Святая Церковь, заканчивая этим праздником Всех святых предпостные, великопостные и затем пасхальные праздники, с завтрашнего дня завещает нам вступить в Петровский пост, как бы напоминая нам, тем из нас, кто не успел покаяться за Великий пост, и тем, кто покаялся, но вновь отошел от правды Божией, покаяться теперь, каждого из нас призывает этим очередным постом, чтобы очистить свое сердце, освятить свои помыслы, подойти к Богу, подойти ко всем святым и постараться вместе с ними войти в эту Церковь Торжествующую, которую никакие силы и никогда не смогут одолеть по обетованию Самого Спасителя. Источник: OrthPhoto.net Вы скажете, что стать святым трудно! Да, это нелегко, но и то же время и не невозможно. Господь сказал: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.

http://pravmir.ru/kazhdyj-mozhet-stat-sv...

Почему же Церковь не имеет право не только раз в 10 лет вспоминать о своих наставниках, а постоянно, каждое воскресенье, каждую службу? Кроме поминания Церковь через иконы чтит и прославляет своих святых, величайших из Ее учителей и пастырей, которых дал Ей Бог. Протестанты сразу скажут, как можно прославлять людей, ведь Бог говорил, что «...не дам славы моей иному...» (Ис. 42:8). Но говорил это Бог по отношению к другим богам: «Я -Господь, это Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». В Новом же Завете Христос сказал: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им...» (Ин. 17:22). В Пс. 148:14 также сказано, что Бог «возвысил... славу всех святых Своих...». В 1 Тим. 1:17 сказано: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». Римлянам же Ап. Павел пишет: «...слава и честь, и мир всякому, делающему доброе...» (1:10). Но протестанты как будто не видят этих мест. Со Своими верными рабами Бог желает разделить Свою славу и божественность, и это в полной мере произойдет в конце времен. Но и сейчас о многих людях Церковь имеет свидетельство, что они уже в славе у Бога пребывают, и прославляет их так же, как когда-то народ прославлял Апостолов и всех христиан (Деян. 5:13) и не был в том винен против славы Божией. Все по Библии. Раз Христос дал славу Своим верным ученикам и святым, то Церковь их и прославляет. Прославляя святых, Церковь тем самим прославляет прежде всего Самого Бога, ту благодать Божию, которая сделала грешного человека святым. Во 2 Фес. 1:10 сказано, что Христос «...прийдет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших...». Св. Иоанн Кронштадский писал: «Изображениям святых мы поклоняемся, как изображениям славных добродетелей христианских... (а) в них - Самому Богу, в них (в святых) вселившемуся и в них действующему». 42 Т. е., в святости человека является прежде всего величие Божие. Чем больше Церковь прославляет святых, тем больше Она прославляет тем Самого Бога; слава Богу умножается, а не отнимается, как трактуют это протестанты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010