Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с днем тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 мая 2010 г. 12:09 24 мая 2010 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, члены Священного Синода Русской Православной Церкви поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Великий Господин и Милостивый наш Отец! Ныне, согласно славя Всесвятаго Духа, и молитвенно вспоминая равноапостольный подвиг святых Солунских братьев-просветителей Кирилла и Мефодия, Церковь Русская поздравляет своего Предстоятеля с днем тезоименитства. Это церковное торжество, к нашей общей радости, запечатлено пребыванием в Москве Предстоятеля братской Константинопольской Православной Церкви — Его Святейшества Патриарха Варфоломея. Единой евхаристической чашей увенчан и единым духом любви скреплен нынешний пир веры. Святой Дух Утешитель, некогда ниспосланный от Отца на святых учеников и апостолов, дал им силу проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16, 15), свидетельствовать о Христе «даже до края земли» (Деян. 1, 8) . Тот же Дух содействовал святым Кириллу и Мефодию, именуемым Церковью равноапостольными, в их миссионерском и просветительском служении. Сегодня, как и в прежние времена, Церковь Христова, водительствуемая Святым Духом, не ослабевает в усердии, возвещая Истину и свидетельствуя о Правде Божией. Воистину, «Велий Господь наш и хвален зело» (Пс. 47, 2) , более года тому назад поставивший на Всероссийский Патриарший престол Вас, Ваше Святейшество, и вверивший в Ваши Первосвятительские руки многомиллионную паству. Преисполняясь сыновним благодарением Богу, сегодня мы видим добрые и многополезные плоды Вашего жертвенного служения: «от Запада и Севера, и моря и Востока» — повсюду верные Ваши чада, вдохновляясь примером своего Первосвятителя, возрождают церковную жизнь во всем многообразии. Вам ли не радоваться столь благотворным переменам? Вам ли не ведать овец словесного стада Христова по имени? Вам ли не воскликнуть вместе с богодухновенным пророком Исаией: «Се аз и дети, яже ми даде Бог» (Ис. 8, 18) ?

http://patriarchia.ru/db/text/1165035.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Не утвержден для общецерковного использования Кондак 1 Избраннии от Бога угодницы и чудотворцы земли Тавричестей, светом истины Христовой озареннии и в южнем крае сем отечества нашего и во вселенней просиявшии, яко звезды светлыя Церковь Крымскую украсившии, восхваляя подвиги ваша и труды евангельскаго спасительнаго сеяния, почитаем пречестную память и ваше пред Богом ходатайство, помощь и заступление, с любовию сыновнею зовуще вам: Радуйтеся, светильницы Церкви нашея, вси святии в земли Тавричестей просиявшии! Икос 1 Ангельскому поревновавши житию и Духом Святым просвещеннии мужие апостольстии и доблественнии жены, благовестники и просветителие земли нашея и Церкви Святыя насадителие. Днесь чада ваша духовная на земли, идеже стопы ваша прошли грады и веси, с умилением приносим сердечныя похвалы сия: Радуйся, первозванный апостоле Христов Андрее, первейший святыя веры в Таврии насадителю! Радуйся, благоверный царю Константине, повелением твоим в земли нашей Православие утвердивый. Радуйся, богомудрая царице Елено, святою ревностию твоею край Таврический светом евангельским озарившая. Радуйся, богоблаженная княгине российская Ольго, чрез Тавриду посетившая Царьград, в правоверии нас наставляющая. Радуйся, духовная наша мати, праотцем нашим испросившая у Бога просвещение. Радуйся, равноапостольный княже Владимире, в Херсонесе приявший крещение и тем христианскую веру прославив, прелесть идольскую посрамил еси. Радуйся, благовестителю света Христова, провидевший Божие смотрение о спасении народа державы твоея. Радуйся, наипаче и Ты, Благословенная Владычице, Мати Божия, всех Крымских святых на труды и подвиги укрепившая. Радуйтеся, светильницы Церкви нашея, вси святии в земли Тавричестей просиявшии! Кондак 2 Видя Господь Бог тебе, преблаженне Клименте, истиннаго пастыря Церкви Своея, скорбь и утеснение словеснаго стада и яко нечестивый царь Троян, не терпя твоего ревностнаго служения, сосла в пределы Тавриды в каменоломни Инкерманския. Зде же в горьких работах пребывая, вкупе со ученики устроял еси храмы, приводя ко Христу, восхвалял Бога Промыслителя, с верою и любовию воспевая Ему победную песнь: Аллилуиа! Икос 2

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-vse...

ru.pinterest.com Константинополь Богатство культур 19 июля, 2012 Богатство культур ru.pinterest.com Уникальный город в зените славы и в период падения Содержание статьи Основание Константинополя Константинополь, сегодня известный как Стамбул — один из самых исторически значимых городов в мире. Он был основан 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) святым равноапостольным императором Константином Великим и задумывался как столица новой Римской империи, впоследствии — столица Византийской империи. Константинополь на протяжении долгого времени был важным культурным, политическим и экономическим центром Европы и Азии. Город возник на побережье Мраморного моря неслучайно. Это место начинало заселятся еще в глубокой древности, в VII в. до н.э. здесь создали свою колонию дорийцы. Выгодное расположение Византия для торговли на проливе Босфор привело колонию к процветанию. Однако это же обеспечило многочисленные попытки набегов от «соседей», некоторым из которых удавалось удержать контроль над северным побережьем Золотого Рога. Союз с Римской импертией Чтобы защитить территорию в середине II в. до н.э. пришлось заключить союз с Римской империей. Однако разразившаяся там гражданская война привела Византий к практически полному упадку, от которого будущий Константинополь и спас император Константин I. Император Константин смело взялся за строительство нового города, который сочетал в себе элементы римской архитектуры и греческого вкуса. Многие из его зданий стали символами византийской культуры и искусства. Император привлек для строительства города лучших архитекторов, живописцев и скульпторов того времени. Чтобы пригласить жителей в новый город, он придумал специальную систему поощрений, а самых обеспеченных жителей Византии обязал приобрести там недвижимость. Этот же период был ознаменован переходом от язычества к христианству, строительством многих известных и ныне христианских храмов. Константинополь в зените славы и посреди упадка Выгодное расположение Константинополя продолжало способствовать развитию внешней торговли, город обогащался. В период правления амбициозного императора Юстиниана Первого (527-565 гг.) в нем появилось много новых знаковых сооружений: новый Софийский собор, Цистерна Базилика и другие. Это время считают зенитом славы Константинополя.

http://pravmir.ru/konstantinopol/

В Элисте открылись торжества в честь 20-летия Калмыцкой епархии 23 сентября 2015 г. 15:27 22 сентября 2015 года Божественной литургией в Казанском кафедральном соборе в столице Калмыкии открылись торжества в честь 20-летия Элистинской епархии . Праздничное богослужение возглавили архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и епископ Кызыльский и Тывинский Феофан . Иерархам сослужили: представитель Улан-Удэнской епархии протоиерей Роман Матвеев, представитель Георгиевской епархии протоиерей Владимир Сорочинский, настоятели и клирики храмов Элистинской епархии. По окончании Литургии был совершен молебен небесным покровителям Калмыкии — равноапостольным Кириллу и Мефодию, преподобному Петру, царевичу Ордынскому, святому благоверному князю Михаилу Тверскому и святым благоверным князьям Давиду и Константину Ярославским. Затем архиепископ Юстиниан и епископ Феофан возглавили крестный ход со святынями вокруг Казанского собора. Священнослужители прошли по соборной площади с мощами святого Михаила Тверского и святых Давида и Константина Ярославских. В завершении богослужения владыка Юстиниан поздравил участников торжеств и всех жителей Калмыкии с 20-летием епархии: «Издревле повелось, что сентябрь был месяцем праздничным. Так и мы с вами именно в это время совершаем благодарение Богу за благополучное служение Элистинско-Калмыцкой епархии на протяжении 20 лет. С благодарностью к Богу к иерархам, священнослужителям и труженикам церковным, положившим свои силы, чтобы здесь, в Калмыкии, была создана епархия для более полного, более совершенного церковно-духовного окормления православных христиан». Архиерей выразил радость в связи с принесением в пределы епархии великих святынь — иконы благоверного князя Михаила Тверского из Георгиевской епархии, частицы мощей святых князей Давида и Константина из Ярославской епархии — монголов по происхождению. Владыка указал на духовно-просветительское значение этого события, подчеркнув, что «общение со святыми укрепляет нас и дает нам с вами вразумление, что вовсе времена должно любить Бога и не боятся никаких испытаний».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Группа российских паломников во главе с епископом Нефтекамским Амвросием поклонилась святыням древней Византии 11 июня 2013 г. 17:48 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла клирики Нефтекамской епархии Русской Православной Церкви во главе с епископом Нефтекамским и Бирским Амвросием совершили паломничество к святым местам древней Византии. По приезде в Стамбул 1 июня 2013 года паломническая группа посетила храм Святой Софии и другие святыни Константинополя. 3 июня, в день памяти равноапостольных Константина и Елены, епископ Амвросий с паломниками молился в освященном в честь этих святых храме на территории летней резиденции Генерального консульства Российской Федерации в Бююк-Дере близ Стамбула. На празднование в храм прибыли Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X , который находился с официальным визитом в Константинопольском Патриархате. Патриархов встретили Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Турецкой Республике В.Е. Ивановский и генеральный консул России в Стамбуле А.В. Ерхов. После богослужения Патриарх Варфоломей обратился с приветственным словом к присутствующим. Его Святейшество поздравил всех с праздником и отметил важность совместной молитвы иерархов и священников трех Поместных Церквей в храмовой праздник консульского храма. Обращаясь к Преосвященному Амвросию, Патриарх Варфоломей отметил теплые дружественные отношения Константинопольского и Московского Патриархатов и пожелал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу доброго здравия и сил на поприще Патриаршего служения. Епископ Амвросий обратился к Предстоятелям Константинопольской и Антиохийской Православных Церквей с приветствием от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выразив радость о молитвенном общении в день, когда Церковь чтит память святого Константина, благодаря которому 1700 лет назад христиане получили возможность свободно исповедовать свою веру. Владыка Амвросий преподнес Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Патриарху Иоанну памятный подарок — Библию на церковнославянском языке.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ангеляр Охридский, равноап. - житие Ангеляр (или Ангеларий) Охридский (1-я пол. IX в.- ок. 886), пресвитер, святой равноапостольный. Память в числе Седмочисленников и в Соборе Болгарских святых Ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великой Моравии и Паннонии, один из святых Седмочисленников. Судя по имени, более характерному для западнохристого мира, Ангеляр, вероятно, был уроженцем Великой Моравии или Паннонии. Причисление его к особо выделенным ученикам святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии Ангеляра в трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. После кончины святителя Мефодия в 885 году Ангеляр вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу славянских священнослужителей, которая по приказу франкского епископа Вихинга и князя Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Когда они, кроме Горазда, были выпущены из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем немецких воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (ныне Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болгарской пограничной крепостью. Городской начальник, знавший о желании святого равноапостольного князя Бориса Болгарского иметь в Болгарии славянских священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болгарской державы Плиску, где изгнанники нашли приют в знатных домах. Ангеляр поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Почитание Сведения о святом Ангеляре весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греческом житии святого Климента Охридского, написанном в конце XI века Феофилактом Охридским на основании недошедшего до нас славянского жития. Предполагается, что к этому источнику восходят все ныне известные позднейшие сведения об Ангеляре, сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников славянских просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») святого Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греческом житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам.

http://pravicon.com/info-1758

Святость — это элитарность? Благоверные князья Древней Руси Протоиерей Константин Костромин Кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Подпишитесь на наш Телеграм Все ли мы знаем о древнерусских святых? Почему-то монахи иногда были яркими общественными деятелями, князья чуть ли не массово канонизировались,  страстотерпцы Борис и Глеб стали наиболее почитаемыми, а в лике мучеников, напротив, не был прославлен почти никто. О загадках и ребусах древнерусской святости рассказывает церковный историк протоиерей Константин Костромин — кандидат богословия, кандидат исторических наук, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку: Сегодняшний наш разговор будет посвящен святым благоверным князьям. Как известно, русская святость начинается в любом случае со святости княжеской. Первыми русскими святыми были святая равноапостольная княгиня Ольга , святой равноапостольный князь Владимир , святые благоверные князья Борис и Глеб . Это князья, и их святость была очевидной для если не современников, то ближайших потомков. Благоверные князья являются одним из наиболее известных, популярных и, может быть, даже распространенных примеров святости в Древней Руси. И они конкурируют в этом отношении с количеством преподобных, которых, разумеется, как святых монахов, на Руси было много. Много или мало прославлено в лике святых благоверных князей? Лоза Неманичей. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани Определенного ответа на этот вопрос дать, наверное, и невозможно. В данном случае нужно провести несколько сравнений, которые дадут ответ на вопрос, как их много. Прежде всего, если сравнивать, например, с нашими братьями сербами, то можно обратить внимание на то, что там иногда целые семейства князей или господарей оказываются святыми, как, скажем, известная семья Немоничей, которая дала подавляющее большинство своих высших представителей именно в качестве святых. На Руси ситуация другая. Традиция понимания хода русской истории в течение столетий в русской книжности такова, что, кажется, у нас существовало одно семейство — семейство Рюриковичей, которое господствовало во всех княжеских домах Руси. В известной степени это так, оно доказывалось многочисленными произведениями. И если сравнивать с количеством святых среди Рюриковичей с количеством святых среди Неманичей, конечно, русских князей будет намного меньше.

http://blog.predanie.ru/article/neozhida...

Сорок мучеников Севастийских: история праздника, иконы, обычаи, рецепты (+Видео, аудио) В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта, 2024 В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» 22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.    История Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта — указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина — Ликиний, убежденный язычник. В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня , если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

http://pravmir.ru/sorok-muchenikov-sevas...

Ярославская и Ростовская епархия 9 вересня 2010 р. 00:30 В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края. Переславская земля дала России ее первого великого военачальника — святого благоверного князя Александра Невского. В 1314 году была явлена чудотворная икона Матери Божией «Толгская», чей лик преисполнен скорби о Русской земле и ее многострадальном народе. На месте явления чудотворного образа близ Ярославля был основан монастырь, ставший в конце ХХ века, после многих десятилетий гонений на Церковь, первой возрожденной женской обителью на территории России.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1269094...

Ярославская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский Переславский женский монастырь Ярославская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — город Ярославль . Граничит с Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской, Тверской областями. Расстояние от областного центра до Москвы — 282 км. Содержание Православие в Ярославской области [ править править код ] История [ править править код ] В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода. Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия. За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский , святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие. Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день. В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010