равноапостольный Косма Этолийский (1714–1779) Слова Труды на сербском языке равноапостольный Косма Этолийский Равноапостольный Косма Этолийский (в миру Константин), родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище, у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари). Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению. По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви. Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку Священных Книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу). Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями. И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Святейший Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы современная Европа не разрушила свою связь со святым Константином и делом его жизни 6 октября 2013 г. 22:11 6 октября 2013 года после Божественной литургии в сербском городе Ниш состоялся торжественный прием, посвященный 1700-й годовщине издания святым равноапостольным императором Константином Миланского эдикта. В мероприятии, которое прошло в зале приемов Cristal, приняли участие Предстоятели и члены делегаций Поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели, представители дипломатического корпуса. В выступлении на приеме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Событие, которое мы сегодня празднуем, имеет огромное значение для всего христианского мира. Оно возводит нас к личности Константина, великого Римского императора, и к городу Ниш, где он родился». Обращаясь к Предстоятелю Сербской Церкви , Святейший Патриарх Кирилл продолжил: «Вашему Святейшеству как многолетнему архипастырю Нишской епархии выпала высокая честь быть хранителем этих мест, освященных памятью великого равноапостольного Царя Константина». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что Миланский эдикт завершил трехсотлетний период гонений на христиан и обозначил наступление в отношениях Церкви и государства новой эпохи, а император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры. «Среди таких правителей был и великий князь Владимир Киевский, который крестил Русь, пригласил на русскую землю миссионеров из Константинопольской Церкви , совершил великий подвиг христианизации народа, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — И когда вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей мы праздновали в этом году в Москве, Киеве и Минске 1025-летие этого события, не раз перед моим мысленным взором вставал образ святого равноапостольного Константина». Слова о Честном и Животворящем Кресте «Сим победиши!», обращенные некогда к святому Константину, обращены ныне и ко всем христианам, которые обитают по всей вселенной, ко всей Православной Церкви, уверен Святейший Владыка: «Мы сегодня живем в эпоху воинствующего безбожия. Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от Креста Христова, от веры, которую он символизирует, и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, которые некогда заложены были в основу великой европейской цивилизации. Эти безбожные силы покушаются притупить в людях стремление к уготованному им Отцом Небесным Царствию и любой ценой отвернуть их от тысячелетних устоев христианской нравственности».

http://patriarchia.ru/db/text/3284689.ht...

Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы современная Европа не разрушила свою связь со святым Константином и делом его жизни Патриарх Кирилл напомнил, что Миланский эдикт завершил трехсотлетний период гонений на христиан и обозначил наступление в отношениях Церкви и государства новой эпохи, а император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры. 7 октября, 2013 Патриарх Кирилл напомнил, что Миланский эдикт завершил трехсотлетний период гонений на христиан и обозначил наступление в отношениях Церкви и государства новой эпохи, а император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры. 7 октября. ПРАВМИР. Вчера после Божественной литургии в сербском городе Ниш состоялся торжественный прием, посвященный 1700-й годовщине издания святым равноапостольным императором Константином Миланского эдикта, сообщает сайт ОВЦС . В выступлении на приеме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Событие, которое мы сегодня празднуем, имеет огромное значение для всего христианского мира. Оно возводит нас к личности Константина, великого Римского императора, и к городу Ниш, где он родился». Патриарх Кирилл напомнил, что Миланский эдикт завершил трехсотлетний период гонений на христиан и обозначил наступление в отношениях Церкви и государства новой эпохи, а император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры. «Среди таких правителей был и великий князь Владимир Киевский, который крестил Русь, пригласил на русскую землю миссионеров из Константинопольской Церкви, совершил великий подвиг христианизации народа, — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — И когда вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей мы праздновали в этом году в Москве, Киеве и Минске 1025-летие этого события, не раз перед моим мысленным взором вставал образ святого равноапостольного Константина».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-daj-bo...

24 июля — память святой равноапостольной княгини Ольги, во святом крещении Елены 24 липня 2009 р. 00:00 По преданию, святая княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь. Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа. Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»). Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит прежде всего через духовное просвещение. Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине не даром: подобно матери имп. Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203299...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Константинопольский (595), свт. - житие Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 - 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это - наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или " канонарии " ) из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию. В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне " с прочими святыми правилами " и номоканон его считался книгой, " принятой всей Православной Церковью " . Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую " Кормчую книгу " (Пидалион), изданную им в 1800 году.Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом " Номоканона в 50 титулов " святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в " Устюжской Кормчей " (XIII) и был издан в 1902 году.

http://pravicon.com/info-2468

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская " В настоящее время изображения в разделах " Одигитрия " (http://pravicon.com/icon-222) и " Одигитрия Смоленская " (http://pravicon.com/icon-234) спутаны, то есть фактически эти два раздела следует воспринимать как один раздел. В действительности же, все списки со Смоленской иконы являются Одигитриями, но не все Одигитрии являются списками со Смоленской иконы. Описания иконы Описание иконы Одигитрия Смоленская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская. В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православны[...] Икона Одигитрия Смоленская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, икона написана святым евангелистом Лукой. Существуют две версии появления этой чудотворной иконы в России. По одной из них византийский император Константин Порфирородный благословил этой иконой свою дочь – царевну Анну, выдавая её замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Святой образ сопровождал царевну в нелёгком пути из Царьграда в далёкую Русь, отсюда и название иконы – «ОДИГИТРИЯ», то есть «Путеводительница». По другой версии, икона «Одигитрия» была благословением на путь в Россию царевны Анны – будущей супруги святого равноапостольного князя Владимира. Помимо вышеприведенного объяснения происхождения наименования иконы, существует и иное. Предполагается, что Смоленская икона является списком с ВЛАХЕРНСКОЙ иконы, получившей своё название «Одигитрия» («Путеводительница») после того, как Богоматерь привела двух слепцов к Своему образу во Влахернском храме, где они исцелились. Так или иначе, но Пресвятая Богородица является для всех православных Путеводит[...]

http://pravicon.com/icon-234

В этом году исполнилось 800 лет со дня рождения святого благоверного Великого князя Александра Невского. Священнослужители, общественные деятели, ученые воздают должное его заслугам, однако преимущественно говорят о консервативном характере его деятельности, временами не замечая, что святой князь Александр Невский, которому действительно приходилось решать задачи сохранения Руси, в то же время в глубине своих деяний был ее обновителем. В связи с этим хотелось бы привлечь внимание к одному эпизоду в житии благоверного князя, написанным между 1263-м и 1280-м его его другом и соратником – святым Митрополитом Кириллом II (он же летописец Даниила Галицкого). Когда он возвращается с победой с Ледового побоища и приближается ко граду Пскову, «игумени же и попове и весь народ сртоша и пред градомъ съ кресты, подающе хвалу Богови и славу господину князю Александру, поюще пснь: Пособивый, Господи, кроткому Давыду побдити иноплеменьникы и врному князю нашему оружиемь крестным и свободи градъ Псков от иноязычникъ рукою Александровою”». Отметим, что текст этой стихиры в несколько измененном виде находится в службе святому равноапостольному Царю Константину (21 мая). На этот эпизод исследователи ранее не обращали внимания, и совершенно напрасно. Хотя обычай петь победные церковные песнопения характерен для Древней Руси, например, в Сказании о Мамаевом побоище говорится: «Иные же весело идяху и тропари, иные же мученичны пояху», но это единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому, в особенности – равноапостольному Императору. В связи с этим возможен единственный вывод: русские люди, современники святого благоверного князя Александра Невского, видели в нем нового Константина. Единственный случай, когда в честь живого князя поют стихиру, посвященную святому За доказательствами ходить далеко не надо: святой равноапостольный князь Владимир именуется в «Слове о Законе и благодати» – «Подобниче Константина Великого» … Пересечения жития Александра Невского с образами святого князя Владимира и его сыновей – святых Бориса, Глеба и Ярослава Мудрого – достаточно очевидны. Стоит вспомнить видение Пелгусия: «брат Глеб, вели грести скоро, да поможем сроднику нашему Александру», – а также молитву святого князя перед Ледовым побоищем:

http://pravoslavie.ru/143256.html

Приход Московского Патриархата в г. Осло отметил престольный праздник 25 июля 2007 г. 15:56 Во вторник 24 июля в день памяти св. равноапостольной княгини Российской Ольги, во святом крещении Елены (+ 969), в приходе Московского Патриархата в г. Осло состоялось праздничное богослужение, которое возглавил настоятель прихода игумен Климент (Хухтамяки). После окончания Божественной литургии состоялся крестный ход, а праздничный водосвятный молебен был совершен прямо у входа в храм, дабы многочисленные посетители норвежского исторического некрополя могли прикоснуться к православному богослужению. По одной из версий, св. кн. Ольга происходила родом из Скандинавии (имя ее скандинавского происхождения: от helg — «святая»). Ольга приняла Святое Крещение в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был Император Константин Багрянородный. Имя св. равноапостольной Елены было в крещении дано княгине Ольге не даром: подобно матери императора Константина, царице Елене, обретшей Честное Древо Креста Господня в Иерусалиме, св. Ольга привезла с собой в Киев Святой Крест, вырезанный из цельного куска Древа Господня, на котором была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же прияла Ольга, благоверная княгиня». Именно северное присхождение и «варяжская решительность, а таже миссионерская активность св. кн. Ольги послужили к тому, что 14 декабря 1996 г. на учредительном собрании прихода в г. Осло, проходившем под председательством протоиерея Виктора Лютика, Представителя Московского Патриархата в Финляндии, настоятеля Покровской общины в г. Хельсинки, православные россияне и выходцы из бывших стран СНГ, постоянно проживающие в Норвегии, выразили свое твердое желание иметь покровительницей и заступницей прихода св. кн. российскую Ольгу, а также сохранить юрисдикционную принадлежность Русской Православной Церкви. Для совершавшей с 1996 по 2003 гг. богослужения в маленьком домовом храме, освященном в честь св. кн. Ольги, православной общины в г. Осло огромным утешением и знаком особого благоволения и попечения Божия, стало решение церковных и городских властей Норвегии от 2003 г. о передаче в пользование приходу бывшей лютеранской церкви на историческом «Спасском» кладбище в центре норвежской столицы. Украшенный иконами и традиционным православным иконостасом, освещенный свечами и лампадами центральный православный храм в г. Осло стал средоточием Православия в Норвегии, а утвердившееся наименование церкви «Vaar Frelsers ortodokse kirke» (Православный Храм Христа Спасителя) ассоциируется ныне в норвежском обществе с образом дружной, многонациональной, открытой и добросердечной православной общины.

http://patriarchia.ru/db/text/273806.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Иерусалимская " Кроме Иерусалимской иконы традиционной иконографии, существует еще одна разновидность Иерусалимской иконы, где Богоматерь держит скипетр в правой руке, в левой у нее - какая-то трава, а Иисус держит скипетр и державу. Описания иконы Описание иконы Иерусалимская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, написана святым евангелистом Лукой в 15-й год после Вознесения Господа в Гефсимании (48). В 463 году образ был перенесен греческим царем Львом Великим в Константинополь. Во Влахернской церкви икона пребывала почти три сотни лет. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Когда новгородцы приняли христианство, святой Владимир отправил им этот образ. Иоанн Грозный в 1571 году перенес икону в Московский Успенский собор. После отечественной войны 1812 года древний Иерусалимский образ Богоматери исчез из Московского Кремля. Существовала легенда о том, что французские солдаты похитили святыню, увезли ее во Францию и установили в соборе Парижской Богоматери. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы [...] Икона Иерусалимская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, одна из 70-ти икон, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году образ был перенесён из Иерусалима в Царьград греческим царём Львом Великим. В 988 году царь Лев VI преподнёс икону в дар великому князю Владимиру, когда он крестился в городе Корсуни (Херсонесе Таврическом). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенёс её в Москву, в Успенский собор. Во время нашествия Наполеона в 1812 году эта икона была похищена и увезена во Францию, где находится и поныне. Иконографический тип Иерусалимского образа Божией Матери – «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница). Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы. Один из древних списков с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матер[...]

http://pravicon.com/icon-130

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Панагия Малеви Икона Панагия Малеви (Успения) Божией Матери — святыня монастыря Малеви, расположенного в горах на полуострове Пелопоннес. Сюда святым равноапостольным императором Константином были переселены жители Афона, после того, как полуостров был навечно отдан во владения монахам. Монастырь Малеви был первым монастырем на Пелопоннесе, и более пятисот лет в его стенах и храмах не утихала молитва, пока все иноки не погибли от голода, начавшегося после снегопада в суровую зиму, когда горный монастырь оказался отрезанным от мира. В 1116 году монастырь был возрожден, но уже на новом месте, выбранном Самой Божией Матерью: Ее икона, исчезнувшая из старого монастыря, была найдена там, где сейчас расположен монастырь. Чудотворная икона покрыта тончайшей серебряной ризой, на которой стоит дата изготовления — 1362 год. Но икона гораздо древнее — в Греции считают, что это одна из семидесяти икон, написанных самим святым евангелистом Лукой. После Второй мировой войны сильно разрушенный монастырь стал женским, и сестры начали восстанавливать обитель, которая прославилась на весь мир чудом, явленным здесь в 1964 году. В марте этого года древняя монастырская икона Успения Божией Матери начала благоухать, сильный запах ощущался во всей обители, а 17 апреля, накануне Субботы Акафиста, икона стала источать миро — сперва молочно-белого, а затем голубого цвета. Икона мироточит по сегодняшний день — истекающее миро имеет золотистый цвет. Запах его такой сильный, что однажды паломники, направлявшиеся в монастырь по горной дороге, ощутили благоухание за тридцать километров! Миро, которого часто бывает так много, что оно стекает на аналой, а затем на пол храма, раздается многочисленным паломникам, приезжающим в монастырь не только со всей Греции, но и со всего света.В ноябре 1970 года на пути к монастырю паломники в двух автобусах почувствовали это благоухание на расстоянии тридцати километров. Паломников, заблудившихся среди окрестных холмов, это благоухание много раз выводило к обители, поскольку по мере приближения к ней приятный запах ощущается сильнее. Однажды Матерь Божия явилась паломникам, которые ехали на автобусе в обитель в неверном направлении. Впереди автобуса дорога была в таком плохом состоянии, что если бы водитель продолжал движение дальше, он не смог бы развернуться и ехать обратно. Паломники свидетельствовали, что видели Женщину высокого роста, стоявшую на дороге. Она жестом велела им остановиться, сказала водителю, что он едет не тем путем и что нужно поворачивать обратно и искать другую дорогу. Сказав это, Она исчезла, а автобус наполнился благоуханием, как от Малевийской иконы Богородицы.

http://pravicon.com/info-3822

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010