Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. 7 июня. ПРАВМИР. Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской — в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Теперь на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-tret...

Казанский храм подмосковного села Хомякова, что в полутора десятках километров от Сергиева Посада, стоит прямо на так называемой второй бетонке — дороге А-108 вокруг российской столицы. После того как на МКАД перекрыли большегрузный транзит, это внешнее кольцо превратилось в весьма оживленную автомагистраль. К интенсивному движению легковых машин и рейсовых автобусов добавился мощный поток фур. Не так-то легко перейти дорогу к храму, особенно если учесть, что светофор у автобусной остановки не предусмотрен. Но четверть века назад, когда будущий настоятель протоиерей Лев Шихляров здесь оказался впервые, эти места, по его словам, выглядели совсем иначе. Дмитрий Анохин 22 ноября 2017 г. 14:50 Связанная с именем крестителя Руси церковь Преображения Господня на Берестове имела особое значение для киевского митрополита Петра Могилы. В сакральном пространстве этого древнего киевского храма символически обозначена цепь бытия Русской Церкви, начальным звеном которой было Крещение Руси, а заключительным — 1 ноября 1632 года, когда «народ русской греческой религии» получил те же права, что и грекокатолики. Этой важной победы удалось добиться именно под началом печерского архимандрита Петра Могилы, позднее носившего титул «митрополита Киевского, Галицкого и всея России, экзарха Константинопольского престола». Елена Лопухина 21 августа 2017 г. 14:30 Тысячелетие с момента земной кончины крестителя Руси, широко отмечавшееся два года назад, вызвало живой интерес верующих к духовному наследию святого равноапостольного князя Владимира. Важная годовщина также придала новый импульс глубоким искусствоведческим, агиографическим и историографическим исследованиям, связанным с этим святым. Юбилей миновал, но тема влияния Крещения Руси на последующее развитие восточноевропейской цивилизации, на историю этносов восточных славян по-прежнему не закрыта. Вниманию читателей предлагаем две новые работы из этой серии — киевского и московского ученых, культурологически исследующих различные аспекты осмысления святости великого князя — Красна Солнышка в середине XVII столетия.

http://e-vestnik.ru/jmp/2016/7/

Крестный ход с мощами святителя Луки вокруг Свято-Троицкого кафедрального собора. 11 июня 1997 года. Фото Александра Кадникова. ЖМП 3 март 2021 /  5 апреля 2021 г. 17:00 Врачеватель душ и тел ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НАЗАД В СИМФЕРОПОЛЕ БЫЛИ ОБРЕТЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ КРЫМСКОГО ЛУКИ Случилось это в ночь с 17 на 18 марта на Крестопоклонной седмице Великого поста, и вот уже 25 лет мощи небесного заступника Крымской земли пребывают в соборном храме Троицкого женского монастыря в столице полуострова. Тогда, впрочем, церковь на Одесской улице в центре города была приходским храмом, хотя и в ранге кафедрального собора.  PDF-bepuя. После извлечения останков святителя из захо­ронения на Первом гражданском кладбище Симферополя раку с мощами поместили в левом Константино-Еленинском приделе Троицкого собора. С тех пор сюда буквально не зарастает народная тропа. В этом году местоположение раки немного изменилось. В Севастопольском благочинии освящен новый храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены, престол с антиминсом и иконостас перенесли туда. Мощи же угодника Божия теперь почивают на месте алтаря бывшего придела. Поздним утром обычного буднего дня в соборе тихо, в высокие окна пробивается рассеянный свет зимнего сумрака. Впрочем, у раки с мощами святителя Луки все время люди. Очереди нет, но череда желающих приложиться ко святым мощам не прерывается. «Карантинные ограничения на передвижения и массовые мероприятия, конечно, снизили поток паломников, но не сильно, — говорит старший священник Троицкого монастыря протоиерей Павел Морозенко. — Только на днях в течение суток прибыли несколько групп на автобусах. А вообще на пике паломнического сезона очередь к мощам иногда выходит за святые ­врата». По словам отца Павла, в последнее время паломников здесь стало больше. Если прежде из России прилетали в основном на самолетах (причем популярны были однодневные визиты), после сооружения Крымского моста у монастыря стали парковаться автобусы с ростовскими, кубанскими, московскими номерами. «На своих же автомобилях приезжают и из Сургута, и с Дальнего Востока, — продолжает собеседник. — Украинцев на границе пропускают свободно, для них препятствий нет. Бывают группы паломников из США, Австралии, недавно заходил католический пастор из Западной Европы».

http://e-vestnik.ru/history/vrachevatel_...

Патриарх Кирилл назвал новоосвященный храм в Подгорице памятником веры нынешних черногорцев 8 октября, 2013. Новостная служба Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение кафедрального храма Воскресения Христова в Подгорице. 8 октября. ПРАВМИР. Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение кафедрального храма Воскресения Христова в Подгорице, сообщает сайт ОВЦС. Главы и представители Поместных Православных Церквей стали участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта. По завершении богослужения к верующим обратились Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к присутствующим со словом. «Сегодня соборно, с участием Глав Православных Церквей, освящен этот великолепный, величественный храм. По своим размерам, по своей красоте и архитектурным особенностям он является доминантой Подгорицы, можно сказать, доминантой Черногории. И это не случайно, потому что храм сей вобрал в себя великую православную традицию, на которой зиждется духовная и нравственная жизнь этого места и этого народа», — сказал Патриарх Кирилл. Он отметил важность решения народа о возведении храма в трудное для страны историческое время. «Храм невозможно построить, если так приказал высокий начальник или захотел какой-то церковный руководитель, но можно, когда этого желают люди, потому что храм строится в том месте и в то время, где и когда это потребно для человека», — отметил Патриарх. Он назвал этот храм памятником веры ныне живущего поколения черногорцев. «Ваш народ сохранился только потому, что оставался верным Православию. В трудные годы, когда внешние враги угрожали самому существованию маленькой Черногории, черногорцы идентифицировали себя, в первую очередь, с Православием. Православие было главной идеей самоидентификации народа. Вы сохранились как народ, как государство именно потому, что никогда не изменяли православной вере», — заявил глава Русской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-nazval...

Прихожане храма святителя Николая совершили первое паломничество мая 2016 После Божественной литургии группа прихожан из двадцати человек вместе с настоятелем протоиереем Александром Пашковым посетила подворье Константино-Еленинского монастыря - храм преподобномученика Андрея Критского , который обладает, наверное, самым большим собранием святынь не только в Санкт-Петербургской епархии, но и во всей России. Паломники познакомились с историей старинного храма и нового монастыря, смогли приложиться к святым мощам равноапостольных Константина и Елены, святителей Кирилла и Мефодия, мучеников Вонифатия, Пантелеимона, Татианы, Христины и многих других святых угодников Божиих. Следующим пунктом было посещение подворья монастыря " Оптина пустынь " , ранее - подворья Киево-Печерской лавры, обители, в которой в годы лихолетья были казнены все монахи. Именно в этом храме, будучи певчими церковного хора, познакомились родители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Храм долгое время был в полном запустении, а сейчас стал одним из красивейших в Санкт-Петербурге. По благословению настоятеля подворья игумена Арсения паломников ожидал замечательный обед в трапезной. После трапезы паломники посетили Смоленское кладбище, где помолились у первого места упокоения и места обретения святых мощей преподобномученицы Марии Гатчинской, приложились к раке с мощами святой блаженной Ксении Петербургской в часовне - месте паломничества со всего мира. Не смогли паломники обойти и одно из самых скорбных мест Санкт-Петербурга - место массовых расстрелов духовенства и офицеров у внешней стены возрождающегося великолепного Воскресенского собора . Закончилось первое паломничество молодого, но дружного прихода у мощей святого праведного Иоанна Кронштадского в Свято-Иоанновском женском монастыре . Обязанности экскурсовода взял на себя пономарь храма и глава паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии , член Русского Географического общества Владимир Дервенев . " Было особенно приятно видеть, с каким вниманием ловили люди каждое слово, как интересовались историей нашего города, святынями, нас окружающими, судьбами простых жителей этого города, что своим жизненным подвигом послужили примером для целых эпох и стали небесными покровителями Санкт-Петербурга - города, названного в честь любимого ученика Спасителя, святого апостола Петра " , - поделился впечатлениями Владимир Алексеевич.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Оставльша тьму идолослужения/и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Хpистовы,/явися ты, святая Людмило , яко звезда утpенняя,/и светом святости твоея//истинный день Богопочитания в Честей земли начав. Перевод: Оставив тьму идолослужения и с горячей любовью приняв свет Православной веры Христовой, явилась ты, святая Людмила, как утренняя звезда, светом святости твоей истинный день Богопочитания в Чешской земле начав. Кондак, глас 2 Храм Твой всечестный,/яко цельбу душевную обретше вси вернии,/велегласно вопием ти,/дево мученице Людмило, великоименитая://Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Перевод: Храм твой всесвященный обретя как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Людмила, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!» Молитва О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило, не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители. Вкупе ж и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы, постави отрока на ступени храма и благослови его тако: Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего Отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену. Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам грешным Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы многогрешнии возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-muc...

Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся за чистоту Православной веры. 6 марта, ПРАВМИР. Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323 — 331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру. Святитель Евстафий был глубоко образованным Богословом, а также отличался обширными познаниями в науках светских. Когда на Востоке стала распространяться ересь Ария, не признававшего Единосущия Сына Божия со Отцом, святитель Евстафий ревностно боролся — устно и письменно — за чистоту Православной веры. В 325 году святым равноапостольным царем Константином Великим (306 — 337) был созван I Вселенский Никейский Собор. Первым председателем на этом Соборе был святитель Евстафий. Собор осудил учение Ария и изложил Православное исповедание в Символе веры. Неистового Ария, как назвал его святитель Евстафий, не пожелавшего отказаться от своего заблуждения, и его единомышленников Собор, лишив сана, отлучил от Церкви. Однако среди епископов, подписавших Никейский Символ, были и такие, которые сочувствовали ереси Ария и подписали акты Собора не по убеждению, а боясь отлучения. После Собора начались их происки против святителя Евстафия. С великой хитростью они добились его согласия на созыв в Антиохии Поместного Собора. Подкупив одну блудницу, они подговорили ее явиться на Собор с грудным младенцем и лжесвидетельствовать о том, что отцом младенца является святитель Евстафий. Нарушая Апостольские правила о том, что обвинение на священнослужителя следует принимать при подтверждении двух свидетелей, ариане объявили святителя Евстафия низложенным. Он без суда был отправлен в ссылку, во Фракию. Но ложность обвинения вскоре открылась: тяжко заболев после клеветы, женщина раскаялась, призвала клириков и в присутствии многих людей исповедала свой грех.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Создатели памятника – архитектор Иван Соловьев и скульптор Михаил Соломатин. 28 мая. ПРАВМИР. 27 мая в Твери в рамках VI Международного фестиваля славянской поэзии «Поющие письмена», состоялось торжественное открытие памятника братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. Памятник святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию установлен в сквере у филфака на средства мецената, которым выступил генеральный директор типографии «Парето-Принт» Павел Арсеньев, — сообщает «Афанасий» . Создатели памятника – архитектор Иван Соловьев и скульптор Михаил Соломатин. Монумент представляет собой фигуры бронзовые Кирилла и Мефодия с азбукой в руках, стоящие на гранитном постаменте, на котором высечены слова из сказания черноризца Храбра «О письменах»: «Ведь если спросишь книжников греческих, говоря: кто создал вам письмена или книги перевел и в какое время, то мало кто среди них знает. Если же спросишь славянских книжников, кто вам письмена создал или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, названный Кириллом, он и письмена создал, и книги перевел, и Мефодий, брат его». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 июня, 2020 24 мая, 2020 5 марта, 2024 17 октября, 2023 28 августа, 2023 24 мая, 2022 24 мая, 2021 24 февраля, 2021 26 декабря, 2020 29 июня, 2020 24 мая, 2020 5 марта, 2024 17 октября, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-tveri-torzhestvenno-...

Доклад на Пленарном заседании Межрегионального научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России» секретаря Ученого совета Ставропольской православной духовной семинарии священника Евгения Шишкина Церковь чтит святых Кирилла и Мефодия именно как равноапостольных братьев. Таким образом, миссия выделяется - как главная в их подвиге. Но, как правило, разговор о деятельности равноапостольных братьев сводится к моменту создания азбуки и переводам. Но по сути святые Кирилл и Мефодий, подобно святым апостолам, были строителями Церкви Божией. И если мы обратим внимание на то, что вслед за деятельностью равноапостольных братьев, вслед за миссионерскими проектами их великого учителя Патриарха Фотия в списке кафедр Константинопольского Патриархата возникает митрополия Руссия, то станет совершенно очевидно, что их труды заложили фундамент новорожденной Церкви Русской. И материалом ее созидания было слово - самый долговечный материал. Здесь можно вспомнить египетских писцов, которые, созерцая пирамиды, говорили: «Это все пройдет, но слово останется в веках», Горация «Я памятник воздвиг...», Пушкина с его «Долговечней царственного слова...», Ахматову и так далее, и так далее. Применительно к Церкви слово - единственный материал, потому что вера от слышания. Роль святого Кирилла в истории славянской письменной культуры действительно трудно переоценить. Все признаки кириллической азбуки указывают на то, что она являет собой плод творческой деятельности человека великого разума. Славянская азбука оказалась совершеннейшим типом письма, охватывающим все разнообразие фонетической системы славян, упорядоченным и обустроенным в соответствии с логикой фонетического содержания буквенных знаков. Буквы имели фонологические числовые значения, а также осмысленные наименования, связанные с традиционными символами христианства - «добро», «слово», «глаголе», «мыслете» и так далее. Имя их составили слова разных частей речи и формальной принадлежности и поэтому расположенные в определенной последовательности предпочтения образовывали связный логический текст. Все это черты колоссальной творческой энергии автора.

http://pravoslavie.ru/71200.html

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам: Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Икос 1 Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху: Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя. Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих. Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася. Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней. Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное. Кондак 2 Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа. Икос 2 Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице: Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный. Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых. Радуйся, Крест Господень зело прославивый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010