Симферополь. Троицкий женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий женский монастырь Неподалеку от Петропавловского собора вознес в небо свои главы Свято-Троицкий женский монастырь. Обителью он стал недавно, в начале 2003 года, до этого был кафедральным собором. Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий монастырь, стала так называться с 1946 года. До этого времени, примерно с 1839 года, она известна под именем Греческой, и название это вполне оправдывала. Здесь издавна жили греки. До наших дней с XVIII века сохранились торговые ряды — несколько колонн под черепичной крышей. Первую деревянную греческую церковь построили в 1796 году. С 1826 года в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868 году старую церковь разобрали и на том же месте построили новое, более просторное здание по проекту архитектора И.Ф. Колодина: крестообразное в плане с восьмигранным световым барабаном, возвышающимся посредине, и невысокой колокольней над входом. Свет проникает в храм через арочные окна. Внешние стены украшают декоративный узор, тонкие пилястры с капителями коринфского ордера, легкая аркатура, мозаичные изображения. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Все это делает его особенно ярким, нарядным. Недавно в обители построили новую просторную крещальню. Великолепно и внутреннее убранство храма: на парусах изображения четырех евангелистов, в куполе — образ Господа. В соборе два придела: один посвящен святителю Николаю Мирликийскому, второй — святым равноапостольным Константину и Елене. Храм освятили в честь одного из важнейших двунадесятых христианских праздников — дня Святой Троицы. В Свято-Троицком соборе в 30-е годы служили замечательные священники, совершившие подвиг святых мучеников и исповедников. В 1935—1937 годах здесь служил преосвященный Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (1864—1937). Он возглавил Крымскую кафедру в самое трудное и роковое для Православной Церкви время с 1931 по 1937 год. Владыка привлекал к себе священнослужителей, верных Православной Церкви, боролся с обновленцами, призывал верующих претерпевать до конца все унижения и невзгоды лихолетья. С прихожанами епископ Порфирий (Гулевич) был смиренным, кротким, относился ко всем со вниманием и любовью. Особенно хорошо и легко было с ним молиться, архипастырь преображался, всем своим существом возносясь к Господу. Аресты, допросы, ссылки он переносил мужественно, смиренно неся свой крест любви к Христу. 20 ноября 1937 года Владыку, находившегося в ссылке в Казахстане, арестовали вновь и, обвинив в «антисоветской пропаганде и дискредитации Советской власти», приговорили к расстрелу.

http://sobory.ru/article/?object=09016

Скачать epub pdf Май 23 Леонтий, епископ Ростовский Святитель Леонтий, епископ Ростовский, один из выдающихся архипастырей XI века земли Русской. По словам святителя Симона, епископа Владимирского, которого можно считать достаточно достоверным, святой Леонтий был постриженником Печерского монастыря и по происхождению русский, а не грек, хотя родился в Константинополе. Промыслом Божиим будущий просветитель и апостол Ростовской земли проходил послушание под духовным руководством основателей русского монашества преподобных Антония († 1073; память 28 сентября/11 октября и 10/23 июля) и Феодосия († 1074; память 3/16 мая, 14/27 и 28 августа/10 сентября) Печерских. Он был первым епископом, вышедшим из монастыря в Киевских пещерах, воспитавшего многочисленных святителей Русской земли. «От того Печерского монастыря Пречистыя Богородицы, – пишет святой Симон, – мнози епископы поставлены быша и яко светила светлая осветивша всю Русскую землю святым крещением; первый Леонтий, епископ Ростовский, священномученик, егоже Бог прослави нетлением и бысть первопрестольник, егоже невернии, много мучивше, убиша». Свой равноапостольный подвиг священномученик Леонтий начал по возведении его в сан епископа в сороковых годах XI века и назначении на Ростовскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в то время чудскими племенами, святитель встретил жестокое сопротивление язычников, изгнавших двух его предшественников – епископов Феодора и Илариона. Закоренелые язычники и слушать его не хотели, но святой Леонтий, как добрый пастырь, решился положить и душу свою за спасение врученной ему Богом паствы. Невзирая на постоянную опасность, святитель Леонтий ревностно обращал ко Христу местное население, твердо следуя апостольским заповедям. Однажды он был избит язычниками и изгнан из города, однако не оставил вверенной ему духовной паствы и поселился недалеко от Ростова, у ручья Брутовщины, где построил небольшой храм в честь Архистратига Михаила. Святитель все претерпел и ревностно продолжал проповедовать веру, подтверждая истинность ее чудесами. К святителю стали приходить дети местных жителей, привлеченные его духовной добротой. Угодник Божий обучал детей началам Христовой веры и потом крестил. Вскоре и взрослое население потянулось к благодатному архипастырю и также принимало святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю Святых отец Седьмого Собора (Мф.5:14–19) Совершает ныне святая православная Церковь празднество Богоносных Отцев святого Вселенского собора. Сии Святейшие мужи, числом триста шестьдесят пять, по благоволению благочестивейших и Христолюбивых царей, Константина и матери его Ирины, Божественною ревностию воспаляемые, собрашася в знатный град Никею, якоже при равноапостольном Константине, первом христианском царе, собиравшиеся на первый Вселенский соборе. Те, изобличив блядословное 14 учение Ария, исповедали воплощенное Слово, Господа нашего Иисуса Христа, единосущным Отцу: сии же, расторгнув сплетения и хульные суждения иконоборцев, установили почитать благочестиво, но не Божественне покланяясь, лобзать святые иконы, и чрез таковую честь и поклонение возводя наш ум на самая первообразная изображенных: купно же предали анафеме всех, как тогда бывших еретиков, так и после того дерзавших научать или мудрствовать несообразная и противная православным догматам веры. Сей святой седьмый собор был конечным из седьмочисленных Вселенских соборов. Почему не непристойно относить к ним можно сказанное Святым Духом чрез Соломоновы уста: «премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь» ( Притч.9:1 ). Ибо сии седьмочисленные вселенские Соборы без всякого сомнения составляют седмь столпов, поддерживающих истинные догматы изложенных членов, которым научают в Божием доме, то есть Христовой Церкви, и утверждающих уложенными правилами святые человеческие обычаи. Сих убо мы седьмого собора Божественных отцев почествуем, яко ревнителей православия, учителей веры, общих благотворителей человечества, святых мужей, и яко светильников, светом добродетели и истинным учением нас просветивших во всякой истине. Церковь же Божия в честь их и похвалу предлагает ныне Евангельские слова, касающиеся сих Богоносных отцев, яко содержащие знатнейшие их свойства и нам великую доставляющие душевную пользу, если только сим и сих толкованию со благоговением внимаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ 1. ДВУНАДЕСЯТЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (8/21 сентября) Тропарь (глас 4) Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак (глас 4) Иоаким и Анна поношение бесчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание о нем есть уже в IV веке. По свидетельству древнего предания, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождения Божией Матери. Об этом событии повествуют святители Иоанн Златоуст и Епифаний Кипрский , а также блаженные Августин и Иероним. В честь праздника святыми песнотворцами (в V в. – Антонием, архиепископом Константинопольским, в VI в. – Стефаном Святоградским; в VII в. – святым Андреем Критским ; в VIII в. – святыми Иоанном Дамаскиным и Германом, Патриархом Константинопольским; в IX в. – Иосифом Студитом) составлены многие песнопения, которые и ныне поются за богослужением в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты». Для Своего воплощения «во исполнение Божественнаго смотрения (домостроительства)» 5 Сын Божий избирает Чистую и Пренепорочную Деву, происшедшую по отцу Своему Иоакиму из царского рода Давидова 6 , а по матери Анне – из первосвященнического рода Ааронова 7 . «Пронареченная от родов древних» 8 и «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога» 9 , Пресвятая Дева Мария была дочерью целомудренных и праведных родителей, плодом горячей веры и молитвы, испрошенной у Бога престарелыми и бездетными Иоакимом и Анной 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Не по князю шапка? Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? 8 ноября, 2016 Что венчает голову установленной в Москве статуи князя Владимира? Открытие памятника святому равноапостольному князю Владимиру около Кремля традиционно запустило в интернете, мягко скажем, дискуссии. Потому что назвать это прямым термином не позволяет статус приличного издания. Все дискуссии можно поделить на три категории. Первая – эстетическая: уместен ли такой памятник в центре Москвы, насколько справился скульптор  и так далее. Здесь вмешиваться не буду совсем, о вкусах не спорят. Вторая – это дискуссия о личности самого князя. Дескать, убийца, насильник, блудник —  и признан святым, ай-ай-ай. При этом в спорах часто намешивают события без учета их последовательности, часто с ошибками. Здесь я тоже спорить не буду, отошлю тех, кто действительно заинтересовался личностью Крестителя Руси и, безусловно, выдающегося государственного деятеля, к прекрасной монографии Алексея Карпова «Владимир святой», вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» еще в 1990-е. Удивительный случай: автору удалось совместить популярное изложение и научную монографию так, что читать книгу интересно и профессионалу и просто интересующемуся человеку. Третий же спор – спор о княжей шапке, венчающей голову Владимира. Что же не нравится? Позволю себе  процитировать один из постов: «Однако, если мы взглянем на монументы царского периода — памятники князю Владимиру в Киеве (1853) и «Тысячелетие России» в Новгороде (1862), то увидим ту же шапку Мономаха. При этом, например, в росписи Владимирского собора в Киеве (возведенного «в связке» с памятником) на фресках Васнецова изображен аутентичный княжеский венец. Примечательно, что Клодт, вылепивший киевскую скульптуру, участвовал и в создании постамента новгородского монумента. Похоже это ошибка именно этого мастера. Возможно, скульптор спутал Владимира Великого и Владимира Мономаха, который жил чуть позже и тоже шапки не носил, но позднее часто в ней изображался. Такой образ был целенаправленным политическим обманом 16 века — попыткой подчеркнуть преемственность Москвы от Констатинополя и Рима, а не от Орды, откуда шапка происходит на самом деле, не имея отношения к византийскому императору Константину Мономаху.

http://pravmir.ru/o-shapke-monomaha/

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алексей Муравьев , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . IV век оказался очень богатым на разные политические события и он начался с отмены гонений на христиан фактически. Решение было принято еще за два года до начала IV века, но Диоклетиан отказался от гонений на христиан. В 311 году после смерти Диоклетиана Флавий Константин, пришедший к власти и ставший впоследствии Константином Великим – святым равноапостольным, издал Миланский эдикт, запрещавший гонения на христиан и вслед за тем, начался процесс, который мы называем уже христианизацией Римской империи. То есть империя потихонечку становится христианской. В 325 году проходит Первый вселенский собор, уже под покровительством, тогда еще не полноценного христианина – оглашенного Константина Великого и дальше начинается этот процесс, приведший впоследствии противников христианства к состоянию маргинальной группы, которой когда-то были христиане. Так что впоследствии даже возникло такое явление, как гонения на язычников и эти сторонники античной религии познали на себе все прелести гонимого состояния. В свое время Pierre Chuvin опубликовал такую книгу, которая называется «Хроника последних язычников». В ней детально прослежено, как сжимался этот сегмент общества людей, которые пытались сохранить традиционные религиозные воззрения и не принимать христианство, хотя все время и все было против них. Но, что бы ни думали последние язычники, христианство стало де-факто определять жизнь империи. За одним исключением, что в 350-х годах к власти, после длинной смуты у власти оказался император Констанций, который поддерживал ариан, такое движение еретическое в христианстве и именно после его смерти в 361 году к власти пришел его родственник, племянник – император Юлиан. Он был родственник естественно и Констанция, и Константина Великого, но во времена Константина всю его семью, по приказу Константина самого практически истребили, и он стал испытывать к дому Константина и вообще ко всей этой христианской истории сложные чувства и в конце концов оказавшись волею судеб во главе войска в Париже, Лютецией называемом тогда. Он открыто провозгласил себя язычником и провозгласил курс на возвращение к античной религии. Но, если еще во II веке античная религия была хорошо представлена, здесь это пространство сжималось, поэтому он его возрождал довольно специфическими средствами, например, он решил создать языческое монашество, языческих епископов, языческих священников. И когда он увидел, что те, кто еще практиковал эти древние культы, что совершенно не хотели этого, он очень сердился, ругался и разочаровывался.

http://academy.foma.ru/imperator-yulian-...

[Ангеляр] (1-я пол. IX в.- после 885), св. равноап. (пам. 27 июля), ученик и сподвижник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Вел. Моравии и Паннонии. Входит в группу т. н. Седмочисленников , состоящую из слав. просветителей и их ближайших учеников - святых Климента и Наума Охридских, Горазда и Саввы (иногда вместо последнего называется Лаврентий ). Биографические сведения об А. О. весьма скудны и относятся к последнему году его жизни. Они содержатся в пространном греч. житии св. Климента Охридского, написанном в кон. XI в. Феофилактом Охридским (главы 2, 12-16) на основании недошедшего слав. жития. К этому источнику восходят все позднейшие сведения об А. О., сводящиеся к упоминанию его имени в числе учеников слав. просветителей и встречающиеся в кратком житии («Успении») св. Константина-Кирилла (нач. XIII в.), кратком греч. житии св. Климента Охридского, написанном Димитрием II Хоматианом (1-я пол. XIII в.), при отдельных списках «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и переделке грамматического трактата Константина Костенечского (XVI в.), в службах святым Седмочисленникам. Судя по имени, более характерному для западнохрист. мира, А. О. был, вероятно, уроженцем Вел. Моравии или Паннонии. Помещение имени А. О. в житии св. Климента в числе особо выделенных учеников святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о деятельном участии А. О. в лит. и переводческих трудах Моравской миссии по крайней мере во времена архиепископства Мефодия, хотя конкретные его труды неизвестны. Сведений о сане А. О. текст не содержит. После кончины св. Мефодия в 885 г. А. О. вместе с Гораздом, Климентом и Наумом попал в ту группу слав. священнослужителей, к-рая по приказу франк. еп. Вихинга и кн. Святополка была заключена в темницу, где на узниках трижды чудесным образом распадались оковы. Выпущенные (кроме Горазда) из темницы, они были затем жестоко избиты, раздеты и под конвоем нем. воинов, постоянно угрожавших им смертью, изгнаны из великоморавской столицы Велеграда. С большими трудностями и лишениями они добрались до Сирмия (совр. Сремска-Митровица) и через Дунай переправились в Белград, бывший тогда болг. пограничной крепостью. Городской начальник (боритаркан), знавший о желании св. равноап. кн. Бориса Болгарского иметь в Болгарии слав. священнослужителей, радушно принял их и вскоре переправил в столицу болг. державы Плиску , где изгнанники нашли приют в знатных домах. А. О. поселился в доме болярина Чеслава, но от пережитых страданий и лишений вскоре скончался. Место его погребения неизвестно. Позднейшее почитание А. О. в Охриде и Охридской архиепископии связано с упоминанием его имени в житии св. Климента Охридского. Самостоятельного почитания, отдельного от святых Седмочисленников, А. О. не получил. Житие и служба ему отсутствуют, память в месяцесловах не встречается, имя не получило распространения в средневек. слав. мире, иконография является составной частью иконографии святых Седмочисленников.

http://pravenc.ru/text/115046.html

Патриарх Кирилл: Дай Бог, чтобы современная Европа не разрушила свою связь со святым Константином и делом его жизни Сербия, 6 октября 2013 г. 6 октября 2013 года после Божественной литургии в сербском городе Ниш состоялся торжественный прием, посвященный 1700-й годовщине издания святым равноапостольным императором Константином Миланского эдикта. В мероприятии, которое прошло в зале приемов Cristal, приняли участие Предстоятели и члены делегаций Поместных Православных Церквей, государственные и общественные деятели, представители дипломатического корпуса, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . В выступлении на приеме Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: «Событие, которое мы сегодня празднуем, имеет огромное значение для всего христианского мира. Оно возводит нас к личности Константина, великого Римского императора, и к городу Ниш, где он родился». Обращаясь к Предстоятелю Сербкой Церкви, Святейший Патриарх Кирилл продолжил: «Вашему Святейшеству как многолетнему архипастырю Нишской епархии выпала высокая честь быть хранителем этих мест, освященных памятью великого равноапостольного Царя Константина». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что Миланский эдикт завершил трехсотлетний период гонений на христиан и обозначил наступление в отношениях Церкви и государства новой эпохи, а император Константин стал первым из череды благочестивых властителей, которые заботились о насаждении христианской веры. «Среди таких правителей был и великий князь Владимир Киевский, который крестил Русь, пригласил на русскую землю миссионеров из Константинопольской Церкви, совершил великий подвиг христианизации народа, − продолжил Предстоятель Русской Церкви. − И когда вместе с Предстоятелями и представителями Поместных Православных Церквей мы праздновали в этом году в Москве, Киеве и Минске 1025-летие этого события, не раз перед моим мысленным взором вставал образ святого равноапостольного Константина». Слова о Честном и Животворящем Кресте «Сим победиши!», обращенные некогда к святому Константину, обращены ныне и ко всем христианам, которые обитают по всей вселенной, ко всей Православной Церкви, уверен Святейший Владыка: «Мы сегодня живем в эпоху воинствующего безбожия. Оно произрастает из философских идей либерализма, но извращает эти идеи и пытается вынудить людей отказаться от Креста Христова, от веры, которую он символизирует, и от содержащихся в этой вере фундаментальных нравственных ценностей, которые некогда заложены были в основу великой европейской цивилизации. Эти безбожные силы покушаются притупить в людях стремление к уготованному им Отцом Небесным Царствию и любой ценой отвернуть их от тысячелетних устоев христианской нравственности».

http://pravoslavie.ru/64706.html

В приветственном слове, сказанном в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по окончании праздничных Божественной Литургии и Великой Вечерни, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что в результате миссионерской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «византийские образцы богослужения и устроения духовной жизни являются нашим общим и бережно хранимым достоянием». В приветственном слове, сказанном в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по окончании праздничных Божественной Литургии и Великой Вечерни, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что в результате миссионерской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «византийские образцы богослужения и устроения духовной жизни являются нашим общим и бережно хранимым достоянием». Также Предстоятель Русской Церкви напомнил, что общежительный устав в обители преподобного Сергия был учрежден по благословению святого Патриарха Константинопольского Филофея Коккина. Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что день Пятидесятницы является днем единства Церкви. По его словам, именно с этого дня «разногласия, вызванные национальными, языковыми и культурными различиями, стали преодолеваться во Христе. Преграды, разделявшие по диавольскому наущению род человеческий, упразднились законом любви Христовой». Святейший Владыка заметил, что единство Церкви, выраженное в едином Крещении, едином Даре Святого Духа и едином общении в Евхаристии рождают и в нас единство, уподобляющее нас Богу-Троице. «Приобщаясь от одной Чаши, мы поддерживаем единение тела Церкви. Встречаясь в этой обители, посвященной великим аввой Сергием Пресвятой Троице, мы ощущаем полноту братского общения». Особое внимание Святейший Патриарх Кирилл обратил на согласие Церквей. По его словам, оно «служит верным признаком того, что благодать Божия не оскудела в нас, что архипастыри, ответственные за кафолическое единство, по-прежнему движимы Святым Духом, что жертва Христова не бесплодна в наших сердцах. Чем мы сплоченнее, тем действеннее наше общее свидетельство миру, раздираемому противоречиями и теряющему богоустановленные нравственные ориентиры. Наша воля к единству поистине способна преклонить Бога на милость к роду человеческому и отвратить от нас Его праведный гнев».

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010