Лит.: Озерецковский Н. Обозрение мест от С.-Петербурга до Ст. Руссы и на обратном пути. СПб., 1808. С. 49; Пустынь Иоанна Волосатого в Каргополе//Олонецкие ГВ. 1851. 14, 15, 17; Докучаев-Басков К. А. Пустынь Иоанна Власатого: Каргопольский Успенский жен. 3-кл. мон-рь//ХЧ. 1890. 1/2. С. 113-152; он же. «строкина пустыня» и ее чернецы: (Опыт исследования жизни монашествующих)//Известия Об-ва изучения Олонецкой губ. 1914. Т. 3. 3. Прил. С. 7; Зверинский. Т. 2. С. 385, 1308; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 327-328; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церковное чествование: (Агиологические очерки)//Олонецкие ЕВ. 1903. 12. С. 430-431; Кимаев Ю. И. Понятие греховности и праведности в бытийности Каргопольского Успенского девичьего мон-ря//Святые и святыни северорус. земель: (По мат-лам VII науч. региональной конф.). Каргополь, 2002. С. 195-204; Каргополье: Фольклорный путев.: Предания, легенды, рассказы, песни и присловья/Под общ. ред. А. Б. Мороза. М., 2009. С. 156-157. А. В. Пигин Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ИСАИЯ Сийский (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых) КИРИЛЛ († ранее 1584), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский НИКИФОР (XV или 1-я пол. XVI в.), Калужский, прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших)

http://pravenc.ru/text/468985.html

Страна наша в XX веке прошла через тяжкие испытания, через ни с чем не сравнимые скорби. Сегодня мы празднуем день Всех святых, в земле Русской просиявших. Это наши сродники и сограждане, это наши братья и сестры, которые явили образ святости, Божественный идеал человеческой жизни. Это герои духа, многие из которых стали героями нашей литературы — той самой, что берет свое начало еще в житийной литературе Древней Руси и которая питала и питает своими мощными духовными корнями культуру нашего народа. Святые угодники невдалеке от нас — мы даже не представляем, как они близки нам, как они стоят сегодня рядом с нами. И те, кто идет против небесного воинства, против духовной рати Руси, никогда не сможет одержать победы, потому что та рать — у Бога и Бог вместе с нею. В этом году мы празднуем 70-летие начала Великой Отечественной войны. 70 лет назад 22 июня был день Всех святых, в земле Российской просиявших. Не знал об этом человек, который отдал приказ именно в этот день наступать на Русь. Мы понесли тяжкие испытания и страшные жертвы. Видимо, так Богу было угодно — еще раз провести наш народ через скорбь, смерть, испытания, чтобы очистить души от безбожного помешательства, от братоубийственной злобы, от всего того, чем были наполнены страшные 20-е — 30-е годы. И слабая, несопоставимая с врагом по своей военной и экономической мощи Русь, неся страшные потери, в какой-то момент по причинам, непонятным врагу, стала вдруг неприступной крепостью и остановила врага у подступов к Москве. И, неся огромные потери, шаг за шагом мы вытесняли врага с земли нашей. До сих пор многие аналитики не могут понять, почему Русь выиграла. Но мы знаем, почему: потому что война началась в день Святых, в земле Русской просиявших, и они были вместе с нами, одухотворяя наш народ, давая ему терпение, крепость и, в конце концов, силу духа, которой и был побежден враг. Неслучайно и то, что война закончилась в дни, когда Церковь вспоминает имя святого Георгия Победоносца. Святой Георгий — покровитель Москвы, покровитель земли нашей. Так замкнулись два этих события — начало войны в день, когда Церковь вспоминала всех святых, в земле Русской просиявших, и ее завершение — в день память святого великомученика Георгия Победоносца, который изображен на гербе Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/1549266.ht...

Одним из последних святых на Руси просиял преподобный Серафим Саровский (умер в 1831 г.). Он горько сетовал, что ослабла «решимость» русского человека к спасению, к «стяжанию святого Духа Божия». Братия и сестры! Чему научают и вразумляют нас ныне прославляемые святые, в русской земле просиявшие? Они напоминают нам, что кроме земли существует небо. Кроме тела – души и дух, кроме каждого из нас существуют люди, наши ближние, наши братья во Христе, кроме земной Церкви существует небесная, кроме временной земной жизни – жизнь загробная, вечная, где каждому предстоит дать ответ за свою земную жизнь. Святые являют нам пример того, как на всяком жизненном поприще, при самых трудных жизненных обстоятельствах, люди сохраняют верность и преданность Богу, бескорыстное, жертвенное служение людям, выходят победителями над своими грехами и страстями и достигают небесных венцов. Все мы, братия и сестры, радуемся, что земля наша так богата угодниками Божиими, что мы получали и получаем от них благодатную помощь и в случае нужды и опасности нашей родине ещё и ещё получим её, эту помощь. О, сколько святительских омофоров простёрто будет над Русью, над её народом и её святынями! Сколько духовных, небесных мечей поднимется на её защиту, сколько угодивших Богу иноков и инокинь молитвенно взывать будут к Богу! Разве мы можем помыслить, что святые сродники наши забудут родную землю и родную Церковь в годину испытаний и бед, как не забывают и теперь? Не может произойти этого! Помолимся им: «О преблаженные угодники Божии, вси святии в Российской земле просиявшие, предстоящие престолу Пресвятые Троицы!.. Се ныне, в день общего вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение... Смиренно молимся вам: молите милостивого Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к сохранению, святых заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Слово в неделю Всех святых в земле Российской просиявших Сегодня праздник Всех святых в земле Российской просиявших – всех святых, которых возрастила Русская Церковь , Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до Великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России ещё прежде того как они вошли в состав земли Российской просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами еще в первые времена посещавшими тот край, так же впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился Великий князь Владимир и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес Веру Православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных в земле Российской просиявших, тех святителей, которые утверждали православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие, тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской; тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью : не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония. С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости. Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем земли Русской вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но и святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

http://pravoslavie.ru/4329.html

Кажется, нет такой сферы деятельности, такого характера, который бы не был представлен в сонме русских святых. Не оттого ли у нас столько простодушных верований, что тот святой помогает в одних делах, а этот - в иных… Конечно, во всём этом «регламенте» есть перегиб, но всё-таки отчасти может быть это ещё одно свидетельство – сколь разными были наши святые и сколь в разных они преуспели борениях и опытах, пусть даже житейских, сколь в разных обстоятельствах был закалён их духовный характер, потому, что и посредством житейских дел, житейской опытности многие стяжали свою меру смирения и терпения и любви. Как говорится в Священном Писании – тот, кто был искушен сам, может и искушаемым помочь. Вот и помогают святые, попавшим в ту или иную беду, столкнувшимся с той или иной напастью, помогают, может быть даже в связи со своим земным, конкретным опытом и душа народная эту помощь чувствует и различает, пусть даже и чересчур конкретизируя. Много мы знаем разговоров и пересказов, даже со слов тех недавних наших соотечественников, которые теперь уже примкнули к сонму святых, о том, что Русь помилована будет Богом, несмотря на все её падения и окаянства… Да и сейчас ведь милость эта очевидна уже – молитвами и заступничеством наших святых, из которых мы только малую толику знаем по именам и по истории жизни. А сколько их – безвестно канувших, но сияющих подобно звёздам на небосклоне Святой Руси! Ведь все они продолжают ходатайствовать о нас, участвовать в нашей жизни, и если посмотришь на реальность нашего повального и страшного одичания, то именно понимаешь, что не погибли мы окончательно, не исчезли ещё как народ с лица земли именно чудом, милостью Божией и молитвами наших святых, которые своей кровью, мучениями и слезами исходатайствовали у Господа право болезновать за нас – унылых и погибающих. И пусть многим кажется безнадёжным будущее нашего народа, но сила Божия именно в немощи совершается. И за всей нашей бестолковостью стоит-таки эта неистребимая любовь к правде, любовь, которую возогревают в нас ходатайства и воздыхания всех святых в земле Российской просиявших. И мы верим, что даже вопреки «здравому» смыслу и «очевидной» логике народ наш не погибнет, но потихоньку придёт в себя, очистится от скверны, воспрянет от сна и духовного нечувствия и в согласии со святыми своими предками продолжит тот добрый путь, который обозначен Богом. А путь этот один – домой, в Царствие Божие, в Царство правды, красоты и любви, без которой никогда не хотел и не мог жить русский народ.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/18/den_vs...

Однако О. не упоминается в трудах соловецких авторов XIX в.: в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких...» (сер. 20-х гг. XIX в.), в «Описании Соловецкого монастыря» архим. Досифея (Немчинова), в «Историческом описании Соловецкого монастыря» архим. Мелетия (Шергина) (1881), в «Соловецком патерике» (1873). Известный агиолог XX в. иером. Никодим (Кононов), говоря об учениках прп. Зосимы в комментариях к «Верному и краткому исчислению преподобных отец Соловецких...», нигде не назвал имени О. ( Никодим (Кононов). 1900. С. 35-36, 109); он не включил О. в святцы Соловецких святых (Там же. С. 87-100) и в перечень Соловецких подвижников благочестия (Там же. С. 101-102), а также в составленный им «Архангельский патерик» (СПб., 1901). Тем не менее в 1987 г. имя «Онуфрия, пустынника Соловецкого (XV в.)», было включено в список Всех святых, в земле Российской просиявших, опубликованный в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 370). О. был также канонизирован в составе Собора Новгородских святых (возобновлен в 1981) и Собора Соловецких святых, установленного в 1993 г. Несомненно, однако, что соловецкий святой с таким именем не существовал и его почитание следует отнести к прп. Ианнуарию Соловецкому. Ист.: Описание о российских святых. С. 171; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI. Лит.: Ратшин. Монастыри. С. 4; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Голубинский. Канонизация святых. 1998р. С. 319, 337; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 98. Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 670-671; Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиогр. «справочника» рус. святых - «Книги, глаголемой Описание о российских святых»//ДРВМ. 2009. 3(37). С. 99-100; она же. Отенские святцы как источник рус. агиографии//Там же. 2017. 3(69). С. 112-113.

http://pravenc.ru/text/2578453.html

ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ВСЕВОЛОД Иванович Потёминский (1870 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 6 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВСЕВОЛОД Васильевич Смирнов (1874-1937), прот. сщмч., (пам. 31 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Харитонович Фомин (1882 - 1942), мч. (пам. 9 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_14.html

Конечно, кто-то может сказать, что это совпадение. Но сердце не верит таким словам. Таких совпадений быть не может, как не может быть чудес без Бога. А победа в Великой Отечественной войне — это Божие чудо. Вот почему мы каждый год особенно вспоминаем и начало войны, и день Победы — вспоминаем и молимся об этом. И слова, которые я обращаю к вам, уместны здесь, на Брянской земле, где началось партизанское движение, внесшее огромный вклад в разгром врага. Трудно представить, что было бы, если бы в тылу этих полчищ не сражались наши отцы и деды, не щадя живота своего, постоянно, ежеминутно подвергая себя опасности. Если в регулярных войсках есть передышка между боями, есть понятие тыла, то у партизан никакого тыла не было — они были 24 часа на линии фронта, на линии огня. Мы склоняем в благодарности свои главы в память об этом удивительном подвиге нашего народа, который начался здесь, на Брянской земле, сравнительно недалеко от того места, где мы сегодня совершали Божественную литургию. Святые земли Русской предстоят Богу. Они молятся Ему о всей исторической Руси, о нынешней Российской Федерации, об Украине, о Беларуси, о всех тех народах и даже тех странах, которые считают, что именно Святая Русь является источником их веры, их духовности и их богатейшей православной традиции. Мы верим, что святые предстоят и ныне Господу и молятся о том, чтобы никогда на пространстве Святой Руси, исторической Руси не было междоусобных браней, не было конфликтов и разделений, но чтобы братские народы, живущие ныне в суверенных государствах, всегда сознавали наличие общего корня, общего фундамента своей исторической жизни, главной силой которой является вера православная. Тогда мы сохраним и в нынешних условиях духовное и культурное единство, сохраним единство Церкви — Матери нашей, простирающей Покров свой и молитвенное заступничество о земле Русской. Я хотел бы выразить радость в связи с тем, что могу сегодня, на этой героической Брянской земле, в особый день памятования всех Русских святых, обратиться к вам с этим словом и призвать на вас Божие благословение. Пусть Господь благословит землю Брянскую, град Брянск, власти предержащие, Церковь зде пребывающую. Пусть благословит Господь Россию, пусть благословит Господь всю историческую Русь, братское единство православных народов. Верим, что молитвами и предстательством всех святых, в земле Русской просиявших, исполнятся наши молитвы и Господь приклонит милость ко всем нам, дарует нам мир и благословение Свое. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/1549266.ht...

Многие наши клирики и верующие имеют разное – не русское – происхождение, но всем сердцем приняли обычаи и традиции Русской Православной Церкви. Не впадем же в искушение разделения нашей епархии по культурным группам. Ибо, будучи сынами и дщерями Русской Православной Церкви, мы все являемся гражданами Святой Руси. Когда мы говорим о Святой Руси, мы имеем в виду не Российскую Федерацию или какое-либо другое гражданское общество на земле, а тот стиль жизни, который передали нам сквозь века такие великие святые Русской земли, как равноапостольные князья Владимир и Ольга, преподобные Сергий Радонежский, Иов Почаевский, Серафим Саровский и наиболее близкие к нам миллионы новомучеников и исповедников 20-го века. Эти святые – наши предки, и мы должны просить их научить нас смело исповедовать веру, даже если за это нам будут грозить гонения. Нет ничего особенного в том, чтобы просто называть себя «русскими»: чтобы действительно быть русскими, надо, прежде всего, стать православными и, притом, церковными, какими были наши предки, создавшие Святую Русь! Русская Церковь первой послала миссионеров в Америку, и сегодня мы должны продолжать их спасительный труд, чтобы Свет Христов светил все ярче и ярче на великой американской земле. Единственное, как мы сможем стать достойными наследниками святителей Тихона и Иннокентия Московских, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иоанна Сан-Францисского и других американских святых – это вернуться к своиим корням и заглянуть в прошлое. Живя в 21-м веке, мы можем думать, что для прогресса нужно смотреть только в будущее и забыть прошлое. В Православной Церкви такой взгляд считается абсолютно и однозначно ложным. Если мы действительно хотим распространять православную веру в Америке, то мы должны всмотреться в наши корни и пить из чистого источника священных традиций Святой Руси. Сегодня Америке нужна не просто «Русь», а « Святая Русь «, ибо только такая Россия представляет собою подлинную духовную ценность; нам нужна не «обновленное», модернизированное «Православие», а Православие апостольское, святоотеческое: то Православие, которым почти две тысячи лет жила Святая Церковь, и которое величественный сонм «Всех святых в земле Российстей просиявших» связывает с древне-христианскими мучениками, преподобными, святителями и прочими святыми угодниками. Это чистое, беспримесное, неискаженное Православие нам дорого, как единая истинная, единая спасающая вера, вводящая нас в жизнь вечную; а Россия нам нужна и дорога как твердый оплот этой истинной веры на земле.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010