Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На месте блокадного крематория в Санкт-Петербурге освящена часовня Всех святых, в Земле Российской просиявших 11.05.2010 Этого события ветераны, православные верующие ждали почти 20 лет: на месте блокадного крематория в Московском парке Победы Санкт-Петербурга 7 мая освящена часовня Всех святых, в Земле Российской просиявших. Свое название она получила потому, что Великая Отечественная война началась в праздник, пришедшийся в 1941 году на 22 июня: все русские святые молились о предстоящей Великой Победе. Чин освящения церковного здания, построенного всего за несколько месяцев в мемориальной зоне парка, совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Он зачитал приветствие Патриарха Кирилла. «Радуюсь, что в 65-ю годовщину Великой Победы на месте, где в тяжелое блокадное время располагался крематорий, ныне возвышается православный крест. Церковь никогда не переставала молиться об упокоении погибших в блокадном городе: ни в те тяжелые дни, ни после. В блокаду здесь погребали пепел жертв осажденного Ленинграда, а теперь в благолепном храме мы испрашиваем блаженного покоя нашим отцам и дедам, живот свой положившим в годы войны», - говорится в обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви. Владыка Владимир поблагодарил главного спонсора строительства - члена Совета Федерации от Ленобласти Андрея Молчанова и всех жертвователей, благодаря которым в парке появилась часовня, и наградил их церковными орденами, медалями и грамотами. От имени администрации Санкт-Петербурга храму была подарена Казанская икона Божией Матери. Передавая ее, вице-губернатор города Александр Вахмистров напомнил, что, по преданию, пока перед этим образом Царицы Небесной молятся петербуржцы, в город не ступит нога врага. Московский парк Победы, заложенный сразу после войны, - одно из священных мест города на Неве. Его называют «второй Пискаревкой». Лишь в начале 1990-х годов, в период перестройки и гласности, место упокоения праха 117 тыс 300 жителей и воинов-защитников невской твердыни было рассекречено. С тех пор в нем служатся панихиды, а на деревьях в память о погибших горожане повязывают Георгиевские ленточки. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.05.2010 08:08:29

http://drevo-info.ru/news/8347.html

«Все святые, в земле Русской просиявшие». Икона. 1934 г. (Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Первое явление Богоматери прп. Серафиму Саровскому (отроку Прохору) и чудесное спасение его после падения с колокольни. Нач. 50-х гг. ХХ в. (частное собрание) Особое место в творчестве И. занимала тема рус. святых. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. по благословению священноисп. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, она работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». И. создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 г. 1-я икона нового извода была освящена свт. Афанасием после малой вечерни в канун Недели Всех святых, в земле Российской просиявших; служба проходила с участием хора ц. свт. Николая в Клённиках в домовом храме иером. Троице-Сергиевой лавры Иеракса (Бочарова) в г. Лосиноостровском Московской обл. Этот образ стал келейной иконой свт. Афанасия, которую он завещал передать в ТСЛ (в наст. время в Троицком соборе лавры). В 1954 г. икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной свт. Афанасием Службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором ТСЛ (ок. 1955 для этого придела И. написала творческую копию первообраза; хранится в ризнице ТСЛ). В кон. 30-х гг. И. выполнила еще один список Собора русских святых для архим. Гурия (Егорова) (до 80-х гг. образ находился у митр. Иоанна (Вендланда)), а в сер. 50-х гг. по ходатайству свт. Афанасия и по просьбе старосты исп. Георгия Седова - для Воскресенского собора в Тутаеве (в наст. время образ хранится в соборе). В нач. 60-х гг. подобная икона написана для митр. Нестора (Анисимова) (ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции на территории Данилова мон-ря в Москве). Впосл. И. создала иконы «Святые первосвятители всея Руси» и «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (митрополичьи палаты ТСЛ), «Ярославские чудотворцы», «Радонежские чудотворцы», «Собор святых града Владимира и области его» с подписью: «В Успенский собор града Владимира в память юбилейного торжества по случаю 800-летия со времени его основания - смиренное приношение епископа Афанасия». В 1959-1962 гг. И. разрабатывала лицевые святцы рус. святых (частное собрание; см.: Russian Saints. 2000).

http://pravenc.ru/text/Иулиании ...

Преисполненные любви к людям, они отзываются на их нужды и моления, ходатайствуют за них перед Богом. Таковыми были ветхозаветные праведники, выведенные Христом из ада и введенные в рай, и Иоанн Креститель, затем апостолы и их преемники; во время гонения на христиан в первые века христианства таковыми явились мученики - христиане сразу начали почитать их как св. угодников Божиих. Так же стали почитаться и подвижники Антоний Великий , Макарий Великий и мн. др. Везде, где были христиане, возникало почитание святых. Однако со временем «духовное горение стало тускнеть», говорит И., общее сознание верующих не всегда могло определить, кто действительно является праведником, появлялись сомнительные личности, к-рые мнимыми подвигами увлекали людей. Поэтому церковная власть стала следить за почитанием святых; изучались жизнь почитаемых подвижников, их чудеса. Это осуществлялось под властью епископской; нередко прославление совершалось в той местности, где жил и страдал подвижник. Иногда же прославление совершала высшая церковная власть Поместной Церкви, тогда имена новопрославленных вносились в месяцесловы всей Церкви. Но церковная власть лишь свидетельствовала о святости. «Святыми праведники становились не постановлением земной церковной власти, а милостию и благодатью Божией». Сравнивая прав. Иоанна Кронштадтского со свт. Николаем Чудотворцем, И. молит Господа, чтобы настал день, когда от Карпат до Тихого океана прогремит: «Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего!» (Святые. 2008. С. 400-403). В 1964 г. Собором РПЦЗ Иоанн Кронштадтский был причислен к «лику святых, в земле Российской просиявших»; 7-8 июня 1990 г. был прославлен Поместным Собором РПЦ. В докладе Архиерейскому Синоду РПЦЗ 1950 г. «О почитании святых, просиявших на Западе» И. указывает, что в течение мн. веков Православие на Западе было твердо, сюда устремлялись и восточные, ища опору против ересей; здесь просияли мн. мученики и подвижники. Но отход и отпадение Западной от единой Вселенской Церкви «затмили здесь истину и смешали ее с обольщением» (О почитании святых, просиявших на Западе.

http://pravenc.ru/text/468963.html

«В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» (23, 27), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века. День всех святых, в земле Российской просиявших – праздник, который совершается во вторую неделю по Пятидесятнице, т.е. во второе воскресенье после Троицы. Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник» (14, 495-496). Впрочем, «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» (23, 27), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» ( Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века. Подвигом русских святых освящена вся Россия. Они не только спасали души, но и руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали русскую литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие. Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им из всех многочисленных народов только русский народ избрал в названии своей страны слово «Святая»Святая Русь.

http://pravmir.ru/6-iyunya-prazdnik-vsex...

Одним из последних святых на Руси просиял преподобный Серафим Саровский (умер в 1831 г.). Он горько сетовал, что ослабла «решимость» русского человека к спасению, к «стяжанию святого Духа Божия». Братия и сестры! Чему научают и вразумляют нас ныне прославляемые святые, в русской земле просиявшие? Они напоминают нам, что кроме земли существует небо. Кроме тела – души и дух, кроме каждого из нас существуют люди, наши ближние, наши братья во Христе, кроме земной Церкви существует небесная, кроме временной земной жизни – жизнь загробная, вечная, где каждому предстоит дать ответ за свою земную жизнь. Святые являют нам пример того, как на всяком жизненном поприще, при самых трудных жизненных обстоятельствах, люди сохраняют верность и преданность Богу, бескорыстное, жертвенное служение людям, выходят победителями над своими грехами и страстями и достигают небесных венцов. Все мы, братия и сестры, радуемся, что земля наша так богата угодниками Божиими, что мы получали и получаем от них благодатную помощь и в случае нужды и опасности нашей родине ещё и ещё получим её, эту помощь. О, сколько святительских омофоров простёрто будет над Русью, над её народом и её святынями! Сколько духовных, небесных мечей поднимется на её защиту, сколько угодивших Богу иноков и инокинь молитвенно взывать будут к Богу! Разве мы можем помыслить, что святые сродники наши забудут родную землю и родную Церковь в годину испытаний и бед, как не забывают и теперь? Не может произойти этого! Помолимся им: «О преблаженные угодники Божии, вси святии в Российской земле просиявшие, предстоящие престолу Пресвятые Троицы!.. Се ныне, в день общего вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение... Смиренно молимся вам: молите милостивого Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к сохранению, святых заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти, и в покаянии достигнути преславных селений райских и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков». Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Проповедь в день Всех святых, в земле Российской просиявших Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память Всех русских святых. Господь возлюбил, благословил русскую землю тем, что даровал на этой благословенной земле много святых из среды русских людей. Нигде нет столько святых, как на русской земле; и Божия Матерь также возлюбила русскую землю и русский народ, даровав на этой земле множество чудотворных икон для утешения страждущего русского народа. К нам в Россию приезжает много иностранных гостей – дипломатические и духовные делегации, все они в один голос говорят, что нигде нет такой Церкви и такого благолепия в ней, как в России. Всем нравятся наши храмы. Есть много людей, которые в заблуждении говорят, что святые были слишком самолюбивы, они уходили из мира в леса, пустыни, потому что не любили людей. Это явная клевета на святых. Как раз наоборот – они уходили из мира, оставляли все свое вещественное богатство бедным для того, чтобы помочь братьям по вере. Чем они могли помочь своим братьям, живя среди суеты мирской, не имея Святого Духа? Цель нашей жизни – стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где-либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения. Например, преподобный Сергий Радонежский много оказал помощи угнетаемому народу своим ходатайством перед князьями. Всем известно, что его братия, жившая после него в Троице-Сергиевой Лавре, оказала Отечеству великую помощь в Смутное время в 1612 году своими молитвами, своим мужеством, пожертвованием и воззваниями к народу на борьбу с поляками.

http://pravoslavie.ru/1735.html

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня/2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою. Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской, тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

http://pravoslavie.ru/4329.html

Святитель Афанасий Сахаров Главным же неисполненным желанием святителя Афанасия относительно службы Всех русских святых до сих пор остается отсутствие в ней особого «Слова похвального на память Всех святых, в земле Русской просиявших». В 1955 г. Владыка Афанасий так писал об этом своему другу – архимандриту Сергию (Голубцову) 36 , преподавателю Московской Духовной Академии: " …Я давно пришел к мысли, что…(в) нашей службе должно быть обязательным чтение " Слова похвального на Собор всех русских святых " , в котором были бы воспомянуты по именам все русские святые (за исключением Печерских, из которых должны быть воспомянуты более известные). При этом похвала каждому святому из одной, двух, не более трех фраз должна быть не столько плодом ораторского таланта составителя. Эти похвалы должны быть сложены из характеристик наших святых, выбранных из летописных отзывов о них, из древних житий и других памятников. Похвалы должны быть составлены по возможности из точных выражений памятников. " Слово похвальное " должно быть не сочинено, а составлено. Не найдется ли среди студентов нашей академии талантливый и благоговейный проповедник (а вместе и историк), который бы в качестве кандидатского сочинения взял тему: «Слово похвальное на Собор всех святых, в земле Русской просиявших»? Если бы мою мысль оказалось возможно осуществить, я со своей стороны дал бы еще некоторые советы и указания " ( 20 , 50–51). Это " Слово " святитель Афанасий полагал уместным читать на пять статий (частей) в разных местах службы: перед шестопсалмием, после седальнов по 1-м и 2-м стихословии, после седальна по полиелее и по 3-й песне канона ( 18 , 108, 110–111, 115, 124). По 6-й песне канона Владыка надеялся впоследствии читать за службой синаксарий 37 " об установлении и значении сего праздника " ( 18 , 15 и 133). В современном варианте службы (см.: 13 , май, ч. 3, 308–352; 14 , 495–549) эти чтения отсутствуют. Впрочем, несмотря на это, службу Всем русским святым в ее современном состоянии следует признать одним из самых значительных явлений в истории русской церковной гимнографии, потому как она имеет много очевидных достоинств. Во-первых, в службе подвиг русских святых выявлен во всей возможной полноте и показан с различных сторон 38 . Во-вторых, по своему музыкальному содержанию (использование всех восьми гласов, многих подобнов, в том числе очень редких и т. д.) служба превосходит даже многие двунадесятые праздники.

http://pravoslavie.ru/2367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Угличские свв. Описания иконы Угличские свв. - житие Святые на земле Углицкой просиявшие: Углицкие святые Кассиан и Паисий Святой благоверный князь Роман, Угличский чу­дотворец Святой мученик Иоанн младенец, Угличский Святитель и чудотворец архиепископ черниговский Феодосий Углицкий Григорий Угличский преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками. Преподобная Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею. Преподобный Мардарий Угличский. Преподобны Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Мирянин Иван Петрович Коротков (Иоанн Угличский) Благоверный Андрей Васильевич Большой (Угличский) Дмитрий, царевич Московский, Угличский страстотерпец Благоверный Иван Андреевич Угличский (Игнатий Прилуцкий) Благоверный Роман Владимирович Угличский Благоверный Фома Угличский Исповедница Ираида Осиповна Тихова — мирянка с. Котово Угличского района Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 10547.jpg:   Размер: 886x1200, 1.06 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (135) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Свв. Димитрий и Роман Угличские. Прокопий Чирин (?). Строгановская школа. Икона. Русь. 1-я половина XVII века. 29.5 х 23. Дар св. императора Никалая II в ГРМ. Файл 10548.jpg:   Размер: 927x1200, 1.11 MPix, 276 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (0) . Описание: [Углич. XIX.] Угличские святые (свв. Димитрий и Роман, прпп. Паисий и Кассиан Угличские). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Конец XIX в. 32 х 28. Частное собрание. Файл 10549.jpg:   Размер: 985x1200, 1.18 MPix, 332 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (106) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10550.jpg:   Размер: 545x1163, 0.63 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3019

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010