После литургии нужно отслужить панихиду.       Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.       В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.       Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.       Это дни:       1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.       2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.       3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.       Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.       Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:       4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.       5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.       6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).       Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. Молитва об усопшем христианине       Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда.

http://zavet.ru/kladb.htm

- А когда вы действительно пошли в семинарию, ваши родственники как к этому отнеслись? - Мы с мамой воцерковлялись одновременно, правда, у меня этот процесс шел намного быстрее. Я считаю своими духовными отцами митрополита Антония (Блума) и протопресвитеров Александра Шмемана и Иоанна Мейендорфа, хотя никогда в жизни их не видел. Меня приучили слушать радиоголоса, и были замечательные религиозные передачи на " Голосе Америки " , " Би-би-си " , Радио " Свобода " . Они были высочайшего уровня и на меня, ребенка, производили огромное впечатление. Это был конец 1980-х, в те времена советским детям не очень-то разрешали слушать такие передачи, и я благодарен за это моим родным. Помимо радиопередач в отрочестве и юности мне посчастливилось встретить замечательных священников. Моим первым наставником был протоиерей Михаил Женочин. Это был удивительный пастырь, который одним из первых в годы перестройки, еще до развала Советского Союза, стал восстанавливать разрушенный собор святого великомученика Димитрия Солунского в Гдове - кафедральном городе священномученика митрополита Вениамина в бытность его викарным епископом Санкт-Петербургской митрополии. К сожалению, отец Михаил скоропостижно скончался несколько лет тому назад. Не могу не вспомнить игумена Антония (Касекюли); он учился в Ленинградской духовной академии вместе с будущими Святейшим Патриархом Алексием (Ридигером) и митрополитом Иоанном (Снычевым), хотя был намного старше их по возрасту. Мне довелось помогать ему на клиросе в храме святой Екатерины в городе Выру, в Эстонии, где он служил настоятелем до конца своих дней; скончался он в глубокой старости. - Когда вы слушали " вражьи голоса " , как тогда шутили, взрослые вас предупреждали, что никому нельзя об этом рассказывать? - Конечно. Но дело в том, что в то время мы по семейным обстоятельствам уехали с мамой из Ленинграда и жили в Латвии. Там обстановка была более свободной. В пятом, шестом, седьмом классах я ходил в храм, и когда об этом узнали в школе, никакой реакции не последовало.

http://mitropolia.spb.ru/docs/protodiako...

А почему в этот день? Потому, что воскресенье перед Масленицей называется Неделей о Страшном Суде. Когда, как не перед днем, в который вспоминается Страшный Суд, уместнее всего помолиться о наших покойных? ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: 2я, 3я и 4я субботы Великого Поста В эти дни совершается торжественное поминание усопших. Оно установлено Церковью, чтобы не лишить усопших молитвенного предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединенные с совершением полной Литургии, которая в Великий пост положена только по субботним и воскресным дням. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Радоница Радоница, то есть день радости для усопших, приходится на вторник Фоминой седмицы. Отметим, что это уже не суббота, а вторник. Почему? Потому, что в день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу поминать усопших в храме не разрешается. И вот в первый раз их можно поминать на второй неделе после Пасхи, на Фоминой седмице (посвященной Апостолу Фоме). Вторник этой седмицы и предназначен для торжественного поминания наших усопших. ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Троицкая Родительская суббота Оно совершается в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет память Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы. В России приняты и еще два дня нарочитого поминания усопших: ОСОБОЕ ПОМИНОВЕНИЕ: Димитриевская родительская суббота Поминовение усопших перед 26 октября (по старому стилю), днем св. великомученика Димитрия Солунского, установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 г. Однако со временем эта суббота сделалась на Руси днем особого церковного поминовения всех усопших в вере. Совершается эта родительская суббота, в соответствии с новым стилем, в первой половине октября.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/znakom...

В Зугдидском историко-этнографическом гос. музее Грузии, расположенном в дворцовом комплексе мегрельских владетельных князей (мтаваров) Дадиани (основан в апр. 1921 А. Чантурия; совр. экспозиция превышает 41 тыс. единиц), хранятся мн. святыни ГПЦ, изъятые в 1923-1936 гг., в период советизации, у различных груз. церквей и монастырей. Среди них - риза Пресв. Богородицы (из мон-ря Хоби), мощи и частицы мощей мн. святых, в т. ч. св. Иоанна Крестителя, вмч. Георгия, мц. Марины, мч. Квирике и др.; позолоченная нагрудная икона (XII в.) царицы Бордохан - матери царицы св. Тамары ; деталь чеканной рипиды (золото, серебро) груз. царя Георгия I (1014-1027); икона-триптих вмч. Георгия с изображением ктитора Кириле Жуанидзе (XVI в.); чеканные: икона Христа Вседержителя с клеймами (золото, серебро; с. Корцхели), деталь иконы с изображением святой (золото, серебро; с. Джгали, XII в.), иконы великомучеников Димитрия Солунского и Георгия (серебро; XV-XVI вв.), Пресв. Богородицы с клеймами (золото, серебро, Цаиши XVII в.), вмч. Георгия XVII в. (золото, серебро) и 1818 г. (серебро), Распятие с предстоящими (золото; Цаиши, XVII в.) и др. 2(15) июля в Зугдиди ежегодно отмечается Влахерноба - престольный праздник в честь Влахернской церкви и в честь ризы Пресв. Богородицы. Ризу крестным ходом переносят из музея в церковь, где служится литургия. Ист.: Ламберти Арканджело. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией/Ред.: Л. Асатиани; пер.: А. Чкония. Тбилиси, 1938. Лит.: Каландия Г. Святыни, связанные с именем Пресв. Богородицы, и Грузия. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Бераия Л. Риза Пресв. Богородицы и святые мощи, хранимые в Зугдидском ист. музее. Зугдиди, 2000 (на груз. яз.); она же. Сокровища Мегрелии X-XIX вв.: Надписи на крестах и иконах. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Каландия Г., Бераия Л., Караия И. Сокровища Дадиановского дворца: Кат. Тбилиси, 2003 (на груз. и франц. языках); Шенгелия А. Сокровище Цаишской кафедры. Зугдиди-Цаиши, 2001 (на груз. яз.). Г. Гугушвили Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200109.html

В конце 1820-х гг. в приходе Спасской церкви состояли 143 двора с населением более 1600 человек. Причт состоял из священника, диакона и двух причетников. Церковная земля 33 десятины (из них 2 десятины усадебной) обрабатывалась помещиком, за которую причт получал денежную и продуктовую ругу. Дома священно и церковнослужителей располагались на господской земле. С 1824 г. к Спасскому приходу приписали ветхий деревянный храм во имя великомученика Димитрия Солунского в селе Старом, построенный местным помещиком Ф.И. Кокошкиным в 1752 г. Кроме усадьбы Белавиных, в Спасском приходе состояли помещичьи усадьбы при сельцах Песочня и Селезневе, а также бывшая монастырская деревня Волкове. В 1838 г. наименование приделов в теплой трапезе было во имя Владимирской иконы Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла. В 1843-1844 гг. Г.П. Белавин обращается к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) за разрешением начать строительные работы по ротонде настоящей церкви и колокольне. Архитектурный надзор и смету осуществлял архитектор Бернард Семенович Пиотровский. Он же привел в порядок и проверил проектные чертежи, представленные на утверждение в IV округ Путей сообщения и публичных зданий. Строительные работы завершились в 1853 г., когда произошло торжество освящения настоящей Спасской церкви. Среди вкладчиков Спасской церкви, благодаря которым храм был построен, документы называют имя московского купца I гильдии Никиты Ивановича Лисенкова. В 1862 г. в Московской Духовной Консистории производилось дело о надстройке колокольни Спасской церкви в селе Дуброве Рузского уезда. В 1896 г. храм капитально ремонтировался. На 1918 г. Спасскому храму принадлежала каменная сторожка и сарай. До 1922 г. село состояло в Рузском уезде, а затем селения, входящие в Орешковскую волость, были присоединены к Можайскому уезду. В советское время храм был разрушен. http://tl.strogino.ru/ Храм Всемилостивого Спаса находится в с. Ново-Волково, Рузский район, Московская область. Относится к Московской епархии, Благочиние Ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области. На территории Патриаршего подворья при храме Всемилостивого Спаса, по благословлению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, был создан Скит в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (Подворье Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы). По благословлению архимандрита Ефрема, игумена монастыря Ватопед на Афоне, с чудотворного первообраза была написана икона для скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Было замечено, что святой образ помогает больным с онкологическими заболеваниями. Стали известны многочисленные случаи исцелений, произошедших после молитвы пред этим чудотворным образом. Само имя иконы «Всецарица» говорит о её особой всеобъемлющей силе. Перед святым образом молятся не только об исцелении от смертельных заболеваний, но и об избавлении от колдовства и заговоров. К «Всецарице» обращаются родители, чьи дети пристрастились к алкоголю и наркотикам.

http://sobory.ru/article/?object=06662

В правление императора Юстиниана II преподобный Андрей был поставлен архиепископом Критским и ревностно проповедовал слово Божие своей пастве. Его молитвы спасли от нашествия арабов остров Крит, о чем свидетельствует сам Святитель в Слове на Обрезание Господне: «Так, оставаясь православными, избегли мы страха языков и острова прияли спасение». Известны и многие другие чудеса пастыря Критского – в засуху по его молитвам ниспосылался дождь и верные ограждались от бед его предстательством. Преподобный Андрей прожил долгую жизнь, так, в частности, имеются свидетельства, что, убеленный сединами, он приносил похвальные слова святым; в тексте Великого канона содержатся указания, что это произведение написано им в преклонном возрасте. В 712 году, возвращаясь с Константинопольского Собора, преподобный Андрей заболел на острове Митилена и скончался в пути на остров Крит, в г. Иерис. Свидетельством долгой подвижнической жизни остались его вдохновенные творения, его «медоточные глаголы», по определению святителя Димитрия Ростовского 9 . Наследие преподобного Андрея Критского обширно. Профессор Петербургской Духовной Академии И. А. Карабинов в своем основательном исследовании Триоди Постной определяет, что по древним ирмологиям насчитывается до 70 канонов пастыря Критского. Автор отмечает также, что песнотворческая деятельность преподобного Андрея недостаточно изучена 10 . Преосвященный Филарет различает в песнотворческом наследии Критского святителя различные формы произведений 11 . 1. Песни богословские: а) Трипеснцы на повечерии Недели Ваий и первых четырех дней Страстной седмицы; б) Каноны: Воскрешению Лазаря; в Неделю жен-мироносиц; Преполовения Пятидесятницы; на Рождество Иоанна Предтечи; в) Стихиры самогласны: на Сретение Господне; на Рождество Христово. 2. Песни в честь Богоматери: Каноны на Рождество Богородицы и на зачатие святой Анны (9 декабря). 3. Песни в честь святых апостолов: стихиры святым апостолам Петру и Павлу; святому апостолу Андрею Первозванному. 4. Песни святым мученикам: а) каноны: святым мученикам Маккавеям; Усекновению главы Иоанна Предтечи; святым мученикам Трифону и Феофилу (23 июля); священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); б) стихиры самогласны святым мученикам: священномученику Игнатию Богоносцу (20 декабря); святым убиенным младенцам (29 декабря); святому мученику Прову (12 октября); великомученику Димитрию Солунскому (26 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В строительстве храма активное участие принимали казаки Симбирского казачьего округа. После освящения Всесвятский храм стал духовным центром местного казачества. В церкви хранится знамя казачьего округа. За участие в строительстве храма казаки Святейшим Патриархом были награждены Патриаршей Грамотой. О времени первоначального построения Всесвятской церкви не сохранилось никаких сведений, но во второй половине XVIII в. она уже существовала; церковь была каменная, однопрестольная. В 1859 г. в трапезной был устроен придел с престолом во имя св. муч. Елизаветы чиновницей Елизаветой Николаевной Пазухиной. В 1860 г. главная часть храма была построена вновь трудами и усердием священника Поликарпова и церковного старосты купца Александра Ананьева. Престолы в ней были устроены и освящены: главный в том же 1860 г., в одном приделе в 1861 г. и в другом в 1863 г.; в следующем же 1864 г. были перестроены трапеза и колокольня; придел с престолом во имя св. муч. Елизаветы был упразднен. Теперь храм теплый, трехпрестольный: главный престол – во имя Всех Святых, в правом приделе – во имя Архистратига Божьего Михаила и в левом – во имя св. великомученика Димитрия Солунского. При церкви есть каменная часовня. Капитал церкви 1774 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Священники и псаломщики живут в церковных домах, а диакон в собственном доме. Капитал причта 5008 руб. 12 коп. Прихожан в г. Симбирске в 113 дворах 467 душ муж. пола и 484 жен.; кроме того, раскольников в 3 дворах 9 душ муж. пола и 11 жен. Церковно-приходское попечительство есть. Церковно-приходская школа существует с 1897 г., помещается в церковном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. По имеющимся в Всесвятской церкви самым древним документам церковь признается построенной «неизвестно кем и неизвестно в котором году», и там же свидетельствуется, что от прежних времен документов на нее никаких нет. Но по описи церковному имуществу 1820 г. можно говорить о Всесвятской церкви, как существовавшей уже во второй половине XVIII ст. Там упоминается святой антиминс церкви «на белом холсте, освященный преосвященным Вениамином, митрополитом Казанским, 1780 года», в 20-х гг. XIX ст. за ветхостью отосланный в дом Его Высокопреосвященства Амвросия, архиепископа Казанского.

http://sobory.ru/article/?object=16647

В том же году поступил в Харбинский политехнический институт на инженерно-строительный факультет. Параллельно он учился на Харбинских богословских курсах. Духовным наставником Ростислава был архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине. До эмиграции отец Ювеналий подвизался в Белогорской мужской обители Пермской епархии, прозванной народом «Сибирским Афоном». Отец Ювеналий был ближайшим помощником настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Он сопровождал будущего преподобномученика Варлаама и игумена Серафима (Кузнецова) в их паломнических поездках по монастырям Российской империи, Афона и Святой земли, неоднократно служил и встречался с праведным Иоанном Кронштадтским. Впоследствии отец Ювеналий поддерживал большую переписку с русскими святогорцами. Будучи редактором духовно-нравственного журнала «Хлеб Небесный», выпускаемого типографией Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, отец Ювеналий печатал в нем статьи и проповеди афонских подвижников, их письма и воззвания, отрывки из их дневников, сообщения о состоянии святогорских обителей, о торжествах и литургической жизни монастырей. В 1936 г. на Сретение владыка Ювеналий рукоположил отца Ростислава  во диаконы, а на следующий день – во пресвитеры. В том же году отец Ростислав прибыл в Шанхай для служения настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского при коммерческом училище. Здесь же он преподавал Закон Божий и математику. В то время епископом Шанхайским, викарием Русской Духовной Миссии в Пекине, был святитель и чудотворец Иоанн (Максимович), с первой встречи полюбивший молодого иерея. Помимо молитвенного общения за богослужениями в кафедральном соборе, отец Ростислав много времени проводил со святителем и беседовал с ним на святоотеческие и церковно-исторические темы. В 1938 г. отец Ростислав был переведен в Тяньцзин. Провожая отца Ростислава, святитель Иоанн говорил: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».     Этот скучный и однообразный Афон   – Несмотря на все радости, испытываемые о. Ростиславом в семейной жизни и пастырском служении в одном из самых больших приходов Русской Зарубежной Церкви, мой дед активно искал монашеского безмолвия, о чем свидетельствует письмо священноархимандрита Иустина, игумена Пантелеимонового монастыря, написанное 21 марта 1956 г.:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2414

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским , например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях». В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб. Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г. Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб. Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб. Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб. Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV b. Новгород. ГТГ, Москва Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Городская застройка, появившаяся в советское время, полностью изменила облик этой некогда живописной местности. Основание обители было положено в XIII столетии во время татаро-монгольского владычества на Руси. Понуждаемый обстоятельствами ростовский святитель Кирилл (1231-1262) для ходатайства о церковных нуждах ходил в 1253 году в Орду. Там он поведал хану Берке о святой христианской вере, о святителе Леонтии, о чудесных исцелениях, происходящих в Ростове при его гробе. Рассказ владыки оставил глубокий след в душе юного племянника татарского хана, присутствовавшего на беседе. " Слово о вере Христовой, как доброе семя, пало на сердце юноши, как на плодоносную землю " - повествует житие преподобного Петра, царевича Ордынского. Он тайно покинул свой дом и вслед за епископом пришёл в Ростов. Здесь он стал посещать храм и больше беседовать с владыкою, узнавая о православной вере. Через некоторое время царевич принял крещение и был наречён Петром. Охотясь как-то на берегу озера Неро, он заночевал здесь. Во сне ему явились апостолы Пётр и Павел, которые повелели создать на этом месте церковь и приобрести для неё иконы - Пресвятой Богородицы, святителя Николая и великомученика Димитрия Солунского. При этом первоверховные апостолы вручили царевичу два мешочка: один с золотыми, другой с серебряными монетами. Остаток ночи блаженный Пётр провёл в молитве, а наутро чудесным образом нашёл у городского иконописца указанные иконы и с ними пошёл к епископу, которым в это время был святитель Игнатий (1262-1288). Прошедшей ночью ему также явились апостолы Пётр и Павел с повелением построить церковь в их честь. Всё это владыка рассказал князю (имя его не указывается в житии), которого пригласил к себе. В этот же момент пришёл царевич, чтобы рассказать святителю о том, что случилось с ним этой ночью. " Выслушав рассказ Петра, они благоговейно поклонились святым иконам, отслужили в храме молебен перед ними, совершили крестный ход на месте явления святых апостолов - и здесь, в построенной наскоро часовне, поставили чудные иконы " , - рассказывает житие царевича Петра.

http://sobory.ru/article/?object=03270

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010