Наряду со строительством зданий умножаются святыни храма и продолжается его благоукрашение. В гармонии с деревянным резным трехъярусным иконостасом рядом встали афонские и иерусалимские иконы, освященные от соименных чудотворных икон: Иверская икона Божией Матери, Иерусалимская, Геронтисса, Всецарица, Игуменья Горы Афонской. Золотом засиял алтарь, а по стенам храма гармонично вписались афонские стасидии. В храме - три престола: Казанской иконы Божией Матери (21 июля, 4 ноября), святителя Николая Чудотворца (22 мая, 19 декабря), преподобного Иоанна Рыльского (31 августа, 1 ноября). Духовные отношения с афонским Ватопедским монастырем связывают Большегнеушево не только написанными на Афоне иконами, но и молитвенным общением двух обителей. В июле 2011 года сестры монастыря встречали дорогого гостя из Ватопеда – архимандрита Ефрема. Духовная беседа с игуменом Ватопеда для сестер стала огромным духовным событием и настоящим праздником. Афонские братия помогают святоотеческими советами в организации и управлении монашеской жизни. В ноябре 2013 года, накануне престольного праздника, сестры монастыря с великой радостью встречали Казанскую икону Божией Матери, привезенную со Святой Горы Афон в дар монастырю от настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, выполненную лучшими афонскими иконописцами. Святыни [ править править код ] В монастыре множество частиц святых мощей. В последние годы добавились частицы мощей недавно прославленных Глинских преподобных отцов, великомученицы Екатерины, великомученицы Параскевы, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Димитрия Солунского, священномученика Виктора, мученика Трифона, мученицы Наталии, преподобной Ефросинии Полоцкой. Из Иерусалима привезена частица Животворящего Креста Господня. Большим подарком, отрадой и утешением для сестер и паломников стала точная копия чудотворной иконы Божией Матери в серебряной ризе «Отрада и Утешение», благословленная игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом и написанная на средства благодетелей.

http://azbyka.ru/palomnik/Большегнеушевс...

- Нет ничего удивительного в том, что святой Димитрий так почитался наряду с великомучеником Георгием, который тоже был святым воином. Ведь князья ощущали сами себя как воины, на них смотрели как на воинов, справедливых судей. Вот каким был князь в те достаточно патриархальные времена, и этому образу нужно было соответствовать. Мы видим, что целый ряд наших князей и даже государей, так как это оказалось довольно продолжительной традицией, называли своих сыновей, в основном первенцев, именем Димитрий. Это Юрий Долгорукий, это Александр Невский, это Иван Красный, чьим сыном как раз был будущий Дмитрий Донской, это Иван Грозный, у которого было два сына Дмитрия, это Алексей Михайлович. Что касается почитания, то оно очень раннее, домонгольское. Скажем, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, прозванный так за многочадность, за большую семью, носил христианское имя Димитрий. Была такая традиция, что князья сохраняли громкие грозные славянские имена, но при этом имели, естественно, имена христианские, крещальные. Он добился того, чтобы на Русь были принесены реликвии, связанные с именем святого Димитрия Солунского. Это сорочица (сорочка, нижняя одежда - ред.) и образ святого, написанный на гробовой доске. Об этом, по крайней мере, говорит летопись, и образ этот был мироточивым. Считается, что впоследствии он оказался в Успенском соборе Московского Кремля, хотя сам красочный слой там гораздо более поздний, но доска действительно древняя. С именем Всеволода Большое Гнездо также связано строительство Дмитровского собора во Владимире. Это замечательный храм, замечательный памятник нашей архитектуры XII столетия, который до сих пор сохранился. Дмитровский монастырь был основан сыном Ярослава Мудрого - Изъяславом - который в крещении носил имя Дмитрий. Что касается Дмитрия Донского, то есть один замечательный момент - ведь надвратная церковь Троице-Сергиевой Лавры была основана именно в честь этого святого, который таким образом призывался быть хранителем этой обители. С ним же связано установление Дмитровской родительской субботы - дня поминовения воинов, павших на Куликовом поле. Хотя некоторые исследователи говорят, что эта родительская суббота была призвана заменить языческое поминовение умерших предков, одно другому не мешает. Церковь могла ставить перед собой такую цель, но все-таки, в первую очередь, это было связано с небесным покровителем Димитрия Донского - великомучеником Димитрием Солунским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/178231.html

И  вот, здесь проявляется удивительный характер святого. Он не стал волноваться, спокойно раздал имение бедным и предался Богу в молитве, готовя себя к принятию мученического венца!!! Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге.   Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан.   И вот, происходит еще кое-что удивительное! Неожиданно тважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром.   По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан.   Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу - пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями.       Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитриям, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его. Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.       При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=833

На Афоне Григорий становится учеником известного делателя умной молитвы старца Никодима и под его руководством подвизается около трех лет. В это же время в ответ на его пламенные обращения к Господу ему явился святой апостол Иоанн Богослов и пообещал покровительствовать ему всю жизнь. После смерти старца Никодима подвижник переходит в Великую Лавру, а затем в скит Глосса, где поступает под руководство другого наставника - Григория. Здесь или чуть позже в Фессалонике молодой инок познакомится с величайшим тружеником и теоретиком умного делания Григорием Синаитом, окормлявшим иноков скита Магула. Постепенно накапливается духовный опыт. Но около 1325-1326 годов насельники обоих скитов - Глоссы и Магулы вынуждены бежать под защиту крепостных стен Фессалоники от нападений турок и албанцев. Они хотели двинуться на Восток, в Иерусалим, однако святому Григорию явился великомученик Димитрий Солунский и повелел остаться в Фессалонике. Фессалоникийские встречи Фессалоника того времени представляла собой богатый процветающий город, главный порт на Балканах, выдающийся культурный центр. Каждый год там проводились знаменитые ярмарки, которые привлекали торговцев всего мира. Но это также был город философов и писателей. Поэтому неудивительно, что именно в этом городе не ушедшие на Восток афонские исихасты создали оригинальный просветительский центр. Он представлял из себя кружок монахов и мирян, интересовавшихся духовными проблемами. «Главой этого кружка был святой Исидор (ученик Григогия Синаита), хотя он еще и не принял постриг. Святой Исидор провел в Фессалонике почти десять лет, проповедуя многочисленным ученикам отречение от мира и монашеские добродетели. Его биограф святой Филофей особо подчеркивает суровость его проповеди; святой Исидор любил приводить слова Писания о " тесном пути " , о необходимости бежать из Содома и Гоморры; «пусть имущие жен, - говорил он Фессалоникайцам, - будут яко не имущие, ибо преходит образ мира сего». На первый взгляд, кажется удивительным, что молодой мирянин проповедует таким образом, и святой Филофей объясняет, что святой Исидор получил специальное наставление от своего духовного отца, преподобного Григория Синаита: он должен был оставаться в миру и служить примером для живущих в нем. В этом мы видим одну характерную черту, присущую исихазму XIII и XIV веков: монашество понимается как пророческое служение в мире и ради мира, а не только как средство личного спасения».

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/01/...

В Ватопедском монастыре, там, где пребывает Пояс Пресвятой Богородицы, я познакомился с двумя русскими паломниками, которые к тому времени уже целый месяц находились на Афоне. Нас поселили в одну келью. Усталые, но счастливые, с сияющими глазами, они делились со мной своими впечатлениями. Вернее, делился лишь один из них, а другой, его звали Сергей, участвовал в разговоре лишь глазами да улыбкой. Он был глухонемой или почти глухонемой, так как какие-то звуки он пытался произносить. Наутро, после службы, мы разошлись по своим маршрутам. На Афоне у каждого свой путь, своя программа. Я убежден, что Сама Владычица направляет стопы богомольцев туда, где им непременно нужно побывать. По опыту знаю, что распланируешь одно, а получается по-другому. На месте все планы как-то меняются… Но расстался я с моими новыми знакомыми ненадолго. В Салониках, в храме святого великомученика Димитрия, мы неожиданно встретились. Это была суббота. А в воскресенье после литургии нужно было уже ехать в аэропорт. Вдруг один из моих новых знакомых, имя его я, к сожалению, сейчас не помню, предложил взять такси на троих и съездить на могилу отца Паисия. Меня словно током пробило. Я понял, что старец молится и опекает меня всю поездку, и я должен ему поклониться, поблагодарить. Сразу вспомнились: просьба моей знакомой, книги в кельях, подарок отца Исидора. – Конечно, с радостью, – решительно произнес я в ответ. Денег у меня оставалось немного, долларов пятьдесят. Нужно было еще доехать в аэропорт, хотелось купить гостинцев детям. Но решение принято. Сомнений никаких. Мы едем. Банки были уже закрыты, и я пошел менять деньги в гостиницу. В этом недорогом отеле в центре города, возле храма святого Димитрия Солунского, я останавливался и в первый свой приезд. Многие паломники ночуют там или на пути к Афону, или возвращаясь со Святой Горы. В Греции уже были к тому времени евро, а у меня оставались, как я уже сказал, те самые «энзешные» пятьдесят долларов. Других денег не было. Гостинник охотно решил мне помочь. Мы зашли с ним в какое-то служебное помещение, и там я отдал ему свои «вспотевшие» от солнца доллары. Обменного курса я не знал. Мне он был ни к чему. Гостинник что-то считал, пересчитывал, глядя в свои, спустившиеся на самый кончик носа, очки. А потом выдал мне несколько купюр. Я поблагодарил его, и через несколько минут машина уже везла нас в Суроти. Женский исихастирий , где находится могила старца, встретил нас подобающей тишиной и молитвенной умиротворенностью.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/14/...

На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов: На стиховне стихиры, глас 2 Имамы тя многих/дателя дарований,/угодниче Господень,/исполняеши бо прошения,/яже имамы всегда. Имеем мы в тебе/подателя многих дарований,/служитель Господень,/ибо исполняешь ты прошения,/которые есть у нас всегда. Стих: Праведник, яко финике, процветет,/яко кедр, иже в Ливане, умножится. Пения сладкая,/страстей похваления,/благодатей воздания,/предложения, блаженне,/приими, Димитрие. Песнопения сладостные,/твоим страданиям похвалы,/воздаяния благодарности,/добрые намерения прими,/блаженный Димитрий. Стих: Насаждени в дому Господни,/во дворех Бога нашего процветут. Доброта страдальцев,/благолепие мучеников,/благоверных хранителю,/приими ныне похвалу/любовию славящих тя. Красота страдальцев,/благолепие мучеников,/благоверных людей хранитель,/прими ныне похвалу/с любовью славящих тебя. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Слава, и ныне, Богородичен, глас тот же: Дело Боголепно:/Дева по рождестве,/Рожденное – Бог Слово,/человечо естество имея/и являя вещественная. Дело достойное Бога:/Дева после родов,/Рожденное – Бог Слово,/имеющий человеческое естество/и являющий его вещественность. Тропарь, глас 3: Тропарь, глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/языки побеждающа./Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/тако, святе Димитрие,/Христу Богу молися/даровати нам велию милость. Великого в бедах защитника,/язычников побеждающего,/в тебе, страстотерпец, обрела вселенная./И как ты низверг гордыню Лия,/на борьбу вдохновив Нестора,/так, святой Димитрий, Христа Бога моли,/да дарует Он нам великую милость. Слава, и ныне, трясения, глас 8: Слава, и ныне, землетрясения, глас 8 Призираяй на землю и творяй ю трястися,/избави ны страшнаго труса прещения, Христе Боже наш,/и низпосли нам богатыя милости Твоя/молитвами Богородицы, и спаси ны. Взирающий на землю и приводящий ее в трепет,/избавь нас от угрозы страшного землетрясения, Христе Боже наш,/и ниспошли нам щедрые милости Твои/по ходатайствам Богородицы, единый Человеколюбец!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

пострадали внутренняя роспись, штукатурка и наружные стены. Крыша была пробита в нескольких местах осколками вражеских бомб». 31 мая 1942 г. Приходской Совет решил в течение лета радикально отремонтировать святой храм, чтобы избежать более серьёзных разрушений. Приведём некоторые выдержки из обращения священника этой церкви от 9 июня 1942 г.: «Церковь находится в центре города напротив примарии и имеет историческое значение, поскольку связана с именем мученика князя Брынковяну. Поэтому её нужно сохранять как значительное украшение города». Церковь имела 2 га земли, которая обрабатывалась собственными силами, но во время разлива Дуная церковные угодья бывали затоплены. «Румынский купец Апостолаки Хаджи-Дука подарил этой церкви здания, в которых находились три магазина, приносившие ежегодно доход в сумме 60 тысяч лей, но они были разрушены иудео-коммунистами. Приход церкви состоит в основном из неимущих и малоимущих людей (интеллигенция была выслана большевиками), церковь не сумеет обойтись своими силами при ремонте», — считал священник. Не будем уточнять, каким образом в очередной раз была отремонтирована измаильская церковь Святого великомученика Димитрия. Обратим внимание читателя на то, что в 1946 году при обследовании памятников архитектуры города Измаила экспедицией комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР для внесения их в список местного значения Димитриевская церковь находилась в хорошем состоянии и была передана общине верующих. Авторитетная экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Московского архитектурного института доцента Молчанова сделала заключение, что «Димитриевская церковь самостоятельной архитектурно-художественной ценности не имеет, но является существенным элементом в архитектурном ансамбле города и проспекта Суворова». В 1917 г. настоятелем Димитриевского храма был протоиерей Константин Стефанович Михул (56 лет), сын молдавского священника. В 1885 г. он был награждён набедренником, в 1897 г. — Библией Святейшим Синодом.

http://sobory.ru/article/?object=43951

Из всего множества акафистов наиболее многочисленными являются гимны, обращенные к святым (точнее говоря, к тем людям, которые с точки зрения создателя акафиста являются святыми): к этой группе относится свыше 900 акафистов (остальные примерно 300 адресованы Господу Богу, Богородице и Ее иконам и ангелам). В большинстве случаев к одному святому обращен один акафист. Однако ниже будут приведены примеры, когда святому (или святой, или собору святых) посвящены два, три, четыре, пять и более акафистов (мы учитывали тексты на разных языках). Наиболее примечательным в этом отношении является группа акафистов, составленных в честь святых Царственных страстотерпцев. Ни один святой не только Русской, но и Вселенской Церкви не вызывал в церковном народе такой активизации богослужебного (и не только акафистного) творчества. Ситуация, которая сложилась с их богослужебным почитанием, уникальна: на сегодняшний день нам известно в общей сложности пять акафистов в честь всех семи святых Царственных страстотерпцев, девять акафистов (один из которых печатается в двух существенно различных редакциях) святому царю Николаю II, по два акафиста святой царице Александре, святой Ольге и святой Татиане и по одному акафисту святому Алексию, Марии и Анастасии – всего 23 акафиста. Но к общецерковному богослужебному употреблению одобрен только один из них (и притом совсем недавно, на заседании Священного Синода 10 октября 2009 г.) — «Акафист святым Царственным страстотерпцам» (рефрен: «Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение»); еще один акафист — «Акафист царю и великомученику Николаю Второму» (рефрен: «Радуйся, Николае, Боговенчанный царю и великий страстотерпче!») является общепринятым текстом для Русской Православной Церкви Заграницей. Шесть акафистов адресовано Свт. Николаю Чудотворцу (больше — только у св. царя Николая). По пять акафистов составлено Предтече и Крестителю Господню Иоанну, прп. Марии Египетской, прп. Силуану Афонскому и прав. Матроне Московской. Четыре акафиста — всем 12-ти апостолам вкупе, вмч. Димитрию Солунскому, прп. Сергию Радонежскому , прав. Иоанну Кронштадтскому и свт. Нектарию Эгинскому.

http://e-vestnik.ru/culture/hvalebnye_gi...

Вернувшись в родной город, святой Димитрий тотчас начал прославлять перед всеми Господа нашего Иисуса Христа, учить солунян святой вере. Проповедь его имела огромный успех: народ перенес свою любовь к покойному наместнику на его сына, а святой Димитрий к тому же отличался особым умом и добротой, и сердца множества людей открывались для его вести о Господе Любящем. Казалось, святой Димитрий вернул в Солунь времена апостольские: город стал Христов. Внимание императора тогда было отвлечено войной в Причерноморье. Но вот, возвращаясь из похода, тиран Максимиан узнал, что молодой солунский наместник оказался христианином, и впал в бешенство. Император повернул войска на дорогу в Солунь, чтобы лично расправиться со святым Димитрием и христианской общиной города. Удостоверившись, что донос на святого Димитрия соответствует истине, император бросил его в темницу, а сам предался гнусному языческому развлечению: устроил гладиаторские бои. Поклонникам демонов, таившихся в идольских капищах, доставляло извращенную радость присутствовать при сценах человекоубийства, видеть льющуюся кровь, слышать стоны и предсмертные хрипы людей. Нечестивый Максимиан был очень жаден до подобного рода зрелищ. Среди профессиональных убийц-гладиаторов был один боец, германец Лий, которым император особенно гордился. Этот «чемпион 1» кровавых игрищ описывается так: «Сей Лий был вторым Голиафом: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все смотревшие на него. Крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять перед ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем Максимианом. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческой кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови». Этого-то своего любимца-убийцу нечестивый император решил сделать орудием расправы с солунскими христианами, совместив зверскую потеху гладиаторских боев с уничтожением последователей Распятого.

http://pravoslavie.ru/49729.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010