Отец Константин рассказал о почитании святого в XIV-XVI веках, отметив уникальность фигуры Александра Невского в плане отношения к нему современников и потомков. Первое его житие было написано всего через двадцать лет после его кончины. Весьма немногие князья удостоились подобных жизнеописаний, и большинство из них в довольно скором времени после этого были прославлены в лике святых, как, например, князь Михаил Тверской, который погиб в Орде. Но единицы из этих произведений подвергались в дальнейшем переработке, дополнению, редактуре: помимо жизнеописания князя Александра Невского можно назвать еще, пожалуй, лишь житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В первой редакции святым князь Александр еще не называется, но концептуально это именно житие, в нем выделяются такие черты его характера, как храбрость и благочестие. В следующей редакции, созданной в эпоху Куликовской битвы, хотя князь тоже не называется святым, святым называется его тело, к которому хотели прикоснуться жители города Владимира, когда оно было туда принесено. Его историческая роль, не так очевидная для современников, стала явной спустя 100-150 лет после его кончины - то, что мы привыкли слышать о его взаимоотношениях с Востоком и Западом, было сформулировано в эпоху княжения Ивана III. Великий князь Александр Невский окончательно стал рассматриваться как человек, избавивший нашу страну от пагубного западного влияния. В 1547 году его имя оказалось среди святых, перечисленных митрополитом Макарием на Поместном Соборе. Собор декларировал " список новых русских чудотворцев " , которым до сих пор не было " церковного пения " , то есть собственно церковное почитание уже было. Собор не констатировал святость Александра Невского, она была очевидна и до этого. Вскоре была создана служба, написаны иконы, и с тех пор начинается широкое почитание святого князя, которое продолжается до наших дней. В завершение выступил хор Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря . На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с электронной коллекцией " Александр Невский (1221-1263) " , в которую вошли исторические исследования - в частности, " Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского в связи с событиями на Руси в XIII столетии " (1883), " Ледовое побоище " (1941); житийная и церковная литература - " Житие святого благоверного князя Александра Невского " (1867), " Святой благоверный великий князь Александр Невский и Свято-Троицкая Александро-Невская лавра " (1913), изобразительные материалы.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

От этого происходили весьма частые войны у киязей с Новгородцами и из-за Новгородцев. И поскольку это был весьма важный пункт в системе государственного управления, то самые войны были почасту жестокие и кровопролитные, показывающие слишком жаркие стремления и усилия, как с той, так и с другой стороны одержать верх. По тому же самому, что легкомыслие и мятежнический дух граждан нередко грозили бедой не только самому Новгороду, но и целой России, и самые кроткие и самые снисходительные, в другпх случаях, князья принимали к усмирению Новгорода меры самые строгие и даже жестокие. Так, когда в Новгороде произошло возмущение, в которое вовлечен был боярами своими сам сын Александра Невского – юный Князь Василий, по случаю народной переписи и требования поголовной дани с гордого и свободного народа, в пользу поработителей России, В. Князь Александр Невский весьма строго наказал, как бояр, возмутивших Василия, так и других граждан, виновников волнения народного (некоторые были ослеплены, другим обрезаны носы); не пощадил и своего родного сына, приказав схватить его, и под стражей отвезти в Суздальскую землю. Так же точно и В. Князь Михаил Ярославич принимал меры строгие и решительные к усмирению Новгородцев, когда кроткие меры оказывались безуспешными. Целью усмирения Новгорода было то, чтобы, заставив его быть покорным воле одного Князя, воспользоваться силами его для блага общего, для благоденствия всей России, тогда как силы эти тратились то в частных распрях, то в войнах с пограничными областями, то в спорах с Князьями для отстаивания собственных только прав, мало принося пользы Отечеству, или действуя совершенно противно общему благу. Цели этой только впоследствии достигли Князья Московские: и только Иоанн III положил конец народной вольности Великого Новгорода. Краткие сведения о княжении Тверском Не прошло полувека с тех пор, как В.Князь Юрий Владимирович Долгорукий положил основание г. Москве (1147–1153), сын его Всеволод Георгиевич, по случаю войны с Новгородцами (11?? г.), взяв у них Торжок, приказал на реке Волге при устье реки Тверцы поставить крепость или твердь, дабы тем воспрепятствовать Новгородской вольнице с Новоторжскими разбойниками делать набеги и грабежи по этим рекам, и защитить области Великого Княжения Владимирского 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вышедши из церковных дверей, стал на ступень паперти, а народу собралось многое множество; всем поклонился смиренномудрый Князь, прося у всех прощения: «простите и благословите меня все». Они же все как будто одними устами, с плачем и рыданием восклицали: «Бог простит тя, добрый наш Господин Князь». Он был весьма слаб и бледен, и от болезни, и от утомления. Отселе стал сходить по ступеням долой. Все думали, что он пойдет во дворец; но он дал знак рукой, чтобы вели его в монастырь. Услышавши это, княгиня его Евдокия, с прочими княгинями и снохами, так же и дети его, и внучата, подняли сильный плач, и с плачем проводили его в Лавру св. Афанасия (монастырь позади Алтаря соборного, построенный на память Ярослава III, в иноках Афанасия), тот же час повелел он постричь себя в иноческий образ. Епископ Арсений постриг его и нарек его Матфеем. Это было 20 Августа 1399 года. В монастыре оставался он 7 дней. В седьмой день преставился благоверный и Христолюбивый Князь Михаил Александрович, на 66 году жизни, в самую полночь; и погребен в соборной церкви св. Спаса. И был великий плач об нем по всему городу. Князь этот был высок ростом, сложения крепкого, имел вид осанистый и умный; взгляд его был грозный и необыкновенный. Был он боголюбив, любил церковное благочиние и пение церковное, оказывал честь Божиим служителям-священникам, был милостив к убогим. Более всего любил он суд справедливый, без лицеприятия, не потакал он боярам, но в особенности помогал сиротам во всем, подавал беспрестанно милостыню. Поэтому-то Бог и удивил на нем милость свою, и дал ему столь благую и столь прекрасную кончину жизни его. И вечная ему память! О сем Князе говорится в Никоновской летописи, что он любил храмы Божии, и много их построил; и особенную любовь имел к церкви Преображения соборной, «и богатства многа к ней на украшения ея издаде, и верх ея чудне позлати и тако Божиею благодатию виде ю всяцем украшением устроену сущу», и призвал искусных мастеров, которые обновили и украсили ее так, как была с первого дня построения ея дедом его св. Михаилом Ярославичем. Здесь же была поставлена им и икона страшного суда, привезенная из Царя града.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Матерь В. Князя Михаила, Блаженная Княгиня Ксения, во инокинях Мария, преставилась еще за шесть лет до убиения сына, в 1312 году, в Софийском монастыре, облекшись пред смертью в схиму, и погребена в Тверском Кафедральном Соборе. Благоверная княгиня Анна, разделявшая труды и все горести своего благоверного супруга-Князя, с покорностью всеблагому Промыслу, перенесла и последнюю тяжелую разлуку с ним; и, утешенная знамениями небесной славы Христова Мученика, вскоре уневестилась Христу, принявши иноческий образ, в том же Софийском монастыре, с именем Евфросинии. Здесь, впрочем, недолго пребывала она в подвигах поста и молитвы; сын ее Князь Василий Михайлович Кашинский слезным прошением умолил ее перейти к нему в Кашин, где основал монастырь близ Успенской церкви (ныне церковь при соборе), в котором и оставалась она до самой кончины, подавая собой другим пример жизни святой и богоугодной, и назидая их словом благочестия. Здесь приняла она схиму, с прежним именем Анны, а скончалась 19 лет спустя после убиения Михаила в 1338 г. и погребена в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В царствование Государя Алексея Михайловича обретены были нетленные мощи ее. Благочестивый Государь изволил путешествовать на поклонение честным мощам Благоверной Княгини, которые почивали открыто 69 . Имя Св. Анны записано было в месяцесловах под 2 числом Октября, во имя ее созидались и освящались храмы, с именем знаменовались новорожденные. Составлена была и служба Благоверной Анне 70 . Но при Патриархе Иоакиме, по причине, главным образом, возникшего недоразумения, точно ли в Кашине жила и почила Благоверная, мощи ее были закрыты, впредь до тщательнейшего рассмотрения и дознания дела 71 . Мощи В. Княгини Анны и до ныне остаются под спудом, и почивают в Кашинском Воскресенском соборе. При них для богомольцев отправляются панихиды, или молебные пения всем Святым. В. Князь Димитрий Михайлович не избег мести ханской за убиение Георгия. Друзья Георгия представили хану такое самоуправство Димитрия весьма опасным и оскорбительным для власти ханской, и возбудили в нем гнев против убийцы своего зятя. Через десять уже месяцев 15 Сентября 1325 г. хан приказал умертвить Димитрия. Так скончался этот смелый, пылкий и решительный Князь на 28 году своей жизни. Епископ Варсонофий и вся Тверь в 1326 г. оплакивали смерть Димитрия, в котором видели свою надежду на счастье и безопасность, как прежде оплакивали смерть отца его, и по тем же следам встречали тело его, и похоронили в том же Спасопреображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Князя с усиленным войском; – их могла беспокоить и судьба князей и Новгородцев, бывших заложниками в Твери, а потому они в следующем 1317 г. отправили к В. Князю своего Архиепископа Давида, с мольбой о мире и об отпуске на окуп заложников Новгородских. И не послушал Князь мольбы Архиепископа и не отпустил князей Афанасия и Феодора и Новгородцев, бывших заложниками в Твери. Он знал, что столько раз изменявшие ему Новгородцы, в союзе с князем Московским, и теперь не останутся ему верны, и без всякого стеснения и опасения будут ему вредить, если он выпустит из своих рук Афанасия и Феодора, содержание которых в Твери могло удерживать своеволие одних и враждебные действия другого. Притом же такой мир мог казаться и постыдным и бесчестным для В. Князя, а главное непрочным, потому что Новгородцы, только уступая необходимости, предлагали его, не преставая питать в себе враждебные к нему расположения. Ему хотелось не принять условия мира, какие ему предложат, но самому предложить, какие он найдет соответствующими княжескому достоинству, а главное необходимыми для пользы и спокойствия государства. Усиление Московского княжения обширной областью Новгородской, обольщенной князем Юрием, и возбужденной против Тверского Князя, грозило опасностыо и даже гибелью не только В. Князю и его отчине, но и прочим князьям. Вот почему В. Князь с такой настойчивостью и такими строгими мерами, хотел смирить увлеченных Георгием Новгородцев. Вот почему он не иначе согласился на мир с ними, как взявши с них клятву, что они, ни в каком случае, не будут вмешиваться в их распрю с Георгием. И действительно, Новгородцы, сколько ни благоприятствовали князю Юрию, но, поскольку не знали, где он, принуждены были принять условия мира, предложенные В. Князем Михаилом, «чтобы им не вступаться ни за которого из них» и на этом заключили мир. Увидим, как оправдалась предусмотрительность мудрого Михаила. Князь Московский Георгий восхищает достоинство В. Князя «Сыны века сего», говорит Спаситель, «мудрее сынов света в роде своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После великого жестокого пленения русского минуло 34 года. Блаженный, приснопамятный и боголюбивый великий князь Михаил был сыном великого князя Ярослава, внуком же великого князя блаженного Всеволодича, скончавшегося тяжкою смертью в Орде за христиан. Родился же он от блаженной, воистину преподобной матери, великой княгини Ксении; и воспитала его святая та и премудрая мать в страхе Господнем и научила святым книгам и всякой премудрости. Когда княжил он в вотчине своей в Твери, преставился великий князь Андрей в Твери, благословив на своей стол, на великое княжение христолюбивого великого князя Михаила, которому по старшинству дошел черед великого княжения. И пошел он в Орду к царю, ибо и прежде его бывшие князья имели обычай принимать там великое княжение. В то же время племянник его князь Юрий пошел тоже в Орду. И когда был он во Владимире, блаженный и приснопамятный митрополит всея Руси Максим со многими мольбами, запрещая ему идти в Орду, говорил: «Я тебе порукой буду, с княгинею, с матерью князя Михаила, – чего захочешь из отчины вашей, то тебе и даст». И он пообещал , сказав: «Хотя я, отче, и пойду, но не стану искать великого княжения». И когда был он в Орде, не хотящий добра роду христианскому дьявол вложил в сердце князьям татарским столкнуть братьев, и сказали они князю Юрию: «Ежели ты даешь дани больше князя Михаила, то будет тебе великое княжение». Так обратили они сердце его, и начал искать он великого княжения. Таков обычай поганых и до сего дня, – посеяв вражду между братьями, князьями русскими, себе многие дары они принимают. И была распря великая между ними, и была тягота великая на Руси за наши беззакония и прегрешения. О том сказал пророк: «Если обратитесь ко мне и оставите злодеяния ваши, то вложу любовь князьям вашим, если же не оставите злой обычай ваш, не покаетесь во многих беззакониях своих, всякими карами накажу вас». Но милостию пречистой Богородицы и всех святых пришел благоверный великий князь Михаиле и посажен был на столе деда и отца своего у святой Богородицы во Владимире блаженным и преподобным Максимом, митрополитом всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В следующем году, Иоанн Калита вместе с Константином Михаиловичем Тверским отправился в Орду. Узбек дал великокняжение Князю Московскому, а Константину дал Тверь, приказав им сыскать и предсгавить ему Князя Александра. И вот послы Князей Русских явились в Псков к Александру, и представляли ему от имени Князей, какая великая опасность грозитъ всей земле Русской и всем князьям, из-за него одного, и не лучше ли, и не благороднее ли, пожертвовать собой, для безопасности и спасения всей земли? Заметим здесь ответ Александра, показывающий в нем и великую душу, столько же и светлый чистосердечный взгляд на обязанности и отношения Русских Князей. «Точно, мне нужно с терпением и любовью за всех пострадать, и не мстить за себя лукавым крамольникам. Да и не прельщает меня жизнь суетная и горестная. Я жертвую собой; но и на вас лежит святая обязанность стоять друг за друга, брат за брата, а не выдавать татарам, и всем вместе стать на защиту земли Русской и веры православной, а не быть моими гонителями». Сказав это, Александр готов был отправиться в Орду, но добрые Псковитяне, тронутые его несчастьем, не пустили его – так они любили этого доброго, великодушного и благородного Князя! Союзники не осмелились употребить силу, чтобы принудить Псковитян выдать Александра, а потому упросили Митрополита Феогноста наложить клятву на ослушников воли царской, и затворить все церкви. Великодушный Князь умолял Псковитян, чтобы они отпустили его. «Да не будет проклятия на моих друзьях и братьях из-за меня», говорил со слезами добрый Князь. И Псковичи, с горестью простившись с ним, умоляли его идти пока в Литву, поклявшись оберегать его супругу и детей. Псков разрешен от клятвы, – Александр – изгнанник из Отечества полтора года скитался в чужой земле, дружелюбно принятый Гедимином княз. Литовским. Потом возвратился в любимый им Псков, к искренней радости усердных граждан. Десять лет спокойно Александр княжил в Пскове, но рассуждая, что дети его лишатся его отчины, если он умрет в Пскове, решился попытать счастья умилостивить хана, и послал наперед в Орду своего сына Феодора; и, узнавши, что есть надежда на успех, и сам в 1337 году поспешил в Орду. «Я много сделал зла, сказал он Узбеку, и теперь пришел принять жизнь или смерть. Делай, что Бог положит тебе на мысль; казни или милуй – я на все готов». Слова эти смягчили разгневанного хана, и он сказал приближенным к нему: «Александр смиренной мудростью избавил себя от смерти». Ему позволено было занять престол Тверского Княжения, и Князь Константин с покорностью уступил его старшему брату.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Участники познакомятся с богатым духовным и культурным наследием Тверского края. Состоятся показы фильмов об истории региона, о жизни и деяниях святого благоверного князя Михаила Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Также запланированы выставки-ярмарки изделий народных промыслов, концертные программы, экскурсии в Тверской императорский дворец и в город-музей Торжок с посещением Всероссийского этнографического музея, Музея А. С. Пушкина. В рамках ассамблеи состоятся церемонии награждения победителей международных конкурсов Международного пресс-клуба. Финалисты конкурсов «Со-творение», «Корреспондент Русского мира», фотоконкурса «Мой Русский мир» приедут в Тверь со всех концов света и продемонстрируют свои лучшие работы. Также пройдут выставки исторической литературы издательств Центральной России, учебной литературы по русскому языку как иностранному. 5 декабря, в день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, в Спасо-Преображенском кафед-ральном соборе, построенном b XIII beke Михаилом Тверским, будет отслужен первый молебен. Также Тверь огласит перезвон от храма к храму. Новое название — в честь Михаила Тверского — получит главная площадь города, на которой несколько лет назад был установлен памятник благоверному князю. В этот день состоится Международная конференция Российского исторического общества, которая соберет ведущих ученых-историков и краеведов, а также студентов вузов. Пройдет церемония гашения почтовой марки с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского, святой благоверной княгини Анны Кашинской и Спасо-Преображенского кафедрального собора города Твери. Завершится этот памятный день масштабной инсценировкой «Сказа о житии святого Михаила Тверского», которая объединит на одной сцене академический хор имени Пятницкого, хор Новоспасского монастыря, губернаторский хор «Русский партес», оркестр «Российская камерата», ансамбль «Колокола России» и театр танца «Гжель».   Великий князь Михаил Тверской родился в 1272 г. Первым утвердил независимость Тверского княжения.

http://e-vestnik.ru/reports/gorod_kashin...

свящ. Александр Соколов Молитва Святому Благоверному Князю Михаилу Тверскому Чудотворцу Дивный во страдальцех Святый Благоверный Великий Княже Михаиле! Велия подвиги и труды Твоя, яже за правоверие, за церковь Божию и за отечество Твое град Тферь положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси тленную славу земную, и ревнуя подвижником Христовым, доблественно противустал еси ярости царя нечестивого и прещению зломышленного его воеводы. Ты, прием неправеднос суждение и заколение, восприял еси Небесное Царствие, и кровными каплями, яко пречудным каменем, украсив на главе своей венец, предстоиши ныне на небесех престолу всех Владыки с лики Ангел и со всеми Святыми Его. Сего ради притекающе к раце мощей Твоих, лобызаем оныя сердечными устнами, и умильно к Тебе взываем: О тезоимените Небесному Воеводе вышних Сил, Великий Княже Михаиле! молися непрестанно Христу Богу за град Твой, за люди и за все православныя христианы: буди споборник крепок на врагов православия Благочестивейшему, Самодержавнейшему, Великому Государю Нашему ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ всея России, и Супруге ЕГО, Благочестивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ, Наследнику ЕГО, Благоверному Государю Цесаревичу и Великому Князю НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, и всему ЦАРСТВУЮЩЕМУ ДОМУ; испроси ИМ предстательством Твоим мир, здравие, долгоденствие и во всем благопоспешество; буди и нам помощник улучити вся к пользе нашей и ко спасению благопотребная, охраняй нас от искушений и напастей, приходящих во временней жизни, и не лиши нас ходатайства Твоего ко Христу Богу, во еже получити нам прегрешений прощение, и сподобитися небесного селения со избранными Его, яко да и в сем славится пречестное и великолепое имя Его во веки. Аминь. Читать далее Источник: Издание Священника Тверского Кафедрального Собора, Александра Соколова. Тверь. Печатано в Типографии А. Новикова. 1864 г. От С. Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. Марта 18-го дня 1864 года. Цензор Архимандрит Макарий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Георгий отправил к ним, вместо себя, своего родственника, бывшего на службе у него в Москве Феодора Ржевского. Феодор начал с того, что перехватал наместников В. Князя и заключил их под стражу. Потом собрал войско из мятежных граждан, устремился к берегам Волги с намерением опустошить область Тверскую, которая казалась беззащитной в отсутствие В.Князя. Но навсгречу полкам Новгородским выступил с Тверской дружиной сын В. Князя 14-летний воевода Димитрий, прозванный за свою храбрость и пылкий характер, «Грозные очи». Войска сошлись на противоположных берегах Волги, но не могли вступить в битву, по причине осенних непогод и морозов, покрывших Волгу тонким льдом. Новгородцы снова заключили мир с верными Князю Тверитянами, но опять с вероломным намерением принять более благонадежные меры к свержению власти В. К. Тверского; и тут же послали в Москву за князем Юрием, а сами возвратились в Новгород. Юрий очень рад был предложению Новгородцев, согласился на все условия, ими предложенные, и в эту же зиму прибыл в Новгород с братом своим Афанасием. Подписавши договор, на всей воли Новгородской, он занял княжеский престол к великой радости вероломных граждан. «И ради быша Новгородцы своему хотению». Возвращение В. Князя. Ηаказание Новгородцев Только радость эта не была продолжительна. В. Князь Михаил, сведав о беззаконных действиях Георгия и об измене Новгородцев, и, справедливо опасаясь от такого союза, бедствий не только для своего дома и отчины и престола великокняжеского, но и для всей России (потому что Князь, так изменнически поправший права Михаила, в союзе с народом, тоже не уважавшим законов долга и чести, не мог остановиться в своих властолюбивых замыслах), принес справедливую жалобу хану, надеясь, силой и властью его, восстановить порядок и спокойсгвие в отечестве. Вследствие этой жалобы Георгий позван был в Орду, дать ответ против обвинений В. Князя; а Михаил снабжен был вспомогательным войском для усмирения опасных мятежников. Георгий отправился в Орду, запасшись богатыми дарами, как лучшим средством оправдания пред беззаконными судьями, а Новгород поручил управлению брата своего Афанасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010