Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Михаил Тверской, блгв. Описания иконы Михаил Тверской, блгв. - житие Житие Благоверного Князя Михаила Тверского День Празднования - 5 Декабря ( 22 ноября ). Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти отца великого Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Косьмы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича Михаил, по праву старшего,получил в Орде ярлык на великокняжеский престол. Но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Свв. Меркурий и Михаил. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.7 х 28. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 8476.jpg:   Размер: 846x1200, 1.02 MPix, 150 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (184) , (5) . Описание: [Тверь. XVII.] Свв. Михаил и Ксения Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 51 х 40. В 1702 году арх Сергием (1682 - 1702) вложена в ризницу Спосо - Преображенского собора Твери. В 1984 году из частного собрания постумила в ЦМиАР. Москва. Файл 8477.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 226 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (230) , (12) . Описание: [Русь. XVII.] Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 30,5 х 27. До 1893 в собрании П.И. Щукина. Тверская областная картинная галерея.

http://pravicon.com/icon-2471

Мы знаем о нескольких явлениях Архистратига Михаила в Ветхом Завете. Так, например, именно он в виде огненного столпа показывал израильскому народу путь во время их бегства из египетского рабства. Он открыл Иисусу Навину Божию волю на взятие города Иерихона. Он же перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу пророку Даниилу, заключенному во рву со львами. Уже в истории новозаветной Церкви сохранилось одно из самых известных преданий о чуде Архистратига Михаила в Хонех (территория современной Турции), которое произошло b IV веке. Здесь рядом с источником находился храм в честь Архистратига, возведенный одним христианином в знак благодарности ангелу за исцеление его немой дочери. Однажды местные язычники задумали уничтожить храм, соединив в одно русло две горные реки, направив их на церковь. Местный пономарь, святой Архипп, узнав об этом, горячо молился Архистратигу Михаилу, и тогда тот явился и жезлом пробил расщелину в горе и так увел воды бушующего потока от храма. Место впоследствии и получило название «Хоны», что означает «расселина».  Известные святые с именем Михаил: Святитель Михаил Синадский (VIII–IX вв.) Святитель был настолько известен и уважаем в Ви­зан­тийской империи, что даже получил приглашение принять участие в Седьмом Вселенском Соборе (787). В годы царствования императора Льва Армянина в стране началась очередная волна иконоборчества. Святитель Михаил открыто выступил против гонений, за что был схвачен и отправлен в заточение, где через восемь лет скончался. День памяти совершается 5 июня. Святой благоверный князь Михаил Тверской (1271/72–1318) встал во главе Тверского княжества в тяжелую эпоху татаро-монгольского ига. Все свое правление он посвятил защите родного княжества. Михаил унаследовал право княжить во Владимире, который в то время был престольным городом на Руси, но его племянник, московский князь Юрий Данилович, решил оспорить это право. Началась долгая война. Наконец в Золотой Орде велели обоим князьям явиться и держать перед ханом Узбеком ответ за затянувшийся конфликт. Уклонение от выполнения приказа грозило Твери разорением. Святому князю предлагали бежать, но тот отказался и мужественно отправился в Орду ради спасения семьи и родного княжества. Противник Михаила Юрий Данилович, прибыв к Узбеку раньше, сумел настроить его против святого. Претерпев долгие пытки, Михаил был убит. Так, пожертвовав своей жизнью, благоверный князь спас Тверь от жестокого разорения. В 1549 году был причислен к лику святых. День памяти совершается 5 декабря.

http://foma.ru/imya-mihail.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. Ростислав, великий князь Киевский, князь Смоленский Ростислав Мстиславич , в крещении Михаил (+ 1167 ), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный Память 14 марта , в Соборах Белорусских , Киевских и Смоленских святых Святой Ростислав, первый смоленский князь (1127—1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159—1167), сын великого князя киевского святого Мстислава Великого , брат святого князя Всеволода-Гавриила , является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. В 1125 году Мстислав Великий отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу. Ростислав - блюститель народных вечевых прав - по положению не обладал влиянием, опирался на дружину, слившуюся с земщиной . Советуясь с отцом, все силы направил на устройство княжества, обеспечение его богатства, силы и независимости. Особенности личного темперамента влекли Ростислава Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств - такова была цель его внутренней политики. Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским. Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами. В 1136 г. князь учредил Смоленскую епархию . В Смоленск был приглашён епископ Мануил. В 1137 году смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости — одну назвав своим именем - Ростислав, а другую именем отца - киевского князя, которого он необычайно чтил, - Мстиславль». С течением времени Ростиславль («город Ростислава») стал иметь сокращенную форму названия - Рославль .

http://drevo-info.ru/articles/6145.html

Наконец они стали обвинять и самого В. Князя, и жаловались на то, что Михаил, занятый внутренним устройством в. княжения, не содействовал Новгородцам в их набегах на пограничные области. Окончив в 1311 и 1312 г. благополучно один разбойнический набег на шведские владения (где истребили все, чего не могли унести с собой, у бедных жителей не оставили ни одной рогатой скотины), надменные успехом Новгородцы почувствовали себя довольно сильными, чтобы управляться – без Великого Князя 42 . А потому они гласно стали роптать на В. Князя и укорять его в несоблюдении договора. Справедливо оскорбленный подобной дерзостью, Михаил в 1312 г. вывел своих наместников из Новгорода, занял войском Торжок, Бежецк и другие волости и остановил подвоз съестных припасов. Угрожаемый голодом Новгород смирился, и отправил своего Епископа Давида ходатайствовать о мире в Тверь. Благоверный Князь Михаил не желал зла Новгородцам, а потому, довольный их покорностью, немедленно заключил с ними мир. Он взял с Новгородцев 1500 гривен серебра, и снова послал к ним своих наместников. Новое путешествие В. К. Михаила в Орду и вероломство Новгородцев В это время В. Князю Михаилу нужно было отправиться в Орду. Хан Тохта умер, вместо него воцарился сын его Узбек. Михаилу нужно было представиться новому повелителю, чтобы получить от него подтверждение своего права на великокняжение. Пребывания князей в Орде бывали иногда довольно продолжительны. Занятый и собственными забавами и делами, и разбирательсгвом споров княжеских, хан не спешил решением дел; не редко, подстрекаемый подозрением, он хотел прежде познакомиться с прибывшими Князьями, узнать их покорность, выведать их расположения. Кроме того, пребывание Князей Русских придавало величие Ордынским царям, льстило их гордости, а главное доставляло богатую поживу от их щедрости, как ему, так и вельможам. Ha этот раз В. Князь Михаил должен был пробыть в Орде два года. Отсутствием Князя воспользовался беспокойный соперник его Георгий Московский. Легкомысленные Новгородцы послали в Москву к Георгию, и, признав его своим князем, объявили войну Князю Тверскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Твери прошли торжества по случаю 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря 2018 г. 19:53 1-5 декабря 2018 года в Твери состоялись праздничные мероприятия в честь 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летия преставления его супруги княгини Анны Кашинской. 1 декабря на базе физкультурно-оздоровительного комплекса им. Султана Ахмерова прошел IV Фестиваль боевых искусств на кубок святого благоверного князя Михаила Тверского среди православных патриотических клубов и других патриотических организаций, в котором приняли участие 153 спортсмена из 12 команд. В этом году соревнования были посвящены 700-летию преставления святого. На церемонию открытия были доставлены мощи св. блгв. кн. Михаила Тверского. Иерей Кирилл Алексеев совершил молебен об успехе всякого благого дела, после чего все участники могли приложиться к святыне. 2 декабря в библиотеке им. А. Герцена областной столицы прошли «Михайловские чтения». С докладом «Святой князь Михаил Тверской, как идеал русской святости» выступил председатель миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов. Доклад «Тверские князья-страстотерпцы Михаил, Дмитрий, Федор и Александр» представил настоятель храма св. вмч. Никиты Готфского протоиерей Георгий Белодуров. Собравшиеся приняли активное участие в обсуждении вопросов почитания святых тверских князей и их места в историческом и агиографическом наследии Русской Православной Церкви. 5 декабря, в день памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, Божественную литургию в восстанавливаемом Спасо-Преображенском соборе возглавил митрополит Тверской и Кашинский Савва в сослужении епископа Ржевского и Торопецкого Адриана , епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета , епископа Щигровского и Мантуровского Паисия , духовенства Тверской митрополии . Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Михаилом Ярославичем и первым тверским епископом Симеоном. Мощи небесного покровителя Тверской земли покоились в храме долгое время, пока в 1930-е годы он не был разрушен.

http://patriarchia.ru/db/text/5318255.ht...

свящ. Александр Соколов Святой Михаил – Великий Князь Владимирский Св. Михаил – законный наследник великокняжеского престола Властолюбивый Великий Князь Андрей Александрович окончил, в 1304 г. июня 22, многомятежную жизнь свою, приняв перед смертью пострижение в иночество и схиму. Прямым и законным наследником великокняжеского престола был Тверской Князь Михаил Ярославич. Он был старший из Князей потомков Ярослава Всеволодовича, положившего душу свою за люди 38 . Никто не почитал себя вправе спорить с ним о престолонаследии. А потому Князья Русские избрали его В. Князем и возвели на престол Владимирский; бояре Андреевы, отдав последний долг почившему своему Князю, прибыли в Тверь, и, поздравив Князя Михаила, как Главу Князей Русских, перешли на службу к сему новому повелителю. Новгородцы, еще прежде заключившие с Тверским Князем договор мира и взаимной помощи, должны были признать свою зависимость от сего Князя; и уже наместники Михаиловы отправлены были в Новгород. Оставалось только получить утверждение в великокняжеском достоинстве от Татарского хана, но и в этом никто не сомневался; все были уверены за Князя Тверского. Соперник В. Князя Георгий Московский К несчастью, в бедственное время для Отечества, и самое неоспорпмое право можно было предвосхитить силой, если не собственной, то Татарской, и опыт показал, что не всегда можно надеяться на правосудие ханов, которые часто пренебрегали правами законных наследников, отдавая первенство тому, кому захотят, по своему произволу. Известны были и способы, какими можно было задобрить хана, чтобы иметь его на своей стороне. Следовательно, нужно было иметь столько хитрости, чтобы уверить прочих Князей в неблагонамеренных покушениях В. Князя и его стремлении стеснить права прочих Князей, – столько силы, чтобы можно противоставить ее могуществу соперника, так чтобы прочим Князьям безопасно было держать сторону искателя; столько гордости и властолюбия, чтобы не стесняться законностью и незаконностью средств к достижению цели; – и столько умения угождать врагам – поработителям России, чтобы иметь в них друзей и родственников: и тогда можно было смело вступать в спор с законным наследником всликокняжеского престола, с полной надеждой на успех. Таков именно был Князь Московский Георгий Даниловпч, внук Александра Невского и родной племянник Михаила Ярославича Твсрского. Происходя также из рода Ярославова, имея удел усиленный и преумноженный, как мы видели, при содействии Князя Тверского, он почитал себя довольно сильным, чтобы вступить в спор за великокняжеское достоинство с Михаилом. Личные его свойства, при самовластии и продажности ханов, обеспечивали эти искания властолюбия. Свойства Князя Георгия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1831 году по России волной прокатилась эпидемия холеры. В Твери ее остановили по примеру избавления от эпидемии 1655 года, когда весь город обнесли святыми мощами благоверного князя Тверского Михаила, убиенного в Орде в 1318 году. Святой князь Михаил Тверской почитался надежным защитником от массовых заболеваний. В 1843 году возникла реальная угроза новой волны холеры. Игуменом Сретенской обители Константином из Твери была привезена частица святых мощей святого князя Михаила Тверского. Помочь против наступления заразы могли святые мощи преподобной Марии Египетской и мощи благоверного князя Михаила Тверского. Их решили положить в одну раку. Средства для изготовления новой раки предоставила дочь Дмитрия Александровича, прихожанка Сретенского монастыря и духовная дочь игумена Константина Мария Дмитриевна Лухманова.      В 1844 году на деньги Марии Дмитриевны была изготовлена рака из серебра 84 пробы весом 9 фунтов 95 золотников. На наружной крышке были объемные изображения святых Марии Египетской и князя Михаила Тверского. Внутри была еще одна позолоченная крышка, непосредственно покрывавшая части святых мощей. С трех боковых сторон показаны сцены разговора преподобного старца Зосимы со святой Марией Египетской. С четвертой стороны была нанесена надпись: «Сия рака устроена тщанием московской купеческой дочери-девицы Марии Дмитриевны Лухмановой в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 г.» . С тех пор при наступлении каждой пандемии, да и просто при угрозе заболевания, москвичи устремлялись во Владимирский собор, молились преподобной и благоверному князю, а потом совершали коленопреклонения с покаянной молитвой перед списком Владимирской иконы.      Тысячи москвичей прибегали к благодатной помощи преподобной Марии Египетской и благоверного князя Михаила, приходя в Сретенский монастырь и молясь у ковчега и у списка Владимирской иконы. Так происходило во все следующие волны наступления холеры в 1847, 1852, 1865 и 1892 годах, в эпидемии гриппа 1848, 1890 годов и страшной «испанки» 1918–1919 годов, в массовые заболевания сыпным тифом в 1877–1878 и 1919–1920 годах и в пору повального распространения оспы в 1919 году. Множество слез было пролито в молитвах вместе с преподобной Марией Египетской о здравии русских воинов и о победе русского оружия перед списком Владимирской иконы во время войн Крымской (1853–1856 годов), русско-турецкой (1877–1878 годов), русско-японской (1904–1905 годов), Первой мировой (1914–1918 годов). Вот почему в каменной плите пола перед местом, где висел список Владимирской иконы, коленями верующих были протерты две глубокие ямки, что было видно до ремонта пола во Владимирском соборе в 1994 году.

http://pravoslavie.ru/144342.html

Властолюбцы бывают боязливы за свою власть, и Георгий мог почитать себя более твердым на престоле великокняжеском только со смертью такого князя, который мог опять искать власти, мог воспрепятствовать видам самовластия и по отношению к другим князьям. В. Князь Михаил спешил предупредить подозрения, и послал в Москву посольство уверить Георгия, что он не питает никаких враждебных замыслов против Князя и его семейства, что в любви его нет лицемерия, что отречение его от престола искренне, и что супруга его скончалась волей Божию. Георгий и слышать не хотел; он убил посла Михаилова, и, подстрекаемый Кавгадыем и послами татарскими, отправился в Орду с жалобой и клеветой на своего великодушного победителя Кн. Михаила. Нельзя было и найти более благоприятного случая освободиться однажды навсегда от соперника, казавшегося опасным и сильным. Отправление Георгия в Орду с жалобой на В. Князя Михаила Хотя клевета на благоверного Князя Михаила, не имела не только никакого правдоподобия, но и простого смысла; даже не зная великих свойств души св. Князя, если предположить в нем один простой расчет и благоразумие, нельзя поверить, чтобы Князь решился на такое гнусное и совершенно бесцельное злодеяние, как убийство жены Георгиевой; тем не менее, эта клевета казалась очень сильной, чтобы возбудить весь гнев хана, – брата Кончаки, и погубить невинного Михаила. Георгий, сопровождаемый многими князьями и боярами, вместе с Кавгадыем прибыл в Орду, и, уверив хана в собственной покорности и точном исполнении его повелений, очернил Михаила, как мятежника и возмутителя против царской власти, и как убийцу сестры Узбековой. Разумеется, лучшим подтверждением этого обвинения были богатые дары Хану и подкупы его вельмож. Благоверный Князь Михаил вызывается в Орду Князь Михаил, уступив великокняжеское достоинство своему племяннику Георгию, доволен был тем, что остановил кровопролитие и утвердил мир с Князем Московским. Чистый совестью, он спокойно занялся устройством в своей отчине и делами правления, рассчитывая, что ему незачем слишком спешить в Орду, по условию с Георгием; и только, для изъявления своей покорности Хану, послал туда младшего сына своего Константина Михаиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья — святой благоверный князь Давид († 1321 г.) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайские летописцы напишут о русских дружинах в Пекине. Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил, преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой — святой Михаил Тверской († 1318; память 2/15 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4/17 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели примирить обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира на Русской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Князь Георгий Данилович со множеством народа, и прямо к твоей веже (палатке)». Св. Михаил быстро приподнялся со своего места, и со вздохом сказал: «Я знаю для чего; – они идут убить меня». Обреченный смерти, Михаил успел только, в это время, отослать сына своего Константина к ханше, которая оказывала сострадание несчастному Князю, – если не для того, чтобы испросить помилование осужденному, то для того, чтобы сын не подвергся одинаковой участи со своим родителем. В добродушии ханши и ее покровительстве юному Константину, Св. Князь былъ уверен. А посему, успокоившись насчет участи своего сына, которого злодеи также не пощадили бы, Св. Михаил тотчас стал на молитву. В. Князь Георгий и Кавгадый, между тем, послали убийц совершить их кровавое дело, а сами остановились близ шатра на торговой площади, и слезли с коней, чтобы дождаться донесения отрадного злобному сердцу, что Князя Тверского, которого они почиталп врагом своим, уже нет на свете. Страшное для всех представилось тогда зрелише! Многое множество всадников из разных стран направилось к вежи В. Князя. Посланные убийцы, как дикие звери, ворвались в палатку, и прежде всего разогнали с жестокостью всех приближенных и слуг Св. Михаила. Мученик стоял и молился. Кровопийцы простерли святотатственные руки на Христова подвижника и, бросившись на него, били немилосердно, потом схватившись за колодку, которая была на честной выи Святого, начали терзать его, передергивая колодку то в ту, то в другую сторону, и с силой ударяя ею мученика; этого было мало; они схватили его за эту колодку и ударили об стену так сильно, что проломилась вежа, и мученик повергся на землю; но лишь только поднялся на ноги, как толпа злодеев бросилась на него, и снова повергла на землю, мучили его и били пятами без всякой жалости и пощады. Наконец один из беззаконников – Романец, (злодей этот, очевидно, был один из слуг Георгия Московского, именем только христианин, нравом же злее кровожадных Татар), вытащил большой нож, и вонзил его в ребра Св. Мученика, в правой бок, и обращая пронзивший честное тело нож туда и сюда, вырезал святое и благородное сердце, так пламеневшее любовью к Богу, так всегда трепетавшее любовью к своим ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010