Измайловым. 2) Снимок с образа св. Благоверного Князя Михаила и матери его Ксении имеет достоинство замечательной древности. Благочестивой любознательности не безинтересно видеть здесь изображение древней крепости города Твери. На плане виден Собор, построенный В. Князем Михаилом; напротив Алтаря Соборного, как можно заключать, по описаниям, Афанасьевский Монастырь (где ныне гауптвахта). Там же виднеются бывшие палаты В. Княжеские с церковью св. Михаила, и двор Владычний с крестовой церковью; и другие храмы, бывшие в городской крепости. Благочестивому усердию чтителей священной памяти св. Благоверного Князя отрадно видеть и знать то благоговение, какое питали наши предки к памяти св. Князя и его преподобной матери Ксении, которую как будто не хотели они отделять от святого сына ее и изображали их вместе, как предстателей и молитвенников за родную им отчину град Тверь, о которой, с таким самоотвержением пеклись они при жизни своей. Подлинник 11 1/2 вершк. длины и 9 вер. ширины, хранится в соборной ризнице. 3) Предсмертная исповедь св. Благоверного В. Князя Михаила, и 4) Убиение св. Князя, сняты с картин, находящихся в Тверском Кафедральном Соборе. Писаны по заказу тверского купца Александра Ив. Сутугина, художником Орловым, и заслужили одобрение ценителей искусства на художественной выставке. 5) На правой (южной) стороне Собора, у самого Иконостаса на высеченном в стене месте стоит рака с мощами св. Благоверного В. Князя Михаила Тверского. Она обложена листовым чеканным вызолоченным серебром, длина раки 2 ар. 8 вер. По сторонам её положены шестнадцать клейм золочёных через огонь с изображениями и подписями. На клейме против главы изображен св. Бл. Князь Михаил молящимся, внизу его – город с храмами. Под изображением вырезана надпись: « св. Бл. Князь Михаил молится о спасении града Твери». На клейме посередине левой стороны надпись: « Сия рака построена, при державе Благочестивейшей ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ... Престолоправящу... Архиепископу Митрофану Тверскому и Кашинскому, подаянием доброхотных дателей от Р.Х. в 1748 году, весу серебра 1 п. 27 фунт. На прочих клеймах изображены тоже чеканной работой обстоятельства осуждения, страдания и убиения В. Князя, перенесения и открытия мощей его, чудес и исцелений, бывших от нетленных мощей Его. Рака стоит двумя ступенями выше пола, на месте, которое обито, листовой медью, обнесено литой бронзовой, вызолоченной через огонь решеткой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская. В день памяти всех Тверских святых в 2018 году официально установлено празднование Дня города Твери. В этом году городу исполняется 886 лет. Программа «Дня города Твери — 2021» состоит из спортивных, творческих и познавательных мероприятий. Творческая программа представлена различными выставками и мастер-классами, которые будут проходить на набережной Степана Разина, на бульваре Радищева и в помещении Тверского городского музейно-выставочного центра. Впервые в День города тверитян и гостей города будут ждать познавательные экскурсионные программы — гиды будут проводить тематические экскурсии по городу для небольших групп с учетом всех требований санитарной безопасности. Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери — духовная святыня Верхневолжской земли — был построен в 1290 году при святом князе-страстотерпце Михаиле Тверском. В соборе венчались святые благоверные великий князь Михаил Тверской и великая княгиня и инокиня Анна Кашинская. Были захоронены святитель Симеон, сам святой князь Михаил, его мать, дети, убитые в Орде. Внук Михаила Тверского, Михаил Александрович, построил каменную колокольню, позолотил купол собора, а стены и окна украсил высеченными из камня украшениями. С тех пор собор стал называться «Спасом Златоверхим» или «Спасом Златоглавым». Площадь, где стоял храм, стали именовать Соборной. В начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор. Последний храм был выстроен в 1689-1696 годы и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор Московского Кремля. В 1748-1755 годы к юго-западу от собора была воздвигнута трехъярусная колокольня.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

Этой-то небесной мудрости, в основании которой лежал страх Божий, и старалась научить сына своего боголюбивая Ксения. Природные качества его ума светлого и прозорливого, сердца доброго и любвеобильного, воли твердой и решительной образовались, возвысились и утвердились от наставлений и воспитания, какое получил благоверный Князь от своей благочестивой матери. Само собой, пример ее благочестивой жизни был лучшим руководством к благочестию и страху Божию. Свойства Великого Князя При внимательном чтении летописей этого времени, из немногих заметок, нередко бегло высказанных современниками, не можем не видеть прекрасных свойств души В. Князя Михаила. Искреннее благочестие и набожность 17 , глубокое смирение и кротость, любовь к своим подданным и всем соотечественникам, а вместе с тем твердость и решительность, храбрость и мужество были основными чертами, и, так сказать, существенными свойствами его характера. Любя Бога болыпе всего, он умом и сердцем устремлялся к небесному и божественному, почерпая просвещение и вразумление в Слове Божием. Пение псалмов Давидовых доставляло ему отраду и успокоение в жизни, и было его любимым занятием. Как истинный сын Православной Церкви, он был строгим хранителем ее святых уставов; не изнеживал, не утучнял он плоть свою, но строгий пост и продолжительные бдения, в соединении с молитвой, окрыляли дух его, истончали и одухотворяли самое тело. Любил он благолепие дому Божия и место селения славы Господней – и создал великолепный храм Христу Спасителю. Чтение деяний и житий святых и страданий мучеников возбудило в нем святую ревность подражать их небесной жизни и блаженной кончине. Любовь его ко Христу возгревала в нем желание умереть в страданиях за Христа смертью мученика. Короче сказать, он был Христианин не по имени только, но по истине. Какая светлая Христианская душа высказывается напр. в этих словах его к собору светских и духовных лиц: «Если я чем виноват пред Георгием, скажите мне, я готов исправить свою вину. Не хотел ли я остановить пролитие крови христианской? Не отрекся ли от великого княжения, только бы жить в мире? Скажите, есть ли на мне какая вина, и должен ли вступиться за народ мой, или один сложить голову за всех? Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя 18 . «Постоянной заботой моей было, говорил он после, помочь христианам. Мое желание – умереть за Христа». Михаил – удельный Князь Тверской

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, нока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году 14 . † Преставление благоверного Романа, князя Угличского Благоверный князь Роман Угличский был сын князя Владимира Угличского и внук великого князя Константина I-ro; – с молодых лет обучали его христианским добродетелям, особенно же обучали его тому скорби жизни. Ему было 23 года, когда Батый с своими страшными полчищами вступил в Россию. На общем совете с боярами князь Владимир положил оставить Углич в ведении старшего боярина, и когда Батый потребует сдачи его, то немедленно сдать, чтобы не лилась бесполезно кровь христианская. Сам же князь Владимир с двумя сыновьями, Андреем и Романом, удалились в Новгород. Батый был в Угличе в феврале 1237 года и оставил его не тронутым. Князь Владимир с семьею своею целые три года скитался в Новгородской области и, когда татары уже совсем оставили Россию, возвратился в Углич. В 1244 году Владимир вместе с другими князьями был в Орде и Батый дозволил князьям владеть отчинами; князь Владимир возвратился в Углич. – Но в то страшное время нельзя было жить покойно ни в одном углу России. В 1248 году явились в Углич татарские чиновники; князь Владимир отправился во Владимир и здесь умер в 1249 году 15 . Чиновники хана нашли, что Угличское княжество покорно хану и исправно платит дань. Потому старший сын князя Владимира Андрей стал управлять княжеством Угличским. Но бездетный Андрей был болен, и с 1261 года Роман Владимирович вступил в управление княжеством 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

См. также: Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, доктор экономических наук//Фома. - – ноябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Вопрос номера. Одиночество в браке: Я в браке, но я одинока. Что делать? Письмо в редакцию/ Мария . Фото Ивана Каширина//Фома. - – ноябрь 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Одиночество в браке »).  На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко . Эмоциональная холодность супруга – не приговор вашей любви . Фото Владимира Ештокина, Марии Щербаковой//Фома. - – ноябрь 2017. – С.18-24. – (рубрика « Вопрос номера. Одиночество в браке» ).            См. также: Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, доктор экономических наук//Фома. - – ноябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Реклама: С.25. ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины:   Михаил. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Михаил - имя еврейского происхождения и переводится как риторический вопрос «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». Обычно в христианской традиции при крещении дают в честь канонизированного Церковью святого. Однако иногда человека нарекают в честь того или иного ангельского чина или известных нам из библейской истории ангелов – Гавриил, Михаил, Рафаил; Дни памяти : 21ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил. Подготовил Тихон Сысоев ; Известные святые с именем Михаил : Святитель Михаил Синадский (VIII – IX вв.). Святой благоверный князь Михаил Тверской (1271/72-1318). Священномученик Михаил (Новицкий) (1889-1935); Интересные факты. Фото Федора Челнокова//Фома. - – ноябрь 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-175...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Матерь В. Князя Михаила, Блаженная Княгиня Ксения, во инокинях Мария, преставилась еще за шесть лет до убиения сына, в 1312 году, в Софийском монастыре, облекшись пред смертью в схиму, и погребена в Тверском Кафедральном Соборе. Благоверная княгиня Анна, разделявшая труды и все горести своего благоверного супруга-Князя, с покорностью всеблагому Промыслу, перенесла и последнюю тяжелую разлуку с ним; и, утешенная знамениями небесной славы Христова Мученика, вскоре уневестилась Христу, принявши иноческий образ, в том же Софийском монастыре, с именем Евфросинии. Здесь, впрочем, недолго пребывала она в подвигах поста и молитвы; сын ее Князь Василий Михайлович Кашинский слезным прошением умолил ее перейти к нему в Кашин, где основал монастырь близ Успенской церкви (ныне церковь при соборе), в котором и оставалась она до самой кончины, подавая собой другим пример жизни святой и богоугодной, и назидая их словом благочестия. Здесь приняла она схиму, с прежним именем Анны, а скончалась 19 лет спустя после убиения Михаила в 1338 г. и погребена в соборной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В царствование Государя Алексея Михайловича обретены были нетленные мощи ее. Благочестивый Государь изволил путешествовать на поклонение честным мощам Благоверной Княгини, которые почивали открыто 69 . Имя Св. Анны записано было в месяцесловах под 2 числом Октября, во имя ее созидались и освящались храмы, с именем знаменовались новорожденные. Составлена была и служба Благоверной Анне 70 . Но при Патриархе Иоакиме, по причине, главным образом, возникшего недоразумения, точно ли в Кашине жила и почила Благоверная, мощи ее были закрыты, впредь до тщательнейшего рассмотрения и дознания дела 71 . Мощи В. Княгини Анны и до ныне остаются под спудом, и почивают в Кашинском Воскресенском соборе. При них для богомольцев отправляются панихиды, или молебные пения всем Святым. В. Князь Димитрий Михайлович не избег мести ханской за убиение Георгия. Друзья Георгия представили хану такое самоуправство Димитрия весьма опасным и оскорбительным для власти ханской, и возбудили в нем гнев против убийцы своего зятя. Через десять уже месяцев 15 Сентября 1325 г. хан приказал умертвить Димитрия. Так скончался этот смелый, пылкий и решительный Князь на 28 году своей жизни. Епископ Варсонофий и вся Тверь в 1326 г. оплакивали смерть Димитрия, в котором видели свою надежду на счастье и безопасность, как прежде оплакивали смерть отца его, и по тем же следам встречали тело его, и похоронили в том же Спасопреображенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле. Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение. Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. " И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого.

http://patriarchia.ru/db/text/913781.htm...

Прекрасной и добродетельной Ксении промысл послал искушение, какое допущено было некогда тоже прекрасной жене Патриарха Иакова – Рахили; она долгое время была неплодна. Люди благочестивые, обыкновенно все случаи и обстоятельства жизни, счастливые и несчастные, приписывают Богу и от Него просят утешения в скорбях: точно также и В. Князь с богомудрой супругой в твердой вере в Бога и усердной молитве к Подателю всех благ искали утешения. Они обходили церкви и монастыри, просили предстательства и молптв св. угодников Божиих, делали пожертвования, помогали бедным, чтобы Господь даровал им наследника великому княжению. И молитва веры была услышана. Бог даровал благоверной чете просимое. Первым плодом молитв их была дочь, которая впрочем, недолго утешала своих родителей, и преставилась ко Господу. Вскоре благоверная Княгиня Ксения опять сделалась беременна; но В. Князю Ярославу не суждено было видеть плод веры и молитв. По нуждам Отечества В. Князь отправился в Орду с братом своим Василием и племянником Димитрием Александровичем. Бывши в Орде, он сделался болен, и поспешил возвратиться к оставленному им семейству; но на пути, почуяв приближение смерти, принял схиму, и скончался 16 Сент. 1271 года с именем Афанасия, (в ознаменование веры в бессмертие) 16 . Тело его было привезено в Тверь, где, оплаканный неутешной супругой и преданным ему народом, погребен был в церкви св. бессребренников Косьмы и Дамиана, (на месте которой построен Спасо-Преображенский Собор). Через шесть недель после смерти своего супруга, благоверная Ксения разрешилась от бремени сыном, которого во св. крещении наименовали Михаилом, в честь св. Михаила Архистратига бесплотных сил, предстательству и заступлению которого скорбная мать вверила новорожденного. Летописцы не передают нам подробностей воспитания В. Князя Михаила; впрочем, и, на основании немногих замечаний, мы можем составить некоторое понятие о сем воспитании. Предки наши не знали никаких наук, кроме учения веры и жизни христианской, которое почерпали из слова Божия, книг отеческих и церковных. В этих книгах находили они подкрепление своей вере и упованию, в них искали отрады и успокоения от угнетавших их бедствий. Действительно, светлый христианский взгляд на происшествия мира, на счастье и несчастье жизни, утверждая веру в Бога всепромыслительного и всеуправляющего, тем самым облегчал бедствия и несчастья жизни, и, вселяя страх Божий – начало и источник всякой премудрости, указывал человеку истинный путь жизни чистой, святой. А потому чтение книг церковных, отеческих и Священного Писания составляло весь круг предметов духовного развития и образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спорное дело между двумя Князьями должно было решиться судом ханским, и Князь Тверской Михаил отправился в Орду, приняв напутствие и благословение во Владимире Митрополита Максима. Вслед за ним отправился и властолюбивый Георгий. Когда он прибыл во Владимир, Митрополит Максим со многим молением упрашивал его не ходить туда, чтобы спорами и враждой не бесславить имени христиан, и чтобы имя Божие не хулилось мсжду неверными. Увещания миролюбивого Святителя, на этот раз, подействовали на неудобопреклонное сердце Георгия, тем более, что кроткий Пастырь, знавший святость жизни и чистоту намерений, а также и кроткий нрав Михаила и боголюбивой матери его Ксении, поручался Георгию, именем матери Михаила, что В. Князь, для сохранения мира, готов будет уступить Московскому Князю любые города и волости, в прибавок к его отчине – княжеству Московскому. «Не из любочестия и властолюбия, говорил Святитель, Михаил принимает престол великого княжения, – он не искал его; но Божию званию сопротивляться не почитает себя в праве». Георгий отказался от своих замыслов, уверив Святителя, что, если он и пойдет в Орду, то по собственным делам, и не будет искать В. Княжения. Может быть Георгий и искренно, в ту минуту, отрекся от своих притязаний, и успокоилась добрая душа кроткого Пастыря обещанием Князя Московского; но не поверили искренности его слов, вероятно, зная его вероломство, бояре Тверские, душою преданные своему князю. Желая воспрепятствовать отправлению Георгия, они хотели перехватить его на пути, но не успели; – предупрежденный об их умысле, он пробрался другим путем. Схватили только брата Георгиева Бориса в Костроме, куда отправлен был он Князем Московским, и привели в Тверь. Тверитяне этим не успокоились. Являя горячее усердие к интересам своего Князя, а вместе с тем увлекаемые Тверским воеводой-боярином Акинфом, действовавшим в духе мести против князя Московского, и особенно боярина его Родиона Несторовича 40 , подступили с войском к Переяславлю. Вероятно, они хотели тем усмирить властолюбивого Георгия, лишив его области, доставшейся по милости Князя Михаила Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010