Тем более, что князь Московский не скрывал от В. Князя, что договор мира не удержит его от своих и бсззаконных средств к достижению своей цели. Возобновлять договор мира значило бы показать свою робость, ободрить его в замыслах, или вызывать на новое вероломство. Для предупреждения зла, грозившего со стороны Георгия, Михаил в 1308 г. снова явился с войском под стенами Москвы, с целью смирить Георгия; но и эта попытка была безуспешна. Бедствия в Московской области, всегдашние спутники неприятельских нападений, не смирили, а ожесточили душу Георгия; с сего времени он сделался непримиримым врагом своего дяди В. Князя Тверского, и можно было ожидать, что Георгий не устоит ни пред какими средствами, и всем воспользуется, чтобы не только низвергнуть, но сжить со света опасного для его властолюбия соперника. Усмирение Новгорода Новгородцы сначала покорились В. Князю Тверскому, и безпрекословно принялп его, как скоро он объявил ярлык ханский, и когда В. Князь приезжал поклониться Св. Софии, Новгородцы охотно признали его Великим Князем, требуя от него подтверждения прав свободного города. Михаил, со всеми почестями, занял престол Новгородский. Но, привыкшие к вольности, всегда трепетавшие за свои права, и тщательно оберегавшие свои привилегии, могли ли спокойно ужиться с В. Князем Михаилом? Всегда враждовавшие и с предшественниками Михаила, они пользовались всяким маловажным случаем, чтобы объявить свое неудовольствие Князю. A у В. Князя был соперник – Московский князь, который легко мог преувеличивать опасения Новгородцев за свои права и вольности. Тяжел был для них Александр Невский; 41 Ярославом были они также недовольны. Благородный, твердый и мужественный Михаил мог быть представлен для Новгорода опаснее своих предшественников. И Новгород не устоял в верности В. Князю. Повод к неудовольствию на В. Князя скоро представился. Сначала Новгородцы стали жаловаться на Михаиловых наместников, которых обвиняли они в равнодушии к интересам Новгорода, и бездействии во время нападений на пределы их врагов внешних (Ливонских рыцарей 1307 г.), а также в их несправедливости и утеснении народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот пронеслась грозная весть, что В. Князь Михаил возвратился из Орды, снова утвержденный в великокняжеском достоинстве, с сильной ратью, подкрепленной полками Монгольскими. Новгородцы решились защищаться до последпей крайности; с оружием в руках они ждали неприятеля близ Торжка. «И сделалось то попущением Божиим по грехам нашим, передает летописец, когда сошлись полки, была сеча зла, и много побили добрых мужей и знаменитых бояр Новгородских, и купцев многоименитых». Оставшиеся в живых заключились в Торжке. Михаил победил; но не лавров искал он в битве; ему нужно было остановить враждебные действия возмутителей, нужно было уничтожить силу и влияние князя Московского, чтобы утвердить всеобщую тишину. Для сего В. Князь потребовал выдачи князей Афанасия и Феодора. Новгородцы, впрочем, были, на этот раз, столько благородны и великодушны, что отказались выдать князей, ими самими призванных и действовавших по их желанию, решаясь скорее умереть в отчаянной битве, и В. Князь умел оценить это великодушие граждан, и потребовал одного Феодора Ржевского. Новгородцы, уверенные в доброте Михаила, уступили этому требованию, не опасаясь какого-либо мщения выданному, со стороны победителя. Удовлетворившись покорностью Новгородцев, В. Князь заключил с ними мир, на таком условии, чтобы прошедшего зла не вспоминать ни той, ни другой стороне; В. Князю, ни боярам его не наводить рати на Новгород, отложитъ нелюбье на Новгородцев, и не мстить своим врагам. За это Новгородцы обязались выплатить К. Михаилу в разные сроки 12.000 гривен серебра, включая в уплату захваченное у бояр Новгородских имущество. И мир был заключен и утвержден клятвой и крестным целованием. Однако благоразумие В. Князя требовало, в предупреждение новой измены, со стороны Новгородцсв, и враждебных замыслов князя Московского, чтобы князья Афанасий и Феодор остались у него заложниками, а потому Михаил, пригласив к себе сих князей, отправил их в Тверь. Не головы их искал он, не желал он и мести своим недругам, но дабы упрочить мир и спокойствие отечества, он хотел этим связать руки легкомысленных и склонных к измене граждан, и удержать самого Георгия от беззаконного союза с изменниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В месяцеслове отмечены следующие русские и славянские святые:; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 19 – князь Феодор Смоленский и Ярославокий и чада его: Давид и Константинъ; сентября 20 – Михаил, князь Черниговский и боярин его Феодоръ; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий, архиепископ Новгородский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион, епископ Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; ноября 11, мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; в рукописи под 11-м ноября замечено: «святых новоявленных мученик Бориса и Глеба от некоего благоверного Феодора Когчина»: ноября 17 – Никон, ученик Сергия Радонежского; ноября 23 – «преподобный отец великий князь Александр Невский»; ноября 26 – освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; ноября 28 – Феодор епископ Ростовский; декабря 21, июля 1 и 17 и августа 24 – Петр митрополит; января 10 – Павел «Коломенский» (Комельский); января 11, февраля 8 и мая 3 – Феодосий Печерский ; января 11 – Михаил Клопский; января 12– «преподобного Ильи нового чудотворца; положено бысть святое тело его честное в Богоспасаемом граде Москве у чуда вели архистратига Михаила среди града»; января 14 и февраля 16 – Савва Сербский ; января 17 и мая 7 и июля 10 – Антоний Печерский и Антоний Римлянин; января 28 – «преподобного отца Исапа кисаянина епископа бывшаго вели града Киева»; февраля 6 – Иаков епископ Ростовский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл философ; марта 2 – Арсений епископ Тверской; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; марта 17 и мая 26 – Макарий Калязинский; марта 30 – Иона митрополит; апреля 1 – Евфимий Суздальский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 17 – Савватий и Зосима Соловецкие; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 1 – Пафнутий Боровский; мая 12 – «священие церкви святыя Богородица юже созда благоверный князь Василей с блаженою княгынею Еленою в лето 6490» (?); мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 23 – Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий и Амфилохий Глушицкие; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – «сретение иконы с Москвы на Вологде Дмитрея чудотворца»; июня 9 – Кирилл Белозерских; июня 13 – Андроник ученик Сергия; июля 8 – Прокопий юродивый Христа ради Устюжский; июля 11– Ольга княгиня; июля 15 – князь Владимир; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 2 – Василий блаженный; августа 16 – Яким Порский (Иоаким Сарандопорский, болгарский святой); августа 17 – положение во гроб благоверного князя Константина Улемци; августа 30 – Александр Свирский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В престольном городе Владимире тот же Митрополит Максим, по обычаю, с торжественными священными обрядами возвел его на престол великокняжеский. Мир, по-видимому, водворился. Мудрость и правосудие славились в делах В. Князя. Закон Божий, предписывающий столько же творить суд и правду без лицеприятия, сколько заповедующий любовь, снисхождение и милость на суде – закон этот был с детства знаком боголюбивому Михаилу; и он-то был руководителем в делах правления Михаилова. «И была радость христианам». Так прошло несколько лет (до 1313 г.). Михаил жил в своей любимой Твери, оставив в столице (Владимире) своих наместников. Поход на Москву В. Князю Михаилу, казалось, хотелось упрочить это спокойствие и благоденствие усмирением Князя Московского, который не мог спокойно смотреть на возвышение своего соперника, и ждал случая восторжествовать над ним. Вместе с тем хотел наказать и жестокого убийцу Акинфова. Поэтому В. Князь отправился в первый год своего великокняжения, войной против Князя Московского. Но этот поход обошелся без кровопролития. Великий Князь примирился с Георгием. Вероятнее всего, что Георгий, чувствуя себя не в силах или находя не благовременным противостоять Князю Тверскому, уверил его в своих миролюбивых расположениях, а добрый Князь Тверской, не желая проливать крови, рад был предложению мира, поверив его искренности, по благородству души своей. Это предположение, т. е. что Георгий хотел прежде владеть всеми средствами, чтобы с успехом бороться с Михаилом, тем более вероятно, что Георгий, после его, явно начал употреблять все усилия к увеличению своей волости, и, кажется, не скрывал своих намерений. К этому времени относится убийство князя Рязанского и присоединение Коломны. Действия князя Георгия были столь низки и постыдны, что даже родные братья его Александр и Борис Даниловичи, отвращаясь его деспотизма и жестокости, бежали из Москвы и искали убежища в Твери у (своего дяди) В. Князя Михаила, который и принял их с родственной любовью и почетом (1307 г. ). Михаил очень ясно видел, что Георгий много зла наделает, если удастся ему привести в исполнение свои властолюбивые замыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переславль хотел обороняться, и был ужасным образом за то наказан; не осталось жителя, который не оплакал бы смерти отца нли сына, брата или друга. Это несчастье случилось Декабря 19-го 1281 г.. В Рождество Христово церкви стояли пусты; вместо священного пения раздавался в городе плач и стон. Андрей, злобный сын отца, столь великого и любезного России, праздновал один с Татарами, великолепно угощал их, как своих благодетелей, и, совершив дело свое, отпустил их с благодарностью хану 28 . Этот случай один из многих показывает, как было бы благотворно для бедствующего отечества влияние Князя, могущего мирить враждующих, защитить угнетенных, и отразить силу силой. Таким Князем-благодетелем бедствующего отечества действительно и был Тверской Князь Михаил Ярославич. Мы видим, что он то защищает своих подданных от вторжения враждующих князей, и Татар, всегда несущих гибель и разорение городов; то делается посредником мира между князьями, умоляя князей не навлекать новых бед на Отечество, или угрожая принять сторону расположенных к миру против желающих продолжать вражду. Князь Михаил – защитник своих подданных В следующем году, брат В. Князя Димитрия Андрей Александрович 29 очернил своего брата в глазах хана, и выпросил у него войско, чтобы, при его содействии, беспрепятственно занять великокняжеский престол Димитрия. Многочисленные толпы Монголов, под предводительством Дюденя, брата хана Тохты, устремились на Россию, и внесли огонь и мечь, оставляя страшные следы своего зверства и ненасытной алчности. Неуспевшие успокоиться от прежних погромов Татарских города: Муром, Суздаль, Владимир, Юрьев, Переславль, Углич, Коломна, Москва, Дмитров, Можайск и несколько других городов испытали страшные бедствия; духовенство тоже не спаслось от всеобщего разорения; церкви были поруганы и разграблены. Даниил Александрович, Князь Московский хотел остановить бесчеловечную жестокость кроткой покорностью и гостеприимством, впустив неприятелей в город; но не мог смягчить грубого сердца алчных грабителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и мученического подвига святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская. В день памяти всех Тверских святых в 2018 году официально установлено празднование Дня города Твери. В этом году городу исполняется 886 лет. Программа «Дня города Твери — 2021» состоит из спортивных, творческих и познавательных мероприятий. Творческая программа представлена различными выставками и мастер-классами, которые будут проходить на набережной Степана Разина, на бульваре Радищева и в помещении Тверского городского музейно-выставочного центра. Впервые в День города тверитян и гостей города будут ждать познавательные экскурсионные программы — гиды будут проводить тематические экскурсии по городу для небольших групп с учетом всех требований санитарной безопасности. Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери — духовная святыня Верхневолжской земли — был построен в 1290 году при святом князе-страстотерпце Михаиле Тверском. В соборе венчались святые благоверные великий князь Михаил Тверской и великая княгиня и инокиня Анна Кашинская. Были захоронены святитель Симеон, сам святой князь Михаил, его мать, дети, убитые в Орде. Внук Михаила Тверского, Михаил Александрович, построил каменную колокольню, позолотил купол собора, а стены и окна украсил высеченными из камня украшениями. С тех пор собор стал называться «Спасом Златоверхим» или «Спасом Златоглавым». Площадь, где стоял храм, стали именовать Соборной. В начале XVII века древний храм был разобран, а на его месте построен новый собор. Последний храм был выстроен в 1689-1696 годы и практически в неизменном виде простоял до момента своего разрушения. Образцом для строительства этого храма послужил пятиглавый Успенский собор Московского Кремля. В 1748-1755 годы к юго-западу от собора была воздвигнута трехъярусная колокольня.

http://patriarchia.ru/db/text/5829405.ht...

Подобно Иову Многострадальному, сей князь сгнивал постепенно в течение четырех лет, но не роптал. Иноком Леонтием заканчивал свою жизнь князь Олег Романович Рязанский († 1280) в основанном им Петропавловском монастыре в Брянске. Летописцы прославляли внука святого Мстислава Великого, святого князя Мстислава Новгородского († 1180), душа коего «всегда рвалась на дела великие». Смиренный перед старшими родом и летами, ласковый, приветливый, князь сей – красивый, мужественный, со светлым и смелым взглядом голубых очей, исполинского роста и страшной силы, имел удачу в сражениях, соединял младенческое добродушие с пылкостью сердца благородного, ненавидевшего неправду. Он был милосерд к бедным и сиротам, усердствовал к Богу и Церкви. Говорил дружине: «За нас Бог и правда, умрем сегодня или завтра, умрем лишь с честью». Таким же, как мы читали выше, был и святой Василько, князь Ростовский, замученный татарами. «По правде меня крест убил», – сознавался неправый князь Ярослав Всеволодович после поражения, нанесенного ему в 1216 г. князем Мстиславом Мстиславичем Удалым и другими князьями. «Добрые мужи, псковичи! кто из вас стар – тот мне отец; кто молод – тот брат. Помните отечество и Церковь Божию», – говорил святой князь Довмонт-Тимофей († 1299. 20 мая), недавний выходец из Литвы, ранее язычник, но затем всею душою воспринявший истину Православия. «Я всегда любил отечество, но не мог прекратить наших злобных междоусобий; буду доволен, если хотя смерть моя успокоит Землю Русскую», – смиренно говорил своему духовнику святой Великий Князь Михаил Тверской, отправляясь на гибель в Орду. «Осязай святыню, правитель народа христианского. Управляй им и впредь с ревностью. Ты достигнешь желаемого: но все суета и тление на земле», – говорил в 1596 г. благочестивый Царь Феодор Иоаннович Борису Годунову, приказывая прикоснуться к мощам святого митрополита Алексия, перекладывавшимся в новую раку. Сознание бренности земной суеты приводило многих князей к принятию схимы перед смертью. «Святый Владыко! – говорил Димитрий Святославович, князь Юрьева-Польского († 1269), принимавший схиму от епископа Ростовского, – Ты совершил труд свой и приготовил меня к пути дальнему, как доброго воина Христова. Там в жизни вечной царствует Бог милосердия, иду служить Ему с верой и надеждой».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

См. также: Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, доктор экономических наук//Фома. - – ноябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »). Вопрос номера. Одиночество в браке: Я в браке, но я одинока. Что делать? Письмо в редакцию/ Мария . Фото Ивана Каширина//Фома. - – ноябрь 2017. – С.16-17. – (рубрика « Вопрос номера. Одиночество в браке »).  На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко . Эмоциональная холодность супруга – не приговор вашей любви . Фото Владимира Ештокина, Марии Щербаковой//Фома. - – ноябрь 2017. – С.18-24. – (рубрика « Вопрос номера. Одиночество в браке» ).            См. также: Наталья Починок, ректор Российского государственного социального университета, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, доктор экономических наук//Фома. - – ноябрь 2017. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).   Реклама: С.25. ВЕРА (раздел). – С.26-47. Школа «Фомы». Именины:   Михаил. [Иллюстрированная информация: Значение имени. Михаил - имя еврейского происхождения и переводится как риторический вопрос «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу». Обычно в христианской традиции при крещении дают в честь канонизированного Церковью святого. Однако иногда человека нарекают в честь того или иного ангельского чина или известных нам из библейской истории ангелов – Гавриил, Михаил, Рафаил; Дни памяти : 21ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил. Подготовил Тихон Сысоев ; Известные святые с именем Михаил : Святитель Михаил Синадский (VIII – IX вв.). Святой благоверный князь Михаил Тверской (1271/72-1318). Священномученик Михаил (Новицкий) (1889-1935); Интересные факты. Фото Федора Челнокова//Фома. - – ноябрь 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-175...

По правую сторону св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича Тверского (на Иконе Собора Святых Тверских) изображена «многоскорбная» его супруга, благоверная Великая княгиня Анна Дмитриевна (Кашинская) с преклонённой головой, в иноческом одеянии в схиме (на ней надет епитрахиль с крестом); левая рука её на груди, а правая опущена вниз. Благоверная княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, родилась, вероятно, в г. Кашине (этим городом владел её отец, и Кашин отдан был за ней, как «вено» (приданое) при замужестве её с Тверским князем Михаилом Ярославичем). Она вступила в брак 8 ноября 1294 года; венчана была Тверским епископом Андреем в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. От сего брака родились четыре сына и одна дочь Феодора (родившаяся в 1300 г.). Много скорбей выпало на долю благочестивой княгини. В 1296г. сгорел дотла великокняжеский дворец, и едва сам Великий князь и его супруга (первые заметившие пожар) спаслись. Вскоре после сего и, может быть, вследствие пережитого бедствия, сильно заболел молодой князь. Затем начались интриги московского князя Юрия из-за великокняжеского титула, коим почтён был св. Михаил Ярославич; почти беспрерывные разорения Тверского княжества от татар и князя Юрия Даниловича. Над Юрием в 1317 г. Тверской князь одержал славную победу, причём захвачена была в плен жена Юрия, – Кончака (сестра хана Узбека), скоро умершая в Твери. Кончина её была приписана отраве, и Великий князь вытребован был в Орду, где 22 ноября был убит. Великая княгиня Анна, предчувствуя печальный исход, с горькими слезами проводила Михаила Ярославича до с. Едимонова, где рассталась с супругом навсегда. На этом месте построена часовня, в народе слывущая под названием «святой часовни», в ней находится изображение св. благоверного Великого князя Михаила и его супруги и трогательная картина их прощания. Сколько слёз пролито ею о страдальческой кончине супруга, сколько было хлопот и горя по случаю упорства Московского князя Юрия разрешить перевести тело св. мученика в Тверь для почётного погребения. Рукописное житие благоверной глубоко трогательно изображает тяжёлое положение любящей супруги, влагая в её уста сильные горькие сетования: «Кто похитил наше сокровище!.. О, царство безбожных татар! Да не будет над тобою благословения Вышнего... Осиротела я с чадами, лишилась надежды, лишилась покровителя и отца... Горе мне! Лучше бы мне умереть с тобою!» Так рыдала она над гробом своего супруга. Обременённая скорбями, она, вероятно, в скором времени после сего, решилась оставить мир и переменить княжеские чертоги на убогую келью инокини.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В 1276 году пожар истребил жилые строения города Твери; истреблены были все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий деревянный кафедральный храм св. Космы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 году святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. Какой сердечной преданностью и любовью св. Симеон пользовался у своих пасомых, можно видеть из следующего: «1286 г. Литва повоева Тверскаго владыки церковную волость Олешню и прочая…» и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. И князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок, но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (в 1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствой пока может. А храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году. Святой Симеон скончался 3 февраля 1289 года, в летописи под 1289 г. записано: «Преставися блаженный епископ Симеон Тверский… и положиша тело его в церкви св. Спаса на правой стороне, февраля в 3-й день». Роман Угличский, благоверный князь Святой благоверный князь Роман, Угличский чудотворец, родился 1 октября 1235 года. Он был младшим сыном угличского князя Владимира и княгини Фотинии и племянников святого князя Василька Ростовского († 1238; память 4/17 марта). С детства святой князь Роман отличался любовью к молитве, послушанием родителям и прилежанием к чтению Священных книг. Он был утешением своему отцу, матери, брату и всему семейству. Святому Роману было всего два года, когда Батый со своими полчищами двинулся на Русь. Узнав о приближении татар к Угличу, отец святого Романа увез его вместе со старшим братом Андреем в Новгород. Целые три года скитались они в Новгородской области, и когда татары уже совсем оставили Россию, возвратились в Углич.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010