8 Применительно к Книге закона (Библии), сказано: «Первый человек не достиг полного познания ее; не исследует ее также и последний» ( Сир.24:30 ). Поэтому несомненно обольщается тот, кто самоуверенно заявляет, что раз он прочел Библию , то «знает» Священное Писание и, следовательно, ему вроде уж и нет нужды снова читать Библию. Пусть «знаток» Священного Писания поразмыслит над словом Божиим: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Ошибается и тот, кто отказывается от чтения Священного Писания по причине его якобы «непонятности». Пусть поразмыслит над словами Спасителя, сказанными в свое время иудеям: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего... слово Мое не вмещается в вас... Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога... но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» ( Ин.8:43, 37, 47, 5:42 ). «Евангелие умом чистым читается, понимается по мере исполнения заповедей его самим делом» (Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, цит. «Церковные Ведомости», 1913, 9 Эразм Роттердамский (цит. 65, 217). Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных своим порокам? Ответ готов: от служения чреву-богу (прп. Иоанн Кронштадтский , цит. «Русский Паломник», 1891, 43, стр. 675). Если наша душа всецело вовлечена в поток стихийной материальной жизни, с ее житейскими заботами о пище, крове, положении и всяческих земных интересах, то она не найдет в себе веры в Божественную Личность Господа... Жизнь можно услышать только жизнью же. Мертвые жизни не слышат (72, 96, 161). 10 Блаженная Екатерина Эммерих (8.IX.1774–8.II.1824) в течение пяти лет переживала видения евангельских событий на Святой Земле. Сама блж. Екатерина никогда не посещала Святой Земли, а потому оказывается просто поразительной верность ее описаний Иудеи и Галилеи и всех мест, упоминаемых в Евангелии. Описания эти представляют ценность в церковно-историческом и археологическом отношении (кстати, некоторые из ее сообщений нашли свое подтверждение в результате открытий, сделанных за последние сто лет). По теме настоящей главы, приведем одно место из видения блж. Екатерины:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Когда думаешь о двух этих величайших трагедиях и позорах последнего сорокалетия нашей истории, то вместе со многими ловишь себя на чувстве страшной злобы к той стране, тому народу, который позволил так кощунственно надругаться над двумя Помазанниками Божьими. Кипит гнев, нарастают обвинения, готовишься бросить их России, но ... В последний момент вырастает в сознании картина далеких тысячелетий. Книжники и фарисеи влекут к Спасителю грешницу, желают побить ее камнями и спрашивают у Него указаний. Христос, не обращая на них внимания, наклонившись низко, пишет перстом на земле. На предложенный вопрос Он отвечает: кто из вас без греха, первый брось в нее камень, – И опять, наклонившись низко, пишет на земле. «Они же, – говорит святой евангелист Иоанн, – услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» ( Ин. 8:3–11 ). Так и мы: кто из нас, от самых старших до последних, сможет со спокойной совестью бросить камень в русский народ? Не сделает это наше духовенство, творящее ныне великое церковное и государственное дело, – но в предреволюционный период, увы, пропустившее нарастание тягчайшего греха – клятвопреступления. Вознося молитвы за Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя, оно, к сожалению, не сумело объяснить народу, какой глубокий религиозный смысл вложен в идею Помазанника Божия. Не смогло оно и обличающим, негодующим пастырским словом пресечь в корне ту измену, которая расползалась по всему лицу Святой Руси. Невольно ярко вспоминается светлый образ покойного главнокомандующего Николая Иудовича Иванова, приезжавшего в Киев на похороны митрополита Флавиана и тогда еще, за год до революции, умолявшего собравшееся отовсюду духовенство начать бороться с дезертирами и другими опасными бациллами, проникавшими в народ и армию. Не бросит камень и наше воинство, приявшее мученический венец за эти пять лет смуты. Рядовое офицерство, утомленное войной, отравляемое революционными газетами типа «Русского слова» и «Киевской мысли», не разбиравшееся в политике, – встретило революцию в затуманенном сознании и поэтому, застигнутое врасплох, не сумело дать тот отпор, который диктовала ему совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Но посмотрим на то, что сделал апостол Петр. Хотя промежуток времени между совершенными Спасителем и Петром чудесами сравнительно небольшой, но, тем не менее, чудо совершил уже не Сын Божий, а обыкновенный человек, имевший такие немощи, какие и нам не хотелось бы иметь. Например, он проявлял горячность, а иногда чрезмерную простоту, часто совершал необдуманные поступки, был самонадеянным, наконец, проявил и малодушие. И этот самый обыкновенный человек, невежественный и неграмотный рыбак, стал великим чудотворцем. Он, святой апостол Петр, исцеляет от расслабления Энея, воскрешает из мертвых праведную Тавифу. Значит, в данном случае не важно, сколько прошло времени — несколько месяцев, полгода или почти две тысячи лет. Важно то, что чудо сотворил не Сам Спаситель, а Его ученик. Такими учениками Спасителя, кроме апостолов, в последующие времена были и святитель Николай Чудотворец, и преподобный Серафим Саровский , и живший сравнительно недавно великий русский чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский . И многие другие известные и неизвестные нам люди. Все, что совершал Спаситель, могут совершить и Его ученики. Обратим внимание на слова, которые сказал апостол Петр исцеляемому им Энею: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос». Тот Самый, Кто исцелил расслабленного, о чем повествует Евангелие от Иоанна, исцелил и Энея. Но тогда Он исцелил непосредственно, сейчас — через апостола Петра. «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. …Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18 и 20), — сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам перед Вознесением. Мы должны это помнить, и не только помнить умом (хотя в начале подвига необходимо именно это), но и ощущать сердцем, душой и духом, что Господь с нами во все дни до скончания века, что Ему дана всякая власть и потому, если мы помолимся и попросим Его, как просил, преклонив колена, апостол Петр, то может произойти любое чудо. И если мы, по немощи своей, не дерзаем просить о таких чудесах, как исцеление неизлечимых больных и тем более воскрешение мертвых, то обязаны (Церковь нас этому учит, и в этом проявляется наше смирение — здесь нет никакого чрезмерного дерзновения и гордости) умолять и просить Бога об исцелении от расслабления душевного, как бы долго оно у нас ни продолжалось.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Рождение будущего Царя Николая Второго произошло в 14.30 в Александровском дворце Царского Села в тот день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального. Этому совпадению и Сам Николай Александрович, и многие из Его окружения придавали большое значение как предвозвестие страшных испытаний. «»Подлинно, — писал о Праведном Иове Святитель Иоанн Златоуст, — нет несчастия человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение такого богатства; и затем, испытав коварство от жены [от ближних своих], оскорбления от друзей, нападения от рабов. Во всем оказался он тверже всякого камня, и притом до закона и благодати«. По учению Церкви, святой Иов — прообраз страждущего Искупителя Ибо все его страдания были не из-за его грехов, к нему не имеют никакого отношения слова: оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают (Иов. 4,8—9). Своим друзьям, которые говорили ему: как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? (Иов. 25,4) — и многое другое подобное, святой Иов отвечал: Что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши (Иов. 6,25—26). Жив Бог, лишивший меня суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою, что, доколе еще дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесет лжи! Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми; доколе не умру, не уступлю непорочности моей (Иов. 27,2—5). А Господь, подводя итог обличений «благочестивых» друзей, сказал одному из обвинявших Праведного Иова: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов. 42,7). Аще бо не его ради, погубил бых убо вас (Iob. 42,8). То есть вы помилованы ради его молитв, для вас его молитвы являются спасительными. И пошли обличители своей неправой веры и сделали так, как Господь повелел им, — и Господь (Иов. 42,9) отпусти грехи им Ioba ради (Iob. 42,9). (Обратим внимание на то, что на иконе святого Царя-искупителя Николая Второго на свитке, который держит Царь в Своих руках, именно эти слова помещены). И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде (Иов. 42,10). Здесь мы видим, что в замысел Божий входили и тяжелейшие искушения Праведного Иова и святого Царя Николая Второго, в том числе и от родных и близких, и молитва искушаемых за тех, кто искушал их. А в случае со святым Николаем Вторым Господь Бог предполагал молитву за весь Русский Народ, который, нарушив Соборный Обет, данный Богу в 1613 году, верой и правдой служить законным Царям из Царствующего Дома Романовых, совершил грех клятвопреступления.

http://radonezh.ru/radio/2020/07/16/20-4...

4, 12), " доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (Еф. 4, 13). А затем апостол изображает и тот путь, которым возрожденное человечество достигает " в меру полного возраста Христова " . Но, к сожалению, слова, где говорится об этом пути, едва ли не самые темные во всем славянском тексте Нового Завета. Именно " из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию " (Еф. 4, 16). Несколько понятнее в русском переводе: " из Котораго все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви " . Однако предпочтение нужно отдать тексту славянскому, потому что русский не передает всей мысли подлинника, которая сохраняется в славянском, но скрыта туманными выражениями. Не входя в подробный разбор греческого текста мы скажем только, какую мысль хочет выразить апостол Все тело Церкви постоянно более и более объединяется посредством восприятия благодатных даров Святого Духа, действующих в каждом особым образом, и так тело Церкви достигает совершенства во всех своих членах. Все возрастание церковного тела обусловливается причастием отдельных членов общей любви, потому что только при любви, при союзе с Церковью, возможно самое восприятие даров Духа. Так понимают приведенные слова святого апостола святой Иоанн Златоуст блаженный Феодорит преподобный Иоанн Дамаскин и блаженный Феофилакт Их мысли объединяет святитель Феофан Затворник, слова которого мы и приведем " Вера христианская сочетавает верных со Христом и таким образом из всех составляет единое тело стройное. Христос творит сие тело, каждому сообщая Себя и Духа благодати ему подавая действенно, осязательно, так что сей Дух благодати, сходя на каждого, делает его тем, чем ему следует быть в теле Церкви Христовой. Тело Христово, стройно сочетаваясь таким подаянием Духа, растет затем в себе по той мере, в какой каждый член отвечает своему назначению или действует во благо Церкви всей полнотой полученного дара благодати "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/244/...

4, 12), " доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова " (Еф. 4, 13). А затем апостол изображает и тот путь, которым возрожденное человечество достигает " в меру полного возраста Христова " . Но, к сожалению, слова, где говорится об этом пути, едва ли не самые темные во всем славянском тексте Нового Завета. Именно " из Негоже все тело составляемо и счиневаемо приличие всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию " (Еф. 4, 16). Несколько понятнее в русском переводе: " из Котораго все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви " . Однако предпочтение нужно отдать тексту славянскому, потому что русский не передает всей мысли подлинника, которая сохраняется в славянском, но скрыта туманными выражениями. Не входя в подробный разбор греческого текста , мы скажем только, какую мысль хочет выразить апостол . Все тело Церкви постоянно более и более объединяется посредством восприятия благодатных даров Святого Духа, действующих в каждом особым образом, и так тело Церкви достигает совершенства во всех своих членах. Все возрастание церковного тела обусловливается причастием отдельных членов общей любви, потому что только при любви, при союзе с Церковью, возможно самое восприятие даров Духа. Так понимают приведенные слова святого апостола святой Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит , преподобный Иоанн Дамаскин  и блаженный Феофилакт . Их мысли объединяет святитель Феофан Затворник, слова которого мы и приведем " Вера христианская сочетавает верных со Христом и таким образом из всех составляет единое тело стройное. Христос творит сие тело, каждому сообщая Себя и Духа благодати ему подавая действенно, осязательно, так что сей Дух благодати, сходя на каждого, делает его тем, чем ему следует быть в теле Церкви Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

748 Последование малого образа, еже есть мантия. 749 Последование погребения мирских человек, в стихирах на целование Слава , глас 6. 750 В Последовании погребения кондак, глас 8. 751 Вспомним слова Пречистой Матери Божией, обращенные некогда к преподобному Серафиму: « Сей от рода нашего » (см.: Житие преподобного Серафима Саровского/Жития и творения русских святых. С. 862). Ср. также: Григорий Палама, святитель . Триады. II, 3, 30 (со ссылкой на Григория Нисского): «Божественная природа станет нам тогда вместо всех вещей». 752 В Последовании погребения кондак, глас 8. 753 В Последовании исходном монахов стихира на целование, глас 8. 754 В неделю о блудном на утрени канон кир Иосифа, глас 2, Слава на 4-й песни; Лк. 15:11—32. 755 Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»: 756 Василий Великий, святитель . Толкование на пророка Исаию, 6, 7/ Василий Великий, святитель . Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203. 757 Молитва на пострижение власов в « Обрядах восьмого дня ». 758 Симеон Новый Богослов, преподобный . Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф. ). 759 Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377]. 760 Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля). 761 Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6. 762 См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23. 763 «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»: 764 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232. 765 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230. 766 Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2. 767 Иоанн Златоуст, святитель . Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590. 768 Снабдение ( περιποησις ) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение ( Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние ( Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Вечное хотят подчинить временному, небесное – земному, святое – грешному. Что может быть ужаснее, безнадёжнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которых лишь один шаг до самых глубин адовых? Такие настроения, проявляющиеся в нашем обществе, не сулят нам “нового счастья” в грядущем году. Пасхальные послания Пасхальное послание, 195 Преосвященного Епископа Афанасия аргентинской, парагвайской и уругвайской пастве. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! “Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом”  ( 1 Пет.3 18). “Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” ( 2 Кор.5:15 ). Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению. Он воскрес, чтобы через веру в него все сделались сынами Божьими ( Гал.3:26 ; Иоанн, 1:12). Поэтому весь христианский мир так радостно прославляет Воскресшего Господа, поэтому Пасха Христова является величайшим христианским праздником. По счастливому совпадению в этом году все Христианские Церкви вместе празднуют “Сей нареченный и святой день, праздников праздник и торжество из торжеств” – “Пасху Божию спасительную, двери райские нам отверзающую.” В этот праздник более, чем в иное время, чувствуется общность веры у всех христиан, несмотря на их вероисповедные расхождения. Все века христианские народы Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Воскресение Христово. Каждый по-своему выражает радость по этому поводу. Но из всех народов русский народ наиболее глубоко воспринял радость веры в Воскресшего Господа. Он вложил в празднование Пасхи столько духовного восторга и столько искренней веры, что она переходит порою как бы в видение. Пасхальная радость заполняла всю его душу, охватывала всё его существо. Воскресший Христос Жизнодавец был для него поистине “ Путь, и Истина и Жизнь ” (Иоанн 14:6). Живое ощущение Воскресения Христа так глубоко укоренилось в душе русских людей, что не притупилось и до ныне, несмотря на тяжёлые условия многолетнего террора и запуганности в Советском Союзе. Антирелигиозная пропаганда и безбожное воспитание юношества не уничтожили целиком живой веры в Бога. Неизжитое сокровище веры православной является главным средостением между верующим народом и коммунистической властью.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов ( 1Ин. 1:8 ). Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст , – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3). " Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« ( Ин. 14:23 ). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

У Иоанна, в отличие от Иезекииля, река жизни вытекает не из храма, а от престола Бога и Агнца, ибо, как уже было заявлено, Бог и есть храм Нового Иерусалима. В своем Евангелии Иоанн тоже пишет о живой воде. Вспомним слова, сказанные там Иисусом Христом: «Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин.7:38–39 ) 74 . При принятой у нас пунктуации стихов 1 и 2 возникает некоторое недоумение. Действительно, как представить себе такую картину: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни»? Это затруднительно. Однако если мы чуть-чуть изменим пунктуацию, передвинем точку в конце первого стиха, то картина станет понятной и вполне отвечающей образу, нарисованному Иезекиилем: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца посреди улицы его. И по ту и по другую сторону реки, древо жизни». Кстати, непонятно также, каким образом одно и то же «дерево» может стоять по обе стороны реки. Однако непонятно это только в буквалистском Синодальном переводе на русский язык. Если же мы учтем особенности греческого языка, то все встанет на свои места. Слово «дерево» (xylon) в греческом языке может иметь собирательный смысл, и поэтому вполне может быть переведено как «деревья». Это как если бы мы сказали: по обе стороны реки растет пшеница, или овес, или виноград. Здесь существительные пшеница, овес, виноград собирательно обозначают много растений, а не одно, хотя и стоят в единственном числе. Таким образом, лучше было бы перевести: «И по ту и по другую сторону реки – деревья жизни». И этот образ Иоанн тоже берет как из описания рая, так и, более конкретно, из цитированного отрывка Книги пророка Иезекииля. Двенадцать раз в году плодоносящие деревья, листья которых употребляются для исцеления, – все это оттуда. Напомню, что слово «исцеление» во многих языках обозначает также «спасение». Например, в немецком языке Heilung (исцеление) и Ней (спасение). Родственны эти слова и в английском языке: to heal (исцелять) и holy (святой, спасенный). Родственны понятия исцеления и спасения и в греческом языке. Итак, листья деревьев жизни дают спасение не иудеям только, но всем народам. Снова мы видим универсализм Нового Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010