Остались только православные. Одна часть из них расположилась около скамеек католического придела, другая – тихонько бродила по многочисленным переходам храма, но большинство собралось на Голгофе и читала акафисты. Некоторые паломники нашли себе приют в кельях греческого Святогробского братства, примыкающих к храму со стороны Голгофы. В самом же храме ночевать довольно тяжело. В нем и днем чувствуется свежесть и сырость, а по ночам бывает заметно холодно. Множество переходов и коридоров развивают резкий сквозной ветер. От него нигде не спрячешься. Присесть негде. Немногочисленные скамейки около латинского придела все заняты, расположиться же на холодном каменном полу опасно: можно простудиться. Только наши крестьянки-паломницы да бедные феллахи осмеливаются садиться на грязные плиты. От паразитов в храме нет покоя. Не успеешь прийти в ротонду Гроба Господня, как уж начнут чесаться руки и ноги. Вообще, кто хочет ночевать в Иерусалимском храме, должен запастись теплым платьем и достаточным терпением выстоять на ногах всю ночь. Не могу умолчать об одном крайне прискорбном явлении в храме величайшей христианской святыни. На северной стороне его, между католической капеллой и темницею Иисуса Христа, выходят в коридор двери отхожего места. От непрерывного хождения сюда паломников двери часто раскрываются, и выходящее из них зловоние распространяется до кувуклии. Еще в древности, при Моисее, было строго заповедано израильтянам хранить в чистоте свой лагерь, а тем более – место скинии завета. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить... ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего... а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» 23 . А теперь не только «в стане», но в самом храме, в расстоянии каких-нибудь двенадцати сажен от Гроба Господня, допущена «мерзость на святом месте» ( Мт. 24: 15 ). И нельзя ссылаться в данном случае на турок, которые своим правилом затворять двери храма на всю ночь якобы принуждают христиан иметь грязное место в святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так доходы с имений, за исключением грузинских и бессарабских, должны были бы ежегодно давать патриархату до 37 т. р., в действительности, имения эти не только ничего не приносят, а требуют еще известных сумм для поддержки и ремонта. Потеря этого дохода происходит от действующей системы вверять управление этими имениями тем, кого желают наградить или кого опасаясь, желают удалить из Иерусалима. Доход от поклонников и пожертвования, по моему крайнему разумению, следует считать по меньшей мере в 100 т. р. в год. Действительно в святогробскую казну не поступает и десятой части этих денег, а остальные остаются в руках тех, кто принял деньги от поклонников. Но более отсутствия достаточных денежных средств, губить патриархат отсутствие дисциплины. Блаженный патриарх Кирилл, как выше было уже замечено, поставлением на места высшей духовной иерархии личностей, для которых не существовал авторитет преданий патриархата, которые прибыли зараженные новыми веяниями, тем самым положил начало подрыву значения патриарха. Низложения Кирилла, а вслед засим Прокопия, указали возможность посредством интриг и денег возводить и низлагать патриархов. Пример частых смещений константинопольских патриархов перенесен в Иерусалим, с тою только разницею, что светский элемент, столь сильный в Константинополе, не существует вовсе в Иерусалиме, что в Константинополе имеет еще вес голос порты, заменяемой в Иерусалиме лишь губернатором, и таким образом в Иерусалиме избрание и низложение патриарха оказывается всецело в руках одного святогробского братства, и стоит сему последнему сойтись с иерусалимским пашой или константинопольским патриархом, чтоб сослать в изгнание старого патриарха и обеспечить выбор – нового. Понятно, что при таком положении дел, патриарх становится только орудием того или другого из членов святогробского братства, встречающий при малейшем стремлении к самостоятельности против себя все братство, которое только в подобных случаях действует сообща. В остальных же – каждый ведет борьбу против всех, с целью получить более доходное место, а при случае патриаршее достоинство, а так как для всякой борьбы, для всякой интриги, а особенно на востоке, необходимы деньги, то погоня за ними сделалась, к крайнему прискорбию, отличительною чертою большинства членов святогробского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

После отречения Иерусалимского патриарха Никодима I (1890) Святогробское братство 27 февр. 1891 г. предложило Иерусалимский престол патриарху Герасиму. В результате его перехода на Иерусалимскую кафедру в АПЦ снова началась борьба за замещение Патриаршего престола. Араб. митрополиты и политически активная часть паствы настаивали на избрании араб. архиерея. В то же время значительное число арабо-христ. нотаблей в Дамаске и Бейруте было равнодушно к националистическим лозунгам и готово принять греч. иерарха, заинтересованного, как им казалось, в поддержке со стороны местной элиты. Святогробское братство и высший клир К-польского Патриархата продвигали своих кандидатов, из к-рых наибольший авторитет имел Вифлеемский митр. Спиридон (впосл. патриарх Антиохийский) . Греч. духовенство убеждало османские власти в том, что избрание патриархом араба будет чревато ростом национализма у сирийцев и усилением рус. влияния. Исходя из этих соображений, Высокая Порта исключила из списка кандидатов на Патриаршество ряд араб. представителей, в т. ч. Селевкийского митр . Герасима Яреда , тесно связанного с Россией, и наиболее перспективного кандидата Бейрутского митр. Гавриила Шатилу. М. остался единственным араб. кандидатом, и голоса Синода разделились поровну между ним и митр. Спиридоном. Греч. дипломаты, фанариотское и святогробское духовенство активно склоняли на свою сторону арабо-христ. нотаблей обещаниями денежной поддержки и греч. орденов. В итоге 3 арабских митрополита перешли на сторону Спиридона, и 2 окт. 1891 г. он победил на выборах. В нач. нояб. новый патриарх получил от султана подтверждение своих полномочий. Тем не менее 4 араб. митрополита, включая М., долгое время отказывались его признавать. Патриаршество Спиридона прошло в непрерывных конфликтах с араб. паствой и духовенством. Он не выполнил большинство своих обещаний и разочаровал неумелым управлением даже греков. В араб. среде нарастали националистические настроения. Деятельность араб. оппозиции координировал российский генеральный консул в Дамаске А. П. Беляев (в должности с 1893). Летом 1897 г. в Дамаске разгорелся очередной скандал в связи с обвинениями патриарха Спиридона в нарушении канонов. Против патриарха выступили не только арабские, но и греч. митрополиты, претендовавшие на его место, и в дек. 1897 г. (или в янв. 1898) он был смещен.

http://pravenc.ru/text/2562862.html

Софроний, как и Герман, тоже указал своего наследника при жизни. Это был его родственник Феофан, занимавший патриарший престол в 1608–1644 гг. Греки не очень уверенно чувствовали себя во главе Иерусалимской церкви и старались организовать передачу власти очередному соплеменнику при здравствующем патриархе, дабы избежать возможных осложнений. Однако положение Феофана было прочнее, чем у его предшественников, и он сумел оттеснить арабов от управления церковным хозяйством («ограничил... прежнюю гордость туземцев», как выразился Досифей). 612 Может быть, один из последних арабских чиновников Феофана фигурирует в документах московского Посольского приказа среди просителей милостыни, приехавших в Россию с Востока в 1636 г. Этот человек – Авраам – обозначен в грамоте Феофана, как «сын от добрых людей и патриаршества... сын боярской», 613 то есть он был уподоблен «патриаршим детям боярским» Московского царства – чиновникам-мирянам, ведавшим административным аппаратом архиереев. После смерти Феофана греки провели 23 марта 1645 г. выборы нового патриарха, Паисия, уже без всякого участия арабов и даже за пределами Палестины – в Молдавии, где находились обширные имения Иерусалимской церкви и пребывала значительная часть палестинского духовенства. Недовольство арабов прорвалось наружу, когда Паисий въезжал в Иерусалим в конце зимы 1646 года. 614 Патриарх был встречен своеобразной демонстрацией протеста: арабские священники набросали перед воротами города кучу камней в знак непокорности. 615 Однако Паисий привлек на свою сторону местные османские власти, 616 которые силой заставили «мятежников» подчиниться законному первоиерарху. Как написал полтора века спустя греческий хронист Максим Симский, Паисий «устранил интриги христиан и вразумил их настолько, что они обратились к величайшему послушанию, порядку и постоянному миру, который они и теперь проявляют по отношению к патриархам». 617 Со временем арабы были почти целиком вытеснены и из среды палестинского монашества, так называемого Святогробского братства – своеобразного монашеского ордена, объединявшего черное духовенство Иерусалимской церкви. Авторы конца XIX в. подчеркивали, что уставами Братства было запрещено постригать арабов в монахи и даже нанимать их для каких-либо услуг. Арабам остались лишь низшие ступени духовной иерархии – места приходских священников в городах и деревнях Палестины. Правда, в XVIII века двое арабов поднялись до иерусалимского патриаршего престола, но оба они – и Софроний (1771–1774 гг.), и Анфим (1788–1808 гг.) – были выходцами из Сирии, не связанными с местным палестинским населением. Устав Святогробского братства 1765 г. возбранял даже какие-либо финансовые отношения греческих монахов с арабами и тем более сотрудничество с ними в ущерб любому из святогробцев. 618

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святогробское братство служило своеобразным органом социальной поддержки православной общины – выплачивало подати за неимущих, выкупало из плена христиан во время войн на территории Палестины, материально поддерживало сирых и убогих. Любопытно, что арабы воспринимали подобную благотворительность как прямую обязанность патриархии. Порфирий Успенский в 1852 г. был свидетелем настоящего бунта вифлеемских арабов против местного митрополита, отказавшегося было платить за своих прихожан повышенную подать. 629 Со своей стороны, православные арабы всегда поддерживали греков в борьбе с католиками и армянами за обладание Св. местами, так что архиереям иной раз приходилось сдерживать пыл своей паствы, опасаясь кровопролития. Во время гонений на Святогробское братство в 1820-х гг., когда оно было полностью разорено османскими поборами, феллахи бесплатно привозили хлеб монахам. 630 Вообще православных арабов не следует воспринимать как некое забитое «стадо», которым бесконтрольно помыкали фанариоты. Выше уже говорилось о воинственности и свирепости нравов палестинских христиан. При всем этом арабы-христиане были абсолютно не образованны и, если так можно выразиться, аполитичны. Они воспринимали господство греков в патриархате как должное. В. Григорович-Барский рисует прямо-таки трогательную картину встречи греческого архиерея в арабской деревне Бейт-Джала в декабре 1726 г.: «Тамо егда внутрь вхождаше архиерей, изийде весь народ от веси с женами и детми в сретение ему и со многим торжеством, и кличем, и званием, провождаху его, поюще и припевающе некая словеса арапскою беседою, и вся по обичаю своему творяху от простоти и смирения, иние убо прибегающе к коню, лобзаху руку его, другие же, возлезше верху домов стояху и приветствоваху, велиим кличуще гласом, и другие предъидяху, прочии же последоваху, “благословен грядый” зовуще». 631 Когда архиерей со спутниками отслужили литургию и вернулись на постоялый двор, «тогда убогий оний Ефиопский народ, всяк противу силе от дома своего... принесе в гостинный дом и представиша нам трапезу доволну... и служаху нам много народа от усердия и простоти сердца своего, иние же предстояху». 632 Впрочем, радость жителей селения объяснялась в значительной мере тем, что они уже четыре года не видели у себя архиерея 633 – а Бейт-Джала стояла всего в нескольких километрах от Иерусалима. Греческие иерархи тем более не утруждали себя посещением отдаленных уголков патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале октября месяца съехались в Иерусалим отсутствующие палестинские епископы – назаретский и акрский и те из архимандритов патриархии, которые пользуются нравом голоса при выборах, чтобы принять участие в заседаниях синода по этому важному вопросу. Споры и пререкания между членами синода о достойных кандидатах в патриархи неожиданным образом для многих осложнились прибытием в Иерусалим с Синая архимандрита Фотия, который, узнав об отставке патриарха Никодима, покинул место своего заточения и отправился в Иерусалим, чтобы лично принять участие, как член святогробского братства, в предстоящих выборах. «Прибытие изгнанника Фотия в Иерусалим, пишет очевидец, бывший псаломщик нашей духовной миссии в Иерусалиме А. П. Попов, было большою неожиданностью для членов синода и ставило для них очень трудный вопрос. Некоторые из членов говорили, что архимандрит Фотий не получил никакого разрешения возвратиться с Синая, и что его теперешнее пребывание в Иерусалиме – незаконно. На это изгнанник самым резонным образом отвечал, что св. синод никогда не посылал его в изгнание, напротив, семь лет толу назад, члены синода единогласно (большинством?), на трех законных собраниях, избрали его в иерусалимские патриархи, что он был послан на Синай единовластно блаженнейшим Никодимом, настоящее удаление которого дает ему возможность, как каждому члену святогробского братства, жить в Иерусалиме. Некоторые члены синода, желая примирить прежние выборы Фотия на патриарший трон с предстоящими выборами патриарха, предлагали первому подписать бумагу, что он отказывается от кандидатуры в патриарха. И на это архимандрит Фотий возразил, что не он первый должен брать перо и подписывать бумагу, а сам синод должен устроить, чтобы прежние законные выборы не имели никакого значения. Члены синода подобным ответом были поставлены в очевиднейшее противоречие самим себе: кого прежде добровольно и законно избрали в патриархи, того теперь не желали признавать. Резонные ответы синоду и симпатичный характер архимандрита Фотия производят то, что его партия с каждым днем все больше увеличивается 38 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

По прочтении секретарем Отчета, почетный схоларх школы, архиепископ Иорданский Епифаний, обратился к окончившим воспитанникам с приветственной речью. Затем началась раздача воспитанникам дипломов. В порядке разряда, по вызову Ректора, подходили они к архиеп. Епифанию, который, вручая каждому диплом, произносил следующее: «Богословская школа выдает тебе чрез меня это свидетельство, как награду за твое трудолюбие и доброе поведение во все время учения; ты же постарайся показать себя достойным служителем Церкви и верно сохраняй то, что здесь воспринял и чему научился». Каждый из воспитанников, получая диплом, произносил следующую присягу, подписывая ее потом на особом листе: «Так как священная для меня богословская школа удостоила меня избрать в разряд дидаскалов православного христианского богословия, то я, считая себя обязанным блаженнейшему отцу Дамиану и остальному почтенному Святогробскому братству, пред тобой, честный отец, и пред всеми обучавшими меня преподавателями и пред лицем Бога исповедую публично во всю жизнь хранить веру чистую и неповрежденную, как я получил и научен ей, и верно служить Церкви, и мне, во исполнение этого обещания, пусть будет в жизни помощником Бог». Чтение этой присяги производило сильное впечатление на всех присутствовавших, так как многие из учеников читали ее сквозь душившие их слезы, а некоторые просто плакали навзрыд, при мысли о важности обетов, даваемых ими, ответственности и трудности предстоящего им служения, и при мысли о разлуке со школой. Получив свидетельство, каждый лобызал десницу блаженнейшего Патриарха, почетного схоларха, всего честного собора и покровителя школы архим. Ввфимия. После выдачи свидетельств, обратился к окончившим курс с речью патриарх Дамиан, выразивший свою радость по поводу их успеха в науках и окончания ими курса и преподавший им ряд отеческих наставлений. После него произнес длинную речь ректор школы иеродиакон Хрисостом Попадопуло, говоривший о характере и трудности служения Сионской Церкви со стороны новых ее деятелей, питомцев Иерусалимской школы. Речь эта, прекрасная по содержанию и произнесенная с ораторским искусством, выслушана были всеми с большим интересом, а у многих учеников вызвала обильные слезы. В заключение торжества от лица окончивших учение воспитанников произнес сквозь слезы благодарственное слово Патриарху и всему Святогробскому братству иеродиакон Климент, родом с острова Кипра.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

знати Иерусалима и платить подати за православных арабов, чтобы не допустить их перехода под покровительство католиков. Российское правительство выделило ИПЦ 2 тыс. р., к-рые были переданы патриарху летом 1732 г. через резидента в К-поле И. И. Неплюева. Известна также переписка М. с Неплюевым в 1734 г., касавшаяся пересылки пожертвований Св. Гробу. Русско-тур. война 1735-1739 гг. оборвала связи ИПЦ с С.-Петербургом. М. предпринял ряд шагов по упорядочению экономики ИПЦ. Пытаясь решить проблему увеличивавшихся долгов и сокращения внешней финансовой помощи, он интенсифицировал сбор пожертвований на Св. Гроб в границах Османской империи. В июне 1733 г. М. обратился в Высокую Порту с ходатайством о даровании особого берата о правах и полномочиях сборщиков милостыни Иерусалимского престола ( Ç olak H. The Orthodox Church in the Early Modern Middle East: Relations between the Ottoman Central Administration and the Patriarchates of Antioch, Jerusalem and Alexandria. Ankara, 2015. P. 218-219). Монахам Святогробского братства разрешалось иметь личное имущество, однако после смерти владельца оно должно было переходить в собственность Патриархии. В этой связи М. в 1734 г. издал указ, запрещавший монахам держать свое имущество в частных домах, у родственников и др. во избежание споров о наследстве ( Соколов. 1906. С. 20). С именем М. связан важный этап в развитии образовательных учреждений ИПЦ. В 1735 г. совершил паломническую поездку в Палестину известный греч. просветитель того времени Иаков Патмосский , ранее в течение 10 лет работавший в Антиохийском Патриархате. Знакомство Иакова с патриаршими эпитропами привело к возникновению проекта богословской школы в Иерусалиме. М., находившийся тогда в К-поле, одобрил эту инициативу и обратился к Иакову с просьбой возглавить уч-ще. Оно работало в 2 направлениях, обеспечивая как начальное греч. образование детей правосл. арабов, так и подготовку молодых клириков Святогробского братства для занятия адм. должностей. Иаков отбыл с Патмоса в Палестину в авг.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

В числе обязанностей патриархата лежит забота о положении его паствы. Ввиду денежных затруднений эту обязанность патриархат исполнять не может. Общество с его согласия примет отчасти на себя защиту этих обязанностей. Конечно, париархат может не выразить своего согласия или требовать безконтрольного распоряжения пожертвованиями Общества. Но в первом случае денежные суммы будут употреблены на другие цели Общества, как-то: улучшение быта русских паломников, издания и ученые исследования, во втором случае – это наименьшее, что может требовать жертвователь, чтобы его пожертвования шли именно на тот предмет, на который он их жертвует, и контроль его в этом случай необходим. Думаю, что при такой категорической постановке вопроса, патриархат сочувственно или нет, но пойдет об руку с Обществом. Дело же этого последнего будет внушать впоследствии к себе доверие в этом отношении, что оно святогробского братства не касается, в его внутренние дела не вмешивается, паству против пастыря не подымает. Для нас важно сохранение православных от иноверных... Для местного населения самую существенную, самую необходимую потребность составляют народные школы. Школы эти стоят замечательно дешево в Святой Земле. Ежегодный расход на подобную школу для 100 детей не обойдется дороже 500 руб. Местностей с православным населением насчитывается в Палестине до 60, в том числе 20 с православным населением менее 100 человек и 10 с населением более 1,000 человек. Для устройства и ведения школьного дела мне кажется возможным заимствовать тот способ, который был уже в употреблении, когда мы не признавали иерусалимского патриарха. В Иеруеалиме – для Иудеи, Самарии и Заиорданья и в Назарете для – Галилеи можно было бы образовать училищные советы, в первом из них, под председательством патриарха, из двух членов святогробского братства, двух туземцев (по выбору местной общины), начальника духовной миссии и генерального консула; 146 в Назарете – под председательством местного митрополита, из двух туземцев и нашего консульского агента в Кайфе. На эти советы можно возложить определение местности, где учреждать школы, определение учителей, наблюдение за ведением в них учения и ревизия их. Само же расходование сумм и наблюдение, чтобы они доходили по назначению, должно лежать на агенте Общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Окончательно работы над реконструкцией куполов храма были завершены к 2000 г. Мон-рь во имя прор. Елисея в Иерихоне (ИПЦ) Мон-рь во имя прор. Елисея в Иерихоне (ИПЦ) Со смертью Патриарха Дамиана (14 авг. 1931) относительно стабильная ситуация для ИПЦ была вновь нарушена; возобновилась борьба греч. и араб. партий. Араб. большинство паствы выступило против избрания нового патриарха на основании Устава Церкви 1874 г., обеспечивавшего сохранение управления Церковью за греками. В окт. 1931 г. 2-й конгресс православных арабов в Яффе вновь потребовал пересмотреть Устав ИПЦ и допустить арабов до управления различными сферами церковной деятельности. Разногласия по вопросу электоральной реформы надолго затормозили выборы. В 1934 г. англ. власти предложили ИПЦ новый Устав, к-рый отражал происшедшую смену правления в Палестине, политику сотрудничества Свящ. Синода ИПЦ и властей протектората, но вновь не учитывал требований арабов. Святогробское братство и Свящ. Синод ИПЦ приняли этот Устав и 22 июля 1935 г. избрали новым Патриархом Тимофея (бывш. титулярного епископа Иорданского). На престоле оказался энергичный администратор, сумевший постепенно навести порядок в финансах Патриархии и укрепить дисциплину духовенства. При этом большинство араб. паствы отказалось признать как патриарха, так и перемены в правовом положении Церкви. В течение следующих неск. лет Патриарх Тимофей и Свящ. Синод находились фактически в изоляции от паствы. Брит. власти, видя тупиковое положение внутри Церкви, отказывались официально признать избрание Патриарха Тимофея, настаивая на реформах ИПЦ и признавая несправедливой дискриминацию араб. духовенства. Тем не менее Святогробское братство упорно защищало свой традиц. статус. Неопределенное положение в ИПЦ усугубилось и общим обострением ситуации в Палестине. К сер. 30-х гг. XX в. в результате массовой иммиграции евреев этническое противостояние в Палестине уже находилось на грани открытой вооруженной борьбы. И евр., и араб. политические орг-ции обладали многочисленными военизированными формированиями. В 1936 г. вооруженное антиевр. восстание арабов охватило значительную часть территории Палестины и переросло в 3-летнюю партизанскую войну. Англ. власти с огромным трудом справлялись с многотысячными араб. отрядами и были вынуждены неофициально обращаться за помощью к евр. боевым дружинам, действуя с ними совместно. В такой обстановке брит. власти, продолжая просионистскую политику, были заинтересованы в ослаблении любых общественных сил, к-рые могли быть использованы арабами.

http://pravenc.ru/text/293788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010