Ко всему этому необходимо прибавить еще следующее. Наша первая иерусалимская миссия была недружелюбно и несочувственно принята иерусалимским патриархом и окружавшими его деятелями святогробского братства, которые видели в архим. Порфирии уполномоченного русским правительством наблюдателя за их действиями и особенно за их отношением к русским поклонникам и к арабской православной пастве 124 . С другой стороны, и само наше правительство в лице агентов министерства иностранных дел в высшей степени равнодушно относилось к нуждам и к деятельности нашей миссии в Иерусалиме. Вот что говорит по этому поводу один из лучших наших знатоков православного Востока и наших отношений к нему: «раз написав инструкцию, раз ассигновав к ежегодному отпуску 10 000 руб., полагали, что все было сделано и позабыли, для чего была послана миссия, и на ее домогательства, требования и предположения смотрели, как на излишнюю переписку. В доказательство справедливости сказанного, не стану перечислять случаев, когда миссия оставалась без денег, вследствие несвоевременной высылки ее содержания, но приведу два примера, характеризующие тогдашнее отношение к делу» 125 . Далее рассказывается о том, как архим. Порфирий дважды обращался за помощью к правительству, именно по поводу устройства помещения для нашей миссии на участке земли, уступленном патриархом, и учреждения больницы в Иерусалиме для русских поклонников. Но в обоих случаях на предложения архим. Порфирия не было обращено никакого внимания, между тем как осуществление этих проектов могло бы принести величайшую пользу русскому делу в Св. земле 126 . Но особенно ясно сказалось равнодушие правительства к первой нашей миссии в Иерусалиме в самом конце существования этой последней. Когда началась крымская война, то наша духовная миссия в Иерусалиме была совсем забыта и оставлена на произвол судьбы. Некоторое время архим. Порфирий жил со всеми своими сотрудниками на счет патриархии, пока, наконец, австрийский консул не сжалился над ними и не дал им возможности на австрийском пароходе возвратиться на родину чрез Западную Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

До 1517 года Палестиной владели египетские султаны, при которых из всех христиан господствующее и пре­обладающее положение в Иерусалиме принадлежало туземным православным сиро-арабам. Египетские правители подозрительно смотрели и на греческих императоров и, после падения Константинополя, на турок, и потому не допускали, чтобы греки империи имели какое-либо значение в Иерусалиме. Из политических видов они покрови­тельствовали туземным православным арабам, из ко­торых избирались патриархи, архиереи п члены святогробского братства. Рядом с арабами в Иерусалиме стояла тогда другая православная национальность – грузины, которые тоже пользовались покровительством египетских султанов, имели в Иерусалиме несколько богатых монастырей, им же принадлежала Голгофа и некоторые другие св. места. Пра­вители Грузии оказывали тогда большую помощь св. местам. Встречается в Иерусалиме и третья православная на­родность, именно сербы, которые владели лаврой св. Сав­вы Освященного и монастырем Архангельским в Иерусалиме и пользовались некоторой церковной автономией.   Всего менее значения, к началу XVI века, имели в Иерусалиме греки, к которым сильно не благоволили еги­петские султаны, так что греки почти вовсе не ходили да­же на поклонение св. местам, хотя греческие императоры, до самого падения Константинополя, продолжали оказы­вать поддержку и покровительство православным в Иерусалиме. В самом Иерусалиме греков в то время, вероятно, было очень мало, так как к ним не только подозрительно относились египетские правители, но их не любили и сами православные, жившие в Иерусалиме. По словам Иерусалимского патриарха Досифея, после падения Константинополя «греков стали презирать в Иерусалиме». И не только туземцы арабы, но и влиятельные в Иерусалиме грузины, замечает Досифей, «не любили патриархов греческих и превозносились над ними». Точно так ­же и сербы не хотели подчиняться патриархам грекам и вступили потом с ними в открытую борьбу. Причину этого нерасположения православных народностей к грекам, Досифей видит не только в том, «что греки, как говорит Еврипид, не могут и не должны быть в близких дружественных сношениях с варварами, но и потому, что патриархи жили в бедности, ибо Палестина находилась под властью египетского султана, а греки большей частью под властью оттоманов и уже не могли ходить на поклонение» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Для Иерусалимского Патриархата значительно более серьезной проблемой, чем конфликты внутри иерархии, было давнее противостояние малочисленного греч. духовенства и араб. паствы, добивавшейся большего участия в церковных делах. Национальные чувства арабов Палестины подогревал пример соседнего Антиохийского Патриархата, где в 1899 г. Главой Церкви был избран Патриарх араб. происхождения. Младотур. революция в Стамбуле в июле 1908 г. стимулировала подъем национальных движений и политической активности в араб. землях Османской империи. Патриарх Д. отнесся к революции весьма сдержанно и увещевал паству не злоупотреблять дарованной свободой. Осенью 1908 г. в Палестине начались выступления араб. правосл. населения с требованиями уравнения в правах арабов и греков, допуска местных уроженцев на ответственные церковные посты и создания Смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами правосл. общины. Иерусалимский Синод отклонил все эти предложения. Напряженность в арабо-греч. отношениях нарастала. Члены Синода заподозрили Патриарха в соглашательстве с арабами и 13 дек. низложили его. Местоблюстителем был избран 70-летний архиеп. Тивериадский Мелетий. Д. отказался признать низложение и продолжал считать себя Патриархом. Арабы сразу же сделали его знаменем своей борьбы. В городах Палестины проходили бурные манифестации с требованиями вернуть Патриарха к власти. Греч. духовенство было изгнано из Яффы и Назарета. Российский консул в Иерусалиме А. Ф. Круглов также демонстративно поддерживал Д. Тур. правительство долго колебалось, не зная, на чью сторону встать. На него оказывали давление как греч. Патриархи К-поля и Александрии, так и араб. депутаты парламента. Признание Портой Местоблюстителя Мелетия (2 янв. 1909) привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме, когда святогробцы оказались фактически осажденными в патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов. Власти бездействовали, не решаясь силой подавлять выступления арабов. В кон. января османское правительство направило в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением массовых выступлений арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Д. является незаконным. Синод протестовал против вмешательства комиссии во внутрицерковные дела. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Д.- секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) (впосл. Патриарх Мелетий IV К-польский) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса) (впосл. архиеп. Элладский). 10 февр. Местоблюститель Мелетий, архиеп. Тивериадский, скончался от сердечного приступа. Его смерть и непрекращающиеся демонстрации арабов деморализовали Святогробское братство. 16 февр. под давлением османского губернатора Иерусалима Синод обратился к Д. с просьбой о прощении и примирении. К-польский и Александрийский Патриархи некоторое время отказывались признавать возвращение Д. на престол и примирились с ним только летом 1909 г.

http://pravenc.ru/text/168768.html

При этом способе будет достигаема цель учреждения патриаршей школы как нельзя лучше. Лакомые деньги заохотят арабов к учению. На добровольные щедроты наши, оказываемые сиротам, никто из туземцев, имеющих хлеб насущный, не предъявит своих требований, потому что совестность или несмелость не позволит того сделать. Немалые милостыни нашей миссии, раздаваемые во имя Христа Бога в Иерусалиме, Вифлееме и в деревнях евангельских пастырей, также снабжение церквей ризницей в сей деревне, Газе, Лидде, Набулузе, Рафидии и Абуде не послужили поводом к требованиям подобных щедрот в другие места. Иное дело, когда благотворит арабам патриарх их, и иное, когда они получают милости от иностранного единоверца. В первом случае они воображают, что сей пастырь обязан снабдевать их всех, и делаются взыскательными; а во втором ценят произвол доброй воли иноплеменника, радуясь и тому, что, по крайней мере, бедные и сирые члены их общества призрены и снабжены неожиданно. Но ежели щедроты, изливаемые нами на сирот, обрадуют православных арабов, то не возбудят ли они подозрение или недовольство в святогробском греческом духовенстве? Ни. Ибо ему уже известна благотворительность нашей миссии духовной; оно даже просит у неё пособий для церквей арабских. Патриарх понял, что её доброхотные пожертвования пастве его служат наилучшим средством к распространению добра без взыскательности туземцев. Как его блаженство, так и прочие владыки иерусалимские почитают архимандрита нашей миссии и сподвижников его не чужими, а своими, и в сих добродетелях видят и находят пользу свою, благо своё и славу свою. «По нашему благословению, – недавно говорил патриарх христианам набулузским, – вы получили церковные ризы от российского архимандрита». Такая связь наша с предстоятелями церкви палестинской есть вожделенный проводник добра. Скажут, от выдела сборной 1.000 руб. серебром в руки настоятеля нашей миссии для указанной им цели окажется ущерб в кружке святогробской. Но ущерба на самом деле не будет; ибо упомянутая сумма употребится для палестинской же церкви. Поскольку же известно, что количество доброхотных подаяний в России к гробу Господню не всегда бывает одинаково; то не может возникнуть подозрение касательно мнимого уменьшения их численности и против прежних годов. А благонамеренный патриарх с радостью одобрит употребление части нашей милостыни на духовное просвещение его паствы, тем более что сам он уже начал отделять от доходов своей кафедры значительные суммы для содержания училищ своих и полагать их в наши сокровищницы в видах получения ростов. С этим начинанием его будет весьма согласно распределение нашей милостыни, частью на святогробское братство, частью на воспитание и образование сирот, которые со временем будут достойными наставниками и священниками в церкви палестинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

е. патриарха, а в ак-сарагий посади его, так как он подозревается в воровстве“. Патриарха привели к тюрьме, „надевши оковы на его ноги, которые так тогда распухли, что от опухоли не было на них и вида, и продевши палку между ногами его, кои связывала цепь оков, потащили его вокруг дома (тюрьмы) и спрашивали: что обещаешь паше? Патриарх от сильной боли кричал и жаловался на своих мучителей. Но когда увидели его непреклонность, то перестали его мучить“. На другой день Паисий отдан был на поруки и поселён был в доме своего поручителя. Тем временем в Адрианополе произошло у муфтия судебное разбирательство по обвинению Пансия в измене, и он был оправдан. Но так как слух о короне повсюду распространился и мог дойти до султана, то визирь, взяв с собой корону, отправился к султану и рассказал ему всё дело, заметив, что когда он, визирь, ездил из Дамаска в Иерусалим на поклонение, то видел там шесть других митр, которые были пожалованы патриархам прежними султанами“. Султан, смотря на красоту принесённой к нему митры, на двенадцать башенок вокруг её, на её изящную форму, пришёл в удивление, и. надев её на голову одного хампесиянина, воскликнул: „чудное украшение! И так как жаловали его патриархам мои предки, то жалую им и я, и повелеваю отдать патриарху и быть ему свободным“. Этот приказ султана немедленно был приведён в исполнение 1493 . —38— Притеснения со стороны турок иерусалимским патриархам были, впрочем, явлением сравнительно редким и даже исключительным, так как в общем патриархи всегда умели ладить с турками, и с помощью знакомств, связей и взяток даже привлекать их на сторону своих интересов. Труднее патриархам было бороться с внутренними нестроениями: с беспорядками в святогробском братстве, члены которого, не отличаясь какими-либо выдающимися умственными и нравственными качествами, представляли из себя однако такую крупную местную силу, которая была способна противодействовать и действительно противодействовала самим патриархам, стесняя, а иногда и прямо парализуя их самоотверженную плодотворную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, Греки иерусалимские имели полное право (?) говорить: «мы платим ежегодно огромные суммы мусульманам, мы делаем в наших собственных домах приют бедным арабам-христианам, следовательно, мы вполне имеем право ожидать себе помощи. Так было в старые годы, прибавляет повествователь, с тех пор обстоятельства много изменились». 313 Вот каким образом действовали Иерусалимские Греки, воображая, что служат пользам того эллинизма, которым до мозга костей проникнуты в особенности константинопольские фанариоты, считающие себя цветом своей нации. Интересно отметить, что даже Иерусалимский патриарх Никодим (1882–8 г.), ставленник русской политики, на которого возлагалось так много надежд по части благоустроения дел палестинских, мало чем отличался от других грекофильствующих местных патриархов, ибо хотя он и не проявлял своего грекофильства в фактах, о которых мы сейчас упоминали, но, однако явно брал сторону палестинских Греков в ущерб даже существеннейших интересов православных арабов. Среда слишком властна здесь. 314 Взирая собственными глазами на то, как обращались в Палестине с христианами туземцами их же собратья православные Греки, преосвящ. Порфирий (Успенский) восклицал: «это – народ мученик!» 315 Другой опытный знаток палестинских церковных отношений, видный деятель Императорского палестинского —422— Общества, г. Хитрово ещё недавно даже предсказывал, что арабы, под влиянием гнетущих обстоятельств, перейдут на сторону врагов православия и что «менее, чем через полвека, во св. Земле останутся православными только 100 или 200 членов святогробского Братства». 316 Но к счастью, в настоящее время уже нет места для подобного пессимизма: немного воды утекло, как писал эти слова указанный палестиновед, но многое изменилось к лучшему, засветились лучшие надежды… но об этом речь ниже. Переходим к обозрению патриархата Антиохийского, в котором тоже происходила борьба между греческим пришлым и туземным арабским элементами, но борьба далеко не имела здесь тех размеров, каких она достигала в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

День 31-й < июля 1847 г. > . Сегодня Святейший Синод, во исполнение объявленной ему обер-прокурором высочайшей воли, определил: 1. отправить в Иерусалим того же архимандрита Порфирия, который уже употреблен был для собрания сведений о состоянии Православной Церкви на Востоке, с тем чтобы он находился в Иерусалиме не в качестве русского настоятеля, но в качестве русского поклонника, снабженного дозволением и формальною рекомендациею от русского духовного начальства; 2. вместе с тем отправить так же в качестве поклонников одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших курс наук в средних или высших духовных учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались благонравием; 3. предписать (Новгородскому и Петербургскому) митрополиту Антонию снабдить архимандрита Порфирия рекомендательным письмом к Патриарху Иерусалимскому, в котором было бы изъяснено, что сей архимандрит, посетив восточные святыни, пожелал туда возвратиться и пробыть при Гробе Господнем несколько лет, на что Святейший Всероссийский Синод с удовольствием благословил его и воспользовался сим случаем, дабы отпустить с ним иеромонаха и двух набожных и любознательных духовных юношей, разделяющих сие богоугодное желание; вследствие чего архимандрит и его спутники рекомендуются покровительству Патриарха и Святогробской братии с просьбою облегчить временное их жительство в Иерусалиме, допускать их к совершению в Св. Гробе богослужения и вообще принять их сообразно тем чувствам взаимной любви, доверия и братства, какие всегда существовали между Российской и всеми Восточными Церквями; 4. предоставить митрополиту снабдить архимандрита Порфирия святым антиминсом, об изготовлении же необходимой для него ризницы и церковной утвари поручить хозяйственному управлению при Св. Синоде представить надлежащее соображение; 5. для определения круга действий сего архимандрита в Палестине соответственно цели его назначения дать ему, на основании Высочайше утвержденной записки, инструкцию; 6. на содержание архимандрита Порфирия и отправляемых с ним лиц, равно как и на потребности, сопряженные с их пребыванием в Иерусалиме, назначить семь тысяч рублей серебром в год, а на путевые издержки единовременно четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь рублей, тридцать пять копеек серебром по особым расписаниям на счет духовного ведомства, именно же половину суммы на содержание, т. е. 3500 руб. сер., на счет типографского капитала, а половину суммы на путевые издержки, т. е. 2289 руб. сер., на счет суммы, определенной росписью государственных расходов для экстраординарных расходов по духовному ведомству, из количества 20000 руб. сер., об отпуске же другой половины из государственного казначейства предоставить Его Сиятельству г. обер-прокурору Св. Синода отнестись к г. государственному канцлеру по иностранным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Земли производится в церквах кружечный сбор, а в Хозяйственном Управлении при Св. Синоде принимаются пожертвования на нужды православия в Палестине. Наконец, не следует забывать, что патриархия получает доходы с многочисленных домов, принадлежащих ей в Иерусалиме, с монастырских келий, отдаваемых в наём или пожизненное владение православным поклонникам, с собственной типографии в Иерусалиме, от имущества умерших святогробских монахов и т. п. Из всех указанных источников патриархия получает громадные деньги, которые и расходуются ею на разнообразные нужды иерусалимского престола, как-то: на содержание патриарха, святогробского братства, патриаршей канцелярии и драгоманов, на пособие митрополитам и монастырям, на содержание метохов и служащих в имениях, на жалованье приходскому духовенству, выдачу пособий и милостыни бедным православным и больным, на содержание школ, больниц и на подарки турецким властям. В результате расходы патриархии иногда бывают больше её доходов, в бюджете её иногда образуется дефицит, вызывающий жалобы иерусалимских греков на бедность и нужду. Число епархий иерусалимского престола в течение XIX века было неодинаково. Так, в 1888 году их было тринадцать, за исключением патриаршей епархии, в 1879 – десять, а в конце века – пятнадцать, а именно: митрополии – петроаравийская, птолемаидская, филаделфийская, назаретская, тивериадская и вифлеемская, архиепископии – лиддская, севастийская, фаворская, иорданская, кириакопольская, пеллская, иерапольская, диокесарийская и неапольская. Впрочем, не все упомянутые кафедры бывают постоянно заняты, а с другой стороны, некоторые из них имеют титулярное значение. В первой половине XIX века епархиальные архиереи, за незначительным исключением, жили при патриархии и лишь изредка посещали свои паствы, как свидетельствует епископ Порфирий Успенский 56 . Причиной этого была крайняя бедность палестинских епархий, которые были совершенно не в состоянии содержать своего архиерея и его небольшой штат. Не получая от епархии никакого материального обеспечения, иерусалимские владыки кормились от патриархии и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

К этим трем обширнейшим главам своего сочинения он прибавил несколько мелких, но довольно разнообразных и интересных по содержанию. Таковы его сведения: о доходах патриархии и низшего духовенства, о состоянии православных храмов в Палестине и о богослужении, о монашестве и монастырях, о пастырских отношениях духовенства к народу, о школах, об инославной пропаганде и т. п. Сведения эти автор извлекал из обширной литературы своего предмета на русском, греческом, французском и арабском языках, одинаково хорошо ему известных; книжные сообщения он дополняет собственными наблюдениями над религиозным бытом соплеменников, оживляя свои рассуждения чувством ревностного сострадания к духовному упадку арабов Палестины, причем конечно дело не обходится без некоторого обличительного увлечения в отношении к святогробскому братству, историю которого автор излагает в общем довольно обстоятельно. Впрочем, автор не скрывает от читателя и благих обычаев святогробской пастырской деятельности, охватывающей в значительной степени общественно-эконо- —156— мический быт палестинских христиан чрез некоторое участие в суде и благотворительности. Недостатком работы является неумеренная подчас зависимость от источников, сразу бросающаяся в глаза по той чистоте русской речи, которою вовсе не могут похвалиться отделы сочинения, написанные автором совершенно самостоятельно. Вторым недостатком являются повторения, свидетельствующие о несовершенной еще освоенности автора с сжатостью ученого изложения, столь чуждого речи сынов Востока. Степени кандидата сочинитель достоин». 2) Ординарного профессора Василия Ключевского . О сочинении студента Каптерева Владимира на тему: «Чем вызывались и почему не удались попытки примирения православных с униатами в Западной Руси (до смерти митрополита Петра Могилы) »? «Автору предстояло разрешить довольно сложный вопрос из истории Западной Руси XVII века – вопрос о происхождении и причинах неудачи попыток примирить православных с униатами в 1620–1630-х годах. Со времени Брестского собора борьба между православными и униатами стала господствующим фактом в церковной жизни Западной Руси, нормальным состоянием боровшихся сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В константинопольской правительственной газете 31-го Декабря объявлено: «L’élection du Patriarche de Jerusalem, qui doit remplacer Mgr Athanasius, decédé aura lieu, avec les formalités ordinaires, aussitôt après la réception de certains documents que l’on attend de Jerusalem» 200 . Это объявление двусмысленно. Надлежало бы сказать, что избрание патриарха последует в Иерусалиме. В ожидании окончания сего важного дела мы на досуге излагаем здесь свое мнение об оном, по крайнему разумению нашему. – 1. Вселенский патриарх его синод и архонты греческого народа, участвующие в синодальных совещаниях, желали и усиливались подчинить Иерусалимское патриаршество престолу вселенскому без всяких политическо-религиозных причин, единственно из корыстолюбия. Им хотелось пользоваться богатыми доходами казны Св. Гроба. Избираемые из здешних членов синода патриархи из благодарности в по обычной симонии жертвовали бы большие суммы как на потребности вселенского престола, так и в пользу благосклонных избирателей духовных и мирских. Кто обещал бы больше денег, тот и был бы патриарх. При таком беспорядке угрожало бы оскудение казне Св. Гроба. – 2. Здешняя партия хотела требовать от избранного ею патриарха иерусалимского отчета в доходах и расходах казны Св. Гроба. Требование безрассудное! В Иерусалим посылаются большею частью тайные подаяния царей, вельмож, богачей и убогих людей; кому же приятно будет слышать, что в цареградском синоде известна великость или малость его подаяния и что милостыни, посылаемые в Иерусалим, попадут в карманы цареградцев. – 3. Если бы партия умела и успела восторжествовать, то христианский мир увидел бы на престоле иерусалимском часто сменяемых патриархов, – истощителей казны Св. Гроба. А при оскудении сей казны, при упадке духа святогробского братства, при разделении его на две партии, – на клевретов чуждого патриарха и приверженцев старого порядка, при охлаждении палестинских архиереев к их обязанностям при не заботливости об арабском духовенстве и народе, – и последние ныне потухающие лучи православия исчезли бы в Палестине. С потерею паствы патриарх лишился бы и св. поклонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010