Не сразу сложились и отношения К. с Иерусалимским патриархом. К. сообщал в С.-Петербург о тяготившей его зависимости от патриарха и жаловался, что для каждой службы в Архангельском мон-ре требуется особое письменное дозволение (Там же. Л. 158 об.). МИД и Синод делали все возможное, чтобы скорректировать позицию начальства РДМ по отношению к Иерусалимской Патриархии и Святогробскому братству. И под влиянием наставлений из Москвы и С.-Петербурга К. удалось наладить корректные и даже дружественные отношения с Иерусалимским патриархом и епископами. В кон. 1861 г. К. писал: «Месяц назад прибыл сюда Блаженнейший (патриарх Кирилл.- И. Ю. Смирнова). Теперь мы с ним меняемся любезностями. Надобно сознаться, что большего внимания, расположения и доверия нельзя было и желать». Патриаршего наместника, митр. Мелетия, К. в том же письме называл добрейшим и почтеннейшим старцем, к-рого он любит «как отца родного» ( Кирилл (Наумов). Письма. 1890. 10. С. 190). О характере деятельности РДМ в течение 2 первых лет ее пребывания в Иерусалиме К. информировал митр. Филарета 17 апр. 1860 г.: «Что касается до православных, поддерживаем, сколько можем, надежды их на Православную Россию и ограждаем, по мере сил, безопасность их. Десяток школ, разбросанных по местам, угрожаемым более других натиском протестантства или латинства, приносит уже добрые плоды, подавая отрадные надежды в будущем. Поддержка духовенства и церквей, помощь бедным христианам, благовременная поддержка благоприятствующих православию турецких чиновников, преследуемых латинской пропагандой, деятельное участие в обезопасении участи православных в Ливане от беспокойных друзов,- привлекает к нам сердца единоверцев наших» (Письмо к митр. Филарету. 1900. С. 557). Эта большая работа во многом была возможна благодаря поддержке Благотворительного комитета имп. Марии Александровны, регулярно высылавшего епископу значительные суммы. Секретарь императрицы П. А. Мориц уже в мае 1858 г. сообщал К., что денежные приношения не оскудевают, и исправно посылал в Иерусалим церковные одеяния и др. приношения (АРДМ. П. 36. Д. 696. Л. 1). К лету 1858 г. общая сумма, переданная в распоряжение начальника РДМ, составила ок. 30 703 р.

http://pravenc.ru/text/1840331.html

Здесь исследователю также приходится преодолевать разрозненность и неполноту данных источников, позволяющих представить себе хотя бы приблизительно «бюджет» ближневосточных патриарших кафедр или монастырей, доходы от их земельных владений и недвижимости в городах, особенно же от тех значительных пожалований, «преклоненных» монастырей с их доходами, которые Иерусалимский патриархат имел в Румынских княжествах. Те материальные трудности, с которыми постоянно сталкивались ближневосточные церковные общины и кафедры, долги и налоги (в том числе и существенный взнос, который требовалось платить за поставление Патриарха в султанскую казну), отсутствие средств на ремонт церковных зданий, затрагивали в меньшей степени Святогробское братство, имевшее собственные источники денежных поступлений в Валахии и Молдавии, а также доходы от паломничества к Святым местам. «Преклоненные» владения в конце XVI–XVII вв. появились у Святого Гроба также и в Грузии (глава 8: «Внешние связи»). Сбор милостыни, в том числе поездки в Грузию, Румынские княжества, Россию, также приносил доходы, но, как показано в работе, пока что можно судить лишь об относительных масштабах материального благополучия разных церковных кафедр и монастырей. При этом даже сравнительно «богатые» святогробцы, сумевшие приобрести и восстановить принадлежавшие некогда грузинским и сербским общинам монастыри, переживали трудности, численность насельников палестинских, сирийских и ливанских монастырей к XVII в. значительно сократилась, многие из них пришли в запустение, а к XIX столетию лежали в руинах (глава 5: «Монастыри и монашество»). Автор рецензируемой работы показал, какими противоречивыми могут быть сведения имеющихся источников о положении дел в ближневосточных обителях, как иной раз завышались цифры монашествующих (с целью увеличения размера милостыни для большего числа насельников), а порой, наоборот, занижались (чтобы выплачивать меньшие подати). В то же время, исследователь отмечает, что и в XVII–XVIII в. на Востоке производились дорогостоящие реставрации храмов и некоторых обителей (в том числе Иерусалимским Патриархом Досифеем), свидетельствующие об определенном уровне благосостояния восточных патриархатов и христианских общин.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157261/

Обсудив изложенное, Святейший Синод находит, что хотя, согласно уведомлению Блаженнейшего Дамиана, Патриарха Иерусалимского, им приняты меры к ограничению злоупотреблений со стороны членов Святогробского братства и вообще подведомых Патриарху духовных лиц воззваниями о пожертвованиях, однако злоупотребления эти, очевидно, не скоро могут быть искоренены, и воззвания о пожертвованиях продолжают получаться из Палестины по настоящее время и в разных местах России. Почему настоятельно необходимым оказывается принять меры к дальнейшему ограничению сказанных злоупотреблений путем широкого предупреждения против них православного населения Империи при посредстве печати. В виду сего и, вместе с сим, признавая также необходимым обратить внимание и принять требующиеся меры против злоупотреблений по сбору пожертвований, допускаемых, по сообщению в послании Патриарха Дамиана, некоторыми членами Российской Духовной Миссии и русскими монахами, выдающими себя за таковых лицами в Палестине, Святейший Синод определяет: 1., поручить Хозяйственному управлению, в предупреждение православного населения Империи о незаконно рассылаемых по России из Палестины воззваниях о пожертвованиях, напечатать сообщение в «Церковных Ведомостях» и «Сельском Вестнике», по возможности избегая при этом указаний, могущих уронить в глазах народа высокий сан некоторых авторов воззваний, и 2., предписать Вашему Высокопреподобию о вышепоименованных членах и вообще относящихся к Миссии лицах и русских монахах в Палестине, допускающих злоупотребления по сбору пожертвований, доставить в Святейший Синод сведения и объяснения, о чем и послать Вашему Высокопреподобию указ, а в Хозяйственное управление передать выписку из сего определения. Архив РДМ, п. 12, д. 216. 6 л. 597. Уведомление на имя начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Леонида о представлении его императору Николаю II С.-Петербург 10 декабря 1912 г. Подлинник Его Императорскому Величеству благоугодно было Всемилостивейше разрешить Вашему Высокопреподобию представиться в понедельник, 10-го декабря 1912 года, в 12 часов дня, в Царскосельском Дворце, о чем Церемониальная Часть Министерства Императорского Двора имеет честь уведомить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

нентов, чтобы потом добиться требуемого большинства голосов в Синоде. И это благополучно устроено. Одному из противоречащих предложению Герасима членов синода обещано было воспособление деньгами для начатой постройки дома, и строптивый член был приобретён. Другого, известного детской простотой чем-то припугнули – и он легко сдался. С третьим поступили ещё проще: ему сказали, что большинство голосов за предложение будто бы образовалось, и он, не желая нажить себе врагов в лице большинства, обещал подать свой голос за предложение. Когда нашли, что голосовать будет теперь совершенно достаточно для открытия новой архиерейской кафедры, поспешили окончанием дела. Всё это устроилось так прекрасно, «благодаря искусным действиям заправилы патриарших дел, секретаря синода, архимандрита Фотия». Как неимоверно спешили окончанием указанного дела, явствует из того, что уже и сама хиротония архимандрита Поликарпа в епископа Тивериадского произошла в самый день богоявления. Когда на другой день «Епифаний Иорданский возвратился в Иерусалим, то дело уже было сделано». 304 Таким образом, в последнее время и патриарх Иерусалимский всякими способами вынужден был добиваться, нужного ему в том или другом случае, парламентского большинства голосов в своём собственном синоде. Времена изменчивы. – Вслед за синодом, со времени переселения Иерусалимского патриарха из Константинополя во св. град, по разным причинам усилилось здесь и значение т.н. святогробского Братства, состоящего и ныне лишь из одних Греков. Стали встречаться следующие явления: если патриарх обнаруживает большую или меньшую наклонность к самостоятельности к действовании, то святогробское Братство идёт против него, ратуя в подобных случаях очень единодушно. Плодами такого единодушия было низложение с патриаршей кафедры патриархов Кирилла (в 1872 г.), Прокопия (в 1875 г.) и отчасти Никодима (в 1892 г.). Отсюда святогробцы уразумели, что при содействии местного синода, они могут возводить и низлагать патриархов. Пример частых смен Константинопольских

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду этого Палестинское Общество признавало бы необходимым: 1, помимо лежащих на Настоятеле Русской Духовной Миссии обязанностей по духовному руководительству русских богомольцев, присвоить ему значение представителя Автокефальной Российской Церкви в Палестине и Сирии и предоставить ему непосредственные сношения с Патриархом и Святогробским Братством, и 2, снять с Генерального Консула в Иерусалиме его представительство при Патриархе и официальные сношения с последним, которые передадутся Начальнику Духовной Миссии, и оставить за Консулом политические обязанности – сношение с местною властью и полицейские относительно русских подданных, которые возлагаются на него общими законами. Для правильного разрешения этих вопросов необходимо прежде всего иметь в виду те освящённые веками особые условия, коим подчиняются христианские населения и общины в Турции, а также верховные духовные представители их и, между прочим, православные Патриархи. Помимо принадлежащей им духовной власти Патриархи облечены и политическими правами, в силу коих им предоставлено попечение о материальных интересах их единоверцев, а также административные и юридические функции в делах, касающихся последних. Благодаря такому порядку вещей между духовными и материальными интересами православных установилась неразрывная связь, не допускающая возможности установления граничной черты между обеими областями. Особенно трудно было бы установить такую черту в Палестине, где положение дел осложняется непрестанною, по временам ожесточённою борьбою из-за влияния между христианскими общинами и их представителями, принадлежащими к различным исповеданиям. Вследствие обстоятельств этих Иерусалимской Патриархии нередко приходится бороться с затруднениями, для облегчения и устранения коих они вынуждены прибегать к содействию официальных представителей России. Доказательством этого могут служить следующие примеры, относящиеся к недавнему времени. Вследствие недостатка доверия, отличающего отношения между греческой иерархией Иерусалимской Патриархии и православным населением, принадлежащим к арабскому племени, между обеими сторонами не раз возникали недоразумения и споры, требовавшие вмешательства русского официального представительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2004. С. 8). Эту т. зр. высказывал уже В. Г. Григорович-Барский, к-рый в 1725 и 1744 гг. посетил И. м. Он полагал, что пожалование ивиритам Никольского мон-ря в Москве было сделано «ради любвы чудотворныя предъписанныя иконы, именуемой Вратарницы» ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 153). Кроме того, особая роль И. м. в отношениях рус. двора и Русской Церкви с христ. Востоком могла быть связана с активным участием этого мон-ря в политической и церковной жизни Дунайских княжеств. Покровительство мон-рю было связано с ктиторской преемственностью груз. правителей. Ктиторские обязанности по отношению к Афону повышали престиж господарей, уподобляя их в этом визант. императорам. О покровительстве И. м. молдав. и валашских господарей ивириты сообщали в грамоте к царю Алексею Михайловичу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 12; Д. 28. 1652 г. Л. 25). Др. возможным основанием для укрепления позиций И. м. в отношениях святогорцев с Россией служили особенно тесные связи ивиритов со Святогробским братством и с Иерусалимским Патриархатом, основой для к-рых также было общее для ивиритов и агиотафитов покровительство груз. правителей. Не исключено, что в повышении авторитета мон-ря следует учитывать и его важную посредническую роль между представителями Греческой Церкви и рус. церковными и правительственными кругами в подготовке обрядовых реформ, в переговоры о к-рых внесли вклад Иерусалимский патриарх Паисий и его ближайшее окружение. Возможно, присутствие греков в рус. столице могло облегчить проходившие со времени «прений с греками» троицкого старца Арсения (Суханова) переговоры об унификации обрядов и исправлении церковных книг. Существенную роль играл опыт работы афонских монахов, в т. ч. ивиритов, в типографиях, основанных в Дунайских княжествах. Для обрядовой реформы и исправления богослужебных книг необходимо было приобретение древних греч. рукописей и печатных изданий, на основании к-рых вносилась бы необходимая правка в тексты. Отбором и приобретением книг занимался отправившийся для этой цели на Афон Арсений (Суханов), его помощником и активным сотрудником стал опытный в издательском деле Дионисий Грек.

http://pravenc.ru/text/293365.html

что иерусалимские патриархи не законно усвоили себе власть заживо назначать себе преемников, потому что сия власть принадлежать одному султану; с. что архиепископ фаворский участвовал с покойным патриархом во всех злоупотреблениях по Палестинской церкви и что он есть враг Турции, как человек облагодетельствованный и ласкаемый Россиею; d. что ежели фаворского утвердит патриархом, то Турция будет иметь двух неприятелей в лице двух патриархов: иерусалимского и вселенского, которого недавно поддержала Россия против общего желания сменить его. Наконец, враги подослали к турецкому министру благовидное и вероятное известие, будто архиепископ фаворский обещает ему 200000 пиастров, лишь бы он поддержал его сторону. Министр взбесился и склонился на сторону сильной партии и древний престол иерусалимский утратил бы свою независимость, если бы не спасла его ваша миссия. Наша миссия в свой час, и в час добрый, вступилась за древние права иерусалимского престола: за право независимости и право избрания патриарха из среды святогробского братства. Она поставила на вид турецкому министру, что Иерусалимский патриарх есть патриарх не одной церкви Палестинской, но и всего христианского мира, и потому если дать право константинопольскому синоду избирать сего патриарха, то и российскому синоду надобно будет уступить подобное же право, – тем более, что Иерусалимское патриаршество содержится имениями Молдавии и Валахии, кои находятся под покровительством России. Министр струсил и уверил нашу миссию, что Порта не нарушит древних прав Иерусалимского патриаршества, но присовокупил, что святогробское братство пусть изберет в патриарха из среды своей кого угодно, только не архиепископа фаворского, потому что султан имеет свои резоны, по которым сей архиепископ не может быть утвержден им. Таким образом, одни шаг выиграли, а другой шаг проиграли. Но проигравшие не теряли присутствия духа и действовали сильно; они решились уничтожить архиепископа фаворского и выиграть хотя половину дела ускорением оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

—180— в Иерусалиме, а также об изыскании источников, откуда бы можно было взять сумму, потребную на отправление сей миссии, на ежегодное содержание её, на устройство для неё ризницы и на прочие расходы. Так началось дело, – добавляет к сей выписке из официальных актов сам автор „Книги бытия“ – об учреждении оной миссии, по поводу моей записки о необходимости и пользе этого учреждения, представленной нашему посланнику Титову в Константинополе 6 января 1845 года“ 1652 . Но это дело, вследствие разного рода проволочек, тянулось очень долго, и только уже 31 июля того же 1847 года Святейший Синод, во исполнение объявленной ему обер-прокурором Высочайшей воли, определил: 1. Отправить в Иерусалим того же архимандрита Порфирия, который уже употреблён был для собрания сведений о состоянии православной Церкви на востоке, с тем, чтобы он находился в Иерусалиме не в качестве русского настоятеля, но в качестве русского поклонника, снабжённого дозволением и формальной рекомендацией от русского духовного начальства; 2. вместе с тем отправить, так же в качестве поклонников, одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших курс наук в средних или высших духовных учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались благонравием; 3. предписать (Новгородскому и Петербургскому) митрополиту Антонию снабдить архимандрита Порфирия рекомендательным письмом к патриарху Иерусалимскому, в котором было бы изъяснено, что сей архимандрит, посетив восточные святыни, пожелал туда возвратиться и пробыть при св. Гробе несколько лет, на что Святейший Всероссийский Синод с удовольствием благословил его и воспользовался сим случаем, дабы отпустить с ним иеромонаха и двух набожных и любознательных юношей, разделяющих сие богоугодное желание; вследствие чего архимандрит и его спутники рекомендуются покровительству патриарха и святогробской бра- —181— тии с просьбой облегчить временное их жительство в Иерусалиме, допускать их к совершению в св. Гробе богослужения и вообще принять их сообразно тем чувствам взаимной любви, доверия и братства, какие всегда существовали между Российской и всеми восточными церквами; 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По правой стороне за особым столиком, на котором лежала панагия, сел преосвященный Кирилл, а на скамье подле стены уселись консул и моряки, на левой стороне на скамье поместились все архиереи, после них я и синодальные архимандриты и два секретаря. Консул, сидя, держа шляпу в руках и играя своей палочкой, говорил речь на греческом языке, в которой изъяснил цель собрания и услуги, за которые награждается святогробское братство в лице наместника Кирилла. Эти услуга суть устроение двух монастырей для русских поклонников под надзором преосвященного Кирилла и его заботливость о сих поклонниках во время бывшей здесь чумы. Консул напомнил им, что Государь Император не оставляет ни малейшей заслуги без внимания и награды и присовокупил, что ежели материальное устроение монастырей для русских побудило монарха к милости, то нравственный надзор за поклонниками и пастырское рвение к предотвращению их от пороков и к спасению душ их усугубят внимание и милость благочестивейшего монарха к тому, кому поручен духовный надзор над ними (этот намек относился к преосвященному митрополиту петро-аравийскому Мелетию, который довольно слабо смотрит за поклонниками). Речь консула и особенно тон, каким она была произнесена, были гораздо ниже и священного собрания и лица Его Величества. Надлежало бы наперед поучить его приличию ораторскому, и потом позволить говорить речь в синоде о Государе. По окончании речи, преосвященный Кирилл встал со своего места, возложил на себя панагию и произнес дрожащим голосом краткую благодарственную речь, которую и заключил молитвою за Царя Православного. Наконец все поздравили его с монаршею милостью. Во время и после обеда я непрерывно разговаривал с консулом Базили о разных предметах, или точнее о лицах, делах и событиях в Сирии и Палестине. Помещаю здесь некоторые отрывки разговора, стоящие замечания и воспоминания. Когда он сказал в похвалу греческого духовенства, что ни один из греков не принял унии, тогда как арабские епископы изменили своим древним престолам и передалися папе, то я возразил ему, что ежели судить о греках и арабах по их стойкости или шаткости в вере, то справедливое осуждение падает на первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ему первому принадлежит мысль – соединить все палестинские библиотеки рукописей в одну Иерусалимскую патриаршую и сделать совокупное их описание. Для самого же описания их он, по рекомендации подчинённого ему архимандрита Дамиана, управляющего Иерусалимским патриаршим подворьем в Константинополе, пригласил уже составившего себе известность в учёном мире, своими палеографическими и учёно-литературными трудами, грека А. И. Попадопуло-Керамевса 2009 . В 1887 г. П.-Керамевс прибыл в Иерусалим и приступил к делу описания рукописей. Блаженнейший Никодим, который и сам является большим любителем книжного дела, весьма деятельно помогал ему в его труде. Он распорядился собранием в Иерусалимскую патриаршую библиотеку всех рукописей, рассеянных по разным местам Палестины; увеличил само помещение библиотеки; откомандировал в его распоряжение несколько лиц из членов святогробского братства, как-то: иеродиаконов – Ювеналия, Иустина, Гликерия и Бенедикта, а в 1888 году, – только что окончившего курс в Иерусалимской школе Константина, в монашестве Каллиста, ныне иеродиакона, обучающегося в Московской Духовной Академии. Из них первые помогали П.-Карамевсу по части —112— справок в печатных книгах и, кроме того, Иустин писал карточки для каталога рукописей, а Константин (Каллист) помогал ему и в самом разборе рукописей по содержанию, по векам и т. п. Вообще блаженнейший Никодим доставлял учёному палеографу все возможные удобства к занятиям по описанию рукописей. Два года слишком провёл П.-Керамевс в Иерусалиме за усиленными занятиями в сём деле, днём работая в самой библиотеке, a по вечерам и ночам у себя в квартире, находившейся невдалеке от библиотеки в зданиях той же патриархии. Константинопольскими же рукописями Иерусалимской патриаршей библиотеки он занимался в самом Константинополе. He смотря на многие, и не благоприятные для занятий условия, в числе которых особенно тяжким для него была долговременная и сильная болезнь его супруги, он своей неутомимостью в труде и настойчивостью достиг завершения дела, за которое взялся, приготовив к печати 1-й том своего описания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010