Лит.: Йоцов Д. Културно-политическа история на Враца. София, 1937; История на град Враца от древността до Освобождението. София, 1976; Темелски Х. Кратък исторически обзор на Врачанска епархия до средата на 70-те г. на XX в.//ДК. 2001. Кн. 6. С. 64-73. Хр. Темелски Искусство На территории В. е. почти не сохранилось средневек. памятников, кроме развалин большой 3-нефной церкви с фрагментами росписей в с. Лютиброд. Позднесредневек. церкви XV-XVII вв. (в селах Миланово, Зимевица, Кремена, Царевец, Ослен-Криводол) 1-нефные, без наружного декора, имеют небольшие размеры; самый большой храм находится во Врачанском мон-ре. Церкви Вознесения (1844) и свт. Николая (т. н. митрополичий храм, 1865-1867) были построены во Враце по плану 3-нефных псевдобазилик. В ряде храмов В. е. сохранилась монументальная живопись. Наиболее древние росписи, кон. XV-XVI в., находятся в церкви с. Миланова. В 1540 г. созданы фрески с житийными сценами св. Димитрия в пещерной церкви Врачанского мон-ря. XVI в. датируется стенопись ц. прор. Илии Струпецкого мон-ря. Росписи церкви Черепишского мон-ря были созданы афонским изографом Пименом Софийским (1611; после пожара сохранились только в притворе - «Древо Иессеево» на зап. стене, сцены чудес Христа на своде). Предположительно XVII в. датируются сохранившиеся фрагменты росписей церквей Врачанского и Долнобешовицкого мон-рей. К кон. XVII - нач. XVIII в. относятся фрески на вост. стене алтаря церкви с. Царевец; там же находится единственный в Болгарии, полностью сохранившийся каменный иконостас. Живопись мн. икон скрыта поздними записями. Из врачанской ц. свт. Николая происходит неск. икон XVII в.: «Св. Иоанн Предтеча» (1677), «Пресв. Богородица» (1695), «Христос Вседержитель» (1699). Икона «Деисус» из Врацы (1694) подписана зографом Йованом (очевидно, местным жителем, чей почерк узнается также в иконах из Семипрестольного мон-ря и церкви с. Крета). Из Врацы происходит икона «Христос Вседержитель» (XVIII в.) в серебряном позолоченном окладе с эмалевыми медальонами (предположительно XII в.). В XVIII в. во В. е. активно работали иконописцы т. н. примитивного стиля: Стойо, свящ. Павел и дидаскал Урош писали иконы для Долнобешовицкого мон-ря, церквей сел Царевец, Старо-Село и др. В кон. XVIII-XIX в. во В. е. работали лучшие зографы Болгарии: Христо Димитров, его сыновья Захарий Зограф и Димитр Христов, Станислав Доспевский, уроженец г. Тревна Теодосий Коюв и др.

http://pravenc.ru/text/155412.html

В 1764 г. монастырь упразднен и церковь обращена в приход, который стал называться Святоезерскою Пустынью. В 1860 г. определено восстановить при этой церкви женский общежительный монастырь. Здесь погребен священномуч. Патрикий, ключарь Успенского Владим. собора, замученный в 1411 г., 3 июля. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 69; Ратшин, 50; “Словарь ист. о свят.”, 149; “Книга степенная”, I, 531; II, 31, 32; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 107; “Владимир. сборн.”, 1857 г., 93; “Сенат. вед.”, 1860 г., 85; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 9 (восстановл.); “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.; здесь неправильно показан в Покровском у. и назван Рождественским); 1856 г., 4 (описанис его); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 226, 410 (священномуч. Патрикий); “Акты Арх. Эксп.”, I, 9 (Устав. грам. 1389 г. В. кн. Вас. Димитр. и митроп. Киприяна о церковн. судах), 139 (Ж. гр. 1504, 1516, 1512 г. В. кн. Иоанна Вас. о неподсуд. наместн. и волостел. митроп. сел и деревень); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 722 (Святоезерская); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 16. 424. Севастьянов – Спасо – Преображенский – Сохотский на Водоге , женский, общежительный, Ярославской губ., Пошехонского у., в 32 вер. к сев.– сев.-зап. от Пошехонья, в лесистой, безлюдной местности верховьев р. Сохоти, прав. притоке р. Согожи. Основан в XV ст. преп. Севастьяном, скончавшимся в 1500 г.; память его чтится 18 декабря и мощи его почивают здесь под спудом. До упразднения своего в 1764 г. был приписан к Воскресенскому Череповецкому мон. В 1885 г. учреждена женская община около церкви, достроенной куццом Денисовым в 1855 г. В 1889 г. община возведена на степень м-ря. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1, 190, 690; Ратшин, 558; “Словарь ист. о свят.”, 241; Крылов, “Ист. стат. обозр. Яросл. епар.”, 46; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1886 г., 5, ст. 50; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 191; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 136, 280 (преп. Севастьян; здесь сказано, что он скончался в 1542 г., и р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Св. Климент Римский говорит: «Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Которого Кровь дана за нас; будем взирать внимательно на Кровь Христа, и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, когда, быв пролита для нашего спасения, всему Миру приобрела благодать покаяния» (Посл. к Коринф. 1:21). Св. Игнатий Богоносец говорит: «Христос умер за вас, чтобы, веруя в смерть Его, вы спаслись от смерти» (Посл. к Трал. 2). Св. Поликарп Смирнский говорит: «Он претерпел за грехи наши самую смерть… все претерпел за нас, чтобы нам жить в Нем» (Посл. к  Филип. 1,8 ). Как учили учители христианские второго и третьего века? Муж апостольский, написавший послание к Диогнету, пишет ему: «Бог собственного Сына предал в выкуп за нас, Святого за беззаконных, Праведного за неправедных, Невинного за виновных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных» (Посл. к Диогн. IX). Св. мученик Иустин пишет: «Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть» (Аполог. I,63). Св. Ириней Лионский пишет: «Христос искупил нас Кровию Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть» (Против ересей V, 1). Тертуллиан пишет: «Христос благоволил от плоти родиться во плоти, чтобы рождением Своим преобразовать наше рождение, и Своею смертью разрушить нашу смерть» (Против Марк. III, 9 ). Св. Киприан Карфагенский пишет: «Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцем, оживотворив небесным возрождением». (Кн. Димитр. 25). Как учили великие Отцы Церкви четвертого века? Св. Афанасий Великий , Архиепископ Александрийский, пишет: «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиной пришествия Иисуса Христа на землю): посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес, наконец, и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего Тела, дабы чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления, с другой — явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего Тела, соделать начатком всеобщего воскресения… Смерть была необходима: непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. Для сей цели Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее как Свою собственную плоть принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (О воплощении 20).

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhiepisko...

Коссин, Гавр. Яковл., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Кременский, Евламп. Вас., свящ. Моск. —22— Кривошеин, Ал-др Парфен., церковн. стар. ц. III кад. корп. Кротов, Сергей Николаевич Кротов, Ефим Степ., Моск. купец Кузнецов, Иван Павл., Моск. купец Кузнецов, Сергей Иванов., Моск. купец Кукин, Конст. Кирилл., пот. поч. гр. Кулюкин, Серг. Львов., препод. Холмской дух. семин. Кутырин, Мих. Дим., Моск. купец Лабзов Лапин, Евг. Никол., препод. Тобольск. д. сем. Лавров, Дмитр. Васил., смотр. Починк. дух. учил. Лапшин, васил. Тарасов. Ласточкин, Мих. Павлин., свящ. Моск. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев, Д.А., преподав. Единецкого дух. учил. Лебедев, Ник. Конст., свящ. Моск. Лебедев, Иоанн Матвеев., прот. Моск. Ливанский, Илья Вас., свящ., законоуч. Орловск. реал. учил. Липеровский, Ник. Дим., свящ. Моск. Лихачев, Никол. Ник., преп. Волокол. дух. учил. Лосев. Ал-др Лук., Ман. сов. Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. —23— Любецкий, Димитр. Ив., смотр. Петрозавод. д. учил. Любимов, Никол. Александр., свящ. Моск. Ленивов, Никол. Александр. Лямина, Елизав. Сем., вдова действ. стат. советн. Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Логинов, Ал-др Никол. Малютина, П. с-вей Т-во Маменомнов Ник. Феодор. Мансветов, Иоанн Феодор., свящ. Моск. Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. Марков, Серг. Мих., свящ. Моск. Мерцалов, Евг. Ал-др., свящ., препод. Олонец. дух. семин. Минервин, Ник. Степ., препод. Лысковск. дух. уч. Миролюбов, С.Д. Миртов, Мих. Конст., свящ. Моск. Мишин, Мих. Иван., Моск. куп. Михайлов. Макс. Дим., Моск. куп. Михайлова. Над. Мих. Модестов. Ал-др Васил., свящ. Моск. Модестов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск. —24— Мориц-Ианан Муретов, Митроф. Дим., проф. Моск. Дух. Акад. Мышцын, Вас. Никанор., проф. М. Д. А. Мякишев, Ал-др Феод., пот. поч. гр. Мячин, Ник. Иван., свящ. Моск. Нафанаил, епископ, управляющ. Андроньев. мон. Невский, Пав. Иван., свящ. гор. Твери Недумов, Ник. Семен., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

То же изображение помещено на иконе нач. XIX в. иконописца И. Куатро ( Калев. 1970. С. 60-63; Божков. 1989. С. 156). На иконе 1889 г. братьев Марко и Теофила Миновых из ц. Петра и Павла в Софии в центре стоят свт. Климент Охридский, К. и Мефодий (все в архиерейских облачениях). Равноап. Мефодий. Роспись кафоликона Рильского мон-ря, Болгария. Мастера Д[имитр] Молеров и его сын Симеон. 1841 г. Равноап. Мефодий. Роспись кафоликона Рильского мон-ря, Болгария. Мастера Д[имитр] Молеров и его сын Симеон. 1841 г. Упоминание К. и Мефодия включено в Ерминию К. Хаджиангелова, переведенную в 1863 г.; под 11 мая есть добавление переводчика В. Т. Коларова: «Св. Кирилл и Мефодий, народные болгарские просветители… и оба во облачениях владычних, с бородами старческими, размешанные, держат оба буквы, написанные донизу... Кирилл и Мефодий имеют статую в Праге» ( Василиев. 1977. С. 25). В ряде памятников фигуры братьев представлены по отдельности. К. в монашеском облачении вместе с прп. Иоанном Рильским предстоит Пресв. Богородице на иконе, написанной мон. Климентом Рильцем в 1832 г. для Преображенского монастыря в Тырнове (ныне Велико-Тырново). Образ подписан: «Святи Кирил учител книга славяном, росиаком и болгарому» ( Василиев. 1970. С. 112. Обр. 5). В 1841 г. Димитр Молеров с сыном Симеоном написали в ц. свт. Николая Чудотворца собора Рильского монастыря образы К. (названного только по имени) и Мефодия (архиепископа Моравского) в группе со святыми Стефаном Неманей и Саввой, архиеп. Сербским. Раздельно изобразил К. и Мефодия И. Доспевский на фресках ц. вмч. Георгия Победоносца в с. Колуша (ныне в черте Кюстендила) в 1882 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий со сценами Жития. Икона. 1864 г. Иконописец А. Керклийский Равноапостольные Кирилл и Мефодий со сценами Жития. Икона. 1864 г. Иконописец А. Керклийский Др. тип композиций, на к-рых братья представлены вместе (в 3/4-ном повороте друг к другу или анфас), показывает К. и Мефодия как просветителей славян, создателей азбуки; известен в неск.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Петропавловской, на Б. Якиманке, прот. Иоанна Феод. Мансветова Петропавловской, в Лефортове, свящ. Ив. Дим. Можарова Петропавловской, при Сельско-Хозяйств. Институте, прот. Ник. Ив. Боголюбского Петропавловской, в Мариинской больнице, свящ. Александра Ильича Померанцева Петропавловской, у Яузских ворот, прот. Вас. Иоан. Цветкова Пименовской, в Новых Воротниках, прот. Вас. Мих. Славского Пименовской, в Старых Воротниках, свящ. Мих. Павлин. Ласточкина Покровского и Василия Блаженного собора, прот. Конст. Иоанн. Богоявленского Покровской, на Варварке, свящ. Ник. Вас. Цветкова —35— Покровской, на Воронцовом поле, свящ. Ник. Ник. Строганова Покровской, в Голиках, свящ. Иоанна Иоанн. Скворцова Покровской, в Красном селе, свящ Василия Михайловича Третьякова Покровской, в Левшине, свящ. Иоан Васильевича Розанова Покровской, на Лыщиковой горе, свящ Димитр. Прокоп. Рождественского Покровской, в Кудрине, свящ. Григ Ионов. Истомина Похвальской, в Башмакове, свящ. Василия Ивановича Никольского Предтечевской,в Кречетниках, свящ Петра Григор. Доброхотова Предтечевской, на Малой Лубянке, свящ Сергея Вас. Смирнова Предтечевской, в Старой Конюшенной прот. Ал-ея Дим. Цветкова Преображенской, при Богадельне слепых женщин, свящ. Руфа Иоан. Соловьева Преображенской, на Глинищах, свящ Василия Иоаннов. Воздвиженского Преображенской, в Пушкарях, прот Ал-дра Вас. Никольского Преображенской, в Преображенском свящ. Сергия Гаврииловича Соколова Преображенской, на Песках, близ Ар бата, свящ. Сергия Васил. Успенского Преображенской, в Спасской, свящ Григ. Андр. Орлова Ржевской, на Поварской, свящ. Мих Конст. Миртова Ржевской, близ Пречистенских ворот, свящ. Илии Иаковл. Смирнова Ризположенской, близ Донского монастыря, свящ. Серг. Гавр. Розанова —36— Саввинской, на Саввинской улице, свящ. Николая Ник. Модестова Седьмовселенской, близ Новодевичьего м-ря, свящ. Петра Терент. Некрасова Сергиевской, на Дмитровке, свящ. Сергия Иоан. Лебедева Сергиевской, в Пушкарях свящ. Вас. Вас. Рождественского Сергиевской, в Рогожской слободе, прот. Вас. Феод. Соболева

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме описанных благоукрашений собора в нем было еще особое многоценное благодатное сокровище – это святая и пречудная икона Божией Матери, написанная святым Евангелистом Лукой, которую Князь Андрей привез с собой из Вышгорода, при окончательном переселении своем в Суздальскую землю. Летописец передает, что Князь Андрей в новоустроенном им соборном храме «постави чудный образ Богоматери, его же Лука Евангелист написа, и обложи золотом и камением многоценным с драгим жемчугом великим, и возложи на ню злата вящме тридцати гривенок» (собр. Р. лет. Т. II, стр. 78). Поставление чудной иконы в новосозданном храме было утверждением решимости Князя на постоянное пребывание его в городе Владимире, что и открывается из слов Князя, сказанных при сем случае собранию Князей и бояр. «Град сей Владимир, сказал тогда Князь Андрей, во имя свое созда святый и блаженный и Великий Князь Владимир, просветивый всю Русскую землю святым крещением. Ныне же аз Божию благодатью и помощью Пречистой Богородицы разширих и вознесох его, но паче и церковь в нем создах во имя Пречистой Богородицы святого и славного ее Успения, и украсих ю, и удоволих имением и богатством, и властьми и селы, и в городех десятые недели и в житех, и в скотах и во всем десятое дах Господу Богу и Пречистой Богородице. Хощу бо, да будет град сей великое княжение и глава всем» (Ист. Влад. Кляз. Димитр. стр. 86). После сего Владимирский Успенский Собор и был главным храмом в Русской земле. В нем все Великие Князья до Uoahha III восходили на престол Великого Княжения. Так еще и о Василии Дмитриевиче сказано, что он «в лето 6897 месяца Августа в 15 день, на Успение Святой Богородицы, седе на великом княжении в Володимери, на столе отца своего и деда и прадеда» (собр. Рус. лет. Т. VIII, стр. 60). В нем священные лица поставляемы были на высшие степени Иерархического служения; из него, после молитвы и благословения, наши Князья с своими дружинами выходили на битвы с своими врагами. Но как славен и благознаменит был собор Владимирский, так много суждено было ему перенести на себе и тяжких бедствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Построена в 1825 году на средства бывшего митрополита римско-католических церквей Цецишевского. Каменная, с деревянною колокольнею, недавно починена. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1799 года, а испов. ведом. с 1841 года. Опись церк. имущества составлена в 1884 году. Земли: усад. с огород. 0,95 дес., пахот 27,91 дес. и сенок. 9,95 дес. – всего 3,791 десятина. На эту землю план землемера Иосифа Коризны есть. Причт пользуется землёю спокойно. Земля плодородна. Плебаниальный дерев. дом, построенный на церк. земле прихожанами, ныне перестроен заново местным прот. И. Моссаковским, хоз. построек нет. Деревня прихода – присёлок Кондливолин в 3 вёрстах. Дворов – 57¼, прихожан – 460 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему самостоятельному приходу м. Боремля в 3 вёрстах. 779 . с. Велничи (При р. Икве) волости Княгининской, от Житомира 258 вер., от Дубно 28 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Дубно 30 вер., от ближ. почт. ст. Млынова 15 вер., от ближ. приход. м. Торговицы – 5 вёрст. Приход 6-го кл. Церковь во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построена в 1877 году на средства прихожан. Деревянная, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею, крыта жестью. Утварью достаточна. Проводы бывают в Светлую субботу и Фомин понедельник. Копии метрич. книг хранятся с 1834 года. Земли: усад. 1 дес. 1,115 саж., пахот. 25 дес. 390 саж., сенок. 2 дес. 495 саж. и неудобной 1 дес. 2,106 саж.; кроме того, 7 дес. 1,504 сажени пахотной были захвачены в 1854 году местною владельческою экономией, которая и ныне владеет ею. Причт: свящ. – 300 руб. и псаломщ. – 50 руб. Для свящ. дом и хоз. постройки ветхи, а для псаломщ. дома и хоз. построек нет. Есть церковно-приходское братство. Дворов – 69¾, прихожан – 559 д. об. п.; катол. 3 д. об. п.; евреев 16 д. об. п. Свящ. – Леонтий Пантелеймон. Кульчицкий (с 1870 г.) и псаломщ. – Иван Димитр. Карпович (с 1880 г., а на службе с 1852 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Рудлеве в 2 вёртах. 780. с. Рудлев 426 (при р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Космо-Дамианской, в Садовникахъ свящ. Иоанна Иоанн. Струженцова Космо-Дамианской, в Старых Панех, свящ. Петра Иоанн. Архангельского Космо-Дамианской, в Таганке, свящ. Серг. Ипполит. Глаголева Космо-Дамианской, в Шубине, священ. Сергия Николаев. Лебедева Крестовоздвиженской, в Алексеевском монастыре, свящ. Алексея Петровича Афонского Крестовоздвиженской, при Ямских училище и богадельне, свящ. Мих. Петр. Сперанского Максимовской, на Варварке, о. диакона Сергия Зубова Марие-Магдалининской, свящ. Иоанна Евфимиевича Руднева —38— Мароновской, в Старых Панех, свящ. Серг. Вас. Лаврентьева Мартиновской, на Алексеевской улице, протоиерея Ал-дра Илар. Молчанова Михаило-Архангельской, в Овчинниках, свящ. Ал-дра Ал-др. Невского Михаило-Архангельской, среди Университетских Клиник, свящ. Петра Николаевича Померанцева Неопалимовской, близ Девичьего поля, свящ. Иоанна Петр. Троицого Никитской, в Старой Басманной, прот. Митроф. Яков. Геликонского Никитской, в Татарской, свящ. Феодора Ивановича Введенского Никитской, за Яузою, свящ. Ник. Ильича Померанцева Николаевской, в богадельне им. бр. Боевых, свящ. Ал-др. Иоанн. Крылова Николаевской, на Болвановке, свящ. Ник. Ал-ев. Орлова Николаевской, в Драчах, свящ. Павла Иоан. Доброва Николаевской, в Новом Ваганькове, свящ. Феодора Георгиевича Ремова Николаевской, на Воронцовой ул., в Приюте кн. Софии Щербатовой, свящ. Ал-дра Вас. Добронравова Николаевской, в Голутвине, прот. Петра Стеф. Шумова Николаевской, в Дербентском, свящ. Ал-ея Иоан. Богословского Николаевской, в Заяицкой, протоиерея Николая Ильича Соловьева Николаевской, в Звонарях, священ. Ал-ия Ал-др. Лебедева Николаевской, в Инженерном училище, свящ. Николая Григор. Попова Николаевской, в Котельниках, свящ. Ник. Феоктист. Черткова —39— Николаевской, в Кошелях, священника Константина Димитр. Всехсвятского Николаевской, в Кузнецкой, свящ. Симеона Афанасьевича Кавганкина Николаевской, на Курьих Ножках, свящ. Вас. Дим. Воздвиженского Николаевской, на Мясницкой, священника Симеона Иаковлевича Уварова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1441 . Борисоглебский, мужской, ныне село Борисоглебское–Волохово, Вла­димирской губ., Александровского у., в 14 вер. к зап. от Александрова. Он сожжен поляками в 1609 г. и более не возобновлялся. “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, Отд. I, 45. 1442 . Борисоглебский, мужской, ныне приходская церковь в губерн. гор. Владимире. Имя его упоминается в актах под 1389 г. и дальнейшая история его неизвестна. Он непосред­ственно зависел от митрополита. “Тру­ды Владим. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (мон. быв. во Владим.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 9 (Устав. грам. 1389 г. кн. Вас. Димитр. и митр. Киприана, о церков. судах); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, V, 49, 96. 1443 . Борисоглебский, мужской, ныне приход. церковь во имя Живон. источника пресв. Богородицы с приде­лом Бориса и Глеба, в гор. Суздале, Владимирской губ. Упразднен еще до 1764 г. и находился тогда на Борисов­ской стороне. Уже существовал в XV ст.; при Вел. кн. Василие Васильевиче в м-ре был игуменом Герман. По описи 1628 г. значится: «за р. Каменкою м-рь Борисоглебской архиеп. Иосифа Суз­дальского и Торусского; на м-ре церкво во имя Благовещ. Пресв. Богородицы, другой храм теплой Николы чудотв., древяны клетцки; строенье прежних архиепископов. На м-ре в келье игу­мен Пимен...». На сохранившемся еван­гелии осталась надпись: «Лета 7171 (1663) июня в 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовый Прссв. Богородицы монастырь в церковь св. страстотерп. Бориса и Глеба преосв. Филарет архиеп. Смол. и Дорогобуж. (бывший Суздальск. епископ) по своих родителех». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1051; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 63; “Ежегодн. Влад. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. 1, 132; “Владим. губ. вед.”, 1843 г. 29 (писцов. кн. 1628 г.), 1854 г. 28 (Мон. бывш. в Сузд.), 42 (надпись на евангелии); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.”, 120; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 703, 31. 1444 . Борисоглебский, женский, при богатой ныне церкви Крестовоздвиженской, в гор. Шуе, Владимирской губ. О нем в поручной записи шуян ска­зано: «Посацкой человек Елька Гаври­лов сын, иконник живет в Шуе, на Борисоглебском женском монастыре, за попом, а вышел с посаду во 140 (1632) году, а тягло платил с полуш­ки». М-рь этот замечателен в том отношении, что инокини не имели осо­бого помещения, а жили по квартирам и владели приделами Бориса и Глеба при церкви Крестовоздвижения. В та­ком виде он существовал до конца царствования Имп. Петра I. Потом уже образовался особый Спасский м-рь. Бори­сов, “Опис. гор. Шуи и его окрестн.”; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 6 (Крестовоздвиж. дер. в Шуе), 1852 г., 15 (Шуйск. школа иконописи), 1854 г. 42 (акты 1627 г.); 8 (Опис. Крествоздв. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010