" Позвольте несколько слов сказать о молодежной политике не у нас в России, а том, какой она была, скажем, в Древней Греции, или в Древнем Риме. А она там была и была совершенно определенной. Целью молодежной политики в древнем мире была передача базовых ценностей от поколения к поколению. Это была главнейшая задача. В этической основе общества Древней Греции стояли герои. Герои мифические и самые настоящие – живые, например, Александр Македонский. То же самое было и в Древнем Риме, например, Гай Муций Сцевола, который будучи взят в плен, из любви к своей отчизне положил руку на жертвенник, и, смотря на то, как рука горела, он произнес знаменитые слова: " Вот, что может сделать свободный римлянин! " . Эти герои были возносимы государством и всем обществом, и являлись величайшим достоянием страны. Муцию Сцеволе, не императору, а обычному гражданину был поставлен памятник. И так было на протяжении всей истории. Византия тоже была цивилизацией героев, только герои были немного иные – они были прославлены в лике святых и стали героями духа. Рыцари Западной Европы – это те же самые герои, которые стояли во главе угла и в системе воспитания, и в системе передачи базовых этических ценностей " , – особо отметил отец Тихон. " Время от времени в обществе происходит такой процесс как дегероизация. Иногда он даже необходим, потому что отлетает ненужная шелуха. Но когда этот процесс заходит слишком далеко, то происходит то, о чем говорил президент – размыкаются духовные скрепы. А сейчас в России происходит именно дегероизация всех и вся. Я недавно был в одном из книжных магазинов и увидел, что книга Резуна, где очерняется память Георгия Константиновича Жукова, лежит там на самом видном месте. Понятно, что у этого военачальника была непростая судьба, и он принимал жесткие, а порой и жестокие решения. Но сегодня дегероизации подвергаются практически все, и не только маршалы, но даже наши святые. Сейчас, например, развязана целая кампания по очернению личности крупнейшего политического деятеля и угодника Божьего святого благоверного князя Александра Невского. Объявляется, что он якобы был татарским прихвостнем и ничего хорошего он не сделал. И это вкладывается в сердца и умы нашей молодежи " , – добавил он.

http://religare.ru/2_98671.html

Программа мероприятий для участников форума «Наследие преподобного Серафима Саровского как основа жертвенного служения» началась в Нижнем Новгороде. Здесь состоялась экскурсия по городу, которая включала в себя посещение территории Стрелки, а также Александро-Невского кафедрального собора и православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского. После этого участники конференции отправились в Арзамас, где поселили Николаевский женский монастырь и Музей Патриаршества. Затем победители конкурсов прибыли в Дивеево. В начале заседания в паломническом центре монастыря собравшихся поприветствовал руководитель отдела  Нижегородской епархии  по делам молодежи иерей Андрей Бандин. Он передал присутствующим благословение  митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия  и рассказал об истории возникновения волонтерского движения на Нижегородской земле, которая началась 30 лет назад, когда в Дивееве проходили торжества по случаю перенесения в обитель вновь обретенных мощей преподобного Серафима Саровского. «Тогда многие люди добровольно стали помогать в организации праздника. Это продолжалось из года в год. Затем волонтерское движение стало охватывать и другие сферы деятельности, и количество добровольцев все растет. В Нижегородской епархии были проведены молодежные волонтерские форумы " Радость моя " — как известно, именно с таким приветствием обращался к людям преподобный Серафим Саровский. И сейчас новая ступень в развитии добровольчества (не только нижегородского) — конкурс " Волонтер преподобного Серафима Саровского " . Мы собрались в этом святом месте, чтобы обменяться не только волонтерским опытом, но и опытом молитвы. Желаю вам, чтобы, вернувшись домой из Четвертого удела Божией Матери, вы сохранили в душах благодать этого места и передали этот сердечный пламень другим людям». Затем к собравшимся обратилась советник главы Нижегородской митрополии , руководитель проекта «Волонтер преподобного Серафима Саровского» Ольга Бараева. Она рассказала о программе «С именем преподобного Серафима Саровского», частью которой является конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Его модель была отработана на основе первого конкурса программы — «Серафимовский учитель», который проводится с 2005 года и объединяет педагогов из 79 регионов России, а также из Белоруссии, Приднестровья, Украины (до 2014 года), Литвы, Казахстана.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Прозвучали доклады научного сотрудника отдела истории русской культуры Эрмитажа Анны Иванниковой «Мемориальные иконы с изображением благоверного князя Александра Невского 1860-х годов и их влияние на развитие иконографии святого во второй половине XIX века», Дмитрия Мироненко «Чудо от иконы " Знамение " ( " Битва новгородцев с суздальцами " ) XV века», художника и иконописца, методиста сектора музейной педагогики ГМП «Исаакиевский собор» Георгия Панайотова «Собор Александра Невского в Софии», главного хранителя фондов ГМП «Исаакиевский собор» Мансура Доминова «Использование образа Александра Невского в художественном оформлении Исаакиевского собора», помощника наместника Александро-Невской лавры по реставрации Алексея Одинцова «Новый " старый " облик Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Методика реконструкции», руководителя лаврской швейной мастерской Андрея Коваленко «Проект по изготовлению цельнотканого облачения, посвященного великому благоверному князю Александру Невскому». Прошел мастер-класс иконописца, мастера по энкаустике, старшего преподавателя СПбДА Андрея Жарова «Восковая темпера, написание лика». Художник подробно рассказал об этой технологии, а также  коснулся вопроса об авторстве икон Андрея Рублева: искусствоведы продолжают спорить об этом, однако сходные живописные приемы позволяют заключить, что автор один и тот же. Выступающий отметил, что «мастерство не значит, что все сразу получается: мастерство — когда понимаешь, как исправлять ошибки. Завершил первый день работы проекта круглый стол на тему «Иконография Александра Невского и особенности художественного убранства Александро-Невской лавры». Проект объединяет теоретические и практические исследования изобразительного церковного искусства и традиционных и новейших технологий. В нем принимают участие искусствоведы, мастера по византийской иконописи, энкаустике, фреске, масляной живописи, золотному шитью, золочению, каллиграфии, художественной керамике, реставраторы из России, стран ближнего зарубежья и Финляндии. С программой проекта можно ознакомиться  на сайте . 

http://patriarchia.ru/db/text/5850022.ht...

Протоиерей Алексий Порфирьев служил в Никольской Верхне-Посадской церкви Нижнего Новгорода, а с 1905 года был переведен на должность настоятеля Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора (именно в этом храме он и прослужил до конца своих дней). Как священник и церковный педагог он был весьма заметной общественной личностью в нижегородской губернии. Его имя постоянно встречалось на страницах нижегородских газет и различных епархиальных изданий. Священнослужитель вел уроки русского языка и словесности в епархиальном женском училище и в Мариинском институте благородных девиц. В Нижегородской семинарии протоиерей Алексий Порфирьев читал лекции по русскому расколу, обличительному богословию, а также по церковной истории. На протяжении ряда лет выдвигался председателем съездов духовенства Нижегородской епархии. Алексей Нейдгардт, арестованный вместе с епископом Лаврентием и отцом Алексием, с 1896 по 1906 годы занимал должность предводителя нижегородского дворянства. Щедро жертвовал на нужды и постройку православных церквей не только в Нижегородской епархии, но и в столице. На личные средства и вклады горожан Алексей Нейдгардт выстроил в Нижнем Новгороде Народный дом (сейчас это театр оперы и балета). В 1904 году был избран пожизненным почетным членом миссионерского братства во имя святого благоверного великого князя Георгия Всеволодовича — основателя Нижнего Новгорода, был попечителем целого ряда приютов и учебных заведений города. 6 ноября епископу Лаврентию и протоиерею Алексию объявили о предстоящем расстреле, предложив взамен этого публичный отказ от священного сана, на что те ответили категорическим отказом. У владыки Лаврентия были с собой Святые Дары. Он причастился сам и причастил отца Алексия. Владыка был спокоен и радостен. Отец Алексий плакал. Владыка спросил его: «Почему вы плачете? Нам надо радоваться!» Священник ответил: «Я плачу о моей семье». «А я готов», — сказал епископ. Вскоре к ним привели Алексея Нейдгарта. Иеромонах Димитрий (Воскресенский) писал о гибели мучеников в своих записках: «Приближалась годовщина Октябрьской революции 1917 года и торжества советской власти. В ночь на этот день Преосвященный Лаврентий с протоиереем Алексеем Порфирьевым и Нейдгартом… предстал пред военно-революционным трибуналом и, будто бы на вопрос: " Признает ли он советскую власть " , дав отрицательный ответ, был выведен в сад при доме, где и был расстрелян. На следующий день — в годовщину торжества советской власти — всем содержавшимся в заключении, а в том числе и Преосвященному Лаврентию, и протоиерею Алексею Порфирьеву и другим следовало быть освобожденными по амнистии, но злоба человеческая несколькими часами раньше всех их убрала с житейской сцены…»

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Руководствуясь его мудрыми предостережениями и советами, я встал на путь служения Богу и Церкви, а впоследствии, после пяти лет служения в иерейском чине в нижегородском (ныне кафедральном) соборе святого благоверного князя Александра Невского, получил положительный ответ на мое желание избрать стезю монашескую. Исполнен чувства благодарности к митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию, от рук которого я принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, духовном сердце русского монашества, где проходил искус послушания, изучая устроение жизни современного монастыря. Назначенный решением Священного Синода наместником Свято-Успенской Флорищевой пустыни, я всегда чувствовал заботу, находил помощь и участие владыки Георгия в решении всех непростых задач возрождающейся обители. Занимаясь духовным просвещением детей и молодежи, а также служащих в Вооруженных силах нашей страны, работой с наркозависимыми, разделяя боль и страдания мучимых страстями людей, я воочию убедился в словах Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). В словах наставления старца Григория к моему духовному покровителю преподобному Варнаве Гефсиманскому: «Словом и хлебом питай алчущих, тако хощет Бог» — вижу путь деятельной любви, широкое поприще служения Богу и пастве, к которому призван архиерей. Это призвание быть продолжателем дела Христова в благодатном возрождении людей, мудрым домостроителем Церкви Божией, носителем Божественных сил и раздаятелем их верующим требует от епископа душевной чистоты и исполняет великой мерой ответственности как имеющего дать отчет Богу. Святейший Владыко! Примите мою сыновнюю благодарность за то доверие, которое Вы оказали мне недостойному, избрав епископом Выксунским и Павловским. Ваш личный подвиг служения Церкви, свидетельства о Христе в нашем преисполненном греха и непостоянства мире является для нас, молодых священнослужителей, примером подлинной верности Господу и сораспятия Ему.

http://patriarchia.ru/db/text/2124238.ht...

Убийц казнил преемник Андрея – его младший брат Михаил Юрьевич. А благочестивый Андрей в 1702 г. был канонизирован Церковью. Празднование святого совершается 4 (17) июля. Мощи благоверного князя более семи веков покоятся в Успенском соборе Владимира, не избежав в советское время, скитаний по хранилищам музеев. Липицкая битва После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. княжество было разделено между его сыновьями. По завещанию отца великое княжение должно было отойти к Георгию (Юрию), по праву старшинства – к Константину. Большая часть братьев, занявших удельные города, была на стороне Георгия, но на помощь Константину пришёл князь Мстислав Удалой с новгородцами и смолянами. В результате братоубийственной битвы у р. Липицы, близ Юрьева-Польского, владимирский стол отошёл к Константину (1216). После чего победитель великодушно завещал великое княжение побеждённому, которое Георгий и получил в 1219 г., когда Константин умер. Монгольское нашествие Чуть раньше хану Темучину удалось объединить монгольские племена. Редкий организатор, он, будучи неграмотным, дал монголам письменность, составил свод законов, ввёл воинскую и трудовую повинность. В 1206 г. он принял имя Чингисхана (владыки вселенной) и с невиданным успехом повёл завоевательные войны. Покорив вначале Китай, монголы научились у китайцев изготавливать порох и метать каменные ядра, чем позднее приводили в ужас европейцев. Затем повернули коней на запад и завоевали могущественный Хорезм, разрушив цветущие Бухару, Самарканд, Нишапур, Герат. Упившись крови, Чингисхан удалился в Монголию, отправив своих полководцев дальше на запад. В 1223 г. войско, предводительствуемое Джебе и Субудаем, вошло в степи низовьев Волги и Дона и напало на половцев. Половцы тогда уже находились под влиянием русских, многие стали оседлыми, приняли христианство. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, обратился к русским с просьбой о защите от неизвестного дотоле врага. Посовещавшись в Киеве, южнорусские князья решили помочь половцам. Чингисхан не давал монголам полномочий воевать с русскими, поэтому те предупредили князей, что с ними у них нет войны. Тем не менее, русские двинулись в половецкие степи, нагнали монголов и потерпели страшное поражение в битве на р. Калке. На уцелевших князьях монголы пообедали, положив на них доски. Умертвили их таким образом и ушли на восток. Спасся только Мстислав Удалой.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

Храню книгу из школьной библиотеки - В семье я получил вполне светское воспитание. В храм меня водила бабушка. Мы жили в Ленинг раде, и она со мной ходила в Никольский морской собор к иконе Георгия Победоносца. Помню, во время блокады города, которую пережила наша семья, мы, мальчишки, бегали играть в соседний с домом Казанский собор и нам ребята постарше рассказывали, что там хранятся мощи каких-то монахов. Мы лазили и пытались в щёлки что-то разглядеть. Позже выяснилось, что это были мощи преподобного Серафима Саровского и преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, хранившиеся в запасниках Музея истории религии и атеизма, который разместили в соборе. С папой я ездил в Новгород и видел много старинных икон, сохранившихся после войны. Однажды увидел книгу об иконах в школьной библиотеке и с таким восторгом её рассматривал, что библиотекарь мне сказала: «Возьми эту книжечку, я тебе её дарю. Я потом её спишу». Она у меня до сих пор сохранилась. «Давай я тебя в темечко поцелую» - Мне хотелось стать художником. После школы поступил в Высшее художественное училище имени В.И.Мухиной, потом преподавал в художественной школе. Очень дружил с семьёй известного художника Владимира Васильевича Стерлигова и его женой Татьяной Николаевной Глебовой. Благодаря им я крестился в Печорах, начал ездить в Псково-Печерский монастырь, подолгу там жить, трудиться. И тогда появилось желание стать священником. Живя в монастыре, я познакомился с архимандритом ­Иоанном Крестьянкиным. Он был сама любовь. Помню, мы как-то прощались и он говорит: «Ну, давай я тебя в темечко поцелую». Я преклонил свою голову, и отец Иоанн меня поцеловал. Я немного загордился, а мне потом сказали: «Слушай, это перед скорбями всегда бывает». Так отец Иоанн мои будущие скорби смягчал. Старец Николай вразумлял с юмором - В это же время я познакомился с другим великим старцем - отцом Николаем Гурьяновым с острова Залит. Я приехал тогда к моему знакомому, который служил в приходе Самолвы, в местах битвы благоверного князя Александра Невского с немецкими рыцарями. Когда я прибыл, то увидел двух батюшек, сидящих на скамеечке. При моём приближении они встали и приветствовали меня, хотя я был ещё совершенный мирянин. В тот день отец Николай сказал, чтобы я рукополагался, так как смогу быть полезным Церкви и Господу. Он очень воодушевил меня тогда и поощрил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. Старинный образ св. Николая Великорецкого был перенесен в трапезу Воскресенского Собора. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть храму самостоятельность. В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года (неудача покушения Д. Каракозова на Александра II). Г. Лукомский в начале XX века так описывал храм: " Церковь очень хороших форм - окрашена в два тона, стиль ее указывает на единовременную постройку в начале XVIII столетия. Прекрасен портал входа " . С 1920-х гг. храм был закрыт. Службы в нем возобновились в 1997 году. С 12 сентября 2002 года шесть новых колоколов украшают церковь Александра Невского (до этого там был только один колокол). Самый большой колокол этой звонницы весит около 130 килограммов. Ровно через год к ним добавился еще один колокол весом 260 килограммов. 6 мая 2004 года, в день преподобного Георгия Победоносца, в церкви Александра Невского был открыт мемориальный комплекс памяти воинов-вологжан, погибших в Афганистане и Чечне. 176 фамилий высечено золотыми буквами на мраморных плитах. Источники: http://history.nason.ru/hramy/13/; http://www.vic35.ru/news/2978.html Кирпичный одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней. Сооружен в XVIII в. (ок. 1714). Главный престол Спаса Нерукотворного в 1869 г. переосвящен в Александро-Невский в память события 1866 г., в трапезной приделы Кирилла Новоезерского и Никольский (ныне не возобновлен). В XIX в. был приписан к собору, с 1910 г. - военный, в 1920-х г.г. передан общине евангелистов, в 1929 г. закрыт. Поддерживался в порядке, в 1980-х г.г. отреставрирован. Возвращен верующим в 1997 г.

http://sobory.ru/article/?object=00235

Это был обширный двусветный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной и трёхъярусной колокольней под каркасным шатром. Храм был выстроен в неорусском стиле. В церкви было пять престолов: в холодном основном объёме - в честь Преображения Господня, во имя святого благоверного князя Александра Невского и святителя Николая Чудотворца. В тёплой трапезной - во имя святой Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы. Из предметов древности в церкви было напрестольное Евангелие печати 1628 года и служебник издания 1668 года. В конце XIX века приход состоял из: погоста Спас-Купалищи, сельца Михайловское, деревень: Кисельницы, Трофимовка. Краснораменье, Мичурино, Маслово, Богданцево, Трухачево, Глебово, Исаково, Даниловка, Нагорная, Мызино и Дорофеево (деревня Дорофеево до 1812 года принадлежала Петру Алексеевичу Хоненеву, которую он продал подпоручику Александру Ивановичу Татаринову). Во всех этих поселениях проживало 1773 человек мужского и 2045 женского пола. В д. Даниловке и д. Смыково, по рассказам старожил, были часовни. К юго-востоку от алтаря Спаса-Преображенского храма находятся фамильные захоронения его ктиторов и прихожан - семьи Николая Ильича Грузинского(внука последнего царя Грузии Георгия XII) проживавших в соседнем селе Михайловское (Шорыгино-Грузинское). К нач. ХХ века численность прихожан в приходе доходила до 4500 человек. Храм на погосте в Спас-Купалище действовал и в послереволюционные годы, а закрыт был в 1946 году. Святыня была разграблена местными богоборцами, осквернёна, брошена на произвол судьбы, в результате чего стала постепенно разрушатся. Приходские священники Александр Анисимов, Александр Преображенский, и псаломщик Петр Михайлов в 1937 году были арестованы, а в 1938 году арестовали и прислуживавшую при храме Ирину Ивановну Краснову. Местные жители из окрестных деревень часто приходили помолиться или просто постоять в заброшенном храме. Некоторые люди рассказывали, что слышали тихое пение под опустевшими давно церковными сводами. Вместе с храмом постепенно затихла и жизнь в селе Спас-Купалище, в котором к концу ХХ века почти не осталось постоянных жителей. Кладбище, находившееся рядом с заброшенной церковью, использовалось по назначению. В советские времена недалеко от заброшенного в то время храма располагался пионерлагерь " Солнечная поляна " . Мальчишки и девчонки с риском для жизни исследовали колокольню и подвалы, подземный ход, уходящий от храма к ограде кладбища. После отбоя вожатые пугали ребят страшной историей о девочке-утопленнице Синегубке, чей плач был слышен по ночам из разрушенной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=06990

В 1116 году благоверный князь снова ходил на чудь, а после победы обновил в Новгороде крепость - " заложил Новгород велик " - и выстроил более обширные помещения для Новгородского Владыки. Тогда же по его повелению посадник Павел заложил крепость в Ладоге, где был построен каменный храм в честь великомученика Георгия. В 1117 году великий князь Владимир Мономах (1114-1125) вызвал сына к себе в помощники и перевел его в Белгород. В 1123 году благоверный князь Мстислав противостал Волынскому князю Ярославу, который пытался захватить Киевское княжение и привел на Русь польские и венгерские войска. В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах, и благоверный князь Мстислав занял Киевский престол. В то время он одержал блистательную победу над давними врагами Руси - половцами, прогнав их за Волгу. Полоцкие князья, которые не поддержали благоверного князя, были высланы в Грецию. В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить Черниговского князя Ярослава, изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование. В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над Черниговским князем Олегом. В 1131 году после удачного похода на Литву святой Мстислав заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери. Преставился благоверный князь Мстислав 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора. Святой князь почитался еще при земной жизни. Писец Мстиславова Евангелия называл его благоверным и Христолюбивым. Изготовитель оклада Мстиславова Евангелия, Наслав, писал о себе: " Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя... Дай Бог его молитву всем христианам " . Проложное житие святого благоверного князя было помещено под 15 апреля в сербском Богослужебном Прологе конца XIII - начала XIV века. Этот Пролог был переписан с более раннего болгарского, источником для которого служил русский оригинал. Под 15 апреля известно житие благоверного князя Мстислава в Болгарском синаксаре 1340 года. (Исследования показали, что источник этого синаксаря был также русский.) В этих Прологах память святого благоверного князя Мстислава поставлена наряду с такими известными русскими памятями, как память святой равноапостольной великой княгини Ольги (11 июля), святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (24 июля). Эти факты свидетельствуют о широком почитании святого благоверного князя Мстислава в славянских странах.

http://patriarchia.ru/db/text/907714.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010