В нижнем поле иконы имеется в двух отделах следующая надпись – в левой половине: «Сей святый образ списан с чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы, нарицаемаго Феодоровскою в городе Костроме в лето 6747 в 16 день. О явлении и праздновании святого чудотворнаго образа предложено в Прологе марта в 14 день», а в правой половине: «Явися той святый и чудотворный образ благоверному князю Василью Георгиевичу рекомому Квашне Костромскому и Галичскому, сыну благовернаго и великаго князя 2 Ярослава Владимирскаго, правнуку же преподобнаго и благовернаго князя Александра» (правописание у нас новое). Надпись эта дословно имеется в рукописной (напечатанной в 1778 году) повести о явлении этого образа и заключает в себе двойную ошибку – номинальную и хронологическую. По авторитетному замечанию Карамзина (38 примечание к IV тому «Истории Российского государства»), в числе русских князей никогда не было Василия Георгиевича, ибо у великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского (+ 1238 г. в битве с татарами при реке Сити), не говоря о том, что он не имел имени Ярослава, не было сына Василия. Костромской князь Василий был мизинный – девятый сын убитого в 1246 году в Орде Ярослава Всеволодовича и родной брат святого Александра Невского (Хронограф; «Ядро Российское»; «История» Карамзина). Затем, показание о явлении (Феодоровской) иконы Божией Матери князю Василию Костромскому «в лето 6747» или в 1239 году составляет явный анахронизм, ибо князь Василий родился только в 1241 году (Карамзин, 28 примечание к 4 тому), великим же князем в городе Костроме тогда был вышеупомянутый Ярослав Всеволодович. Чудесное явление иконы Богоматери князю Василию случилось в 1258–1262 годах во время удельного его княжения в городе Костроме. Приведенная надпись сделана масляной краской по золоченому фону, причем сразу бросается в глаза некоторая аляповатость и неумеренно густая шрафировка . Такое мастерство, которое впоследствии выродилось в суздальское, встречается у тех иконописцев, кои по закрытии в 1712 году Иконописной палаты московской (существовавшей с конца XVII века), оставивши столицу, возвратились в родные города и в их церквах обнаруживали свое искусство с некоторой своеобразностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

5 мая 2005 года в Синодальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Алексий вручил ордена св. Димитрия Донского видным военачальникам Российской Армии, а также ветеранам Великой Отечественной войны. В церемонии награждения принял участие Министр Обороны РФ С.Б.Иванов. В тот же день Святейший Патриарх Алексий вручил министру внутренних дел Р.Г. Нургалиеву орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени. Вручение состоялось в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, кроме того церковных наград были удостоены сотрудники Министерства внутренних дел РФ. 6 мая 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении Преосвященных архипастырей и духовенства совершил Божественную литургию в храме святого Великомученика и Победоносца Георгия на Поклонной горе. По окончании литургии была отслужена панихида " о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех для Победы потрудившихся " . На богослужении присутствовали ветераны Великой Отечественной Войны и труженики тыла, ряд почетных гостей, а также полномочный представитель Президента РФ в Центральном Федеральном Округе Г.С.Полтавченко и мэр столицы Ю.М.Лужков, которым Его Святейшество торжественно вручил церковные ордена св. Димитрия Донского I степени. Различных церковных орденов были удостоены также герои Советского Союза и Герои Труда. В тот же день Его Святейшество, Святейший патриарх Алексий II совершил торжественное освящение храма-часовни в честь св. великомученика Георгия Победоносца на Белорусском вокзале г. Москвы. Вечером того же дня в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя прошел торжественный концерт и чествование священно- и церковнослужителей-ветеранов Великой Отечественной Войны. Приветствие Святейшего Патриарха Алексия II ветеранам зачитал Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.

http://sedmitza.ru/lib/text/429874/

В 1896 г. Георгиевская церковь была перестроена в камне. Записи об этом событии можно прочесть в документах Тамбовской епархии за 1911 г.: «Церковь каменная, теплая, построена въ 1896 году на средства прихожанъ, всесто прежней деревянной, существовавшей съ 1799 по 1895 годъ. Престоловъ два: главный – во имя свят. Гeopriя Победоносца и другой – во имя святого благоверного князя Александра Невскаго». Дворов в начале XX в. насчитывалось 257, в них проживало 879 душ мужского и 952 женского пола, «великороссы, занимаются зeмлeдeлieмъ, душевой наделъ около 3 десятинъ. Въ приходе река Матыра въ двухъ верстахъ отъ села и казенный лесъ въ 1 и 1/2 версты. Школа земская, законоучителю 48 рублей въ годъ. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковнаго имущества съ 1835 года и мempuчeckiя книги съ 1780 год. Незначительная бuблiomeka». В 1911 г. штат церкви не изменился – священник и псаломщик. «У причта 38 десятин 300 кв. саженей полевой земли, изъ коей 34 десятины 1292 кв. пашни, 608 саженей подъ проселочной дорогой и 3 десятины 1800 кв. саженей неудобной, усадебной земли для причта нетъ. Земля находится въ одномъ месте, въ одной версте отъ храма. Земля даетъ годового дохода около 250 рублей. Бpamckiй годовой доходъ 450 рублей. Церковнаго капитала 100 рублей. Дома у причта собственные». Церковь во имя святого Георгия Победоносца состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения, согласно постановления главы администрации Липецкой области от 27.02.1992 г. 106. И. А. Самоцветов " Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год " ; И. М-ов " Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год " ; А. Е. Андриевский " Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911 " --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17225

Наиболее значимым для меня было возрождение почитания памяти святого апостола Варфоломея, который пострадал в городе Альбанополе — нынешнем Баку. Согласно церковному преданию, святой апостол Варфоломей претерпел мученическую кончину у подножия Девичьей башни: его сначала распяли, а затем с еще живого содрали кожу и отсекли голову, дабы он прекратил благовествовать Слово Божие. До 1937 года на месте его мученической кончины стояла удивительная по красоте часовня в честь святого ученика Христова. В годы безбожия власти старались стереть память о его подвигах и мученической кончине. Снесли часовню, место засыпали землей, а затем все заасфальтировали. Но все же верующие тайно по ночам приходили к подножию Девичьей башни и читали там акафист святому апостолу Варфоломею. Удалось найти экземпляр акафиста, написанный протоиереем Сергием Городцовым, впоследствии митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем, и напечатанный еще по благословению Святейшего Патриарха Тихона . После моего обращения в Правительство республики мы получили разрешение совершать богослужение на месте мученической кончины апостола. К тому времени были проведены археологические работы, в результате которых был найден сохранившийся фундамент часовни, а также древние строения вокруг самой Девичьей башни. Ежегодно 24 июня, в день памяти святого апостола Варфоломея, при большом стечении молящихся мы совершаем молебен с акафистным пением небесному покровителю Баку. В 2003 году в город была доставлена часть мощей святого апостола Варфоломея. Эта святыня пребывает в кафедральном соборе святых Жен-мироносиц. Переиздали житие святого апостола и акафист. В 2001 году Азербайджан посетил Патриарх Алексий II, который вместе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Святейший  Патриарх Московский и всея Руси) освятил кафедральный собор святых Жен-мироносиц после восстановления. Патриарх Алексий дважды посещал Баку — в 2009 и 2010 годах. Проблем было много, но нам не только удавалось открывать приходы, но и строить и восстанавливать храмы. Среди них — соборный храм святого благоверного великого князя Александра Невского в Гяндже, кафедральный Успенский собор в Махачкале, собор в честь святого Георгия Победоносца в Кизляре. Важно и то, что не просто открывались приходы, строились храмы, но и то, что мы наполняли их людьми.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5354287...

«Слышав же Ярослав вълъхвы ты, и приде к Суждалю, изьима волъхвы, расточи, и другия показни, рек сице: “Бог наводить по грехом на куюждо землю гладом, или мором, или ведром, или иною казнью, а человек не весть ничтоже”» . Лучшим средством распространения и укрепления христианской веры Ярослав Мудрый считал храмостроительство, основание монастырей, умножение числа священнослужителей, их надлежащее обучение, поощрение книжного дела. Заботясь о поставлении священников в нужном числе, он распорядился выдавать на содержание храмов и служащих в них клириков ругу – средства из казны, от княжеских доходов. Священников он назидал «…учити людий, и приходити часто к церквамь, попови бо часто достоить учити людий, понеже тому есть поручено Богом. И умножишася прозвутери и людье хрестьяньстеи. И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело» . В «Слове о законе и благодати», произнесенном в присутствии самого Ярослава Мудрого, блаженный Иларион особое значение придал построению в Киеве Святой Софии, заложенной в 1037 году великим князем, «…иже дом Божии великыи святыи его Премудрости създа на святость и освящение граду… юже с всякою красотою украси: златом и сребром, и камениемь драгыим, и съсуды честныими. Яже церкви дивна и славна всемь округьниим странам, яко же ина не обрящется въ всемь полунощии земнем ото въстока до запада. И славныи град твои Кыев величьством, яко венцемь, обложил, предал люди твоа и град святыи, всеславнии, скореи на помощь христианом Святеи Богородици, еи же и церковь на Великыих вратех» . По словам летописца, Ярослав и «ины церкви ставяше по градом и по местом» . В Новгороде в 1045 году сыном Ярослава удельным князем Владимиром взамен сгоревшей деревянной церкви был заложен еще один каменный Софийский храм, прекрасно сохранившийся в своем первозданном виде до наших дней. По воле Ярослава Мудрого, который «излиха же бе любя черноризьци» , в Киеве в 1030 году были основаны два княжеских ктиторских монастыря, церкви которых освящены в честь святых покровителей Ярослава и его супруги Ингигерды – Ирины: великомученика Георгия и благоверной царицы Ирины. По его указанию память святого великомученика Георгия – Юрьев день – стала торжественно праздноваться во всех церквах на Руси. В заботах об умножении числа священников Ярослав Мудрый оказывал особое покровительство школе, открытой в Киеве в правление его отца, а сам он в 1028 году основал подобную же школу в Новгороде, где тогда находилась его резиденция, и в ней обучалось около 300 детей священнослужителей и церковных старост. В этих школах преподавали по большей части не греки, хотя и они также, особенно выходцы из Херсонеса и других городов Тавриды, но славяноязычные болгары, речь которых в ту пору была вполне понятна их русским ученикам, не многим отличаясь и от книжного церковнославянского языка. Со временем лучшие выпускники этих школ, русские по происхождению, сами становились учителями.

http://pravoslavie.ru/158342.html

Участники поездки также посетили кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского и расположенную на его территории резиденцию митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, где состоялась их встреча с главой Нижегородской митрополии. Владыка попросил гостей передать Предстоятелю Коптской Церкви слова приветствия и благопожелания, выразив надежду на дальнейшее успешное и плодотворное развитие двусторонних межцерковных отношений, в частности, между представителями русского и коптского монашества. «Возрождение монашеских традиций – сегодня одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной Церкви, одна из наших самых актуальных задач, – сказал митрополит Георгий. – Сегодня мы активно возрождаем поруганные в советский период старые храмы и обители и открываем новые, но главный урон, который нанесли нашей Церкви и нашему Отечеству безбожники, –  это урон духовный: насаждение атеизма и человеконенавистничества. Мы молимся и трудимся все вместе для преодоления этого страшного кризиса, в чем нам, безусловно, сильно помогает небесное предстательство сонма новомучеников и исповедников XX столетия. Кровь мучеников и подвижничество исповедников промыслительно объединяют исторические пути наших Церквей, помогают нам действительно узнать друг в друге братьев и сестер во Христе. Но страдания за веру Христову и за пречистое Его Имя неизменно приводят нас от печального конца Голгофы к началу нового жития, ко Светлому Христову Воскресению. И сегодня я обращаю ко всем вам возлюбленное приветствие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского: " Радость моя, Христос Воскресе! " » В ответном слове настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Предстоятеля Коптской Церкви по делам монастырей и монашества епископ Даниил сердечно поблагодарил Его Высокопреосвященство и от имени Патриарха Тавадроса II пригласил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия посетить древние обители Нитрийской пустыни во главе одной из делегаций представителей монашества Московского Патриархата. Он также отметил глубинную связь русского и коптского иночества, составляющего, по его словам, подлинное духовное сокровище двух Церквей: «Наши святые обители и их великие подвижники испокон века простерли небесный покров над Египетской землей, освященной самим Святым Семейством, и Русью, которую еще в давние времена неслучайно назвали Святой. Побывав в ваших монастырях, мы были поражены их благолепием и той незримой Божественной силой, что наполняет эти духовные твердыни. И мы воистину почувствовали сердцем, что Дивеевская обитель – это земной удел Пресвятой Богородицы».

http://mospat.ru/ru/news/46096/

Митрополиту Савве Святейший Патриарх вручил памятный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества. Во внимание к помощи Тверской епархии Предстоятель Русской Церкви наградил руководителя фонда «Преобразование захолустья» (г. Торжок Тверской области) Д.С. Соловьева орденом святого благоверного князя Даниил Московского III степени. Всем участникам богослужения были вручены иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Тверского Саввы и настоятеля монастыря игумена Арсения осмотрел территорию и архитектурный комплекс Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря: Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших российских православных монастырей — был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается одним из первых на Руси.  Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев — Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего. Главный храм Борисоглебской обители был заложен в честь первых русских святыхкнязей Бориса и Глеба, которым в свое время служил преподобный Ефрем. После их мученической смерти, спустя годы духовных исканий будущий святой пришел в эти места, чтобы построить странноприимный дом, где привечал обездоленных путников и паломников. Позже, по Божиему промыслу, уже в другом месте — на высоком холме, на берегу быстрой Тверцы — он основал обитель, ставшую центром распространения Православия по всему Верхневолжью. Духовное наследие преподобного Ефрема укрепил его последователь преподобный Аркадий Новоторжский, который много лет нес крест добровольного юродства. Нетленные мощи основателя Борисоглебского монастыря были обретены в царствование Иоанна Грозного. А спустя столетие, открылись и нетленные мощи его ученика — преподобного Аркадия. Память об этом событии празднуется ежегодно 27 августа. За столетия почитания преподобных Ефрема и Аркадия собралось множество свидетельств чудесной помощи и исцелений по молитвам этим святым. В богоборческое время мощи новоторжских небесных заступников были утрачены. Но, к счастью, и сегодня в главном храме обители можно поклониться святыням, связанным с преподобным. Сохранились параманный крест и завещание, сделанное чудотворцем перед смертью; рака с частицей мощей святого, вышитый жемчугом покров и часть волос с его головы. Также особо почитается в обители икона князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и ковчежец с частицей их святых мощей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5475463...

Председатель Владимирского областного отделения «Русского собрания», писатель Александр Сороковиков предложил участникам конференции выступление на тему «Витязи-поэты – вдохновители богатырей».  Вице-президент Общества развития русских национальных видов спорта и этнической культуры «Богатырская Русь» Олеся Циглова говорила о национальных традициях народов России как основе формирования этнического самосознания. Руководитель отдела по работе с молодёжью Владимирской епархии Русской Православной Церкви, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца во Владимире иеромонах Андрей (Горюнов) поделился опытом работы с молодёжью во время короновируса. Краевед Денис Лапин рассказал о личности и подвиге святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Святого князя вспомнил и заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Олег Молчанов, который представил участникам конференции свой проект памятника благоверному великому князю Андрею – небесному покровителю града Владимира и всея Руси. Как это не парадоксально, во Владимире до сих пор нет памятника Андрею Боголюбскому, мощи которого почивают в построенном им кафедральном Успенском соборе. На форуме также выступил руководитель русского культурного центра «Стоглав», организатор исторических фестивалей и этнографических проектов из Москвы Всеволод Чухаркин. А владимирский поэт Владимир Трусов прочитал свои стихи о богатырстве и подвиге. Член Союза писателей России, бард из Суздаля Анатолий Евсеенко исполнил несколько песен. По окончании «Богатырского конгресса» на Соборной площади прошла церемония торжественного открытия Фестиваля народных традиционных, отечественных видов спорта и боевых искусств «Богатырские игры». Директор Департамента по физической культуре и спорту Администрации Владимировкой области Андрей Сипач поприветствовал собравшихся от имени и.о. губернатора Владимирской области Александра Авдеева и пожелал богатырям спортивных успехов. Иеромонах Андрей (Горюнов) зачитал приветствие митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. Представителем Законодательного собрания Владимирской области было зачитано приветствие заместителя председателя ЗакСа Вячеслава Картухина.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/23/bo...

Филонова, расписывал Свято-Екатерининский кафедральный собор города Краснодара. Продолжая творческие традиции предков, Софья Анатольевна после окончания Детской художественной школы им. В.А. Пташинского и Краснодарского художественного училища избрала иконописное искусство главным делом своей жизни. Она начала творческий путь в иконописной мастерской М.С. Осипенко города Крымска, а продолжила совершенствовать свой талант, став ученицей выдающегося кубанского мастера иконописи, первого священника-иконописца, получившего высокое звание Заслуженного художника России, протоиерея Георгия Иващенко. На выставке будут представлены его работы и личные вещи, богослужебные предметы, издания, фотографии, публикации. Большой опыт София Мачигина приобрела в ходе работы в московской иконописной мастерской «Диво» при храме Святого Духа сошествия. Будучи уже зрелым мастером, она обучалась на художественно-графическом факультете Кубанского государственного университета. Художник является председателем Краснодарской краевой общественной организации «Творческий союз иконописцев» им. князя Е.Н.Трубецкого и ведущим специалистом Центра изучения и развития казачьей культуры Государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор». Свыше тридцати лет Софья Анатольевна трудится на ниве служения высокому и светлому искусству иконописи, и эта выставка для неё — своеобразный рубеж, отчет пред своим Учителем, перед предками — кубанскими казаками, которые всегда отличались глубокой верой и верностью Отечеству. Поэтому так закономерно в её творчестве присутствие святых образов, чтимых в казачьей среде — Спасителя, Богородицы, святого благоверного великого князя Александра Невского и многих иных святых Русской православной церкви. Творческий почерк автора основан на строгом следовании православным канонам, он характеризуется глубокой проработкой образов, продуманным колористическим решением, гармоничным композиционным построением. Иконы её письма радуют и утешают верующих во многих храмах и домашних иконостасах православных России и зарубежья.

http://radonezh.ru/2023/05/15/vystavka-b...

Страдание И Подвиги Святых Славных Мучеников Давида И Константина, Князей Аргветских Житие и Страдание Святого Славного Мученика Або Тифлисского Житие и Страдание Святой Славной Великомученицы Царицы Кахетинской Кетевани Житие и Страдание Святого Славного Мученика Благоверного Царя Карталинского Луарсаба Страдание Святого Священномученика Авива, Епископа Некресского, одного из Тринадцати Сирийских Отцов Страдание святого мученика Гоброна-Михаила и ста тридцати трех воинов его Страдание Святого Славного Мученика Князя Бидзина Чолокашвили и Князей-Мучеников Элизбара и Шалвы, Эриставов Ксанских Страдание Святого Мученика Евстафия Мцхетского Житие Преподобных Отцов Наших Иоанна и Евфимия Житие Преподобного и Богоносного Отца Нашего Георгия Святогорца Страдание Шестисот Преподобных Отцов, Избиенных в Давидо-Гареджийской Пустыне Предисловие Книга 1 Иверия (Грузия) после того, как озарилась светом Евангельской проповеди от самого апостола Андрея и св. Нины, до сего времени тщательно и свято хранит данное ей Богом сокровище. Подобно небу, блистающему мириадами звезд, она просияла целым сонмом святых угодников Божиих, которые, свидетельствуя о чистоте ее веры, служат ей несомненным залогом спасения. Церковь Иверская многократно подвергалась притеснениям и претерпевала тяжкие бедствия. На нее нападали как греки, с целью сделать Грузию своей провинцией для защиты от нападений персов, так и своекорыстное папство с запада, старавшееся всеми возможными средствами подчинить святую Церковь Иверскую своему престолу. Защитой чистоты Православия в Иверии были пастыри и учители, украшенные христианскими добродетелями, а перед врагами иноверными христиане отстаивали свои права, претерпевая все возможные мучения, страдания и, наконец, смерть. Кровожадные деспоты Востока: Тамерлан, Чингисхан и другие, потом магометанские государи, от окаянного Мурвана Глухого до шаха Аббаса, и, наконец, турки - беспощадно терзали Церковь Христову. Но благое Промышление Божие хранило и хранит святую Иверию от окончательной погибели, врагам ее не удалось исполнить свои преступные замыслы, разбившиеся в прах пред стойкостью ее героев-мучеников и героинь-мучениц.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010