В первые годы своего изгнания в Дании вдовствующая императрица летом жила на вилле Видере под Клампенборгом, а зимой — во дворце Кристиана IX в Амалиенборге. В последние же годы она круглый год проживала в Видере. Эту виллу она еще в 1906 году купила вместе с сестрой Александрой, чтобы иметь собственное жилье в Дании после смерти отца. В Видере проживала также дочь Марии Феодоровны великая княжна Ольга с мужем и двумя сыновьями. В Дании вдовствующая императрица Мария Федоровна стала центром притяжения для колонии русских эмигрантов. Она играла также важную роль в жизни русской православной общины в Дании. Церковь св. благоверного князя Александра Невского была построена в Копенгагене на Бредгаде в 1881-1883 годах. На её строительство крупную сумму пожертвовал и русский император Александр III, чтобы, находясь в Дании, он и Мария Феодоровна могли посещать православный храм. Вдовствующая императрица часто бывала в этой церкви, пока жила в Дании, и теперь в дворике церкви установлен ее бюст. До конца жизни она так и не поверила в гибель своих сыновей Николая и Михаила, невестки и внуков.  Земная счастливая, затем трагическая жизнь принцессы Дагмар, ставшей по провидению Божиему Русской Императрицей Марией Феодоровной, окончилась на 81 году жизни 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена накануне Дня Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Так Царица Небесная упросила Господа Иисуса Христа принять душу, призывавшей Ее Пресвятое Имя и прибегавшей к Ней всю свою жизнь русскую Царицу Марию. К тому времени оставили мир все самые близкие и дорогие ее сердцу люди. Лишь Августейшие дочери ее Великие Княгини Ксения и Ольга оставались рядом в последние минуты жизни, они облегчили душевные страдания Государыни. Ее отпевали в церкви Св. Александра Невского 19 октября 1928 года, похоронили в усыпальнице датских королей. Россия ожидает возвращения на родину праха Императрицы-изгнанницы, чтобы навсегда упокоилась тело Царственной матери Святого Государя Мученика Николая II Многострадального рядом с гробницей горячо любимого ею державного супруга Императора Александра III Александровича и сына Великого Князя Георгия Александровича, под сенью православного собора Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Перенесение останков Ее императорского Величества из датского королевского пантеона  в Роскильде в  усыпальницу российских монархов имеет исключительное историческое и нравственное значение для России.

http://patriarchia.ru/db/text/143974.htm...

К зрелому возрасту Великий князь приобрел обширные познания, стал знатоком и ценителем искусства. С московской культурной общественностью у Сергея Александровича были неизменно теплые отношения. Он входил в нужды артистов и художников, нередко помогал им. Два наиболее известных в наши дни музея Москвы были созданы при его покровительстве и самом деятельном участии: Исторический музей и Музей изящных искусств имени императора Александра III. Этим музеям, после гибели мужа, Великая княгиня Елизавета Федоровна передала драгоценные коллекции, собранные Сергеем Александровичем. В лейб-гвардию Великий князь поступил после кончины матери и трагической гибели отца. В возрасте двадцати лет он стал участником Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и  был удостоен боевой награды — ордена святого великомученика и победоносца Георгия IV степени. Наверное, главным событием в жизни Великого князя Сергея Александровича стал брак с Великой княгиней Елизаветой Федоровной. Свою жизнь с будущей преподобномученицей, урожденной принцессой Гессен-Дармштадтской, Великий князь Сергий связал в 1884 году. Принцесса произвела сильное впечатление на всех, кто ее увидел в России. В 1891 году император Александр III назначил своего родного брата Московским генерал-губернатором. Именно в Москве Сергею Александровичу суждено было проявить все свои лучшие качества и закончить свое земное поприще. Великий князь был убежденным сторонником незыблемости тысячелетнего государственного строя России, что не мешало ему быть человеком широких взглядов, трезво оценивать ситуацию в стране и в мире. Сергей Александрович покровительствовал рабочим организациям, защищая интересы простых людей. Великий князь хотел, чтобы граждане страны научились самостоятельно отстаивать свои реальные права и добиваться изменений к лучшему. Свидетельством активной общественной позиции Сергея Александровича стало то, что он состоял президентом, председателем, членом и благотворителем многих научных обществ и организаций. Великий князь Сергей Александрович много помогал Церкви. Вскоре после вступления в должность Московского генерал-губернатора Великий князь был в Угличе и принимал участие в торжествах по случаю 300-летия мученической кончины царевича. Последним даром Великого князя Русской Православной Церкви стал драгоценный покров для мощей благоверного царевича Димитрия.

http://pravmir.ru/doklad-mitropolita-vol...

Как только двери собора открылись для допуска народа, отец Афанасий громко возгласил: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков!..» – «Аминь!» – ответил псаломщик, и начался молебен владимирским святым. Народ стал креститься, ставить свечи и класть поклоны. Так, предполагаемое поругание святынь обратилось в торжественное прославление 1 . А отчёт о вскрытии мощей, опубликованный в местной газете «Известия исполнительных комитетов Владимирского губернского и уездного Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», содержал, в частности, такие – уникальные по тем временам – сведения о мощах святого благоверного князя Георгия: в 1238 году в бою с татарами ему отсекли голову; «её не нашли, тело похоронили, а затем найденную позже голову положили во гроб, и она... срослась с телом. На... останках князя было хорошо заметно, что позвонки в месте отсечения смещены и срослись неправильно» 2 . Таким образом, благодаря разумному действию священнослужителей во Владимире кампания по вскрытию мощей привела совсем не к тем результатам, которых ожидали безбожники. А 10 июля 1921 года митрополит Сергий, находившийся тогда в нижегородской ссылке, возглавил архиерейскую хиротонию Афанасия (Сахарова) во епископа Ковровского. Тем самым митрополит Сергий практически доверил своему молодому викарию управление всеми делами Владимирской епархии. В 1922 году, когда большевики под предлогом помощи голодающим решили, по словам Ленина, «провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления» 3 , в Шуе, которая относилась тогда к Владимирской епархии, происходит столкновение верующих с реквизиторами, при котором выстрелами войск в толпу убито пять человек и ранено пятнадцать 4 . Чтобы впредь избежать кровопролития митрополит Сергий пишет и рассылает по епархии специальное архиерейское воззвание. Иноки Московского подворья Валаамского монастыря сообщали тогда в свою обитель: «Митрополит Сергий благословил отдать благолепие храмов на нужду народную, утешая тем, что храмы и без золота останутся храмами, а святые иконы и без риз останутся иконами и что на суде Господнем нас спросят не о том, украшали ли мы святые храмы и иконы, а о том, напоили ли жаждущего, накормили ли голодного и одели ли нагого». За эту позицию Святейший Патриарх назвал митрополита Сергия «благомыслящим» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Сегодня Русская Православная Церковь существует в уникальных условиях. Действительно, гармония в отношениях светского и церковного, при полном сохранении автономии, невмешательстве и одновременно общем осознании важности взаимодействия всех сил — общества, государства, Церкви — для того, чтобы страна наша продолжала тот подлинно независимый от центров мировой власти курс, которым она мужественно продвигается вперед… Привилегия, данная свыше, быть свободными — это действительно великое счастье. (Из Первосвятительского слова в 14-ю годовщину интронизации, 1 февраля 2023 г.) Одним из самых ярких событий последних пяти лет стало внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. В Основном Законе России подчеркивалось, что наши предки передали нам веру в Бога. Было отмечено, что Россия исторически является наследницей великой державы, принявшей в Х веке христианство, веками боровшейся за свою независимость, создавшей известную во всем мире культуру. Было закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины. Церковь и ее Предстоятель много лет выступали в поддержку этих тезисов. К православной общественности регулярно прислушиваются. Среди последних примеров — резкое общественное неприятие проекта новой российской купюры, на которой предполагалось изобразить православный храм без креста. После долгих лет полемики о недопустимости абортов в 2023 году регионы начали на законодательном уровне запрещать склонение к аборту. Широкие возможности для диалога Церкви с государством и обществом предоставляют два форума — Международные Рождественские образовательные чтения и Всемирный русский народный собор (ВРНС). Рождественские чтения — церковно-­общественный форум в сфере образования, воспитания, культуры, просвещения. На площадках ВРНС собираются крупные общественные деятели, политики, деятели культуры, военные, ученые. Ежегодно форумы привлекают по несколько тысяч участников. Свидетельством конструктивных отношений Церкви и государства стал диалог по возвращению значимых для Церкви святынь в храмы. Летом 2023 года Русской Церкви из Государственной Третьяковской галереи была передана икона Святой Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Осенью того же года в  Александро-Невскую лавру была возвращена из Государственного Эрмитажа рака для мощей благоверного князя Александра Невского, тогда же Святейший Патриарх вложил в нее мощи святого князя. Важной церковной инициативой стали крестные ходы с мощами святых, которые проводятся для молитвы и укрепления верующих Русской Церкви. В 2022 году в честь 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского его мощи были принесены больше чем в 50 епархий. В 2023 году в епархии Русской Церкви были принесены мощи великомученика Георгия Победоносца.  

http://e-vestnik.ru/analytics/sluzhenie_...

Сегодня Русская Православная Церковь существует в уникальных условиях. Действительно, гармония в отношениях светского и церковного, при полном сохранении автономии, невмешательстве и одновременно общем осознании важности взаимодействия всех сил — общества, государства, Церкви — для того, чтобы страна наша продолжала тот подлинно независимый от центров мировой власти курс, которым она мужественно продвигается вперед… Привилегия, данная свыше, быть свободными — это действительно великое счастье. (Из Первосвятительского слова в 14-ю годовщину интронизации, 1 февраля 2023 г.) Одним из самых ярких событий последних пяти лет стало внесение поправок в Конституцию Российской Федерации. В Основном Законе России подчеркивалось, что наши предки передали нам веру в Бога. Было отмечено, что Россия исторически является наследницей великой державы, принявшей в X веке христианство, веками боровшейся за свою независимость, создавшей известную во всем мире культуру. Было закреплено понятие брака как союза мужчины и женщины. Церковь и ее Предстоятель много лет выступали в поддержку этих тезисов. К православной общественности регулярно прислушиваются. Среди последних примеров — резкое общественное неприятие проекта новой российской купюры, на которой предполагалось изобразить православный храм без креста. После долгих лет полемики о недопустимости абортов в 2023 году регионы начали на законодательном уровне запрещать склонение к аборту. Широкие возможности для диалога Церкви с государством и обществом предоставляют два форума — Международные Рождественские образовательные чтения и Всемирный русский народный собор (ВРНС). Рождественские чтения — церковно-­общественный форум в сфере образования, воспитания, культуры, просвещения. На площадках ВРНС собираются крупные общественные деятели, политики, деятели культуры, военные, ученые. Ежегодно форумы привлекают по несколько тысяч участников. Свидетельством конструктивных отношений Церкви и государства стал диалог по возвращению значимых для Церкви святынь в храмы. Летом 2023 года Русской Церкви из Государственной Третьяковской галереи была передана икона Святой Троицы авторства преподобного Андрея Рублева. Осенью того же года в Александро-Невскую лавру была возвращена из Государственного Эрмитажа рака для мощей благоверного князя Александра Невского, тогда же Святейший Патриарх вложил в нее мощи святого князя. Важной церковной инициативой стали крестные ходы с мощами святых, которые проводятся для молитвы и укрепления верующих Русской Церкви. В 2022 году в честь 600-летия обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского его мощи были принесены больше чем в 50 епархий. В 2023 году в епархии Русской Церкви были принесены мощи великомученика Георгия Победоносца.

http://patriarchia.ru/db/text/6107883.ht...

Внутри собор украшал изящный орнамент и изображения святых. Для отопления под храмом были сделаны две духовые печи, имелся также подвал для склада различных хозяйственных предметов. В Христорождественском храме находились иконы святых мучеников Адриана и Натальи, изображённых с образом Спасителя на руках, святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного Евдокима с Владимирской иконой Божией Матери на руках, святого великомученика Георгия Победоносца. Перед двумя передними столбами находились клиросы. За правым клиросом был пристроен позолоченный иконостас в виде рамы. В ней помещались изображения событий обретения иконы Божией Матери в Казани и список с Санкт-петербургской чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Напротив этого образа в зимнее время пребывала чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась копия иконы святых Девяти мучеников Кизических. На специальном аналое располагался подлинник, при котором в особом ковчежце хранились частицы святых мучеников Кизических. В ХХ веке, после закрытия монастыря, новые власти устроили в храме зернохранилище, а притвор с западной стороны был чудовищным образом обращён в морг психиатрической больницы. Собор вернули Православной Церкви в начале 1990-х годов, после чего началась его " вялотекущая " реставрация. Храм покрыли медной кровлей, его главы увенчали позолоченными крестами. Эти кресты были освящены архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом 15 марта 2009 года, после чего в тот же день их установили на купола. Рядом соорудили небольшую временную колоколенку с подаренными монастырю колоколами. Сейчас храм внешне отреставрирован, окрашен в нежные бело-голубые тона, внутри ещё продолжаются реставрационные работы. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2010 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=06945

После смерти Святослава оказавшийся на киевском престоле Владимир пытался объединить славянские племена. Важным шагом к этому стало принятие в 988 году христианства. Именно Владимир принял решение отдать предпочтение греческой вере. Для этого существовали многие предпосылки. Здесь и крещение Ольги, и принятие христианства многими из его дружинников, и деятельность Кирилла и Мефодия. Русь перестала быть для Европы страной " варваров " , а для Востока стала носителем могущественной мировой религии. Выбор веры – это всегда непростое и ответственное решение. Такое решение принимал, например, в III веке Святой Георгий, будучи на пике своей власти и могущества. Император, не разделяющий взгляды Георгия, становится его палачом. Многие бывшие друзья становятся предателями. За веру придется страдать и скорее всего умереть. Но это нравственный выбор. Каждый делает его сам. Так было в III веке, тыл было в X веке, так это и сейчас. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Русские агиографические источники восхваляют святого благоверного князя Михаила Тверского, который " положил душу свою за свое отечество " , сравнивая его подвиг с мученическим подвигом святого великомученика Димитрия Солунского, " благаго отечестволюбца... рекша про отчину свою Селунь град: Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то и аз спасен буду " . Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. До 1448 года Русская Церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата. В 1448 году святитель Иона был рукоположен Собором русских архиереев без константинопольского патриарха. Началом реального взаимодействия русской армии и Церкви можно считать поход Владимира Мономаха на половцев в феврале 1111 года, когда священники внесли немалый вклад в достижение первой победы над врагом 24 марта, а затем и в завоевании окончательного успеха в битве при Салнице 27 марта 1111 года.

http://pravoslavie.ru/88968.html

Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом , в котором, в частности, пожелал помощи Божией митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в управлении Санкт-Петербургской митрополией. «Вы, владыка, имеете большой опыт и, верю, будете помогать и правящим епархиальным архиереям Санкт-Петербургской митрополии, и духовенству, содействуя большему взаимопониманию, сотрудничеству, взаимной поддержке, что так необходимо для того, чтобы вся митрополия процветала», — отметил Святейший Владыка. Патриарх также сердечно поблагодарил за многолетнее служение настоятеля Покровского собора протоиерея Михаила Юримского, с которым знаком с 1961 года. Родители Его Святейшества очень тепло относились к отцу Михаилу. «Он часто бывал в нашей семье, — рассказал Святейший Патриарх. — Я был тогда еще совсем юным, а отец Михаил уже был священником, наверное, самым молодым священником Ленинградской епархии». «Рад тому, что Вы живы, здоровы и что Вы вместе со всей Вашей паствой радуетесь торжеству столетия Покровского собора, восстановлению которого Вы отдали столько сил», — добавил Предстоятель. В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы и икону святого великомученика Георгия Победоносца. В благодарность за труды на благо Церкви Святейший Владыка вручил А.Ю. Дрозденко памятную медаль. Епископу Митрофану Предстоятель передал памятную панагию. Верующим были розданы иконки Христа Спасителя с Патриаршим благословением. Покровский собор г. Гатчины Владелец старой городской усадьбы гатчинский купец III гильдии Косма Карпович Карпов и его жена Ирина Афанасьевна в 1895 году пожертвовали Вохоновскому Мариинскому монастырю участок земли со всеми строениями для устройства подворья. Вскоре на старой Торговой площади было начато строительство. Уже 6 и 7 августа 1896 года были освящены оба престола временной церкви: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого благоверного князя Александра Невского. Некоторое время спустя супруги Карповы выиграли в городскую денежную лотерею значительную по тем временам сумму в 90 тысяч рублей. Карповы, не имевшие наследников, обратились за советом к отцу Иоанну Кронштадтскому, как распорядиться капиталом. Отец Иоанн предложил им возвести большой каменный храм.

http://patriarchia.ru/db/text/3617243.ht...

17. В день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича из темы: возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к Царем и Владыкам имене моего ради, Лук. 21:12 . О ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня. 18. В день торжественный за предприятый великодушно и благополучно совершившийся в прехождении оспы подвиг, Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества из темы: благослови, Россия, Господа, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго по благих желание твое. Пс. 102 . Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в большой придворной церкви 1768 года, Ноября 22 дня. 19. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Мт. 16:19 . О свободности. Сказывано в Петергофе 1769 года. 20. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: и влас главы вашея не погибнет. Лк. 21:18 . О настоящей жизни человеческой, что она не есть столь суетна, горестна и несчастлива, как некоторые оную описывают, а другие не так об ней понимают. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви 1769 года, Сентября 20 дня. 21. При освящении знаков нового военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, без темы. Сказывано в большой придворной церкви в Санктпетербурге 1769 года, Ноября 26 дня. 22. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, из темы: Сия есть победа победившая мир, вера наша. 1Ин. 5:4 . о том, в каком разуме присвояется победа силе веры. Сказывано в Петергофе 1770 года. 23. При случае совершаемых молитв над гробом Петра Великого, по причине одержанной флотом российским над Оттоманским флотом во Архипелаге славной победы, 1770 года, Июня 24 дня. без темы. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества в Петропавловском соборе 1770 года, Сентября 15 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

3 марта 1904 года была совершена попытка взорвать часовню. При этом пострадали дверь, часть лепных работ, мраморного карниза и пола, в окнах были выбиты стекла. Иконы и некоторые надписи остались целы. Часовня была отреставрирована на добровольные пожертвования. В 1918 году часовню разрушили, по другим сведениям, она была разобрана в 1919 году . Шесть больших икон на цинковых досках (святого благоверного князя Александра Невского, Николая Чудотворца, Архистратига Михаила, Георгия Победоносца, мучеников страстотерпцев Бориса и Глеба и трёх Виленских мучеников) из часовни, а также иконы из её оконных проёмов были перевезены в Скорбященскую церковь в Михново (ныне Микнишкес Шальчининкского района, в 30 км от Вильнюса). Часовня, построенная в неовизантийском стиле, была восьмигранной формы с таким же восьмигранным конусообразным куполом. Она возвышалась на площадке из красного финляндского гранита, окруженной цементной балюстрадой. Купол покрывали позолоченные медные листы; он завершался небольшой главой с крестом, тоже были позолоченными. Плоскость шпиля была вычеканена позолоченными и посеребренными шашками, которые повторялись поочередно. Цоколь часовни был вытесан из одного цельного камня местного гранита и отполирован. Каждая грань стены была устроена в виде ниш, опоясанных аркой в колоннах из цемента. В глубине ниш располагались плиты из белого мрамора высотой 3 метра и шириной 1,5 метра с высеченными на них 417 именами офицеров и солдат, убитых в 1863 году во время восстания. Второй ярус часовни украшали малые колонны, между которыми помещались окна и эмалированные иконы, написанные красками на плитах затвердевшей лавы из недр вулкана Везувия. У начала крыши сделаны полукруглые углубления, в которых были вставлены терракоты с рельефными и цветными головками херувимов и крестами. В часовню вела ажурная бронзовая дверь. Над входом в часовню был установлен барельеф из белого мрамора, изображающий окруженных ангелами Богоматерь с Младенцем. Внутри часовня была выкрашена восковыми красками, по подобию средневековых греческих церквей. Внутри часовни пол был выложен мраморными плитами георгиевских цветов — белого, чёрного и желтоватого. Стены и карнизы были расписаны восковыми красками под мозаику с золотом и серебром. Оконные стекла были цельные и с узорами.

http://sobory.ru/article/?object=35517

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010