В 2004 г. центр «Святодуховский» был оборудован не только звуковой, но и видеоаппаратурой, и его деятельность еще более расширилась. 9-11 января в нем прошел фольклорный фестиваль «Рождество Христово», а 22 февраля в Прощенное воскресенье в центре состоялось завершающее, восьмое детское представление на Масленицу. В течение недели в них приняли участие около 350 детей и 100 преподавателей и родителей. С этого времени праздники для детей, проводимые Александро-Невским союзом молодежи, стали в Лавре традицией. «Вы в памяти друзей...» - праздничная встреча с блокадниками и лидерами общественных ветеранских организаций 30 января 2004 г. в центре стала заключительным аккордом в череде городских мероприятий, посвященных 60-летию полного освобождения города от блокады. В дальнейшем различные мероприятия для жителей блокадного Ленинграда в стенах Лавры также стали традиционными. Летом 2004 г. Александро-Невский союз молодежи принял участие в организации международного молодежного фестиваля «Общий путь - Одигитрия». В центре «Святодуховский» начали регулярно проводиться научные конференции, в частности, одной из первых - 11 октября 2004 г. прошло заседание научно-практической конференции «Покровские чтения», устроенной совместно с Петербургской Духовной Академией. К настоящему времени число проведенных конференций составило уже несколько сотен. С середины 2000-х гг. в центре стали проводиться Международный фестиваль современной православной духовной песни «Невские купола», состоявшийся на Пасху 2012 года в седьмой раз (художественный руководитель певица Ирина Скорик) и фестиваль «Небо славян». Кроме того проводится христианский кинофестиваль «Невский благовест». Следует отметить, что наместник Лавры епископ Назарий и центр «Святодуховский» были награждены призом «Золотой Пеликан» (за милосердие и душевную щедрость) в номинации «За возрождение традиций духовности». С 1997 г. Лавра осуществляет значительную издательскую деятельность, являясь одним из важных центров библейского просвещения. Первоначально выпускались иконки и открытки с видами обители, в ноябре 1997 г. вышел первый номер «Лаврского листка». В том же году общество «Лаврское» выпустило «Православный библейский словарь». Особенно активизировалась издательская деятельность к 2000-летию Рождества Христова, были выпущены юбилейные издания Библии, Евангелия, юбилейный настенный календарь на 1999-2000 гг. и буклет «Житие святого благоверного князя Александра Невского», посвященный 275-летию перенесения мощей князя в Петербург.

http://ruskline.ru/special_opinion/kultu...

Что касается планов хотя Святейший отметил, что сделано немало, но я могу сказать, что нам предстоит сделать гораздо больше того, что сделано. И конечно же, мы надеемся, что и в дальнейшем сотрудничество епархии и с властью, и с бизнес-сообществом будет продолжено, для того, чтобы можно было исполнить все задуманное, дать возможность Церкви естественным образом развиваться в нашем обществе и исполнять ее миссию. Троицкому собору Саратова вновь присвоен статус кафедрального. Поясните, пожалуйста, что такое кафедральный собор для епархии? Планируется ли великое освящение верхнего, Троицкого храма? Кафедральный собор это самый главный храм епархии, как правило, самый большой по размерам или исторически значимый. Понятно, что Троицкий собор достаточно невелик, но это, без сомнения, главная святыня нашего города и области. Как вы знаете, Троицкий собор Саратова — одно из старейших сохранившихся зданий Среднего Поволжья. Он был построен в конце XVII века. Этот первый кафедральный храм города Саратова, и у него очень сложная судьба. Совсем скоро в нашем издательстве выйдет книга, посвященная истории собора, и все желающие смогут узнать об этом подробнее. Троицкий собор удивительный памятник, который пережил множество испытаний. Вскоре после его возведения выявилось множество проблем, связанных со сложными грунтами в том месте, где он был построен. Собор неоднократно страдал во время крупных пожаров и несколько раз находился на грани разрушения. На рубеже XVIII-XIX веков было даже принято решение разобрать его «по ветхости», но горожане, которые всегда очень любили этот храм, отстояли его. Новые испытания выпали долю собора в XX веке. Он был закрыт последним, в 1936 году и открыт, вновь стал действующим первым из храмов области в декабре 1942 года. С этого времени и до конца XX века он был кафедральным. Однако в конце 1990-х — начале 2000-х годов собор вновь пришел в аварийное состояние, вследствие чего, по просьбе приснопамятного архиепископа Саратовского и Вольского Александра, статус кафедрального собора на время («до восстановления разрушенного в 30-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора», как сказано в Указе Патриарха Алексия II ) был придан Духосошественскому храму. Сейчас капитальный ремонт Троицкого собора закончен, и Указом Святейшего Патриарха Кирилла ему вновь возвращен кафедральный статус.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208914...

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

В своем выступлении казачий генерал, атаман Мещерского войска, депутат Касимовской Городской Думы Валерий Камшилов сказал, что Запад ведёт против России войну нового типа — ментальную. Задача этой войны — одолеть Россию без единого выстрела, без единого ракетного пуска, свести на нет превосходство России в ракетно-ядерном вооружении. Смысл такой войны — в разрушении глубинных представлений русского народа о себе, о своих литературе, истории, о государственных деятелях и о самом государстве. Если противнику удастся уничтожить глубинные представления народа, которые определяют место этого народа в истории, то исчезнет народ, исчезнет его национальная история. После круглого стола состоялся концерт. О прошедших в Касимове мероприятиях, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому, рассказал в телефонном интервью «Русской народной линии» один из их организаторов, вице-президент РОО «Рязанское Землячество», депутат Касимовской городской думы, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Совета атаманов России, генерал-полковник казачьих войск Валерий Васильевич Камшилов: Более 20 лет тому назад скульптор Вячеслав Михайлович Клыков привёз бюст основателю города Юрию Долгорукому. Но, к сожалению, по объективным причинам в ту пору нам не удалось установить памятник. Однако всё это время меня не оставлял в покое вопрос: почему мы не поставили памятник основателю города? Но вот вчера мы освятили бюст святого благоверного князя Александра Невского, в честь его 800-летия. В тот же день состоялся круглый стол, на котором историками была высказана мысль, что по преданию святой благоверный князь скончался именно в Касимове – Городце Мещерском. Я по жизни исповедую поговорку «один в поле – воин», поэтому всегда беру всё на себя. У меня есть благословение старца Илии (Ноздрина) на будущие проекты. Поэтому я продолжу свою работу. Буду трудиться над созданием и установкой памятника святому князю Андрею Боголюбскому. В этом году исполняется 910 лет со дня его рождения. Также в планах – установка памятника основателю Касимова Юрию Долгорукому. Кстати, по преданию Городец Мещерский основан на сто лет раньше Москвы .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/li...

После ликвидации вражеской блокады ленинградцы уходили вместе с войсками сражаться с врагом. Среди этих бойцов был клирик храма во имя Святого благоверного князя Александра Невского Стефан Козлов, священник Тихвинской церкви села Романишино Лужского района Георгий Степанов. Духовным руководителем и организатором служения Ленинградской митрополии и приходов города в период блокады был Высокопреосвещенный Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский и Новгородский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Все 900 дней блокады он находился со своей паствой. Сам иногда больной, Владыка в любое время дня принимал приходивших к нему мирян и духовенство. Со всеми ровный, приветливый - для каждого он находил ласку, умел ободрить малодушных и подкрепить слабых. Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь, лишая себя, по-христиански делился пищей. Митрополит бесстрашно, часто пешком, посещал ленинградские храмы, совершал в них богослужения, беседовал с духовенством и мирянами, нередко сам отпевал усопших от голода и истощения мирян, не взирая на лица, и обставлял эти погребения особо торжественно. Под сводами Никольского собора люди слушали его проповеди. Архипастырь осажденного города С начала войны богослужения проходили при переполненных храмах. Многие в вере черпали опыт примирения со смертью, опыт вечной жизни и бессмертия души, а через это и стойкость. Архимандрит Владимир (Кобец) вспоминал: " Приходилось служить почти каждый день, я рисковал жизнью под обстрелом, а все таки старался не оставлять богослужение и утешать страждущих людей, которые пришли помолиться Господу Богу... Часто привозили меня на саночках в храм, я не мог идти " . В свои шестьдесят лет отец Владимир по воскресеньям ездил служить в церковь на ст. Лисий Нос, приходилось добираться и под обстрелами, и идти пешком 25 км. Отец Владимир был не только заботливым пастырем, но и состоял бойцом группы самозащиты дома. В справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобец) Василеостровским райжилуправлением, говорилось, что он " активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурство, участвовал в тушении зажигательных бомб " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Санкт-Петербург всегда показывал другим городам внутреннее духовное единение. Ныне идёт борьба добра со злом. Мы видим, что иногда силы зла в виде обмана, лжи, коррупции, злобы, греховных страстей готовы быстро объединиться. Причём, под личиной правды человеческой, земной, отстаивания каких-то прав и свобод. Но, как правило, эти права достаточно эгоистичны. Мы видим, как многие годы в Петербурге господствовала парадигма либерализма, дескать, мы свободолюбивые и покажем всей России, что Петербург – это такая гейропа. А теперь наоборот: Петербург показывает, что это город святых небесных покровителей – Ксении Блаженной, святого благоверного князя Александра Невского, апостола Петра, в честь которого и был назван город Петром Великим, священномучеников и новомучеников Российских. Сотни праведников и святых во всех районах города строили и освящали храмы. Церковь – это духовная доминанты города, его нерв. Это то средокрестие, куда собираются все наши молитвы, отношения, духовные смыслы и через которые мы передаем Господу все наши обращения, чтобы Господь помиловал Петербург, сделал его святым, непревзойдённым, гармоничным и единым – объединил всех через Христа. И Крестный ход это показал. Очень много разных людей, со многими мы не виделись два года из-за коронавирусных ограничений. Поэтому будем надеяться, верить, ждать, любить и знать, что в своё время Господь всё приведёт ко спасению в Истине.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали В России есть дом для жестоких убийц: они там хвастаются делами В Новочебоксарске подростки жестоко избили шестиклассника Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/13/pe...

14 июня в Кронштадте отметили День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Впервые празднование состоялось как общегородской праздник с совершением Божественной литургии на месте разрушенного Андреевского собора, в котором долгие годы был настоятелем всероссийский батюшка. 12 сентября, в день празднования святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялся традиционный общегородской праздник . В этом году он был приурочен к 290-летию перенесения мощей святого в наш город. Вот уже второй год подряд возобновилась традиция крестного хода по Невскому проспекту от Казанского собора к Александро-Невской лавре, начатая в 1743 году, а затем, после революции прерванная, и возобновленная в прошлом году, когда мы праздновали 300-летие старейшего монастыря города. Дорогие участники собрания! Праздничные даты являются не только поводами для торжественных мероприятий, которые, безусловно, имеют значение в деле солидарности общества на основе веры и нравственности, но и возможностью каждому из нас внести свой вклад, участвуя в строительстве или восстановлении храмов, монастырей, открытии социальных и просветительских центров - всего того, что останется после праздника и долгие годы будет приносить пользу людям.  На протяжении года епархия вела конструктивный диалог со всеми заинтересованными в регионе силами, говорила о важности работы в нравственной, просветительской и культурной сфере. Затрагивались вопросы семейного благополучия и профилактики негативных явлений, особенно в молодежной среде. Результатом такого общения стали подписанные договоры с общественными структурами, органами государственной власти, бизнесом. Профильные отделы благодаря этому имеют возможность осуществлять свою деятельность на высоком организационном уровне и с большей отдачей.  Считаю необходимым сказать несколько слов о важнейшей составляющей в деятельности Русской Православной Церкви, которой до недавнего времени с нашей стороны, к сожалению, уделялось мало внимания. Это социальное, миссионерское, катехизическое и молодежное служение.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Сохранились многие примеры из жизни, когда люди в знак особой благодарности Богу за сохранение и продление жизни стали праздновать память святого, которому молились об избавлении от смерти или чья память совершалась в день их спасения в самых разных обстоятельствах (военное сражение, авария, ситуация, опасная для жизни). Считается, что у сербов очень распространена Слава в честь святителя Николая Чудотворца . Существует даже такое выражение: «В день памяти святителя Николая одна половина сербов празднует эту Славу, а вторая идет к ним в гости». В истории описан интересный пример празднования черногорским племенем Васоевичи памяти русского святогоблаговерного князя Александра Невского . По преданию, люди из племени Васоевичей молитвенно обратились к святому Александру Невскому за помощью в борьбе против турок и, получив ее, стали в благодарность отмечать день памяти этого русского святого-воина как Славу своего рода. Память о значительной помощи русских святых бережно сохраняется в сербском народе, а в последнее время можно даже встретить обычай празднования Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского , блаженной Матроны Московской . Есть храмы, где в качестве храмовой Славы совершается память святой Царской семьи . Память о русских святых бережно сохраняется в сербском народе, можно встретить празднование Крестной Славы в честь преподобного Серафима Саровского , Сергия Радонежского Совсем недавно прихожанка монастыря Михольска Превлака (некогда древней лавры) близ города Тиват в Черногории рассказала, что ее прислава – день памяти преподобного Серафима Саровского , которому она благодарна за то, что 15 января, когда русский святой отошел ко Господу, по ее горячей молитве он спас ее от неминуемой смерти в автокатастрофе. Обратившись к истории, мы вспомним события Первой мировой войны. Она была победоносной для сербов, но буквально обескровила страну, ведь в ней погибло почти две трети мужского населения. В особенно решающий и трудный момент для сербской армии, когда она с огромными потерями вынуждена была отступить на греческий остров Корфу, союзники не оказали ей никакого содействия и остались равнодушными к страданиям героических сербских воинов. И тогда в это дело решительно вмешался Русский Император Николай II и заставил союзников прислать корабли для спасения сербов и возвращения их на родину. Во время пребывания на Корфу многие сербы взяли в качестве заветной Славы память преподобного Спиридона Тримифунтского в благодарность за свое спасение от верной смерти.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/krestnaj...

В 1881–1885 годах вновь пришлось проводить крупные восстановительные работы, а колокольню вообще переложить заново, что существенно исказило облик древнего храма. Советское время тоже наложило свой отпечаток на Иоанно-Предтеченскую церковь. Храм вернули Нижегородской епархии в 90-е годы XX века. В июне 2004 года было принято решение восстановить неповторимый облик Иоанно-Предтеченской церкви. Начались строительные работы. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была освящена 4 ноября 2005 года Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II. 19 января 2005 года, в день выхода ополчения из Нижнего Новгорода, на площади перед храмом состоялась торжественная закладка памятника Минину и Пожарскому. Под звуки гимна России с воинскими почестями в нишу на месте установки будущего памятника была опущена капсула с землей из Балахны, где родился Кузьма Минин, и Суздаля – города, где покоится прах Дмитрия Пожарского. Кроме того, в капсуле находилось Послание к потомкам. Этот монумент работы мастерской Зураба Церетели представляет собой уменьшенную копию скульптурной композиции работы Ивана Мартоса на Красной площади в Москве. Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 4 ноября 2005 года при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Рядом с храмом находится часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенная в честь мученической кончины императора Александра II. К осени 2005 года часовне вернули прежний вид. Источник: сайт Нижегородской митрополии http://www.nne.ru/parish.php?id=381 Предтеченская церковь в настоящем своем виде построена в 1683 г. тщанием нижегородского посадского жителя Гавриила Степановича Дранишникова, от коего даны были и две сенокосные пожни за Волгою на поминовение родителей. Но первоначальное построение ее относится к началу XVII ст. В 1621 г. упоминается: «в торгу у Ивановского моста церковь святого Ивана Предотечи древяна, с трапезою и с папертью, а в церкви образа местные, деисус, двери царские и поставные свечи, колокола и всякое строение мирское».

http://sobory.ru/article/?object=01403

С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 году Петропавловский храм стал кафедральным собором. Этого статуса он никогда официально не был лишен, даже когда в XIX веке митрополичья кафедра была перенесена в Казанский, а затем в Исаакиевский соборы. Главный престол храма (с заложенной в его основание по преданию частицей мощей святого апостола Андрея Первозванного) освящен во имя святых апостолов Петра и Павла. В юго-западной части собора, в приделе святой великомученицы Екатерины, находился второй престол храма. По указу Петра I, собор стал усыпальницей русских императоров и членов царской фамилии. Еще при жизни основателя северной столицы здесь были похоронены малолетние дети Петра. А в 1731 году в еще недостроенном соборе у южной стены был похоронен и сам Петр Великий. Место, где находится его надгробие, было выбрано самим государем. Здесь погребены все русские цари династии Романовых, за исключением Петра II и Ивана VI. Всего в усыпальнице к концу XIX века находилось 46 захоронений, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от прочих и выполнены из серо-зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца. В 1901 году к востоку от собора была заложена Великокняжеская усыпальница, которую в стиле барокко возводил архитектор Бенуа по эскизному проекту Гримма. Здесь находился и третий престол собора в честь святого благоверного князя Александра Невского. После революции все могилы и церковный престол в усыпальнице были уничтожены; в здании долго размещалась экспозиция Музея истории города. В мае 1992 года в Великокняжеской усыпальнице после многолетнего перерыва был погребен великий князь Владимир Кириллович Романов, затем перенесен прах его родителей и началось постепенное восстановление утраченных надгробных плит.

http://patriarchia.ru/db/text/3095667.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010