Со временем построены каменные церкви: 1) Соборная каменная с 1754 г. во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: в честь Знамения Божьей Матери (1741г.), во имя Святителя Николая (1755 г.); 2) Каменная колокольня над святыми вратами (1795г.); 3) Каменная церковь во имя Благоверного князя Александра Невского (1796г.) с приделами: в честь Сретенья Господня (1835г.); в честь Покрова Пресвятые Богородицы (1835г.); 4) Каменная церковь во имя Священномученика Антипы (1799 г.); 5) Большой каменный пятиглавый собор в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери (1827г.) с приделами: в честь Преображения Господня да Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Да две каменных часовни: одна в Юрьевце на монастырской земле (ниже города), другая, называемая молельней блаженного Симона, на холме, на месте слияния окружающих монастырь озёр. Основание пустыни относится к первой половине XVII столетия. Она основана вследствие предсказания одного раба Христова, блаженного Симона Юрьевецкаго, что «через сорок лет по кончине на том берегу будет создана обитель на спасение инокам». Блаженный скончался в 1584 г., следовательно, первоначальное основание пустыни должно относится к 1624 г., когда здесь поселилось несколько любителей безмолвно-уединённой жизни. В 1641 г. пустынножители уже имели храм Пресвятыя Троицы с четырьмя приделами. Первоначальником пустыни был первооснователь ея строитель монах Симеон, муж аскетического направления». В 1676 г. в церкви «в олтаре, за престолом образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, в пределе Пресвятые Богородицы Знамение образ Богородицы Знамения, в пределе благоверного князя Александра Невского образ Пречистыя Богородицы Владимирския, в пределе Святого великомученика Антипы образ Пресвятые Богородицы Знамение, в пределе Варлаама Хутырскаго образ Пресвятые Богородицы Одигитрия. В монастыре много книг письменных и печатных. В тёплой церкви Николая Чудотворца образ Пречистыя Богородицы Владимирския». Монастырь владеет многими пашенными, сенокосными и лесными угодьями. «А в монастырь же, строителю з братиею Государева жалованья указана руга по осми рублев на год по Государевой грамоте из приказу Болшого двора за приписью дьяка Смирнова Богданова 162-го году (1654 г.) в Юрьевце Поволском ис таможенных доходов. А под хлеб пашню пашут и всякую работу работают собою и наемными работными людми. У монастыря ж двор конской, да двор скотской, да гумно. А во дворе живут наемныя переменныя люди из найму».

http://sobory.ru/article/?object=38040

8. Бабенко Петр Владимирович, руководитель РОО «Памяти предков будем достойны» (пос. Сиверский, Гатчинский район) 9. Смагина Марина Павловна, директор Музея Ижорской земли и города Колпино (г.Колпино) 10. Бирюкова Любовь Александровна, отдел социальной работы Колпинского благочиния (г.Колпино) 11. Полянский Владимир, почетный гражданин Белозерского района Вологодской области, краевед (пос.Елизаветино, Гатчинский район) 12. Голубятникова Неонилла Дмитриевна, заведующая библиотекой Александро-Невской лавры 13. Андриенко Андрей Анатольевич, руководитель Музея «Князь Александр Невский» 14. Васильев Владимир Анатольевич, писатель, член Союза писателей СПб 15. Березовский Владимир Васильевич, директор Международного центра развития социально-значимых проектов «Святые лавры Руси Православной» 16. Днепров Сергей Егорович, директор ООО «УНИКОН» 17. Столбова Валентина Петровна, директор Музея Самсона Суханова и каменотесов его времени 18. Кульматицкий Сергей Константинович, руководитель ОО «Сиреневая Гатчина» Отметим, что это заседание было организационным и желающие участвовать в работе Клуба смогут присоединиться к начатой работе, и сделать это можно на любом этапе создания и функционирования Клуба. На заседании со вступительным словом выступил игумен Макарий (Зеленков). Он рассказал о пожеланиях инициатора создания Лаврского исторического клуба – Наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария. По замыслу Владыки Назария Лаврский исторический клуб должен заниматься изучением истории Невского края. Прежде всего, конечно же, на повестке должны стоять вопросы изучения истории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, жизни Святого благоверного великого князя Александра Невского и истории Александро-Невского братства и сопутствующая тематика. Но и «заужать» работу Клуба не стоит. Надо в широком контексте смотреть на изучение историко-культурного и духовного наследия Невского края, да и историю становления Православия в целом на Северо-западе России. Особый акцент надо будет членам Клуба сделать на практической работе с православной молодежью. Приобщение молодежи к изучению истории своей Малой Родины и нашего Отечества – задача архиважная!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/po...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

http://ok.ru/ekskursovod/topic/63025565562261 Появление первой церкви всегда было важным событием в истории села, поселка или города - именно тогда это поселение получало официальное признание. Так было и в Ново-Александровской слободе, получившей в 1842 г. статус уездного города и новое название - Мелитополь. Первоначально здесь был построен в 1816 г. прихожанами молитвенный дом; потом в 1830 г. построен был настоящий собор, каменный с деревянным куполом. Храм рос вместе с городом, в 1857 г. он распространен пристройкой двух приделов на средства почетного гражданина Н. Кроткого, при пособии прихожан. Главный престол - во имя святого благоверного князя Александра Невского, а остальные два - в честь Покрова Божьей Матери и во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1861 г. храм получил имя: он был освящен как православный собор Александра Невского. В 1870 г. построена каменная колокольня. Причт: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1300 р. и 120 десятин земли. Настоятель живет в собственном доме, один из псаломщиков в церковном, а прочие члены причта - в наемных квартирах на средства собора. Приход: город Мелитополь, где между православными живут католики, лютеране, меннониты, армяно-григориане, евреи, караимы и татары, и две пригородные слободы - Кизияр и Песчаная, населенные малоросами. Прихожан 2 649 + 2 236=4 885. Духоборцев 7 + 9. Молокан 9 + 9. Главное занятие прихожан - земледелие; но они же имеют сады и виноградники. Состояние их достаточное. Домовая церковь - в здании реального училища, освященная 12 февраля 1875 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Причт: священник и псаломщик. Прихожане: учащиеся и служащие в училище. Их 94 + 94. Духоборцев 5 + 2. Из мелитопольского духовенства: протоиерей окончил курс в семинарии со званием студента, а оба священника - воспитанниками. О некоторых сторонах жизни собора рассказывают так называемые клировые ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. На пожелтевших от времени страницах, исписанных порой не очень разборчивым почерком, собраны сведения о том, когда был построен собор, какие здания и земельные владения ему принадлежали, характеристики священнослужителей и другая информация. Эти данные собирала Таврическая духовная консистория — учреждение, управлявшее церквями и осуществлявшее суд над священно-служителями.

http://sobory.ru/article/?object=51692

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году. Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

Правящий архиерей подчеркнул, что жизненный пример святого великого князя особенно важен в столетнюю годовщину трагических событий, потрясших Отечество. Тогда предлагался новый, коммунистической «идеал» человека, который мог бы изменить мир собственной силой, отвергая помощь Божию. Последствия той ошибки мы до сих пор исправляем. Владыка пожелал соотечественникам, вдохновляясь жизнью святого Александра Невского, «возрастать в вере и единомыслии, совершая труды на благо Отечества и родного города с усердием и жертвенностью». Перед петербуржцами и гостями города выступил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко. «В каждом народе есть свои герои, овеянные ореолом святости. Для нас таким героем является святой благоверный князь Александр Невский. В годы его служения Отечеству на долю нашей страны выпали тяжелейшие испытания: внутренние распри и внешняя агрессия поставили нашу страну на грань выживания. И дело даже не в том, что мы могли потерять свою территорию, главная опасность заключалась в том, что мы могли потерять свою духовную идентичность, а значит просто перестать быть единым русским народом», - считает градоначальник. «Но великий полководец, мудрый государственный деятель, замечательный дипломат святой благоверный князь Александр Невский, -продолжил он, - нашел тот единственно правильный путь, благодаря которому наш страна выстояла, победила и сохранила свою православную идентичность. Его многочисленные потомки следовали этим курсом и создали великое государство – государство, которое уважают и чтят во всем мире, государство, которым, мы с вами, дорогие друзья, гордимся». Георгий Сергеевич отметил, что «святого благоверного князя Александра Невского, естественно, чтут не только в нашей стране и не только в нашем городе, а его чтут все православные люди всего мира. Но все-таки особо его чтут здесь, в Санкт-Петербурге, потому что именно с Невской землей, северо-западом России, были связаны годы его служения Отечеству, его громкие победы, незабываемые сегодня. И тем путем, который указал Александр Невский, шли наши руководители, в том числе и Петр Великий, который основал здесь, на берегах Невы, Санкт-Петербург, который в семилетней войне победил самую мощную в те времена державу Европы».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/12/se...

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виталий Колмык, настоятель храма благоверного князя Александра Невского г. Темрюка. По окончании Литургии было совершено славление Собору святых Кубанской митрополии, Святейший Владыка прочитал молитву. Епископ Новороссийский и Геленджикский Феогност приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству старинный образ Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал икону блаженной Матроны Московской. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к помощи в строительстве храмов на территории Новороссийской епархии и помощи в строительстве храма святого равноапостольного князя Владимира г.-к. Анапы Краснодарского края наград были удостоены: В благодарность за труды на благо Церкви епископу Новороссийскому и Геленджикскому Феогносту Святейший Патриарх Кирилл вручил памятный крест. Клирикам епархии Предстоятель передал служебники. Всем участникам богослужения были вручены иконки Собора Кубанских святых с Патриаршим благословением. По окончании Литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение закладного камня в основание строящейся православной общеобразовательной школы при храме святого равноапостольного князя Владимира в Анапе. Затем Святейший Владыка посадил на территории храма красный дуб. Здание храма равноапостольного князя Владимира является частью православного просветительского комплекса, включающего также не имеющий аналогов в России так называемый семейный Крещенский парк. По замыслу организаторов, «семейные» деревья, высаженные в этом парке, будут носить имена супругов и в будущем фамильные деревья станут центром притяжения для следующих поколений их семей. Данная просемейная инициатива города-курорта Анапы является откликом на призыв Президента России уделять особое внимание улучшению демографической ситуации и укреплению семейных ценностей в стране. 

http://patriarchia.ru/db/text/6064165.ht...

После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет. Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852–54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора. В 1865-66 годах были освящены еще два храма – надвратный Введенский и во имя святого Феодосия Тотемского. Через пятнадцать лет, в 1881 году на самой удаленной от города Малобулзинской заимке была заложена каменная церковь во имя святого праведного Симеона Верхотурского. В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году. Современное состояние [ править править код ] Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден. 19 мая 2013 года, после освящения Александро-Невского собора Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил впредь именовать обитель Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Главный праздник обители — день Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля). Настоятельница монастыря — игумения Домника (Коробейникова). Храмы [ править править код ] Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Тихвински...

Сегодня по милости Божией именно на этом месте я совершил вместе со всеми вами освящение великой воссозданной святыни земли Русской. Храма святого благоверного князя Александра Невского на героической земле Царицына — Сталинграда — Волгограда. Города, носившего разные названия, но в каждом из них отразились тот героизм, та любовь к Отечеству, то мужество, которое люди, созидавшие и защищавшие этот город, несомненно проявляли в полной мере. Сегодня храм воссиял над городом своими куполами и крестами, и верим, что Александр Невский, защитник земли Русской, будет отныне вместе со всеми вами, дорогие волгоградцы. Вы возжелали, чтобы собор в честь его имени стоял в этом историческом месте, а значит, Александр Невский будет особенно открыт к вашим молитвам. И это не общая фраза — это то, что реально запечатлено в духовном опыте людей. Когда мы с верой обращаемся к Богу, к святым, мы получаем ответ на наши молитвы. Только одно маленькое условие: мы не должны сомневаться, мы не должны уподобляться апостолу Петру. Увидев Спасителя, идущего по волнам, апостол вскричал: «Учитель! Я хочу пойти к Тебе!» Господь просто сказал: «Иди», тот вышел из лодки и пошел, но убоялся страшного ветра и волн, потерял веру и стал тонуть (см. Мф. 14:24-33). Образ тонущего апостола Петра должен всегда быть в нашей памяти. Мы никого не должны стесняться — мы должны открыто исповедовать свою веру, как это делает и глава государства, и многие выдающиеся сыны Отечества. Это и будет нашим ответом на милость, которую Господь излил на Волгоград через строительство этого дивного собора. Собор должен наполняться людьми, здесь должно стучать сердце волгоградской церкви, потому что кафедральный собор — не просто символ, но и духовный центр. Хотел бы еще раз выразить благодарность и в знак моего особого отношения к этому месту, с которым я оказался связан по жизни, не будучи рожденным в вашем городе, преподнести свой келейный образ святого великого князя Александра Невского. Этот старинный образ, созданный задолго до революции, некогда был храмовым. И когда я раздумывал о том, что же вам подарить, я решил подарить этот образ из своей кельи — здесь он будет более уместен. Александр Невский — покровитель и Волгограда, и моего родного города Санкт-Петербурга. Должен сказать, что это великий покровитель, он действительно помогает, — даже по истории Санкт-Петербурга могу об этом с ответственностью свидетельствовать. Пусть этот образ находится здесь, владыка, в этом храме.

http://pravoslavie.ru/141859.html

В алтаре храма хранится старинная икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» (примерно XIX века), которая была передана таможенной службой для храма МЧС. Икона оказалась у таможенников в ходе конфискации груза вывозимых из России ценностей. А 29 июля 2012 года храм обрел еще одну икону «Неопалимая Купина», уже современной работы. Но обрёл её поистине удивительным, чудесным образом. Казалось бы, история этой иконы была проста. Начальник части, капитан внутренней службы Вячеслав Андреевич Литвинов для 28 пожарной части приобрел икону в магазине города Калининграда во время своего отпуска. Икона изготовлена из янтаря в единствен- ном экземпляре. В начале марта 2012 года икона была привезена в Санкт-Петербург и освящена в ближайшем от пожарной части храме св. Илии Пророка. Однако накануне описываемого дня настоятелю храма позвонил сотрудник 28 пожарной части ФГКУ 16 отряда Красногвардейского района старший лейтенант Владимир Сергеевич Клеменов и сообщил, что икона Божией Матери «Неопалимая Купина», находящаяся у них в спальном помещении отряда, вся мокрая и что из нее исходит прозрачная вода горько-соленого вкуса. Он просил отслужить перед образом Божией Матери молебен. Необычное явление сотрудники заметили 24 июля, когда на обоях стены под иконой образовалось большое мокрое пятно. С благословения настоятеля храма Георгия Сычева священник Сергий Рысев посетил 16 отряд пожарной части, отслужил водо- святный молебен перед образом. Но слезы из глаз Богоматери не перестали истекать. Тогда было решено перевезти икону в храм для поклонения верующим. Перед Образом Божией Матери в храме совершались молебны. Через три дня слезотечение прекратилось. 19 августа в воскресный день на Преображение Господне у Божией Матери снова на глазах появились крупные слезы. Через неделю снова все повторилось. О чем тогда плакала Божия Матерь «Неопалимая Купина»? Не оплакивала ли Она тех, кто отошел ко Господу, перешагнув через огненную бездну? Наружные стены Храма украшают мозаичные иконы Николая Чудотворца, Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Святых князей Бориса и Глеба, Святого Благоверного Князя Владимира, Святой Равноапостольной Нины, Спаса Нерукотворного и, конечно же, Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Их выполнил художник-мозаичист Владимир Леонидович Хвостик. Все они созданы на добровольные пожертвования. В дальнейшем планируется создать образы и других святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_и...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010