К концу XIX века москвичи забыли о монастыре настолько, что в газетах за 1883 год даже перепутали название, называя его Алексеевским. Территория монастыря осталась незастроенной, а вокруг были построены, в основном, здания с торговыми лавками и гостиницами. Рядом проходила главная улица города – Тверская, отделяя Моисеевскую площадь от знаменитого Охотного ряда – самого бойкого торгового места старой Москвы. Охотнорядцы считали площадь частью Охотного ряда, хотя торговли на ней почти не проводилось. На стороне площади, там, куда выходила Моховая улица, располагалась одна из самых шикарных гостиниц Москвы «Националь». Напротив нее стоял большой четырехэтажный дом купца Корзинкина, обхватывавший площадь с двух сторон. В нем размещались магазины, дешевые трактиры, дешевые меблированные комнаты и даже общежития для подсобных рабочих лавок Охотного ряда. Но фасады здания, выходившие на площадь, были достаточно репрезентабельными. В 1878 г. Общество поощрения трудолюбия в Москве задумало создать приют для увечных воинов, ветеранов русско-турецкой войны и сиротский дом для детей, чьи отцы погибли на войне. Оно же предложило построить часовню в память о войне, и личном участии в ней императора Александра II. Часовня должна была носить имя святого покровителя императора благоверного князя Александра Невского. Члены Общества поощрения трудолюбия в Москве, находившегося под покровительством императрицы Марии Федоровны, обратились через московского генерал-губернатора князя В.А. Долгорукова за разрешением к императору Александру II, который инициативу одобрил. Московский митрополит Макарий благословил начинание. В декабре 1879 г. составили комиссию для создания часовни под председательством князя В.А. Долгорукова, при участии членов Общества поощрения трудолюбия А.Н. Стрекаловой (председателя общества), С.П. Катковой, В.И. Ахшарумова, В.К. фон Мекка, С.М. Третьякова и других. Эта комиссия нашла место для часовни на Моисеевской площади, разработала программу для конкурса проектов, занималась сбором средств на строительство. Было собрано 25 044 рубля добровольных пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=34952

Однако не будем забегать вперед и разберемся во всем по порядку. К началу Февральской революции 1917 г. останки князя находились в столице империи — в Петрограде, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Их непосредственным хранилищем была серебряная рака — произведение ювелирного искусства, вклад императрицы Елизаветы Петровны. О состоянии мощей ничего не было известно даже представителям высшего духовенства. Летом 1917 г. это стало своего рода проблемой, поскольку встал вопрос о гипотетической эвакуации из города . Необходимо было понять, насколько сложно в случае необходимости вывезти из Петрограда святыню — мощи князя. Чтобы выяснить это, 27 июня 1917 г. по инициативе Синода было осуществлено тайное вскрытие раки. О подробностях известно благодаря дневниковым записям С.П. Каблукова (1881—1919) , который буквально на следующий день зафиксировал рассказ лично присутствовавшего там епископа Сердобольского Серафима (Лукьянова). Соответствующий отрывок из этого дневника опубликован, поэтому, не останавливаясь на нем подробно, перескажем его содержание в двух словах . При осмотре выяснилось, что останки (и это было совершенно ожидаемо) сохранились в виде отдельных костей. Они были как бы вмонтированы в искусственно сформированный каркас, символизирующий тело святого. Для этого были использованы мешочки с ватой, а модель головы отлита из воска. В нее также была вставлена часть черепной кости. Помимо этого, в раке был найден документ — небольшая записка, датированная 1681 г., в которой сообщалось, что мощи в тот год пострадали от очередного пожара, после чего были вновь собраны и возвращены в раку. Синод, получив соответствующий доклад, принял решение о переоблачении мощей: надлежало удалить посторонние предметы (кроме записки), сами останки положить в небольшой ковчег-ларец и поместить его обратно в серебряную раку. Все это было исполнено 24 июля 1917 г. (промедление связано с очередным политическим кризисом — развернувшимися в начале июля антиправительственными выступлениями). Представители духовенства, выполняя данное поручение, подписали акт, который также поместили в ковчег. В нем говорилось: «1917 года июля 24-го дня мы, нижеподписавшиеся: Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский, Вениамин, архиепископ Петроградский и Гдовский, архимандрит Артемий и ризничий Александровской лавры архимандрит Амвросий производили осмотр останков святых мощей благоверного князя Александра Невского, почивающих в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, причем святые мощи были положены в новоустроенный кипарисовый ящик…» . Добавим к этому, что, согласно сообщению С.П. Каблукова, ларец был вкладом упомянутого в акте архимандрита Амвросия (Чурилина).

http://bogoslov.ru/article/6170493

Но пока что по числу фигур это беспрецедентно подробное в современной отечественной монументалистике творение, апеллирующее к событиям столь далеких времен. Что же касается деталей обмундирования и одежды, каждая из них, по словам заместителя председателя РВИО Николая Овсиенко, тщательно выверялась специалистами по военной истории XII века. Целая серия монументальных сооружений, посвященных памяти святого благоверного князя Александра Невского, к празднику открылась в Ленинградской области. Главное из них — мемориальный комплекс у знаменитых Саблинских пещер возле города Никольское, что в Тосненском районе. Как говорит житие, именно здесь князь молился непосредственно перед Невским сражением. Памятник окружен новым историко-мемориальным парком площадью пять гектаров в форме креста с часовней в центре. Кроме того, небольшие бюсты Александра Невского появились в крепости Копорье (Ломоносовский район), которую он отвоевал у шведов, и в Никольском скиту Александро-Нев­ской лавры (Кингисеппский район), где полководец с войском проходил во время похода 1256-1257 годов в Южную Финляндию. Дмитрий Анохин Ледовое побоище произошло на Чудском озере 5 (12) апреля 1242 г. В битве приняли участие новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского с одной стороны и войска Ливонского ордена с другой. Неприятель был окружен русскими с флангов и уничтожен. В том же году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних территориальных приобретений на Руси. Где памятники Александру Невскому уже открыли минувшим летом: 1. Расположение: Москва, Зеленоград, Александро-Невский храм . Описание: ростовая фигура 2,7-метровой высоты. Авторы: Александр Раптовский, Владимир Сапрыкин, Алексей Дубин, Салават Щербаков, Алексей Харченко. Чем запомнится: в одной руке князь держит шлем, в другой — воинское знамя на длинном древке; все детали оружия и облачения воспроизведены с максимальной исторической достоверностью. 2. Расположение: Брянск, Свято-Троицкий кафедральный собор. Описание: бюст трехметровой высоты. Автор: Анатолий Дементьев. Чем запомнится: памятник установлен по инициативе депутата Госдумы Николая Валуева и депутата областного парламента Михаила Иванова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853981...

Ныне при храме создана община. В 2004 году восстановлен крест, с 2005 года совершаются молебны на престольные праздники. Планируется, что Морской собор будет полностью восстановлен к 2013 году. Недалеко от Морского собора в центре Кронштадта стоит красивый каменный собор Владимирской иконы Божией Матери . Это один из старейших храмов города. Первое упоминание е нем относится к 1728 году. Изначально храм был деревянный, но после пожара 1824 года был заложен каменный храм в 1875 году и освящен в 1880. В 1990 году собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Санкт-Петербургской епархии. С того времени в храме были проведены огромные ремонтно-восстановительные работы. И сейчас вид храма радует сердце каждого православного христианина, а в самом храме регулярно проводятся богослужения. Дореволюционный период Кронштадта был славен мощным православным трезвенным движением. С 1905 года в Кронштадте действовало Свято-Троицкое братство трезвости. С самого основания братства трезвости его члены предполагали создать свою домовую церковь, но только в 1917 году храм был освящен в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Домовая церковь была устроена в одном из помещений здания братства. До настоящего времени здание не сохранилось. В Кронштадте также действовало отделение Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, основателем которого был знаменитый священник-трезвенник Александр Васильевич Рождественский. Это отделение действовало при эстонской Крестовоздвиженской церкви, и возглавил его настоятель, новомученик, протоиерей Николай Симо . Братство имело свой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм и здание Кронштадтского отделения Александро-Невского братства трезвости не сохранились. Но до настоящего сохранился времени Крестовоздвиженский храм, он расположен недалеко от собора Владимирской иконы Божией Матери. Православные трезвенники помолились у его стен храма новомученику протоиерею Николаю и возгласили вечную память православным трезвенникам Кронштадта.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Когда мы сюда приехали Богоявленский кафедральный собор не имел купо­лов и межэтажных перекрытий. После революции в этом храме располагался завод резиновой обуви, поэтому верхнюю часть собора вместе с колокольней снесли, своды разрушили, а в стенах проделали большие проемы, в которые заезжали вагонетки с сырой резиной. Весь комплекс исторических зданий Томской Духовной Семинарии также принадлежал заводу. К нашему приезду завод был уже переведен в другое ме­сто, но все здания оставались в прежнем разоренном состоянии. Сегодня возрожден­ный Богоявленский храм сияет первозданной красотой. За эти годы практически из руин возродилась Томская Духовная семинария, ректором которой был также на­значен Владыка. Наша духовная школа переехала из крайне ветхого домика на улице Герцена при храме святого Александра Невского на свое историческое место - в отреставрированные корпуса близ кафедрального собора. В корпусах заново обо­рудованы два этажа келий для семинаристов, учебные аудитории, актовый зал, биб­лиотека. В библиотеке Владыке удалось собрать значительное количество  дорево­люционных изданий. Нам регулярно возвращает их Томский государственный уни­верситет, в фонды которого они были изъяты после революции. По ходатайству ар­хиепископа Ростислава губернатор передал епархии старинный двухэтажный особ­няк - здание бывшего областного статистического управления на проспекте Ленина. - Как сегодня строятся отношения епархии и местной власти? - У Владыки очень тесные и дружеские отношения с губернатором Томской об­ласти Виктором Крессом. Всякое обращение Владыки находят у него понимание и поддержку.  Мэр города Томска Александр Макаров в целом тоже положительно от­кликается на наши нужды. Он нередко сам принимает участие в богослужениях. Ря­дом с Мэрией находиться храм святого благоверного князя Александра Невского и глава города профинансировал работы по реставрации этого храма. Совсем недавно на храм установлены новые позолоченные купола. Мэрия участвовала в строитель­стве часовни в честь Преображения Господня, посвященной памяти ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. У нас в городе есть общественная организация Союз-Чернобыль, многие из членов этой организации сегодня представляют Том­ский бизнес, многие находятся во власти, например, главный архитектор города Томска. Он и убедил мэра помочь. Благодаря их совместным усилиям в августе 2003 года в Томске появилась эта часовня.

http://pravoslavie.ru/4602.html

29 апреля 1758 года случился страшный пожар. От сильного ветра огонь быстро распространился и истребил почти все деревянные постройки города. Утварь и иконы из храмов и монастыря успели вынести, но обе деревянные церкви села Коврова сгорели. Новую каменную церковь Рождества Христова освятили только 12 июля 1784 года, куда и поместили Тихвинскую икону, а на месте Тихвинского храма поставили каменную часовню. До возобновления Тихвинской церкви дело дошло после того, как город Макарьев стали отстраивать по новому плану, утверждённому в 1802 году императором Александром I. Храм на центральной площади города решили поставить в конце XIX века. Заложен он был в середине 1890-х гг. и строился «всем миром», тщанием прихожан – жителей города всех слоёв и сословий и на средства «сторонних доброхотных да?телей». Участие принимали все жители, кто финансами, кто своим ремеслом, кто своим трудом – кто чем может и на что способен. Кирпич применялся местного производства, очень высокого качества. В 1906 г. строительство закончили и храм освятили. Главный престол собора посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, правый – святому благоверному Князю Александру Невскому, левый – Святителю Николаю. Придел в честь святого благоверного князя Александра Невского был посвящён 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Новый храм получил статус собора города Макарьева, а храм в честь Рождества Христова был обращен в приходскую церковь. С того времени храм на площади стали называть «новым собором», а храм Рождества Христова – «старым». Первым настоятелем Тихвинского собора стал протоиерей Иоанн Стафилевский. Монументальный храм из красного кирпича в формах русского стиля был завершён пятью шатрами, один из которых служил колокольней. Шатры венчали позолоченные луковичные главки. Куполам вторила высокая крыша над западной папертью. Особую нарядность зданию придавали детали из белого камня, включённые в декоративное убранство стен. Покатые скаты кровли шатров и входной паперти были расписаны «в шашку». И внешний вид и внутреннее убранство, даже после закрытия храма до его переделки, восхищали понимающих людей. Постановка собора в центре торговой площади имела большое градостроительное значение. Величественное сооружение открывалось в перспективе всех лучевых улиц города. Столь значительное по убранству, размеру и расположению здание диктовало применение подобного стиля и формы для других городских сооружений, формируя единый архитектурный ансамбль центральной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03652

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга и петербургского оргкомитета празднования юбилея Александр Бельский отметил слаженную работу городских комитетов и глав районов в организации мероприятий, обратил внимание на реализацию программы реставрации лавры, рассчитанной на десять лет. «Все предпринимали большие усилия, работы было сделано много. Сила духа, которую в нас вселял Александр Невский, поддерживала нас, и все мероприятия, которые планировались, были реализованы. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы показать нашей молодежи значимость фигуры Александра Невского как в духовном, так и в историческом плане. Были найдены удачные формы подачи информации для молодежи. Уровень охвата аудитории в юбилейном году был высоким», — сказал Александр Бельский. Председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Сергей Макаров рассказал о подготовке нескольких объектов Александро-Невской лавры к празднику: реставрационные работы были проведены в Семинарском корпусе с южными воротами, были отреставрированы подпорная стена, отделяющая восточный двор лавры от Никольского кладбища, подпорная стена вдоль набережной Монастырки, облагорожен Митрополичий сад и сделана косметическая реставрация фасадов церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, Духовского корпуса, надвратной церкви и Свято-Троицкого собора. Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Владимир Рябовол отметил, что сотрудники комитета и представители СМИ провели серьезную работу по освещению всех мероприятий, который были организованы в городе, прежде всего — трансляций на городских и федеральных каналах. Крестный ход дополнительно транслировался на электронных экранах, расположенных на основных магистралях и площадях города. На канале «Санкт-Петербург» выходило еженедельное обозрение, которое освещало события, связанные с именем великого князя. Кульминационными событиями стали телемосты, которые проводились 5 апреля, в день памяти Ледового побоища, совместно с Ярославлем, и телемарафон 22 мая. Проект объединил не только регионы России, но и другие страны. В социальных сетях также размещалась вся актуальная информация о событиях, посты и видео набрали более миллиона просмотров. В рамках международного книжного салона, который проходил в Эрмитаже, прошло большое количество круглых столов и тематических конференций. Была организована медиа-экспедиция по местам, связанным с жизнью святого.

http://patriarchia.ru/db/text/5873223.ht...

О княжеском статусе «Вещего» Олега Полознев Дмитрий Федорович, кандидат исторических наук Кем, когда и зачем был основан город Ярославль Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск) «Переславль-Залесский – родина Александра Невского»: презентация издания, приуроченного к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя в 2021 году. Перерыв 15 мин. Морозова Людмила Евгеньевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН (г. Москва) Московские князья – потомки великого князя Александра Невского Смарагдова Марина Павловна, Городской телеканал, редактор специальных проектов (г. Ярославль)  Смарагдов Андрей Николаевич, директор Издательского дома «Ярослав Мудрый» (г. Ярославль) Издательский проект «Звезда моя, крепость». Опыт культурного осмысления исторического наследия» Серова Ирина Александровна, старший научный сотрудник Музея истории города Ярославля Ярославль и война Петра Великого: к вопросу о шведских военнопленных Лушников Александр Александрович, кандидат исторических наук, докторант Пензенского государственного университета, член Общественной палаты Пензенской области «Слово Григория об идолах» – древнерусский или южнославянский памятник? Карпов Александр Владимирович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург) Языческие древности Ростово-Ярославского края в историко-краеведческих трудах А. А. Титова Левагина Светлана Николаевна, ведущий методист научно-методического отдела Областной юношеской библиотеки им. А. А. Суркова (г. Ярославль) Былинные поленицы «ярославовых времен» Перова Екатерина Юрьевна, кандидат культурологии, доцент Московского государственного лингвистического университет Методы изучения и сохранения культурного наследия в дореволюционной России Кривошеева Юлия Александровна, старший преподаватель Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова Индустриальное наследие Ярославской области: проблемы сохранения и использования

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

Пользуясь таким положением дел, хищные соседи вторгались в пределы России, разоряли все, что оставалось нетронутым во время междоусобиц, забирали имущество и отводили в плен жителей. Так, с юга постоянно нападали половцы, кочевавшие в нынешних степях Новороссийского края, с юго-запада венгры и поляки, с запада особенно Литва, – в то время еще грубые язычники. Между тем на северо-западе утвердился орден Меченосцев, который хотел расширить свои владения и обратить русских в латинскую веру. Нападения их преимущественно были устремлены на Псков и Новгород, славные торговлею. Этим городам, с принадлежащими к ним землями, грозила опасность и от шведов, также желавших распространить свои владения за счет России. Тогда как враги с тех сторон облагали Россию, с востока явилась еще более страшная гроза. В 1237 и 1238 годах вторгнулись в Россию огромные полчища язычников-татар, и прошли ее вдоль и поперек, разрушая города, храмы, обители и селения, избивая жителей. Только Новгород с ближайшими его окрестностями уцелел от разгрома. К довершению бедствия, среди такого разорения, князья, уцелевшие от меча татарского, продолжали враждовать между собой, оспаривая друг у друга обгорелые развалины городов. Россия сделалась данницею татар. Языческая вера и языческие обычаи их грозили подавить христианство в России. В это тяжелое время Бог воздвиг в Русской земле благопотребного для нее мужа св. Князя Александра Невского. Бороться с татарами Россия была не в силах, а потому ничего не оставалось, как только покорностью им избавиться от новых разорений и вместе с тем удалить их от внутренних дел России, чтобы нравы и обычаи их не оказали влияние на народ русский. В то же время благоразумие требовало: сохранением внутреннего мира России и утверждением в нем духа христианского благочестия, собирать и укреплять силы народа, полагать начало его единству, ободрять его надеждою освобождения и неуклонно заботиться об отражении других врагов, которые с севера и запада нападали на Россию. Князь Александр Невский поставил задачею своей жизни совершение именно этих великих дел, достойных вечной памяти и славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Возрожденная епархия несет Свет Христов людям, служащим в Вооруженных Силах и правоохранительных органах. Правящий архиерей и священнослужители посещают воинские части, проводят богослужения и духовно-просветительские беседы с командным составом, рядовыми военнослужащими и защитниками правопорядка. Заключены соглашения о сотрудничестве с отрядом пограничного контроля " Белгород " , отрядом спецназа " Сокол " , с белгородской таможней. Освящена православная часовня на территории Белгородского юридического института МВД России и Крестовоздвиженская часовня на территории музея УВД в память о сотрудниках милиции, павших при исполнении служебного долга. Духовно-нравственным воспитанием молодежи занимается созданный в ноябре 1995 года при Михайловском храме г.Белгорода Православный Молодежный Миссионерский Центр во имя святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары. Сотрудники этого Центра выступают с православными программами и беседами в вузах города, проводят еженедельные собрания в Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), выпускают газету " Свет Христов " . Дети и молодежь - наше будущее. Их православное воспитание является одной из важнейших сфер деятельности епархии. В 1995 году была открыта Белгородская Православная гимназия во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, 1998 году - Старооскольская Православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского. Летний отдых детей организуется в детском православном лагере " Пчелка " г.Шебекино , подростковом лагере " Белгородская черта " , в профилактории Лебединского ГОКа " Лесная сказка " , других детских лагерях отдыха в благочиннических округах епархии. Организуются паломнические поездки детей и подростков в Крым, а также по святым местам Москвы, Дивеева, Курской, Воронежской и Белгородской областей. Активно действует созданный при Тихвинском храме г.Шебекино Детский Православный Миссионерский Центр во имя благоверного царевича Димитрия. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Белгород

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010