Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в соборной церкви Рождественского монастыря города Владимира (ныне там установлен памятник святому князю; еще один памятник установлен в городе Переяславле-Залесском) было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно»: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Почитание благоверного князя началось сразу же по его погребении. Великий князь Иоанн Иоаннович (1353–1359) в своем духовном завещании, писанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363–1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону Святый Александр». Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, перед Куликовской битвой – в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. К молитвам святого князя, прославившегося обороной Отечества, русские полководцы прибегали и во все последующие времена. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую, северную столицу, Петербург, расположившуюся на берегах Невы. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

По окончании литургии, Святейший Владыка посетил Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, где поклонился мощам святого праведного Иоанна Кронштадтского. Затем Его Святейшество направился в Александро-Невскую лавру, где поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и совершил заупокойную литию на могиле митрополита Никодима (Ротова). Вечером 5 декабря 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Калининград. В аэропорту его встречали епископ Балтийский Серафим, губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, епархиальное духовенство. 6 декабря 2014 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения храма благоверного князя Александра Невского в Калининграде и возглавил Божественную литургию в нем, а 7 декабря 2014 года — в кафедральном соборе Христа Спасителя города Калининграда. Его Святейшеству сослужили епископ Балтийский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епархиальное духовенство. В ходе своего визита в Калининградскую епархию Святейший Патриарх Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, встретился с губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым и осмотрел место строительства храма святых праведных Иоакима и Анны в поселке Большое Исаково Гурьевского района Калининградской области. Вечером 7 декабря 2014 года Его Святейшество прибыл из Калининграда в Санкт-Петербург, где посетил Иоанновский женский монастырь, а также Александро-Невскую лавру, Никольское и Большеохтинское Георгиевское кладбища. 8 декабря 2014 года Святейший Владыка совершил великое освящение храма преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе и освящение памятника игумену Земли Русской. Затем Предстоятель Русской Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана и епархиального духовенства совершил Божественную литургию. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета Сергиевского храма в Царском Селе, министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3891450...

Источник информации - Храм строился с 1903 по 1914 гг. Инициатор строительства – гласный городской Думы, Сергей Петрович Сигов. Он же и сделал первое пожертвование. Воспоминания о нем оставил его сын, писатель Павел Сергеевич Сигов. Красноуфимская городская управа решила строить храм в память Александра II (царя-освободителя, убитого народовольцами), в 1881 г. Но необходимая сумма была собрана только к 1903 г. Проект храма и смета выполнены безвозмездно племянником С.П. Сигова, пермским архитектором Дмитрием Павловичем Рябовым. Дмитрий Павлович – выпускник Академии Художеств, вошел в историю как автор этого храма, церкви Покрова в с. Рыбацком, и дома, в котором сейчас находится квартира-музей Федора Шаляпина (оба объекта - Санкт-Петербург). В народе церковь сразу получила название «Красная» – так как была построена из красного кирпича и не была оштукатурена. И вопрос не в деньгах на покраску – кирпичный стиль с отсылками к архитектуре русских храмов XVII в. был модным в начале XX в. В 1930 г. храм был закрыт, и вскоре здание передали местному краеведческому музею. И именно это спасло здание от разрушения. Мало того, только благодаря директору музея и его сотрудникам в 1978-1979 г.г. была проведена реставрация здания. Трудно представить – в конце 70-х годов здание церкви реставрируется. Интересная деталь, цитата: «один из вопросов реставрации был связан с очисткой фасадов. Решили чистить вручную наждачной шкуркой, и затем поверхность кирпичей покрыть раствором жидкого стекла, чтобы создать водоотталкивающий слой и сохранить естественный цвет кирпичной кладки». В результате сейчас мы можем видеть в Красноуфимске замечательный образец обращения к допетровской храмовой архитектуре таким же, каким он был построен. История храма, освящённого в честь святого благоверного князя Александра Невского, в городе Красноуфимске началась на заседании Собрания Красноуфимской Городской Думы 18 октября 1880 года. Строительство церкви А. Невского в Красноуфимске тесно связано с представителем рода Сиговых - Сергеем Петровичем (1823-1905 г.г.), гласным Городской Думы, который 18 октября 1880 года на очередном заседании Городской Думы выступил с заявлением о том, что 19 февраля 1880 года исполнилось 25 лет благополучного царствования Государя Императора Александра II, освободившего крестьян России от крепостной зависимости. 14 сентября 1902 года в день Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня, после Божественной Литургии в местном соборе с благословения Преосвященного Иоанна Епископа Пермского и Соликамского с крестным ходом из собора на место предполагаемой постройки храма была перенесена Икона святого благоверного князя Александра Невского и совершен молебен с водоосвящением в построенной на этом месте часовни. Храм Александра Невского был построен в 1914 году по проекту Дмитрия Павловича Рябова. Проект был выполнен безвозмездно.

http://sobory.ru/article/?object=15157

Иногда эти сигналы такие слабые, что заглушаются многими обстоятельствами нашей жизни. Каждый знает, что даже в храме мы не можем надолго оставаться в молитвенном напряжении, потому что не хватает сил, а ум уходит в сторону, далеко за пределы храма. Перед мысленным взором возникают образы из нашей жизни, наша память воскрешает проблемы, которые перед нами стоят, и мы нередко уходим мыслью далеко от Бога. Но в какой-то момент Господь дает нам силы сосредоточиться, сконцентрироваться, и когда мы просим Его, Он слышит и этот слабый сигнал. Поэтому нет ничего удивительного, что на этом месте процвела Церковь, наполненная силой благодати Святого Духа, — потому что молились сестры и, может быть, многие другие, и так оно и произошло. Я хотел бы выразить особую благодарность отцу Петру, который положил много сил для того, чтобы здесь было создано вначале Патриаршее подворье, чтобы собрались сестры, чтобы началась работа по воссозданию монастырской жизни. Думаю, что сегодня праздник и для отца Петра с братией, и для матушки Антонии с сестрами. Ну, а день сегодня особенный: исполняется 750 лет со дня блаженной кончины святого благоверного князя Александра Невского, которому посвящен главный храм нашего Свято-Троицкого Александро-Невского женского ставропигиального монастыря в Акатово, в Клинском районе. Замечательная юбилейная дата — сожалеть только приходится, что в масштабах страны и государства она не празднуется. А почему так происходит? А потому что утеряна историческая память. Многого не помним, не знаем, хотя, конечно, большинство людей знают Александра Невского и, более того, почитают его подвиг — великий ратный подвиг, великий дипломатический подвиг, но самое главное, подвиг его жизни, потому что и военные, и дипломатические задачи ему нужно было решать через самоуничижение. Надо было идти к хану получать ярлык, получать поддержку, для того чтобы остановить агрессию с Запада. Надо было заручаться поддержкой новгородцев, которые вначале критически относились к князю Александру, для того чтобы иметь возможность противостоять силе, которая шла с Запада. И во всем — смирение и самоуничижение. Для того чтобы остановить еще более страшную, чем с Запада, агрессию с Востока, нужно было доказать хану, что он ему не враг. И когда хан посылает в Новгород сборщиков податей и новгородцы их убивают, Александр понимает, что страна Русская на грани гибели, потому что нет сил остановить новое нашествие Орды и нужно сделать все для того, чтобы этого нашествия не было. И он наказывает жестоко тех, кто убил сборщиков податей. Кто он в глазах новгородцев? Жалкий предатель. Наверное, многие говорили: «Ради своей выгоды, чтобы удержаться на княжеском престоле, он предает Родину, предает свой народ». Тяжелейшие испытания выпали на долю святого Александра Невского!

http://patriarchia.ru/db/text/3421490.ht...

Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». В «московский период» святой Александр Невский символизировал и святость Русской Церкви, и достоинство/легитимность правящего Дома Рюриковичей. Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим (как оружием, так и словом) национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией (1558 г.), в оправдание своей политики ссылался именно на святого Александра Невского. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе 3 . Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом (в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника). Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя (после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии), его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси» 4 . 23 ноября 1718 года в торжественной проповеди епископ Феофан (Прокопович) даже назвал Петра Великого «живым зерцалом» святого Александра Невского 5 . Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву.

http://radonezh.ru/2021/08/23/sergey-fir...

24 июня 1891 года губернский инженер А.С. Корсак, в присутствии начальника 7 Дистанции службы ремонта пути и зданий инженера И.В. Попова, начальника станции «Тверь» И.И. Недзвездецкого и потомственного почётного гражданина А.А. Коняева, осматривал место будущего храма. Грунт в вырытых фундаментных рвах на глубине двух аршин (ок. 1.4 м) оказался песчано-глинистым, а соответственно, вполне подходящим для строительства. Точные даты начала и конца строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года». 15 сентября её освидетельствовал епархиальный архитектор А. Фёдоров, и уже 19 сентября председатель комитета по строительству храма инженер Попов просит тверского губернатора согласовать с тверским архиепископом предполагаемую дату освящения храма - 17 октября 1893 года. В этот день главный престол во имя Александра Невского освятил архиепископ Савва. Правый (южный) придел был освящён кафедральным протоиереем Г.П. Первухиным 28 декабря в честь епископа Криткого Андрея и святой мученицы Иулиании. Он же освящал 10 февраля 1894 года левый (северный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Надежды. Церковь закрыли в 1929 году, помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание сильно перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем - жильё. В 1983 г. при строительстве нового здания железнодорожного вокзала остатки церкви окончательно разобрали. По материалам исторической записки " Церковь Александра Невского в Твери " , разработанной в 2006 году М.А. Салимовой и А. М. Салимовым 20 октября 2010 года в г. Твери на пересечении проспекта Чайковского и улицы Коминтерна (привокзальная площадь) состоялась закладка храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Чин закладки храма совершил Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор в сослужении духовенства Тверской епархии. В основание нового храма была заложена частица мощей священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. На месте церковного строительства был поставлен Поклонный Крест. Храм предполагается строить максимально похожим на стоявшую здесь величественную церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского, окончательно разрушенную в 80-е годы прошлого века.

http://sobory.ru/article/?object=19668

http://www.krim.biz.ua/kerch-16-foto.html …После Крымской кампании, во время которой и здание [Керченского музея древностей на г.Митридат] и его содержимое (предметы древности) подверглись … разорению со стороны «союзников», правительство передало это помещение Духовному Ведомству для обращения его в православную церковь, каковая и была устроена в 1860 году на пожертвованные городом деньги по одной четверти % из сумм, отпущенных городу из Государственного казначейства в возмездие за потери, понесенные им (городом) в войну 1853-56 г., а также на доброхотные пожертвования горожан при живейшем содействии градоначальника П.А. Спицина, и освящена 12 июня 1861 года во имя св.Александра Невского. Но с 1877 года в стенах здания стали показываться трещины, отправление богослужения признано опасным, и с 2 дек. 1883 года храм закрыт, а прихожанам предоставлено право устроить новый… Из очерка «Керчь в прошедшем и настоящем» Хр.Хр.Зенкевича, 1894 г. Глава II. Городские храмы: http://oldkerch.narod.ru/churchk.html Здание этой необычной церкви вплотную примыкает к особняку по улице Свердлова в Керчи. Сегодня храм Александра Невского восстановлен, является действующим и считается одной из архитектурных достопримечательностей этого города. Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского освятили в 1861 году. Она расположилась в бывшем здании музея древностей на восточном склоне горы Митридат. Но в 1877 году в стенах здания появились трещины, по этой причине в 1883 году храм закрыли. В январе 1884 года Керчь-Еникальская городская дума решила построить новое здание церкви на просторной Босфорской площади (ныне стадион бывшей школы 7). А пока регулировались вопросы с отводом земли, разработкой проекта, сбором средств, прихожане на собственные деньги построили временный молитвенный дом по ул. Босфорской, 14 (ныне ул. Свердлова, 20). Просторное, прямоугольное здание с восьмью окнами и железной крышей освятили в конце 1887 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строительство нового храма оказалось неразрешимо трудным делом, в 1904 году просьба Духовного ведомства была вновь отклонена городской думой. Поэтому прихожане благоустраивали молитвенный дом. После 1910 года во дворе возвели двухэтажное здание, в котором разместили приходскую школу, квартиры священника и причта. К нему примыкала колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=23571

Главными святынями храма являются икона Карельских святых, Владимирская икона Божией Матери, частицы мощей Параскевы Пятницы, преподобного Антония Римлянина, частица посоха Аарона, икона святого благоверного князя Александра Невского, преподнесенная в дар храму вместе с богато украшенным киотом работниками Онежского тракторного завода. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Церковь Александра Невского расположена в центре сквера, на проспекте Александра Невского. Построена в 18261832 годах по проекту А.И. Постникова – архитектора Департамента горных и соляных дел. Заказчиком выступило Правление Олонецкого горного округа. Главный престол освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского, боковые приделы – во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. В 1929 году храм был закрыт, в его здании был размещен Карельский государственный краеведческий музей. После передачи храма Петрозаводской Епархии в 1992 году были начаты реставрационные работы, в результате которых зданию был возвращен первоначальный облик. В 2000 году, после освящения Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II, храм стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии, в котором располагается кафедра епископа. Особо почитаемой святыней собора стал образ Владимирской Божьей Матери, подаренный Алексием II. Храм каменный, состоит из четырехстолпного храмового объема кубической формы, трех портиков и алтарной апсиды, придающих зданию в плане форму греческого креста. Покрыт четырехскатной вальмовой стропильной крышей, завершается в виде пятиглавия: в центре расположен массивный, круглый в плане, световой барабан на 12 окон с полуциркульным куполом, увенчанным главкой с крестом, на углах – четыре квадратные в плане звонницы под плоскими восьмигранными куполами с крестами. Примыкающие к храму портики на четырех колоннах с треугольными фронтонами покрыты, как и алтарная апсида, на два ската. Стены снаружи гладко оштукатурены, разделены горизонтальными штукатурными тягами. Арочные проемы звонниц и окон барабана оформлены штукатурными наличниками с замковыми камнями.

http://sobory.ru/article/?object=00149

Проповедь по запричастном стихе произнес директор Витебского женского духовного училища протоиерей Александр Лесовой. На богослужении присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александр Румак, заместитель председателя Витебского областного исполнительного комитета Владимир Пенин, первый заместитель председателя Витебского облисполкома Олег Мацкевич и другие официальные лица. В числе присутствующих был Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Евгений Лукьянов. По заамвонной молитве Патриарший экзарх, сослужившие архипастыри и священнослужители совершили славление святому благоверному князю Александру Невскому. Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий поблагодарил архипастырей за совместную молитву на Витебской земле. Митрополит Минский и Заславский Вениамин поздравил прибывших на торжества архипастырей, духовенство и благочестивых мирян с праздником и поблагодарил их за радость совместной молитвы. На молитвенную память о торжествах Патриарший экзарх передал в дар митрополиту Белоцерковскому и Богуславскому Августину, митрополиту Смоленскому и Дорогобужскому Исидору и митрополиту Псковскому и Порховскому Тихону иконы сродницы святого благоверного князя Александра Невского преподобной Евфросинии Полоцкой с пожеланием крепости сил духовных и телесных в их служении. В свою очередь высокие гости поблагодарили митрополита Вениамина за теплые слова, отметив важность личности святого благоверного князя Александра Невского, который по сей день остается для всех нас примером христианина, главы государства, дипломата, военачальника и доброго главы семьи.  Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин рассказал, что он по благословению  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия  представляет на торжествах Украинскую Православную Церковь  и благодарен Богу за возможность присутствовать в праздничных мероприятиях, которые еще раз заставляют задуматься о серьезной ответственности за то наследие, которое мы получили с Крещением Руси. 

http://patriarchia.ru/db/text/5825927.ht...

Так, верхний храм до революции соединялся с нижним двумя лестничными маршами. Но при восстановлении пожарные запретили ими пользоваться без установки системы вентиляции и дополнительных выходов. Из экономии пришлось отказаться от обеих лестниц и сделать в нижний храм вход с улицы. Митрополит Викторин считает, что это нарушает исторический вид здания, и мечтает вернуть лестничные ­марши храму. Кроме того, собор в целом требует капитального ремонта и реконструкции внутреннего убранства. В частности, для возвращения аутентичного вида нужно убрать лепнину, сделанную в 1990-е годы. Все вместе это требует значительных затрат. Другая проб­лема в том, что собор внесен в реестр памятников федерального значения, поэтому для реконструкции нужны всевозможные согласования и опять же дополнительные расходы. «В 2023 году Ижевская епархия будет отмечать 200-летие Александро-Невского собора, и мы очень надеемся на поддержку государства и частных жертвователей в решении всех этих вопросов», — говорит митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин. В год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя в Александро-Невском соборе по-особенному отметят его память. В День города 12 июня на Божественную литургию в соборе соберутся все рукоположенные в нем священники, а таких более пятидесяти человек. А накануне вечером на традиционном выступ­лении Большого хорового собора на ступенях храма лучшие творческие коллективы Удмуртии исполнят кантату «Александр Невский» композитора Сергея Прокофьева. Реки воды живой Как и в большинстве храмов Ижевской епархии, в Александро-Невском соборе сегодня полным ходом идет приходская жизнь, включающая в себя просветительское, социальное и миссионерское служение. У прихода есть помощники, которые все делают для того, чтобы воплотить планы в жизнь, — это братство святого благоверного князя Александра Невского, общество трезвости, а также удмуртский приход храма Николая Чудотворца, который располагается на территории собора. «Активисты братства святого благоверного князя Александра Невского, вступить в которое может любой человек, достигший 18 лет, распространяют Евангелие, миссионерские листовки и буклеты об истинном, богословском значении церковных праздников, совершаемых таинств, — говорит председатель братства священник Димитрий Сырчин, — а также консультируют на приходах тех, кто еще только начинает свой путь в Церкви и кого сразу можно узнать по вопросам: какой иконе лучше поставить свечу в той или иной ситуации? где и когда совершается исповедь? когда освещают вербу?».

http://e-vestnik.ru/church/aleksandro-ne...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010