Общецерковное прославление великого князя состоялось на Соборе 1547 года, когда по благословению митрополита Московского Макария была составлена специальная служба и написано «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невський именуется, новому чюдотворцу, в немже и о чюдесех его споведася». В «московский период» святой Александр Невский символизировал и святость Русской Церкви, и достоинство/легитимность правящего Дома Рюриковичей. Для Иоанна Грозного, в правление которого и произошло официальное причисление великого князя к сонму русских святых, святой Александр Невский был уже не только великим праведником, но и гениальным государственным деятелем, понимавшим и отстаивавшим (как оружием, так и словом) национальные интересы страны. В очередной раз он становится важнейшим символом, в том числе и символом борьбы с католическим Западом, олицетворением «праведной борьбы». Он — «святой правитель», определивший стратегическое направление политики Руси-России. Вполне понятно, почему Иоанн Грозный, начиная войну с Ливонией (1558 г.), в оправдание своей политики ссылался именно на святого Александра Невского. Как утверждают современные исследователи, рассуждающие о «церковном» и о «династическом» дискурсах святого Александра Невского, именно династический фиксируется на нем как властителе 3 . Для Иоанна Грозного, решавшего задачу укрепления русского централизованного государства и претендовавшего на родство с «кесарем Августом», святой Александр Невский был важен и как политик, имевший не только обязанность, но и безусловное право бороться с Западом (в лице его представителей — тевтонов и других исполнителей воли Римского Первосвященника). Символ Святой Троицы Однако окончательно внешнеполитический аспект почитания святого Александра Невского проявился в эпоху Петра Великого. Именно царь-преобразователь избрал святого Александра Невского в качестве центрального исторического героя России, во время Северной войны обосновывая свои претензии на невские территории исторической границей, существовавшей между Новгородом и Швецией эпохи святого Александра Невского. Для Петра Великого святой Александр Невский — великий предшественник в деле борьбы со шведами. Характерно, что, чествуя царя (после покорения им Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии), его апологеты не забывали указывать: «Се, идеже Александр святый посея малое семя, тебе превеликая угобзися нива. Где он трудился, да бы не безвестна была граница российская, ты престол российский тамо воздвигл еси» 4 . 23 ноября 1718 года в торжественной проповеди епископ Феофан (Прокопович) даже назвал Петра Великого «живым зерцалом» святого Александра Невского 5 . Получалось, что Петр, завоевав Остзейский край, восстановил справедливость, вернув России то, что ей принадлежало «исстари», по праву.

http://radonezh.ru/2021/08/23/sergey-fir...

В 1993 году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, а в 1996 году Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря. По материалам издания: Суворов Н.А. Калязинские храмы и монастыри (краткие исторические очерки). - Калязин, 2004. Архивные документы нач. ХХ века сохранили для нас точное описание монастырских храмов. Каллиграфическим почерком тонким пером, смоченным чернилами, аккуратно написано: " Соборный храм во имя святого Благоверного князя Александра Невского, каменный теплый с двумя приделами, по правую сторону во имя Святителя Николая, а по левую святого преподобного Иоанна Лествичника " . Храм был построен в 1897 году калязинским купцом Иваном Даниловичем Бачуриным. Рядом с храмом, соединённым небольшой трапезной, возвышается каменная четырёхъярусная шатровая колокольня с десятью колоколами, самый большой из них весил 90 пудов. Собор может вместить около 1000 богомольцев. " Далеко летит гулкий звук монастырских колоколов, собирая прихожан в воскресный день к Литургии. Живыми ручейками тянутся из окрестных деревень люди, несут Богу свои чаяния и просьбы. И с дивных образов милостиво взирают святые на людские печали и радости. Сама Богородица, как любящая и заботливая Мать, стирает " всякую слезу от лица земли " , - так описывали современники этот храм в начале ХХ века. Особо полюбили прихожане икону Божией Матери " Утоли моя печали " . Этот образ, принесённый со святой горы Афон, был благоговейно украшен серебряной ризой с драгоценными камнями. В соборном храме можно было помолиться и перед иконами Божией Матери " Достойно есть " и " Скоропослушница " . Редкий образ " Моденской Божией Матери " , дарующий плодным супругам долгожданных мледенцев, был почитаем местными жителями. Украшали соборный храм и образ великого князя Александра и преподобных отцов-молитвенников за землю русскую - Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Макария Калязинского и Нила Столобенского. Дивный образ преподобной княгини Анны Кашинской, устроительницы и хранительницы Тверской земли, покровительнице женского монашества был особо дорог насельницам обители. В храмовый праздник 12 сентября, день перенесения мощей святого Александра Невского, совершалась торжественная служба с участием местного духовенства. Совсем немного времени оставалось обители и Свято-Александро-Невскому собору жить благословенной монастырской жизнью...

http://sobory.ru/article/?object=08555

— Вы знаете, когда я читаю тот или иной курс в институте, пишу сценарий или работаю над книгой, я, прежде всего, хочу сказать о том, насколько необходимо нам всем оставаться людьми — верить в Бога, быть мужественными, чтобы защищать образ Божий в человеке, человеческое достоинство и противостоять разложению общества. Настоящий писатель во все времена призван отстаивать принципы духовного устройства жизни. Для меня образцом в этом смысле является Федор Михайлович Достоевский, который никогда не отступал от этих принципов. — В этом году наша страна отмечает не только 200-летний юбилей Федора Михайловича, но 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Вы более 20 лет возглавляет издательство монастыря, который был основан его сыном, великим князем Даниилом Александровичем Московским. Кто для Вас эти святые? Есть ли у Вас личные отношения с ними, чувствуете ли Вы их заступничество? — Не так давно ко мне обратился один из российских академических театров с просьбой написать сценарий спектакля об Александре Невском, и последние месяцы я был занят погружением в жизнь святого благоверного князя. Это был великий, конечно, человек. Во многом я черпал сведения о его жизни из книги «Александр Невский», которую мы в свое время издавали в Даниловом монастыре, и мне было радостно что семь лет назад я в общем-то уловил основные проблемные и критические моменты его жизни. Может быть, я открою тайну, но, изучая жизнь Александра Невского, я отчетливо увидел, что государственный деятель такого масштаба практически не имеет своей воли. И не может иметь. Он вынужден постоянно отвечать на внешние и внутренние вызовы. И человек, который оказывается в состоянии правильно ответить на эти вызовы, становится великим. На примере князя Александра я увидел и был потрясен тем, какие искушения, какое невероятное давление испытывал князь. Да, мы знаем, что он сделал правильный выбор, вступив в отношения с Ордой, не посягавшей на православную веру Руси. Но как мало нам известно о том, какой силы давление оказывал на Русь Запад во главе с папой Римским! Как мало говорят об отношениях, царивших между князьями внутри страны! И даже в своей собственной семье Александр очень часто не находил покоя. Впрочем, чтобы подробно рассказать обо всем этом, нужен отдельный большой разговор. Возвращаясь к личности святого благоверного князя Александра, я хочу сказать, что особенно сегодня он должен быть примером для всех нас как человек, который не предал величие России, боролся за него, стремясь сохранить для нас, своих потомков, веру и страну.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5813229...

В рамках празднования юбилея прошли научные мероприятия: в день рождения святого, 12 июня, в Святодуховском центре состоялась научно-практическая конференция о вопросах канонизации и духовного почитания святого князя; 5-8 октября в Александро-Невской лавре и Феодоровском соборе прошли мероприятия международного проекта «Современное изобразительное искусство: вопросы техники и технологии». Пять мастер-классов транслировались в онлайн-формате, их смогли посмотреть более 40 тысяч человек. 30 июня — 2 июля прошел X Молодежный и исторический форум «Александровский стяг» . 20 августа в Никольском скиту Александро-Невской лавры в Кингисеппском районе Ленинградской области состоялась закладка первого на Северо-Западе сада сирени, названного в честь благоверного князя «Александровским», а спустя несколько месяцев — установка бюста святого Александра Невского. 5 сентября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил большую мозаичную икону благоверных князей Феодора Новогородской и Александра Невского для Феодоровской церкви лавры. 10 ноября в центре «Святодуховский» прошла панельная дискуссия в формате ток-шоу «Александр Невский — небесный покровитель Санкт-Петербурга», на которой состоялось обсуждение семи видеороликов, демонстрирующих авторский взгляд на исторические ипостаси и художественные образы святого князя. Прямая трансляция дискуссии набрала 15 000 просмотров, ролики — 35 тысяч просмотров. 18 ноября делегация Русской Православной Церкви и представителей власти посетила Сербию, где состоялось открытие памятника святому Александру Невскому. 29 ноября — 4 декабря прошел XV Международный фестиваль христианского кино «Невский благовест» , в рамках которого состоялись три премьеры документальных фильмов, посвященных святому князю. Юбилейный год завершился праздничным богослужением 6 декабря в Александро-Невской лавре, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий. Епископ Назарий отметил, что празднование юбилея можно назвать и церковно-государственным, и государственно-церковным: участие городской администрации было очень активным. Архиерей поблагодарил за поддержку и содействие представителей Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга и других комитетов, благодаря работе которых состоялось масштабное празднование. Владыка анонсировал празднование следующей юбилейной даты — 300-летия перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, которое будет отмечаться в 2024 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5873223.ht...

Из Первосвятительского слова Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии и совершения чина великого освящения храма св. Александра Невского в Калининграде (6 декабря 2014 года): «Мы, конечно, почитаем святого благоверного князя не потому, что он был прекрасным дипломатом или полководцем. Мы его почитаем как святого Божиего угодника. И возникает вопрос: а в чем же проявилась его святость? Ведь он не творил чудес, не был церковным учителем. Он был государственным деятелем - да, успешным полководцем и мудрым дипломатом,- но разве этого достаточно, чтобы стать святым? Совсем нет. И вот для того, чтобы понять душу благоверного князя и увидеть в нем несомненную святость, нужно вспомнить о том, что он, прекрасно понимая, какие угрозы стоят перед страной, в том числе и с востока от Орды, которая в то время господствовала над страной нашей, делал все для того, чтобы оградить народ свой от погибели. Это делают многие правители и многие дипломаты. Обычно это связано с тем, что народ, видя эти добрые усилия государственных деятелей, отвечает им уважением, признательностью, доверием и даже почитанием. А святого благоверного князя Александра Невского многие на Руси не почитали, потому что он во имя спасения народа и страны добровольно принял на себя поношение, как принимали на себя поношение юродивые люди, которых пинали ногами, на которых плевали и которых называли сумасшедшими. Они свой ум, свою честь, свою человеческую гордость распинали Христа ради. Вот так же и святой благоверный князь распял свою гордость. Он понимал, что мало отразить нашествие с запада. Постоянно над Русью висела угроза полного уничтожения и разорения со стороны Орды, и не было у великого князя, да и у всех князей (даже если они объединились бы, хотя это было невозможно по многим причинам) совокупной силы, способной защитить народ от Орды. И тогда святой благоверный князь Александр предпринимает поездки в Орду, принимает там уничижение, а вернувшись домой, не встречает ни любви, ни поддержки со стороны страждущего народа...»

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

  Игумен Макарий о востребованности такого подхода пояснил на примере его еще одного послушания. Он руководит Лаврским объединением молодежи. Вопросы православного восприятия в молодежной среде идут легче, если параллельно разбираться в вопросах истории появления Православия на Руси и в Невском крае. А вопросов, над чем работать, совсем немало!   Руководитель Ленинградского областного отделения Александро-Невского братства Николай Витальевич Иевлев в своем выступлении сообщил, что Лаврский исторический клуб будет строить свою работу не на пустом месте. В последние годы Александро-Неская лавра провела большую работу по изучению историко-культурного и духовного наследия края. Прежде всего, это связано с подготовкой и проведением празднования: - в 2013 году 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, - в 2018 году 100-летия Александро-Неского братства, -  в 2021 году 800-летия со дня рождения Святого благоверного великого князя Александра Невского. В рамках данных празднований проведена большая работа, которая нашла свое отражение в целом ряде семинаров, конференций чтений, фестивалей и вышедших в свет книг.   В настоящее время Лавра и Братство ведут работу в рамках празднования: - 350-летия со дня рождения Петра Великого, - 100-летия со дня мученической смерти священномученика Вениамина митрополита Петроградского.   Скоро будем отмечать 300-летний юбилей переноса мощей Святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург.   Члены Александро-Невского братства ведут целый ряд историко-культурных проектов: - проект «Сойкинская святыня» в Кингисеппском районе Ленинградской области, - проект «Слава русскому оружию» в дер.Самушкино Волховского района Ленинградской области, - проект «Памяти предков будем достойны» в пос.Сиверский Гатчинского района Ленинградской области, - проект «Историко-патриотический фестиваль «Сыны России» (Санкт-Петербург), - программа «Александр Невский. В глубину веков» (Колпино), - проект «Места исторической памяти Александра Невского: биография и география»,

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/12/po...

В.И. Якунин указал на отличительную особенность МГИМО — преемственность поколений и лучших традиций отечественной дипломатии. Он поблагодарил А.В. Торкунова за всестороннюю поддержку проектов и инициатив Фонда и выразил уверенность, что выставка будет интересна как профессионалам-историкам, так и подрастающему поколению — студентам. В.И. Якунин сообщил о благословении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на вручение общественной премии благоверного князя Александра Невского. Высокой награды были удостоены А.В. Торкунов и председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества» А.В. Громова. В своем обращении А.В. Громова рассказала, что открываемая выставка демонстрирует удивительный пример не только Александра Невского, но и российских императоров, небесным покровителем которых являлся святой князь. Она заверила, что выставка не останется не замеченной в студенческой среде, ведь многие молодые люди мечтают учиться в МГИМО именно для того, чтобы служить своему Отечеству и нести ответственность за судьбу своей страны. Затем были вручены почетные грамоты программы «Александр Невский» Фонда апостола Андрея Первозванного: ректору Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского А.С. Соколову, настоятелю храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО протоиерею Игорю Фомину и декану факультета международной журналистики Я.Л. Скворцову. На открытии выставки также выступил заведующий кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО М.А. Липкин, который заверил собравшихся, что кафедра продолжит активные научные исследования времени и личности Александра Невского. Приветственное слово произнес и протоиерей Игорь Фомин, которому ректор А.В. Торкунов вручил медаль за заслуги перед МГИМО. Ректор отдельно подчеркнул, что храм святого Александра Невского стал культурным центром, который с каждым днем притягивает все больше представителей молодежи — студентов МГИМО.

http://ruskline.ru/politnews/2023/02/13/...

Продолжился день круглым столом с повесткой «Подготовка всенародного празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского в Переславле Залесском в 2021 году: планы, перспективы, проблемы и пути их решения». В обсуждении приняли участие Ярославское отделение общественного движения «Русский мир», руководители и участники спортивных и исторических клубов, казачьих объединений, православная и культурная общественность, а также проделавшая долгий путь и прошедшая Крёстным ходом делегация прибывших из Москвы гостей. Краевед и скульптор Алексей Чирков представил свой проект скульптурной композиции памятника Александру Невскому и рассказал о значимости его личности и подвигов в истории России. Александр Алмазов рассказал собравшимся об образе Александра Невского в литературе, искусстве, иконописи, кинематографе и важности увековечивания памяти о нём не только в прошлом, но и в будущем: «Не стоит останавливаться на достигнутом. Мы должны создавать новые памятники, киноленты и художественные образы, называть именем великого князя самолёты, корабли и поезда, строить храмы в его честь, брать пример и хранить память нём и его славных подвигах, совершённых во благо своей земли и своего народа». Василий Попов прочёл знаменательные строки из своих стихотворений, Михаил Кривоносов рассказал о силе духа и героизме великого воина земли русской, Димитрий Сагал подвёл итоги круглого стола. Таким образом был дан старт подготовке к предстоящим торжествам в честь 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 24.07.2014 и принята резолюция о начале работы оргкомитета. Дело близилось к вечеру, и участники экспедиции стали собираться в обратный путь. Свой маршрут они решили проложить через город Александров Владимирской области, где посетили памятник царю Ивану Грозному. Ведь именно царь Иван IV Грозный и митрополит Макарий созвали в 1547 году церковный Собор, на котором было принято решение о канонизации Александра Невского в лике русских святых.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/07/20/v_...

Поскольку наместник Валаамской обители епископ Троицкий Панкратий и насельник монастыря, директор центра «Свет Валаама» архимандрит Мефодий (Петров) не смогли лично присутствовать на чтениях, они подготовили видеообращения к участникам конференции. «Поистине, святого великого князя Александра Невского можно назвать одним из духовных отцов нашего Отечества, к молитвам которого мы прибегаем не только в трудное для Родины время, но и в повседневной нашей жизни, прося помощи и вразумления каждому нести свой жизненный крест и противостоять невзгодам. Молитва святого князя Александра собрала вас сегодня на Валаамской земле. Отрадно видеть вместе столько образованных и заслуженных деятелей в гостях у нашей святой обители. Надеемся, пребывание здесь будет душеспасительным и полезным для всех вас», — сказал, в частности, владыка Панкратий. «Святой Александр Невский сохранил для нашей Родины Северо-Западные земли. Он сберёг Русь от нескольких карательных нашествий монголов, сохранил для России православную веру и национальную культуру. Александр Невский был поистине святым князем, настоящим патриотом, мудрым полководцем, дальновидным политиком, искусным дипломатом и храбрым, самоотверженным воином», — отметил отец Мефодий. А.А. Манин от лица председателя Законодательного собрания Республики Карелия Э.В. Шандаловича за большой вклад в духовно-нравственное воспитание и реализацию социально значимых проектов на территории Республики Карелия вручил награду Православному культурно-просветительскому центру «Свет Валаама» — его директору архимандриту Мефодию (Петрову). Валаамский монастырь на конференции представлял помощник игумена иеродиакон Герман (Мурог). В ходе чтений состоялось выступление ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Силуана, рассказавшего о связи великого князя Александра с Петербургом, Александро-Невской лаврой. Владыка Силуан отметил очень юный возраст князя, мудрого правителя и блестящего полководца, добродетели и сила личности которого должны служить примером для молодого поколения. Архиерей также рассказал также о праздничных мероприятиях по случаю 800-летия со дня рождения благоверного князя.

http://pravoslavie.ru/139655.html

Сего мало. Самый народ Русский неоднократно причинял ему величайшия скорби. Новгородцы обязаны были ему знаменитейшею победою над врагами их – Шведами, но вскоре после того изгнали своего князя победителя. Он предал сие оскорбление суду Божию и заплатил за зло добром. Униженные, раззоренные соседними народами, они принуждены были снова просить его на княжеский престол. Возвратившись к ним, он не жалел своей жизни в борьбе с соседними врагами, доколе постоянными победами не водворил прочного мира. Несмотря на сии благодеяния, граждане новгородские изгнали сына его, которого он поставил им в князя вместо себя, когда сам принял престол великокняжеский во Владимире. Но он кроткими мерами довел их до раскаяния. Наконец, когда к испытанию великой души его, возвращенный им сын, будучи увлечен буйным народом, возстал против отца, не желая, по его совету, платить дани Монголам, то и в сем случае, при помощи Божией, он успел вразумить непокорных без кровопролития. Таково терпение и великодушие святого благоверного князя! Во вторых жизнь святого благоверного князя Александра Невского поучает нас ревности по святой православной вере. Владычество Монголов не было опасно для веры православной. После неудачных опытов насилия в деле веры сии враги увидели, что Россияне скорее готовы жертвовать жизнию, чем верою, и оставили совесть их в покое. В то же время первосвященник Рима в несчастии России думал видеть благоприятный случай к распространению своей власти. Он первоначально силою хотел принудить благоверного князя к принятию учения римской церкви. Но святый князь не жалел своей жизни для отражения врагов веры православной. Твердая вера его даровала ему на берегах Невы знаменитую победу над шведским полководцем Биргером, который с сильным войском, в сопровождении западных епископов, не сомневался покорить Новгород сперва оружием, а потом учением. Когда получено было известие., что шведское войско стоит уже на Новгородской земле, благоверный князь, не ожидавший нападения и не готовый к борьбе, прежде всего поспешил в храм Божий для излияния пред Богом своей молитвы о помощи свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010