Молебен благоверному князю Александру Невскому отслужил митрополит Марк. «Сегодня в регионе событие огромного масштаба. К нам прибыли мощи заступника Руси – великого князя Александра Невского», - отметил владыка. «На протяжении многих лет Александр Невский воспринимался как покровитель российской державы, защитник всех русских людей, — сказал митрополит Марк. — Сегодня, когда наша страна нуждается в помощи и защите, а народ, преодолевающий трудности, ожидает поддержки и утешения, мы верим и надеемся, что с помощью молитв Господь поможет нам и граду нашему преодолеть вызовы современности, стоящие перед нами, и благословит пределы рязанской земли». Николай Любимов в приветственном слове отметил, что для региона большая честь принимать святыню, сообщает сайт правительства Рязанской области. «Мы гордимся тем, что областной центр вошел в число городов, где проходит крестный ход в память о благоверном князе Александре Невском. Он защищал Русь от врагов как на поле сражений, так и на дипломатическом поприще. Сохранил государство для нас, для будущих поколений. Его значение, как государственного деятеля, трудно переоценить, – сказал губернатор. – Наш регион тесно связан с именем Александра Невского. Храм в честь него построен в самом большом микрорайоне областного центра. Его имя носит один из лучших районов области, где совсем недавно широко отметили 800-летие со дня рождения великого полководца. Мы видим живой интерес взрослых и молодежи к этому легендарному военачальнику, умевшему только побеждать и не знавшему поражений. Юбилей стал дополнительным стимулом к изучению родной истории, роли Александра Невского в становлении и развитии русского государства». Представитель Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира Иван Коноплянников поблагодарил Николая Любимова за помощь в организации мероприятия в регионе. «В ознаменование 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского ковчег с мощами святого побывает в 86 городах России и Республики Беларусь. Мы очень надеемся, что это событие принесет в души всех верующих благость и радость, – отметил Иван Коноплянников. – Сегодня наш фонд передает митрополии 300 книг для воскресных школ и других учреждений города для того, чтобы дети могли больше узнать о великом подвиге князя Александра Невского».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/03/se...

Крупнейшие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности. Н.М. Карамзин называет Александра «героем Невским» ; Н.И. Костомаров отмечает его мудрую политику с Ордой и православный дух его княжения; С.М. Соловьев пишет: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского» . В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского . Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь . Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере . Заметки, касающиеся собственно истории почитании князя Александра в качестве святого, встречаются в трудах многих исследователей. Однако пока нет ни одной монографии, непосредственно посвященной исследованию истории почитания благоверного князя Александра. Тем не менее, можно выделить следующие работы: Регинская Н.В., Цветков С.В. «Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский» ; Сурмина И.О. «Александр Невский в русской дореволюционной историографии» , а также статью Фритьона Беньямина Шенка «Русский герой или миф?» .

http://pravoslavie.ru/48583.html

«И тогда я задумался — действительно ли почитают Александра Невского в России? В центре почитания святого — строительство храмов. Мне пришлось собрать практически энциклопедию храмов, посвященных святому Александру Невскому. Я обнаружил более 1600 храмов по всей земле и более двух тысяч утраченных храмов. Я нашел подтверждение, что это очень почитаемый святой, и не зря его имя стало именем России», — сказал владыка. Он также напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл взял на себя руководство оргкомитетом празднования, и выразил надежду, что в юбилейный год состоится традиционный крестный ход по Невскому проспекту. Наместник Александро-Невской лавры подарил Олегу Черняге один из томов составленного им путеводителя по храмам святого Александра Невского. Торжественная церемония завершилась кратким выступлением архиерейского хора Александро-Невской лавры и певицы Анны Абикуловой. В экспозиции представлено 100 фотографий из одноименного альбома-энциклопедии, составленного наместником Александро-Невской лавры епископом Кронштадтским Назарием. Трехтомное иллюстрированное издание посвящено храмам, часовням, приделам и другим молитвенным местам во имя святого благоверного князя Александра Невского — как действующим, так и утраченным. Центральная часть экспозиции посвящена Александро-Невской лавре как центру празднования юбилея. Владыка Назарий обратил внимание присутствующих на проект юбилейного облачения для участников крестного хода, сделанный в швейной мастерской Лавры. Планируется сшить иерейские, диаконские облачения и облачения для хоругвеносцев. Представлено также старинное облачение из ризницы Александро-Невской лавры, которое хранится в древлехранилище монастыря. Интересно, что оно было обнаружено в свое время в костюмерной БДТ. Епископ Назарий отметил, что храмов, посвященных святому Александру Невскому, нет только в Латинской Америке и Австралии. Выставка продлится до 24 декабря. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5729621.ht...

В настоящее время в Покровском Александро-Невском монастыре трудятся 35 сестер. Они несут разнообразные послушания: в храме, на клиросе, на колокольне, в иконописной мастерской, в ризнице, в просфорне, трапезной, котельной, подсобном хозяйстве. Сестры овладели многими строительными специальностями - каменщика, штукатура, маляра; окончили курсы профессиональных водителей. Теперь они на грузовых машинах возят картошку и сено с монастырского поля, песок, глину, пиломатериал для стройки. Очень много в монастыре так называемых рукодельных послушаний - сестры пишут и вышивают иконы, шьют облачения, вырезают из дерева и бересты киоты для икон. Насельницы монастыря окормляют часовню во имя святого Лазаря Четверодневного, открытую при районной больнице. Они также заботятся о престарелых и больных прихожанах храма, проводят занятия Воскресной школы с детьми-сиротами из интерната. От урожая, собранного со своих огородов, монастырь отправляет помощь приходам и нескольким детским учреждениям. В 2004 году в обители была воздвигнута и освящена водосвятная часовня в честь царственных страстотерпцев, Новомучеников и исповедников Российских. В монастыре три престольных праздника: первый - 1 (14) октября - Покров Пресвятой Богородицы, второй - 23 ноября (6 декабря) - день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, и третий - 30 августа (12 сентября) - день памяти перенесения мощей благоверного князя. Чтимые иконы и святыни храма: икона святого благоверного князя Александра Невского в схиме с частицей мощей; икона Пресвятой Богородицы - Игумений святой горы Афонской;икона святителей Иннокентия Иркутского, Тихона, Патриарха Московского и Пуки Симферопольского с частицей мощей; икона преподобных Силуана и Гавриила Афонских с частицами мощей;и кона преподобной Александры первоначальницы Дивеевской с частицей мощей;икона блаженного Иоанна Тульского с частицей мощей;ковчежец с мощами многих святых; Крест с частицей Животворящего Древа Христова.Колыванскую обитель постоянно посещают паломники, стремясь помолиться и потрудиться на святом месте, полюбоваться красотою старейшего в Новосибирской епархии храма, отдохнуть и набраться сил духовных и душевных.

http://sobory.ru/article/?object=19202

Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря . ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) На Русь Владимирская икона Божией Матери икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу . Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом , прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Украина ) " > Вышгорода , удельного города Андрея Боголюбского , недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово , а позже — во Владимир-на-Клязьме , где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую икону списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. (С.И. Масленицын. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155–156; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50–54, 62–63). Феодоровская икона Богоматери без ризы. После не очень удачной реставрации И.Э. Грабаря (подробнее в книге А.В. Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012 г.) Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, ставший после гибели в битве с монголо-татарами на Сити 4 марта 1238 года святого благоверного князя Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор города Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого благоверного князя Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

В годы испытаний мы вспоминаем истинных воинов духа. Их деяния и через века остаются примером, укрепляющим нас духовно, призывающим быть верными Богу и Отечеству. Именно такой личностью является святой благоверный князь Александр Невский, 800-летию со дня рождения которого посвящен наш нынешний форум. Выдающийся российский историк Сергей Михайлович Соловьев так оценил деятельность святого князя: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории» (История России с древнейших времен. Т. 3//Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. II. Т. 3-4. М.: Мысль, 1988. — С. 155). И, наверное, неслучайно, когда возникла идея определить историческую личность, которую можно было бы отождествить с Россией, назвать именем России, был выбран именно Александр Невский, хотя предлагалось много других достойных исторических имен. Я участвовал в этой захватывающей процедуре, и могу свидетельствовать, как менялось отношение даже тех, кто отстаивал иные имена, в пользу Александра Невского. И ведь никто никого не принуждал, но образ князя, святого и полководца, государственного деятеля и действительно великого патриота, не мог оставить безразличным никого, кто участвовал в этом конкурсе, и голоса были отданы именно за святого благоверного великого князя Александра Невского. Не буду повторять многократно сказанные слова о жизни и подвигах святого Александра. Образ князя, жертвенно послужившего своему народу и увенчавшего свой жизненный путь принятием монашества, стал примером для подражания для многих последующих поколений наших соотечественников. Масштаб личности святого благоверного князя и величие его исторической миссии заключается не столько в одержанных им победах, сколько в том выборе, который он сделал для своей страны и в русле которого протекала дальнейшая история, развивались культура и национальная жизнь России. Он сумел утвердить наш цивилизационный путь как путь особый, не сливающийся ни с Западом, ни с Востоком. Это своего рода средний, «царский» путь, основанный на традициях православного мировоззрения, которое соединено с жизненным укладом и национальной культурой русского народа.

http://pravoslavie.ru/139331.html

В 1915 году в Покровско-Мещанской богадельне для престарелых и неспособных к труду мещан содержалось до 1100 мужчин и женщин. При богадельне находился приют малолетних воспитанников на 30 лиц и 10 лиц на стипендию имени Ея Императорского Высочества великой княжны Марии Николаевны, то есть Александро-Мариинская мужская и женская школы. Детский приют был учрежден для сирот мещанского происхождения «в память священного коронования» Николая II и Александры Федоровны, а Александро-Мариинское училище, в котором сиротам, кроме общего начального образования, давались и навыки различных ремесел. Для приюта и училища были построены здания, фасады которых выходят на соседний Переведеновский переулок. Его название обязано «переведенцам», жителям города, бежавшим от чумы в 1771 г. и не вернувшимся на свои старые места, а переведенным сюда. На переломе переулка стоит здание училища 1887 г., архитектор Н.Н. Васильев), а рядом - нарядное строение приюта, построенное в 1890 г. (архитектор В.Ф. Жигардлович). Ныне сохранился почти весь комплекс бывшей богадельни, закрытой в 1920-х годах. В здании находились квартиры, техникум, фабрика, техно-торговый центр. Комплекс богадельни с храмом частично возвращен Церкви в 1998 году. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II учреждено Подворье Патриарха Московского и всея Руси с храмом святого благоверного князя Александра Невского. В конце 1850-х годов выстроена большая богадельня Московского мещанского общества. В декабря 1858 года в здании богадельни святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский освятил домовый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Впоследствии с севера был пристроен придел преподобной Ксении, освященный 7 ноября 1883 года митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием в честь тезоименитства великой княжны Ксении Александровны. 3 декабря 1914 года во второй день пребывания в Москве императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля посетили Романовскую больницу при Покровской общине, где помещался госпиталь ставропигиальных и епархиальных мужских и женских монастырей Московской епархии и общались с ранеными солдатами и офицерами. Из Покровской общины проследовали на распределительно-эвакуационный пункт в здании Покровской мещанской богадельни. В церкви богадельни во имя святого Александра Невского священник о. Соловьев приветствовал императрицу кратким словом. Выслушав молебствие, императрица с великими княжнами обошли палаты для раненых, расположенные по обеим сторонам коридора первого этажа. В храме во имя преподобной Ксении при Покровской богадельне ученики Александро-Мариинской школы и дети приюта Мещанского общества пропели императрице и великим княжнам молитву: «Спаси, Господи люди Твоя…».

http://sobory.ru/article/?object=02180

Тема, предложенная нам для обсуждения, имеет большое значение для национального самосознания, для понимания того, в каких условиях проходило становление Российского государства и формирование внутреннего мира русского человека. Неслучайно поэтому к житию святого благоверного великого князя Александра Невского обращались на всех этапах отечественной истории, практически с момента его блаженной кончины. Взирая на исторический образ святого благоверного великого князя Александра Невского, мы видим выдающегося военачальника, одерживавшего победы над силами, пытавшимися покорить Русскую землю, а также мудрого государственного деятеля и дипломата, стремившегося в сложных условиях иноземного ига достичь возможной внутренней национальной консолидации и в то же время умерить аппетиты Золотой Орды, жадно эксплуатировавшей богатства Отечества. Князь Александр Невский оставил по себе память как правитель, в невероятно тяжелых обстоятельствах созидавший будущее величие России, ставший основателем московской династии Рюриковичей. Отличительными чертами его были глубокая вера, молитвенность и преданность Святому Православию, которое он отстаивал мужественно и бесстрашно, за что был прославлен Русской Церковью как местночтимый святой и чудотворец, видимо, в конце XIII века, а общецерковно — на Соборе 1547 года. Благоверный князь Александр является для нашего национального сознания символической фигурой. На протяжении своего земного бытия, к сожалению, не очень продолжительного (на день кончины ему было немногим более сорока лет), он решал комплекс уникальных задач, обусловленных необходимостью сохранения духовной идентичности православного народа, волею Божией расселившегося на огромной территории, объединяющей часть Европы и часть Азии, то есть Запад с Востоком. В XXI веке перед Церковью и школой встает немало просветительских задач, которые в совокупности ориентированы на достижение цели воспитания в подрастающем поколении осознания своей принадлежности к великой исторической преемственности, лежащей в основе Российского государства. Личность благоверного князя Александра является примером того, сколь неразрывна связь между верой и судьбой народа в веках.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5735242...

Русская православная община при Ташкентском городском кладбище была зарегистрирована в 1941 году, ей передан был храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1944 году группа верующих, последователей патриаршей церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им церкви-часовни, расположенной на кладбище. Часовня была передана общине при условии, что в церкви-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению, для отпевания покойников. После всенародного покаяния, причт и храм воссоединились с православной церковью. В 30-е годы XX в. здание церкви сильно пострадало от пожара. В начале 60-х годов возвели новые купола. В мае 1996 года впервые были отреставрированы могилы святителей. Здесь нашли место упокоения Ташкентский митрополит Никандр (+18 февраля 1933 года), Ташкентский митрополит Арсений (+28 февраля 1936 года) Ташкентский митрополит Гавриил (+28 февраля 1971 года). Проведена реставрация и самого храма святого благоверного великого князя Александра Невского. На реставрационные работы ушло четыре месяца. Восстановлены своды, стены, переписаны заново фрески и поврежденные иконы Иверской Божией Матери, Александра Невского и большое Распятие. Цвет для стен - цвет " морской волны " и его оттенков. Фрески - ярких цветов. Розетка купола сияет всеми цветами радуги и золотом. В центре фрески - изображение Святой Троицы: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой в виде голубя, распростершего крылья. По бокам и ниже - сонм Ангелов и Архангелов, св. Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих. Фреска развернута во всю стену над полом. Освящена была осенью 1996 года, как и все то. что подвергалось реставрации. На Боткинском кладбище расположены могилы десятков священников, диаконов, монашествующих - почти все старое священство Ташкента. В числе наиболее почитаемых - захоронение архимандрита Бориса (Холчева). " (По материалам сайта OrexCA.com - Your Ultimate Virtual Travel Guide in Central Asia! )

http://sobory.ru/article/?object=04773

Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Петропавловска-Камчатского и Камчатского Морского собора в честь Архистратига Божия Михаила (регент — И.В. Тымчук). За богослужением молились: архимандрит Алексий (Туриков); протоиерей Алексий Апатов, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г. Петропавловска-Камчатского; иеромонах Михаил (Малаханов), секретарь Петропавловского епархиального управления; протоиерей Виктор Музыкант, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Петропавловска-Камчатского, руководитель епархиального отдела по социальному служению и церковной благотворительности. В храме находились моряки Тихоокеанского флота, прихожане, воспитанники воскресной школы. По окончании богослужения архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону благоверного князя Александра Невского. Владыка Феодор, в частности, сказал:  «Моряки-подводники с большой благодарностью вспоминают каждый Ваш Первосвятительский визит на Камчатку, потому что Вы всегда встречались с личным составом, вспоминают с благодарностью Ваше попечение о семьях военнослужащих в особо сложные для страны 1990-е годы. И сегодня в знак нашей сыновьей любви и признательности, просим, Ваше Святейшество, принять этот святой образ благоверного князя Александра Невского. Здесь, на базе подводных сил Тихоокеанского флота, несет свою вахту атомный подводный крейсер, который носит имя святого благоверного князя. Пусть этот образ, Ваше Святейшество, напоминает Вам о Камчатке, столь далекой географически, но и столь близкой к Вам духовно, о тех людях, которые живут здесь, служат и защищают рубежи здесь, на Востоке нашей страны. Благословите Ваше Святейшество!» С приветственным словом к участникм богослужения также обратился губернатор Камчатского края В.В. Солодов: «Ваше Святейшество, глубокоуважаемые владыки, отцы, братья и сестры! Я хочу поздравить всю Камчатку с сегодняшним историческим событием и, Ваше Святейшество, поблагодарить Вас за сегодняшний визит.

http://patriarchia.ru/db/text/6059589.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010