Русская православная община при Ташкентском городском кладбище была зарегистрирована в 1941 году, ей передан был храм Святого благоверного великого князя Александра Невского. В 1944 году группа верующих, последователей патриаршей церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им церкви-часовни, расположенной на кладбище. Часовня была передана общине при условии, что в церкви-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению, для отпевания покойников. После всенародного покаяния, причт и храм воссоединились с православной церковью. В 30-е годы XX в. здание церкви сильно пострадало от пожара. В начале 60-х годов возвели новые купола. В мае 1996 года впервые были отреставрированы могилы святителей. Здесь нашли место упокоения Ташкентский митрополит Никандр (+18 февраля 1933 года), Ташкентский митрополит Арсений (+28 февраля 1936 года) Ташкентский митрополит Гавриил (+28 февраля 1971 года). Проведена реставрация и самого храма святого благоверного великого князя Александра Невского. На реставрационные работы ушло четыре месяца. Восстановлены своды, стены, переписаны заново фрески и поврежденные иконы Иверской Божией Матери, Александра Невского и большое Распятие. Цвет для стен - цвет " морской волны " и его оттенков. Фрески - ярких цветов. Розетка купола сияет всеми цветами радуги и золотом. В центре фрески - изображение Святой Троицы: Бог - Отец, Бог - Сын и Бог - Дух Святой в виде голубя, распростершего крылья. По бокам и ниже - сонм Ангелов и Архангелов, св. Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих. Фреска развернута во всю стену над полом. Освящена была осенью 1996 года, как и все то. что подвергалось реставрации. На Боткинском кладбище расположены могилы десятков священников, диаконов, монашествующих - почти все старое священство Ташкента. В числе наиболее почитаемых - захоронение архимандрита Бориса (Холчева). " (По материалам сайта OrexCA.com - Your Ultimate Virtual Travel Guide in Central Asia! )

http://sobory.ru/article/?object=04773

По приезде в г. Муром он с семьей генерала зашел сначала в храм, где почивали мощи благоверного князя Петра и Февронии, а затем – и в храм Благовещенского монастыря, где находились мощи благоверного князя Константина с сыновьями. Когда все отлучились, Андрей, мучимый сатанинскими сомнениями, стал сдирать покровы с мощей и ощупывать их, надеясь открыть какой-нибудь «обман», но в это время вернулся дежуривший у мощей иеромонах, поднял крик на весь храм и хотел вызвать даже полицию. Лишь подоспевший генерал успокоил его и замял дело. В следующем по пути городе Владимире, они вошли в кафедральный собор. Там они поклонились гробнице, где когда-то лежали останки святого князя Александра Невского, а затем их подвели к мощам святого благоверного князя Глеба, о котором Андрею сказали, что он скончался совершенно юным. Ему страстно захотелось увидеть эти мощи, и он слезами и силой своего красноречия убедил одного священника открыть ему мощи. И когда тот с молитвой и трепетом открыл их, то Андрей был поражен их видом, ибо молодой князь был как живой с короной на голове. Прочитав мысли Андрея, священник сказал: не подумайте, что это восковая фигура, и, взяв руку князя, поднял ее, а потом попросил поцеловать ее. Более того, он предложил Андрею преклонить голову и на нее возложил десницу святых мощей. Что с ним произошло в это мгновение, Андрей не мог объяснить: «как бы огонь прошел сквозь него от головы до ног, и сердце загорелось неизъяснимой радостью, и он долго не мог прийти в себя от потрясения и вышел из храма совершенно новым человеком...» 9 Итак, постепенно Промыслом Божиим через несколько лет он был приведён в Саровскую пустынь, а через 4 года – в Высокогорскую обитель, верстах в пяти от Арзамаса, где в 1882 г. принял монашеский постриг. Уже через 4 года его поставили во главе этого монастыря. Одаренный от природы умом, пытливым и любознательным, юноша, вынужденный часто сопровождать других лиц в поездках по России, многому научился и из книг, и из жизненных наблюдений. В 1824 году, а по другим данным, в 1826 или даже в 1828 году, он, заехав в Троице-Сергиеву Лавру и Москву, имел случай побеседовать с Московским Владыкой Филаретом, на которого произвел глубокое впечатление, так что по смерти наместника Лавры Афанасия (23 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Тема, предложенная нам для обсуждения, имеет большое значение для национального самосознания, для понимания того, в каких условиях проходило становление Российского государства и формирование внутреннего мира русского человека. Неслучайно поэтому к житию святого благоверного великого князя Александра Невского обращались на всех этапах отечественной истории, практически с момента его блаженной кончины. Взирая на исторический образ святого благоверного великого князя Александра Невского, мы видим выдающегося военачальника, одерживавшего победы над силами, пытавшимися покорить Русскую землю, а также мудрого государственного деятеля и дипломата, стремившегося в сложных условиях иноземного ига достичь возможной внутренней национальной консолидации и в то же время умерить аппетиты Золотой Орды, жадно эксплуатировавшей богатства Отечества. Князь Александр Невский оставил по себе память как правитель, в невероятно тяжелых обстоятельствах созидавший будущее величие России, ставший основателем московской династии Рюриковичей. Отличительными чертами его были глубокая вера, молитвенность и преданность Святому Православию, которое он отстаивал мужественно и бесстрашно, за что был прославлен Русской Церковью как местночтимый святой и чудотворец, видимо, в конце XIII века, а общецерковно — на Соборе 1547 года. Благоверный князь Александр является для нашего национального сознания символической фигурой. На протяжении своего земного бытия, к сожалению, не очень продолжительного (на день кончины ему было немногим более сорока лет), он решал комплекс уникальных задач, обусловленных необходимостью сохранения духовной идентичности православного народа, волею Божией расселившегося на огромной территории, объединяющей часть Европы и часть Азии, то есть Запад с Востоком. В XXI веке перед Церковью и школой встает немало просветительских задач, которые в совокупности ориентированы на достижение цели воспитания в подрастающем поколении осознания своей принадлежности к великой исторической преемственности, лежащей в основе Российского государства. Личность благоверного князя Александра является примером того, сколь неразрывна связь между верой и судьбой народа в веках.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5735242...

Под фундамент желательно копать не канавы, а один общий котлован, и по выведении стен фундамента заполнить и затрамбовать подпольное пространство между стенами фундамента прочным грунтом, взятым из горы на противоположной стороне улицы. Церковь должна быть построена для 700 арестантов и для 200 прихожан, всего на 900 чел. Средства, по заявлению г. смотрителя тюрьмы надворного советника Сипягина, могут получиться из сбережений, до 50 000 руб. от возобновления 2-й половины центральной тюрьмы. При таких средствах и при арестантском труде, церковь на 900 чел. может быть построена каменная с деревянными куполами, обшитыми кровельным железом, причем желательно составить проект церкви, по возможности скромный, т.е. недорого стоящий, чтобы часть денежных средств осталось на покрытие других необходимых строительных расходов». 23 сентября 1891 г. генерал-губернатор генерал-лейтенант А.Д. Горемыкин обратился к иркутскому губернатору с распоряжением о «принятии зависящих мер к возможно скорейшему сооружению на счет ассигнованных кредитов на возобновление Александровской центральной тюрьмы, отдельно от последней здания церкви вместительностью на 700 арестантов, 100 нижних чинов местной и конвойной команд и 100 человек служащих при тюрьме и близ живущих родственников арестантов...». 26 октября 1891 г. священник тюремной церкви Иннокентий Писарев обратился к архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину с просьбой о наименовании новой будущей церкви во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. Основания для этого он приводил следующие: «1. Центральная тюрьма находится в с. Александровском, имеющем церковь Во Имя Святителя Николая, и, следовательно, нуждающемся в храме своего покровителя; 2. Самая тюрьма называется «Александровскою»; 3. Строящаяся в 1874—1875 гг. при ней церковь, освященная потом во имя Св. мученика Платона, первоначально предполагалась во имя св. Александра Невского, что видно из того, что в иконостасе на месте иконы престольной была икона этого святого, икона же св. мученика Платона стояла совершенно отдельно у правого клироса; 4. В память царствующего Императора Александра Александровича и 5. Имя Благоверного князя Александра Невского более общеизвестно и общепочитаемо, чем мученика Платона, и, наконец, 6. От сгоревшей церкви остались только св. сосуды, облачения и часть икон, так что вновь возводимый храм не будет иметь никакого отношения к сгоревшему как по своему местоположению, так и по характеру постройки (тот домовой, этот самостоятельный приходской)».

http://sobory.ru/article/?object=39209

В годы испытаний мы вспоминаем истинных воинов духа. Их деяния и через века остаются примером, укрепляющим нас духовно, призывающим быть верными Богу и Отечеству. Именно такой личностью является святой благоверный князь Александр Невский, 800-летию со дня рождения которого посвящен наш нынешний форум. Выдающийся российский историк Сергей Михайлович Соловьев так оценил деятельность святого князя: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории» (История России с древнейших времен. Т. 3//Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. II. Т. 3-4. М.: Мысль, 1988. — С. 155). И, наверное, неслучайно, когда возникла идея определить историческую личность, которую можно было бы отождествить с Россией, назвать именем России, был выбран именно Александр Невский, хотя предлагалось много других достойных исторических имен. Я участвовал в этой захватывающей процедуре, и могу свидетельствовать, как менялось отношение даже тех, кто отстаивал иные имена, в пользу Александра Невского. И ведь никто никого не принуждал, но образ князя, святого и полководца, государственного деятеля и действительно великого патриота, не мог оставить безразличным никого, кто участвовал в этом конкурсе, и голоса были отданы именно за святого благоверного великого князя Александра Невского. Не буду повторять многократно сказанные слова о жизни и подвигах святого Александра. Образ князя, жертвенно послужившего своему народу и увенчавшего свой жизненный путь принятием монашества, стал примером для подражания для многих последующих поколений наших соотечественников. Масштаб личности святого благоверного князя и величие его исторической миссии заключается не столько в одержанных им победах, сколько в том выборе, который он сделал для своей страны и в русле которого протекала дальнейшая история, развивались культура и национальная жизнь России. Он сумел утвердить наш цивилизационный путь как путь особый, не сливающийся ни с Западом, ни с Востоком. Это своего рода средний, «царский» путь, основанный на традициях православного мировоззрения, которое соединено с жизненным укладом и национальной культурой русского народа.

http://pravoslavie.ru/139331.html

б) Святый благоверный князь Александр Невский был, далее, мудрым правителем. Много мудрости нужно было иметь великому князю, дабы, с одной стороны, не ожесточить могучих властелинов, а с другой – защитить беззащитный народ от их насилия. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, в которой, по прошествии полчищ татарских, цветущие города и села были разоряемы и сжигаемы, народ разбегался от страха врагов, скрывался в лесах и других потаенных местах, ожидая себе поминутно смерти от меча варваров. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей из множества самостоятельных княжеств, действовавших порознь против общего врага. Но мудрость св. Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и беспорядки. Вспоминая о царственной мудрости святого благоверного князя Александра Невского, помолимся, братия, ему о том, да ниспошлет Господь Бог и возлюбленному Монарху нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу премудрость, которая творит и царей славными, и подданных счастливыми. в) Третья царственная доблесть св. Александра Невского, прославляемая святою церковию, – это непобедимое мужество, приводившее в восторг и удивление всех современников. Невидимая помощь свыше, которой благоверный князь вверял себя с молитвою, видимо осеняла его во многих войнах с врагами земли русской, так что слава бранных подвигов его проникла во все страны мира. Но и по окончании своего земного поприща св. Александр Невский не оставил без попечения своего земли русской и на небе: явил помощь и по смерти своей князю Димитрию Донскому в борьбе его с татарами и исходатайствовал царю Иоанну победу над казанцами. В силу этого мы веруем, что он ныне ограждает молением своим и всех нас, и грады владычествия своего, и вся люди земли российския, споборствуя на сопротивные наследникам своим императорам всероссийским. (Троп. св. Алекс. Невск.). А веруя в это, вознесем усердные молитвы к святому защитнику земли русской, да почиет тот же дух непобедимого мужества и крепости и на Августейшем Монархе нашем, да сотворит и его Господь Бог врагом победительна, злодеем страшна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1996 г. храм получил малый иконостас с иконами житийного цикла Св. кн. Александра Невского работы палехских мастеров — дар патриарха Алексия II. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» К сожалению, в вышепомещённой статье Олега Гусарова содержится ряд серьёзных неточностей. Церковь была построена по типовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901г. (арх.Фёдор Михайлович Вержбицкий). Всего в Российской Империи 1916г. было выстроено не менее 60-ти таких церквей. Данный храм для 96-го Омского пехотного полка, расквартированного во Пскове, был заложен 11 Июня 1907г., в течение года выстроен и торжественно освящён 4 Октября 1908г. епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким). В 1924г. храм был закрыт, а в последующие годы обезглавлен и превращен в так называемый " революционный красноармейский театр " , с 1947г. ставший гарнизонным Домом офицеров, а в последствие превращенный в обычный склад. В 1990г. храм был возвращен РПЦ и благодаря трудам его настоятеля прот.Олега Тэора стал быстро возрождаться и восстанавливаться (проект его восстановления был разработан московскими арх.А.И.Храмцовым и Н.С.Василенко). С 1992г. в храме начались регулярные Богослужения. Неподалеку от него в 1996г. была выстроена часовня во имя Державной иконы Божией Матери, рядом с которой установлены плиты с именами псковичей, погибших при выполнении воинского долга в мирное время. В настоящее время при Александро-Невской церкви, которая является воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, работают воскресная и иконописная школы, библиотека и музей. Цитовичъ Г.А. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание. Въ 2-х частяхъ. Пятигорскъ, 1913, стр.115 Василенко А., Василенко Н. Не в силе Бог, а в правде. История храма святого благоверного князя Александра Невского, 4-е изд., исправленное и дополненное, Псков, 2007 Воинский храм благоверного великого князя Александра Невского был выстроен для расквартированного в Пскове 96-го Омского полка. История полка берет свое начало с 1797 года, когда генерал-поручик М.И. Кутузов, будущий победитель Наполеона, сформировал егерский полк из наиболее образованных и боевых офицеров. Полк со славою участвовал в Отечественной войне 1812 года, а название Омского получил в 1863 года после слияния его с Копорским мушкетерским полком, созданном в 1803 году и также покрывший славой свои знамена в войне с французами.

http://sobory.ru/article/?object=01923

На входной двери храма видны следы от пулевых отверстий, а с южной стороны в стене виден заделанный пролом от бронебойного снаряда, который пробив стену, толщиной 1 метр 10 сантиметров упал на клирос храма. В 2012 году в храме была сделана винтовая лестница на колокольню. И приобретены новые колокола. В настоящее время их одиннадцать. Самый большой из них весом 450 кг. Когда делали лестницу, то из колокольни вынесли старую люстру, разобрав которую увидели, что она сделана из немецких гильз от снарядов разных калибров. В высоту она достигала двух метров.  В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 году графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 году почти завершено строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860 году церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчётов в выборе места. В 1869 году было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя благоверного князя Александра Невского. В 1888 году строительство храма было окончено. Её освятил Преосвященный Вениамин, епископ Воронежский и Задонский. Храм был освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II, погибшего 13 марта 1881 года от бомбы террориста-народовольца. Освящение в том году совпало с 900-летием принятия христианства на Руси. Часть настенной росписи выполнили известные московские художники Малышев и Кондратьев. Пятиярусный иконостас сохранился со времени постройки храма. В памятной книжке Воронежской губернии на 1905 год отмечено: " Благодаря хорошему порядку при входе в церковь чувствуешь, что находишься в храме Божием, а хорошее служение невольно располагает к молитве. При Александро-Невской церкви имеется довольно обширное кладбище, обнесённое кирпичными стенами с четырьмя башенками по углам " . По воспоминаниям старожилов, храм никогда не закрывался. Даже во время оккупации Алексеевки немцами, в нём совершались богослужения. Один старенький прихожанин как-то рассказал батюшке, как он в детстве был свидетелем воздушного боя над Александро-Невским храмом. " За нашим истребителем над Алексеевкой гонялись два немецких самолёта. Очевидно, у нашего закончились боеприпасы, поэтому он маневрировал на низкой высоте так, чтобы немцам было трудно следить одновременно и за нашим самолётом, и за тем, чтобы не удариться о купола Александро-Невского храма. И, наконец, один немецкий самолёт то ли винтом, то ли крылом ударившись о крест, резко развернувшись, упал. Видя это, другой вражеский самолёт прекратил преследование, и наш истребитель благополучно улетел " .

http://sobory.ru/article/?object=15613

На фотографии 4 в иконостасе видны иконы Архангелов. Слева — скорое всего, архангел Гавриил (и это — северная диаконская дверь, так как видна снизу большая щель). В руках у архангела Гавриила, кажется, изображен цветок. Это лилия — символ радостной вести о рождении Спасителя. В правой части иконостаса – симметрично архангелу Гавриилу икона другого архангела – Михаила. В правой руке у него меч, одежда его более темная (красная?), и весь образ более мужественный. Скорее всего – это тоже диаконская дверь (южная), хотя щель под нею видна хуже, чем у северной двери. Дальше от центра иконостаса видны еще иконы. Справа от архангела Михаила виден только маленький край следующей иконы и нельзя определить кто там изображен. Слева от иконы архангела Гавриила мы видим также ростовую икону. Эта икона сильно засвечена светом из окна и плохо видна, но образ очень похож на образ благоверного князя Александра Невского, да и естественно было бы его видеть в храме, относящемся к ведомству императрицы Марии Феодоровны. Почитание благоверного князя Александра Невского, как великого предка русских царей стало особенно сильным начиная с императора Петра I и продолжалось в царствующем доме и Русской Церкви и в последующем. В XIX веке три русских императора были названы в честь Александра Невского. Во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и написаны тысячи икон. Кроме крайней справа иконы иконостаса, не видно и еще две иконы, которые скрыты за центральными двумя столбами. Вернее, эти иконы видны, но на фотографии столовой, с очень большого расстояния и понять кто на них изображен нельзя. Интересная особенность, связанная с иконостасом – напротив центральных икон иконостаса стоят напольные подсвечники. В наше время это является редкостью, чтобы на солее перед иконостасом ставили такие подсвечники. По бокам от диаконских дверей видны высокие древки хоругвей. Сами хоругви почти не видны, можно едва различить их нижний край. По краям иконостаса расположены места для клироса и чтецов, отделенные от храма поясными перегородками. Слева перед клиросом располагается канунный столик с небольшой голгофой на нем. Солея приподнята относительно пола храма на одну небольшую ступеньку.

http://sobory.ru/article/?object=56362

Чтобы придать зданию вид православного храма, были надстроены дополнительные ярусы с тремя главками на фасаде, а также по одному куполу над основным объёмом и над алтарной частью, а внутри был смонтирован трёхъярусный иконостас по вославным канонам. Купола при возведении делали облегчёнными, но придали вид монументальности (барабаны имели такие архитектурные детали как полуколонны и полуарки). Во времена советской власти они обветшали, начали разваливаться, и их попросту демонтировали. После перестройки фасадов здания в 60-х гг. XIX века, костёл Иоанна Крестителя переосвятили в православную Успенскую церковь. Позже решено было сменить это посвящение и вновь освятить храм во имя благоверного князя Александра Невского. Именно под таким посвящением религиозный объект известен в наши дни. Уже в новейшее время в храме был сооружён придед во имя святителя Николая Чудотворца. После войны была утеряна знаменитая и легендарная скульптура Лоретанской Божьей Матери. Сейчас в храме хранятся чудом уцелевшие скульптуры Христа и Иоанна Крестителя. Перед праздником Рождества Христова в 2001 году в храме во имя благоверного князя Александра Невского явилось чудо мироточения запрестольной иконы Божией Матери " Знамение " . Накануне Светлого Христова Воскресения, во время вечерней службы, образ воссиял ярким светом и обновился. Цвета стали выразительными, а нимб из оранжевого цвета превратился в светло-жёлтый. После этого события по просьбе архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана, её вынесли из алтаря и мастера сделали для неё киот. Рядом с храмом - огромный валун, установленный в память о Столовичской битве 1771 года между барскими конфедератами, на стороне которых выступил гетман М. К. Огинский, и российским отрядом во главе с А. В. Суворовым. Это событие стало прологом к первому разделу Речи Посполитой в 1772 году. Из книги-путеводителя: " От Беловежской Пущи до Полесских болот " . - Минск, УП " РИФТУР " , 2013 и с сайта: barturizm.by/pamyatniki-i-pamyatnye-mesta/Церковь Святого Александра Невского в Столовичах (Бывший костёл Иоанна Крестителя) - наследие мальтийских рыцарей.

http://sobory.ru/article/?object=09615

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010