Том I Том II Том IV Том V Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная деятельность св. Дионисия Святитель Афанасий Великий: жизнь и церковное служение 1. Ранний период жизни 2. Первый период архиерейского служения 3. Второй период архиерейского служения Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения Глава I. Жизнь и церковное служение св. Кирилла 1. Период жизни до архиепископства (375/380–412) 2. Архиепископское служение св. Кирилла в период до несторианских споров (412–428) 3. Борьба св. Кирилла за Православие (428–444) Глава II. Литературная деятельность св. Кирилла 1. Экзегетические творения 2. Догматико-полемические сочинения 3. Проповеди и послания Глава III. Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора Заключение. Общая характеристика св. Кирилла как богослова и церковного мыслителя Часть II. Антиохия Святой Лукиан Антиохийский и его ученики Глава I. Жизнь святого Лукиана Глава II. Сочинения святого Лукиана 1. Символ веры 2. «Апология» 3. Труд по текстологии Священного Писания Глава III. Ученики святого Лукиана. Святой Лукиан и арианство 5. Евсевий Никомидийский 2. Астерий Софист 3. Прочие ученики святого Лукиана 4. Святой Лукиан и арианство Святитель Евстафий Антиохийский Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Богословие победы в святоотеческой традиции Скачать epub pdf Содержание Победа как восстановление у святителя Иоанна Златоуста Общие святоотеческие представления о духовной победе Апокатастасис в античности и раннем христианстве Победа Христова Путь вслед за Христом Спасителем Противоположный характер духовной и земной победы Духовная победа как ключевая черта монашеского идеала Диалектика победы и поражения в античности В христианстве     Νκη Θεο π πντας μς(победа Божия (да будет) во всех вас). Преподобный Феодор Студит 1 День 9 мая отмечен особой памятью о Победе в Великой Отечественной войне – Великой Победе в чреде других побед нашего Отечества. Как известно, победы основываются не столько на силе оружия, сколько на силе духа. Подобно тому, как внешняя история России неотделима от ее истории внутренней, так и победы в сражениях неотделимы от побед, которые совершались на другом – духовном – фронте борьбы за человеческие души. А победа аскета в духовной брани приводит к постановке вопроса о богословии победы, или о ее духовном смысле, с точки зрения святых людей, которые так или иначе одержали в своей жизни ряд побед и смогли поделиться своими достижениями с другими. Тема данной статьи – богословие победы в святоотеческой традиции и шире – в христианской литературе. В основном я буду ссылаться на святых отцов византийской традиции, ориентируясь прежде всего на учение святителя Иоанна Златоуста и на отдельные мысли святителя Феофана Затворника . Победа в Новом и Ветхом Завете Победа – по-гречески νκη 2 , по-латыни victoria – имеет ряд ключевых значений: · победа, · господство, · успех 3 . Следует также отметить, что на языке святых отцов Бог описывается победителем не только злых и грешных людей, но и добрых. Тем самым духовная победа – это, с одной стороны, разгром врагов, а с другой – награждение или благодатное одарение друзей. Слово νκη встречается среди новозаветных текстов только в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова ( 1Ин. 5:4 ): · и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В канун праздника Преображения Господня предлагаем вашему вниманию материал, посвященный учению святителя Григория Паламы . По словам святителя Григория, апостолы на горе Фавор видели нетварный свет Божества, который исходил от Иисуса Христа, поэтому его учение важно для понимания сущности праздника Преображения. Родился будущий святитель в 1296г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Григорий, однако, оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316г. он покинул дворец и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. В 1325г. из-за турецких нападений на Святую Гору он, наряду с другими монахами, вынужден был ее покинуть. В Фессалониках Григорий по просьбе своих спутников-монахов принял священнический сан. В 1331г. он вернулся на Святую Гору, где продолжил отшельническое житие в пустыни святого Саввы на афонском предгорье над Лаврой. Затем на краткий срок Григория избрали игуменом монастыря Эсфигмен. Несмотря на попечения, взятые им на себя, он постоянно стремился вернуться к безмолвию пустыни. И наверняка достиг бы этого, если бы ученый монах из Калабрии по имени Варлаам, неистово нападавший на исихастов, не побудил его к вступлению на полемическую стезю. На Паламу было возложено опровержение нападок Варлаама. Святитель Григорий составил многочисленные сочинения богословского, полемического, аскетического и нравственного содержания. Он богословствует на основании личного духовного опыта, который пережил, подвизаясь как монах и сражаясь как искусный ратоборец против тех, кто искажал веру. Варлаам уподобляет знание здоровью, которое неделимо на здоровье, подаваемое Богом, и на здоровье, приобретаемое благодаря врачу. Также и знания, божественное и человеческое, богословие и философия, согласно калабрийскому мыслителю, едины: «философия и богословие, как дары Божии, равны по ценности пред Богом». Отвечая на первое сравнение святитель Григорий писал о том, что врачи не могут целить неисцельные болезни, они не могут воскрешать мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение 24.03.2008 299 Время на чтение 23 минут Во второе воскресенье Великого Поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Портал Богослов.Ru публикует статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти отца своего сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало быть под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша прожил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и заодно, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: " И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы " . Несмотря на все это Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г. в возрасте 20 лет он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Привыкать к великим подвигам он начал еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством препоподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Мученичество святого апостола Павла Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 29 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 От переводчика “Желательно, — писал святитель Иоанн Златоуст, — чтобы кто-нибудь в состоянии был рассказать нам полную историю Апостолов, чтобы не только о том, что они писали и говорили, но и о прочем их образе жизни, что они ели и когда ели, когда сидели и куда ходили, что делали каждый день, в каких странах бывали, в какой дом входили и где плавали, обо всём этом рассказал бы подробно, — такой великой пользы исполнено всё, что они делали! Если о друге всякий спрашивает, где он живёт, что делает, куда идёт, то неужели, скажи мне, нам не следует знать всё это о всеобщих учителях вселенной? Кто живёт духовно, того и одежда, и походка, и слова, и дела, вообще всё приносит пользу слушающим” 1 . В работах, посвящённых жизни и трудам святого апостола Павла, основное внимание уделяется его трём апостольским путешествиям и путешествию в узах в Рим, поскольку исследователи ограничиваются самым надёжным источником — Священным Писанием (Деяниями Апостолов и Посланиями апостола Павла). Большой промежуток жизни Апостола языков — от освобождения из первых уз до мученической кончины (около 5 лет, с 63 по 68 гг.) — остаётся неосвещённым 2 . Сведения, доставляемые преданием Церкви, как правило, игнорируются — их используют немногие и фрагментарно 3 . Но и тогда о четвёртом апостольском путешествии святого Павла на Запад упоминается лишь вкратце. Описания же вторых римских уз и кончины святого апостола Павла мы в научных трудах не найдём. Но кончине святого всегда уделяется большое внимание: завершение жизненного пути — венец праведной жизни. О завершении жизни святого апостола Павла мы знаем, что он был усечён мечом при Нероне. Об этом факте упоминают святитель Климент Римский, святитель Дионисий Коринфский, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский и многие Отцы, жившие после IV века. Это предание стало устойчивой агиографической традицией. Но при каких обстоятельствах апостол Павел был подвергнут заключению, какому именно, сколько оно продолжалось и какова была мученическая кончина апостола Павла, нам известно крайне мало. Но нельзя полагать, что римские христиане первого века ничего не знали о кончине великого Павла, а если и знали, то ничего не сохранили. Поистине, думать так — значит оклеветать тех, кто своими глазами видел апостолов Петра и Павла и слушал их проповедь, тех, кто стойко претерпел страшные “иллюминации” во время гонения Нерона, тех, вера которых возвещается во всем мире (Рим 1:8). Скорее нам следовало бы обвинить себя за то, что мы не в должной степени пользуемся тем колоссальным богатством, которое сохранила для нас святая Церковь за более чем два тысячелетия своего существования.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

Обычно исследователи освещают жизненный путь Святителя лишь начиная с новгородского периода, так как его имя появляется в летописных источниках только с 1526 года. Что же касается предшествующего времени жизни Митрополита, то здесь историки ограничиваются в своих высказываниях лишь отдельными соображениями. Так, Н. Андреев пишет: “О происхождении и молодых годах Макария сведений не сохранилось. Но имеется очень важное известие, что Макарий был монахом Пафнутьево-Боровского монастыря, того самого, где в 70-х годах XV века работал вместе с большой артелью иконописцев знаменитый Дионисий, расписывавший позднее Ферапонтов монастырь. Факт этот для нас значителен, так как позволяет предположить, что именно здесь Макарий мог найти и среду, давшую возможность сформироваться его художественным вкусам и отчасти удовлетворить его религиозно-эстетические склон­ности. Более того, можно думать, что именно здесь он научился иконописному мастерству, так как целая группа мастеров, там работавшая во главе с Митрофаном и Дионисием, вероятно, оставила в монастыре художественно-ремесленную традицию” 1 . А профессор Московской Духовной Академии И. Н. Шаботин высказывает такую мысль: “Меркнут в исторической дали вехи ранней биографии Макария. Сквозь туман этой дали видим свечечку в тесной келье преподобного Пафнутия (Бо­ров­ско­го), приобщившего молодого Макария к иноческому чину. Через многие годы сурового монашеского искуса и послушаний, которые выковывают волю к деланию на ниве Христовой, приходит Макарий к архимандритству в довольно известном тогда Лужецком монастыре” 2 . Таким образом, о раннем этапе деятельности Святителя известно очень мало. И если возможно некоторое снятие завесы неведения с предшествующего времени жизни иерарха, то лишь на основании отдельных косвенных данных. Но тем большую ценность представляют собой возможные результаты такого исследования, так как до сих пор не было предпринято попыток даже периодизировать жизненный путь святителя Макария до его архиерейской хиротонии.

http://pravmir.ru/mozhayskiy-period-vser...

Обычно исследователи освещают жизненный путь Святителя лишь начиная с новгородского периода, так как его имя появляется в летописных источниках только с 1526 года. Что же касается предшествующего времени жизни Митрополита, то здесь историки ограничиваются в своих высказываниях лишь отдельными соображениями. Так, Н. Андреев пишет: «О происхождении и молодых годах Макария сведений не сохранилось. Но имеется очень важное известие, что Макарий был монахом Пафнутьево-Боровского монастыря, того самого, где в 70-х годах XV века работал вместе с большой артелью иконописцев знаменитый Дионисий, расписывавший позднее Ферапонтов монастырь. Факт этот для нас значителен, так как позволяет предположить, что именно здесь Макарий мог найти и среду, давшую возможность сформироваться его художественным вкусам и отчасти удовлетворить его религиозно-эстетические склонности. Более того, можно думать, что именно здесь он научился иконописному мастерству, так как целая группа мастеров, там работавшая во главе с Митрофаном и Дионисием, вероятно, оставила в монастыре художественно-ремесленную традицию» 563 . А профессор Московской Духовной Академии И. Н. Шаботин высказывает такую мысль: «Меркнут в исторической дали вехи ранней биографии Макария. Сквозь туман этой дали видим свечечку в тесной келье преподобного Пафнутия (Боровского), приобщившего молодого Макария к иноческому чину. Через многие годы сурового монашеского искуса и послушаний, которые выковывают волю к деланию на ниве Христовой, приходит Макарий к архимандритству в довольно известном тогда Лужецком монастыре» 564 . Таким образом, о раннем этапе деятельности Святителя известно очень мало. И если возможно некоторое снятие завесы неведения с предшествующего времени жизни иерарха, то лишь на основании отдельных косвенных данных. Но тем большую ценность представляют собой возможные результаты такого исследования, так как до сих пор не было предпринято попыток даже периодизировать жизненный путь святителя Макария до его архиерейской хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Святитель Алексий, митрополит Московский, в житии. Дионисий. Икона XV века, 1480-е гг. Для нас сегодня привычно и естественно, что сердце России — это Москва, древняя столица с ее историей, величием, намоленными бесчисленными поколениями предков наших соборами и монастырями. «Москва! Как много в этом звуке/Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» — непреложная, светлая истина. Москва — твердыня нашего Отечества, и в тяжкие судьбоносные минуты многих веков звучало на разные лады одно и то же святое: «Ребята, не Москва ль за нами?!» Но ведь это было так не всегда. В далекие-далекие дни был стольным градом древний Киев, после него возвышался Владимир; были дни, когда ныне маленькая Тверь всерьез претендовала на главенство в Русской земле; возможным казалось объединение княжеств и вокруг — странно слышать, но было и так! — Литвы. Отчего же все-таки явилась во главе России и утвердилась в веках именно Москва? Кто Промыслом Божиим утвердил и возвысил ее, сделал этот судьбоносный для Отечества выбор? Рождество Алексия Московского. Клеймо Святители Московские Ответ прост и несколько необычен для гражданской истории: русские святители. Именно они, митрополиты всея Руси, святители Петр, Феогност, Алексий, Киприан, последовательно проводя общую преемственную линию поддержки именно московских князей, своим авторитетом (а иногда, при необходимости для благоденствия паствы, и прямым участием в принятии политических решений) утвердили главенство за Москвой, которая, таким образом, удивительно быстро, менее чем за столетие из крохотного княжества превратилась в средоточие жизненных сил Руси. Именно они, митрополиты всея Руси, своим авторитетом утвердили главенство за Москвой Увидев в потомках младшего сына благоверного князя Александра Невского, печальника и спасителя Руси в первые десятилетия страшного монгольского ига, скромного и молитвенного князя Даниила Московского, тех, кто был способен объединить Русь и тем спасти ее, русские первоиерархи приложили все старания для поддержания Москвы и ее князей.

http://pravoslavie.ru/158819.html

священник Максим Никулин Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источник Святитель Кирилл, архиепископ Александрии Египетской (около 375–444 гг.) был одним из величайших экзегетов и богословов своего времени. Он также являлся одним из наиболее известных представителей александрийской богословской школы. Святитель оставил нам колоссальное письменное наследие, большую часть которого представляют собой экзегетические сочинения. В своих многочисленных творениях свт. Кирилл полемизирует с арианами, язычниками, иудеями, несторианами. Святитель был наиболее пламенным противником Нестория на Вселенском Соборе в Эфесе (431 г.). В то же время, миафизитские богословы (исповедующие одну природу во Христе) опирались на авторитет святого отца, чтобы аргументировать свое учение. Содержание Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» Источники и литература Источники Литература Сокращения     Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» «Толкование на Послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского 1 (далее – «Толкование») сохранилось только во фрагментах, однако его существование засвидетельствовано несколькими позднейшими авторами, именующими его «πμνημα/ρμηνεα τς (Παλου) πρς βραους (πιστολς)» и цитирующими его отрывки. В частности, этот труд святителя цитируют епископ Александр Иерапольский (432 г.), «Синодик Рустика», Феодорит Кирский , Севир Антиохийский, Леонтий Иерусалимский , Леонтий Византийский , св. Юстиниан, Факунд Эрмианский, Деяния Латеранского собора (649 г.), прп. Анастасий Синаит , автор «Учения отцов», свт. Никифор Константинопольский , свт. Фотий Константинопольский , Дионисий бар Саливи. Однако большинство фрагментов «Толкования» обнаружены в библейских катенах (главным образом, в кодексах Куаслена 204 и Парижском 238, опубликованных Дж. Э. Крамером 2 , а также в Миланском кодексе Е63, использованном А. Маем) и в догматическом флорилегии «Печать веры», опубликованном К. Термекертчаном 3 . Библейские катены – это собрание отрывков, взятых из произведений отцов Церкви и других авторов, комментирующих тот или иной библейский стих. Догматический флорилегий – это сборник фрагментов отцов Церкви и других авторов, доказывающих тот или иной аспект христианского учения. На основании этих источников фрагменты «Толкования» свт. Кирилла были изданы А. Маем 4 (переиздано Ж.-П. Минем 5 ), Ф. Э. Пьюзи 6 и Ж. Лебоном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf Катихизическия беседы приснопамятного о. Иоанна о Святой Троице, Боге Творце и Промыслителе мира, входящия в первый том прежних изданий его сочинений, повидимому, относятся к сравнительно раннему периоду его священнослужения. Оне ценны для нас не только по своему прямому назначению учить вере и жизни по вере: оне также ценны и дороги в том отношении, что приоткрывают завесу, как формировалась его собственная пастырская личность, из каких источников питалась она. О. Иоанн в своем пастырском служении весь деятельность, весь жизнь, весь горение; во внебогослужебные часы он в движении, в поездках, в посещениях домов; о. Иоанн не кабинетный труженик. А между тем, как интенсивна была умственная работа о. Иоанна! О ней лишь отчасти говорят его записи в дневник, столь возвышенныя, обычно такия глубокия по мысли. Катихизическия беседы первого тома его сочинений указывают на внимательное чтение им отцев Церкви, которых он цитирует здесь непосредственно по русским изданиям постоянно. Здесь встречаем имена древних христианских апологетов Иринея и Тертуллиана , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Кирилла Иерусалимского , Григория Нисского , блаженного Феодорита , Дионисия Ареопагита , Феофилакта Болгарского , преп. Иоанна Дамаскина , а равно русских святителей Димитрия Ростовского и Тихона Воронежского. Так насыщал себя о. Иоанн, кроме постоянного чтения Свящ. Писания и углубления в содержание богослужебных книг, чтением святоотеческих творений. Мысли из писаний трех великих святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста передает своим слушателям о. Иоанн особенно часто. Но едва ли не наиболее сильно отразилось на его духовном складе влияние св. Василия Великого . Здесь, прежде всего, должна была иметь свою силу сторона молитвенная. Может ли оставаться совсем чуждым каждому священнослужителю дух св. Василия, когда этот священнослужитель читает углубленныя молитвы святителя, особенно молитвы Литургии св. Василия, совершаемой в период Великого Поста и в период праздников Рождества Христова – Богоявления? Тем более это чувство духовного общения должно было сказаться на личности о. Иоанна. Характерная черта Василиевых молитв, как равно его писаний – полнота и широта мысли; она выражается и в его стиле, в виде богатства определительных слов. Эта же черта отличает содержание и стиль о. Иоанна, как это можно видеть уже хотя бы из полного заглавия знаменитого его «Дневника».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010