5-е Св. мученицы Харитины Маленькая девочка Харитина, оставшаяся сиротой, была взята неким богатым и сострадательным человеком Клавдием и воспитана им, как дочь. Когда она пришла в возраст, то отличалась не только красотой телесной, но и добротой нрава, кротостью, целомудрием, разумом и верой во Христа Бога. Верующие, которые посещали её, радовались о ней, а неверующим она проповедовала о Христе и указывала путь истины. Настало гонение Диоклитианово, и комит (округа начальник) потребовал её на суд, вследствие доноса о её христианской ревности. Он спросил её: «правда ли, что ты – христианка, и прельщаешь других, приводя их к той же вере?» Харитина отвечала: «действительно, я христианка; но не прельщаю людей, а от прелести отвращаю, и от вашей нечистой веры привожу ко Христу моему». То слышав, правитель велел бить её нещадно и отослал на суд к правителю области. Этот после напрасных убеждений отречься Христа велел остричь волосы ей, сыпать горячие уголья на голову и всё тело, и наконец осудил на растление (так часто поступали судьи, особенно в Египте). Но святая помолилась Господу и скончалась, сохранивши девство непорочным. Тело её было вложено в мех с песком и брошено в море; но через три дня морские волны вынесли его на берег, и Клавдий похоронил его. Св. священномученика Дионисия, еп. Александрийского Дионисий родился в г. Александрии от родителей – язычников; обращён в христианство уже в зрелых годах, под влиянием Оригена , к которому он был всегда сердечно расположен. Впрочем, сам Дионисий говорит о себе, что «обратился ко Христу путём свободного исследования, беспристрастно испытывая учения человеческие». Став после Оригена наставником в Александрийском огласительном училище, а по смерти Иеракла (пам. 15-го окт.) епископом Александрийским (в 247 г.), Дионисий, по-прежнему, читал и исследовал сочинения еретиков и отвергал их системы не прежде, как по личному убеждению дознавал их несостоятельность. Такое произвольное отношение Дионисия к подобному предмету приводило в сомнение одного пресвитера, который поэтому и предупреждал его, что близкое знакомство с еретическими книгами, доставляя случай осваиваться с ложными понятиями, может вредно отразиться на своём собственном образе мыслей. Как бы в разрешение этого вопроса Дионисий имел видение, в котором ему было возвещено, что он может читать еретические книги, как способный обсуживать подобные предметы; при этом ему указано было и на то, что, и первоначально действуя таким образом, он приобрёл случай к обращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сортировать по Исключить новости Священник Дионисий Костомаров – о том, как вырасти и не стать манекеном благочестия Они не ходили в воскресную школу, не чистили подсвечники в 5 лет и даже не всегда знали слова молитвы «Отче наш». Но когда выросли, им пришлось искать ответы на самые сложные вопросы, которые только могут возникнуть в голове подростка. Эти дети пришли к Богу, и когда выросли – стали священниками. Как? Рассказывают они сами: в серии историй «Каким я был подростком» – настоятель храма святителя Мирликийского в Новой Ботанике города Орла, руководитель молодежного отдела Орловской епархии священник Дионисий Костомаров. Я достаточно спокойно прошел подростковый период. Этому во многом способствовала среда, потому что в старших классах я учился в частной школе, где основным принципом директора была определенная интеллектуальная соревновательность. Мы в первую очередь были настроены на учебу. Но при этом обычные подростковые вещи нас не обходили стороной – мы пробовали пить, курить, мы слушали музыку. Но это все не заходило очень далеко, и особого протеста и бунтарства не было. Мне кажется, подростки могут стать алкоголиками, если вышли из маргинальной среды и с самого детства видят подобное поведение. Или же, наоборот, это происходит в среде золотой молодежи, где то же самое, только с другой стороны: дети не видят своих постоянно работающих родителей, они предоставлены сами себе и имеют все возможности для получения острых ощущений.  В нашей школе не было религиозной составляющей. Мне вообще сложно понять, что такое православная школа. В любой школе человек может попасть к нормальному преподавателю по гуманитарным предметам, и тогда он рано или поздно столкнется с вечными вопросами, которыми, например, задавались писатели. Иногда важнее ребенка научить не столько тому, чтобы он умел и знал обрядовую сторону религии, сколько научить свойству взвешивать свою жизнь с точки зрения вечности: «Что я после себя оставлю?» Мне кажется, курс литературы от хорошего преподавателя в себе это несет. Поэтому, как мне кажется, православная гимназия не является гарантом того, что человек вырастет христианином. Точно так же, как обычная школа совершенно не отдаляет человека от Бога. На мой взгляд, религиозные вопросы и вопросы образования – две различные плоскости. 

http://pravmir.ru/obeshhal-mame-ne-kurit...

Азбука истины 1 А Ангелы созданы прежде людей. В начале сотворил Бог Небо и землю, – говорится в Книге Бытия. А под «небом» святые Божьи единодушно понимали ангелов, то есть мир святых духов, воинство без-телесных сил. Согласно Божьему Откровению и пониманию святых, таких, как святой Иерофей и святой Дионисий, ангелы составляют девять чинов, соответственно силе, власти и мудрости, которые им дарованы Создателем. Эти девять огромных общностей называются: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Архангелы и Ангелы. Ум человеческий не может даже представить величие и славу ангелов, а также определить их численность. Только сердце человеческое может радоваться своим большим, старшим и более совершенным братьям. Мы говорим «братьям», потому что у ангелов и людей один Небесный Отец. Б Блажен тот, кто верует в Бога так, как Бога явил миру Господь Иисус Христос . Если спрашиваешь, каков Бог, посмотри на Иисуса Христа – и получишь ответ. Бог такой, как Иисус Христос. А это значит: Бог всемогущ, всемудр, всеблаг. Его могуществу не может противостоять никакая сила, Его благости вынуждена покориться всякая злоба. Если ты нуждаешься в силе, обратись к Богу; если ты нуждаешься в мудрости, стань рядом с Богом; если ты нуждаешься в благости или милости, доброте и любви, прилепись к Богу. Знай и помни, что лишь бессилие, глупость и злоба восстают против Бога. Но все, что восстает против Бога, осуждено, в конце концов, на поражение и погибель, а то, что стоит возле Бога, в итоге ликует, радуется и живет вечно. Все это явлено через личность и судьбу Господа Иисуса Христа, а также через судьбы Его последователей и Его врагов. Поэтому мы и говорим: Блажен тот, кто верует в Бога так, как Бога явил миру Господь Иисус Христос . В Веруй всему тому, что Христос Господь сказал, показал и предсказал. В этом и заключается наша вера. Я Истина, – сказал Он. Значит, Христос есть живая Истина во всем, что Он сказал и предсказал, во всем, что показал и заповедовал. Он – вечная Истина Божья, Которая явлена во времени телесно, чтобы облегчить плотским людям веру в Бога, Который есть Дух, и чтобы показать безмерную любовь Божью к людям. Видь и помни: если не будешь верить Христу, поверишь или себе, или другому какому-нибудь смертному человеку. То есть ты должен выбрать: либо веришь Христу как Богу, либо веришь какому-то, лишь бы какому, человеку вне Христа. Третьего нет нигде в мире и в истории рода человеческого. А разве тебя жизнь не научила, что ты можешь обмануться и в себе, и в людях, которые находятся вне Христа? Выбирай, человече и сыне человеческий; выбор этот судьбоносный. Когда умрешь, Вечность тебе задаст один только вопрос: Скажи, человече и сыне человеческий, кого ты избрал, то есть кому ты поверил, и за кем ты пошел? Г

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Беседа 39 Деян.17:32–33 .  Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Почему Павел отведен в Рим в узах. – Кротость достохвальна. – Оскорбляющий подвергается большему осужде­нию, нежели оскорбляемый. 1. Почему Павел, успевший так убедить афинян, что они говорили: «об этом послушаем тебя в другое время», и тогда как не было опасностей, спешил оставить Афины? Вероятно, он не ожидал здесь большой пользы; а с другой стороны, он был веден Духом в Коринф. «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» ( Деян.17:34, 18:1–3 ). Точно, как я сказал, он был веден Духом в Ко­ринф, где должен был остаться. Афиняне, хотя и любили слушать новости, но не были внимательны (к проповеди); они не показывали никакого усердия, а старались только о том, чтобы постоянно иметь какой-нибудь предмет для разговора; это и было причиною, что они отступили (от Павла). Но если у них был такой нрав, то почему они обвиняют его, что он «проповедует о чужих божествах» ( Деян.17:18 )? Потому что это (учение) для них было весьма непонятно. Впрочем, он убедил Дионисия Ареопагита и некоторых других. Те, кото­рые заботились о благоустроении своей жизни, скоро приняли слово; а прочие нет. Павлу казалось достаточным, что он по­сеял по крайней мере семена; а тогда протекла уже большая часть его жизни, так как он скончался при Нероне. Между тем воздвигнуто было Клавдием гонение на иудеев, хотя и издалека, но не напрасно, чтобы, хотя таким образом вразумить их: из Рима они были изгнаны, как люди вредные. Потому по устроению (Божию) случилось то, что (Павел) от­веден был туда, как узник, не затем, чтобы быть изгнан­ным оттуда, как иудей, но чтобы остаться там и действовать под стражею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«В начале» этого пути «был» Григорий Папамихаил. Его классический труд «Святой Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский», изданный в Петербурге и в Александрии в 1911 г., считается первым научным исследованием на греческом, в котором изображается личность и богословие Паламы в свете исихастского движения XIV в. 1 Приснопамятный профессор Богословского факультета Афинского университета сосредоточил свои усилия в данном сочинении, а также в двух работах той же самой тематической направленности, изданных в 1908 2 и 1910 3 , на объяснении мистики, подвижничества, безмолвия и вообще на основных характеристиках проявления и развития богословия святого Григория Паламы . Одновременно он опроверг критические подходы к этой теме предыдущих исследователей Троицкого, Гельцера и Успенского. А именно не согласился с ними, когда они стремятся доказать отсутствие преемства в богословии православного Востока XIV в. с богословием единой Церкви великих Отцов вплоть до VIII в.; они сводят причины столкновения Паламы с Варлаамом только к области философского противостояния, совершенно не учитывая богословскую и, значит, бытийно-эмпирическую составляющую. Далее в своих рассуждениях они приходят к выводу, что победа мистики есть «поражение схоластики, то есть рационалистического характера западноевропейского богословия... поражение сильного западноевропейского культурного влияния», непосредственным результатом чего оказывается представление об Афоне «как причины до XVIII в. постепенного окаменения и выхолащивания эллинизма», a параллельно «как истинного очага Православия». Из вышесказанного становится ясно, что такие воззрения отражают «традиционную» полемическую позицию Запада по отношению к чему бы то ни было, что прежде всего связывается с богословием Востока в XIV в., и обнаруживают недостаток критериев и предпосылок для более глубокого понимания столь важной темы. Вопрос об отношении сущности и энергий в Святой Троице, который в дальнейших изысканиях займет центральное место в прочтении и изложении богословия Паламы, кажется, специально не интересовал академического преподавателя, хотя, конечно, в его трудах встречаются отдельные критические замечания, весьма ценные для той дискуссии, которая разразится в последующие годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В скольких значениях [понимается] божественное соединение и разделение, и [также о том] что мы научены [понимать] различие в Боге не по ипостасям только, но и по общим [для них] выступлениям и энергиям, и что мы прияли сообразно каждому соединению и разделению помышлять Его нетварным, хотя бы то и не нравилось Варлааму и Акиндину 1 1. Великий Дионисий, сподобившийся сам слышать глас Христовых апостолов, который всяко раздавался от огненного языка 2 , и напряженным и совершенным поучением в том, что относится к божественному, изрядно натренировавший ( γεγυμνασμενος) [свой] ум и язык, и не без божественного вдохновения ( επιπνοιας) подвигшись ради пользы тех, кто будет после [него], изложить [учение] о божественном соединении и разделении, прояснил благомудренным основательнейшее и истинное богословское учение об этих предметах, чтобы мы, пользуясь этим [учением] как каноном и светом, и при его помощи «право правяще слово истины» ( 2Тим.2:15 ), легко бы замечали и к [их собственной] пользе исправляли бы тех, кто в чем-либо уклоняется от него или извращает, насколько это возможно протягивая по благодати Божьей руку помощи и им, если они того хотят; а если нет – то хотя бы колеблемым ловкостью и правдоподобием их красноречия. 2. Итак, этот великий [учитель], свидетельствуя, что он мудрствует и глаголет то же самое, что и все прежде него бывшие богоносцы, говорит: «посвященные в священные таинства нашего богословского предания называют божественными соединениями тайные и неисторжимые сверхпребывания ( υπεριδρυσεις) сверхнеизреченного и сверхнепознаваемого постоянства; разделениями же – благолепные выступления ( προοβους) и проявления ( εκφανσεις) богоначалия. И они говорят, следуя священным Речениям, что в частности и у упомянутого соединения, и также у разделения, есть [еще] какие-то свои собственные соединения и разделения» 3 . И еще: «Если же и божественным разделением является благолепное выступление, тогда как божественное соединение сверхсоединенно само себя по благости увеличивает и многократно умножает, то являются соединенными по отношению к божественному разделению неудержимые преподаяния ( μεταδοσεις), осуществления ( ουσιωσεις), оживотворения, умудрения и иные дары являющейся причиной всего Благости, сообразно каковым [дарам] непричастно причаствуемое воспевается [исходя] из [постижимости] причаствующих и причастий» 4 . И несколько ниже: «те же боголепные причины этих соединений и разделений, что нашли мы в Речениях, мы по возможности изложили в «Богословских Очерках» 5 , рассмотрев каждую из них по отдельности» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Московская духовная академия, созданная в 1685г. братьями иеромонахами Софронием и Иоанникием Лихудами, как Славяно-греко-латинская, обладает огромным научно-богословским потенциалом, который отчасти общеизвестен и доступен, а отчасти все еще продолжает оставаться под спудом как библиотек, так и архивов и прочих книго- или рукописехранилищ. Прежде чем говорить о неизданных лекционных курсах, стоит вспомнить о том, что ряд учебных материалов и статей издавался в дореволюционных журналах, а затем переиздавался отдельными оттисками, которые достаточно труднодоступны. К примеру, из трудов профессора МДА М.Д. Муретова в библиотеке МДА наличествует не более одной трети его сочинений и так далее 1 . Некоторые монографии или курсы уже частично издавались в советское время, как, например, монография о свв. Кирилле и Мефодии Е.Е. Голубинского 2 . Однако наибольший интерес представляют наименее доступные и до сих пор остающиеся неизданными лекционные курсы 3 . Весь неизданный корпус учебных курсов и пособий, о котором пойдет речь, писался по большей мере или в самой Троице-Сергиевой Лавре или при Лавре. До революции творческие рукописи и машинописи хранились в академической или лаврской библиотеках. В настоящее время они обрели для себя новое место хранения – в составе перемещенного в 1930-е гг. академического архива и рукописного фонда – в НИОР РГБ и в меньшей мере в ЦИАМ 4 . Также у возрожденной в 1940-е гг. Академии в конце 1960-х гг. появился свой новый архив (с 2011г. он размещается в библиотеке МДА), в котором содержится ряд курсов и пособий, составлявшихся не только в советское время, но и в дореволюционную эпоху 5 . Все курсы лекций, которые когда-либо читались в Московской духовной академии, можно было бы разделить на две самоочевидные группы, а именно, на те, которые издавались, и на те, которые в силу самых разных причин остались лежать под спудом. Издание учебных пособий часто оказывалось многоэтапным процессом. В 1830-е гг. Академии по инициативе святителя Филарета (Дроздова) было дано разрешение заниматься их литографированием, а в 1840-е гг. появились первые издания. Однако и впоследствии далеко не все учебные курсы издавались, ведь живое слово должно быть отредактировано, обработано, а это было отнюдь не всегда возможно. 1830-е гг. характерны, в частности, тем, что язык преподавания изменился с латинского на русский. Такая же судьба постигла и учебные курсы, которым пришлось приспосабливаться к новым, в целом более свободным, условиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Предисловие. Е. Ломизе Настоящее издание не является первой публикацией литургического толкования св. Германа Константинопольского на русском языке. В прошлом веке в серии «Писания отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения» был помещён перевод этого сочинения 1 , который, однако, очень неточен, в первую очередь потому, что сделан с греческого текста, имевшего мало общего с творением св. Германа. Имея в своём распоряжении сравнительно более надёжный текст, реконструированный Н. Борджиа 2 , мы сочли целесообразным сделать перевод заново. При этом мы, конечно, использовали, в меру возможности, работу, проделанную нашим предшественником. Помещаемый параллельно с нашим переводом греческий текст оформлен по тем же принципам, что и в издании, вступительную статью П. Мейендорфа к которому мы приводим ниже 3 . Соответственно всё, что говорит П. Мейендорф относительно знаков внутри греческого текста, применимо и к настоящему изданию. Те же знаки использованы нами и при оформлении русского перевода: интерполяции отмечены отступлением от левого поля, фрагменты, реконструированные Н. Борджиа, помещены в квадратных скобках. Кроме того, в круглые скобки заключены слова, отсутствующие в греческом тексте и вставленные в перевод для большей ясности. Приводимые св. Германом цитаты из Священного Писания зачастую неточны. Эти неточности сохранены и в нашем переводе. В тех случаях, когда текст цитаты точен, он выделен курсивом. Фрагменты «Мистагогии» св. Максима Исповедника , вошедшие в реконструированный Н. Борджиа текст толкования, приводятся нами в переводе А.И. Сидорова который в настоящее время уже опубликован издательством «Мартис» 4 . Вступительная статья П. Мейендорфа переведена нами с незначительными сокращениями. Приводимые им выдержки из св. Дионисия Ареопагита и Кирилла Иерусалимского переведены нами по греческому подлиннику. Цитаты из св. Максима Исповедника даются также по переводу А.И. Сидорова . Ввиду утомительной многословности Феодора Мопсуестийского П. Мейендорф позволил себе цитировать его по сокращённому английскому переводу Е. Ярлонда. В такой ситуации мы сочли возможным дать эти цитаты в переводе с сокращённого английского издания.

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Скачать epub pdf Cod. 260. Исократ Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Также я прочитал шестьдесят речей Исократа; именно столько их известно под его именем, хотя Дионисий Галикарнасский признает только двадцать пять, а Цецилий двадцать восемь. Говорят, что он сочинил трактат по риторике, и мы знаем таковой, который носит его имя. Но другие считают, что Исократ был незначителен в искусстве упражнения и практики. Он родился в 86 Олимпиаду, был моложе Лисия на двадцать два года, и старше Платона на семь. Он был сыном Теодора, чье состояние и удача были бедными. Когда он был в юных годах, его учителями были Продик из Хиоса, Горгий из Леонтины, Тисиас из Сиракуз, и ритор Ферамен. Когда он достиг совершеннолетия, он не занимался делами республики: слабый голос и застенчивость мешали ему. Когда он потерял большую часть своего имущества в войне афинян против лакедемонян, он выступил с речью в которой доказывал, что он не должен платить взнос, требуемый для содержания галеры 634 , и это было единственное его выступление. Запертый дома, он был занят сочинительством и философствованием. Он составил речь, которая носит название Панегирик, и многие другие в совещательном жанре, чтобы побудить греков к добродетели и всех обязать быть хорошими гражданами; но недовольный успехом, он остановился на этом. Некоторое время спустя он открыл школу на Хиосе, где, по его словам, у него было сначала не более девяти учеников, поэтому прибыли было мало. На что он плакал, «Как я несчастлив, себя продавая этим людям». Но в последствии их стало сто, и среди них был Тимофей, сын Конона, с которым он посетил несколько городов, где он написал те письма к афинянам, которые появились под именем Тимофея; он был его секретарем и эта должность принесла ему талант. Также считаются его учениками Ксенофонт, сын Грилла, Феопомп их Хиоса, Эфор из Кимы: он призвал этих троих обратиться к истории и предложил свои предметы сообразно их гения. Не должно забывать Асклепиада, который прославился своими трагедиями, Феодекта из Фазелиса, писавшего в том же жанре, Леодаманта из Афин и Лакрита, который дал законы афинянам. Говорят, что Гиперид и Исей принадлежали к их числу; сам Демосфен думал о том, чтобы прийти к Исократу, но не мог заплатить ему тысячу драхм, которые тот брал за обучение риторики. Он предложил ему двести, чтобы научиться пятой части ораторского искусства; на что Исократ ответил, что его искусство нельзя дробить на части, и что он научит не пренебрегая ничем незначительным, если они согласуют цену.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Скачать epub pdf Cod. 265. Демосфен. Речи Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал почти все речи Демосфена; 65 подлинные из тех, что приписывают ему, из которых, как думает большинство людей, наилучше составленными являются речи к народу 644 . Некоторые говорят, что речь «О Галоннесе», – которую также называют «Вторая речь против Филиппа» 645 , потому что в ней оратор отвечает на письмо Филиппа, – некоторые по крайней мере говорят, что это не подлинная речь Демосфена; и ссылаются в поддержку своего мнения на выражения, лексикон и соразмерность композиции; эти элементы гораздо выше в манере Демосфена; действительно, стиль здесь спокойный и не последовательный, значительно уступающий мастерству оратора в этих отраслях. Те, кто убирает эту речь у Демосфена, приписывают ее Гегесиппу 646 . Я думаю, что зачастую произведения разных авторов показывает великое сходство, а сочинения разного характера исходят из одного и того же автора. Потому что человеческие возможности не всегда неизменны и постоянны, и в письме не меньше, чем в других жизненных сферах. Прежде всего, учитывая различия, которые не улавливаются даже на самых существенных характеристиках ораторского стиля, но весьма ничтожные, я не знаю, как с определенностью решить, что речь «О Галоннесе» является работой Гегесиппа или временным ослаблением таланта Демосфена. Подобным образом речь, которая озаглавлена «О договоре с Александром» приписывается Гипериду вместо Демосфена, поскольку последний по многим пунктам превосходит других ораторов, прежде всего в выборе слов, тогда как настоящая речь даже содержит низкопробные выражения, такие как «богатейчики», «гонориться» и так далее и тому подобное. Есть и такие, кто отвергает две речи против Аристогитона как неподлинные. Но эти люди оставляют их осиротевшими, будучи не способны назвать их родителей. Среди них Дионисий Галикарнасский, который не подкрепляет свои предположения какими–либо доказательствами; он даже отказывается признать факт, который имеет гораздо больший вес, чем его отрицание, именно, Аристогитон сам признал, что Демосфен писал против него, потому что он увидел свою защиту, не мимоходом, но в ходе подробной дискуссии, в речи озаглавленной «Апология против преследования Ликурга и Демосфена».

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010