Сопровождающий святыню в этом продолжительном пути, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела иерей Дионисий Гришков в общении с представителями уральских СМИ рассказал о том, как встречают крест в городах Святой Руси. «Особенность крестного хода в том, что он достаточно быстро передвигается. Мы привозим его (крест, – ред.) в центральные города, и, конечно, люди, жители республик, областей, приезжают. Встречают всегда много людей. Обычно очередь длится с утра и до вечера. Например, в Белгороде при поклонении кресту храм не закрывался ночью, потому что был большой поток людей. Сейчас, несмотря на уже более холодную погоду, мы видим, что для людей это символично собраться перед крестом, везде мы видим народное единение», – сказал отец Дионисий. По данным паломнического отдела Екатеринбургской епархии, пятничным вечером в Иоанно-Предтеченский собор приехали паломники из Нижнего Тагила и Качканара, Невьянска и Каменска-Уральского, Пышмы и Березовского, Верхотурья, Сарапулки и Верхних Серёг, а также из Тюмени и Кургана. После всенощного бдения к Годеновскому Кресту продолжали подходить верующие с разных приходов города святой Екатерины. Ночью храм не закрывался, а на утро, за праздничной Божественной литургией в храме собралось такое множество народа, что все не вместились и образовалась очередь. Ее регулировали священнослужители и добровольцы Православной службы милосердия, дежурившие в эти дни у святыни. Верующим раздавались иконки с изображением Годеновского Креста. Между богослужениями перед святыней непрестанно звучала молитва — клирики Екатеринбургской митрополии с прихожанами совершали молебны с чтением Акафиста Честному и Животворящему Кресту Господню. Первый молебен прозвучал по окончании архиерейской Божественной литургии. Его совершил протоиерей Игорь Бачинин, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца при Уральском государственном горном университете. Свои молитвы также вознесли прихожане Никольского храма. Отец Игорь поделился важностью присутствия в этот день у святыни, которая в жизни Церкви имеет особое значение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/23/ve...

ТОЛЬКО ГОСПОДЬ ДАЕТ МИР ВСЯКОМУ ТВОРЕНИЮ 29 Благодарю Господа и Пресвятую Владычицу за то, что благоизволил Господь увеличить радость праздника Пресвятой Богородицы – Ее Успения – ангельскими голосами наших детей, которые так прекрасно поют. Они напомнили мне дни моей предвоенной молодости, когда я был монахом в братстве монастыря Печская Патриархия, великой святыни, можно сказать, нашего Сиона. Каждый праздник печский хор пел Литургию; это был смешанный, но удивительно организованный хор, а их регент – неповторим. Мне приходилось слышать много хоров – и белградских и других – но тот печский хор остается исключительным. Но когда сегодня я произнес «Благословенно Царство», а они ответили «Аминь», я сразу вспомнил те дни, и мое сердце дрогнуло. Ведь когда с клироса слышится прекрасное пение, мы освобождаемся от всех забот, от всей суеты мира и возносимся в вечность, к Богу, с ангелами и святыми, туда, где наше истинное Отечество и Царство наше. Если бы наше царство было на земле, то мы всегда бы благоденствовали в довольстве, в мире и радости. Но мы здесь, так скажем, на епитимии, и мы должны подготовиться, научиться Небесной жизни, обрести Божественный мир. Никто не может дать его нам здесь, только Господь, Который дарует мир всякому творению, и нам, если мы ищем и жаждем Его всем сердцем, если хотим соединиться с Ним. Он хочет, чтобы наш дух был соединен с Ним, с Богом нашим, чтобы наши желания и наша воля были соединены с Его Божественной волей, Божественным желанием, чтобы все наше существо было соединено с Ним и мы ощутили радость жизни. Но мы чрезмерно привязываемся к материальной жизни, настолько запутываемся в мирских сетях, что у нас не остается времени подумать о душе, о своем внутреннем мире, и мы постоянно разрушаем его. Господь нам прежде всего дал в пример Свою Пресвятую Матерь. После Воскресения и Вознесения Он благоизволил оставить Пресвятую Богородицу в утешение святым апостолам, в побуждение ревности о Господе. Один богоносный отец из Афин, святой Дионисий Ареопагит , очень хотел увидеть Богородицу. Для этого он прибыл в Иерусалим, и, когда в доме святого Иоанна Богослова его ввели в комнату, где Она жила, святителя охватила несказанная радость, он освободился от всех своих печалей и забот, в душе воцарился мир. «Если бы с юных лет меня не учили знать Единого Бога, – описывал эту встречу сам Дионисий, – Пресвятая Богородица стала бы для меня Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00 Епископ Дионисий: Всякая высота в Церкви есть непременно и высота Голгофы 27 ноября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского.   Слово архимандрита Дионисия (Порубая) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Преосвященные архипастыри, святители Церкви Христовой! В этот великий и трепетный для меня день и час, когда Промысл Божий через определение Вашего Святейшества и Священного Синода повелевает мне быть епископом Христовой Церкви, без лукавства исповедую Вашей святыне свои смущение и страх перед ожидающим меня служением. Двенадцать лет назад, решив посвятить свою жизнь Господу, в стенах древнего и славного на родной мне Рязанщине Иоанно-Богословского монастыря я был пострижен в монашество его возобновителем и старцем — архимандритом Авелем (Македоновым). Во все последующие годы я не мог и помыслить о том, чтобы покинуть родную обитель, и горячо просил Господа, как о награде, о возможности окончить в ней свой земной путь. Сейчас же в решении священноначалия о предстоящем мне послушании я со страхом Божиим и верою слышу глас Господень: Иди за Мною (Ин. 21, 19), и при всем сознании своего недостоинства понимаю, что должен идти на предлежащий мне подвиг (Евр. 12, 1) за Тем, Кто призывает меня. Утешают меня и другие слова Спасителя, обращенные в свое время к апостолам: Да не смущается сердце ваше… Не вы меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 14, 1; 15, 16). Вспоминаю сейчас, как наш блаженнопочивший авва, отец Авель, рассказывал нам о своем друге и сомолитвеннике приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове). Жизненный подвиг владыки, его беззаветное и героическое служение Христовой Церкви, его светлый и ясный образ уже тогда заставили меня, в то время новоначального инока, благоговеть перед святительским саном, необходимо соединяющим в себе добродетели апостолов, мучеников и преподобных.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_dionisi...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Три английских святителя Святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский Православным характерно представлять все человеческие достижения в троичности, другими словами – изображать жизнь человека через видение Святой и Животворящей Троицы. Вслед за святым апостолом Павлом, святой Дионисий Ареопагит говорил о девяти ангельских чинах (три на три); 30 января мы празднуем день трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Русской Церкви был праздник трех российских святителей – митрополитов Московских Петра, Алексия и Ионы. Этот праздник (5 октября) недавно дополнился еще тремя именами святителей (три на два), и их, таким образом, стало шесть: Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген и Тихон . 23 марта православные португальцы празднуют тоже день трех святителей Португалии: святого Петра, митрополита Бражского (Брага – это своего рода португальский Кентербери), святого Генса, епископа Лиссабона, и святого Манция, епископа Эворы. Английская Церковь тоже может иметь праздник в честь трех своих святителей. Святой Дунстан Кентерберийский, святой Этельвольд Винчестерский и святой Освальд Вустерский вместе привели Англию в X веке к церковному, политическому и культурному расцвету. Каковы же были эти три святителя, и за какие подвиги удостоились святости? Святитель Дунстан Святитель Дунстан родился в 909 году в местечке Балтонсборо недалеко от Гластонбери в благородной семье. Его отца звали Хеорстан, а мать носила имя Кинефрита. У святого Дунстана был и брат, по имени Вулфрик. Все члены этой семьи были преданными и благочестивыми христианами, соблюдали все праздники и посты в старинном монастыре Гластонбери. Согласно преданию, перед рождением святого Дунстана было небесное знамение. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы родители святого Дунстана были в храме Гластонбери. Внезапно все свечи в храме погасли, а та, которую держала его мать, зажглась сама по себе, так что Кинефрита от нее смогла зажечь и все другие свечи. Уже в детстве святителю Дунстану являлись видения. В одном из них ему предстал некий почтенный старец в сверкающем белом стихаре и указал на новый монастырь в Гластонбери с великолепной церковью и такими же прекрасными кельями. Святой Дунстан много времени посвящал чтению, еще он играл на арфе, что было признаком культуры у англичан того времени. Дядя святого Дунстана Ательм был епископом города Уэллс. Когда в 923 году святитель Плегмунд, архиепископ Кентерберийский, преставился ко Господу, Ательм стал его преемником.

http://pravoslavie.ru/29240.html

Феодосий, святитель, архиепископ Черниговский (Углицкий или Полоницкий-Углицкий) † 1696; память 5/18 февраля, 9/22 сентября Святитель родился в начале 30-х годов XVII столетия в Правобережной Украине. Происходил из древнего Дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нём впоследствии. Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный». Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец сороковых годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович; † 1693), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся учёные и пастыри: Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский, Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания . Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Историк Петров Н.И. предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование. По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном; † 1663), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В греческом языке существует своя специфика. Термином te chnites художника называли с античных времен. Апостол Павел в Послании к евреям говорит об ожидании Авраамом «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (11: 10), причем апостол употребляет соответственно слова technites и demiurgos . Античные греки употребляли слово demiurgos весьма разнообразно: так звали всех граждан, занимающихся своей профессиональной деятельностью за вознаграждение (в том числе и художников); в Дельфах демиургом считалось высшее должностное лицо; у Платона и Плотина демиург – творец мира из праматерии. В Деяниях апостолов technites применяется к серебрянику Димитрию, делавшему серебряные храмы Артемиды и доставлявшему художникам (тоже technites ) немалую прибыль (см.: Деян. 19: 24). Как ни удивительно, но Бог-Художник и ремесленник Димитрий названы одинаково. Дело объясняется тем, что в Древней Греции не было нынешних представлений о «высоком» и «низком» искусстве. Существует у греков и еще один термин, наиболее близкий к нашей теме: zogra phos – живописец. Он надолго перекочевал и в русский язык. Приведем цитату из трактата монахини Иулиании (Соколовой): «Художник – творец иконы – справедливо назван изографом от греческих слов “изо” ( isos ) – верный и “графо” ( grapho ) – пишу» . Киприан Шахбазян в переписке с нами заметил по этому поводу: «Изография (от isos ) – “точное воспроизведение текста, факсимиле”, по малому Брокгаузу. Насколько мне известно из русских переводов, везде дается zogra phos – живописец. Именно так у святителя Василия, у святителя Григория Нисского, у святителя Дионисия Ареопагита, у преподобного Максима Исповедника, у святителя Кирилла Александрийского, у святого патриарха Никифора, у преподобного Феодора Студита и т.д. Иосиф Волоцкий в “Послании к иконописцу” упоминает о “живописании”; также и инок Евфимий Чудовский. В “Полном церковнославянском словаре” протоирей Григорий Дьяченко сообщает: “Зографъ (греч.) – иконописец, живописец; зorpaфia (греч.) – живопись или художество живописное”, – со ссылкой на греческого канониста Матфея Властаря. Слова “живопись”, “живописец” стоят везде в текстах VII Вселенского Собора. Нельзя ведь подозревать всех переводчиков в плохом знании греческого языка. Этимологию слов “зограф” и “изограф” дает Фасмер. Нет никаких оснований ему не доверять. Основание могло бы быть одно: употребление слова isographos – равнописец (а не вернописец) в отношении художника у святых отцов». Остается поблагодарить К. Шахбазяна за внесенную ясность.

http://pravoslavie.ru/4519.html

В Издательском Совете состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» 29 января 2013 г. 17:47 26 января 2013 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений состоялся семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана Затворника». Семинар проводится на регулярной основе с июня 2011 года. На форум собрались профессора, преподаватели и студенты из 17 духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви, а также светских вузов и академических организаций России — богословы, историки, филологи, философы, педагоги, изучающие жизнь, деятельность и духовного наследия Вышенского Затворника. Возглавил семинар председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . Почетным гостем стал епископ Скопинский и Шацкий Владимир . В мероприятии приняли участие настоятельница Свято-Успенского Вышенского монастыря игумения Вера (Ровчан), заведующий библиотекой и архивом Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов), преподаватель МДА иеромонах Феоктист (Игумнов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина игумен Лука (Степанов), преподаватель Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии архимандрит Зосима (Шевчук), проректор Тамбовской духовной семинарии по учебной работе иерей Виктор Лисюнин, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Легеев, проректор по учебной работе Николо-Угрешской духовной семинарии В.Н. Духанин, заместитель председателя Научно-редакционного совета по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН профессор М.И. Щербакова, профессор МПГУ Е.В. Николаева, преподаватели и студенты Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Минской, Калужской, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Екатеринодарской, Сретенской, Николо-Угрешской семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , отделения теологии Рязанского государственного университета, Курского государственного университета и Арзамасского государственного университета.

http://patriarchia.ru/db/text/2750993.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010