Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В день памяти святителя Петра Московского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля Служба коммуникации ОВЦС, 06.09.2023. 6 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.  По прибытии в собор перед началом богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Петра, покоящимся в алтаре.  По традиции Святейший Патриарх Кирилл совершал богослужение в облачениях, созданных по иконописному образцу облачений святителя Петра, и с копией его Первосвятительского жезла, который хранится в Оружейной палате Кремля.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; члены Епархиального совета г. Москвы: архимандрит Алексий (Вылажанин), протоиерей Александр Фарковец, протоиерей Андрей Шумилов, протоиерей Серафим Недосекин, протоиерей Сергий Дикий, протоиерей Виктор Алипичев, протоиерей Георгий Климов, протоиерей Михаил Прокопенко, священник Андрей Шумкин; а также: протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; клирики Храма Христа Спасителя, столичное духовенство. 

http://mospat.ru/ru/news/90709/

Май День первый. Страдание священномученика Макария, митрополита Киевского Блаженный Макарий до посвящения своего в митрополита был архимандритом Виленского Троицкого монастыря. В 1495 году при венчании великого князя Литовского Александра с Еленою, дочерью великого князя Московского Иоанна, блаженный Макарий присут­ствовал в сане архимандрита Виленского, но уже назывался наречен­ным митрополитом. Великий князь Иоанн III желал, чтобы этот брак совершил «нареченный митрополит Макарий», но гордость латинян хотела везде первенствовать и унижать Православие; по ее настоянию, брак Александра с Еленою в костеле совершил Виленский бискуп Вой- цех Табор, а в православном храме совершил придворный священник и духовник Елены – Фома; блаженному Макарию оставалось при том быть только свидетелем и тайным молитвенником. В том же 1495 году «собрались епископы, – так говорит современная летопись, – Влади­мирский Вассиан, Луцкий Иона и поставили Макария архимандрита митрополитом Киева и всей России. А к патриарху послали старца Дионисия и диакона инока Германа за благословением. Тою же осенью прибыл из Царьграда посол патриарха Нифонта. Он сказал: “Не постав­ляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды”. Они отвечали: “Мы не отказываемсяот древних обычаев соборной Цареградской Церкви и от благословения отца нашего патриарха. Мы учинили то по нужде, как и прежде посту­пали братья наши епископы при великом князе Витовте. И в правилах святых апостолов и святых отцов написано: два или три епископа пусть без всякого сомнения поставляют епископа”» 681 . Блаженный Макарий, по примеру предшественников своих, жил в Вильно: здесь посвятил он в 1495 году Кирилла в епископа Луцку. В Вильно личным сношением с великим князем Литвы святитель легко мог предупреждать происки и насилия папизма, равно помогать Православию и в других нуждах. С другой стороны, Киев в те печальные времена оставался полураз­рушенным и часто подвергался нападеньям крымских и ногайских хищников.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В.В. Каширина Научная конференция «Жизнь и труды Святителя Феофана – в истории и современности» (Москва, 21 июня 2016 г.) «Главная задача – познакомить как можно больше современных читателей с жизнью и духовным наследием святителя Феофана» Климент, митрополит Калужский и Боровский, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося аскета, богослова, экзегета, духовного писателя, подлинного учителя христианской жизни и нравственности – святителя Феофана, Затворника Вышенского . Его перу принадлежит большое количество как самостоятельных, так и переводных произведений, а кроме этого, он оставил значительное эпистолярное наследие. Большая часть его трудов относится ко времени пребывания на покое в Свято Успенском Вышенском монастыре. Своё литературное наследие он завещал всему православному русскому народу. В каждой строке его произведений просматривается неиссякаемый источник духовного подъёма, обращённый внутрь души человека и приводящий в Царствие Небесное. Литературное наследие святителя Феофана является актуальным и для современного право славного христианина. Я убеждён, что оно останется таковым и в будущем. Представленный первый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского » охватывает период до 1859 г. Он был подготовлен к выпуску Научно-редакционным советом по изданию трудов святителя Феофана при Издательском совете Русской Православной Церкви к 200-летию со дня рождения сего дивного угодника Божия. Подготовленная «Летопись» – это не просто памятное, юбилейное издание, а плод кропотливого пятилетнего труда церковных и светских учёных, приложивших немало усилий, чтобы осуществить этот масштабный проект. При работе над первым томом «Летописи» архивной группой был проработан большой массив не известных ранее архивных документов. Благодаря новым материалам, собранным в архивах России, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в Иерусалиме и Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, удалось уточнить множество фактов биографии святителя Феофана, обнаружить новые идеи и темы в его творчестве, открыть не известные ранее широкому читателю произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

архиепископ Василий (Кривошеин) " Тварная сущность " и " Божественная сущность " в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова Излишне напоминать о важности понятия сущность, ουσα, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ουσα с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту μοσιον святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ουσα и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ουσα обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - α οσαι, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

архим. Дионисий (Валединский) Скачать epub pdf Предисловие к первому изданию Рим есть священный город для всего христианского мира. В нем окончили свое земное поприще свв. первоверховные апостолы Петр и Павел; в нем пролили свою кровь за Христа бесчисленные сонмы святых мучеников; в нем многие святители благочестно пожили, добре управили свою паству и в мире отошли ко Господу; в нем многие преподобные просияли в подвигах поста и украсились цветами целомудрия, смирения, кротости, терпения, молитвы и любви. Сюда же перенесены из Константинополя, Иерусалима и других мест Востока вещественные памятники земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и мощи многих святых угодников Божиих. Здесь же находится немало святых икон, прославленных чудотворениями – причем о некоторых из сих икон сохранилось предание, что они написаны св. апостолом и евангелистом Лукою. Числом таковых святынь, имеющих не одно только местное, а вселенское значение, Рим превосходит все города Европы. Указанное священное значение Рима и обилие вселенских святынь в нем издавна привлекали сюда русских православных богомольцев. И в настоящее время русские богомольцы ежегодно приезжают в Рим из Иерусалима через Барград; или в середине своего палестинского паломничества (от Богоявления до Крестопоклонной недели Великого поста), или по окончании оного (от Фоминой недели до Петрова дня) 1 . При обозрении священных мест и святынь Рима, богомольцы, как по собственным их словам, так и по моим наблюдениям, испытывали доселе неудобство от неимения в руках подходящего описания сих мест и святынь. С целью устранить это неудобство я и составил настоящую книгу. Пожертвование одного благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, дало мне возможность напечатать ее. По желанию упомянутого благотворителя и моему, издание книги предоставлено в собственность русской православной церкви во имя святителя и чудотворца Николая в Риме с тем, чтобы деньги, вырученные от продажи ее, шли как на переиздание этой книги с необходимыми исправлениями и дополнениями, так и на издание других книг, полезных для русских богомольцев в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Игнатий совершил Великое освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского в новом Епархиальном управлении июня 2017 30 июня епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сонме духовенства Выборгской епархии совершил освящение первого в мире храма в честь обретения мощей преподобного Арсения Коневского . Церковь расположена в новом здании Епархиального управления Выборгской епархии. Работа Епархиального управления началась в здании недавно, оно было отреставрировано к 125-летнему юбилею Выборгской епархии. Его Преосвященству сослужил наместник Коневской обители игумен Александр (Арва), секретарь епархии благочинный Рощинского округа протоиерей Дионисий Холодов, благочинный Выборгского округа протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Приозерского округа протоиерей Сергий Бельков и клирик Успенского храмового комплекса священник Дионисий Панушкин. В архипастырском слове, обращенном к духовенству и сотрудникам Епархиального управления, молившимся за богослужением, Преосвященнейший Игнатий подчеркнул уникальность храма. Он рассказал, насколько важным событием для всей епархии и для него лично было одобрение Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом инициативы установить еще один день празднования памяти Арсения Коневского - 28 мая, в честь обретения мощей преподобного. В 2016 году эта инициатива, исходившая от Преосвященнейшего Игнатия, была утверждена, и 28 мая того же года праздник впервые был отмечен торжественным богослужением с крестным ходом сонма архиереев Русской Православной Церкви. Этот день также отмечался как 25-летие возобновления монашеской жизни на Коневце. После богослужения правящий архиерей посетил строящийся собор в честь Успения Божией Матери на Успенском храмовом подворье Выборга, осмотрев ход строительства. ВСЕ ФОТОГРАФИИ Здание епархиального управления была передано Выборгской епархии в 2014 году и реставрировалось в течение нескольких лет. Первое совещание в здании Епархиального управления прошло в апреле 2017 года 125-летнему юбилею епархии. Центральным событием юбилея станет визит Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который запланирован на 18 и 19 августа 2017 г. В течение двух дней Его Святейшество посетит Рощино - центр благочиннического округа, где строится большой храм во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, - и совершит Божественную литургию на Соборной площади перед кафедральным Спасо-Преображенским собором Выборга.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Флавиан (Митрофанов) реабилитирован? Достоянием гласности стало послание митрополита Дионисия к череповецкой пастве 16.06.2020 3329 Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай) обратился с посланием к прихожанам Череповецкой епархии в связи с неопределённым положением епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова). Ситуация связана, напомним, с расследованием уголовного дела об изготовлении и распространении наркотиков. Распространялась информация, что епископ Флавиан не то находится под следствием по данному делу, не то проходит по нему как свидетель. Обращение митрополита Дионисия опубликовал осведомлённый во внутрипатриархийных делах melegram-kahaл «Церквач» , приводя фотокопию документа. Владыка заверяет череповецкую паству, что «ситуация в связи с положением дел в Череповецкой епархии в настоящее время тщательно изучается. Вся информация, полученная от Вас, а также поступившая в Управление делами Московской Патриархии из Череповецкого епархиального управления, принята во внимание». « " Молва людская часто бывает обманчива " , - учит святитель Иоанн Златоуст. Посему каждого православного христианина, стремящегося исполнять заповеди Божии, должно более всего заботить искание правды Божией», - пишет управляющий делами Московской Патриархии. Из этого обращения можно сделать несколько выводов. Во-первых, дело епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана (Митрофанова) расследуется Московской Патриархией и пока церковного вердикта не вынесено. В Патриархии есть какие-то жалобы и письма от прихожан, о чём упоминает митрополит. Во-вторых, вероятно, послание митрополита Дионисия может означать, что владыка Флавиан продолжит возглавление Череповецкой епархии. И, в-третьих, митрополит Дионисий вряд ли случайно цитирует высказывание святителя Иоанна Златоуста. Надо полагать, что таким образом он даёт понять, что священноначалие пока не нашло подтверждений информации о т.н. «нетрадиционной сексуальной ориентации» епископа Флавиана и его причастности к уголовному делу об изготовлении и распространении наркотиков.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/16/ep...

Излишне напоминать о важности понятия сущность, ου, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ου с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту οο святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ου и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ου обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - ο, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/186/...

Любим мы праздники. И взрослые, и дети – все любим радоваться и веселиться. Но знаем: есть праздники для тела, а есть – праздники духа. И первые среди них – праздники церковные. А самый из них добрый, светлый и торжественный – Пасха Христова. О прекрасной русской традиции празднования Воскресения Господня рассказывает ученый богослов, хранитель уникальной Библиотеки Московской духовной академии игумен Дионисий ( Шлёнов) В жизни каждого человека есть повседневные и экстраординарные события. Так уж устроен человек, что при постоянных трудах иногда подобает отдохнуть и что-нибудь отпраздновать. Праздник – это всегда радость встречи, общения, когда за большим столом у самовара можно повспоминать о прошлом и помечтать о будущем. Но помимо повседневной повседневности телесно-душевной жизни есть повседневность души и духа, о которой один современный подвижник сказал что-то в таком роде: «В старости не место для воспоминаний о прошлом, а время повышенного самоконтроля души», т.е., по сути дела, в старости мы должны быть особо юными, ибо душа и дух не должны стареть, но лишь крепчать. «Вечность начинается в старости», – как писал святитель Амвросий, епископ, живший в IV в. и руководивший христианскими общинами Северной Италии из Милана. Можно привыкнуть к работе, к учебе, к обстановке постоянной ответственности, к авралам и их преодолению, к жизни в режиме он-лайн и ко многому другому, к чему обязывает убыстрившийся ритм современной действительности. А можно – помимо этого – привыкнуть к тому, что подобно профессионализму в делах существует некий внутренний профессионализм, когда научаешься работать над собой, привыкать к тому, чтобы беззлобно переносить трудности, отвечать не только за внешние результаты, но и за внутренние мотивы, умудряться совмещать напряженность во внешних обязательствах с напряженным внутренним поиском Истины, который, не имея прямых императивных мотиваций, тем не менее оказывается решающим в тех ситуациях, где не помогут никакие компетенции кроме совести и гласа Божия внутри самого себя. Как поступать, если двигаясь вперед я нападаю на другого, а оставаясь на месте, могу оказаться раздавленным другим? Как поступать, когда кажется, что правда в погибель, а ложь во спасение? Любой человек знает, что только своими силами ему практически невозможно сохранить себя так, чтобы при этом не совершить греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Дионисий (Шамбо). Фотография. Сер. ХХ в. (Шамбо) [франц. Denis Chambault] (мирское имя Люсьен; 22.01.1899, Париж - 3.05.1965, там же), архим., настоятель парижской правосл. общины зап. обряда (см. в ст. Западное Православие ). Род. в нерелиг. семье. В 1905 г., находясь с матерью-англичанкой в Англии, серьезно заболел, после выздоровления был крещен в Англиканской Церкви. В англ. школе ему были преподаны первые уроки христ. вероучения по англикан. катехизису. В 1913 г. он получил конфирмацию в Англиканской Церкви, после чего регулярно посещал англикан. богослужения (сначала в Англии, затем в Париже). Позже Д. вспоминал, что именно в 14-летнем возрасте он начал осмысленно молиться и «в нем пробудилось чувство предстоящего священства». Стремление Шамбо получить в Англии богословское образование и стать англикан. священником не осуществилось. По возвращении в Париж он стал журналистом, работал в редакции парижской газ. «Пти паризьен», позже перешел в англ. газету «Дейли мейл», где публиковал статьи по искусствоведению. В июле 1922 г. он познакомился с бывш. католич. пресвитером, затем старокатолич. еп. Луи Шарлем Винартом (см. Ириней (Винарт) ), основавшим и возглавившим т. н. Католико-Евангелическую Церковь. В том же году Шамбо присоединился к этой Церкви, а в 1925 г. еп. Л. Ш. Винартом был рукоположен во пресвитера. Являясь викарием Винарта, Шамбо совершал богослужения в домовом храме Вознесения Господня в Париже на ул. Севр, 72. С нач. 30-х гг. это помещение использовалось совместно с баптистской общиной. С кон. 20-х гг. Люсьен Шамбо активно поддерживал стремление Винарта присоединиться к правосл. Церкви. 16 июня 1936 г., после длительных переговоров, проходивших при посредничестве Фотия святителя правосл. братства в Париже , Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх) и Свящ. Синод РПЦ вынесли определение о присоединении группы Винарта к Православию с правом сохранения использовавшихся ими зап.

http://pravenc.ru/text/178417.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010