Закрыть itemscope itemtype="" > Православие и геополитика 28.07.2008 848 Время на чтение 24 минут «...Есть некая таинственная цикличность в истории. Последний грузинский царь носил имя Георгий, как бы в знак того, что с его смертью судьба страны вверяется святому Георгию. Последним императором России был Николай II - известно, что русские особенно почитают святителя Николая; последним византийским императором - Константин XII, а святой равноапостольный Константин Великий основал Царьград и Византийское государство; последним болгарским царем - Борис, а при равноапостольном Борисе в IX веке была просвещена Болгария. Чем это объяснить, случайностью и совпадением или тем, что человеческая история имеет свой духовный подтекст? Нередко в своих ритмах и феноменах она разгадывается, как притча, и открывается, как пророческая запись...» Архимандрит Рафаил (Карелин) У каждого события, как говорил Карташев, есть «икона» события. Есть ее тайный духовный подтекст, поучительную картину которого можно попытаться увидеть духовным взором. И у нашей политики внешней, внутренней, межличностных отношений, есть весомая и глубокая мистическая подоплека. И все экономические, личные, причины событий на поверку обычно оказываются только символами божественной драмы, как любили говаривать в средневековье. Такова и геополитика. Под канвой ее внешних факторов - экономических интересов, личных взглядов руководителей государств и их окружения, скрываются куда более серьезные духовные факторы. Сначала несколько слов о степенях апостасии. Церковь всегда различала как степени духовного совершенства, так и степени духовного падения. Есть разные, например, степени падения в плане ересей. Есть ересь католическая, которая все же намного лучше протестантской. Посему, в большинстве случаев, в Русской Православной Церкви католиков принимают через чин миропомазания, протестантов же - в основном через перекрещивание. Есть множество нюансов и в протестантизме: признает ли та, или иная секта Святую Троицу, как относятся к таким явлениям, как содомия, и т.д. Недавно РПЦ прервала свои взаимоотношения с конфессией шведских лютеран, т.к. они начали одобрять «браки» извращенцев. С другой стороны, не только инославные, но и иноверцы имеют разную степень падения: в Российской империи мусульмане пользовались большими правами, им давали даже специальные ордена, не обижающие их чувств, а язычники Сибири были вовсе не столь уважаемы. Почему? Потому что мусульмане, по крайней мере, монотеисты, а язычники - наоборот. С другой стороны, в наше время есть еще и неозячники. И однозначно неоязычники хуже тех, «классических» язычников, потому что там, где раньше был Христос теперь поселяются бесы.

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/28/...

иерей Георгий Максимов, А.Г.Дунаев Скачать epub pdf Участники диспута: кандидат богословия, иерей Георгий Максимов и кандидат исторических наук, филолог и переводчик А. Г. Дунаев. Ведущий встречи – М. Шпаковский.   А. М.: – Приветствую всех вас, досточтимые отцы, братья и сестры. Меня зовут Алексей Макаров, я являюсь одним из организаторов этого диспута. Я являюсь также администратором группы «Сакральные тексты» и создателем курсов английского языка имени святителя Феликса. В первую очередь хотелось бы выразить благодарность «Дому Лосева» и людям, которые нас здесь приняли и помогли организовать это мероприятие. Среди них – Михаил Викторович Шпаковский, студент философского факультета МГУ, который будет модератором настоящего диспута. Также благодарю участников нашего сегодняшнего диспута: кандидата исторических наук Алексея Георгиевича Дунаева и кандидата богословия иерея Георгия Максимова за то, что согласились принять участие в предстоящем диспуте. Тема, которая будет обсуждаться – « consensus patrum в православном Предании». Поднимутся вопросы, существует ли он вообще, и если да – то в каком виде. Я также благодарю всех вас, за то что вы пришли. Да даст Господь разум говорящим и слушающим для того, чтобы все мы сделали правильные выводы и приблизились к истине благодаря сегодняшнему диалогу. Сейчас я передаю слово Михаилу. М. Ш. : – Моя речь будет технической. По поводу регламента. У нас все это мероприятие занимает три часа, два часа из них будет беседа этих двух оппонентов, и час будут ваши вопросы. По поводу конкретных технических сторон диспута. Первое слово говорит о. Георгий – он произносит по взаимному уговору, апологию consensus patruma в течение 15 минут, строго. Затем мы начинаем вести дискуссию по принципу плетения – т. е. каждый говорит, отвечает друг другу – где-то 15–20 минут. Это я буду жестко контролировать. Прошу слушателей соблюдать порядок в зале, все вопросы отлагаются до второй части, до вопросной части, и соответственно, между этими двумя частями у нас будет небольшой перерыв в 5 минут. Передаю слово о. Георгию. Начинайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Иеромонах Пафнутий (Фокин): «Путешествие к будущему веку» 24.01.2023 15:44:56 25 лет назад, 2 октября 1998 года, отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... 1 Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 1, 2023 , PDF-bepcuя ). Выбор пути Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в первый день Великой Отечественной войны. По окончании школы в 1959 году поступил в Ставропольское медицинское училище на фельдшерское отделение и окончил его с отличием. В качестве медика прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР, а затем поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума. Но, видимо, карьера врача не вполне отвечала запросам его души. Через год Николай оставил институт и поступил в Московскую духовную семинарию (МДС). Именно здесь начинается тот путь, который был уготован архимандриту Георгию, — ученому, пастырю, наставнику и проповеднику. В семинарии Николай сблизился с преподавателем Московской духовной академии (МДА) и заместителем заведующего Церковно-­археологическим кабинетом игуменом Марком (Лозинским; †1973), который изучал творческое наследие святителя Игнатия (Брянчанинова). В начале 1969 года игумен Марк прочитал в академии доклад на тему «Великий учитель Русской Церкви (к 75-летию со дня кончины Феофана Затворника)». Под влиянием своего наставника Николай углубился в исследование творений Вышенского затворника и под руководством игумена Марка подготовил и опубликовал первые труды о святителе: «Памяти епископа Феофана. Библиографический очерк» и «Значение подвига в жизни христианина (по творениям еп. Феофана Затворника)».

http://radonezh.ru/2023/01/24/ieromonah-...

Лукавый законник явился к Георгию под видом заказа работы. Объяснив, что требуется сделать из принесённого серебра и назначив щедрую плату, магометанский учитель похвалил искуство мастера и его дарования; затем говорил: «если бы ты, молодой человек, принял веру нашу – женился бы на дочери городского аги, тебя осыпали бы почетом, ты был бы первый человек в городе».– Георгий благодарил за участие и сказал: а прочна слава земная?– Закон­ник отвечал: конечно земное всё не проч­но, но Магомет обе­щал райские наслаждения исполнителям его заповедей.– В чём же состоят заповеди?– спросил Георгий.– В доброй вере и чистоте телесной,– а чистота требует омовений и молитв,– отвечал законник.– «Но если,– спросил Георгий,– живет человек блудно и предается ненасытно удовольствиям плоти и желудка: примут его в рай?» Последователь Магомета должен был сознаться, что без исправления сердечного попадёшься не в рай, а в муку.– «Однако,– продолжал Георгий,– ваши властители, судии, начальники предаются нечистыми делами и умирают не думая отказываться от жизни грязной: не подлежат ли они, по твоими же словами, мучению вечному?«- Бог прощает грехи ради милостыни,– говорил законник.– Но смотри, сколько наши султаны и паши созидают мечетей, «мостов, фонтанов, домов странноприимных!»- Жертва нечистого сердца не угодна Богу,– говорит Георгий.– Какие здания великолепные по­строены языческими царями! Какие громкие дела совершены! Не скажешь же ты, что эти язычники в раю?– Вот у нас при искуплении жертвою Сына Божия, при благодати Духа Св., сколько царей, священников, мирян, воинов в числе святых, и они источают исцеления для притекающих с благоговением! Если не веришь: пойдём, я покажу тебе в этом городе краля нашего Милютина, который доселе покоится как бы спящий и мощи его благоухают. Ясно, как нельзя более, что эти люди угодные Богу и вера их утверждается Богом, подающим силу чудес. Как же ты хочешь, чтобы отказался я от веры, которая приводит к Богу и вечному царству? Я уверен, что ты сам сознаёшь всё это; но прелести мира увлекают тебя за собою, вдаль от истины святой.– Не так ли?»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Свиблове. Карта и ближайшие объекты В самом начале XVIII века Свиблово досталось родственнику Петра I со стороны матери Кириллу Алексеевичу Нарышкину. При нем в 1708 г. сооружена была одноглавая церковь из кирпича и белого камня. Через год появилась колокольня, получившая один из петровских трофеев - шведский колокол. Также были выстроены каменные палаты и солодовенный завод. После Полтавской битвы Нарышкин вывез своих людей в другие вотчины, а в Свиблове поселил пленных шведов, «всяких мастеровых людей». Через некоторое время в результате судебного разбирательства усадьба вновь отошла Плещеевым. В разное время владельцами усадьбы Свиблово также были Голицыны, Казеевы, Кожевниковы. С 70-х годов 19 века и до октябрьских событий 1917 года усадьба принадлежала горному инженеру Георгию Бахтияровичу Халатову. В советское время усадьбы и храм медленно приходили в упадок. В настоящее время усадьба восстанавливается в виде Патриаршего Подворья Русской Православной церкви, в храме идут богослужения. В 1677 г. в селе Свиблово (известно с XIV в. как вотчина боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло) выстроили деревянную церковь в честь праздника Живоначальной Троицы с приделом святителя Алексия, митрополита Московского. Каменная церковь Святой Троицы с приделом великомученика Георгия Победоносца появилась в начале XVIII в. В ней формы нарышкинского барокко сочетались с приемами новой ордерной архитектуры петровской поры, прозванной «голландским архитектурным вкусом». Храм ярусный, в плане крестообразный, одноглавый. Декоративные детали наличников окон и портиков нижнего яруса сделаны еще в традиции XVII века, как и пристроенный отдельным объемом Георгиевский придел. Средний ярус по своему облику резко контрастирует с нижним, здесь нет ничего от архитектурных элементов XVII века. Заметную роль в убранстве играет парапет с фигурными балясинами, венчающий объем основного четверика. Трехчастное арочное окно четверика по формам близкое к западноевропейским образцам. Верхний ярус – восьмерик и подобный ему барабан – опять же напоминают о московской традиции.

http://sobory.ru/article/?object=03619

Новосибирск. Собор Александра Невского. Карта и ближайшие объекты По приказу императора Александра Ш много храмов в Сибири сооружалось вдоль Транссибирского железнодорожного пути, основанного императором. Одним из них был храм Святого Александра Невского в Новониколаевске (так тогда назывался Новосибирск). Образцом зодчему Н. Соловьеву послужила центричная структура, известная по петербургским проектам многих храмостроителей. Но в отличии от известных прототипов. Архитектор увеличил диаметр центральной главы и приподнял ее над объемами окружавших с четырех сторон апсид несколько выше, чем было принято ранее в храмах этой типологической группы. Композиция церкви дополнялась звонницей над главным входом. В сибирском поселке появилось сооружение, построенное в «византийском стиле», гармоничное и пропорциональное, что выдавало принадлежность его автора к петербургской архитектурной школе. Закладка храма состоялась 15 мая 1897 года. Строительство продолжалось около трех лет, и 29 декабря 1899 года храм был освящен. Согласно установившимся канонам «византийского стиля», сначала предполагалось облицевать фасады рядами светлого и темного кирпича, что привело бы к значительному удорожанию строительства, и от этого пришлось отказаться. Все три престола посвящались покровителям императорской семьи. Главный – святому благоверному великому князю Александру Невскому, святому Александа Ш. Боковые – святителю Николаю Чудотворцу в честь святого покровителя Николая П и великомученику Георгию Победоносцу – в память наследника российского престола великого князя Георгия Александровича (1871-1899). Храм посвящался памяти Александра Ш, основателя Транссибирского железнодорожного пути. На строительство использовались средства фонда имени Александра Ш. которые предназначались для возведения церквей и учебных заведений на Транссибирской магистрали. Внутри храм был расписан художниками Томской иконописной мастерской. По книге: Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005

http://sobory.ru/article/?object=04430

Святой великомученик Георгий издавна почитается русским православным народом. Его образ занимает значительное место не только в церковном искусстве, но и в светской культуре: его изображали такие разные художники, как В. Серов и В. Кандинский; к нему обращались анонимные авторы духовных стихов о Егории Храбром и поэты серебряного века… И невозможно представить себе страницы русской воинской славы без имени святого Победоносца, в честь которого были названы высшие военные награды Российской империи. О посвященных святому Георгию геральдических символах и воинских регалиях мы беседуем с известным военным историком, автором ряда научных монографий и многочисленных статей, заведующим Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени А. Солженицына Андреем Сергеевичем Кручининым.      — Андрей Сергеевич, образов святого великомученика Георгия Победоносца немало среди древнейших из сохранившихся на сей день русских икон. Это, видимо, позволяет говорить об особом почитании святого воина нашими предками? — Действительно, не нужно быть специалистом, чтобы сразу припомнить, насколько многочисленны изображения святого Георгия, оставленные нам древнерусской иконописью. Это и «портретные» иконы, и образа с многочисленными клеймами, иллюстрирующими житие и чудеса великомученика, изображения пешие и конные, иконы из деисусного чина иконостасов … Разумеется, святой Георгий был не единственным угодником Божиим, пользовавшимся на Руси особой любовью и почитанием (наряду со святителем Николаем, пророком Илией, Флором и Лавром…), и даже не единственным святым воином — вспомним Димитрия Солунского, Феодора Тирона, Андрея Стратилата… Но, думается, «место» римского военачальника, ставшего истинно русским святым, всё же по-своему исключительно — настолько «общим» оказывается он для различных слоев населения Руси. Древнерусская икона святого Георгия. Чудо Георгия о змие. XVI в. Собрание Государственного Русского музея (ранее – собрание Чириковых)      Святой Георгий. Около 1486 г.

http://pravoslavie.ru/93135.html

Степановское. Храмовый комплекс. Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Исаакия Далматского. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: МО, Раменский р-н, с. Степановское Координаты: 55.298918, 38.42385 Проезд:От г. Бронницы автобусом до ост. Никитское (20 км), далее пешком 2,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе Степановском стоят два храма. Церковь Благовещения сооружена в XVI веке до 1575 г. в вотчине боярина Н.Р. Захарьина-Юрьева, дяди царя – Михаила Романова. Перестроена в 80-90 гг. XVII века окольничим М.Т. Лихачёвым. Здание в существующем виде представляет собой выдержанный в стиле московского барокко бесстолпный одноапсидный храм типа " восьмерик на четверике " , с двумя приделами, посвященными святителю Николаю и великомученику Георгию Победоносцу. Объединяет приделы общая трапезная часть храма. В начале XVIII века Степановское принадлежало князю М.П. Гагарину, который пожертвовал в церковь парчовые священнические облачения с дарственной надписью. В 1715 г. в Благовещенской церкви находилась круглая икона Иоанна Богослова, по преданию, выполненная Петром I из слоновой кости, с надписью, в которой апостол называется «фаворитом Божиим». Кроме этой иконы в церкви хранились святыни: икона свт. Николая византийского письма, греческая панагия с частицей мощей свт. Николая. Князь М.П. Гагарин был казнен за непомерные взятки, и в 1721 г. Степановское перешло к графу Андрею Ивановичу Остерману. Он достроил начатый при Гагарине второй храм с. Степановское, освященный в 1732 г. и посвященый преподобному Исаакию Далмацкому, в день памяти которого приходилось рождение Петра I. Сооружение этого храма предвосхищает и, видимо, определяет возведение в Петербурге собора, посвященному этому же святому. Храм относится по своему типу к древним храмам, увенчанным колокольней, получившим новое воплощение в эпоху московского барокко. Этот храм-колокольня расположен вблизи Благовещенской церкви и составляет с ней единый ансамбль. Исаакиевский храм имел пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 г. был отлит усердием прихожан на заводе Д.Н. Самгина.

http://sobory.ru/article/?object=04850

Часть 1-я Предисловие История Малой России до времен нашествия на нее татар, с ханом их Батыем, соединена с историей всея России, или она-то и есть единственная История Российская; ибо известно, начало сей истории, вместе с началом правления Российского, берется от князей и княжеств Киевских, с прибавлением к ним одного только новгородского князя Рюрика, и продолжается до нашествия татарского беспрерывно, а из сего времени бытие Малой России в Общей Российской Истории едва упоминается; по освобождении же ее от татар князем литовским Гедимином, и совсем она в Российской истории недосказана. Посему предлагаемая здесь История Малороссийская, писана на два периода, т.е. до нашествия татарского экстрактом, а от сего нашествия пространно и обстоятельно. Историков и летописцев сего времени было в Малой России довольно. Но как сия страна, как бы созданная или осужденная для руин, от частых нашествий иноплеменников, а еще более частых набегов и браней от народов соседних, и наконец, от непрестанных междоусобий и побоищ, претерпела всех родов разорения, губительства и всесожжения, и так сказать, обагрена и напоена кровью человеческою и покрыта пеплом, то в такой несчастной земле, можно ли было, что-либо сберечь целое? А по сей причине, взята сия История из летописей и записок Белорусских, яко из страны единоплеменной, соседствующей и от руин Малороссийских удаленной. Известный ученостью и знатностью депутат шляхетства малороссийского, господин Полетыка, отправляясь по должности, депутатства в великую оную Имперскую комиссию для сочинения проекта нового уложения, имел надобность необходимую отыскать отечественную Историю. Он относился о сем к первоначальному учителю своему, архиепископу Белорусскому Георгию Конискому, который был природный малороссиянин, и долголетно находился в Киевской академии префектом и ректором. И сей-то архиерей, сообщил господину Полетыке летопись или историю сию. Уверяя архипастырски, что она ведена с давних лет в кафедральном Могилевском монастыри искусными людьми, сносившимися о нужных сведениях с учеными мужами Киевской академии и разных знатнейших Малороссийских монастырей. А паче тех, в коих проживал монахом Юрий Хмельницкий, прежде бывший гетман Малороссийский, оставивший в них многие записки и бумаги отца своего, гетмана Зиновия Хмельницкого, и самые журналы достопамятностей и деяний национальных, и что притом она вновь им пересмотрена и исправлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Скачать epub pdf События в шестом столетии третьего тысячелетия Каинан, сын Арфаксада и внук Сима, прожив 130 лет, родил Салу , а потом и других сыновей и дочерей. Святой Ной в девятьсот тридцатый год своей жизни, а от начала миробытия (по Георгию Кедрину) в 2572 год, по повелению Божию призвал своих сыновей, Сима, Иафета и Хама, и разделил между ними землю . Симу он повелел взять Азию, Иафету – Европу, а Хаму – Африку, дабы каждый из них поселился в своей части со своим племенем. Заповедал он им также не переходить пределов друг друга, чтобы не возникла между ними вражда, свара и брань, но чтобы каждый из них довольствовался своим уделом. Георгий Кедрин передает и то, что Ной завет сей записал и вручил Симу как старшему сыну, которому тогда (по сведениям Кедрина) был 431 год от рождения. Однако последующие племена, произошедшие от сих братьев, не соблюдали этого завета праотца Ноя, так как начали друг друга притеснять и озлоблять, прибегая к браням, что будет ясно впоследствии. Праведный Ной прожил после потопа 350 лет , достигнув 950 лет всей своей жизни. Призвал он сыновей, внуков и правнуков своих и учил их отеческими наставлениями, чтобы знали они Бога, Творца своего, веровали в Него и работали Ему, совершая добрые дела и соблюдая себя от злых дел, дабы не прогневать Бога и не навести на себя неожиданно какое-либо наказание. Учил их также и тому, чтобы они имели любовь между собою, не обижали друг друга, но в мире и кротости проводили жизнь. Затем, благословив всех, скончался в 2592 году от начала миробытия (по Георгию Кедрину), и оплакивало его все человеческое племя, размножившееся после потопа Желающий видеть в нашей русской Библии сомнительное исчисление лет, пусть здесь смотрит ( Быт. 9 , 28–29; 11, 10–11 ). Ной жил после потопа 350 лет и умер; Сим же, сын его, родив во второй год после потопа Арфаксада, прожил 335 лет и умер. Таким образом Сим умер лет за тридцать прежде отца своего Ноя. В «Слове о дворе и змие», приписываемом святому Златоусту и напечатанном в великом московском Соборнике на обороте 455-го листа, находится сказание о том, что в те древние времена до и после потопа никогда сын не умирал раньше отца, за исключением Ламеха, сына Мафусала, до потопа жившего. Когда же прошло от создания мира три тысячи триста и более лет, умер Арран прежде отца своего Фарры, ибо разгневался Бог на Фарру за идолопоклонство и умертвил его третьего сына Аррана. Согласно со Златоустом говорит о сем то же и святой Епифаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010