Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Я горжусь, что на нашей земле врачевал святитель Лука» Беседа с Евгенией Щукиной 14.06.2021 901 Время на чтение 15 минут 13 мая 2021 года кандидат психологических наук Евгения Щукина на Х Войно-Ясенецких чтениях была награждена Медалью Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого «за большой личный вклад в здравоохранение Архангельской области и многолетний добросовестный труд». Евгения Георгиевна является «Почетным членом Ломоносовского фонда» и председателем Ассоциации «Потомки рода Ломоносовых», ведь она связана родством с младшей сестрой Михаила Васильевича. 30 лет работает психологом. Была создателем психологической службы в Северном государственном медицинском университете (бывшем Архангельском государственном медицинском институте), где работает с 1994 года. В настоящее время доцент кафедры педагогики и психологии СГМУ (ранее кафедра психиатрии и клинической психологии), внештатный клинический психолог Министерства здравоохранения Архангельской области, отличник здравоохранения, постоянный консультант по вопросам психологии на местном телевидении. С 2016 года Евгения Георгиевна возглавляет региональное отделение Общества православных врачей, а с 2016 года — ветеранскую организацию СГМУ. Была автором и координатором проекта «Школа материнской любви». Более десяти лет спасает жизни нерожденных детей, работая с беременными женщинами и их семьями, консультируя население по вопросам взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Активно сотрудничает со специалистами медицинских учреждений, занимаясь предабортным консультированием. СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА В АРХАНГЕЛЬСКЕ Святитель Лука — Евгения Георгиевна, святитель Лука одно время находился в ссылке в Архангельске. Расскажите об этом времени. — Из 12 лет лагерей и ссылок два года Святитель Лука провел в Котласе и Архангельске. У меня есть фотографии городской амбулатории (поликлиники 2) в центре города, где с августа 1931 года профессор медицины вел ежедневный прием как хирург. К сожалению, в 1980-е годы это изумительное здание сгорело. Хирург-епископ получал всего 230 рублей в месяц (больше, чем медсестры, но меньше других врачей). На научные исследования у Святителя Луки не было ни времени, ни сил. Уменьшить нагрузку руководство отказалось в грубой форме. Пока хирург лечился в Ленинг раде от тяжелой болезни, в Архангельске его перевели в крошечную амбулаторию одного из лесозаводов. Считая новую должность несоответствующей его квалификации, Валентин Феликсович решительно отказался от назначения. В итоге ссыльного хирурга перевели на полторы ставки: он вел прием сначала как хирург и отоларинголог, а затем как хирург и окулист, работая с 4:00 до 20:00 с трехчасовым перерывом.

http://ruskline.ru/opp/2021/06/14/ya_gor...

Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин) (1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более 50 лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 1 . Святитель Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 году. Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святитель Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» 2 . Буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии Обстоятельно изучив его, святитель Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому и рассматривал его исключительно с практической миссионерской точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» 3 . В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» 4 . Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Скачать epub pdf Сочинения святителя Григория Паламы об исламе интересны и оригинальны сразу в нескольких отношениях. Прежде всего, их отличает от большинства представителей предшествующей традиции то, что они возникли из непосредственного опыта соприкосновения с миром ислама , и сам святитель для себя считает это важным, указывая в “письме”, что свое мнение об исламе и мусульманах он сформировал, “лучше узнав их образ жизни”. Творения Святителю Григорию принадлежит два сочинения, непосредственно касающихся ислама . Оба они написаны во время плена и могут быть надежно датированы 1355 г. Это «Письмо своей Церкви» и застенографированный Таронитисом диспут с некими хионами, состоявшийся по повелению эмира Орхана. Существует также письмо Давиду Дисипату , однако сообщения его об исламе слово в слово повторяют материал «Письма своей Церкви», поэтому рассматривать его отдельно не имеет смысла. Послание датируется последней частью плена, когда он был заключен в Никее, то есть, примерно весной 1355 г. Письмо ссылается также на диспут с некими хионами, который состоялся перед отправкой святителя в Никею. Диспут был записан неким врачем Таронитом, который никак иначе, кроме указаний Паламы, неизвестен. Место в византийской антиисламской полемике Антиисламские сочинения святителя Григория Паламы интересны и оригинальны сразу в нескольких отношениях. Прежде всего, их отличает от большинства представителей предшествующей традиции то, что они возникли из непосредственного опыта соприкосновения с миром ислама и сам святитель для себя считает это важным, указывая в «письме», что свое мнение об исламе и мусульманах он сформировал, «лучше узнав их образ жизни». Уже в Лампсаке состоялись первые богословские дискуссии с мусульманами, на основе которых святитель делает общие замечания об исламе и его последователях. Затем пленников переводят в летнюю резиденцию эмира Орхана, находившуюся неподалеку от Бруссы; где святитель участвовал в трапезе и апологетической беседе с внуком Орхана, турецким принцем Измаилом, о котором ему рассказывали как об «одном из самых жестоких людей и злобных врагов христиан», но который лично к свт. Григорию отнесся с уважением. Наконец, в Никее свт. Григорий наблюдает за похоронным ритуалом мусульман, и после оного завязывает разговор с совершавшим его имамом 1 . Все эти разговоры подробно описаны им. Свт. Григорий сожалеет, что у него не хватает сил записать все его разговоры с мусульманами, он убежден, что подобная запись как его реплик, так и реакций на них со стороны турок, была бы очень полезна для христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Забайкальская епархия Забайкальская епархия . I. Исторический очерк . – Со времени присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной епархии сибирской – Тобольской. С 1727 г., когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в состав этой последней, и с 1861 г. числилось в составе учрежденного в этом году Селенгинского викариатства. Самостоятельная «Забайкальская» епархия учреждена 28 января 1894 г., с кафедрою в г. Чите. При учреждении, в епархии было менее 200 церквей («З. Е. В.» 1900 г. 19). Инициатива учреждения самостоятельной Забайкальской епархии принадлежит бывшему в 1885 г. в г. Иркутске Собору сибирских преосвященных. Первым епископом «Забайкальским и Нерчинским» был преосвященный Георгий (Георгий Поликарпович Орлов), сын диакона Пензенской епархии, который – по окончании Томской семинарии в 1860 г. был с 1861 г. священником; овдовев, поступил в 1870 году в Московскую дух. академию, по окончании которой был учителем Томской семинарии, в 1881 г. назначен инспектором Благовещенской семинарии, с 1883 г. был в сане протоиерея; в 1885 г. назначен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г. принял монашество, с возведением в архимандрита, 24 января 1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского; 27 сентября 1898 г. переведен в Тамбов, с 1902 г. святительствует в Астрахани. Ныне святительствует в Чите преосвященный Мефодий (Маврикий Герасимов), уроженец Томской епархии; по окончании семинарского курса в Томске в 1878 г. он поступил в Казанскую дух. академию; из академии вышел по болезни с званием действительного студента; в конце 1882 г. был принят в Алтайскую миссию, здесь в 1885 г. принял монашество и 22 декабря рукоположен в иеромонаха, с назначением заведующим Алтайским катехизаторским училищем; в 1892 г. удостоен степени кандидата богословия, в 1893 г. возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии; 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского и 24 декабря 1898 г. назначен епископом Забайкальским. Огромные расстояния между жилыми местами, необеспеченность духовенства и отсутствие среди него лиц с высшим богословским образованием, наличность язычников-дикарей, и рядом с этим, нахлынувшая в самое последнее время волна культуры, имеющей своим богом мамону, – все это придает Забайкальской епархии совершенно необычный среди других, исконно-русских епархий, облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Антология семинарской жизни. Святитель Феофан. Семинарские и академические годы. Литература о духовных семинариях, их учащихся и учащих до сих пор остается мало известной даже в православной читающей аудитории. Между тем художественные произведения, мемуарные записки и публицистически очерки, которые, являясь весьма специфическим историческим свидетельством, посвящены внутреннему и внешнему описанию духовных школ, позволяют узнать много интересного об учебном процессе, досуге, быте, фольклоре семинаристов. Живые, искренние повествования, авторами которых обычно выступают люди, уже умудренные богатым жизненным опытом – прежде всего религиозным (архиереи, священники, преподаватели, выпускники семинарий и др.) дают уникальную возможность исподволь проследить этапы духовного роста, глубже понять причины, побуждающие к беззаветному, жертвенному служению Христу. Именно поэтому вниманию читателей нашего сайта впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Святитель Феофан Затворник Преосвященный Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавске, Елецкого уезда, Орловской губернии. Отец его, священник этого села, от природы человек очень способный, получил хорошее образование и отличался строго благочестивою жизнью. Он кончил курс родной семинарии со званием студента и оставлен был при ней в должности воспитателя юношества, так называемого «сениора». Как выдающийся среди духовенства деятель, он скоро был замечен епархиальной властью и назначен на важную и ответственную должность благочинного, каковую с честью проходил в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, любовь и уважение подчиненных. Мать преосвященного была женщина глубоко религиозная, в высшей степени скромная и трудолюбивая; отличительной чертой ее характера была мягкость и доброта сердца, особенно ярко выражавшиеся в ее сострадательности и всегдашней готовности прийти на помощь всякого рода нуждающимся.

http://pravoslavie.ru/30367.html

Дмитрий Георгиевич Добыкин (Санкт-Петербург) – кандидат богословия, доцент, секретарь кафедры библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии Общая история русской библеистики и библейской герменевтики в частности ещё не написана. В данной статье ставятся временные ограничения – XVIII – начало ХХ века. Ещё одно ограничение – будут рассмотрены только книги, хотя дореволюционные авторы писали и статьи по методам толкования библейского текста. Ключевые слова: библеистика, герменевтика, митрополит Платон (Левшин) , святитель Филарет (Дроздов) , архиепископ Феоктист (Мочульский), архиепископ Игнатий (Семёнов), П.И. Савваитов , И.Н. Корсунский . Библейскую герменевтику можно определить как науку об общих и частных принципах, методах и правилах понимания библейского текста. Один из принципов герменевтики предполагает, что библейский текст может иметь несколько смысловых уровней. Это подразумевает возможность обнаружения в тексте не только очевидного «буквального» смысла, но и нескольких более глубоких семантических уровней, выявление которых требует целенаправленного усилия со стороны толкователя 1 2 . В зависимости от того, какой уровень библейского текста рассматривается, используются разные экзегетические методы. Первыми в России по времени правилами для толкования библейского текста были рекомендации митрополита Платона (Левшина) . К сожалению, эти правила не удалось найти в творениях митрополита Платона, но они настолько примечательны, что их стоит привести полностью: «При толковании Писания должно: 1) Открыть буквальный смысл, и где темно, или от перевода, или по свойству языка, объяснить так, чтобы не осталось места, которого бы студенты не разумели, выключая некоторые весьма редкие места, кои не удобь понятны. 2) Истолковать смысл духовный и таинственный, особливо в Ветхом Завете, в тех местах, где оный прямо сокрывается. При сём надо остерегаться, чтобы сего не делать с принуждением, т. е. и там искать таинственного смысла, где оного нет, разве по некоторому натягиванию, как у многих толковников сие примечается, но где оный прямо и из слов и из связи и из параллельных мест следует, держась при том наилучших толкователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Могилевская земля - Куликово поле святителя Георгия Конисского 10.12.2007 912 Время на чтение 9 минут В истории государства российского трудно отыскать деятеля, сравнимого с архиепископом Георгием Конисским по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности, в каждой из которых он являлся новатором, который бы, как никто другой, все свои силы, здоровье отдал служению простому белорусскому народу. Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории. Мы бы проживали на территории другого государства, насильно были бы ассимилированы, молились бы другим богам. Нынешняя судьба белорусов Белостокской области тому свидетельство. Но исследователи русской истории, философии, русской литературы очень редко и с недомолвками касаются его имени. Белорусская же историография полагает, что он церковный деятель, украинс кий писатель, а посему очень редко проявляет внимание, притом поверхностное, к описанию его жизнедеятельности, исследованию его богатейшего творческого наследия. Он происходил из старого украинского служилого рода дворян. Его предки были видными представителями казачества и духовенства. Родился Конисский 20 ноября (по старому стилю) 1755 года, и при рождении его нарекли Григорием - бодрствующий, бдительный. Он получил хорошее семейное образование и воспитание и в 1728 году в 11 лет от роду был отдан в Киево-Могилянскую духовную академию. В 1743 году он блестяще с особой похвалой окончил полный академический курс и сразу вступает в иноческое звание и становится блестящим проповедником Киево-Печерской лавры. В 1747 году через два года работы в академии он назначается на должность префекта академии и одновременно на должность профессора кафедры философии. С 1751 года Конисский становится фактически ректором (невиданный должностной рост в истории). Высок его авторитет в научном мире, любой университет считал бы за честь иметь его своим преподавателем. Налажено и прочно материальное положение, но в 1755 году он вступает на путь личной Голгофы, и чтобы понять и оценить жертвенный подвиг Конисского, следует вспомнить общественно-политическую обстановку на территории современной Беларуси в те времена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Истина и любовь Святитель Феофан Затворник говорит: почему апостолы, будучи простыми людьми и не имея с человеческой точки зрения, никаких преимуществ в свою пользу, обратили стольких людей? Почему так располагались сердца слушателей к их проповеди? Потому что сказанное апостолами было истиной. Святитель указывает, что «вообще проповедь святых Апостолов, а по их следам и всех проповедников Евангелия, состояла в простом, без умствований, представлении истины... И это, можно сказать, естественнейший способ действования чрез слово – изображать истину, как она есть, не заграждая ее умственными соображениями и особенно предположениями о вероятностях» 106 . А в каждом человеке есть совесть, этот орган для различения истины от лжи. Поэтому, когда апостол проповедовал кому-то о Христе, внутри этого человека совесть подтверждала, что это действительно истина. И это относится и к нам, поскольку, когда мы говорим истину, слово наше становится твёрже, чем любое другое наше слово, построенное на догадках, предположениях, личных наблюдениях и даже опыте. Когда мы говорим истину о Христе, то на нашей стороне совесть того, кому мы проповедуем, она внутри него тоже говорит, – может быть, очень тонким чувством, – и подтверждает, что это правда. Конечно, свидетельство совести не может заставить человека согласиться с нами, оно лишь ставит его перед выбором. Слово Божие как огненный меч разделяет людей на тех, кто с любовью принимает его и тех, кто с ненавистью отвергает. Поэтому миссионеру приходится неизбежно сталкиваться не только с благодарностью слушателей, но и с негативной реакцией тех, кого слово о Христе ранит, ибо обличает внутреннюю тьму их душ. Так было и при проповеди апостолов – люди, не желающие отстать от злых дел своих, начинали раздражаться и враждовать, потому что голос совести не давал им успокоиться, и они чувствовали потребность сделать что-то, чтобы заглушить его. Некоторые не хотят проповедовать своим знакомым, как, впрочем, и незнакомым, именно потому что боятся столкнуться с такой вот негативной реакцией, резким неприятием, с тем, что собеседник станет относиться к ним хуже.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Святой равноапостольный архиепископ Николай (Касаткин И.Д. 1836–1912) – выдающийся русский миссионер в Японии, где он трудился более пятидесяти лет; основатель Японской Православной Церкви. Из десятков тысяч японцев, обращенных в Православие благодаря его трудам, значительную часть составляли буддисты, и в числе его помощников были бывшие буддистские монахи («бонзы»), как, например, Павел Савабе. Изучение буддизма святитель совершил в первые восемь лет своего пребывания в стране, когда, по его собственным словам, он «старался со всей тщательностью изучить японскую историю, религию и дух японского народа» 23 . Святой Николай предложил целостный очерк буддизма в своей работе «Япония с точки зрения христианской миссии», опубликованной в 1869 г 24 . Это было самое первое описание японского буддизма, которое стало доступно русскоязычному читателю. Из этого очерка видно, что автор изучил буддизм довольно основательно, но, по понятным причинам, ограничиваясь японским материалом. Если архиепископ Нил, знакомясь с буддизмом на бурятском материале, видел в нем лишь одну из разновидностей язычества, то святой Николай дает этому учению гораздо более высокую оценку. Он определяет буддизм как «лучшую из языческих религий, геркулесовы столбы человеческих усилий составить себе религию, руководствуясь теми темными остатками богооткровенных истин, которые сохранились у народов после рассеяния вавилонского» (С. 44). Обстоятельно изучив его, святой Николай, тем не менее, не испытывал интереса к буддизму как таковому, и рассматривал его исключительно с практической миссионерской с точки зрения. Такой взгляд позволил ему заметить то, на что другие исследователи буддизма и полемисты не обращали внимания. В частности, на миссионерские методы буддизма. Святитель упоминает о «гибкости буддизма и способности его приноровляться к обычаям страны, куда он является» (С. 44). В качестве иллюстрации автор указывает, что, по буддистским верованиям, будды и бодхисатвы клялись «рождаться в разных невежественных странах для привлечения их к спасению» (С. 45). Это позволяло буддистам объявить Аматерасу и других японских богов воплощениями будд и бодхисатв, предпринятыми для того, чтобы «приготовить его к восприятию истинного учения буддизма… Таким образом буддизм нарек японским богам свои имена, принял их под этими именами в свои храмы и зажил роскошно в Японии» (С. 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Содержание Письма свт. Феофана Затворника к Нецветаевой Татьяне Владимировне 19 февраля 1887. 1 июня 1887. 9 июля 1887. 10 ноября 1887. 16 апреля 1890. 2 мая 1890. 17 мая 1890. 27 июня 1890. 29 июля 1890. 3 апреля 1891. Декабрь 1891. 17 марта 1892. 23 июля 1892. 4 октября 1892. 8 ноября 1892. 13 декабря 1892. Январь 1893. 8 июня 1893. 20 октября 1893.     (Вступительная статья 1 ) Аннотация. Публикуется переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой, продолжавшаяся с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. В своих письмах к Т.В. Нецветаевой свт. Феофан касается преимущественно хозяйственно-бытовых вопросов, таких как ремонт и продажа дома, пересылка денежных средств и пр. Несмотря на отсутствие в данных письмах ярко выраженной богословской проблематики, они не теряют своей актуальности. Публикуемые письма интересны в том отношении, что в них святитель Феофан раскрывается перед читателем не столько как богослов и аскет, сколько как человек, внимательный к нуждам близких ему людей. Пребывая в затворе, он не считал зазорным для себя вникать в житейские нужды своих корреспондентов. Abstract. The correspondence of St. Theophan the Recluse with T. V. Netsvetaeva, which lasted from February 1887 to October 1893, is published. In his letters to T. V. Netsvetaeva, St. Feofan mainly concerns economic and household issues, such as the repair and sale of the house, the transfer of funds, etc. Despite the absence of pronounced theological issues in these letters, they do not lose their relevance. The published letters are interesting in the sense that in them St. Theophan reveals himself to the reader not only as a theologian and ascetic, but as a person attentive to the needs of people close to him. Staying in reclusion, he did not consider it shameful for himself to delve into the everyday needs of his correspondents. Переписка святителя Феофана Затворника с Т.В. Нецветаевой продолжалась с февраля 1887 г. по октябрь 1893 г. Татьяна Владимировна – дочь священника Владимира Никитича Макринова и сестры свт. Феофана – Любови Васильевны Макриновой (урожд. Говоровой). Была замужем за священником Александром Борисовичем Нецветаевым, настоятелем Вознесенско-Георгиевского храма в с. Казаки Елецкого уезда Орловской губернии, скончавшемся 6 февраля 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010