Полтава Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 49.589531; 34.551245 Украина, Полтава Полтава, Полтавская область Украина Крестовоздвиженский монастырь Полтава — город на территории Украины, административный центр Полтавской области . Расположен в северо-восточной части страны, на Приднепровской низменности. Находится на реке Ворскла. Первое упоминание о крае датируется XII веком, но, судя по археологическим раскопкам, на месте Полтавы ещё в VIII веке существовало поселение. Население города по состоянию на 1 марта 2015 года насчитывает 287 674 постоянных жителей. Содержание Православие в Полтаве [ править править код ] История Полтавской епархии начинается с 1054 года, когда, при святительстве Константинопольского патриарха Михаила Керулария, при Киевском Митрополите Иларионе, была создана Переяславская кафедра. Первым епископом Переяславским был Преосвященный Николай (1054 – 1072). Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года. После упразднения самостоятельной кафедры территория современной Полтавщины была, вероятно, под непосредственным управлением Киевского Первосвятителя. В 1700 году возобновлена Переяславская кафедра – как викариатство Киевской Митрополии. С 1733 по 1785 год существовала самостоятельная Малороссийско-Бориспольская епархия, которая в 1785 году снова стала викариатством Киевской Митрополии. В 1799 году ее переименовано в Малороссийскую и Переяславскую. В 1775 году была создана Словено-Херсонская епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины. До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716 – 1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году. Через три года архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец острова Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731 – 1800 гг.),тоже выдающийся церковный деятель, ученый и педагог эпохи Греческого Возрождения.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтава

Полтавская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полтавская область — Свято-Сампсониевский храм, Полтава область в центре Украины. Граничит на западе с Черкасской областью, на северо-западе с Киевской областью, на севере — с Черниговской и Сумской областями, на востоке — с Харьковской областью, на юге — с Кировоградской и Днепропетровской областями Украины. Образована 22 сентября 1937 года путём выделения из Харьковской области. Административный центр - город alt=Полтавская область, Свято-Сампсониевский храм Полтава2 . Содержание Православие в Полтавской области [ править править код ] История Полтавской епархии начинается с 1054 года, когда, при святительстве Константинопольского патриарха Михаила Керулария, при Киевском Митрополите Иларионе, была создана Переяславская кафедра. Первым епископом Переяславским был Преосвященный Николай (1054 – 1072). Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года. После упразднения самостоятельной кафедры территория современной Полтавщины была, вероятно, под непосредственным управлением Киевского Первосвятителя. В 1700 году возобновлена Переяславская кафедра – как викариатство Киевской Митрополии. С 1733 по 1785 год существовала самостоятельная Малороссийско-Бориспольская епархия, которая в 1785 году снова стала викариатством Киевской Митрополии. В 1799 году ее переименовано в Малороссийскую и Переяславскую. В 1775 году была создана Словено-Херсонская епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины. До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716 – 1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году. Через три года архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец острова Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731 – 1800 гг.),тоже выдающийся церковный деятель, ученый и педагог эпохи Греческого Возрождения.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

Саратовской епархии будут переданы мощевики 1 октября 2007 г. 16:24 2 октября в 11.00 в актовом зале Саратовского областного краеведческого музея состоится торжественная передача Саратовской епархии мощевиков с частицами мощей преподобномученика и исповедника Стефана Нового и святителя Никифора, Патриарха Константинопольского. Согласно Книге поступлений краеведческого музея, мощевики вошли в состав музейного собрания в 1939 году после «ликвидации Духосошественской церкви». До конца 1980-х годов они экспонировались вместе с мощевиком, хранившемся некогда в храме имения князей Голицыных в Зубриловке, переданном в 2005 году Свято-Троицкому собору г. Саратова. В феврале 2007 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило областному музею краеведения передать Саратовской епархии еще две святыни. Оба мощевика помещены в ковчег, специально изготовленный для них московскими мастерами. 2 октября этот ковчег будет передан епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину . После торжественной церемонии мощевики будут перевезены в Духосошественский собор г. Саратова, где владыка Лонгин совершит торжественный молебен. Преподобномученик Стефан Новый (†767) и святитель Никифор, Патриарх Константинопольский (†828), почитаются в Православной Церкви как исповедники иконопочитания. Святой Стефан Новый, живший в Константинополе и в юности принявший монашество, прославился своей святой жизнью и даром чудотворения. Считается покровителем моряков, так как, по преданию, не раз утишал бури и спасал корабли от крушения. Он пострадал от еретиков-иконоборцев при императоре Константине Копрониме, приняв мученическую кончину в 767 году. Исповедническую кончину от иконоборцев при Константине Копрониме принял и отец святителя Никифора, блаженный Феодор. На VII Вселенском Соборе святой Никифор произнес слово в защиту иконопочитания. Став Патриархом Константинопольским, он отстаивал верность учения Церкви. Царем-иконоборцем Львом святитель Никифор был отправлен в изгнание на далекий остров, где прожил 13 лет, скончавшись в 828 году. Пресс-служба Саратовской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/301529.htm...

Саратовской епархии будут переданы мощевики Саратов, 29 сентября 2007 г. 2 октября в 11.00 в актовом зале Саратовского областного краеведческого музея состоится торжественная передача Саратовской епархии мощевиков с частицами мощей преподобномученика и исповедника Стефана Нового и святителя Никифора, патриарха Константинопольского. Согласно Книге поступлений краеведческого музея, мощевики вошли в состав музейного собрания в 1939 году после «ликвидации Духосошественской церкви». До конца 1980-х годов они экспонировались вместе с мощевиком, хранившемся некогда в храме имения князей Голицыных в Зубриловке, переданном в 2005 году Свято-Троицкому собору г. Саратова. В феврале 2007 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии разрешило областному музею краеведения передать Саратовской епархии еще две святыни. Оба мощевика помещены в ковчег, специально изготовленный для них московскими мастерами, сообщает сайт Саратовской епархии. 2 октября этот ковчег будет передан епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину. После торжественной церемонии мощевики будут перевезены в Духосошественский собор г. Саратова, где епископ Лонгин совершит торжественный молебен. Преподобномученик Стефан Новый (†767) и святитель Никифор, патриарх Константинопольский (†828), почитаются в Православной Церкви как исповедники иконопочитания. Святой Стефан Новый, живший в Константинополе и в юности принявший монашество, прославился своей святой жизнью и даром чудотворения. Считается покровителем моряков, так как, по преданию, не раз утишал бури и спасал корабли от крушения. Он пострадал от еретиков-иконоборцев при императоре Константине Копрониме, приняв мученическую кончину в 767 году. Исповедническую кончину от иконоборцев при Константине Копрониме принял и отец святителя Никифора, блаженный Феодор. На VII Вселенском Соборе святой Никифор произнес слово в защиту иконопочитания. Став патриархом Константинопольским, он отстаивал верность учения Церкви. Царем-иконоборцем Львом святитель Никифор был отправлен в изгнание на далекий остров, где прожил тринадцать лет, скончавшись в 828 году.  29 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24151.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Предание скита Святой Анны. Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда     Предание афонского скита Святой Анны. Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда     В каливе Святителя Николая Иверского скита жил добродетельный и очень простой старец Никифор (бывший Духовником патриарха Константинопольского священномученика Григория V). У него было несколько учеников, и в их числе преподобномученик Евфимий.   После мученической кончины Евфимия его мощи были перевезены в деревянной бочке из Константинополя в каливу старца. Когда святые мощи прибыли, старец с горячими слезами обратился к своему святому ученику Евфимию и велел ему встать, чтобы облобызать его, что и было исполнено!   Умерший встал, они облобызались, а затем он снова почил...   Следует рассказать и еще один случай не менее удивительный. Старец Никифор решил выкопать под полом каливы колодец. Рабочие прокопали на глубину 56 метров и достигли твердой гранитной скалы, не обнаружив никаких признаков близкой влаги.   Тогда этот простой и исполненный веры старец, опечалившись, взял икону своих учеников-преподобномучеников (Евфимия, Игнатия, Акакия и Прокопия), опустил ее в колодец и сказал: Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда. А результатом этого было следующее чудо: на другой день колодец был полон воды, а икона святых плавала на поверхности. На каменном дне этого колодца и сегодня видна трещина, а вода имеет приятнейший вкус, настоящая агиасма.   Комментарии Всего комментариев: 2 2012/09/15, 18:52:41 Велеки чудеса Господни! 2012/09/14, 13:13:39 святая простота константин Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=1...

Святые Церковь чтит память праведной Софии, княгини Слуцкой В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия Церковь чтит память мученика Агапия и с ним семи мучеников Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа. Церковь празднует перенесение мощей святителя Никифора, Патриарха Константинопольского В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее, осудившем иконоборческую ересь, святой Никифор от имени императора Константина выступил в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. Церковь чтит память преподобного Феофилакта, епископа Никомидийского Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль. Церковь празднует обретение мощей святителя Луки, архиепископа Симферопольского С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/svyatye/page/27/

Краткое сказание о преподобном отце нашем Марке Подвижнике Преподобный Марк Подвижник 1 принадлежит к числу знаменитейших отцов египетских. Жизнь его продолжалась более ста лет: он был современником и тех из святых отцов, которые жили в конце IV столетия, и тех, которые были в начале V века. По сей-то причине, надобно полагать, и произошла некоторая разность в сказаниях о времени его жизни. О великой святости его и совершенстве духовном свидетельствует преподобный Макарий Александрийский , бывший пресвитером церкви Нитрийских келлиотов, в которую приходил из пустыни преподобный Марк для приобщения святых Таин. «Никогда же подах, – говорит святой Макарий, – божественный Тайны Марку Подвижнику аз, но ангел от олтаря подаваше ему невидимо, аз же точию персты руки по дающаго видех» 2 .   О писаниях же преподобного Марка свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул, который, кроме восьми его слов, упоминаемых патриархом Фотием, приписывает ему еще тридцать два других, обучающих всякому пути подвижнического жития, но, к сожалению, ныне не обретающихся. Упоминают также о сочинениях его преподобномученик Петр Дамаскин , святитель Григорий Фессалонитский, преподобный Григорий Синаит , святитель Каллист, патриарх Константинопольский, и другие многие из отцов, которые, прочитав оные, и нас к чтению их увещевают. Память преподобного Марка Подвижника Православная Церковь творит в 5-й день марта, проповедуя постнические его труды, и духовную мудрость в словах, и свыше данную ему благодать чудес 3 .   1 Подробная библиография (составитель – А.Г. Дунаев), посвященная прп. Марку Подвижнику , включающая в себя перечень изданий оригинального текста творений прп. Марка и их переводов, а также всех исследований, посвященных прп. Марку и его аскетическому учению, представлена в издании: Исихазм. Аннотированная библиография/Под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. – М„ 2004. С. 225–227. – Примеч.ред. Читать далее Источник: Аскетические творения/Преп. Марк Подвижник. - изд., испр.]. - [Сергиев Посад] : СТСЛ, 2013. - 228, с. (Сокровищница святоотеческой письменности). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ ОХРИДСКИЙ (ок. 1100, Охрид, Македония - ок. 1169 или 1174), архиеп. Фессалоникийский (1145-1169), богослов, ритор и церковный деятель. Был протонотарием Патриарха Михаила II (1143-1146). Как один из наиболее образованных церковных иерархов своего времени дважды принимал участие в диспутах в К-поле с лат. прелатами, с епископами Хафельбергским Ансельмом (2 или 3 окт. 1154) и Генрихом Беневентским (1166). В 1155 г. папа Адриан IV обратился к В. О. с просьбой о посредничестве в переговорах с визант. имп. Мануилом I для заключения унии Церквей (PG. 119. Col. 928-929). В ответе В. О. отклонил претензии Рима на примат и требовал уступок в вопросах Filioque и опресноков . Участник Константинопольского Собора 1157 г., на к-ром были осуждены за ересь Сотирих Пантевген и Никифор Василаки . в 1160 г. написал эпитафию на смерть имп. Ирины-Берты Зульцбахской, первой жены имп. Мануила. Для еп. Сирмия составил каноническое заключение о степенях родства, препятствующих вступлению в брак. Переписывался с поэтом Иоанном Цецем . Соч.: PG. 119. Col. 929-936, 1119-1120; Васильевский В. Неизд. надгробная речь Василия Охридского, архиеп./митр. Фессалоники//ВВ. 1894. Т. 1. С. 105-132; Regel W. Fontes rerum byzantinarum. СПб., 1917. Т. 1, 2. С. 311-330; Schmidt J. Des Basilius von Achrida, Erzbischofs von Thessalonich bisher unedierte Dialoge. Münch., 1901. Лит.: Dr ü seke J. Bischof Anselm von Havelberg und seine Gesandschaftsreisen nach Byzanz//ZKG. 1900. Bd. 21. S. 160-185; idem. Zu Basileios von Achrida//ZWTh. 1905. Bd. 48. S. 112-120; Janin R.//DHGE. T. 4. Col. 1160-1161; Mercati S. Βασλειος Αχριδηνς e non Βασιλες Αχριδηνν, Βασλειος e non Κλος//BZ. 1934. Bd. 34. S. 348-351; Schreiber G. Anselm von Havelberg und die Ostkirche//ZKG. 1942. Bd. 60. S. 354-411; Darrouz è s J. Un faux Théodore de Cyzique//REB. 1967. T. 25. P. 291-292; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/149761.html

Шёнборн К. Икона Христа. С. 199. Никифор, свт. Опровержение второе, 13. Указ. соч. С. 120–121. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. Т. 1. Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 575 с. – (Российские Пропилеи). С. 472. Никифор, свт. Опровержение первое, 30. Указ. соч. С. 56. Курсив наш. – В.Н. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры… С. 472. Никифор, свт. Опровержение первое, 30. Указ. соч. С. 56–57. Курсив наш. – В.Н. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры… С. 473. Никифор, свт. Опровержение второе, 47. Указ. соч. С. 92. Курсив наш. – В.Н. Никифор, свт. Опровержение первое, 30. Указ. соч. С. 57. Курсив наш. – В.Н. Обратный порядок – от первообраза к образу (иконе) – объясняется особенностями полемики свт. Никифора с иконоборцами. Никифор, свт. Опровержение первое, 23. Указ. соч. С. 39–40. Курсив наш. – В.Н. Этой проблеме свт. Никифор посвящает особый трактат «О херувимах», поставленных в Скинии у Ковчега Завета. Текст трактата см. в издании: Declerck J. Les sept opuscules Sur la fabrication des images attribues a Niciphore de Constantinople// Philomathestatos: Studies in Greek and Byzantine Texts Presented to Jacques Noret for his Sixty-Fifth Birthday I Ed. by B. Janssens, B. Roosen, P. Van Deun (Louvain, 2004) (Orientalia Lovaniensia Analecta, 137). P 105–164. Кратко об изображении ангелов святитель говорит в другом своем трактате. См.: Никифор, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова. Опровержение второе , 7–11//Творения святых отцов в русском переводе. Т. 67. Творения святого отца нашего Никифора Архиепископа Константинопольского. Ч. 2. – Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. – 254 с. – С. 97–134. С. 110–116. Никифор, свт. Опровержение второе, 7. Указ. соч. С. 110–111. Никифор, свт. Опровержение второе, 8. Указ. соч. С. 111. Никифор, свт. Опровержение второе, 9. Указ. соч. С. 113. Никифор, свт. Опровержение второе, 11. Указ. соч. С. 116. Курсив наш. – В.Н.

http://bogoslov.ru/article/6193123

Доказав необходимость создания и почитания икон Богочеловека, преп. Иоанн защищает и обосновывает существование изображений святых и благочестность почитания их мощей. Следующие за преп. Иоанном защитники иконопочитания, идя по его стопам, развили некоторые аспекты учения преподобного, а Седьмой Вселенский Собор окончательно это учение утвердил. 4. В песнотворчестве преп. Иоанн – все тот же систематик святоотеческого богословского наследия, с той лишь разницей, что здесь, в отличие от догматики и полемики, он более свободен в форме изложения. Результатом этой литературно-поэтической свободы стали высочайшие образцы его литургического творчества, ценные как по своей прекрасной форме, так и по глубокому и выверенному догматическому содержанию. Значение преп. Иоанна как гимнографа не сводится лишь к церковно-поэтическому творчеству, но определяется, главным образом, тем, что он создал значительную часть корпуса литургического богословия Православной Церкви. Глава четвертая. Священноисповедник Никифор Константинопольский §1. Жизнеописание Свят. Никифор Исповедник, патриарх Константинопольский, родился в Константинополе около 758 года, в сохранившей верность иконопочитанию придворной семье Феодора и Евдокии. Феодор служил нотарием при дворе императора Константина Копронима и за твердость в Православии был судим и заточен в тюрьме города Молина. После повторного суда в Константинополе и новых пыток, исповедник Феодор был отправлен в ссылку в город Никею. Там, спустя шесть лет, он отошел ко Господу. На протяжении всего исповеднического пути Феодора, его неотлучно сопровождала супруга Евдокия и маленький сын. Так что, можно сказать, свят. Никифор с детских лет нес исповеднический крест. После кончины отца, свят. Никифор жил с матерью в Константинополе, где получил блестящее светское образование, дополненное домашним христианским воспитанием. Забегая вперед, скажем, что Евдокия окончила свои дни в монастыре, инокиней, сподобившись увидеть сына на патриаршем престоле. В правление императора Льва Хазара, умеренного иконоборца, свят. Никифор начал свою карьеру при дворе в качестве нотария, а затем дослужился до должности советника императора. Такому его продвижению способствовала св. императрица Ирина, тайная иконопочитательница. В эти годы свят. Никифор начал подвизаться в защиту иконопочитания на богословско-литературной ниве. Он очень удачно опровергал аргументы ранее бывшего иконоборческого Собора 754 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010